Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: Stealth от 17.06.2012 16:30:16

Название: Битва за диаметр
Отправлено: Stealth от 17.06.2012 16:30:16
Что конкретно и в деталях означает "освоить диаметр в X,x метров" при производстве ступеней РН и выводимой ПН? Оборудование, технологии, материалы, заводские цеха... и т.д. и т.п. Что является тормозом при освоении бОльшего, чем уже есть, и почему, собственно, оно им является?

Какой максимальный диаметр нужно освоить, чтобы потом лет сто быть счастливыми?

:D  :D  :D
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Вован от 17.06.2012 16:54:09
Для РН Энергия максимальный диаметр бака Ц был ограничен диметром самого большого карусельного станка для расточки шпангоутов: около 8 метров
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Дмитрий В. от 17.06.2012 18:23:19
ЦитироватьДля РН Энергия максимальный диаметр бака Ц был ограничен диметром самого большого карусельного станка для расточки шпангоутов: около 8 метров

Не уверен. От Н-1 остался и бОльший диаметр (бака О блока А). Тем более, шпангоут диаметром около 8 м наверняка был составным (точно уж и не помню). Скорее диаметр был определен сначала предварительно по компоновочным соображениям - порядка 7-9 м, а затем к нему был подобран максимально близкий по оснастке от Н-1. Например, радиус сферических днищ блока Ц составлял 4185 мм. Соответственно, диаметр не мог быть больше 8370 мм (кстати, это диаметр ВТБ ОС-120).
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Вован от 17.06.2012 19:31:38
Цитировать
ЦитироватьДля РН Энергия максимальный диаметр бака Ц был ограничен диметром самого большого карусельного станка для расточки шпангоутов: около 8 метров

Не уверен. От Н-1 остался и бОльший диаметр (бака О блока А). Тем более, шпангоут диаметром около 8 м наверняка был составным (точно уж и не помню). Скорее диаметр был определен сначала предварительно по компоновочным соображениям - порядка 7-9 м, а затем к нему был подобран максимально близкий по оснастке от Н-1. Например, радиус сферических днищ блока Ц составлял 4185 мм. Соответственно, диаметр не мог быть больше 8370 мм (кстати, это диаметр ВТБ ОС-120).

Бак О блока А Н1 на карусели уж точно не обрабатывался, а варился из лоскутков.
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Дмитрий В. от 17.06.2012 18:35:04
ЦитироватьБак О блока А Н1 на карусели уж точно не обрабатывался, а варился из лоскутков.

Обычно раскаткой получают торцовые (распорные) шпангоуты  баков диаметром метра три. Больше - делают из кусков стыковой сваркой.
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Вован от 17.06.2012 19:48:12
Цитировать
ЦитироватьБак О блока А Н1 на карусели уж точно не обрабатывался, а варился из лоскутков.

Обычно раскаткой получают торцовые (распорные) шпангоуты  баков диаметром метра три. Больше - делают из кусков стыковой сваркой.

Даже в местах крепления баков Н1 к внешней обечайке не было шпангоутов, а были такие вот кронштейны

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/66309.jpg) (http://ifotki.info/)
Название: Битва за диаметр
Отправлено: freinir от 17.06.2012 19:51:07
Цитировать
ЦитироватьДля РН Энергия максимальный диаметр бака Ц был ограничен диметром самого большого карусельного станка для расточки шпангоутов: около 8 метров

Не уверен. От Н-1 остался и бОльший диаметр (бака О блока А). Тем более, шпангоут диаметром около 8 м наверняка был составным (точно уж и не помню). Скорее диаметр был определен сначала предварительно по компоновочным соображениям - порядка 7-9 м, а затем к нему был подобран максимально близкий по оснастке от Н-1. Например, радиус сферических днищ блока Ц составлял 4185 мм. Соответственно, диаметр не мог быть больше 8370 мм (кстати, это диаметр ВТБ ОС-120).

