Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: октоген от 10.03.2017 15:48:46

Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: октоген от 10.03.2017 15:48:46
Как всем ( кроме строителей ангары   :D     ) известно самая лучшая по параметрам и стоимости ракета-это все же моноблок. Моськ нам доказал, что удлинение 15 и даже больше-это не помеха делу. Да и навесные баки на 1 ст вовсе не криминал. Тем более что под керосин их легко и дешево сделать углепластиковыми.

Из имеющихся в наличии движков только 171-й относительно пригоден, остальные в 4.1 м диаметр плоховато компонуются или не дают никаких преимуществ(180-й). Рд-175,увы,  пока фантазия даже на стенд не попавшая.

Выходит что для условного 25-тонника при мю пн хотелок ангары( куда уж хуже)  3.16% у нас не достаточно тяги движка. Один движок по условию сборки на заводе и транспортировке Русланом.

Положение могут спасти ТТУ. Но они не для нашего климата. Или пара недозаправленных УРМ от ангары. Но они дороги и привносят ненадежности за счет перенапряженных движков.

Для наших условий как мне кажется спасением от недостатка тяги на моноблоке могут стать ускорители вытеснительной схемы.

Ранее эта идея выдвигалась форумчанином Сало.

Предлагаю обсудить как может выглядеть( тяга и время работы)  такой ускоритель на вытесниловке, чем его заправлять и все прочие моменты. Благо последние веяния в плане аддитивных технологий и мотанных композитных баков  позволят сделать такой ускоритель не дорогим и надежным.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 10.03.2017 18:21:28
Похожая тема: http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum13/topic7906/

Давно я ждал такую тему. Сейчас представлю мой вариант двухступенчатой РН с вытесниловкой на обоих ступенях:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Масса ПН на НОО: 25 тонн
Масса ПН на ГПО-1800 при старте с Байконура/Восточного: 5.83 тонны
Стартовая масса на НОО: 620827 кг
Мю ПН на НОО: 4.02%
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ступень 2:
Топливная пара: ЖК+ЖВ
Масса заправленной ступени: 72391 кг
РЗТ: 63342 кг
Коэффициент заполнения: 0.9
Масса недозабора: 316 кг
Масса газа наддува (гелия, 500 К): 201 кг
Масса пустой ступени: 8532 кг
УИ: 430 сек
Давление в КС: 7 атм
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Масса ГО: 2000 кг, сброс одновременно с 1-й ступенью
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ступень 1:
Топливная пара: ЖК+ЖМ
Масса заправленной ступени: 521436 кг
РЗТ: 469292 кг
Коэффициент заполнения: 0.92
Масса недозабора: 2346 кг
Масса газа наддува (гелия, 500 К): 1350 кг
Масса пустой ступени: 48448 кг
УИ: 250-300-350 сек (ур. моря - вакуум - вакуум с сопловым насадком)
Давление в КС: 15-20 атм
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Будет эдакий Сатурн-1Б.

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/226207.jpg)
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Leonar от 10.03.2017 18:36:18
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
Будет эдакий Сатурн-1Б.

(http://s52.radikal.ru/i138/1110/e6/2821f409170a.jpg)
?
или в диаметр 4.1 запихнем?
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Антон Матвеев от 10.03.2017 18:44:33
Цитироватьоктоген пишет:
Моськ нам доказал, что удлинение 15 и даже больше-это не помеха делу.
Может лучше с удлинением не перебарщивать? Раз уж рассматриваем вытеснительную подачу, то стоит подумать и о массе баков. Хотя по части прочности, раз внутри большое давление наддува, это не настолько критично, как для обычных ракет.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Leonar от 10.03.2017 18:44:39
а то понимаешь
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/103597.jpg)
ЦитироватьБольшой пишет:
Энергия 1К в сравнении с метановым Зенитом. Диаметры обеих 4,1 м, РЗТ метановой 1 ступени 360 т.
а то у Вас РТЗ 470т, а это в 1,3 раза длиннее будет первая ступень
+ еще не короткая водородная...
примерно как  УРМ 3В еще 25м
+ ГО длиннее надобно , бо ПН 25т

ЦитироватьКомодский Варан пишет:

РЗТ: 469292 кг
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Антон Матвеев от 10.03.2017 18:51:05
ЦитироватьLeonar пишет:
или в диаметр 4.1 запихнем?
А возить это чем? Если первую ступень делать неразъемной, то общая длина выйдет под 50 метров, плюс надо еще габариты двигателей оценить, раз там давление в камере 21 атмосфера - они вообще влезут в 4,1 с учетом необходимости качания для обеспечения управления? Она же тогда даже в "Руслан" не поместиться.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 10.03.2017 18:52:20
ЦитироватьLeonar пишет: 
или в диаметр 4.1 запихнем?
В габариты Ан-124 запихнем. С трудом, но запихнем.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Leonar от 10.03.2017 18:58:06
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьLeonar пишет:
или в диаметр 4.1 запихнем?
В габариты Ан-124 запихнем. С трудом, но запихнем.
как?  :o   покажите право дело
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Антон Матвеев от 10.03.2017 18:58:47
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
В габариты Ан-124 запихнем. С трудом, но запихнем.
Там всего 41,5 метр длины грузового отсека. Даже с совмещенными днищами не пройдет. Там чисто длина баков выйдет больше 44 метров.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 10.03.2017 19:05:02
ЦитироватьАнтон Матвеев пишет: 
Там всего 41,5 метр длины грузового отсека. Даже с совмещенными днищами не пройдет. Там чисто длина баков выйдет больше 44 метров.
При плотности топливной пары 830 кг/м3, коэфф-те заполнения 0.92 и диаметре 4.35 м длина ступени без двигателя составит 41.3 метра. Можно возить отдельно двигатель, а лучше немного перекомпоновать РН: увеличить РЗТ 2-й ступени, и уменьшить РЗТ 1-й. Тогда ступень с двигателем поместится без проблем.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 10.03.2017 19:13:40
ЦитироватьАнтон Матвеев пишет: плюс надо еще габариты двигателей оценить, раз там давление в камере 21 атмосфера - они вообще влезут в 4,1 с учетом необходимости качания для обеспечения управления?
При степени расширения сопла = 5, De = 4210.55 mm. Ну а неохлаждаемый сопловой насадок можно хоть возить вертолетом, хоть сваривать на месте.

