Сейчас только прислал Дэйв Вудс в рассылке FPSPACE: http://englishrussia.com/2013/05/26/the-very-heart-of-the-rocket/#more-123890 - ссылка на огромную страницу с фотографиями музейной коллекции ЖРД и других двигателей, как я понимаю, прежде всего украинских. Много интересного.
Спасибо! :)
И на русском языке: http://war666beast.livejournal.com/243292.html
Ещё http://war666beast.livejournal.com/242065.html
Фотографии в полном разрешении на яндекс-диске: http://fotki.yandex.ru/users/war666beast/view/729547/?page=0 (http://fotki.yandex.ru/users/war666beast/view/729547/?page=0)
Автор в Контакте: http://about.me/dittohead (http://about.me/dittohead)
Мне не даёт покоя ЖРД:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6432/68878071.14/0_b21cd_e767a3aa_XL.jpg
Я не могу определить, что это за ЖРД. :(
Да и по конструкции есть ряд непонятных моментов. См. рис.:
http://cs307510.vk.me/v307510674/7ffb/A0WBjC4gGgc.jpg
Позициями обозначены:
1,2 - насосы;
3 - газогенератор;
4 - коллектор подвода газа на турбину;
5 - ???
6 - коллектор сбора мятого газа.
Двигатель открытой схемы. Раз выход насоса 1 соединён напрямую с форсуночной головкой, то это, вероятнее всего, насос окислителя. Но почему насос 1 расположен не сразу после турбины? Косвенно это указывает на то, что компоненты топлива самовспламеняющиеся и конструктор хотел разнести источник горячего сладкого (ЖРД открытой схемы работают именно на сладком газе) турбогаза и насос Ок.
Не видно коллектора подвода горючего к камере сгорания...
Что за агрегат на поз. 5? Моя гипотеза - это байпасный (перепускной) клапан управления тягой (управление тягой путём изменения частоты вращения турбины за счет перепуска газа со входа на турбину в выхлопной коллектор 6). Но эта схема нетипична для советской школы ракетостроения, она характерна для США.
В общем, одни вопросы. :(
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
Не видно коллектора подвода горючего к камере сгорания...
Как и на любом из американских двигателей. Скорее всего двигатель имеет "фирменную" для КБЮ "американскую" трубчатую конструкцию - по одной трубке горючее течёт от головки КС к срезу сопла а по соседней возвращается обратно.
ЦитироватьСтарый пишет:
Скорее всего двигатель имеет "фирменную" для КБЮ "американскую" трубчатую конструкцию - по одной трубке горючее течёт от головки КС к срезу сопла а по соседней возвращается обратно.
Я в своё время удивил препода тем, что рассказал о существовании в СССР ЖРД с трубчатыми КС.
А как осуществляется подвод горючего к этим трубкам? Всё равно какой-то коллектор должен быть?..
П. С. если приглядеться, то на фотке: http://img-fotki.yandex.ru/get/6439/68878071.14/0_b21ce_41c5e476_XXL.jpg (http://img-fotki.yandex.ru/get/6439/68878071.14/0_b21ce_41c5e476_XXL.jpg) видно, что РД имеет классическую схему с прочноскрепленными оболочками.
П. П. С. но "оребрение" на сверхзвуковой части сопла хорошо видно. И подобное "оребрение" я замечал на многих наших ЖРД. Откуда оно на силовой рубашке-то возникает?
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
А как осуществляется подвод горючего к этим трубкам? Всё равно какой-то коллектор должен быть?..
Коллектор находится гдето в районе верхней части камеры сгорания.
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
П. П. С. но "оребрение" на сверхзвуковой части сопла хорошо видно. И подобное "оребрение" я замечал на многих наших ЖРД. Откуда оно на силовой рубашке-то возникает?
Опс! Так это ж и есть внешнее проявление трубчатой конструкции.
Есть у меня подозрение, что это - РД-224Д для второй ступени Р-26. Но это лишь догадка.
Соображения, которые подтолкнули меня к этой идее:
- открытая схема ЖРД;
- возможно, самовоспламеняющиеся компоненты топлива;
- сопло с большой степенью расширения, характерное для ЖРД второй ступени;
- КС похожа на КС двигателей линейки РД-216 (2хРД-216 - на первой ступени Р-14), применявшихся на Р-14/Р-16/Р-26.
