Здравствуйте, Дорогие Друзья.
Хотелось бы узнать более точные сведения по перечню всех агрегатов установленных на Луне-16, точней говоря массы этих агрегатов меня интересуют.
--------------
Заранее благодарен.
Масса СА после посадки - 1880 кг, в т.ч.:
1)Возвращаемая ракета - 520 кг
сухая масса - 245 кг (в т.ч. 35 кг капсула для посадки на Землю)
масса топлива - 275 кг
2)Грунтозаборное устройство - 13,6 кг
Виктор, спасибо за ответ. Но хотелось бы узнать больше (если это возможно) по прилуняемой платформе и возвратной ракете. меня интересует вопрос насколько велика могла бы быть масса ЛГ на подобном ЛКА.
Курсовик? :D
не, Лерой, курсачи были давно и неправда --, можно сказать, личный интерес :)
Масс другого оборудования пока не нашел. Я думаю масса возвращаемого грунта ограничивалась не грузоподъемностью возвратной ракеты, а особенностью строения грунтозаборного устройства. Там, насколько я помню, был бур и брался керн грунта с глубины ~2 метра. Я думаю, если бы к возвратной ракете лунатики прицепили еще камень весом пару килограмм (на Земле), то и он был бы ею поднят и привезен на Землю :) тут, мне кажется, все дело именно в особенности грунтозаборника и все больше 100 грамм никак не получается загрузить в контейнер.
ЦитироватьVi1Масс другого оборудования пока не нашел. Я думаю масса возвращаемого грунта ограничивалась не грузоподъемностью возвратной ракеты, а особенностью строения грунтозаборного устройства. Там, насколько я помню, был бур и брался керн грунта с глубины ~2 метра. Я думаю, если бы к возвратной ракете лунатики прицепили еще камень весом пару килограмм (на Земле), то и он был бы ею поднят и привезен на Землю тут, мне кажется, все дело именно в особенности грунтозаборника и все больше 100 грамм никак не получается загрузить в контейнер.
С двух метров он брался на Луне-24. А на Луне-16 - с 20 см.
Виктор, разделяю ваши подозрения насчёт ГЗУ. Но тут ещё бросается в глаза масса прилуняемой платформы -- она весьма велика.
ЦитироватьS@rK0Y пишет:
... Но тут ещё бросается в глаза масса прилуняемой платформы -- она весьма велика.
В массу посадочной платформы входят (на-вскидку):
- двигатель, обеспечивающий торможение с орбитальной скорости до скорости посадки,
- двигатели малой тяги,
- баки для компонентов топлива для всех этих двигателей,
- посадочные опоры,
- система управления, навигации и связи на "тех" компонентах,
- радиоантенны,
- телефотометры для определения места бурения,
- буровой механизм,
- штанга с приводом для вынесения бурового механизма в точку бурения и возврата его для загрузки грунта в возвращаемый контейнер,
- аккумуляторные батареи (в том числе для питания бурового механизма),
- система терморегулирования.
Ilan, спасибо за описание. А по массам, хотя бы примерно?
Масса прилуняемой платформы ненамного превышает массу РБ Фрегат.
Старый, очень благодарен вам за Информацию. Однако, получается превышает в районе 400кг. хммм... при таком сравнение платформа уже особо тяжёлой не кажется :) ещё раз благодарю.
А, кстати, что там за батареи стояли?
ЦитироватьS@rK0Y пишет:
А, кстати, что там за батареи стояли?
Согласно сайту НПО Л
ЦитироватьВ состав системы управления, обеспечивавшей построение и запоминание системы координат в момент старта, стабилизацию аппарата при работе двигательной установки, входили курсовой гироприбор, состоящий из двух свободных гироскопов, гироскопический интегратор продольных ускорений, автомат стабилизации и автомат отключения двигателя. В качестве исполнительных органов системы стабилизации на активном участке использовались рулевые сопла двигательной установки. Учитывая малое время полета возвратной ракеты, в системе энергопитания были использованы одноразовые серебряно-цинковые батареи емкостью 14 Ампер-часов. На внешней поверхности приборного отсека ВР установлены четыре штыревые приемно-передающие антенны.
