Господа, подскажите, в чем смысл надписи "Перед большим днищем находиться нельзя" у СА Союз?
(Это в Мемориальном Музее Космонавтики)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/115309.jpg)
Может внезапно перевернуться или что ?
На днище СА Союза расположен гамма лучевой высотометр Кактус. Плюс есть некая вероятность что не сработали все пиросредства мягкой посадки.
Большое днище это днище где был теплозащитный отдепяемый экран. Малое "днище" там где расположен люк СА.
Чтобы не сдуло случайно струей из двигателей мягкой посадки. Вдруг, какой-то из 6-ти не сработает при посадке. А сработает потом.
Я правда, не знаю, были такие прецеденты, или нет, чтоб потом сработали.
Но при посадке должен быть специалист по этим двигателям, который их проверяет, и если что - активирует.
Забавно :) ... Пошаговая инструкция для того, на кого ЭТО упадёт.
Важнее всего Кактус. Когда СА садится на попа, спец из ПСС просматривает, достаточно ли плотно Кактус закрыт грунтом. После чего дает разрешение на работу. А если СА завалило на бок, то никто кроме него на сторону днища не ходит. Он первым подходит со специальной крышкой и быстрым отрепетированным движением закрывает Кактус. Эти манипуляции можно посмотреть на репортажах с посадки. Иногда они попадают в кадр.
Кроме двигателей, которые могут убить, есть еще самораскрывающиеся донные антенны УКВ-маяков, могут покалечить. они автоматически раскрываются через десять минут после срабатывания ДМП. Или по команде командира. Как-то раз в репортаже видел как встречающих напугали разлетающиеся тарелочки крышек антенн.
А что, Кактус настолько опасен? Может всё-таки есть смысл использовать радиовысотомер, (чтоб не заморачиваться с гамма-излучением)?
вархаммер какой-то!
ЦитироватьПавел73 пишет:
А что, Кактус настолько опасен?
Кактус настолько опасен, что в него заглянуть можно только два раза ;)
Точно также как любой источник излучения. не надо близко, не надо долго, и еще лучше быть за углом.
ЦитироватьПавел73 пишет:
Может всё-таки есть смысл использовать радиовысотомер
Тут другая вещь. Гамма интегрированно "определяет" плотность препятствия. Там где радио или щуп могут дать ложное срабатывание, гамма не ошибается. При посадке на кусты - пролетит кусты по высоте и сработает в 1 метре от земли. etc
както подробно обсуждали Кактус-2, можно поискать.
Штыри и радиоволны некорректно работают с такими вещами как снег и ветки деревьев. Поначалу кстати был именно штырь.
ЦитироватьОлег пишет:
Я правда, не знаю, были такие прецеденты, или нет, чтоб потом сработали.
Но при посадке должен быть специалист по этим двигателям, который их проверяет, и если что - активирует.
Два из 6 двигателей двухсекционные, они срабатывают на половину. Оставшиеся заряды (стержени из артиллерийского пороха) вынимают в пакет и сжигают, горит очень эффектно, практически мгновенно.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/188882.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/188760.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/188761.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/188883.jpg)
Ещё интересно видно, как спина лежит на потоке и обгорает сильнее, чем пузо. Аэродинамические щитки на обоих крышках парашютных контейнеров. На этой же фотографии видны двигатели системы управления спуском по всем 3-м каналам.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/188941.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/188940.jpg)
В лучших традициях инструкция что у днища находиться нельзя нарисована на днище.
ЦитироватьРома78 пишет:
В лучших традициях инструкция что у днища находиться нельзя нарисована на днище.
Судя по фото, во всех прочих местах она будет нечитаемой.
Это конспирологам по поводу распределения температур на поверхности.
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/62401)
Образцовое разъяснение вопроса экспертами! Аплодирую!
У меня такое впечатление, что на рисунок вверху-справа перевернут вверх ногами :oops:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/188941.jpg)
ЦитироватьSFN пишет:
У меня такое впечатление, что на рисунок вверху-справа перевернут вверх ногами
Да он перевернут.
