Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: Nicolas Pillet от 30.11.2013 23:34:49

Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Nicolas Pillet от 30.11.2013 23:34:49
У меня маленкий вопрось : кто сделает систему "Курс" ?

НИИ ТП,  ПАО "ЭЛМИС" или Хартрон ??

Спасибо !
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Salo от 01.12.2013 12:36:03
НИИ ТП разработчик системы:
http://www.niitp.ru/activities/36-kurs

ПАО "ЭЛМИС" (Киевский радиозавод) первый производитель:
http://www.elmiz.com/index.php?option=com_content&view=article&id=31%3Aspace001&catid=4%3A2010-07-21-21-19-24&Itemid=16&lang=en
http://www.elmiz.com/index.php?option=com_content&view=article&id=31:space001&catid=4:2010-07-21-21-19-24&Itemid=16&lang=ru

Но насколько я знаю сейчас её делают в России. Кажется в Ижевске.
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: ОАЯ от 01.12.2013 12:41:05
Спасибо!
Совместное изготовление с ФГУП НИИ комплекта аппаратуры «Курс», точных приборов для космического корабля Союз-ТМА-3.
http://www.irz.ru/company/30/index.htm
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Salo от 01.12.2013 12:44:46
Ижевский радиозавод:
http://www.irz.ru/company/30/index.htm
Цитировать2003 г.  Совместное изготовление с ФГУП НИИ комплекта аппаратуры «Курс», точных приборов для космического корабля Союз-ТМА-3.
...
2008 г.  Разработка и изготовление аппаратуры автоматической стыковки с МКС «Курс» и «Курс-М» для первого грузового корабля ATV (Жюль Верн).
...
2010 г.  С космодрома Байконур было запущено два космических аппарата: связной спутник «Радуга» с приемопередатчиками, изготовленными на ОАО «ИРЗ» и очередной «грузовик» «Прогресс М04-М» с аппаратурой автоматической стыковки «Курс».
...
2012 г.  Аппаратура «Курс-М» производства Ижевского радиозавода в составе Европейского автоматического грузового корабля ATV успешно провела контроль процесса сближения и стыковки корабля ATV, запущенного с космодрома Куру, с МКС. Главный конструктор ОАО «Научно-исследовательский институт точных приборов» С. Б. Медведев поздравил коллектив предприятия с успешным завершением изготовления третьего комплекта аппаратуры.

Главный конструктор направления ОАО «Научно-исследовательский институт точных приборов» С. Б. Медведев поздравил коллектив ОАО «Ижевский радиозавод» с успешным завершением работы 14-го комплекта аппаратуры «Курс» в составе грузового корабля «Прогресс М-15М». Сближение и стыковка корабля с МКС прошли в автоматическом режиме без замечаний. Аппаратура производства ОАО «ИРЗ» подтвердила свою высокую надежность и качество.
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Salo от 01.12.2013 12:47:10
http://www.irz.ru/news/2005/52/index.htm
Цитировать«КУРС» на транспортном корабле
17 апреля 2005

Уважаемые коллеги!

С радостью сообщаю вам, что 17 апреля 2005 года успешно проведена автоматическая стыковка транспортного корабля «Союз ТМА 6» международной космической станции. На транспортном корабле установлен комплект аппаратуры «Курс», контейнер К1-ВКА-03, который создан трудом вашего коллектива. Поздравляю вас и коллектив вашего предприятия с новой трудовой победой!

Уже третий, еще более весомый, вклад «Ижевского радиозавода» в аппаратуре стыковки продемонстрировал высокую квалификацию и профессионализм коллектива, высокое качество продукции вашего предприятия. Надеюсь, что наше сотрудничество будет так же успешно развиваться как при изготовлении комплектов аппаратуры «Курс», так и перспективной аппаратуры «Курс-Н».

 Главный конструктор направления С. Б. Медведев, РОСКОСМОС, Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский институт точных приборов» (ФГУП НИИ ТП)
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Not от 01.12.2013 22:54:46
Интервью с Владимиром Сергеевичем Князевым - "Как в Казани учили «шить» космическую «Иглу»"

http://www.business-gazeta.ru/article/63676/
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Lunatik-k от 30.03.2014 22:01:45
 Вопрос:
Способна ли система сближения Курс-Н проводить автоматический поис, сближение, стыковку на орбите полета к Марсу ?
 Без участия космонавтов.
К примеру задача марсианский корабль без космонавтов медленно разгоняется на электроракетных двигателях. Ему в догонку запущен другой корабль пускай условно новый Прогресс-МММ, взлетающий на Ангаре .

Интересуют просто возможности, автономной работы без оперативного вмешательства из ЦУП(при больших задержках передачи информации), системы сближения Курс-Н.
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: SFN от 31.03.2014 06:02:11
А в чем проблемы? Курс работает автономно.
 Что может повлиять на работу? Пожалуй, отсутствие магнитного поля.

Главная задача - попасть в зону его действия. Понятно, что второй контур управления  (ТОРУ как на Прогрессе) с Земли будет абсолютно невозможен.
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Lunatik-k от 31.03.2014 19:40:42
ЦитироватьSFN пишет:
А в чем проблемы? Курс работает автономно.
Что может повлиять на работу? Пожалуй, отсутствие магнитного поля.

