У ЦСКБ есть желание заняться метановыми РН. Однако отсутствие готовых двигателей отодвигает эту работу на двадцатые годы. Эдак и мозги засохнуть могут.
А что если ЦСКБ потренироваться на кошках?
Пункт 1.
Имеется проект РН Самара Дмитрия Воронцова.
Напомню основные положения:
- ПН на НЗО около 1,5 тонн;
- стартовая масса около 60 т;
- первая ступень на базе РД-108 в стандартных диаметрах 2,06 или 2,66 м;
- вторая ступень на базе 11Д58М со вторым включением, или блоком довыведения.
Пункт 2.
Есть достаточно продвинутый проект метанового ЖРД С5.86 от КБХМ и менее продвинутый метановый вариант РД0146.
Пункт 3.
У КБХМ есть опыт создания ЖРД 11Д49 для второй ступени С3 РН Космос-3М и КВД1 для 12КРБ с возможностью повторного включения.
КБХА такого опыта не имеет.
Пункт 4.
КБХА прорабатывает возможность создания метанового РД162СД с тягой 42,5 тс у Земли с возможностью форсирования до 57 тс.
Пункт 5.
У ЦСКБ есть опыт разработки водородного РБ Дельфин для РН Союз вместе с КБХМ.
Предлагаю:
На базе С5.86 ЦСКБ делает вторую ступень с повторным включением в апогее. В дальнейшем на её базе можно создать метановый РБ для Союза 5.1.
Первую ступень можно сделать на первом этапе по-типу предложенной Воронцовым керосиновой ступени.
Диаметр однозначно 2,66 м на перспективу.
В дальнейшем можно сделать метановую первую ступень с двумя РД0162СД (после их создания).
Воспользовавшись идеей Михальчука, можно доработать РД-108, использовав метановый ГГ от С5.86 вместо перекисного ГГ. Это позволит отказаться от перекиси и жидкого азота, а ЖМ можно разместить в баках для них предназначенных. Для наддува бака ЖК используем подогретый в штатном теплообменнике кислород. Для наддува баков керосина и ЖМ метан нагретый в рубашке ГГ и/или выхлоп ТНА.
В моих сегодняшних представлениях не для разминки, а для серьёзных дел, потребуется РН Союз с третьей метановой ступенью. Двигатель для неё испытан уже давно.
Испытан в отношении РД0110 явное преувеличение: испытания были кратковременными и не сказать чтобы удачными.
Раньше была специализорованная тема Полуметановый Союз http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum13/topic5368/ сейчас появилась общая Полуметановая Самара ;)
Цитироватьmihalchuk пишет:
В моих сегодняшних представлениях не для разминки, а для серьёзных дел, потребуется РН Союз с третьей метановой ступенью. Двигатель для неё испытан уже давно.
Не совсем, ето был толко двигатель демонстратор и не до полетов.
Для экспериментальных работ по исследованию новой комбинации топлива – кислород и сжиженный природный газ был разработан и испытан демонстрационный ЖРД РД0110МД на метановом горючем, изготовленный на базе серийного двигателя РД0110. Огневое испытание длительностью на 1160 секунд.и было проведено в рамках ОКР Двигатель-2015. Задача испытания являлись:
Цитировать- подтверждение работоспособности двигателя на длительном (более 1000 секунд) включении;
- подтверждение отсутствия накопления твердой фазы как в тракте охлаждения камеры сгорания (КС), так и в газовом тракте (газогенератор - турбина) двигателя;
- получения необходимых экспериментальных данных для уточнения методики расчета охлаждения КС при использовании СПГ в качестве охладителя;
- исследование динамики выхода охлаждающего тракта КС на установившийся тепловой режим;
- исследование вопросов, связанных с оптимизацией технических решений по обеспечению запуска, управления, регулирования и пр. с учетом особенностей СПГ.
РД0110МД к цитате о Двигателе 2015 никакого отношения не имеет.
ЦитироватьSalo пишет:
РД0110МД к цитате о Двигателе 2015 никакого отношения не имеет.
демонстратор С5.86.1000-0 № 2 Цитировать29 сентября 2010 г. состоялось успешное ресурсное огневое испытание двигателя-демонстратора С5.86.1000-0 № 2 разработки "Конструкторского бюро химического машиностроения имени А.М. Исаева" - филиала ФГУП "ГКНПЦ имени М.В. Хруничева" на топливной паре "жидкий кислород + сжиженный природный газ". Огневое испытание длительностью 1160 секунд было проведено на стенде ФКП "Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности" в рамках ОКР "Двигатель-2015-КБХМ" по заказу ГНЦ ФГУП "Центр Келдыша".
http://engine.aviaport.ru/issues/72/page28.html (http://engine.aviaport.ru/issues/72/page28.html)
http://engine.aviaport.ru/issues/72/page28.html (http://engine.aviaport.ru/issues/72/page28.html)
А какой рынок нагрузок в 1.5 т? Есть ли там хоть 20 федеральных пусков в год, не говоря про коммерцию? Ну, чтобы отдельный носитель городить под это? Может проще, ничего не меняя, пускать отработанный Союз? Или его слегка укоротить на 3 ступень, а вторую научить запускаться в полете.
ЦитироватьSFN пишет:
Раньше была специализорованная тема Полуметановый Союз http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum13/topic5368/ сейчас появилась общая Полуметановая Самара ;)
Не думаю что кто-то согласится работать с метаном в кабине обслуживания. 8)
Цитироватьоктоген пишет:
А какой рынок нагрузок в 1.5 т? Есть ли там хоть 20 федеральных пусков в год, не говоря про коммерцию? Ну, чтобы отдельный носитель городить под это? Может проще, ничего не меняя, пускать отработанный Союз? Или его слегка укоротить на 3 ступень, а вторую научить запускаться в полете.
Чего мелочиться,давайте сразу сотню! ;)
ЦитироватьSalo пишет:
Пункт 1.
Имеется проект РН Самара Дмитрия Воронцова.
Напомню основные положения:
- ПН на НЗО около 1,5 тонн;
- стартовая масса около 60 т;
- первая ступень на базе РД-108 в стандартных диаметрах 2,06 или 2,66 м;
- вторая ступень на базе 11Д58М со вторым включением, или блоком довыведения.
Попахивает мертвыми недопроектами СОЮЗ-НАНО и СОЮЗ-2-1Г. Испытываю мерзкое чувство плясок на граблях.
Цитироватьvitquir пишет:
ЦитироватьSalo пишет:
Пункт 1.
Имеется проект РН Самара Дмитрия Воронцова.
Напомню основные положения:
- ПН на НЗО около 1,5 тонн;
- стартовая масса около 60 т;
- первая ступень на базе РД-108 в стандартных диаметрах 2,06 или 2,66 м;
- вторая ступень на базе 11Д58М со вторым включением, или блоком довыведения.
Попахивает мертвыми недопроектами СОЮЗ-НАНО и СОЮЗ-2-1Г. Испытываю мерзкое чувство плясок на граблях.
Есть ещё подробности?