ЦитироватьКо второй категории методов подавления колебаний относятся различные демпфирующие устройства, т. е. акустические поглотители. Конструктивно они могут быть выполнены либо в виде перфорированной стенки либо трубок определённой длины. Проблема охлаждения перфорированной стенки – важный фактор сдерживающий внедрение поглотителей.
http://www.heuristic.su/effects/catalog/tech/byId/description/660/index.html (http://www.heuristic.su/effects/catalog/tech/byId/description/660/index.html)
Интересно, в каких отечественных РД такие стенки?
И вот стенки Ф-1 это они, или это никак не связано с акустическим поглощением?
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/84287.jpg)
Skykey. на Ф-1 камера сделана из множества паяных трубок, снаружи обхваченных для прочности бандажами. отсюда и ребристость. Внутри трубок течёт охладитель. Традиция американского двигателестроения. которая пошла. если не ошибаюсь, от движка Зенгера.
А вот на форсуночной головке отлично видны антипульсационные перегородки, предназначенные для подавления высокочастотных колебаний.
Вообще, теория ВЧК и методы борьбы с ними описаны в учебниках по ЖРД.
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
Skykey. на Ф-1 камера сделана из множества паяных трубок, снаружи обхваченных для прочности бандажами. отсюда и ребристость
Вопрос был в другом, можно ли такую трубчатую камеру считать разновидностью
перфорированной стенки, помогает ли это, и создает ли это доп. трудности с охлаждением?
Хм, тут я помочь ничем не могу. Я знаю о перфорированных стенках ЖРД, с помощью которых организовано транспирационное охлаждение, а вот о применении таких стенок для поавления ВЧК не читал, да и на лекциям нам ничего по этому поводу не говорили.
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
Я знаю о перфорированных стенках ЖРД, с помощью которых организовано транспирационное охлаждение
Ну это же с внешней стороны КС?
А тут речь про внутреннюю сторону КС!
ЦитироватьКо второй категории методов подавления колебаний относятся различные демпфирующие устройства, т. е. акустические поглотители. Конструктивно они могут быть выполнены либо в виде перфорированной стенки либо трубок определённой длины. Проблема охлаждения перфорированной стенки – важный фактор сдерживающий внедрение поглотителей.
Г. С. Чо, Е. В. Лебединский (http://science.phystech.edu/conf_mipt/f_3etqon/conf2001/faki/dvigatel/cholebedinsky.html)
ЦитироватьSkykey пишет:
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
Я знаю о перфорированных стенках ЖРД, с помощью которых организовано транспирационное охлаждение
Ну это же с внешней стороны КС?
А тут речь про внутреннюю сторону КС!
Перфорируется огневая стенка, из каналов охлаждения жидкость через перфорацию поступает в КС.
Ну, это понятно, не будем внимание заострять. найти бы в учебнике про эту самую перфорацию. Вообще, у меня возникает вопрос: каких размеров должна быть перфорация, чтобы влиять на колебания в КС? Видимо, порядка одной десятой длины волны, которая, в свою очередь, имеет тот же порядок, что и размеры камеры. В итоге размер перфорации получается... немалым, так скажем.
В общем, надо лезть в книги.
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
Вообще, у меня возникает вопрос: каких размеров должна быть перфорация, чтобы влиять на колебания в КС?
А охлаждать ее почему трудней, чем просто гладкую стенку КС?
Потому что хладагент убегает :)
ЦитироватьG.K. пишет:
Потому что хладагент убегает
Куда? В Ф-1 убегал?
В F-1 и перфорированной стенки не было.
Цитироватьfagot пишет:
В F-1 и перфорированной стенки не было.
У него она из трубок - те же яйца.
Ничего общего, перфорация - это сквозные отверстия, и "перфорированная стенка" это отдельный цилиндр с отверстиями, расположенный внутри камеры сгорания.
Ок. А какую стенку проще охладить завесным-пленочным охлаждением гладкую или "полосатую" типа Ф-1?
Особой разницы нет.
ЦитироватьSkykey пишет:
Вопрос был в другом, можно ли такую трубчатую камеру считать разновидностью перфорированной стенки?
Нет.
Американцы лет 50 назад начали изучение КС с поглощающей гильзой.