- Р-26 меньше по массе, чем Р-16, поэтому логично применение на её второй ступени "ополовиненного" движка.
ЦитироватьСтарый пишет:
Коллектор находится гдето в районе верхней части камеры сгорания.
Вот другой снимок:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6439/68878071.14/0_b21ce_41c5e476_XXL.jpg (http://img-fotki.yandex.ru/get/6439/68878071.14/0_b21ce_41c5e476_XXL.jpg)
Здесь вроде тоже коллектора нет...
Чтото я вообще не могу разглядеть выходной патрубок горючего...
ЦитироватьСтарый пишет:
Опс! Так это ж и есть внешнее проявление трубчатой конструкции.
У меня этот вопрос возник в спецклассе, когда я там увидел КС от ЖРД РД-0110: http://russianplanes.net/images/to88000/087999.jpg (http://russianplanes.net/images/to88000/087999.jpg)
У него-то КС "классической" конструкции.
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
У меня этот вопрос возник в спецклассе, когда я там увидел КС от ЖРД РД-0110: http://russianplanes.net/images/to88000/087999.jpg
У него-то КС "классической" конструкции.
Даже и не знаю... Может рёбра на силовой стенке прессованые и "гофр" - результат пресования? А как этот феномен объясняют разработчики?
Что касается сабжа то бандажи на его сопле тоже намекают на трубчатую конструкцию.
ЦитироватьСтарый пишет:
Даже и не знаю... Может рёбра на силовой стенке прессованые и "гофр" - результат пресования? А как этот феномен объясняют разработчики?
Я когда у препода спросил, он объяснил так: когда делают КС, её помещают в баротермокамеру. Полость, образованную силовой стенкой и огневой рубашкой вакуумируют, а в барокамере повышают давление. Этим обеспечивается плотный контакт между оболочками. КС "запекают" - тем обеспечивается пайка. Вот давление и обжимает силовую рубашку, на её поверхности проступает рельеф тракта охлаждения - фрезерованные ребра.
Видимо, это и есть объяснение. Но я недоумеваю: если
стальную толстую стенку так корежит, то что будет с
бронзовой тонкой?..
В фотогалерее НК раньше лежали фотографии Р-26. Не будут админы так любезны выложить эти фотографии снова? Интересно проверить свою гипотенузу.
П. С. нашел галерею на старом форуме...
В продолжение гипотезы о РД-224Д:
http://cs307510.vk.me/v307510674/8004/qDzke11By40.jpg
ЦитироватьСтарый пишет:
Чтото я вообще не могу разглядеть выходной патрубок горючего...
Дык это ж учебное пособие :D У нас в спецклассе некоторые движки тоже были неполностью укомплектованы.
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
ЦитироватьСтарый пишет:
Чтото я вообще не могу разглядеть выходной патрубок горючего...
Дык это ж учебное пособие :D У нас в спецклассе некоторые движки тоже были неполностью укомплектованы.
Ну хотя бы место где он был должно же было остаться...
ЦитироватьСтарый пишет:
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
П. П. С. но "оребрение" на сверхзвуковой части сопла хорошо видно. И подобное "оребрение" я замечал на многих наших ЖРД. Откуда оно на силовой рубашке-то возникает?
Опс! Так это ж и есть внешнее проявление трубчатой конструкции.
Не факт, может, это гофры.
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
В продолжение гипотезы о РД-224Д:
http://cs307510.vk.me/v307510674/8004/qDzke11By40.jpg
Аааа! Трубка с обратной стороны?
ЦитироватьСтарый пишет:
Аааа! Трубка с обратной стороны?
Походу, да.
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
Видимо, это и есть объяснение. Но я недоумеваю: если стальную толстую стенку так корежит, то что будет с бронзовой тонкой?..
И что будет когда внутри окажется горючее под рабочим давлением...
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
ЦитироватьСтарый пишет:
Опс! Так это ж и есть внешнее проявление трубчатой конструкции.
У меня этот вопрос возник в спецклассе, когда я там увидел КС от ЖРД РД-0110: http://russianplanes.net/images/to88000/087999.jpg
У него-то КС "классической" конструкции.