ЦитироватьРома78 пишет:
В лучших традициях инструкция что у днища находиться нельзя нарисована на днище.
А где ее еще рисовать? Все остальные поверхности обгорают при спуске.
Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
ЦитироватьSFN пишет:
У меня такое впечатление, что на рисунок вверху-справа перевернут вверх ногами
Да он перевернут.
Я специально перевернул, чтобы показать, что при движении аппарата вправо (7000 м/с) чуть вниз (150 м/с), нижний срывающийся поток будет больше прилегать к боковой поверхности аппарата, чем верхний.
Кстати, пиктограммы наносятся в соответствии с каким-то давним соглашением всех государств, имеющих возможность запускать и возвращать объекты из космоса, для обеспечения безопасности и спасения экипажа и непричинения вреда другим сторонам.
Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
ЦитироватьSFN пишет:
У меня такое впечатление, что на рисунок вверху-справа перевернут вверх ногами
Да он перевернут.
Возможно, показан манёвр при возвращении от Луны, чтобы не выскочить из атмосферы преждевременно. .. В-обшем, такое положение возможно.
Цитироватьmihalchuk пишет:
Цитироватьm-s Gelezniak
пишет:
ЦитироватьSFN пишет:
У меня такое впечатление, что на рисунок вверху-справа перевернут вверх ногами
Да он перевернут.
Возможно, показан манёвр при возвращении от Луны, чтобы не выскочить из атмосферы преждевременно. .. В-обшем, такое положение возможно.
Нет. В изовражонном виде СА зароется в атмосферой с дикой перегрузкой.
СА Союза динамически нестабилен? Он не будет самостоятельно выравниваться, если зароется?
Цитироватьavmich пишет:
СА Союза динамически нестабилен? Он не будет самостоятельно выравниваться, если зароется?
Наверное, до какого-то предела - будет. Но вообще-то, пистолетная пуля, летящая донцем вперед, неустойчива.
ЦитироватьОлег пишет:
Цитироватьavmich пишет:
СА Союза динамически нестабилен? Он не будет самостоятельно выравниваться, если зароется?
Наверное, до какого-то предела - будет. Но вообще-то, пистолетная пуля, летящая донцем вперед, неустойчива.
Так вроде форма летящего предмета важна, а СА Союза от пули по геометрии отличается.
Вроде бы самостоятельное выравнивание в принципе возможно - http://buran.ru/htm/spiral_5.htm#war - "Положение и форма консолей выбраны так, чтобы при спуске с орбиты самолет самобалансировался...". Ну или можно вспомнить бумажные самолётики - конечно, в другом диапазоне скоростей...
Цитироватьavmich пишет:
СА Союза динамически нестабилен? Он не будет самостоятельно выравниваться, если зароется?
По какому каналу? Тангажа или крена.
При БС (с закруткой) СА идёт по вытянутой спирали.
Кроме щитков на крышках парашютных контейнеров у горшка и ЦМ смещён.
Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Цитироватьavmich пишет:
СА Союза динамически нестабилен? Он не будет самостоятельно выравниваться, если зароется?
По какому каналу? Тангажа или крена.
При БС (с закруткой) СА идёт по вытянутой спирали.
Кроме щитков на крышках парашютных контейнеров у горшка и ЦМ смещён.
Разве распределение масс в СА не (примерно) зеркально симметрично?
Речь об обоих каналах - в случае штатной (не БС с закруткой) посадки.
Цитироватьavmich пишет:
Цитироватьm-s Gelezniak
пишет:
Цитироватьavmich пишет:
СА Союза динамически нестабилен? Он не будет самостоятельно выравниваться, если зароется?
По какому каналу? Тангажа или крена.
При БС (с закруткой) СА идёт по вытянутой спирали.
Кроме щитков на крышках парашютных контейнеров у горшка и ЦМ смещён.
Разве распределение масс в СА не (примерно) зеркально симметрично?
Побортно симметрично по сторонам "голова-ноги" нет.
ЦитироватьРечь об обоих каналах - в случае штатной (не БС с закруткой) посадки.