Я тоже думаю что определялось всё по проектно-компоновочным соображениям. А станок уже появился потом.
Название: Битва за диаметр
Отправлено: LG от 17.06.2012 20:14:00
Если предположить что диаметр выходит за диаметр транспольтабельности по ЖД и транспортруется самолетом - такой элемент должен быть только один. Один полет.
ИМХО оптимально - большая вторая ступень.
Название: Битва за диаметр
Отправлено: LG от 17.06.2012 20:16:35
От земли водород не выгоден.
А вот потом - выгоден.
ИМХО вторая водородная ступень - оптимально.
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Дем от 17.06.2012 20:49:57
ЦитироватьЧто конкретно и в деталях означает "освоить диаметр в X,x метров" при производстве ступеней РН и выводимой ПН? Оборудование, технологии, материалы, заводские цеха... и т.д. и т.п. Что является тормозом при освоении бОльшего, чем уже есть, и почему, собственно, оно им является?
Нежелание работников хоть что-то делать :)
ЦитироватьДля РН Энергия максимальный диаметр бака Ц был ограничен диметром самого большого карусельного станка для расточки шпангоутов: около 8 метров
Ну расскажи ещё,  что станок большего диаметра сделать принципиально невозможно...
А вот судостроители умудряются делать шпангоуты гораздо большего диаметра и без каких-либо карусельных станков...
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Вован от 17.06.2012 20:54:10
Цитировать
ЦитироватьЧто конкретно и в деталях означает "освоить диаметр в X,x метров" при производстве ступеней РН и выводимой ПН? Оборудование, технологии, материалы, заводские цеха... и т.д. и т.п. Что является тормозом при освоении бОльшего, чем уже есть, и почему, собственно, оно им является?
Нежелание работников хоть что-то делать :)
ЦитироватьДля РН Энергия максимальный диаметр бака Ц был ограничен диметром самого большого карусельного станка для расточки шпангоутов: около 8 метров
Ну расскажи ещё,  что станок большего диаметра сделать принципиально невозможно...
А вот судостроители умудряются делать шпангоуты гораздо большего диаметра и без каких-либо карусельных станков...
У них просто коленки такие большие. :D
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Bell от 17.06.2012 19:58:03
ЦитироватьЯ тоже думаю что определялось всё по проектно-компоновочным соображениям. А станок уже появился потом.
Точнее проектно-компоновочные соображения в дальнейшем ограничиваются реальными возможностями.
Название: Битва за диаметр
Отправлено: freinir от 17.06.2012 20:59:26
Цитировать
ЦитироватьЯ тоже думаю что определялось всё по проектно-компоновочным соображениям. А станок уже появился потом.
Точнее проектно-компоновочные соображения в дальнейшем ограничиваются реальными возможностями.

Тут я имел ввиду обратное. Станок появился такой, какой нужен.
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Bell от 17.06.2012 20:00:24
ЦитироватьА вот судостроители умудряются делать шпангоуты гораздо большего диаметра и без каких-либо карусельных станков...
Угу... Только из других материалов и с другими допусками... А в остальном все конечно 1 в 1, ага.
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Bell от 17.06.2012 20:01:50
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьЯ тоже думаю что определялось всё по проектно-компоновочным соображениям. А станок уже появился потом.
Точнее проектно-компоновочные соображения в дальнейшем ограничиваются реальными возможностями.

Тут я имел ввиду обратное. Станок появился такой, какой нужен.
Нет, см. историю Н1 и почему тяга НК-15 была 150 тс.
А если более свежий пример - см. почему башня посадки экипажа никогда не подъезжала к столу Зенита.
Тысячи их (таких примеров)...
Название: Битва за диаметр
Отправлено: freinir от 17.06.2012 21:03:43
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьЯ тоже думаю что определялось всё по проектно-компоновочным соображениям. А станок уже появился потом.
Точнее проектно-компоновочные соображения в дальнейшем ограничиваются реальными возможностями.

