Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: Роман Матвеев от 21.01.2014 23:20:12

Название: Н-1 и эжекция воздуха в пространство за днищем
Отправлено: Роман Матвеев от 21.01.2014 23:20:12
Наткнулся на статейку, где говорилось примерно следующее:
"...при старте и подъеме ракеты воздух из окружающей атмосферы эжектировался выхлопными струями ЖРД во внутреннее пространство под баком. Образовался как бы огромный воздушно-реактивный двигатель, который включал в себя всю нижнюю конструкцию первой ступени. Даже без воздушного дожигания выхлопа ЖРД (а в истекающей струе двигателей всегда имеется избыток горючего, который будет при этом догорать) такая схема давала ощутимую прибавку тяги, увеличивая эффективность РН."

Я что-то не понял о каком эффекте здесь идет речь? Куда попадает воздух, почему и каким образом создает дополнительную тягу? Ну и если это такой замечательный эффект, то почему позже от него решили отказаться?
Название: Н-1 и эжекция воздуха в пространство за днищем
Отправлено: Старый от 21.01.2014 23:41:13
Это безграмотная статья. При полёте в нижней атмосфере донный эффект отрицательный, он уменьшает тягу. 
 А куда подсасывает? Давление газов на срезе сопла ниже чем в окружающем воздухе, вот воздух и подсасывается в струю газов от большего давления к меньшему. Причём не только снаружи но и со стороны днища.  
Название: Н-1 и эжекция воздуха в пространство за днищем
Отправлено: khach от 22.01.2014 01:23:22
Вот интересно, если переделать все днище Н1 в аэроспайк (оставив только несколько рулевых обычных движков), выдержало бы стартовое сооружение такой режим? Для аэроспайка как раз недостаток аэродинамики нижней ступени стал бы достоинством.
Название: Н-1 и эжекция воздуха в пространство за днищем
Отправлено: Старый от 22.01.2014 00:46:55
А что стартовому сооружению то сделается? Общее то количество воздействующей на него энергии не изменится.  
 А вот днище выдержало бы нагрев? 
Название: Н-1 и эжекция воздуха в пространство за днищем
Отправлено: Дмитрий В. от 22.01.2014 08:10:45
ЦитироватьСтарый пишет:
Это безграмотная статья. При полёте в нижней атмосфере донный эффект отрицательный, он уменьшает тягу.
 А куда подсасывает? Давление газов на срезе сопла ниже чем в окружающем воздухе, вот воздух и подсасывается в струю газов от большего давления к меньшему. Причём не только снаружи но и со стороны днища.
Там имелось в виду, что в одном из вариантов компоновки был организован проток воздуха через хвостовой отсек в донную часть, чем и обеспечивалось снижение донного сопротивления.
Название: Н-1 и эжекция воздуха в пространство за днищем
Отправлено: Роман Матвеев от 24.01.2014 18:05:47
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Там имелось в виду, что в одном из вариантов компоновки был организован проток воздуха через хвостовой отсек в донную часть, чем и обеспечивалось снижение донного сопротивления.
А почему было решено от этого отказаться? Казалось бы - полезная вещь (проток воздуха в задонное пр-во)
Название: Н-1 и эжекция воздуха в пространство за днищем
Отправлено: Дмитрий В. от 24.01.2014 20:48:04
ЦитироватьРоман Матвеев пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Там имелось в виду, что в одном из вариантов компоновки был организован проток воздуха через хвостовой отсек в донную часть, чем и обеспечивалось снижение донного сопротивления.
А почему было решено от этого отказаться? Казалось бы - полезная вещь (проток воздуха в задонное пр-во)
Сомневаюсь, что имевшимися в то время вычислительными средствами можно было смоделировать обтекание такой донной части и точно рассчитать приращение тяги.
Название: Н-1 и эжекция воздуха в пространство за днищем
Отправлено: Старый от 24.01.2014 22:01:10
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьРоман Матвеев пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Там имелось в виду, что в одном из вариантов компоновки был организован проток воздуха через хвостовой отсек в донную часть, чем и обеспечивалось снижение донного сопротивления.
А почему было решено от этого отказаться? Казалось бы - полезная вещь (проток воздуха в задонное пр-во)
Сомневаюсь, что имевшимися в то время вычислительными средствами можно было смоделировать обтекание такой донной части и точно рассчитать приращение тяги.