Главная задача - попасть в зону его действия. Понятно, что второй контур управления (ТОРУ как на Прогрессе) с Земли будет абсолютно невозможен.
А какая зона его действия, какие параметры ? Где с ними можно ознакомиться ?
Если читать Википедию, то там при использовании системы GPS 1-2 км.

GPS не работает и у Луны не то, что  на орбите полета к Марсу.
Ссылок без использования GPS не видел.

Смогут ли наши корабли состыковать у Луны ?
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: SFN от 31.03.2014 17:04:36
Положение определяется по данными НИПов. GPS на наших кораблях пока не используется. Есть только в комплекте спутникового телефона для экстеренной связи после посадки.

А НАСА показывала портянки Курса за 200-250 км от станции.
Я вот репу тогда чесал: это сам курс дистанцию определил или кто помог? Для себя решил что курс, ведь это он впечатывает инфу в портянку.

GPS использует АТВ для сближения до 250м. потом оптика при контроле Курса-АТВ
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Lunatik-k от 31.03.2014 22:08:30
ЦитироватьSFN пишет:
Положение определяется по данными НИПов. GPS на наших кораблях пока не используется. Есть только в комплекте спутникового телефона для экстеренной связи после посадки.

А НАСА показывала портянки Курса за 200-250 км от станции.
Я вот репу тогда чесал: это сам курс дистанцию определил или кто помог? Для себя решил что курс, ведь это он впечатывает инфу в портянку.

GPS использует АТВ для сближения до 250м. потом оптика при контроле Курса-АТВ

А как осуществляется поступление информации из НИПов в систему сближения Курс ?
Существует отдельный блок связи с НИПом и этот блок передает телеметрию в Курс или функция и антены связи с НИПом являются составной частью Курса ?

По поводу  чесания репы, Курсу мог помогать и НИП, а он просто ретранслировал эту информацию дальше.

Интересно знать обзорную информацию по реальным воможностям Курсов с НИПами и без НИПов.

С какой дистанции Курс может работать самостоятельно, не прибегая к помощи НИПов.
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: SFN от 01.04.2014 08:05:49
ЦитироватьLunatik-k пишет:
Интересно знать обзорную информацию по реальным воможностям Курсов с НИПами и без НИПов.
Поскольку средства радиоизмерения ситемы Курс стоят только на активном и пассивном КА (в отличие от АСН, когда инфа о положении принимается с КА ГНСС) можно смело говорить о том, что с НИПами, что без НИПов абсолютно однотождественно ;)
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Lunatik-k от 01.04.2014 21:09:12
ЦитироватьSFN пишет:
ЦитироватьLunatik-k пишет:
Интересно знать обзорную информацию по реальным воможностям Курсов с НИПами и без НИПов.
Поскольку средства радиоизмерения ситемы Курс стоят только на активном и пассивном КА (в отличие от АСН, когда инфа о положении принимается с КА ГНСС) можно смело говорить о том, что с НИПами, что без НИПов абсолютно однотождественно

Про разговоры все понятно, не видно конкретных цифр, это сколько при автономной работе без данных с НИП и на орбите при полете к Марсу. Типа с точностью 100 или 5000 км НИП свел, а дальше Курс без участия НИПа гарантированные сближение и стыковка.
Если проект еще до конца не разработан, то должна быть конкретная видимая цель.
В 2014 году 200 км, в 2015 году 1000 км , в 2016 км 5000 км. 
Ссылки на различные портянки НАСА которые никто не видел это просто несерьезно.
Хотелось бы открыто задекларированные данные от производителя.
А то я как налогоплательщик даже не знаю на, что мои деньги потрачены.

Может разработчик тратит многие миллионы на разработку системы сближения уровня дворца пионеров из поселка Кукареки.
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Lunatik-k от 03.04.2014 22:41:29
ЦитироватьSFN пишет:
Положение определяется по данными НИПов. GPS на наших кораблях пока не используется. Есть только в комплекте спутникового телефона для экстеренной связи после посадки.

А НАСА показывала портянки Курса за 200-250 км от станции.
Я вот репу тогда чесал: это сам курс дистанцию определил или кто помог? Для себя решил что курс, ведь это он впечатывает инфу в портянку.

GPS использует АТВ для сближения до 250м. потом оптика при контроле Курса-АТВ
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/37798)

Не зря чесали голову, согласно этой и других аналогичных картинок
самостоятельный захват с 33 км.
Если смотреть на такую же схему Прогресс М-21М и Прогресс М-22М на всех картинках
начальный захват 33 км.
Думаю, что для стыковок на орбите полета к Марсу данная система слаба.
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: anik от 03.04.2014 23:00:27
"Курс-А" обычно захватывает цель на дальности примерно 180 км; "Курс-НА", судя по "Прогрессу М-21М", - примерно 150 км.
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: m-s Gelezniak от 04.04.2014 11:27:22
ЦитироватьLunatik-k пишет:
ЦитироватьSFN

пишет:
Положение определяется по данными НИПов. GPS на наших кораблях пока не используется. Есть только в комплекте спутникового телефона для экстеренной связи после посадки.

А НАСА показывала портянки Курса за 200-250 км от станции.
Я вот репу тогда чесал: это сам курс дистанцию определил или кто помог? Для себя решил что курс, ведь это он впечатывает инфу в портянку.

