Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Космонавтика - ее история, назначение и перспективы => Тема начата: Bart Hendrickx от 22.01.2014 18:24:45

Название: Камеры АФА-39 на кораблях-спутниках
Отправлено: Bart Hendrickx от 22.01.2014 18:24:45
Меня всегда удивляли следующие записи генерала Каманина, сделанные им в дневнике после полетов двух последних  «кораблей-спутников» (Восток-3А N°1 и 2) в марте 1961 :

 
Цитировать
29 марта. ...В 18:30 все собрались у Устинова. Доклад такой же, как и у Руднева, сделал Королёв. Он продемонстрировал два альбома фотоснимков, сделанных 9 и 25 марта при пролёте кораблей над Африкой и Турцией. На одном из снимков отчётливо виден турецкий город Александретта и бетонная полоса аэродрома. Есть несколько снимков "летающих тарелок". По форме это не тарелки, а рюмки или вазы, поставленные одна на другую. Очертания этих красивых и несколько фантастических фигур очень чёткие, я бы сказал, даже резкие. Не верится, что это оптические "фокусы" в атмосфере; "тарелочки" воспринимаются как реальные предметы – так и хочется дотронуться до них рукой.
 

31 марта. ...Главком третий день занят встречами, приёмами и проводами наших союзников по Варшавскому Договору. Сегодня в 9 утра он опять уехал по этим делам, но я успел доложить ему содержание двух писем: министру обороны – о готовности полёта космического корабля с человеком на борту в период 10-20 апреля и начальнику Генерального штаба Захарову – о передаче всех космических фотосъёмок в ведение ВВС. Вершинин с удовольствием просмотрел альбом фотоснимков, полученных в последнем полёте корабля "Восток-3А". Снимки подтверждают изумительную точность выдерживания расчётной орбиты корабля – четыре снимка почти полностью совпадают со снимками, полученными 9 марта в полёте предыдущего корабля. Главком с интересом рассматривал снимки "летающих тарелок" и забрал их с собой, чтобы показать маршалам Гречко и Малиновскому.
 

3 апреля. ...Главком приказал, чтобы я с космонавтами Гагариным, Титовым и Нелюбовым находился в Главном штабе ВВС и был готов, если потребуется, немедленно выехать в ЦК КПСС. Ожидая вызова, мы ещё раз проанализировали готовность техники и космонавтов к первому полёту. Я показал им альбомы фотоснимков из космоса от 9 и 25 марта. Пришли к общему выводу, что снимки из космоса будут иметь очень большую ценность как средство разведки».
 
 
Все это показалось довольно странным. Во-первых, как удалось кроме катапультного кресла с манекеном и контейнера с собакой впихнуть в спускаемый аппарат еще фотоаппаратуру для съёмки земли? Во-вторых, как удалось сделать снимки земной поверхности во время входа в атмосферу? Дело в том, что траектория полета этих кораблей проходила над Африкой и Турцией только после выдачи тормозного импульса.

Трудно было поверить  словам Каманина, пока не были опубликованы новые материалы об этих полетах по поводу 50-летия полета Гагарина в 2011 г. В них подтвердилось, что во время этих полетов были произведены "опыты по фотографированию поверхности земли с помощью аэрофотоаппарата АФА-39". (см. сборники «Советский космос» и «Первый пилотируемый полет»).

Малогабаритные камеры семейства АФА-39 были разработаны на Красногорском механическом заводе и предназначались для дневного воздушного фотографирования с самолетов-носителей с целью аэрофоторазведки. С помощью такой камеры также были получены первые фотографии земли с борта советской высотной ракеты (запуск ракеты Р-2А 16 мая 1957 г.)

В конце 2012 г. в электронном журнале «Федеральный патриотический вестник» вышла статья Виктора Е. Пермитина, в которой более подробно рассказывается об этих экспериментах и дается ответ на многие возникающие вопросы. Как-то публикация этой статьи прошла незаметной. Я только сейчас заметил ее и думаю, что форумчанам будет интересно ее читать.  В ней публикуется одна из фотографий Средиземного моря, сделанных с помощью АФА-39. Эти снимки представляют большой исторический интерес, поскольку, по сути дела, это были первые фотоснимки земной поверхности, полученные с помощью советского ИСЗ.
 