Камера РД0110 имеет "фирменный стиль" - двухслойное сопло - огневая стенка (гладкая), сваренная с гофрированной наружной оболочкой. Охладитель, соответственно, протекает по гофрам. ВВнешней гладкой оболочки, как в РД-107/108 - нет.
http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/vzlyot_2008_04/p47.php (http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/vzlyot_2008_04/p47.php)
Отличительная особенность камер – нижняя часть юбки сопел, имеющая не характерную для большинства отечественных ЖРД двухстеночную конструкцию (одна стенка – огневая, вторая, внешняя, гофрированная, одновременно является силовой оболочкой). Конструкция с «несущими внешними гофрами» запатентована специалистами КБХА.
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Камера РД0110 имеет "фирменный стиль" - двухслойное сопло - огневая стенка (гладкая), сваренная с гофрированной наружной оболочкой. Охладитель, соответственно, протекает по гофрам. ВВнешней гладкой оболочки, как в РД-107/108 - нет.
Пункт "е": http://cs307510.vk.me/v307510674/800d/JrgKuOioaS8.jpg Оно?
На приведенной выше фотографии видно, что на цилиндре и дозвуковой части КС оболочка все же гладкая... Но ваше объяснение мне нравится больше всего :) Спасибо, что просветили!
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
Я когда у препода спросил, он объяснил так...
Ну и преподы у вас... Вот так вот поверишь... :(
ЦитироватьСтарый пишет:
Ну и преподы у вас... Вот так вот поверишь... :(
Ой, да это цветочки. Вот когда один убеждал меня, что нацистская Германия рванула ядрен батон, а другой - что американе не были на Луне, вот тут я фигел.
Блин... А потом все удивляются почему у нас такое образование... :(
Однако такие гофры я видел и на других наших двигателях. Не помню каких, может 11Д58. Все воронежские?
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/67262.jpg)
Сопловые насадки явно разные и имеют разный раствор.
Однако, какая результативная тема. :D Выложили классные фото движков; возможно, опознали один из них; я узнал про фирменный стиль КБХА; выяснили одну из причин ухудшения качества образования в России...
ЦитироватьSalo пишет:
Сопловые насадки явно разные и имеют разный раствор.
Так естественно! Слева - земной двигатель, а РД-224Д - космический и давление в КС у него больше. Вот профиль сверхзвуковой части и поменялся. Было б удивительно, если не поменялся.
Да и критика разная:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/28077.jpg)
Да и движки разные... :)
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
Так естественно! Слева - земной двигатель, а РД-224Д - космический и давление в КС у него больше. Вот профиль сверхзвуковой части и поменялся. Было б удивительно, если не поменялся.
Тогда другое дело.
Цитироватьabl22
Откуда взялся странный индекс двигателя второй ступени - РД-853? По бумажным источникам, на первой ступени стояла связка из двух двухкамерных РД-225 (8Д721), образующая двигательную установку РД-224 (8Д720), а на второй ступени - однокамерный РД-224Д (8Д722) на базе КС РД-224 с высотным соплом и несколько увеличенным Км. Все двигатели разработки ОКБ-456, работали на НДМГ и АК-27П. Говорить о том, что это модификация 216-го как-то не очень корректно: семейство РД-215-216-217-218-219 - это все очень близкие родственники с давлением в камере 75 ата, а вот РД-224-225 - это уже форсированный до предела двигатель (Рк=85 ата) со всеми вытекающими. Внешнее сходство не является определяющим, как и компоновочная схема. И это форсирование не дало выигрыша ни в тяге, ни в УИ.
http://militaryrussia.ru/forum/viewtopic.php?f=689&t=1590&p=46431&sid=881a9e6484cd29381325d0b5231f5061#p46431
ЦитироватьСтарый пишет:
Блин... А потом все удивляются почему у нас такое образование... :(
Очевидно, следующее поколение преподов будет утверждать, что на Луну первым полетел Гагарин :o
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
Цитироватьа другой - что американе не были на Луне, вот тут я фигел.
Увы, это вообще кругом и рядом даже для людей с высшим техническим образованием у нас в стране.
У нас тут тема есть: "Вы слишком часто читаете форум НК если ..."