GPS использует АТВ для сближения до 250м. потом оптика при контроле Курса-АТВ

Не зря чесали голову, согласно этой и других аналогичных картинок
самостоятельный захват с 33 км.
Если смотреть на такую же схему Прогресс М-21М и Прогресс М-22М на всех картинках
начальный захват 33 км.
Думаю, что для стыковок на орбите полета к Марсу данная система слаба.
Кстaти, вопрос. Тaм орбитaльнaя дaльность или прямaя. 
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Lunatik-k от 04.04.2014 19:14:07
Судя по орбитам сближения Прогрессов там на рисунках изображены дальности по прямой.
Кстати я не стал копировать картинки по другим Прогрессам, картинки немного отличаются.
Все их можно скачать с сайта ЦУПа.

Учитывая, что система сближения Курс оперирует такими параметрами как высота орбиты относительно земли, заинтересовал вопрос относительно чего  будет измеряться высота орбиты на траектории полета к Марсу и как она будет самостоятельно измеряться ?
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Lunatik-k от 04.04.2014 19:25:20
Цитироватьanik пишет:
"Курс-А" обычно захватывает цель на дальности примерно 180 км; "Курс-НА", судя по "Прогрессу М-21М", - примерно 150 км.
Откуда данные может источник подскажете.

 (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/37852)

На картинке из ЦУПа первая точка захвата изображена как 33 км.
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: anik от 04.04.2014 20:30:08
ЦитироватьLunatik-k пишет:
Откуда данные может источник подскажете.
Есть расчетные данные на http://knts.tsniimash.ru/ru/src/notice/%D0%9D%D0%A2%D0%9E%20%D0%A2%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%80-%D0%A1%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf (страница 6):

Дальность действия (не менее), км
Курс-А - 100 км*
Курс-НА - 30 км** (100#)

* - в полной сфере пространства
** - в секторе ±30 град
# - в настоящее время прорабатывается

Но это документ 2012 года. Фактически же захват происходил на дальностях, которые я указал выше.

ЦитироватьLunatik-k пишет:
На картинке из ЦУПа первая точка захвата изображена как 33 км.
Это не точка захвата, а относительное положение корабля и станции в определенный момент времени.
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: SFN от 05.04.2014 07:43:16
Еще Salo постил кеш со старого сайта НИИТП
 http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum10/topic11292/message660396/#message660396

 http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum10/topic11292/message660406/#message660406
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Lunatik-k от 05.04.2014 22:35:32
SFN почитав материал по Вашим ссылкам нашелся конкретный ответ, самостоятельности работы системы Курс:
Читаем ключевую фразу:
"Работа радиотехнической системы взаимных измерений параметров движения для поиска, сближения и стыковки космических аппаратов осуществляется в большом диапазоне начальных условий взаимного положения КА на орбите искусственного спутника Земли при относительной дальности до нескольких сотен километров при исходном целеуказании и до нескольких десятков километров при отсутствии целеуказаний. "
т.е. если НИПы ткнут носом систему Курс где находится цель, то она ее обнаружит за ?несколько сотен км? =150 км .
Если самостоятельно то за несколько десятков километров.

Система может работать только с КА на орбите искуственных спутников ЗЕМЛИ.

т.е. для стыковки аппаратов на орбите искусственных спутнков  Луны, она не предназначена.
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: SFN от 06.04.2014 06:41:43
Опять хочу напомнить, что для работы Курса достаточно активного комплека на активном КА и пассивного комплекта на станции.
После завершения этапа взаимного поиска объектов «А» и «П» никакого другого дополнительного оборудования уже не нужно.
Этап взаимного поиска проще производить со внешним указанием взаимного положения, чем без него. ;)  

Что касается орбиты ИСЗ то, вероятно, это указание на то, что математики Курса рассчитана по ИСЗ. Конечно, нельзя прибор с Прогрессов без изменений перенести на орбиту ИСЛ или ИСМ. Но ИМХО изменения эти будут незначительные. Защита от радиации etc.
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: SFN от 02.09.2015 15:23:02
НИИТП про участие на МАКС-2015:
Посетители экспозиции также могли ознакомиться с натурным образцом антенны новейшей радиотехнической системы «Курс-НА», которая в ближайшее время сменит использующуюся сегодня систему стыковки космических кораблей «Курс-А».
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/231924.jpg)
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Lanista от 03.09.2015 11:15:47
Давно винтов на "-" не видел...
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: m-s Gelezniak от 03.09.2015 11:29:43
ЦитироватьLanista пишет:
Давно винтов на "-" не видел...
Там крепёж не магазинный.
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Lanista от 04.09.2015 11:04:16
Тоже сами делают, небось.
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: ОАЯ от 04.09.2015 14:02:49
Американцы бы специальную конструкцию придумали под изолятор от температурных смещений, радиотеней и паразитных отражений. Японцы бы все в пластик укутали без винтов. Но круглые прокладки в качестве электроизоляции на латунных болтах крепления это что-то!!!
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Lunatik-k от 25.02.2016 21:21:37
Не понятен материал донышка антенны.
Но похоже, что бока обрабатывали рашпилем.