Тут я имел ввиду обратное. Станок появился такой, какой нужен.
Нет, см. историю Н1 и почему тяга НК-15 была 150 тс.

История не всегда права... Поэтому утверждать ничего не буду и Вам не советую. Если правда это не Вы решение принимали  :wink:
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Bell от 17.06.2012 20:05:27
ЦитироватьИстория не всегда права...
История учит тому, что ничему не учит...
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Дем от 17.06.2012 21:12:55
ЦитироватьУгу... Только из других материалов и с другими допусками... А в остальном все конечно 1 в 1, ага.
Ну да материал у них не какой-то дюраль, а титан...  и диаметр 10-20м...

А допуски особые ракете и не нужны - она чисто от температуры на сантиметры размер меняет...
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Вован от 17.06.2012 21:41:08
Цитировать
ЦитироватьУгу... Только из других материалов и с другими допусками... А в остальном все конечно 1 в 1, ага.
Ну да материал у них не какой-то дюраль, а титан...  и диаметр 10-20м...

А допуски особые ракете и не нужны - она чисто от температуры на сантиметры размер меняет...

А карапь от температуры размеры не меняет?
Название: Битва за диаметр
Отправлено: G.K. от 17.06.2012 23:13:16
ЦитироватьА если более свежий пример - см. почему башня посадки экипажа никогда не подъезжала к столу Зенита.
А кроме проблем с самим КА технические проблемы с башней были?
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Ded от 17.06.2012 23:19:31
Цитировать
ЦитироватьУгу... Только из других материалов и с другими допусками... А в остальном все конечно 1 в 1, ага.
Ну да материал у них не какой-то дюраль, а титан...  и диаметр 10-20м...

А допуски особые ракете и не нужны - она чисто от температуры на сантиметры размер меняет...

10-20 матров это пдводные лодки?

Если так, то необходимо учесть, что ПЛ должны погружаться, а РН - летать. Отсюда и разница (чтобы погрузить 1 кубический метр воздуха в отсеке небходима тонна чего-то), для РН - другая схема.
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Sаlyutman от 18.06.2012 13:04:02
Опять забыли про величину въездных ворот, ширину межцеховых проездов, плюс - высота потолков. Всё это уже есть и увеличивать уже вряд ли будут - проще новое производственное здание построить.
Ну и про технологическое оборудование для изготовления баков и корпусов диаметром более 4-х метров я уже писал. Большинство предприятий не имеют такого оборудования и таких технологий.
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Вован от 18.06.2012 14:02:31
Цитировать
ЦитироватьА если более свежий пример - см. почему башня посадки экипажа никогда не подъезжала к столу Зенита.
А кроме проблем с самим КА технические проблемы с башней были?

С башней проблем не было, кроме одной - подъехать к столу не могла. Рельсов не было. :D
Название: Битва за диаметр
Отправлено: m-s Gelezniak от 18.06.2012 15:33:10
Карусельное оборудование нужно, в том числе, и для обработки оснастки для тех же баков. И оснастка, в диаметрах, может быть больше деталей.
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Glaurung от 18.06.2012 20:10:44
ЦитироватьКарусельное оборудование нужно, в том числе, и для обработки оснастки для тех же баков. И оснастка, в диаметрах, может быть больше деталей.
А еще, до кучи, КПА, НИО, их метрологическая аттестация.
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Дем от 18.06.2012 21:51:17
ЦитироватьКарусельное оборудование нужно, в том числе, и для обработки оснастки для тех же баков. И оснастка, в диаметрах, может быть больше деталей.
Современные станки в состоянии вырезать кривую любого радиуса без всякой карусели.

