Всем доброго времени суток!
Никак не могу найти конкретную информацию о том, из-за чего произошло возгорание блока "В" ракеты-носителя "Союз-У" при попытке запуска транспортного пилотируемого космического корабля "Союз Т-10", названного позже "Союз Т-10-1", когда впервые в истории пилотируемой космонавтики сработала САС, спасшая жизни космонавтам Владимиру Титову и Геннадию Стрекалову. В большинстве источников пишут (в том числе и в мемуарах участников описываемых событий), что проблемы начались сразу после срабатывания команды "Наддув".
В многих источниках пишут, что проблемы возникли из-за неисправности клапана "ВП-5": http://www.vonovke.ru/s/soyuz_t-10-1
Цитата:
"во время выполнения предстартовых процедур за 48 секунд до запланированного старта вышел из строя клапан «ВП-5», отвечавший за смазку в системе подачи топлива в газогенераторы турбонасосных агрегатов блока «В» первой ступени ракеты-носителя. Это привело к перегреву, а затем и к возгоранию насоса, что вызвало взрыв топлива."
- как клапан может отвечать за смазку в системе подачи топлива в газогенераторы турбонасосных агрегатов? И конкретно блока "В"? Там стоит двигатель РД-107, на нём один газогенератор. Привод рабочего колеса турбины ТНА осуществляется с помощью парогаза. Судя по описанию ТНА РД-107 (http://www.lpre.de/energomash/RD-107/index.htm#turbopump), если речь и идёт о компоненте для газогенератора - то это перекись водорода. Но там используется подшипник с консистентной смазкой. Непонятно о каком клапане вообще идёт речь. И разве ТНА начинает раскручиваться после команды "Наддув", чтобы была вызвана проблема со смазкой?
«Вместе с бортинженером Геной Стрекаловым надели скафандры. Я доложил о готовности экипажа к полету председателю госкомиссии. Затем — переезд на стартовый комплекс 1-й площадки и посадка в корабль... После команды "Наддув"... за минуту и сорок секунд до старта, была нехарактерная вибрация. Причем дважды, с интервалом в пять-шесть секунд. Нам это сильно не понравилось. Но подумали: ветер, наверное. В день старта на Байконуре порывы были до 15 м в сек. Вдруг наш корабль рванул ввысь — это сработала САС. И тут я понял, что полетели мы не туда...» - рассказывал Владимир Титов.
ЦитироватьSergey Vyatkin пишет:
Всем доброго времени суток!
Никак не могу найти конкретную информацию о том, из-за чего произошло возгорание блока "В" ракеты-носителя "Союз-У" при попытке запуска транспортного пилотируемого космического корабля "Союз Т-10", названного позже "Союз Т-10-1", когда впервые в истории пилотируемой космонавтики сработала САС, спасшая жизни космонавтам Владимиру Титову и Геннадию Стрекалову. В большинстве источников пишут (в том числе и в мемуарах участников описываемых событий), что проблемы начались сразу после срабатывания команды "Наддув".
В многих источниках пишут, что проблемы возникли из-за неисправности клапана "ВП-5": http://www.vonovke.ru/s/soyuz_t-10-1
Цитата:
"во время выполнения предстартовых процедур за 48 секунд до запланированного старта вышел из строя клапан «ВП-5», отвечавший за смазку в системе подачи топлива в газогенераторы турбонасосных агрегатов блока «В» первой ступени ракеты-носителя. Это привело к перегреву, а затем и к возгоранию насоса, что вызвало взрыв топлива."
- как клапан может отвечать за смазку в системе подачи топлива в газогенераторы турбонасосных агрегатов? И конкретно блока "В"? Там стоит двигатель РД-107, на нём один газогенератор. Привод рабочего колеса турбины ТНА осуществляется с помощью парогаза. Судя по описанию ТНА РД-107 ( http://www.lpre.de/energomash/RD-107/index.htm#turbopump ), если речь и идёт о компоненте для газогенератора - то это перекись водорода. Но там используется подшипник с консистентной смазкой. Непонятно о каком клапане вообще идёт речь. И разве ТНА начинает раскручиваться после команды "Наддув", чтобы была вызвана проблема со смазкой?
Возможно связaно с "лaбиринтными" "сaльникaми".