ЦитироватьАнтон Матвеев пишет: с учетом необходимости качания для обеспечения управления?
Можно просто впрыскивать топливо за критическое сечение КС.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Leonar от 10.03.2017 19:15:38
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
диаметре 4.35 м

вы по 25мм оставите для впихивания 41.3м в Ан124?  :o

примерно габариты поделия со схожим РТЗ
правда вторая тоже метановая
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/104014.jpg)
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Leonar от 10.03.2017 19:17:25
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
увеличить РЗТ 2-й ступени, и уменьшить РЗТ 1-й. Тогда ступень с двигателем поместится без проблем.
а общая длинна более 100м не настораживает?
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Антон Матвеев от 10.03.2017 19:18:17
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
Можно просто впрыскивать топливо за критическое сечение КС.
А разве так получиться по крену управлять? Двигатель там ведь один на ступень, так?
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 10.03.2017 19:21:31
ЦитироватьАнтон Матвеев пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
Можно просто впрыскивать топливо за критическое сечение КС.
А разве так получиться по крену управлять? Двигатель там ведь один на ступень, так?
Так. Поэтому придется поставить небольшие двигатели для управления по крену.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Дмитрий В. от 10.03.2017 18:25:43
Какое давление наддува в баках?
Из чего сделаны баки?
Да, и кстати, остатки незабора для лучших РН - примерно 1,2-1,5% от массы РЗТ.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Антон Матвеев от 10.03.2017 19:30:05
ЦитироватьLeonar пишет:
а общая длинна более 100м не настораживает?
А откуда там сотня метров? У кислород-водородного топлива средняя плотность 0,33 т/м3 - так что вторая ступень там существенно меньше первой выходит. Ну на обтекатель еще метров 15, да и с диаметром его хорошо бы определиться - 4,35 или все-таки чуть больше 5?
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 10.03.2017 19:31:27
ЦитироватьLeonar пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
увеличить РЗТ 2-й ступени, и уменьшить РЗТ 1-й. Тогда ступень с двигателем поместится без проблем.
а общая длинна более 100м не настораживает?
Настораживает. А что мы заладили про эту транспортабельность? Постройка вытесниловской РН - не столь сложный технический процесс, завод по производству можно и нужно построить около космодрома.

Тогда при диаметре 5.5 м длина РН составит не более 55 метров (с учётом 10-метрового ГО). Вот вам и Сатурн-1Б.

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/132173.jpg)
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Leonar от 10.03.2017 19:35:52
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
Тогда при диаметре 5.5 м длина РН составит не более 55 метров (с учётом 10-метрового ГО). Вот вам и Сатурн-1Б.


тогда зачем нам 25т?
даешь 80...100   :)
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Дмитрий В. от 10.03.2017 18:36:49
ЦитироватьКомодский Варан пишет: 
Настораживает. А что мы заладили про эту транспортабельность? Постройка вытесниловской РН - не столь сложный технический процесс, з

Ничуть не проще чем для РН с насосной подачей.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 10.03.2017 19:39:45
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Какое давление наддува в баках?
На 3-4 атм больше, чем в КС.

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Из чего сделаны баки?
AISI-301

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Да, и кстати, остатки незабора для лучших РН - примерно 1,2-1,5% от массы РЗТ.
Наша РН имеет общее с лучшими РН только название :D . Вытесниловка позволяет выжигать топливо до полного расходования одного из компонентов, при попадании газа наддува в КС ничего плохого не произойдёт. При проектировании BA-2 закладывалась масса недозабора 0.5% от РЗТ. Я принял такое-же значение.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 10.03.2017 19:40:39
ЦитироватьLeonar пишет: 
тогда зачем нам 25т?
даешь 80...100  :)
Супертяж будет невостребован.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 10.03.2017 19:42:13
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
Настораживает. А что мы заладили про эту транспортабельность? Постройка вытесниловской РН - не столь сложный технический процесс, з

Ничуть не проще чем для РН с насосной подачей.
Производство гладких баков без всяких фрезеровок несомненно проще. Про ЖРД на вытесниловке вообще молчу.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Leonar от 10.03.2017 19:42:50
ЦитироватьАнтон Матвеев пишет:
А откуда там сотня метров? У кислород-водородного топлива средняя плотность 0,33 т/м3 - так что вторая ступень там существенно меньше первой выходит
ну 45м 1ст  + 22м на водородную +ГЧ на 25м 92м (да, немного меньше :) )
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Leonar от 10.03.2017 19:44:58
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
Супертяж будет невостребован.

то-то их все делают... ну да ладно...
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Дмитрий В. от 10.03.2017 18:46:11
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Какое давление наддува в баках?
На 3-4 атм больше, чем в КС.
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Из чего сделаны баки?
AISI-301
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Да, и кстати, остатки незабора для лучших РН - примерно 1,2-1,5% от массы РЗТ.
Наша РН имеет общее с лучшими РН только название  :D  . Вытесниловка позволяет выжигать топливо до полного расходования одного из компонентов, при попадании газа наддува в КС ничего плохого не произойдёт. При проектировании BA-2 закладывалась масса недозабора 0.5% от РЗТ. Я принял такое-же значение.
Ба! Да Вы пребываете в блаженной уверенности, что двигатель проглотит газовый пузырь и не поморщится? Позвольте узнать, на чём основана Ваша уверенность?
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 10.03.2017 19:47:16
ЦитироватьLeonar пишет:
ЦитироватьАнтон Матвеев пишет:
А откуда там сотня метров? У кислород-водородного топлива средняя плотность 0,33 т/м3 - так что вторая ступень там существенно меньше первой выходит
ну 45м 1ст + 22м на водородную +ГЧ на 25м 92м (да, немного меньше  :)  )
46 метров на 1 ступень+18 метров на 2 ступень+10 метров на ГО = 74 метра.

ГЧ на 25м это что???
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Антон Матвеев от 10.03.2017 19:47:26
ЦитироватьLeonar пишет:
+ГЧ на 25м
Зачем? Упоминалось же про ПН на ГПО-1800, спутнику 25 метров не нужно.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 10.03.2017 19:48:30
ЦитироватьLeonar пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
Супертяж будет невостребован.

то-то их все делают... ну да ладно...
Кроме SLS, которая вряд ли слетает больше раз, чем Сатурн-5, супертяжей нет.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 10.03.2017 19:52:29
ЦитироватьДмитрий В. пишет: 
Ба! Да Вы пребываете в блаженной уверенности, что двигатель проглотит газовый пузырь и не поморщится? Позвольте узнать, на чём основана Ваша уверенность?
При полной выработке одного из компонентов происходит резкое падение тяги, СУ прекращает подачу обоих компонентов. Вот и всё.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Leonar от 10.03.2017 19:54:06
ЦитироватьАнтон Матвеев пишет:
Зачем? Упоминалось же про ПН на ГПО-1800, спутнику 25 метров не нужно.