Или это донышко для сокрытия внутренностей от посетителей МАКС-2015 ?
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: PIN от 26.02.2016 12:33:10
ЦитироватьОАЯ пишет:
Японцы бы все в пластик укутали без винтов
Так на "Прогессах" летавших антенна и "укутана" теплоизоляцию. Как же без нее?
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Salo от 22.03.2016 18:55:44
ЦитироватьМКС перейдет на новую систему стыковки с космическими кораблями
16:03 22.03.2016 (обновлено: 16:05 22.03.2016)
Последний комплект системы предыдущего поколения "Курс-А" применялся при стыковке пилотируемого корабля "Союз ТМА-20М" с новым экипажем МКС в автоматическом режиме 19 марта 2016 года.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/101480.jpg)
© Фото: Роскосмос/Сергей Волков (https://www.instagram.com/volkov_iss/)
 
МОСКВА, 22 мар — РИА Новости. Международная космическая станция (МКС) с марта 2016 полностью перейдет на новую радиотехническую систему для стыковки с транспортными и пилотируемыми космическими кораблями, сообщили во вторник "Российские космические системы" (РКС),
"Международная космическая станция (МКС) с марта 2016 года полностью перейдет на более совершенную радиотехническую систему взаимных измерений "Курс-НА", которая создана для стыковки пилотируемых и грузовых космических кораблей к стыковочным узлам модулей российского сегмента МКС", — говорится в сообщении
Отмечается, что последний комплект системы предыдущего поколения "Курс-А" обеспечил успешную стыковку пилотируемого корабля "Союз ТМА-20М" с новым экипажем МКС в автоматическом режиме 19 марта 2016 года.
Модернизированная радиотехническая система взаимных измерений для поиска, сближения и стыковки космических аппаратов "Курс-НА" в два раза меньше, легче и в три раза энергоэффективнее аналога старого поколения.
"Удалось создать новый "Курс", перейдя на высокоинтегрированную элементную базу и обеспечив решение большинства задач обработки сигналов программными средствами", — приводятся в сообщении слова генерального директора разработчика системы АО "Научно-исследовательский институт точных приборов" Анатолия Шишанова.
Новая система "Курс-НА будет использована при стыковке транспортного грузового корабля (ТГК) "Прогресс-МС-02" к МКС 31 марта, отметили в РКС.
Согласно сообщению, применение "Курса-НА" стало возможным после модернизации системы управления пилотируемых и грузовых кораблей, проведенной инженерами ракетно-космической корпорации "Энергия". Новые возможности системы управления обеспечивают стыковку с меньшей начальной дальности и в более узком секторе рабочих углов.
Система взаимных измерений "Курс" состоит из двух частей. Новая активная часть, "Курс-НА", устанавливается на космических кораблях и производит измерения всех параметров взаимного сближения и стыковки. Пассивная, "Курс-П", расположенная на служебном модуле и функционально-грузовом блоке МКС, принимает сигналы от активной части, ретранслирует и передает информацию о скорости и дальности на пульт космонавтам.
Система "Курс-НА" успешно прошла испытания в апреле 2014 года при стыковке к МКС космического грузовика "Прогресс М-21М", а первое штатное использование состоялось 23 декабря 2015 года при стыковке ТГК "Прогресс-МС-01".

РИА Новости http://ria.ru/science/20160322/1394693820.html#ixzz43eDmFaFw (http://ria.ru/science/20160322/1394693820.html#ixzz43eDmFaFw)
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: frigate от 23.03.2016 17:07:40
Очень много интересной информации от ЦНИИМАШа (2012 год)  :idea:
http://knts.tsniimash.ru/ru/src/notice/НТО%20Тридар-Сближение.pdf
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Salo от 20.09.2016 17:08:45
http://tass.ru/kosmos/3636752
ЦитироватьУкраинскую аналоговую систему стыковки на МКС заменят российской цифровой
 20 сентября, 12:30 UTC+3
 Новую аппаратуру планируется установить на станции в 2018 году

МОСКВА, 20 сентября. /ТАСС/. Новая российская система стыковки и сближения "Курс-МКП" может через два года заменить на Международной космической станции существующее оборудование украинского производства.
Об этом сообщил ТАСС руководитель направления радиотехнических систем взаимных измерений для поиска, сближения и стыковки космических аппаратов НИИ точных приборов Сергей Медведев.
"У нас задача в 2017 году изготовить первый комплект, и в 2018 году он может появиться на МКС", - сказал собеседник агентства.
Медведев уточнил, что цифровая система "Курс-МКП" уже находится в производстве. Она заменит аналоговую систему "Курс-П", которая была создана на украинском предприятии "Элмис". Новое оборудование сможет работать с системой стыковки "Курс-НА", которая устанавливается на космические корабли новой серии "Союз МС".
Аппаратура системы "Курс" состоит из двух частей: активной ("А"), которая находится на космическом корабле, и пассивной ("П"), расположенной на орбитальной станции.
"Курс-МК" должна работать на расстоянии до 200 километров, что в два раза больше предшествующей системы, а погрешность измерения дальности и скорости в новой аппаратуре уменьшена на четверть.
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Блудный от 28.09.2016 10:22:59
Ну что они пишут, а? Какая же она "украинская"? "Курс-П" украинского изготовления, а создан таки в НИИ ТП.
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Floppy Disk от 22.10.2016 10:36:44
https://www.youtube.com/watch?v=Od4qHIZEbHg (https://www.youtube.com/watch?v=Od4qHIZEbHg)
Стартовавший 19 октября с Байконура корабль «Союз МС-02» спустя двое суток причалил к МКС. Точную стыковку корабля со станцией обеспечила система «Курс», которую создают в НИИ точных приборов в Москве. Сегодня в НИИ ТП работают над цифровой радиотехнической системой «Курс - МКП», которая в 2017 году заменит на МКС аналоговую систему «Курс-П»
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Кубик от 22.10.2016 18:28:53
Занятно видеть "детский ветрячок" в космосе.. :)
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Salo от 28.10.2016 15:05:59
http://www.roscosmos.ru/22813/
ЦитироватьРКС. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ ПОЛУЧИТ НОВУЮ ЦИФРОВУЮ СИСТЕМУ ДЛЯ СТЫКОВОЧНОГО УЗЛА
28.10.2016 12:57
 