Так вот, Вы слишком часто читаете форум НК если не знаете, что миллионы людей, причем технически грамотных, но не имеющих отношения к космонавтике и не интересующихся космонавтикой считают именно так
Рисунок РД-224Д из книги Ракеты и космические аппараты КБЮ:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/67263.jpg)
ЦитироватьLRV_75 пишет:
Так вот, Вы слишком часто читаете форум НК если не знаете, что миллионы людей, причем технически грамотных, но не имеющих отношения к космонавтике и не интересующихся космонавтикой считают именно так
Более коротко:
Вы слишком долго считаете этот форум если
-знаете что американцы были на Луне.
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
Цитироватьabl22
Откуда взялся странный индекс двигателя второй ступени - РД-853? По бумажным источникам, на первой ступени стояла связка из двух двухкамерных РД-225 (8Д721), образующая двигательную установку РД-224 (8Д720), а на второй ступени - однокамерный РД-224Д (8Д722) на базе КС РД-224 с высотным соплом и несколько увеличенным Км. Все двигатели разработки ОКБ-456, работали на НДМГ и АК-27П. Говорить о том, что это модификация 216-го как-то не очень корректно: семейство РД-215-216-217-218-219 - это все очень близкие родственники с давлением в камере 75 ата, а вот РД-224-225 - это уже форсированный до предела двигатель (Рк=85 ата) со всеми вытекающими. Внешнее сходство не является определяющим, как и компоновочная схема. И это форсирование не дало выигрыша ни в тяге, ни в УИ.
http://militaryrussia.ru/forum/viewtopic.php?f=689&t=1590&p=46431&sid=881a9e6484cd29381325d0b5231f5061#p46431 (http://militaryrussia.ru/forum/viewtopic.php?f=689&t=1590&p=46431&sid=881a9e6484cd29381325d0b5231f5061#p46431)
А не может быть так, что РД-224Д - РД-853 - это плод совместных трудов ОКБ-456 и ОКБ-586 :?:
ЦитироватьLRV_75 пишет:
Увы, это вообще кругом и рядом даже для людей с высшим техническим образованием у нас в стране.
Да, LRV_75, я с этим сталкивался и очень много раз. Не только в универе, но и на практике на МЗиКе. А вот сотрудники ГРЦ, где я тоже проходил практику, наоборот, порадовали - там никто подобного мнения не придерживается. :)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/67264.jpg)
1 - патрубок подвода окислителя;
2 - патрубок подвода горючего;
3 - коллектор мятого газа;
4 - коллектор подвода горючего к КС.
Так до чего мы договорились? У этого двигателя на сопле тоже гофрированная внешняя обололочка?
ЦитироватьСтарый пишет:
Так до чего мы договорились? У этого двигателя на сопле тоже гофрированная внешняя обололочка?
Если судить по этой фотке:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/28077.jpg)
то однозначно да.
А как же с воронежским патентом?
ЦитироватьСтарый пишет:
А как же с воронежским патентом?
А внутри СССР при создании ракетной техники на это могли не обратить внимание. Скажем, ОКБ-456 могло попросить Правительство обязать ОКБ-154 передать им соответствующую технологию. Подобные примеры были.
Интересно: какие ещё двигатели были сделаны по этой технологии?
ЦитироватьСтарый пишет:
А как же с воронежским патентом?
В СССР все изобретения являлись собственностью государства, которое давало возможность использовать их всем заинтересованным организациям совершенно бесплатно. Причем ежегодно выпускались сборники изобретений, сделанных в МОМ.
ЦитироватьСтарый пишет:
Интересно: какие ещё двигатели были сделаны по этой технологии?
Моя фотка РД-301 из Музея космонавтики в Петропавловской крепости:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/86727.jpg)
РД-0109
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/67265.jpg)
Из этого же музея, но уже не моё:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/86728.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/86729.jpg)
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
нацистская Германия рванула ядрен батон,
О, это интересная и объёмная тема. Однако оффтопик...
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Камера РД0110 имеет "фирменный стиль" - двухслойное сопло - огневая стенка (гладкая), сваренная с гофрированной наружной оболочкой. Охладитель, соответственно, протекает по гофрам. ВВнешней гладкой оболочки, как в РД-107/108 - нет.
Пункт "е": http://cs307510.vk.me/v307510674/800d/JrgKuOioaS8.jpg Оно?
Нет, не оно. См. в той же книге на той же странице рис.6.4, позиция "б", нижний разрез без внешней оболочки.
ЦитироватьАлександр Пономаренко пишет:
Нет, не оно. См. в той же книге на той же странице рис.6.4, позиция "б", нижний разрез без внешней оболочки.