а фиг знает зачем протону ГО такой делать хотят...
 (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/69278)
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Дмитрий В. от 10.03.2017 18:59:09
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Ба! Да Вы пребываете в блаженной уверенности, что двигатель проглотит газовый пузырь и не поморщится? Позвольте узнать, на чём основана Ваша уверенность?
При полной выработке одного из компонентов происходит резкое падение тяги, СУ прекращает подачу обоих компонентов. Вот и всё.
То есть, никаких экпериментальных данных в вашем распоряжении нет, и Вы основываетесь лишь на умозвительных рассуждениях?
Для сведения: в обычных ракетах с насосной подачей датчик СУРТ обычно показывает "сухо", когда уровень компонента достигает заборного устройства. Т.е. все магистрали подачи оказываются заполненными + еще немного остается собственно в баках. Чем Ваше предложение отличается от этого? Ведь СУ не может мгновенно перекрыть подачу компонента, а расход здоровый, т.е. отсекать подачу компонента придется еще тогда, когда оно находится в баке у заборного устройства. В противном случае, ЖРД хлебнёт пузыря, и что с ним будет после этого представить трудно. Так что оставляйте незабо на уровне 1,5% РЗТ и не парьтесь.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Антон Матвеев от 10.03.2017 20:01:04
ЦитироватьLeonar пишет:
а фиг знает зачем протону ГО такой делать хотят...

И где вы там такие габариты увидели:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/157277.jpg)
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Дмитрий В. от 10.03.2017 19:03:52
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
Настораживает. А что мы заладили про эту транспортабельность? Постройка вытесниловской РН - не столь сложный технический процесс, з

Ничуть не проще чем для РН с насосной подачей.
Производство гладких баков без всяких фрезеровок несомненно проще. Про ЖРД на вытесниловке вообще молчу.
Да ну! Варить  лист AISI 301 толщиной 17-18 мм просто?
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 10.03.2017 20:04:55
ЦитироватьДмитрий В. пишет: 
То есть, никаких экпериментальных данных в вашем распоряжении нет, и Вы основываетесь лишь на умозвительных рассуждениях?
Для сведения: в обычных ракетах с насосной подачей датчик СУРТ обычно показывает "сухо", когда уровень компонента достигает заборного устройства. Т.е. все магистрали подачи оказываются заполненными + еще немного остается собственно в баках. Чем Ваше предложение отличается от этого? Ведь СУ не может мгновенно перекрыть подачу компонента, а расход здоровый, т.е. отсекать подачу компонента придется еще тогда, когда оно находится в баке у заборного устройства. В противном случае, ЖРД хлебнёт пузыря, и что с ним будет после этого представить трудно. Так что оставляйте незабо на уровне 1,5% РЗТ и не парьтесь.
В моём варианте один из компонентов расходуется полностью, в баке и  магистрали одного из компонентов вообще не остается топлива. За время падения большого давления в баке СУРТ успеет перекрыть подачу остающегося компонента. Даже принятие массы недозабора 1.2-1.5% от РЗТ не приведёт к значительному ухудшению характеристик РН.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Дмитрий В. от 10.03.2017 19:06:12
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
То есть, никаких экпериментальных данных в вашем распоряжении нет, и Вы основываетесь лишь на умозвительных рассуждениях?
Для сведения: в обычных ракетах с насосной подачей датчик СУРТ обычно показывает "сухо", когда уровень компонента достигает заборного устройства. Т.е. все магистрали подачи оказываются заполненными + еще немного остается собственно в баках. Чем Ваше предложение отличается от этого? Ведь СУ не может мгновенно перекрыть подачу компонента, а расход здоровый, т.е. отсекать подачу компонента придется еще тогда, когда оно находится в баке у заборного устройства. В противном случае, ЖРД хлебнёт пузыря, и что с ним будет после этого представить трудно. Так что оставляйте незабо на уровне 1,5% РЗТ и не парьтесь.
В моём варианте один из компонентов расходуется полностью, в баке и магистрали одного из компонентов вообще не остается топлива. За время падения большого давления в баке СУРТ успеет перекрыть подачу остающегося компонента. Даже принятие массы недозабора 1.2-1.5% от РЗТ не приведёт к значительному ухудшению характеристик РН.
Да одна масса стальных баков все слопает, согласен. Остатки незабора здесь - слону дробина. Кстати, гелий же в баллонах будет храниться?
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Дмитрий В. от 10.03.2017 19:08:43
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
То есть, никаких экпериментальных данных в вашем распоряжении нет, и Вы основываетесь лишь на умозвительных рассуждениях?
Для сведения: в обычных ракетах с насосной подачей датчик СУРТ обычно показывает "сухо", когда уровень компонента достигает заборного устройства. Т.е. все магистрали подачи оказываются заполненными + еще немного остается собственно в баках. Чем Ваше предложение отличается от этого? Ведь СУ не может мгновенно перекрыть подачу компонента, а расход здоровый, т.е. отсекать подачу компонента придется еще тогда, когда оно находится в баке у заборного устройства. В противном случае, ЖРД хлебнёт пузыря, и что с ним будет после этого представить трудно. Так что оставляйте незабо на уровне 1,5% РЗТ и не парьтесь.
В моём варианте один из компонентов расходуется полностью, в баке и магистрали одного из компонентов вообще не остается топлива. За время падения большого давления в баке СУРТ успеет перекрыть подачу остающегося компонента. Даже принятие массы недозабора 1.2-1.5% от РЗТ не приведёт к значительному ухудшению характеристик РН.
Не понимаете :(  Еще раз: что произойдет с ЖРД, если через одну часть форсунок вместо жидкости начнет поступать сначала газо-жидкостная смесь непонятного состава, а потом газ, а через другую по-прежнему будет подаваться компонент?
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 10.03.2017 20:19:45
ЦитироватьДмитрий В. пишет: 
Да ну! Варить лист AISI 301 толщиной 17-18 мм просто?
Намного проще, чем фрезеровать обечайку.

ЦитироватьДмитрий В. пишет: 
Кстати, гелий же в баллонах будет храниться?
 Да. Схема заправки как у Сатурна-5.