   Новая система для стыковки пилотируемых и грузовых космических кораблей к российскому сегменту Международной космической станции (МКС) «Курс-МКП» заменит аналоговую аппаратуру к 2018 году. Разработка специалистов АО «НИИ точных приборов» (НИИ ТП) холдинга «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») значительно превосходит по точности и энергоэффективности аппаратуру, которая эксплуатируется на МКС сегодня.
    
   Стыковка пилотируемых и грузовых кораблей к МКС обеспечивается системой взаимных измерений (СВИ) «Курс», которая состоит из двух частей. Активная часть устанавливается на космических кораблях и измеряет все параметры взаимного сближения и стыковки. Пассивная часть расположена на МКС и принимает сигналы от активной, ретранслирует и передает информацию о скорости и дальности на пульт космонавтам.
    
   Главный конструктор направления радиотехнических систем взаимных измерений для поиска, сближения и стыковки космических аппаратов НИИ ТП Сергей МЕДВЕДЕВ: «Первый комплект «Курс-МКП» мы намерены изготовить к концу 2017 года, а уже в 2018 он сможет заменить аналоговую аппаратуру системы «Курс-П», которая сейчас работает на МКС. Новое оборудование совместимо с новой системой стыковки «Курс-НА», которая сегодня устанавливается на космические корабли серии «Союз-МС» и «Прогресс-МС». «Курс-МКП» обладает всеми преимуществами цифрового прибора – он легче и в три раза экономичнее по энергопотреблению, чем аналог предыдущего поколения».
    
   Каждый объект «Курс-МКП» состоит из конструктивно законченных модулей. Конструкция позволяет использовать аппаратуру СВИ и в герметичных отсеках МКС, и в условиях возможной разгерметизации, что гарантирует бесперебойную работу системы. При разработке СВИ «Курс-МКП» использованы схемотехнические решения, примененные в процессе модернизации «активной» аппаратуры «Курс-НА». С марта 2016 года СВИ «Курс-НА» применяется для стыковки всех космических аппаратов российского сегмента МКС.
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Salo от 12.12.2016 18:57:17
http://www.roscosmos.ru/23031/
ЦитироватьРКС. НОВАЯ СИСТЕМА ВЗАИМНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ДЛЯ СТЫКОВКИ НА ЛУННОЙ ОРБИТЕ
12.12.2016 14:39
 
   Холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») приступил к разработке системы «Курс-Л» для перспективного российского пилотируемого космического корабля «Федерация». Новая радиотехническая система взаимных измерений (СВИ) параметров движения для поиска, сближения и стыковки создается для работы не только в околоземном пространстве, но и на орбите Луны.
    
   Новая радиотехническая система взаимных измерений «Курс-Л» для пилотируемого корабля «Федерация» разрабатывается АО «Научно-исследовательский институт точных приборов» (НИИ ТП, входит в холдинг РКС) совместно с производителем «Федерации», ракетно-космической корпорацией «Энергия». По планам, выход опытного образца на испытания ожидается после 2021 года.
    
   Планируется создать два варианта СВИ: упрощенный – измеритель параметров сближения для стыковки на околоземной орбите (к примеру, с Международной космической станцией), и более сложный вариант для обеспечения операций сближения и стыковки российских космических кораблей на орбите Луны.
    
   Главный конструктор направления радиотехнических систем взаимных измерений АО «НИИ ТП» Сергей МЕДВЕДЕВ: «Сегодня наш коллектив создает принципиально новую систему для сближения и стыковки космических кораблей как на орбите Земли, так и при реализации лунных программ. Новая система вобрала в себя лучшие наработки, использованные в последних модификациях системы «Курс» предыдущего поколения. Новая система будет легче, компактнее и сможет противостоять радиационным нагрузкам – эти требования поставлены нам создателями космического корабля».
    
   По планам разработчиков, «Курс-Л» будет построена по модульному принципу, который уже применяется в новой цифровой системе стыковки «Курс-МКП» – ее в ближайшее время планируется установить на борту МКС.
    
   Новая СВИ будет состоять из конструктивно законченных модулей, связанных с вычислительной системой и системами управления космического корабля. Гибкая архитектура позволит менять количество и состав модулей для каждой «Федерации» – в зависимости от миссии, для которой будет строиться каждый конкретный корабль.
    
   Кроме того, элементы новой системы стыковки благодаря использованию при их создании новых отечественных электронных компонентов смогут работать не только в герметичных отсеках корабля и космических станций, но и в открытом космосе. Эта особенность позволит упростить аппаратную часть приемо-передающего устройства «Курс-Л» за счет использования в одном комплексе радиолинии, работающей совместно с измерительным дальномерным каналом.
    