Сомневаюсь что полученое "приращение" окупало затраты массы на все эти махинации с донной частью.
Название: Н-1 и эжекция воздуха в пространство за днищем
Отправлено: Дмитрий В. от 24.01.2014 22:28:04
ЦитироватьСтарый пишет:
Сомневаюсь что полученое "приращение" окупало затраты массы на все эти махинации с донной частью.
Ну, это как раз не факт, учитывая что частная производная массы ПГ по массе конструкции блока А была не более 0,1.
Название: Н-1 и эжекция воздуха в пространство за днищем
Отправлено: Старый от 25.01.2014 00:47:45
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьСтарый пишет:
Сомневаюсь что полученое "приращение" окупало затраты массы на все эти махинации с донной частью.
Ну, это как раз не факт, учитывая что частная производная массы ПГ по массе конструкции блока А была не более 0,1.
А частная производная массы ПГ по донному сопротивлению? ;)
 А с учётом того что когда давление окружающего воздуха становилось меньше чем давление на срезе сопла то донный эффект становился положительным? ;)
Название: Н-1 и эжекция воздуха в пространство за днищем
Отправлено: Вован от 25.01.2014 00:58:02
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьРоман Матвеев пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Там имелось в виду, что в одном из вариантов компоновки был организован проток воздуха через хвостовой отсек в донную часть, чем и обеспечивалось снижение донного сопротивления.
А почему было решено от этого отказаться? Казалось бы - полезная вещь (проток воздуха в задонное пр-во)
Сомневаюсь, что имевшимися в то время вычислительными средствами можно было смоделировать обтекание такой донной части и точно рассчитать приращение тяги.
А при запуске двигателей на ПУ пламя от двигателей через проемы в ХО поднималось бы вверх и немало бы пожгло в ХО. На этот случай теплозащита съела бы много массы.
Название: Н-1 и эжекция воздуха в пространство за днищем
Отправлено: G.K. от 25.01.2014 01:02:11
Эжекция сжатого газа на старте не помогла бы?
Название: Н-1 и эжекция воздуха в пространство за днищем
Отправлено: Дмитрий Инфан от 25.01.2014 08:18:43
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьРоман Матвеев пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Там имелось в виду, что в одном из вариантов компоновки был организован проток воздуха через хвостовой отсек в донную часть, чем и обеспечивалось снижение донного сопротивления.
А почему было решено от этого отказаться? Казалось бы - полезная вещь (проток воздуха в задонное пр-во)
Сомневаюсь, что имевшимися в то время вычислительными средствами можно было смоделировать обтекание такой донной части и точно рассчитать приращение тяги.
А современными средствами смоделировать возможно?
Название: Н-1 и эжекция воздуха в пространство за днищем
Отправлено: Дмитрий Инфан от 25.01.2014 08:21:15
ЦитироватьВован пишет:
А при запуске двигателей на ПУ пламя от двигателей через проемы в ХО поднималось бы вверх и немало бы пожгло в ХО. На этот случай теплозащита съела бы много массы.
В момент запуска двигателей воздуховодные каналы можно держать перекрытыми, чтобы открыть их после того, как ракета оторвётся от старта.
Название: Н-1 и эжекция воздуха в пространство за днищем
Отправлено: Дмитрий В. от 25.01.2014 08:08:09
ЦитироватьВован пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьРоман Матвеев пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Там имелось в виду, что в одном из вариантов компоновки был организован проток воздуха через хвостовой отсек в донную часть, чем и обеспечивалось снижение донного сопротивления.
А почему было решено от этого отказаться? Казалось бы - полезная вещь (проток воздуха в задонное пр-во)
Сомневаюсь, что имевшимися в то время вычислительными средствами можно было смоделировать обтекание такой донной части и точно рассчитать приращение тяги.
А при запуске двигателей на ПУ пламя от двигателей через проемы в ХО поднималось бы вверх и немало бы пожгло в ХО. На этот случай теплозащита съела бы много массы.
При правильной конструкции ПУ при запуске ЖРД возникает эжекция, которая исключает ток горячих газов вверх. А при неправильной есть протоки или нет - безразлично (смотрим файрболл при старте Дельты-4Хэви).
