Спойлер
13.3. АГРЕГАТЫ НАДДУВА
Агрегаты наддува предназначены для создания заданного давления в
газовой подушке топливных баков при работе ДУ путем подачи в нее
газа. Поэтому системы наддува баков во многом аналогичны вытеснитель-
ным системам подачи компонентов топлива, но давление наддува баков
существенно меньше давления в баках при вытеснительной подаче и
составляет 0,2 ... 0,4 МПа и лишь в отдельных случаях достигает 0,6 МПа.
Для наддува топливных баков используют как холодный, так и
горячий газ. Наддув горячим газом, например с помощью специальных ЖГГ,
вызывает некоторое усложнение ДУ, но обеспечивает, как и применение
теплообменников, заметное снижение ее массы и поэтому находит
применение, особенно для баков горючего крупных РН.
Наиболее простым является наддув гелием, хранящимся в
специальном баллоне. Гелий подается через магистрали наддува и редукторы
давления в каждый бак. С помощью такой системы легко обеспечить высокую
точность поддержания давления наддува баков. Наддув топливных баков
гелием использовался в ДУ экспериментального самолета Х-15 и
применяется в настоящее время во второй ступени РН "Ариан", ракетной
ступени "Центавр" и кислородного бака второй ступени японской РН Н-1.
В ДУ более ранних разработок использовался наддув баков
окислителя и горючего (или только бака горючего, как в первой ступени РН
"Сатурн-1") газообразным азотом, хранящимся в баллоне.
Однако выигрыш в массе залитой и сухой ДУ обеспечивает наддув
горячим газом. В некоторых кислородно-водородных ЖРД (J-2, SSME,
LE-5 и др.) для наддува бака жидкого водорода используется отбор
нагретого газообразного водорода из того места в охлаждающем тракте камеры,
где он имеет необходимые значения температуры и давления. В ЖРД J-2
третьей ступени РН "Сатурн-5" для наддува бака используется часть
водорода, отбираемого из охлаждающего тракта для перезарядки пускового
баллона, причем эта часть используется при пониженном давлении.
Давление наддува водородного бака основной ДУ МТКК "Спейс
шаттл" составляет 0,27 ... 0,28 МПа.
В системах наддува широко применяют теплообменники. Их обычно
устанавливают на линии отработанного турбинного газа (после турбины).
В ЖРД с дожиганием теплообменник размещают в газоводе, В ЖРД
SSME он размещается на выходе из турбины кислородного ТНА, при этом
теплообменник жидкого кислорода контактирует с турбинным газом,
имеющим избыток горючего, поэтому любая негерметичность
теплообменника может привести к катастрофическим последствиям.
Указанный теплообменник представляет собой сложный сварной
узел и расположен в таком месте, где его дефектоскопия затруднительна,
Поэтому надежности такого теплообменника должно быть уделено особое
внимание,
Расход подогретого кислорода, поступающего в кислородный бак
основной ДУ МТКК "Спейс шаттл", регулируется с помощью редуктора
давления, расположенного в баке.
Давление наддува указанного кислородного бака равно 0,137 ... 0,147
МПа- Давление наддува в обоих баках основной ДУ МТКК "Спейс шаттл"
перед стартом (до начала работы бортовой системы наддува)
обеспечивается гелием от наземного источника.
В ЖРД без дожигания теплообменник размещается непосредственно в
выхлопном коллекторе турбины (в двигателях РД-107 л РД-108 или в
выхлопном патрубке турбины (ЖРД F-1 и Н-1 и др.). Теплообменник
двигателя РД-119 для наддува кислородного бака размещался между
выхлопным коллектором турбины и трубопроводом рулевых сопел.
В теплообменник может подаваться гелий из специального баллона;
баллон может размещаться не только вне топливных баков, но и внутри
бака с криогенным компонентом топлива. Например, бак горючего первой
ступени РН "Сатурн-5" наддувался гелием из баллонов, прикрепленных к
шпангоутам внутри кислородного бака.
Чаще в теплообменник подается небольшая часть основного
компонента топлива из магистрали за главным клапаном. Таким компонентом
может быть любой криогенный компонент топлива, а также четырехокись
азота*
Теплообменник (испаритель) двигателя РД-119 (рис, 13.4) для
наддува кислородного бака состоит из сварных между собой корпуса 1, двух
змеевиков 4 и 5, входного штуцера 6, выходного штуцера 3 и фланца 2.