ЦитироватьДмитрий В. пишет: 
что произойдет с ЖРД, если через одну часть форсунок вместо жидкости начнет поступать сначала газо-жидкостная смесь непонятного состава, а потом газ, а через другую по-прежнему будет подаваться компонент?
Тяга очень быстро упадёт, затем СУРТ прекратит подачу обоих компонентов. 
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Дмитрий В. от 10.03.2017 19:20:15
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Какое давление наддува в баках?
На 3-4 атм больше, чем в КС.
Расчетом подтвердить сможете? А то гложут смутные сомнения, что потери давления из-за гидравлических сопротивлений (заборные устройства, трубопроводы с изгибами, форсунки) будут заметно выше.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Штуцер от 10.03.2017 20:26:39
Особенно перепад на форсунках.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Дмитрий В. от 10.03.2017 19:29:50
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Да ну! Варить лист AISI 301 толщиной 17-18 мм просто?
Намного проще, чем фрезеровать обечайку.
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Кстати, гелий же в баллонах будет храниться?
Да. Схема заправки как у Сатурна-5.
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
что произойдет с ЖРД, если через одну часть форсунок вместо жидкости начнет поступать сначала газо-жидкостная смесь непонятного состава, а потом газ, а через другую по-прежнему будет подаваться компонент?
Тяга очень быстро упадёт, затем СУРТ прекратит подачу обоих компонентов.
 что сложного в фрезеровке обечайки на станке с ЧПУ? Очень производительная операция. А можно прессованные панели исползовать. А можно вообще гладкие листы с приварными стрингерами и шпангоутами как на Ф9.
А массу баллонов прикидывали для 1-й ступени?
По поводу работы ЖРД на газовом пузыре хотелось бы каких-то эмпирических данных
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Дмитрий В. от 10.03.2017 19:30:56
ЦитироватьШтуцер пишет:
Особенно перепад на форсунках.
Вот!
Я так думаю, на глазок,  если в КС 20 атм, то в баке должно быть в районе 40.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 10.03.2017 20:33:30
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Какое давление наддува в баках?
На 3-4 атм больше, чем в КС.
Расчетом подтвердить сможете? А то гложут смутные сомнения, что потери давления из-за гидравлических сопротивлений (заборные устройства, трубопроводы с изгибами, форсунки) будут заметно выше.
Идём читать про transtage: http://commons.erau.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=3216&context=space-congress-proceedings (http://commons.erau.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=3216&context=space-congress-proceedings) 
ЦитироватьThe propellant system is required to supply oxidizer at flow rates between 32.7 and 35.5 pounds per second and fuel between 16.3 and 17.7 pounds per second to the engines at tank pressures between 160 and 166 psia.

Это около 11 атмосфер в баках, в КС ЖРД около 7 атмосфер.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Штуцер от 10.03.2017 21:20:56
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
Идём читать про transtage
Не идем читать. Варан, Вы с вытесниловкой носитесь по темам, как Пилюлькин с касторкой и йодом. Есть же пределы. Плюньте на фунты и дюймы и посмотрите на давление в баках Союза и на давление в камере СКД.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Вернер П. от 10.03.2017 20:31:05
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьШтуцер пишет:
Особенно перепад на форсунках.
Вот!
Я так думаю, на глазок, если в КС 20 атм, то в баке должно быть в районе 40.
Вроде как, перепад может быть в пределах 5-10 атм. Причем меньший перепад на форсунках весьма положительно влияет на ВЧ устойчивость
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 10.03.2017 21:32:42
ЦитироватьДмитрий В. пишет: 
А массу баллонов прикидывали для 1-й ступени?
~1500 кг
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 10.03.2017 21:33:17
ЦитироватьШтуцер пишет: Плюньте на фунты и дюймы и посмотрите на давление в баках Союза
Нафига мне ваш Союз, если тут вытесниловская РН?
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Вернер П. от 10.03.2017 20:34:07
Цитироватьоктоген пишет:
Предлагаю обсудить как может выглядеть( тяга и время работы)такой ускоритель на вытесниловке, чем его заправлять и все прочие моменты.
Из общих моментов, тяговооруженность ускорителя должна быть около 2-х.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Штуцер от 10.03.2017 21:35:33
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьШтуцер пишет: Плюньте на фунты и дюймы и посмотрите на давление в баках Союза
Нафига мне ваш Союз, если тут вытесниловская РН?
Смесетбразование и перепад на форсунках различны?
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Штуцер от 10.03.2017 21:37:06
ЦитироватьПлейшнер пишет:
Вроде как, перепад может быть в пределах 5-10 атм. Причем меньший перепад на форсунках весьма положительно влияет на ВЧ устойчивость
Вот досада. Откуда же берется больший
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Вернер П. от 10.03.2017 20:42:19
ЦитироватьШтуцер пишет:
Откуда же берется больший
               
                  
бОльший, это какой?
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Дмитрий В. от 10.03.2017 20:47:36
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
А массу баллонов прикидывали для 1-й ступени?
~1500 кг
На 1,5 тонны гелия? :o
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Штуцер от 10.03.2017 21:58:20
ЦитироватьПлейшнер пишет:
ЦитироватьШтуцер пишет:
Откуда же берется больший
               
                  
бОльший, это какой?
Вам виднее, Ваши слова.  :D
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Вернер П. от 10.03.2017 21:03:01
ЦитироватьШтуцер пишет:
ЦитироватьПлейшнер пишет:                               
бОльший, это какой?
Вам виднее, Ваши слова.  :D
Как результат компромисса между устойчивостью и тонкостью распыла
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 10.03.2017 22:06:00
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
А массу баллонов прикидывали для 1-й ступени?
~1500 кг
На 1,5 тонны гелия?  :o  
На 1350 кг. Удельная масса баллонов ~ 150 кг/м3.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: C-300 от 10.03.2017 20:17:55
Мысли в слух. Касаемо того, что случится в случае окончания компонента.
В КС горение идёт при альфа<1. Здесь, похоже, не закладываются на потери в тракте охлаждения. Значит, его нет, а охлаждение идёт мощным пристеночным слоем (ну и абляцией ещё). Следовательно, альфа будет ещё меньше, чем в обычных ЖРД.

Итак, два варианта:
1) Первым кончается окислитель. Км падает, двигатель выключается.
2) Первым кончается горючее. В процессе останова Км начнёт повышаться и приближаться к стехиометрии - начнёт расти температура. Пристеночный слой при этом разрушиться и начнёт гореть. Что при этом будет с КС - вопрос весьма интересный. :)
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: октоген от 10.03.2017 22:17:06
Гойспода! Я напоминаю, что в теме обсуждаем ускоритель. Который работает первые 30-40 секунд полета и компенсирует недостачу тяги 171-го для 750-850  т ракеты.  Целиком первую ступень на вытесниловке-это в др  темы.

Мнится мне что ускоритель должен работать первые 30-40 сек. Ведь за 40 сек 171-й  съест 100 т компонентов топлива.  И иметь тягу 100-200 т. С одной стороны мой разум требует не более 4 ускорителей, с другой понимаю что на вытесниловке ускоритель на 200 т тяги может выйти со своими косяками. Да и использование такого ускорителя в более легких ракетах приветствуется. Ограничителями тяги могут выступать и шар-баллоны, которые потребных габаритов на 200 т тяги ускорителя могут не производиться или быть неоправданно дорогими.

Отдельный вопрос с числом камер вытеснительного ЖРД. Поскольку предполагается аддитивная технология то горшок выйдет хорошо если на 50 т тяги. Вроде америкосы уже печатали форсуночные головки. Поэтому считаю что ФГ тоже изготовлена по аддитивной технологии, правда с последующей доработкой "напильником".
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: октоген от 10.03.2017 22:26:27
ЦитироватьПлейшнер пишет:
Цитироватьоктоген пишет:
Предлагаю обсудить как может выглядеть( тяга и время работы)такой ускоритель на вытесниловке, чем его заправлять и все прочие моменты.
Из общих моментов, тяговооруженность ускорителя должна быть около 2-х.
С этим полностью согласен. 2, а то и 2.5-3.  Ориентироваться стоит на параметры GEM-60, но только на вытеснилове и тяга не менее 100 т.  УРМ ангары например по тяговооружености явно калека.