[url=http://fotki.yandex.ru/users/abl22y/view/708095/][img]http://img-fotki.yandex.ru/get/6428/101551781.7/0_acdff_d0f3bceb_L.jpg[/img][/url]
[url=http://fotki.yandex.ru/users/abl22y/view/708095/]http://fotki.yandex.ru/users/abl22y/view/708095/[/url]
Тот факт, что несмотря на положительные результаты, реального применения такого метода подавления ВЧК/НЧК до сих пор не последовало.
Остальные страницы из книги "Иностранные авиационные и ракетные двигатели", ЦИАМ, 1967 г. можно посмотреть здесь: http://fotki.yandex.ru/users/abl22y/album/312346/?p=0
Дык вроде и на НК-33 есть вывод энергии колебаний из зоны горения.
Цитироватьabl22 пишет:
Американцы лет 50 назад начали изучение КС с поглощающей гильзой.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/84293.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/abl22y/view/708095/)
http://fotki.yandex.ru/users/abl22y/view/708095/
Тот факт, что несмотря на положительные результаты, реального применения такого метода подавления ВЧК/НЧК до сих пор не последовало.
Остальные страницы из книги "Иностранные авиационные и ракетные двигатели", ЦИАМ, 1967 г. можно посмотреть здесь: http://fotki.yandex.ru/users/abl22y/album/312346/?p=0
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/84294.jpg)(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/84295.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/84296.jpg)(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/84297.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/84298.jpg)(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/84299.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/84300.jpg)(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/84301.jpg)
Salo, спасибо за редактирование
Спасибо за ценную информацию! :)
ЦитироватьSkykey пишет: (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/5764)
Вообще то число радиальных перегородок на днище должно быть нечетным,- это было бы логично с точки зрения отраженных волн.
ЦитироватьНаперстянка пишет:
Вообще то число радиальных перегородок на днище должно быть нечетным
Число выбирают из соображений геометрического размера между ними, четность тут ни при чем
Вот перегородки Ф-1, все четные
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/27685.jpg)
Непонятно, чем нечетное количество лучше четного даже с точки зрения отражения волн.
ЦитироватьSFN пишет:
Непонятно, чем нечетное количество лучше четного даже с точки зрения отражения волн.
Отраженные волны от симметрично расположенных относительно центральной оси КС ее частей,имеющих одинаковую жесткость,могут совпадать по фазе и производить резонансные импульсы.Отсутствие противоположных симметрично расположенных поверхностей КС с одинаковой жесткостью позволяет избежать появление отраженных от стенок КС волн,идущих от противоположных направлений,- это и уменьшает резонансные явления.Лучше будут гасить колебания "треугольники" на днище с добавленнием независимых "лучей" и "граней" по окружности.
ЦитироватьНаперстянка пишет:
Отраженные волны от симметрично расположенных относительно центральной оси КС ее частей,имеющих одинаковую жесткость,могут совпадать по фазе и производить резонансные импульсы.
Тогда F-1 на картинке выше - несомненный фейк ;) "Американцы не были на Луне"
Какова приблизительная частота ВЧ в камерах?
ЦитироватьSFN пишет:
Какова приблизительная частота ВЧ в камерах?
У Ф-1 проблемной были ~500гц
Обычно ВЧ - это 600 гц -2000гц
ЦитироватьSFN пишет:
Тогда F-1 на картинке выше - несомненный фейк
Они явно не знали про треугольник
In the meantime, two more engines were lost in tests. D. Brainerd Holmes wanted a special briefing on the problem, which he received on 31 January 1963. At the end of the presentation, Holmes commented that the goal of beating the Russians to the moon seemed to be mired in F-1 problems. He asked if it was not time to start work on a backup scheme...