[IMG]
http://www.laspace.ru/rus/luna16.html
Скорее всего и на посадочной ступене такого же типа АКБ стояли, тем более
ЦитироватьСпасаемый аппарат массой 36 кг. представлял собой металлический шар диаметром 50 см., на внешней поверхности которого нанесено теплозащитное покрытие из асботекстолитового наружного слоя и наполнителя из стеклотекстолитовых сот, предохраняющее аппарат с установленным внутри него оборудованием от воздействия высоких температур при входе в атмосферу Земли. Внутренний объём возвращаемого аппарата был разделён на три изолированных отсека.
1) В первом отсеке были расположены радиопеленгационные передатчики УКВ-диапазона (121,5 и 114,167 МГц), обеспечивающие возможность обнаружения возвращаемого аппарата при спуске на парашюте на Землю, серебряно-цинковая аккумуляторная батарея ёмкостью 4,8 ампер-часа, элементы автоматики и программно-временное устройство, управляющее вводом в действие парашютной системы.
http://itgsol.ucoz.com/news/43_goda_uspeshnomu_zaversheniju_missii_stancii_luna_16/2013-09-24-362
Последнюю ссылку обязательно посмотрите: много цифр, фотографий и рисунков, в т.ч. ГЗУ и посадочной ступени крупным планом :)
Сами серебряно-цинковые аккумуляторы обладают весьма интересными техническими характеристиками/
Ссылка в Вики:
ЦитироватьСеребряно-цинковый аккумулятор — вторичный химический источник тока (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0), аккумулятор (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80), в котором анод (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%BE%D0%B4) это оксид серебра (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B4_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B0), в виде спресованного порошка, катод (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B4) — смесь окиси цинка (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B4_%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0) и цинковой пыли, а электролит (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82) — раствор химически чистого гидроксида калия (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B4_%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F) плотностью 1,4 без каких-либо добавок.
Отличается очень малым внутренним сопротивлением (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5) и большой удельной энергоёмкостью (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE%D1%91%D0%BC%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C) (150 Вт·ч/кг, 650 Вт·ч/дм³). Одной из важнейших особенностей серебряно-цинкового аккумулятора (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80) является способность (при надлежащей конструкции) отдавать в нагрузку токи колоссальной силы (до 50 Ампер (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80) на 1 Ампер·час ёмкости). Из недостатков следует отметить высокую стоимость АКБ (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B8). Применяется в авиации, космосе, военной технике, часах и др.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%BD%D0%BE-%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80
Veganin, просто Отлично -- Благодарю. :) Но нигде, к сожалению, не нашёл сколько ГЗУ потребляет мощей.
прямых чисел, к сожалению, не отыскал, но кой-какие прикидки сделать можно
Цитироватьвремя чистого бурения без учета остановок составило 4 мин 35 с
http://istoki-tehniki.ru/burenie/75#more-75
PO#ER HEAD
MOTOR
Operating Voltage 23.0 + 1 VDC
Load Speed 9300 RPM
[_ad Current 18.75 Amperes
Efficiency 70%
H.P. 0.4
http://www.hq.nasa.gov/alsj/ApolloLunarSurfaceDrill_19710014920.pdf
то бишь процесс бурения у Луны-16 занимал в районе 5 мин. (без учёта остановок), потребляемая мощность (ориентировочно) 150-300Вт. В сущности эти нумберы высвечивают операцию бурения как основную причину ограничивающую массу доставляемых образцов ЛГ. получается, что на 1кг ЛГ в среднем потребовалась бы батарея массой 1-2кг. Но и это числа достаточно оптимистичные, ибо при росте массы комплекса имеется точка, где просадка общего КПД становится нелинейной.
Есть фильм такой вот
http://cnf.souzmult.ru/films/film/2000.html