Французские Диаманты на вытесниловке имели вееесьма скромный УИ. Поэтому удельные параметры нашего ускорителя скорее всего будут хуже GEM-60.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 11.03.2017 08:01:25
октоген, 4 ускорителя тягой по 100 т каждый. Время работы 60 сек, топливная пара: закись азота+этан, самонаддув. Массовое совершенство ~ 0.2, масса ускорителя ~ 30 т, УИ 235-250 сек (ур. моря - вакуум).
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Дмитрий В. от 11.03.2017 08:21:03
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
А массу баллонов прикидывали для 1-й ступени?
~1500 кг
На 1,5 тонны гелия?  :o  
На 1350 кг. Удельная масса баллонов ~ 150 кг/м3.
Вы нас не пичкайте удельными цифрами, взятыми невесть откуда. Приведите исходные данные, а также прямой расчет размеров, толщин и масс баллонов. При давлениях хранения порядка 35МПа масса даже композитных баллонов должна быть в разы больше массы хранимого газа - это так, намёк.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Сергей Капустин от 11.03.2017 08:56:34
кстати, о транспортировке.

если мы говорим о вытесниловке и массовое совершенство по.... может сделать ступень секционную, как ускоритель шатла?

разделить на две части - бак окислителя и бак топлива, потом собрать на месте.

да, совмещенных днищ нет. зато вести удобнее.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 11.03.2017 15:20:46
ЦитироватьДмитрий В. пишет: 
Вы нас не пичкайте удельными цифрами, взятыми невесть откуда. Приведите исходные данные, а также прямой расчет размеров, толщин и масс баллонов. При давлениях хранения порядка 35МПа масса даже композитных баллонов должна быть в разы больше массы хранимого газа - это так, намёк.
При давлении 30МПа и температуре -205 С в 1 м3 содержится 212 кг гелия. Для первой ступени потребуются баллоны емкостью 6.5 м3. Титановые ш/б будут весить около 7000 кг, композитные ~ 845-1950 кг.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: октоген от 11.03.2017 15:33:28
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
октоген , 4 ускорителя тягой по 100 т каждый. Время работы 60 сек, топливная пара: закись азота+этан, самонаддув. Массовое совершенство ~ 0.2, масса ускорителя ~ 30 т, УИ 235-250 сек (ур. моря - вакуум).
Это при каком давлении в КС? У Диаманта на вонючке выходило около 200 с УИ. И что-то мне кажется что даже на кислород-керосине УИ будет в районе 220-230.

Да, переохлажденный гелий наверное не прокатит. Ускоритель должен быть заправлен газом. А компоненты топлива заправляются вместе с основной ракетой. 

Вопрос навески ускорителей тоже интересен. Если будут навесные баки 1 ст, то придется их навешивать уже на столе.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 11.03.2017 16:39:21
Цитироватьоктоген пишет: 
Это при каком давлении в КС? У Диаманта на вонючке выходило около 200 с УИ. И что-то мне кажется что даже на кислород-керосине УИ будет в районе 220-230.
30-40 атм.

Цитироватьоктоген пишет: 
Да, переохлажденный гелий наверное не прокатит.
Нафиг не нужен, у нас самонаддув.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Дмитрий В. от 11.03.2017 18:47:35
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Вы нас не пичкайте удельными цифрами, взятыми невесть откуда. Приведите исходные данные, а также прямой расчет размеров, толщин и масс баллонов. При давлениях хранения порядка 35МПа масса даже композитных баллонов должна быть в разы больше массы хранимого газа - это так, намёк.
При давлении 30МПа и температуре -205 С в 1 м3 содержится 212 кг гелия. Для первой ступени потребуются баллоны емкостью 6.5 м3. Титановые ш/б будут весить около 7000 кг, композитные ~ 845-1950 кг.
Вы уверены, что композитные будут в разы лече титановых? С какого перепуга? Да, плотность углевпластика меньше почти в 3 раза, но и прочность меньше. К тому же треебуется лейнер. Прекратите уже фантазировать! :D
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 11.03.2017 20:10:40
ЦитироватьДмитрий В. пишет: 
Вы уверены, что композитные будут в разы лече титановых? С какого перепуга? Да, плотность углевпластика меньше почти в 3 раза, но и прочность меньше. К тому же треебуется лейнер. Прекратите уже фантазировать!  :D  
Прекратите уже недовольстваваться всем. Изучайте: http://www.psi-pci.com/Technical_Paper_Library/AIAA2002-4349%20Astrolink%20Pres.pdf
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Дмитрий В. от 11.03.2017 19:25:08
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Вы уверены, что композитные будут в разы лече титановых? С какого перепуга? Да, плотность углевпластика меньше почти в 3 раза, но и прочность меньше. К тому же треебуется лейнер. Прекратите уже фантазировать!  :D  
Прекратите уже недовольстваваться всем. Изучайте: http://www.psi-pci.com/Technical_Paper_Library/AIAA2002-4349%20Astrolink%20Pres.pdf
Да что Вы мне все пэдээфочки суёте? Мне они не нужны, я способен и сам сделать расчет. Нет никакого многократного, как в Ваших фантазиях, выигрыша в массе от использования композитов. А Ваша вытеснительная ракета больше похожа на чушку: научитесь уже массу считать. Вот сколько у Вас конечная масса блока 1-й ступени получается? А в реальности - не менее 75 т будет. И кому Ваша чугуняка нужна?
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Andrey от 11.03.2017 15:58:40
ЦитироватьКомодский Варан пишет: 
При давлении 30МПа и температуре -205 С в 1 м3 содержится 212 кг гелия. 
30 МПа 70 К 128 кг/м^3. Сычев В.В. и др. Термодинамические свойства гелия. 1984
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 11.03.2017 21:09:20
ЦитироватьДмитрий В. пишет: 
Да что Вы мне все пэдээфочки суёте? Мне они не нужны, я способен и сам сделать расчет. Нет никакого многократного, как в Ваших фантазиях, выигрыша в массе от использования композитов. А Ваша вытеснительная ракета больше похожа на чушку: научитесь уже массу считать. Вот сколько у Вас конечная масса блока 1-й ступени получается? А в реальности - не менее 75 т будет. И кому Ваша чугуняка нужна?
Ок, считаем по вашей же формуле:

Цитироватьтолщина оболочки d = f*P*R/Sв - для цилиндрических обечаек, где f - коэф-т безопасности, P-максимальное эксплуатационное давление, R-радиус обечайки, Sв - предел временной прочности.
d = 1.3*2.5 МПа*2.175 м/800 МПа = 0.883 см, с учетом ослабления материала при сварке примем 1 см.
S = 2*П*r*(h+r), S = 2*3.14*2.175*(41.3+2.175) = 594 м2, 
V = 594 м2 * 0.01 м = 5.94 м3.
m = 5.94 м3 * 7800 кг/м3 = 46322 кг, с учетом массы межбака будет около 47 тонн.
Массу ЖРД оценим в 15000 кг
Масса баков наддува, ну пускай по-вашему 4000 кг
Масса гелия 1350 кг
Масса недозабора (по-вашему 1.5% от РЗТ) = 7000 кг
Массу прочих агрегатов и систем оценим в 1000 кг

Итого: 75350 кг.


