Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Прикладная космонавтика => Тема начата: 9_площадка от 02.07.2013 22:18:46

Название: Можно ли сделать САС для ПГ "Протона"?
Отправлено: 9_площадка от 02.07.2013 22:18:46
Жаль, САС не сделать для уникальных аппаратов.
Не выдержат перегрузок при приземлении...
А вообще, варианты спасения ПН когда нибудь рассматривались? 
Название: Можно ли сделать САС для ПГ "Протона"?
Отправлено: operator от 03.07.2013 12:17:12
Цитировать9_площадка пишет:
Жаль, САС не сделать для уникальных аппаратов.
Не выдержат перегрузок при приземлении...
А вообще, варианты спасения ПН когда нибудь рассматривались?
ЦитироватьChuck McManis пишет:
I once asked a NASA engineer why they didn't put a spare parachute in to recover the payload in case of failure like this and their response was that it was cheaper to insure it than build such a system.
По словам неназванного инженера NASA было дешевле застраховать ПН, чем создавать систему спасения.
Название: Можно ли сделать САС для ПГ "Протона"?
Отправлено: Рысьь от 03.07.2013 01:31:34
Доброго времени (насколько оно может быть таким). Перепишу сюда свой пост из другой дискуссии вчерашнего события:

Я говорю о процессе спасения при аварии 1-й ступени. Для этого надо увести ракету подальше от СК, отстыковать 2-ю ступень в момент, когда ракета смотрит движками более-менее вниз (если крен и боковые нагрузки слишком велики — то сразу по достижению порогов), а 1-я падает и взрывается (это чуть проще, чем взрыв всей ракеты). Ещё лучше — отстыковать только неисправную боковушку и лететь далее (пока тяга остатка 1-й ступени больше массы), компесируя крен, насколько выдерживают боковые перегрузки (нужно считать их и возможности рулящих усилий). Далее есть 2 варианта:

1. Остаток ракеты расходует всю тягу и топливо и выводит РБ на аварийную круговую орбиту. РБ доразгоняет ПН до стабильной орбиты где-то на 250–300 км и засыпает. С Земли взлетает Союз (пока Протоны не летают) с заправленным, но пустым РБ (который надо готовить заранее для таких случаев). Тот выходит на общую орбиту, подлетает к связке РБ+спутники (наводясь на их сигнал), ждёт отстыковки старого РБ, стыкуется со спутниками и выводит их на целевую орбиту. Предполагается, что пустой РБ и спутники могут подождать на аварийной орбите хотя бы неделю, а лучше месяц, не раскрывая солнечных батарей и периодически пикая Земле и подлетающему новому РБ. Итого: нужен второй запуск, но ПН выведена, хоть и чуть позже; на земле взрыв от 1-й ступени или одной аварийной боковушки.

2. 1-я ступень падает, 2-я летает кругами или висит и вырабатыает топливо, после чего запускает 3-ю и аккуратно падает в нужном месте. 3-я делает то же самое, запуская РБ. РБ аккуратно вертикально сажает ПН на спец-площадке. Итого: взрывов нет, ПН спасена, но не запущена, нужен новый запуск.

Вопрос в алгортмах управления. Вон, Кузнечик Маска умеет садиться на попу, пускай и пока в идеальных условиях. И стыковка заправленного РБ с нагрузкой на орбите тоже не сильно трудная задача — особенно, если конкретно этот спасательный РБ оснастить аппаратурой для такой стыковки и держать его в резерве при каждом таком старте. Правда, ещё Союз для запуска резерва нужен. Что тут невозможного?
Название: Можно ли сделать САС для ПГ "Протона"?
Отправлено: G.K. от 03.07.2013 01:39:55
ЦитироватьРысьь пишет:
 отстыковать только неисправную боковушку
Это откуда боковушка взялась? 

Дальше сплошной поток бреда. Литого и нереального.