ссылка на номер журнала ФПВ : http://fpvestnik.ru/wp-content/uploads/FPVestnik-05-2012-150.pdf
прямая ссылка на статью : http://fpvestnik.ru/kosmos-rossii/kratkaya-antologiya-istorii-bortovykh-foto-i-kinosjomok-na-puti-poznaniya-vselennojj-sbornik-1/

По всей видимости, эти эксперименты проводились в соответствии с постановлением правительства от 4 июня 1960 г., согласно которого предполагалось  до августа 1960 г. "провести пуски двух-трех спутников Восток-1 для отработки аппаратуры фото- и радиоразведки, что даст возможность создать боевой вариант спутника-разведчика Восток-2". Потом эксперименты пришлось перенести на первые беспилотные полеты пилотируемого варианта Восток-3А.  Хотя на первый взгляд камера АФА-39 имела мало общего с фотоаппаратурой, которая потом устанавливалась на Зенитах, фотографии земной поверхности, сделанные с борта кораблей-спутников подтвердили принципиальную возможность использования космических снимков в разведывательных целях.
Название: Камеры АФА-39 на кораблях-спутниках
Отправлено: Старый от 22.01.2014 17:46:55
ЦитироватьBart Hendrickx пишет:
 
Все это показалось довольно странным. Во-первых, как удалось кроме катапультного кресла с манекеном и контейнера с собакой впихнуть в спускаемый аппарат еще фотоаппаратуру для съёмки земли? 
Очевидно поставили на иллюминатор "Взор". Манекену ведь не надо было в него смотреть. 

ЦитироватьВо-вторых, как удалось сделать снимки земной поверхности во время входа в атмосферу? Дело в том, что траектория полета этих кораблей проходила над Африкой и Турцией только после выдачи тормозного импульса.
Видимо это был единственный участок орбиты где корабль был ориентирован и пролетал над сушей.
Название: Камеры АФА-39 на кораблях-спутниках
Отправлено: Старый от 22.01.2014 20:03:12
Да, в процессе ориентации перед торможением корабль ориентируется илюминатором Взор по местной вертикали и вектору скорости. И это единственное время и место где можно сделать снимки.
Название: Камеры АФА-39 на кораблях-спутниках
Отправлено: Bart Hendrickx от 23.01.2014 04:25:00
ЦитироватьСтарый пишет:
Да, в процессе ориентации перед торможением корабль ориентируется илюминатором Взор по местной вертикали и вектору скорости. И это единственное время и место где можно сделать снимки.

Торможение гагаринского Востока состоялось у побережья Анголы.  См. карту на сайте Свена Грана : 
http://www.svengrahn.pp.se/histind/Vostok1/Vostok1X.htm

Траектория полета этих кораблей-спутников была практически идентична, т.е. снимки Средиземного моря, Турции были сделаны уже при входе в атмосферу.  


Из статьи Пермитана :
Цитировать
Следует заметить, что стабилизация этих космических кораблей-спутников осуществлялась только во время работы тормозной двигательной установки. Поэтому в объективе фотоаппарата при вращении корабля периодически появлялось Солнце. Как следствие, на проявленных пленках были фотоснимки с изображениями самых разнообразных причудливых фигур, чётко выделяющихся на чёрном фоне.

Видимо, снимали наудачу.
Название: Камеры АФА-39 на кораблях-спутниках
Отправлено: Старый от 23.01.2014 03:38:09
Получить качественные снимки из вращающегося СА вряд ли возможно т.к. будет происходить сдвиг изображения. 
Возможно после выключения ДУ ещё какоето время спускаемый аппарат не отделялся и продолжалась стабилизация. 
Вращение корабля Гагарина произошло в результате неисправности и не было штатным. 
Название: Камеры АФА-39 на кораблях-спутниках
Отправлено: Pavel от 23.01.2014 08:34:07
Эх. Стоило мне обрадоваться тому, что я наконец смог увидеть наш первый снимок с нашей суборбитальной ракеты, как обнаружил тот же снимок, в книге Койпера "Атмосферы Земли и Планет" 1951 года издания (перевод с книги 1947 года). Расположен на единственной вклейке. Там есть подпись: "Вид с большого расстояния на Калифорнийский залив и Тихий океан". Возможно с этой же книги снимок и сканировали. Снимок конечно классный для того времени. Но я рано же я обрадовался. :(