Я считаю, что массу недозабора можно сократить до 2500 кг, массу баков наддува до 2000 кг. Это уменьшит конечную массу блока на 6500 кг, до 68850. 

ПН на ГПО-1800 упадёт примерно до 5 тонн. И шо?
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 11.03.2017 21:11:23
ЦитироватьAndrey пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
При давлении 30МПа и температуре -205 С в 1 м3 содержится 212 кг гелия.
30 МПа 70 К 128 кг/м^3. Сычев В.В. и др. Термодинамические свойства гелия. 1984
Спасибо, тут уравнение Клапейрона-Менделеева даёт ошибку почти в 2 раза.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Дмитрий В. от 11.03.2017 20:13:10
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Да что Вы мне все пэдээфочки суёте? Мне они не нужны, я способен и сам сделать расчет. Нет никакого многократного, как в Ваших фантазиях, выигрыша в массе от использования композитов. А Ваша вытеснительная ракета больше похожа на чушку: научитесь уже массу считать. Вот сколько у Вас конечная масса блока 1-й ступени получается? А в реальности - не менее 75 т будет. И кому Ваша чугуняка нужна?
Ок, считаем по вашей же формуле:
Цитироватьтолщина оболочки d = f*P*R/Sв - для цилиндрических обечаек, где f - коэф-т безопасности, P-максимальное эксплуатационное давление, R-радиус обечайки, Sв - предел временной прочности.
d = 1.3*2.5 МПа*2.175 м/800 МПа = 0.883 см, с учетом ослабления материала при сварке примем 1 см.
S = 2*П*r*(h+r), S = 2*3.14*2.175*(41.3+2.175) = 594 м2,
V = 594 м2 * 0.01 м = 5.94 м3.
m = 5.94 м3 * 7800 кг/м3 = 46322 кг, с учетом массы межбака будет около 47 тонн.
Массу ЖРД оценим в 15000 кг
Масса баков наддува, ну пускай по-вашему 4000 кг
Масса гелия 1350 кг
Масса недозабора (по-вашему 1.5% от РЗТ) = 7000 кг
Массу прочих агрегатов и систем оценим в 1000 кг

Итого: 75350 кг.


Я считаю, что массу недозабора можно сократить до 2500 кг, массу баков наддува до 2000 кг. Это уменьшит конечную массу блока на 6500 кг, до 68850.

ПН на ГПО-1800 упадёт примерно до 5 тонн. И шо?
Так Вы перепад давлений на форсунках сосчитали? Или так, 5 атм, к давлению в КС приплюсовалми, и вперёд? Вот даже в Транстейдже давление в баках в 1,7 раза выше, чем в КС. Так что смело увеличивайте давление наддува до 35-40 атм.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 11.03.2017 21:21:10
ЦитироватьДмитрий В. пишет: 
Так Вы перепад давлений на форсунках сосчитали? Или так, 5 атм, к давлению в КС приплюсовалми, и вперёд? Вот даже в Транстейдже давление в баках в 1,7 раза выше, чем в КС. Так что смело увеличивайте давление наддува до 35-40 атм.
В баках Транстейджа было 11 атм, в КС ЖРД 7 атм. 11/7 = 1.57. У меня в баках 25 атм, в КС будет около 25/1.57 = 16 атмосфер. Разница 9 атмосфер, у BA-2 она была 10 атмосфер (в баках 40 атм, в КС 30). Вроде всё сходится.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: октоген от 11.03.2017 23:59:29
Не забудьте что нам нужна тяговооруженность. Так что я бы принял давление в кс в 2 раза меньше давления наддува.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 12.03.2017 09:12:41
Цитироватьоктоген пишет:
Не забудьте что нам нужна тяговооруженность. Так что я бы принял давление в кс в 2 раза меньше давления наддува.
Достичь хорошей тяговооружённости можно и не увеличивая давление.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 12.03.2017 09:21:19
Дмитрий В., как видим, массовое совершенство моей чугунной первой ступени составляет 0.13. Массовое совершенство верхних ступеней с пониженным давлением в КС составит 0.11. А это уже почти как у Блока "И" РН Союз. 

Какова Ваша оценка стоимости указанной мною чугунной первой ступени?
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Дмитрий В. от 12.03.2017 09:23:04
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Так Вы перепад давлений на форсунках сосчитали? Или так, 5 атм, к давлению в КС приплюсовалми, и вперёд? Вот даже в Транстейдже давление в баках в 1,7 раза выше, чем в КС. Так что смело увеличивайте давление наддува до 35-40 атм.

В баках Транстейджа было 11 атм, в КС ЖРД 7 атм. 11/7 = 1.57. У меня в баках 25 атм, в КС будет около 25/1.57 = 16 атмосфер. Разница 9 атмосфер, у BA-2 она была 10 атмосфер (в баках 40 атм, в КС 30). Вроде всё сходится.