ЦитироватьРысьь пишет:
2. 1-я ступень падает, 2-я летает кругами или висит и вырабатыает топливо, после чего запускает 3-ю и аккуратно падает в нужном месте. 3-я делает то же самое, запуская РБ. РБ аккуратно вертикально сажает ПН на спец-площадке. Итого: взрывов нет, ПН спасена, но не запущена, нужен новый запуск.
Дмитрий В. , напомните пожалуйста тяговоружённость ступеней Протона и ДМа.
Название: Можно ли сделать САС для ПГ "Протона"?
Отправлено: Рысьь от 03.07.2013 01:53:50
ЦитироватьG.K. пишет:
Это откуда боковушка взялась?
Дмитрий В. , напомните пожалуйста тяговоружённость ступеней Протона и ДМа.
Боковушки либо надо сделать отстреливаемыми (что хуже по массовому совершенству), либо просто отключать этот двигатель (но придётся тогда тянуть его вверх, если лететь на аварийную орбиту). Если тяги для этого не хватит, то сажать на землю. Это трудно?
Название: Можно ли сделать САС для ПГ "Протона"?
Отправлено: diB lo от 03.07.2013 01:56:43
ЦитироватьРысьь пишет:
ЦитироватьG.K. пишет:
Это откуда боковушка взялась?
Дмитрий В. , напомните пожалуйста тяговоружённость ступеней Протона и ДМа.
Боковушки либо надо сделать отстреливаемыми (что хуже по массовому совершенству), либо просто отключать этот двигатель (но придётся тогда тянуть его вверх, если лететь на аварийную орбиту). Если тяги для этого не хватит, то сажать на землю. Это трудно?
проще, думаю "чемоданчик с кнопкой" главе Роскосмоса, а над кнопкой надпись =Исправить то что сломалось=
Название: Можно ли сделать САС для ПГ "Протона"?
Отправлено: G.K. от 03.07.2013 02:29:23
ЦитироватьРысьь пишет:
Это трудно?
Я вас спросил: откуда боковушки у Протона?
Название: Можно ли сделать САС для ПГ "Протона"?
Отправлено: Salo от 03.07.2013 02:37:46
Не кормите приблудного тролля.
Название: Можно ли сделать САС для ПГ "Протона"?
Отправлено: Рысьь от 03.07.2013 02:44:25
ЦитироватьG.K. пишет:
ЦитироватьРысьь пишет:
Это трудно?
Я вас спросил: откуда боковушки у Протона?
Пардон, неверно выразился. Я имел ввиду возможность отстрела отдельного двигателя (возможно, с его баками), но если нет или такая доработка неудобна, то просто АВД и остальными тянуть наверх. Поэтому вопрос такой: хватит ли тяги, чтобы вывести 4,3 т (столько весят 3 Глонасса) на круговую орбиту (полагая, что остальное сработает, включая РБ)? Если да — на какую высоту? Если нет — то как-то сажать на землю, это вариант №2.
Название: Можно ли сделать САС для ПГ "Протона"?
Отправлено: 9_площадка от 03.07.2013 00:48:02
Тогда уж пускать на Союзах отдельно ПН, РБ  и какой нибудь дополнительный ДТБ и на МКС стыковать их рукой японского манипулятора   :)  
И этой же рукой дать им лёгкого пенделя в путь на ГСО
Доработок потребуется много, но таким способом можно затем увереннее начинать и межпланетные экспедиции - люди отдельно, движки отдельно, корабли, баки с топливом тоже отдельно, там всё соединять и поехали
Название: Можно ли сделать САС для ПГ "Протона"?
Отправлено: Salo от 03.07.2013 03:00:10
Господа, заведите отдельную тему и упражняйтесь там в методах спасения ПН и отстрела несуществующих боковушек Протона до морковкина заговенья.
Название: Можно ли сделать САС для ПГ "Протона"?
Отправлено: Петр Зайцев от 03.07.2013 12:10:55
ЦитироватьРысьь пишет:
Я имел ввиду возможность отстрела отдельного двигателя (возможно, с его баками), но если нет или такая доработка неудобна, то просто АВД и остальными тянуть наверх.
На Фальконе так и сделано на 1-й ступени, и даже отработало один раз. Но как вы и сами подметили, необходим запас набираемой скорости, чтобы разменять на мертвую массу. К сожалению, у Протона есть еще проблема с отдельными топливными баками. Тащить горелый двигатель весом в 4 тонны - это одно, тащить 50 тонн горючего - это другое.
Название: Можно ли сделать САС для ПГ "Протона"?
Отправлено: Рысьь от 03.07.2013 03:30:53
ЦитироватьПетр Зайцев пишет:
ЦитироватьРысьь пишет:
Я имел ввиду возможность отстрела отдельного двигателя (возможно, с его баками), но если нет или такая доработка неудобна, то просто АВД и остальными тянуть наверх.
На Фальконе так и сделано на 1-й ступени, и даже отработало один раз. Но как вы и сами подметили, необходим запас набираемой скорости, чтобы разменять на мертвую массу. К сожалению, у Протона есть еще проблема с отдельными топливными баками. Тащить горелый двигатель весом в 4 тонны - это одно, тащить 50 тонн горючего - это другое.
Да, было бы неплохо иметь перелив топлива с неиспользуемого бака остальным движкам — так хотели сделать на Союзе. Я видел презентацию, посвящённую методике перелива — обещали увеличение ПН за счёт более полного сгорания топлива в баках до отстрела боковушек. Но на Протоне, значит, ничего отстреливать не будем — сожжём это топливо, потратив на 20% больше времени работы остальных 5 двигателей. Но прирост скорости будет меньше. Вот я и спрашиваю — этого (плюс работа РБ) хватит, чтобы вывести 4,3 т ПН на сколько-нибудь стабильную орбиту?
Название: Можно ли сделать САС для ПГ "Протона"?
Отправлено: Ну-и-ну от 03.07.2013 10:45:48
Создали бы господа, и вправду, тему для обсуждения спасения ПН. Тема-то вполне себе интересная.
Название: Можно ли сделать САС для ПГ "Протона"?
Отправлено: KBOB от 03.07.2013 00:00:55
ЦитироватьG.K. пишет:
ЦитироватьРысьь пишет:
 отстыковать только неисправную боковушку
Это откуда боковушка взялась?

