https://aboutspacejornal.net/2018/01/10/%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%83%D1%8E-%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%83%D1%8E/
Молодцы! :-)
Прямо слизали идею из моего рассказика "Неизвестный космонавт" ;-) :-)
Отрывок:
«Ведущий: ...Чтобы все, происходившее в далеком уже 1987 году, стало окончательно ясно, остановимся на некоторых исторических и технических вопросах.
Вторая половина 80-х годов стала рубежной для советской космонавтики. В 1986 году была запущена новая орбитальная станция «Мир», которую предстояло дооснастить пятью модулями. В мае 87-го впервые стартовала мощная ракета-носитель «Энергия». Готовился к запуску многоразовый орбитальный корабль «Буран». Советский Союз начинал новую широкую программу освоения космического пространства.
В этой программе большое значение уделялось вопросам безопасности экипажей орбитальных комплексов и многоразовых кораблей. На памяти еще была трагедия «Челленджера» и гибель семерых американских пилотов в январе 1986 года. Советские конструкторы решили не допустить подобной судьбы для наших космонавтов.
В конструкторском бюро «Топаз» был создан миниатюрный космический корабль, который назвали «ИСКРА» - индивидуальный спасательный космический реактивный аппарат.
Об устройстве этого корабля мы попросили рассказать одного из его создателей – доктора технических наук Валерия Петровича Анисимова.
Видеокартина: Тамарин и Анисимов стоят около стены, увешанной стендами с изображениями космического корабля «Искра» во всех ракурсах. Рядом на столике – макеты «Искры», грузового корабля «Прогресс» и ракеты-носителя «Союз-У». Анисимов - высокий, седовласый, с крупным лицом. На вид ему можно дать около семидесяти лет. Одет в строгий синий костюм, модный галстук хорошо гармонирует с белоснежной рубашкой. Указкой показывает на стенды и рассказывает.
Анисимов (водит указкой по большой цветной схеме аппарата «Искра»): Внешне космический аппарат «Искра» напоминал уменьшенную в размерах и упрощенную по части бортового оборудования копию первого советского космического корабля «Восток». Аппарат-спасатель состоял из двух частей: круглой пилотируемой капсулы, диаметром около полутора метров, и двигательного отсека в форме усеченного конуса. В капсуле размещалось кресло для пилота, система управления кораблем, средства жизнеобеспечения космонавта, рассчитанные на суточный автономный полет, носимый аварийный запас – на случай посадки корабля в нештатном районе приземления. Двигательный отсек располагался в носовой части «Искры». Двигатели могли работать и во время старта ракеты-носителя – в качестве аварийной системы спасения, чтобы увести корабль подальше от терпящей аварию ракеты, так и в ходе орбитального полета – для ориентации в пространстве и торможения. Перед спуском в атмосфере двигательный отсек сбрасывался. На Землю возвращалась только шарообразная капсула с космонавтом. На высоте около семи километров вводился в действие парашют, и далее корабль плавно опускался на земную поверхность.
Несколько кораблей этого типа должны были выводиться на орбиту ракетой-носителем «Союз» и с помощью специального буксира доставляться к орбитальной станции «Мир». Их собирались разместить на внешней поверхности станции, соединив герметичным рукавом-шлюзом с обитаемыми отсеками «Мира». Предполагалось, что корабли «Искра» будут использоваться для экстренной эвакуации космонавтов на Землю – например, в случае болезни одного из членов экипажа. Это была актуальная задача: в 1985 году экипаж орбитальной станции «Салют-7» пришлось досрочно возвращать на Землю из-за болезни одного из космонавтов. Если бы тогда на орбитальной станции был корабль «Искра», то можно было бы эвакуировать только заболевшего, а остальной экипаж продолжил бы работу.
Предусматривалось использование миникорабля «Искра» и при первых полетах корабля «Буран». Если бы крылатый корабль по какой-то причине не мог бы совершить возвращение на Землю, его экипаж можно было эвакуировать с помощью двух-трех кораблей класса «Искра», которые заранее располагались бы в грузовом отсеке.
Ну, и наконец, «Искра» могла использоваться в беспилотном варианте – для оперативной доставки грузов – до трехсот килограмм – с орбитального комплекса на Землю.
Штатную эксплуатацию корабля мы планировали начать с 1990 года – после полного укомплектования «Мира» всеми модулями. Но перед этим должны были состояться испытательные полеты нашего «кораблика» - так мы, конструкторы, его между собой называли. В первых пяти пусках мы предполагали проверить корабль во время атмосферного полета – на этапе движения ракеты-носителя «Союз» в атмосфере. При этом имитировалось бы спасение космонавтов из многоразового корабля «Буран» в случае его аварии через несколько минут после старта с космодрома.
Первоначально эти планы предусматривали два беспилотных пуска и три пуска с пилотами внутри «Искры». Только потом, в случае полного успеха, мы собирались перейти к орбитальным испытаниям – два беспилотных полета с «Мира» на Землю и одно испытание с участием космонавта».
:-)