   Ожидается, что в 2017 году головные компании Госкорпорации «РОСКОСМОС», участвующие в отечественной лунной программе, определят окончательную конфигурацию СВИ «Курс-Л» для нового пилотируемого космического корабля «Федерация».
    
   Система «Курс» с 1986 года в различных модификациях успешно эксплуатировалась на орбитальной станции «Мир», в настоящее время работает на МКС и космических кораблях «Союз» и «Прогресс».
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Salo от 24.04.2017 12:32:23
https://www.roscosmos.ru/23499/
ЦитироватьРКС. КОМПАНИИ-РАЗРАБОТЧИКУ УНИКАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «КУРС» ИСПОЛНЯЕТСЯ 65 ЛЕТ
21.04.2017 16:31

 
   АО «Научно-исследовательский институт точных приборов» (НИИ ТП, входит в холдинг «Российские космические системы») в апреле 2017 года отмечает 65-летний юбилей. С 1952 года разработки предприятия являются одними из важнейших элементов реализации советских и российских космических программ и проектов. Успехи НИИ ТП в области создания систем взаимных измерений, автоматизированных систем управления космическими аппаратами и обработки принимаемой информации, а также работы в области LTCC-технологий значительно повышают потенциал российского космического приборостроения.
    
   Сегодня НИИ ТП занимает ведущие позиции в области создания и эксплуатации сложных радиотехнических систем, разработки и производства самой современной научно-технической продукции, программных продуктов и информационных космических технологий.
   Генеральный директор НИИ ТП Анатолий ШИШАНОВ: «Сегодня аббревиатура «НИИ ТП» характеризует умение наших ученых, инженеров и рабочих создавать разнообразную радиоэлектронную аппаратуру и программные комплексы, отвечающие высоким требованиям космической отрасли России».
    
   Коллектив НИИ ТП работает над созданием современных систем связи (проект «Гонец»), организацией информационно-управляющего контура современных систем дистанционного зондирования Земли, разрабатывает радиолокационные системы наблюдения Земли авиационного и космического базирования.
    
   В НИИ ТП разработаны технические и программные средства Единой территориально-распределенной информационной системы дистанционного зондирования Земли (ЕТРИС ДЗЗ). Она позволяет существенно повысить эффективность предоставления информации ДЗЗ и информационных продуктов на ее основе широкому кругу потребителей.
    
   Компания продолжает работу по созданию высокодетального радиолокационного комплекса «Касатка-Р» для космического аппарата «Обзор-Р» в варианте активной фазированной антенной решетки. Возможности радиолокатора позволят круглосуточно и вне зависимости от погодных условий вести радиолокационную съемку поверхности планеты в X-диапазоне в интересах министерств, ведомств и регионов России.
    
   Специалисты НИИ ТП завершают работы по созданию автоматизированной командно-измерительной системы нового поколения управления космическими аппаратами «Компарус». Система обеспечит управление орбитальной группировкой с пропускной способностью до 120 объекто-сеансов управления в сутки.
    
   В рамках развития холдинга «Российские космические системы» на предприятии сформирован и успешно действует отраслевой центр компетенций по разработке и изготовлению аппаратуры космического назначения на основе технологии низкотемпературной совместно обжигаемой керамики (LTCC).
    
   История компании началась 4 апреля 1952 года, когда на площадке завода №449 в подмосковном Бабушкине был образован НИИ-648 для разработки и изготовления каналов радиоуправления для ракет. С 1956 года началось создание командных радиолиний и радиосистем для стыковки космических аппаратов. В апреле 1966 года НИИ-648 переименован в Научно-исследовательский институт точных приборов (НИИ ТП).
    
   Разработки компании стали одними из важнейших элементов реализации отечественных космических программ и проектов. Первая в мире автоматическая стыковка космических кораблей «Космос-186» и «Космос-188» была успешно произведена в 1967 году с использованием радиотехнической аппаратуры «Игла» разработки НИИ ТП.
    
   С этого момента все отечественные пилотируемые программы обеспечиваются созданными в НИИ ТП системами взаимных измерений (СВИ). СВИ второго поколения «Курс» сейчас успешно функционирует по программе МКС, с ее помощью произведено уже более тысячи стыковок. Система постоянно модернизируется с учетом новейших технологий и разработок. Сегодня по программе пилотируемых полетов к Луне для оснащения перспективного транспортного корабля специалисты НИИ ТП приступили к разработке СВИ «Курс-ЛА».
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: zandr от 09.01.2019 08:09:04
https://ria.ru/20190108/1549107433.html (http://nk2018.0bb.ru/click.php?https://ria.ru/20190108/1549107433.html)
ЦитироватьРоссия создала новую систему стыковки кораблей к МКС
МОСКВА, 8 янв — РИА Новости. "Российские космические системы" завершили производство и испытания новой системы стыковки кораблей к Международной космической станции, сообщается на сайте холдинга.
"В уходящем году НИИ точных приборов (входит в холдинг "Российские космические системы" "Роскосмоса". — Прим. ред.) завершил производство и успешно провел приемо-сдаточные испытания новой цифровой аппаратуры "Курс-МКП". Это новейшая система для стыковки пилотируемых и грузовых космических кораблей к российскому сегменту МКС", — говорится в сообщении на сайте холдинга.
Отмечается, что "Курс-МКП" значительно превосходит по точности и энергоэффективности аппаратуру, которая эксплуатируется на МКС сегодня.