И точно. Спасибо!
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
ЦитироватьАлександр Пономаренко пишет:
Нет, не оно. См. в той же книге на той же странице рис.6.4, позиция "б", нижний разрез без внешней оболочки.
И точно. Спасибо!
А выложить?
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
ЦитироватьСтарый пишет:
Интересно: какие ещё двигатели были сделаны по этой технологии?
Моя фотка РД-301 из Музея космонавтики в Петропавловской крепости:
А из "больших" летавших двигателей от ракет? Возможно да, я это видел на РД-301, но может и ещё где...
11Д58 не по такой технологии сделан?
На 11Д58 по-моему не использовали. ЕМНИП использовали на 8Д726.
И на РД-252/262.
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:ЦитироватьСтарый пишет:
Так до чего мы договорились? У этого двигателя на сопле тоже гофрированная внешняя обололочка?
Если судить по этой фотке:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/28077.jpg)
то однозначно да.
Как раз по этой фотографии судить нельзя. На ней хорошо видно, что гофры начинаются почти сразу после критики, при этом известно, что открытые гофры применялись только для нижней части сопла. Также видно (и на этой, и на другой фотографии) что имеется несколько секций с различным шагом гофров. Всё это указывает скорее на закрытый гофр с "оребренной" внешней стенкой.
Для сравнения фото РД-0110:
(http://cs9937.vk.com/u31507508/141552878/z_e7c243dc.jpg)
На этих камерах только нижнаяя часть сопла выполнена с открытыми гофрами. КС и верхняя часть сопла (кроме сужающейся части и критики) выполнены с закрытыми гофрами, однако и там сами гофры хорошо видны из-за "оребренности" внешней стенки.
"Оребренность" появляется из-за совместного влияния вакуумирования внутренней полости и нагревания в печи для пайки. При этом "оребренность" внутренней стенки недопустима.
ЦитироватьСтарый пишет:
11Д58 не по такой технологии сделан?
Мы 11Д58М изучали. Там классическая оболочка.
Ещё от этого же автора:
http://fotki.yandex.ru/users/war666beast/view/655051?page=0 (http://fotki.yandex.ru/users/war666beast/view/655051?page=0)
http://war666beast.livejournal.com/234438.html (http://war666beast.livejournal.com/234438.html)
На фотках есть двигатели первой ступени Р-36М (Р-36М2?) и второй ступени Р-36М2 (тот, что утопленник).
Кстати, там на фотках у движка 15Д119 хорошо просматривается гофр...
Пара картинок, которые, может, кое-что прояснят.


В первом случае, гофрированная проставка выполнена с разными углами, разным шагом и формой гофра и углом наклона. Как на камере, так и в районе критики и на сверхзвуковой части сопла. Все соединяемые части выполнены из нержавейки (разных марок и толщины) и спаяны твердым припоем, чем-нибудь типа Г70НХ. Пайка производится в АВТОКЛАВЕ, а не в экзотической "термобарокамере" (студентам БГТУ, замутившим эту тему, это следует знать).
Вторая картинка показывает более сложный (а также эффективный и дорогой) вариант исполнения КС на камере 11Д55 (раз уж о нем зашла речь).
На участке от ФГ до закритической части с косым гофром (точнее, оребрением) огневая стенка выполнена из медного сплава (бронза БрХ08 или т.п.) с фрезерованными ребрами (сечение Р-Р до завесы и Н-Н после имеют разные размеры каналов). Далее медная стенка спаяна со стальной внутренней стенкой сопла и уже ко всей сборке припаяна через гофрированную проставку наружная (тоже стальная) обечайка. В зоне III, за которой тепловые потоки в стенку уже относительно невелики и могут быть сняты половинным расходом компонента, происходит переход к открытому гофру. Всё красиво, но требует очень тщательной технологической отработки и многочисленной оснастки. Зато дает экономию массы до десятка килограмм на одну камеру.
Цитироватьabl22 пишет:
Пайка производится в АВТОКЛАВЕ, а не в экзотической "термобарокамере" (студентам БГТУ, замутившим эту тему, это следует знать).
Вопрос терминологический. В учебнике Воробья/Логинова говорят о "вакуумно-компрессионной печи".
Ежели кому интересно - еще сайт с двигателями:
http://ciad.ssau.ru/museum.html