ЦитироватьОпять забыли про величину въездных ворот, ширину межцеховых проездов, плюс - высота потолков. Всё это уже есть и увеличивать уже вряд ли будут - проще новое производственное здание построить.
Само собой проще. И стоит это строительство недорого.
Название: Битва за диаметр
Отправлено: m-s Gelezniak от 18.06.2012 21:00:01
Цитировать
ЦитироватьКарусельное оборудование нужно, в том числе, и для обработки оснастки для тех же баков. И оснастка, в диаметрах, может быть больше деталей.
Современные станки в состоянии вырезать кривую любого радиуса без всякой карусели.

ЦитироватьОпять забыли про величину въездных ворот, ширину межцеховых проездов, плюс - высота потолков. Всё это уже есть и увеличивать уже вряд ли будут - проще новое производственное здание построить.
Само собой проще. И стоит это строительство недорого.
А подумать.
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Saul от 19.06.2012 01:44:40
Надеясь на реализацию своей идеи, "почитываю" форум. Ранее довелось работать с сжиженными газами. Топикстартеру ИМХО на вопрос -
 ЖД габарит до Урала - 3,9м ("Зенит"), ДВ - 3,8м.
 Авиа (внутри) - "Руслан" 4,4м, возможна модификация -

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=824964&highlight=#824964

http://rotkringel.livejournal.com/56414.html

 ИМХО перспективны тяжёлые криофракции СПГ (метанпропановые) полученные вымораживанием и "отстоем".
   http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=925253&highlight=#925253
 Поэтому возможно обойтись без гигантомании.
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Sаlyutman от 19.06.2012 10:15:07
У Протона и модулей ОС диаметр 4,1 м. Для их перевозки используют специальные ''пузатые'' вагоны и спецтрафик движения.
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Bell от 19.06.2012 11:20:49
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьА если более свежий пример - см. почему башня посадки экипажа никогда не подъезжала к столу Зенита.
А кроме проблем с самим КА технические проблемы с башней были?

С башней проблем не было, кроме одной - подъехать к столу не могла. Рельсов не было. :D
Точнее рельсы были, но не было (не производились в СССР) узлов пересечения ж/д и крановых рельсов соответствующих размеров. Кстати, Вы сами об этом и говорили.
Название: Битва за диаметр
Отправлено: m-s Gelezniak от 19.06.2012 11:25:14
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьА если более свежий пример - см. почему башня посадки экипажа никогда не подъезжала к столу Зенита.
А кроме проблем с самим КА технические проблемы с башней были?

С башней проблем не было, кроме одной - подъехать к столу не могла. Рельсов не было. :D
Точнее рельсы были, но не было (не производились в СССР) узлов пересечения ж/д и крановых рельсов соответствующих размеров. Кстати, Вы сами об этом и говорили.
Цеховые ворота далеко не всегда катаются по ЖД профилю.
И были "безкрестовинные" решения, например на тоннельных "гермоворотах".
В случае со "скворечником", был, по большей степени, политИк.
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Lamort от 19.06.2012 17:32:23
В баках большого диаметра волны могут начать ходить. :)
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Glaurung от 19.06.2012 17:42:01
ЦитироватьВ баках большого диаметра волны могут начать ходить. :)
Дык и 2.66 - тоже большой диаметр :lol:
Гуглите - "внутрибаковые перегородки" и будет вам Щастье.
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Lamort от 19.06.2012 18:15:46
Цитировать
ЦитироватьВ баках большого диаметра волны могут начать ходить. :)
Дык и 2.66 - тоже большой диаметр :lol:
Гуглите - "внутрибаковые перегородки" и будет вам Щастье.
Я в курсе, а не сделает ли наличие таких перегородок для баков большого диаметра бессмысленным использование этого большого диаметра? ;)
Название: Битва за диаметр
Отправлено: Дем от 19.06.2012 20:08:41
ЦитироватьЯ в курсе, а не сделает ли наличие таких перегородок для баков большого диаметра бессмысленным использование этого большого диаметра? ;)
Есть и альтернативные методы, например поплавок на поверхности