Там разная степень устойчивости. Но считается что устойчив с раскачкой.
Раскачку и несимметрию загрузки компенсирует СУС (активно).
Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Цитироватьavmich пишет:
Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Цитироватьavmich пишет:
Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Нет. В изовражонном виде СА зароется в атмосферой с дикой перегрузкой.
СА Союза динамически нестабилен? Он не будет самостоятельно выравниваться, если зароется?
По какому каналу? Тангажа или крена.
При БС (с закруткой) СА идёт по вытянутой спирали.
Кроме щитков на крышках парашютных контейнеров у горшка и ЦМ смещён.
Разве распределение масс в СА не (примерно) зеркально симметрично?
Побортно симметрично по сторонам "голова-ноги" нет.
ЦитироватьРечь об обоих каналах - в случае штатной (не БС с закруткой) посадки.
Там разная степень устойчивости. Но считается что устойчив с раскачкой.
Раскачку и несимметрию загрузки компенсирует СУС (активно).
Значит, если зароется в атмосферу, то выровняется?
Цитироватьavmich пишет:
Цитироватьm-s Gelezniak
пишет:
Цитироватьavmich пишет:
Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Цитироватьavmich пишет:
Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Нет. В изовражонном виде СА зароется в атмосферой с дикой перегрузкой.
СА Союза динамически нестабилен? Он не будет самостоятельно выравниваться, если зароется?
По какому каналу? Тангажа или крена.
При БС (с закруткой) СА идёт по вытянутой спирали.
Кроме щитков на крышках парашютных контейнеров у горшка и ЦМ смещён.
Разве распределение масс в СА не (примерно) зеркально симметрично?
Побортно симметрично по сторонам "голова-ноги" нет.
ЦитироватьРечь об обоих каналах - в случае штатной (не БС с закруткой) посадки.
Там разная степень устойчивости. Но считается что устойчив с раскачкой.
Раскачку и несимметрию загрузки компенсирует СУС (активно).
Значит, если зароется в атмосферу, то выровняется?
Там сварятся все внутри в том числе и СУС.
Вроде бы СА Союза летали люком вперёд, какое-то время выдерживали, а на выравнивание из перевернутого состояния не должно много времени уйти?
Для переворота из положения "люком вперед" есть дестабилизатор в виде щитка сбоку от люка
ЦитироватьSFN пишет:
Для переворота из положения "люком вперед" есть дестабилизатор в виде щитка сбоку от люка
Из-за этих щитков у СА Союза только одна устойчивая ориентация, разве не так?
Цитироватьavmich пишет:
ЦитироватьSFN
пишет:
Для переворота из положения "люком вперед" есть дестабилизатор в виде щитка сбоку от люка
Из-за этих щитков у СА Союза только одна устойчивая ориентация, разве не так?
Шитками задаётся только угол продольной оси капсулы относительно потока.
Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Цитироватьavmich пишет:
ЦитироватьSFN
пишет:
Для переворота из положения "люком вперед" есть дестабилизатор в виде щитка сбоку от люка
Из-за этих щитков у СА Союза только одна устойчивая ориентация, разве не так?
Шитками задаётся только угол продольной оси капсулы относительно потока.
В том случае, когда ориентация не "хвостом вперёд" или "головой вниз". По поводу последней - вроде бы атмосфера проходится, когда экипаж сидит в капсуле спиной вперёд и головой вниз (судя по щиткам) - то есть, неправильные ориентации "хвостом вперёд" или "головой вверх".
Цитироватьavmich пишет:
Из-за этих щитков у СА Союза только одна устойчивая ориентация, разве не так?
В общем-то и без них была тоже только одна устойчивая ориентация.
Похоже я наврал, экипаж находится вверх головой и ориентация спускаемого аппарата относительно набегающего потока примерно такая. Это может кто-то подтвердить/опровергнуть?
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/62444)
ЦитироватьА.Фарафонов пишет:
Это конспирологам по поводу распределения температур на поверхности.
Это равновесные температуры?