Надеюсь хотя бы снимок с Востока реальный.
Название: Камеры АФА-39 на кораблях-спутниках
Отправлено: Pavel от 23.01.2014 09:07:48
Хотя нет. Книга источником быть не может. Снимок в статье немножко больше.
Название: Камеры АФА-39 на кораблях-спутниках
Отправлено: Bart Hendrickx от 24.01.2014 03:13:16
ЦитироватьСтарый пишет:
Получить качественные снимки из вращающегося СА вряд ли возможно т.к. будет происходить сдвиг изображения.
Возможно после выключения ДУ ещё какоето время спускаемый аппарат не отделялся и продолжалась стабилизация.
Вращение корабля Гагарина произошло в результате неисправности и не было штатным.

Из документа "О ходе экспериментальной отработки кораблей Восток", подписанного Королевым 29 марта 1961 г. :

ЦитироватьПуск следующего корабля был проведен 9 марта 1961 г., в 9 ч 40 мин корабль был выведен на орбиту. Тормозная двигательная установка была включена в 10 ч 45 мин 40,6 с и выключена в 10 ч 46 мин 22,8 с. В 10 ч 46 мин 32,3 с произошло разделение спускаемого аппарата и приборного отсека. В 10 ч 58 мин корабль вошел в плотные слои атмосферы.  В 11 ч 3 мин получены первые сигналы пеленгационной аппаратуры, позволившие установить район приземления спускаемого аппарата и манекена.

Запуск последнего из экспериментальной серии корабля "Восток" был произведен 25 марта 1961 г. в 8 ч 54 мин. Корабль выведен на орбиту в 9 ч 5 мин 31с, ТДУ включена в 10 ч 10 мин 49 с, разделение спускаемого аппарата и приборного отсека — в 10 ч 11 мин 36 с, регистрация первых сигналов пеленгационной аппаратуры — в 10 ч 40 мин. Все системы и агрегаты корабля работали нормально.
Правда, Черток в доработанной версии своих мемуаров (в оригинальной версии этого не было) пишет, что во время обоих полетов разделение не было полным. Отсеки разошлись, но не отстрелилась плата кабель-мачты, коротая все еще связывала СА и ПО. Окончательное разделение произошло только когда плата кабель-мачта сгорела в атмосфере. 

Такая же нештатная ситуация была после торможения Востока-2. Тогда отделение отсеков произошло только через 10 минут после торможения. Как долго продолжалась стабилизация? Как доложил Титов после полета, корабль после срабатывания ТДУ почти никакого вращения не получил, но "через 5 минут начал вращаться уже несколько быстрее". По словам Титова, после разделения отсеков "объект не знал, куда ему вращаться. Земля бежала сверху, слева, вниз. Затем объект вращался в обратную сторону ... От этого вращения Солнце показалось в иллюминаторе, наверное, в 30 секунд один раз". 

Это было примерно через десять минут после торможения, как раз когда корабль приближался к Средиземному морю. Можно предположить, что во время спуска двух последних кораблей-спутников съемка этих регионов состоялась именно в таких же условиях (что и следует из статьи Пермитина : «в обективе фотоаппарата при вращении корабля периодически появлялось солнце»).  

      
Название: Камеры АФА-39 на кораблях-спутниках
Отправлено: Старый от 24.01.2014 10:11:37
Значит после разделения СА не получал значительных возмущений и оказалось возможным отснять одну и ту же местность. 

С размещением фотоаппарата на иллюминаторе Взор я так понимаю консенсус?
Название: Камеры АФА-39 на кораблях-спутниках
Отправлено: Старый от 24.01.2014 10:13:48
ЦитироватьBart Hendrickx пишет: Окончательное разделение произошло только когда плата кабель-мачта сгорела в атмосфере. 
И чисто для информации: сгорела сама кабель-мачта, а плата так и вернулась на землю пристыкованой к СА.
Название: Камеры АФА-39 на кораблях-спутниках
Отправлено: Pavel от 26.01.2014 07:48:26
Коллеги. А не кто не может взять книгу Матиясевича  "Аэрофоторазведка. Прошлое - настоящее - будущее" и посмотреть откуда он этот снимок взял?