Похоже на открытие неисправного клапана перекиси водорода перед ГГ
Негерметичность клапана перекиси. После команды "Наддув" перекись под давлением наддува через негерметичный клапан пошла в газогенератор. Ротор ТНА начал вращаться и не имея нагрузки на насосах пошёл в разнос и разрушился. Обломками были повреждены трубопроводы горючего и окислителя, начался пожар.
ЦитироватьСтарый пишет:
Негерметичность клапана перекиси. После команды "Наддув" перекись под давлением наддува через негерметичный клапан пошла в газогенератор. Ротор ТНА начал вращаться и не имея нагрузки на насосах пошёл в разнос и разрушился. Обломками были повреждены трубопроводы горючего и окислителя, начался пожар.
Получается, что при заправке бака перекиси она проникает в шестеренчатый насос, регулятор расхода и подходит к перекрывному клапану у ГГ.
ЦитироватьВован пишет:
Получается, что при заправке бака перекиси она проникает в шестеренчатый насос, регулятор расхода и подходит к перекрывному клапану у ГГ.
Фиг её знает куда она там подходит. Может по команде "Наддув" ещё какой-нибудь предварительный клапан открывается.
А разрывной мембраны там часом нет?
ЦитироватьСтарый пишет:
ЦитироватьВован пишет:
Получается, что при заправке бака перекиси она проникает в шестеренчатый насос, регулятор расхода и подходит к перекрывному клапану у ГГ.
Фиг её знает куда она там подходит. Может по команде "Наддув" ещё какой-нибудь предварительный клапан открывается.
А разрывной мембраны там часом нет?
Если бы клапан был негерметичен, то перекись уже была бы в ГГ и крутила бы турбину еще с начала заправки. Возможно, негерметичность появилась при наддуве.
ЦитироватьВован пишет:
Если бы клапан был негерметичен, то перекись уже была бы в ГГ и крутила бы турбину еще с начала заправки. Возможно, негерметичность появилась при наддуве.
Вобщето и говорят что перекись пошла по команде "Наддув". Может быть прорвало разрывную мембрану, а стоящий дальше клапан оказался негерметичен.
ЦитироватьВован пишет:
Получается, что при заправке бака перекиси она проникает в шестеренчатый насос
Эм... А чего за ещё шестерёнчатый насос в РД-107?!
Если клапан потёк тупо из-за повышения давления (до наддува перекись как-то держал), то, получается, что при большей степени дефекта всегда может потечь при заправке - но это же постоянная предпосылка к повторению Плесецкой катастрофы :oops:
ЦитироватьFeol пишет:
Если клапан потёк тупо из-за повышения давления (до наддува перекись как-то держал), то, получается, что при большей степени дефекта всегда может потечь при заправке - но это же постоянная предпосылка к повторению Плесецкой катастрофы :oops:
В Плесецке произошёл взрыв в фильтре.
А текущий клапан это предпосылка к катастрофе в любом случае и для любого компонента.
После данной аварии естественно были приняты меры и данная конкретная причина больше не повторялась.
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
ЦитироватьВован пишет:
Получается, что при заправке бака перекиси она проникает в шестеренчатый насос
Эм... А чего за ещё шестерёнчатый насос в РД-107?!
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
ЦитироватьВован пишет:
Получается, что при заправке бака перекиси она проникает в шестеренчатый насос
Эм... А чего за ещё шестерёнчатый насос в РД-107?!
Шестерёнчатый редуктор к центробежному насосу. :)
ЦитироватьСтарый пишет:
ЦитироватьВован пишет:
Если бы клапан был негерметичен, то перекись уже была бы в ГГ и крутила бы турбину еще с начала заправки. Возможно, негерметичность появилась при наддуве.
Вобщето и говорят что перекись пошла по команде "Наддув". Может быть прорвало разрывную мембрану, а стоящий дальше клапан оказался негерметичен.
Не встречал мембран в ПГС РН Союз
ЦитироватьСтарый пишет:ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
ЦитироватьВован пишет:
Получается, что при заправке бака перекиси она проникает в шестеренчатый насос
Эм... А чего за ещё шестерёнчатый насос в РД-107?!
Шестерёнчатый редуктор к центробежному насосу. :)
Да, я ошибся - там не насос, а шестеренчатый мультипликатор к ЦБ насосу.