То есть Вы уже и давление в КС до 16 атм понизили. Упадет УИ. В этом и ловушка вытесниловки: понизил давление в баках для снижения массы, но уменьшился УИ, В результате - никакого роста эффективности. Для верхних ступеней - ещё так-сяк, но для первых - это ж.па.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Юрий Темников от 12.03.2017 12:17:06
Эх! Изобрету! Супервытесниловка.Работать точно будет,не знаю насколько надежно.Итак топливо ЖМ и ЖК.Наддув в баках обычный или чуть увеличен 3-5 атм собственными газами.На каждый бак три небольших промежуточных бака высокого давления,МАХ обьем 3-4% основного,теплообменник высокого давления и горелка.Еще потребуется небольшой электронасос высокого давления для подпитки теплообменника.начинаем работу:включаем горелку и насос.Поднимаем давление горячего газа в промежуточном баке.Два других заполнены,ну скажем ЖМ.Закрываем клапан основного бака в одном из них.Открываем клапан газа  высокого давления.То же самое происходит в системе ЖК.Включается и начинает работать ЖРД.В это же время начинает повышаться давление во втором баке с ЖМ.После выработки примерно 2\3 обьема ЖМ  баки переключаются при одинаковом давлении в обоих,газ из первого бака сбрасыватся в основной,бак снова наполняется.Затем процесс повторяется до момента отключения ЖРД.ПМСМ давление в КС можно поднять как минимум до100-150 атм.Вопрос насколько надежна такая гидравлическая схема и сможет ли она работать с большим обьемом жидкостей.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Вернер П. от 12.03.2017 11:36:55
ЦитироватьЮрий Темников пишет:
Эх! Изобрету! Супервытесниловка.Работать точно будет,не знаю насколько надежно.Итак топливо ЖМ и ЖК.Наддув в баках обычный или чуть увеличен 3-5 атм собственными газами.На каждый бак три небольших промежуточных бака высокого давления,МАХ обьем 3-4% основного,теплообменник высокого давления и горелка.Еще потребуется небольшой электронасос высокого давления для подпитки теплообменника.начинаем работу:включаем горелку и насос.Поднимаем давление горячего газа в промежуточном баке.Два других заполнены,ну скажем ЖМ.Закрываем клапан основного бака в одном из них.Открываем клапан газа высокого давления.То же самое происходит в системе ЖК.Включается и начинает работать ЖРД.В это же время начинает повышаться давление во втором баке с ЖМ.После выработки примерно 2\3 обьема ЖМ баки переключаются при одинаковом давлении в обоих,газ из первого бака сбрасыватся в основной,бак снова наполняется.Затем процесс повторяется до момента отключения ЖРД.ПМСМ давление в КС можно поднять как минимум до100-150 атм.Вопрос насколько надежна такая гидравлическая схема и сможет ли она работать с большим обьемом жидкостей.
Нам бы схемку аль чертеж. :)
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Комодский Варан от 12.03.2017 12:54:54
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Так Вы перепад давлений на форсунках сосчитали? Или так, 5 атм, к давлению в КС приплюсовалми, и вперёд? Вот даже в Транстейдже давление в баках в 1,7 раза выше, чем в КС. Так что смело увеличивайте давление наддува до 35-40 атм.

В баках Транстейджа было 11 атм, в КС ЖРД 7 атм. 11/7 = 1.57. У меня в баках 25 атм, в КС будет около 25/1.57 = 16 атмосфер. Разница 9 атмосфер, у BA-2 она была 10 атмосфер (в баках 40 атм, в КС 30). Вроде всё сходится.

То есть Вы уже и давление в КС до 16 атм понизили. Упадет УИ. В этом и ловушка вытесниловки: понизил давление в баках для снижения массы, но уменьшился УИ, В результате - никакого роста эффективности. Для верхних ступеней - ещё так-сяк, но для первых - это ж.па.
Ну хорошо. Берём новую трехступенчатую РН в диаметре 5.5 м.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 
Масса ПН на ГПО-1800 при старте с Байконура/Восточного: 7 тонн
Стартовая масса на ГПО: 635.44 тонны 
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 
Ступень 3: 
Топливная пара: ЖК+ЖВ 
Цитироватьd = 1.3*1 МПа*2 м/800 МПа = 0.325 см, примем 0.4 см. 
S = 2*П*r*(h+r), S = 2*3.14*2*(6.9+2) = 112 м2
V = 112 м2 * 0.004 м = 0.448 м3. 
m = 0.448 м3 * 7800 кг/м3 = 3495 кг, ну пускай будет 3700 кг. 
Масса заправленной ступени: 31.74 тонны 
РЗТ: 27 тонн 
Коэффициент заполнения: 0.92 
Масса баков: 3700 кг
Масса ЖРД: 400 кг
Масса недозабора: ~ 300 кг 
Масса газа наддува (гелия, 500 К): 70 кг 
Масса баков наддува: 270 кг
Масса пустой ступени: 4740 кг 
Массовое совершенство: 0.15
Тяга ЖРД: 20 тс
TWR: 0.52
Давление в КС: 7 атм 
Степень расширения сопла: 40
Dt = 435.78 mm
De = 2756.11 mm
УИ: 430 cек
deltaV на ГПО = 5036 m/s