Вопрос по открытию люка посторонними (не ПСС). На пиктограмме нарисовано, что нужно откуда то достать ключ, которым и открывается люк ? А ежели ключ выпал от удара ? Или уронили в глубокий снег и с концами ?
Встроенную рукоятку никак нельзя ? Пример из авиации - на самолетах Boeing для открытия нижнего люка в радиоотсек, нужно вытянуть и повернуть на 180 ручку в крышке. А вот на нашенском Ту-204/214 нужно бежать в техдомик за специальным "кривым стартером". Своей особой дорОгой идём, товарищи ?
П.С. На Апполонах после приводнения вроде как всё открывальсь безо всяких специнструментов ?
Цитироватьтавот пишет:
Вопрос по открытию люка посторонними (не ПСС). На пиктограмме нарисовано, что нужно откуда то достать ключ, которым и открывается люк ? А ежели ключ выпал от удара ? Или уронили в глубокий снег и с концами ?
Встроенную рукоятку никак нельзя ? Пример из авиации - на самолетах Boeing для открытия нижнего люка в радиоотсек, нужно вытянуть и повернуть на 180 ручку в крышке. А вот на нашенском Ту-204/214 нужно бежать в техдомик за специальным "кривым стартером". Своей особой дорОгой идём, товарищи ?
П.С. На Апполонах после приводнения вроде как всё открывальсь безо всяких специнструментов ?
Люк расчитан на нештатную ориентацию. Поэтому ручек никаких быть не должно. Попросту отгорят или заклинит от температуры.
На Апполонах люк откравали водолазы после первичного осмотра.
Отстрел в данном случае тоже противопоказан. По причинам возможных нештаток. Проще всего продумать и сделатбь нормальный корман для ключа и инструкцию.
Кстати люк на Союзе нормально открывается изнутри.
Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Кстати люк на Союзе нормально открывается изнутри.
И изнутри рукоятка несъемная! ;)
ЦитироватьSFN пишет:
Цитироватьm-s Gelezniak
пишет:
Кстати люк на Союзе нормально открывается изнутри.
И изнутри рукоятка несъемная!
Непорядок.
Цитироватьavmich пишет:
СА Союза динамически нестабилен? Он не будет самостоятельно выравниваться, если зароется?
По тангажу и рысканью аппарат стабилизируется по потоку. По крену аппарат нейтрален. Центр масс СА смещён относительно продольной оси на 8-10 см, за счёт чего появляется подъёмная сила. При спуске в атмосфере управляют только каналом крена. При этом меняется направление подъёмной силы. Если повернуться на 90 градусов, то подъёмная сила будет направлена вбок. Если на 180, то СА будет "зарываться" в атмосферу со всеми вытекающими.
Цитироватьn_tikhonov пишет:
При спуске в атмосфере управляют только каналом крена.
А т.н. тангажный блок?
ЦитироватьSFN пишет:
Цитироватьn_tikhonov пишет:
При спуске в атмосфере управляют только каналом крена.
А т.н. тангажный блок?
Тангажный блок нужен для демпфирования угловой скорости на внеатмосферном участке (от разделения отсеков до входа в атмосферу). На этом этапе по каналам крена и рысканья идёт стабилизация. Это необходимо для правильного положения свободного гироскопа перед разарретированием. На атмосферном участке в каналах рысканья и тангажа управления от ДУ СИОС нет.
Оффтоп... В "прорисовках", при возвращении вторых ступеней многоразовых РН теплозащитный экран расположен со стороны ПН. ЦТ же явно смещён к ХО.
Вопрос: на сколько реально стабилизировать ступень во время активного вхождения в атмосферу и собственно гашения скорости до дозвуковой "лёгким" концом вперед?
Цитироватьn_tikhonov пишет:
На атмосферном участке в каналах рысканья и тангажа управления от ДУ СИОС нет.
По этим каналам продолжает идти демпфирование угловых скоростей
https://www.youtube.com/watch?v=rRUtod1ffQE (https://www.youtube.com/watch?v=rRUtod1ffQE)
Друзьям на пальцах про управление дальностью спуском рассказывал, сфотографировал на память
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/188954.jpg)