Название: Н-1 и эжекция воздуха в пространство за днищем
Отправлено: Дмитрий В. от 25.01.2014 08:11:44
ЦитироватьСтарый пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьСтарый пишет:
Сомневаюсь что полученое "приращение" окупало затраты массы на все эти махинации с донной частью.
Ну, это как раз не факт, учитывая что частная производная массы ПГ по массе конструкции блока А была не более 0,1.
А частная производная массы ПГ по донному сопротивлению?
 А с учётом того что когда давление окружающего воздуха становилось меньше чем давление на срезе сопла то донный эффект становился положительным?
Надо найти статью по Н1 в НК там приводилась, емнип, оценка снижения эффективной тяги за счет подсоса в донной части. В принципе, можно посчитать.
А при полете в разреженной атмосфере, да, эффект становится положительным - выхлоп "поддавливает" ракету.
Название: Н-1 и эжекция воздуха в пространство за днищем
Отправлено: Вован от 25.01.2014 11:52:44
ЦитироватьG.K. пишет:
Эжекция сжатого газа на старте не помогла бы?
Эжекция происходит после выхода двигателей на полную тягу.
Название: Н-1 и эжекция воздуха в пространство за днищем
Отправлено: Вован от 25.01.2014 11:54:54
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьВован пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьРоман Матвеев пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Там имелось в виду, что в одном из вариантов компоновки был организован проток воздуха через хвостовой отсек в донную часть, чем и обеспечивалось снижение донного сопротивления.
А почему было решено от этого отказаться? Казалось бы - полезная вещь (проток воздуха в задонное пр-во)
Сомневаюсь, что имевшимися в то время вычислительными средствами можно было смоделировать обтекание такой донной части и точно рассчитать приращение тяги.
А при запуске двигателей на ПУ пламя от двигателей через проемы в ХО поднималось бы вверх и немало бы пожгло в ХО. На этот случай теплозащита съела бы много массы.
При правильной конструкции ПУ при запуске ЖРД возникает эжекция, которая исключает ток горячих газов вверх. А при неправильной есть протоки или нет - безразлично (смотрим файрболл при старте Дельты-4Хэви).
Кроме движения газов вверх туда же устремляется ударная волна.
Название: Н-1 и эжекция воздуха в пространство за днищем
Отправлено: m-s Gelezniak от 25.01.2014 11:16:53
ЦитироватьВован пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьВован пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьРоман Матвеев пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Там имелось в виду, что в одном из вариантов компоновки был организован проток воздуха через хвостовой отсек в донную часть, чем и обеспечивалось снижение донного сопротивления.
А почему было решено от этого отказаться? Казалось бы - полезная вещь (проток воздуха в задонное пр-во)
Сомневаюсь, что имевшимися в то время вычислительными средствами можно было смоделировать обтекание такой донной части и точно рассчитать приращение тяги.
А при запуске двигателей на ПУ пламя от двигателей через проемы в ХО поднималось бы вверх и немало бы пожгло в ХО. На этот случай теплозащита съела бы много массы.
При правильной конструкции ПУ при запуске ЖРД возникает эжекция, которая исключает ток горячих газов вверх. А при неправильной есть протоки или нет - безразлично (смотрим файрболл при старте Дельты-4Хэви).
Кроме движения газов вверх туда же устремляется ударная волна.
Вскрытие протокa через ХО может быть оргaнизовaно с зaдержкой после отрывa. Один чёрт до отрывa этот эфффект неоргaнизуешь.
Название: Н-1 и эжекция воздуха в пространство за днищем
Отправлено: Вован от 25.01.2014 12:34:41
Итого: нагрузили ракету дополнительной теплозащитой и механизмами раскрытия протока через ХО.  :(
Название: Н-1 и эжекция воздуха в пространство за днищем
Отправлено: m-s Gelezniak от 25.01.2014 11:39:25
ЦитироватьВован пишет:
Итого: нагрузили ракету дополнительной теплозащитой и механизмами раскрытия протока через ХО.
Дa нет. Теплозaщитa тaже. A вот синхронное и полное вскрытие тут есть с чем повозится. 
Название: Н-1 и эжекция воздуха в пространство за днищем
Отправлено: Saul от 25.01.2014 13:12:30
А для "теплого" воздушного старта хорошо должно быть.