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 
Ступень 2: 
Топливная пара: ЖК+ЖВ 
Цитироватьd = 1.3*1 МПа*2.75 м/800 МПа = 0.45 см, примем 0.5 см. 
S = 2*П*r*(h+r), S = 2*3.14*2.75*(19.8+2.75) = 390 м2
V = 390 м2 * 0.005 м = 1.95 м3. 
m = 1.95 м3 * 7800 кг/м3 = 15210 кг, ну пускай будет 15600 кг. 
Масса заправленной ступени: 170 тонн 
РЗТ: 147 тонн 
Коэффициент заполнения: 0.92 
Масса баков: 15600 кг
Масса ЖРД: 4000 кг
Масса недозабора: ~ 1700 кг 
Масса газа наддува (гелия, 500 К): 400 кг 
Масса баков наддува: 1300 кг.
Масса пустой ступени: 23000 кг 
Массовое совершенство: 0.135
Тяга ЖРД: 200 тс
TWR: 0.96
Давление в КС: 7 атм 
Степень расширения сопла: 15
Dt = 1417.63 mm
De = 5490.47 mm
УИ: 410 cек
deltaV на ГПО = 4762 m/s
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 
Масса ГО: 2000 кг, сброс одновременно с 1-й ступенью 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ступень 1: 
Топливная пара: ЖК+ЖМ 
Цитироватьd = 1.3*2.5 МПа*2.75 м/800 МПа = 1.11 см, с учетом ослабления материала при сварке примем 1.3 см. 
S = 2*П*r*(h+r), S = 2*3.14*2.75*(20+2.75) = 393 м2 
V = 393 м2 * 0.013 м = 5.1 м3. 
m = 5.1 м3 * 7800 кг/м3 = 39780 кг, с учетом массы межбака пускай будет 40 тонн.
Масса заправленной ступени: 424.7 тонн
РЗТ: 362 тонны
Коэффициент заполнения: 0.92 
Масса баков: 40 тонны
Масса ЖРД: 13 тонн
Масса недозабора: ~ 4.5 тонны
Масса газа наддува (гелия, 500 К): 1.2 тонны 
Масса баков наддува: 4 тонны
Конечная масса ступени: 62.7 тонн
Массовое совершенство: 0.147
Тяга ЖРД: 800 тс (на уровне моря)
TWR: 1.26
Давление в КС: 16 атм 
Степень расширения сопла: 5
Dt = 2200.29 mm
De = 4919.99 mm
УИ: 238-297 сек
deltaV на ГПО = 2447 м/с
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Сергей от 12.03.2017 13:49:35
ЦитироватьЮрий Темников пишет:
Эх! Изобрету! Супервытесниловка.Работать точно будет,не знаю насколько надежно.Итак топливо ЖМ и ЖК.Наддув в баках обычный или чуть увеличен 3-5 атм собственными газами.На каждый бак три небольших промежуточных бака высокого давления,МАХ обьем 3-4% основного,теплообменник высокого давления и горелка.Еще потребуется небольшой электронасос высокого давления для подпитки теплообменника.начинаем работу:включаем горелку и насос.Поднимаем давление горячего газа в промежуточном баке.Два других заполнены,ну скажем ЖМ.Закрываем клапан основного бака в одном из них.Открываем клапан газа высокого давления.То же самое происходит в системе ЖК.Включается и начинает работать ЖРД.В это же время начинает повышаться давление во втором баке с ЖМ.После выработки примерно 2\3 обьема ЖМ баки переключаются при одинаковом давлении в обоих,газ из первого бака сбрасыватся в основной,бак снова наполняется.Затем процесс повторяется до момента отключения ЖРД.ПМСМ давление в КС можно поднять как минимум до100-150 атм.Вопрос насколько надежна такая гидравлическая схема и сможет ли она работать с большим обьемом жидкостей.
Вообще то подобные схемы известны, в частности для определенного уровня мощности используется в рулевых приводах РДТТ с ПУС. Исходный вариант - источник давления ТТГГ с безметальным ТТ и пониженной температурой, шар-баллон с разделительной мембраной , заполненный гидросмесью, которая под давлением газов ТТГГ подается в полость высокого давления рулевой машины. С полости низкого давления гидросмесь сбрасывается за борт. При повышении потребной мощности , соответственно потребного объема гидросмеси, иногда добавляют еще два шар-баллона и гидросмесь из полости низкого давления РМ сбрасывается не за борт, а в полости шар-баллонов, отключенных от газовой магистрали ТТГГ . Далее почти опорожненный шар-баллон, отключается от газовой магистрали и производится заполнение гидросмесью из полостей низкого давления РМ, а к полостям высокого давления РМ и к газовой магистрали ТТГГ подключаются уже ранее заполненные шар-баллоны. В принципе достаточно двух шар-баллонов, но третий стабилизирует работу системы в моменты переключений режимов работы шар-баллонов. 
Предлагаемая Юрием Темниковым схема где то уже упоминалась, кажется в теме про Лина, но здесь надо считать диапазон возможного применения как по массовой эффективности, так и по стоимости. Навскидку  диапазон применения - верхние ступени , примерно там же , где используют вытеснительную систему подачи топлива.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: октоген от 12.03.2017 18:33:10
Темников, подобное уже даавно обсуждали на Авиабазе. В принципе идея рабочая, только вот пока с реализацией туговато. Ибо постоянный нестационарный процесс с перепадами давления.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Юрий Темников от 12.03.2017 20:31:48
Цитироватьоктоген пишет:
Темников, подобное уже даавно обсуждали на Авиабазе. В принципе идея рабочая, только вот пока с реализацией туговато. Ибо постоянный нестационарный процесс с перепадами давления.
Практически не сомневался.уж больно проста схема.А кому мешает нестационарность процесса в баках высокого давления?На выходе то,(в КС )оно будет стабильным!Просто было интересно смотреть как бьются наши ученые мужи над вытесниловкой,вот и прикинул на коленке очередную схемку по" скрещению ужа и ежа.  ;)  Ссылочку не скинете,полюбопытствую.                                                                                                                          
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Юрий Темников от 12.03.2017 20:40:42
ЦитироватьСергей пишет:
Предлагаемая Юрием Темниковым схема где то уже упоминалась, кажется в теме про Лина, но здесь надо считать диапазон возможного применения как по массовой эффективности, так и по стоимости. Навскидкудиапазон применения - верхние ступени , примерно там же , где используют вытеснительную систему подачи топлива.
Спасибо!Понял. Механизм немного другой,но отличия небольшие.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Юрий Темников от 13.03.2017 16:49:01
ЦитироватьПлейшнер пишет:
Нам бы схемку аль чертеж.  :)  
Чертить уже разучился, нарисовал:1.Бак с ЖМ.2.Промежуточные баки ВД для ЖМ.3.Бак ВД для газообразного М-вытеснителя.5,6 горелка;теплообменник.7.ЖРД .8Клапаны.9.регуляторы давления.10.электронасос ВДна схеме не показан.Как работает написано выше.Это только половинка.Для ЖК дубль. (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/69331)
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: октоген от 13.03.2017 17:40:49
Что-то сложно) В теме ускоритель, максимально простой. По конструктиву должен приближаться к ТТУ.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Дмитрий В. от 13.03.2017 21:19:53
Пневмонасосы, пневмонасосы...
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: октоген от 13.03.2017 21:45:21
Ага, в Днепре  на эту тему даже диссеров понаписывали. Правда воз и ныне там :D
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Юрий Темников от 13.03.2017 23:09:50
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Пневмонасосы, пневмонасосы...
Кстати,самые первые паровые двигатели (правильно  двигатели;машины ли не уверен).
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Shestoper от 14.03.2017 00:56:35
ЦитироватьСергей пишет: Навскидку диапазон применения - верхние ступени , примерно там же , где используют вытеснительную систему подачи топлива.
Или первые ступени гипертяжей.
Вместо 42 ТНА, как у Маска, может быть по сути один многокамерный ЖРД с одним общим на все камеры пневмонасосом для горючего и одним для окислителя.
Причём массовое совершенство ступени и УИ, в отличии от простой вытеснилки и РДТТ, могут быть близки к ступеням с турбонасосными ЖРД.
Особенно интересен этот вариант для многоразового использования - единый пневмонасос на все КС должен быть проще в межполетном обслуживании, чем целая вязанка из десятков ТНА.
Название: Стартовый ускоритель вытеснительной схемы.
Отправлено: Сергей от 14.03.2017 11:18:23
ЦитироватьShestoper пишет:
ЦитироватьСергей пишет: Навскидку диапазон применения - верхние ступени , примерно там же , где используют вытеснительную систему подачи топлива.
Или первые ступени гипертяжей.
Вместо 42 ТНА, как у Маска, может быть по сути один многокамерный ЖРД с одним общим на все камеры пневмонасосом для горючего и одним для окислителя.
Причём массовое совершенство ступени и УИ, в отличии от простой вытеснилки и РДТТ, могут быть близки к ступеням с турбонасосными ЖРД.
Особенно интересен этот вариант для многоразового использования - единый пневмонасос на все КС должен быть проще в межполетном обслуживании, чем целая вязанка из десятков ТНА.
С увеличением стартовой массы (тяги) увеличивается потребная мощность системы подачи топлива и с некоторой тяги пневмонасосная схема будет уступать схеме с ТНА и по массовому совершенству , и по стоимости. Близкий пример - рулевые гидропривода РДТТ (и не только) - малая мощность - вытеснительная подача гидросмеси и слив за борт (пример - гидропривод для решеток Фалькона 9), с увеличением потребной мощности - пневмонасосная подача гидросмеси, затем ТТГГ + аксиально-поршневые мотор и насос, далее газовая турбина+аксиально-поршневой насос, и на финише - ЖГГ + ТНА - приводы бустеров шатлов, SLS.К тому же большие объемы газа в баллонах высокого давление - опасно, а с ростом потребной мощности объемы баллонов будут расти.