Дальше сплошной поток бреда. Литого и нереального.
ЦитироватьРысьь пишет:
2. 1-я ступень падает, 2-я летает кругами или висит и вырабатыает топливо, после чего запускает 3-ю и аккуратно падает в нужном месте. 3-я делает то же самое, запуская РБ. РБ аккуратно вертикально сажает ПН на спец-площадке. Итого: взрывов нет, ПН спасена, но не запущена, нужен новый запуск.
Дмитрий В. , напомните пожалуйста тяговоружённость ступеней Протона и ДМа.
Обсуждение Кузнечика Маска в другой ветке  :D
Название: Можно ли сделать САС для ПГ "Протона"?
Отправлено: PIN от 03.07.2013 14:53:29
Напомнило на периодически возбуждающую обывателей тему катапультируемых кресел в пассажирских самолетах.
Название: Можно ли сделать САС для ПГ "Протона"?
Отправлено: Дем от 03.07.2013 15:50:22
Возможные стратегии спасения:
1) Отключение отказавшего движка, вывод на хоть-какую-то орбиту. Потом запуск отдельного РБ, стыковка, довывод. РБ можно запускать утилизируемой МБР или ещё чем-либо дешёвым.
2) досрочное включение второй ступени, вертикальная посадка.

ЦитироватьПетр Зайцев пишет:
К сожалению, у Протона есть еще проблема с отдельными топливными баками. Тащить горелый двигатель весом в 4 тонны - это одно, тащить 50 тонн горючего - это другое.
Заправляются эти баки через единую магистраль. Так что возможно достаточно её диаметр увеличить, и горючка сама между баками перераспределится.