Корпус 1 представляет собой тонкостенную оболочку, сваренную из двух
штампованных половин. Со стороны
входа обработанного турбинного газа
корпус имеет отбортовку, к которой
приваривается фланец 2, служащий для
подсоединения теплообменника к
выхлопному коллектору турбины. С другой
стороны корпуса имеется отбортовка
для приварки трубопровода рулевой
системы. На корпусе имеются две
штамповки с отверстиями, в
которые вставляются и привариваются
входной штуцер 6 и выходной
штуцер 3. Внутри корпуса имеются два
змеевика 4 и 5, вставленные один в
другой. Жидкий кислород подается в змеевики через входной штуцер
в котором устанавливается жиклер, обеспечивающий заданный расход
@,17 кг/с). Зазор между витками каждого из змеевиков обеспечивается
обвязкой их проволокой в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
Все детали теплообменника выполнены из коррозионно-стойкой стали.
Фланцем 2 теплообменник подсоединяется к выхлопному коллектору
турбины.
Проходя по змеевику, жидкий кислород испаряется и затем в
газообразном состоянии подогревается отработанным турбинным газом, посту,
пающим из выхлопного коллектора турбины, до требуемой температуры
D50 ... 550 К), после чего отводится через выходной штуцер для наддува
кислородного бака.
Для разобщения змеевиков теплообменника и магистрали окислителя
до запуска двигателя в трубопроводе, подводящем кислород к нему,
имеется обратный клапан. При раскрутке ротора ТНА окислитель своим
давлением преодолевает силу сжатия пружины и давление предстартового
наддува и открывает обратный клапан.
Для наддува топливных баков ДУ первой ступени РН "Титан-2"
используется теплообменник, в который поступает отработанный турбинный
газ и, отдавая свою теплоту четырехокиси азота (она отбирается за насосом
ТНА), охлаждается и поступает в бак горючего (аэрозин-50). В свою
очередь, образовавшиеся газообразные продукты четырехокиси азота идут на
наддув бака окислителя (N2O4).
Наддув топливных баков наиболее целесообразно осуществлять без
использования вспомогательного рабочего тела, так как для него нужен
свой бак (для жидкого рабочего тела) или баллон (для газа) и
соответствующая система. Наличие вспомогательного рабочего тела в составе ДУ
усложняет ее заправку и эксплуатацию» Однако в ДУ ранней разработки
для наддува топливных баков использовалась система с баком жидкого
азота и теплообменником.
Для наддува всех баков (окислителя, горючего, перекиси водорода и
жидкого азота) первой и второй ступеней РН "Восток и "Союз"
использован газообразный азот, образующийся в теплообменнике, размещенном
как уже отмечалось, непосредственно в выхлопном коллекторе турбины.
Жидкий азот подается из специального бака вспомогательным насосом,
входящим в состав ТНА. Для наддува керосинового бака ракеты "Блю
Стрик" применяли газообразный азот, полученный путем испарения
жидкого азота в теплообменнике, расположенном в выхлопном патрубке ТНА
одного из двух ЖРД ДУ. Бак жидкого кислорода этой ракеты наддувался
до давления 0,179 МПа газообразным кислородом. Он образовывался
в теплообменнике, размещенном в выхлопном патрубке второго ЖРД-
Для этого отбирался жидкий кислород от трубопровода ЖГГ через
жиклер, обеспечивающий расход 1кг/с.
Газообразный кислород при температуре примерно 455 К направ-
лялся по газопроводу с расширительными сильфонами к верхней части
бака.
Если в ЖРД основной ЖГГ является восстановительным, то роль
агрегата наддува бака горючего может играть смеситель. Смеситель двигателя
РД-119 (рис. 13,5) представляет собой цельносварной узел, изготовленный
из коррозионно-стойкой стали. Смеситель состоит из корпуса 1 с
приваренными к нему конусом 3, кронштейном 2 и штуцером 4. Штуцер 4 приварен
к корпусу под углом 45°. В корпусе в месте приварки штуцера
просверлено (также под углом 45°) отверстие, через которое вводится во
внутреннюю полость смесителя горючее. Газ из однокомпонентного ЖГГ
подводится через конус 3. Образовавшийся газ отводится через штуцер корпуса
на наддув бака горючего (НДМГ).
Баки первой ступени РН "Ариан" наддуваются продуктами сгорания,
отобранными из ЖГГ всех четырех ЖРД ступени; температура продуктов
сгорания, поступающих в баки, равна 675 К, а их давление - 0,4 МПа.
Для наддува топливных баков применяют также ЖГГ:
окислительные - для наддува бака окислителя и восстановительные — для наддува
баков горючего. ЖГГ наддува могут устанавливаться непосредственно на
верхних днищах баков, при этом от двигателя к ним должен подводиться
соответствующий (относительно малый) расход основных компонентов.
Если ЖГГ входят в состав ЖРД, то газы наддува, вырабатываемые в них, по
теплоизолированным трубопроводам подводятся к верхней части баков,
В последнем случае масса трубопроводов наддува получается большей.
При вводе горячих продуктов сгорания в газовую полость бака
необходимо исключить турбулизацию поверхности компонента топлива, что
обеспечивается соответствующей конструкцией узлов ввода газа наддува
в бак,