Система стыковки "Курс"
Аппаратура системы стыковки состоит из активной "Курс-А" и пассивной части "Курс-П". Активная часть устанавливается на космических кораблях и измеряет все параметры взаимного сближения и стыковки. Пассивная часть расположена на МКС, она принимает сигналы от активной, ретранслирует и передает информацию о скорости и дальности на пульт космонавтам.
Система "Курс" в разных модификациях успешно используется в космической технике с 1986 года. Аппаратура разработана на Украине и до 2002 года производилась на киевском предприятии "Элмис".
С 2002-го аппаратура производится в России с использованием украинских комплектующих.
С 2003 года велась разработка импортонезависимой цифровой, а не аналоговой, как в предшественнице, версии системы стыковки — "Курс-НА" (новая активная). Ее первые испытания прошли в 2012 году. С 2015-го она устанавливается на все российские грузовые, а с 2016 года и на пилотируемые корабли.
Тогда же, в 2016 году, стало известно о разработке системы "Курс-МКП", которая заменит используемую на Международной космической станции "Курс-П". Новая аппаратура легче и в три раза экономичнее по энергопотреблению, чем аналог предыдущего поколения.
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: zandr от 09.01.2019 08:11:24
http://russianspacesystems.ru/2019/01/08/ot-mks-do-antarktidy/
ЦитироватьОт МКС до Антарктиды: НИИ ТП завершает работу над новой аппаратурой
В уходящем году НИИ точных приборов (http://russianspacesystems.ru/holding/struktura/nii-tp/) (НИИ ТП, входит в холдинг «Российские космические системы») завершил производство и успешно провел приемо-сдаточные испытания новой цифровой аппаратуры «Курс-МКП» (http://russianspacesystems.ru/2016/10/28/kurs-mkp/). Это новейшая система для стыковки пилотируемых и грузовых космических кораблей к российскому сегменту МКС.
Новая аппаратура значительно превосходит по точности и энергоэффективности аппаратуру, которая эксплуатируется на МКС сегодня. Объекты «Курс-МКП» состоят из конструктивно законченных модулей. Конструкция позволяет использовать аппаратуру и в герметичных отсеках МКС, и в условиях возможной разгерметизации, что гарантирует бесперебойную работу системы.
В 2018 году специалисты научно-технического комплекса по созданию и эксплуатации информационных систем освоили серийное производство нового комплекса (http://russianspacesystems.ru/2018/08/31/unifikaciya-produkcii/) для приема информации спутников дистанционного зондирования Земли (http://russianspacesystems.ru/bussines/dzz/) (ДЗЗ) – КПИ-5. Благодаря этому будут унифицированы предложения НИИ ТП в линейке средств приема и обработки информации.
В Научном центре оперативного мониторинга Земли РКС проходит опытная эксплуатация программного комплекса высокопроизводительной автоматической обработки данных, получаемых с космических аппаратов отечественной орбитальной группировки ДЗЗ. Комплекс создан в НИИ ТП в рамках модернизации Единой территориально-распределенной информационной системы (http://russianspacesystems.ru/2016/09/21/geoinformacionnyy-konveyer-v-rossii/) (ЕТРИС) ДЗЗ. Первые результаты его работы подтверждают значительное сокращение времени обработки данных ДЗЗ и повышение качества стандартных продуктов.
В рамках развития ЕТРИС ДЗЗ на Антарктической станции «Прогресс» создается наземный центр приема и обработки информации (http://russianspacesystems.ru/2018/12/04/kholding-rks-otkroet-v-antarktide/) (НКПОР-Р/А), поступающей с космических аппаратов ДЗЗ. Завершены строительные работы по возведению опорных конструкций, завезено оборудование НКПОР-Р/А, сотрудники НИИ ТП готовятся к монтажу аппаратуры. В Красноярском крае на территории Дудинского арктического поисково-спасательного отряда МЧС России специалисты НИИ ТП завершают пуско-наладочные работы по комплексу приема и регистрации информации ДЗЗ (НКПОР-Р/СВ).
Инженеры отделения по разработке наземных командно-измерительных систем (КИС) на территории Центра космической связи «Медвежьи озера» сдали в эксплуатацию модернизированную наземную станцию КИС «Компарус-У2», которая входит в наземный комплекс управления космическими аппаратами. Она обеспечивает более качественное распределение задач управления, вычислений и поддержки автоматизированного информационного обмена как с космическими аппаратами по радиоканалу КИС, так и с центром управления полетами по наземным линиям связи.
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Lunatik-k от 07.12.2021 11:32:39
https://niitp.ru/produktsiya/napravleniya/stykovka-kosmicheskikh-apparatov/radiotekhnicheskaya-sistema-vzaimnykh-izmereniy-parametrov-dvizheniya-dlya-poiska-sblizheniya-i-styk


Радиотехническая система взаимных измерений параметров движения для поиска, сближения и стыковки космических аппаратов (КА) «Курс-Н»

НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ
Система предназначена для измерения параметров взаимного движения КА, необходимых для обеспечения их автоматической стыковки.
Система осуществляет:
СОСТАВ СИСТЕМЫ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ
Параметры
Диапазон частот, ГГц                                                                                       3.2
Дальность действия в секторе ±30°, км, не менее                                     100
Погрешность измерения взаимного углового положения, угл. мин         15
Погрешность измерения радиальной скорости, см/с                                1,5
Погрешность измерения относительной дальности, м                               10


(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/43554.jpg)

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/43555.jpg)


(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/43556.jpg)

Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: zandr от 27.12.2021 19:34:01
https://www.roscosmos.ru/33719/
ЦитироватьРКС разрабатывают новую систему сближения и стыковки аппаратов
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/75688.jpg) (https://www.roscosmos.ru/media/gallery/big/33719/2795997170.jpg)
Принципиально новая система для сближения и стыковки космических аппаратов разрабатывается в Научно-исследовательском институте точных приборов (НИИ ТП, компания холдинга «Российские космические системы» Госкорпорации «Роскосмос»). Эта система будет применяться как на околоземных орбитах, так и в дальнем космосе, например, у Луны.
НИИ ТП много лет разрабатывает, изготавливает и эксплуатирует системы взаимных измерений для поиска, сближения и стыковки космических аппаратов. Измерения при автоматической стыковке с российским сегментом Международной космической станции сейчас производятся системой «Курс-НА» разработки НИИ ТП.
Цитировать
Главный конструктор радиотехнических систем взаимных измерений НИИ ТП Сергей Медведев: «Новая система для корабля ,,Орел" вобрала в себя лучшие наработки, использованные в последних модификациях ,,Курса": она будет легче, компактнее, сможет противостоять радиационным нагрузкам. При этом принципы работы несколько отличаются, но это тоже радиосистема».
МКС имеет очень сложную конфигурацию: модули, огромные солнечные батареи, фермы образуют своеобразные уголковые отражатели. Это приводит к тому, что сигнал, посланный с активного корабля, попадает на антенну пассивного комплекта как напрямую, так и отражаясь от элементов конструкции МКС. Возникают паразитные сигналы, искажающие измеряемые параметры. «Паразиты» могут вызвать заметные колебания уровня принимаемого сигнала, вплоть до провалов ниже уровня чувствительности системы, — в результате теряется «захват».
Цитировать
«Это для нас самый большой ,,бич". Именно с ,,паразитами" боролись еще на этапе использования ,,Иглы", устанавливая на корабли радиозащиту, — говорит Сергей Медведев. — Но тогда сближающиеся объекты были сравнительно простыми по конфигурации, чего не скажешь о современной МКС. В диаграммы направленности антенн системы взаимных измерений элементы конструкции тогда не попадали».
В настоящее время зарубежные космические аппараты (Dragon, Cygnus и HTV) оснащаются комплексами, отличающимися от «Курса» по принципам работы — в них применяют так называемую триаду: на дальних дистанциях используются сигналы спутниковой навигационной системы GPS; потом относительная GPS — она же, но с дифференциальной коррекцией; на ближней дистанции — система световой идентификации, обнаружения и определения дальности LIDAR. Российские разработчики используют систему ГЛОНАСС, «оптику» и создают сканирующую лидарную систему. Однако «оптика», как правило, определяет радиальную скорость дифференцированием дальности, и точность ее определения уменьшается.
Цитировать
«Для европейского грузового корабля ATV несколько лет назад мы делали разновидность аппаратуры ,,Курс", контролирующую сближение по дальности и скорости. Так, ,,Курс" измерял скорость намного точнее, система измерений этого европейского ,,грузовика" давала большую динамическую ошибку. Очевидно, что на лунных и планетарных орбитах не будет столь многочисленных группировок спутников, как сейчас на околоземной, а значит глобальная навигация не обеспечит требуемые точности. Поэтому радиосистемы остаются актуальными», — заключает Сергей Медведев.
В настоящее время в НИИ ТП также ведется работа по созданию системы сближения, которая позволит стыковаться с так называемыми некооперируемыми объектами — спутниками, первоначально не предназначенными для стыковки, для их обслуживания, ремонта или сведения с орбиты.
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Constantine от 08.06.2023 10:48:25
Здравствуйте, уважаемые участники форума!

Нужна ваша помощь. Подскажите пожалуйста, где можно найти информацию про терморегулирование в контейнере "Курс-П"? Каки-либо литературные источники, если несложно, сайты. Очень нужно, но толкового ответа на этот вопрос нигде не нашёл. Заранее спасибо!
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Lunatik-k от 24.08.2023 15:34:04
С момента выпущенного буклета https://russianspacesystems.ru/wp-content/uploads/2019/08/Buklet-NII-TP.pdf прошло четыре года.
Что нового произошло в совершенствовании Системы сближения Курс ?
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: aaa от 24.08.2023 16:22:23
Как минимум, она стала взрослее и серьезнее.
Название: Система сближения "Курс"
Отправлено: Lunatik-k от 27.08.2023 12:31:14
Цитата: aaa от 24.08.2023 16:22:23Как минимум, она стала взрослее и серьезнее.

 Как выражался старик Мюллер: "Что это вас на эпитеты потянуло? С усталости? (https://vk.com/wall-18288357_26465)"
Космонавтика точная наука. Её достижения описываются  только фактами, а не эпитетами.

Эпитеты оставьте бездельникам журналистам.