...In the course of F-1 engine development, Rocketdyne personnel consistently emphasized the combustion stability investigations as one of the company's stiffest challenges, and its solution as one of its most satisfying achievements. Although engineers expected difficulties in this area because big engines with high chamber pressures inevitably developed random and unpredictable combustion instability, the size of the F-1 dramatically increased the size of the challenge. Rocketdyne managed to cope with the problem, although, as Brennan admitted in an address to the American Institute of Aeronautics and Astronautics in 1967,
"the [116] causes of such instability are still not completely understood." Even though the F-1 engine performed satisfactorily, uncertainty concerning combustion instability persisted a decade later." http://history.nasa.gov/SP-4206/ch4.htm (http://history.nasa.gov/SP-4206/ch4.htm)
ЦитироватьНаперстянка пишет:
Отсутствие противоположных симметрично расположенных поверхностей КС с одинаковой жесткостью позволяет избежать появление отраженных от стенок КС волн,идущих от противоположных направлений,- это и уменьшает резонансные явления.Лучше будут гасить колебания "треугольники" на днище
На Ф-1 сделали скосы на перегородках, что повысило устойчивость к ВЧ по сравнению с плоскими перегородками
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/27699.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/27700.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/27701.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/27702.jpg)
ЦитироватьSkykey пишет:
ЦитироватьНаперстянка пишет:
Отсутствие противоположных симметрично расположенных поверхностей КС с одинаковой жесткостью позволяет избежать появление отраженных от стенок КС волн,идущих от противоположных направлений,- это и уменьшает резонансные явления.Лучше будут гасить колебания "треугольники" на днище
На Ф-1 сделали скосы на перегородках, что повысило устойчивость к ВЧ по сравнению с плоскими перегородками
Возможно,эти перегородки стали выше,так как у них можно лучше охлаждать их верх (хотя,лучше обойтись без их охлаждения).
ЦитироватьНаперстянка пишет:
Возможно,эти перегородки стали выше,так как у них можно лучше охлаждать их верх (хотя,лучше обойтись без их охлаждения).
Их охлаждали изнутри, проточное охлаждение, а сверху сбрасывался керосин
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/27703.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/27704.jpg)
Нет, ну чего только не узнаешь, читая форум НК! Спасибо, Skykey (http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/user/17621/)!
Спасибо!
И в завершение ссылки:
http://heroicrelics.org/info/f-1/
http://hdl.handle.net/2060/19680021132
ЦитироватьSalo пишет:
Спасибо!
И в завершение ссылки:
http://heroicrelics.org/info/f-1/
http://hdl.handle.net/2060/19680021132
О, последняя ссылка, про М-1, особенно интересна!
Моделирование смесеобразоания от дублетных одноструйных форсунок
http://www.youtube.com/watch?v=Wqb8x3cOEzo (http://www.youtube.com/watch?v=Wqb8x3cOEzo)
Интересно, что у НК-33 не было никаких антипульсационных перегородок
ЦитироватьФорсуночная головка камеры включает центробежные форсунки горючего и струйные газовые форсунки окислителя. Поверхность переднего (огневого) днища гладкая, без антипульсационных перегородок. Задача обеспечения устойчивости рабочего процесса в камере сгорания решается организацией выноса колебательной энергии из объема камеры сгорания через удлиненные газовые форсунки, выступающие над средним днищем и образующие эффективный акустический поглотитель. Такое решение позволяет осуществлять надежное акустическое демпфирование высокочастотных колебаний в огневой части камеры сгорания при простом ее конструктивном исполнении, без нарушения оптимального расположения форсунок, при сохранении надежного охлаждения огневого днища и стенок камеры.
http://www.lpre.de/sntk/NK-33/index.htm
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/11244.gif)
Рис.3. Схема акустического поглотителя [LIST=1]
[/li][li]огневая часть камеры сгорания
[/li][li]предфосуночная полость
[/li][li]среднее днище
[/li][li]огневое днище
[/li][li]газовые форсунки
[/li][li]выравнивающая решетка
[/li][/LIST]
Может быть все эти прогары в РД-170 просто следствие принципиально худшей (чем у НК-33) устойчивости к ВЧ?
У РД-170 прогорает не камера, а ТНА и элементы газового тракта. Устойчивость к ВЧ у него как раз нормальная и обеспечивается перегородками из выступающих форсунок горючего.
ЦитироватьSkykey пишет:
Интересно, что у НК-33 не было никаких антипульсационных перегородок
Опасны колебания низкой частоты.
ЦитироватьНаперстянка пишет:
Опасны колебания низкой частоты.
Но прогары - это характерное следствие высокой
ВЧ вызывает разрушение и прогары камеры, и с этим у семейства РД-170 проблемы нет.
форсунки S-V А-11 после подъема со дна Атланики
(http://cs406629.vk.me/v406629753/a810/r6IPfT6x1yM.jpg)
http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum14/topic13516/