Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Прикладная космонавтика => Тема начата: instml от 06.02.2012 12:41:11

Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: instml от 06.02.2012 12:41:11
Оригинальная тема о спутнике Экспресс-АМ4 (более 400 страниц) была утеряна после сбоя форума. Кое-что осталось в Ох Уморе (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=12017&postdays=0&postorder=asc&start=360) и в Вопросе по ГО (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=12260&postdays=0&postorder=asc&start=0).

ГПКС уже получило страховку, после этого спутник должен был перейти страховщикам. Что теперь с ним будет? Буль-буль?
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: instml от 06.02.2012 12:43:39
Спутник "Экспресс-АМ4" нашли в исправности, но все равно захоронят
Сергей Смирнов, VEDOMOSTI.RU
13.09.2011

ЦитироватьНаземным службам удалось установить параметры орбиты и наладить двухстороннюю связь с российским спутником связи "Экспресс-АМ4", запущенным 18 августа на нерасчетную орбиту, пишет отраслевое издание Space News. Телеметрия с борта спутника показала, что он полностью исправен, его орбита и ориентация стабильна, все системы работают нормально - более того, он штатно вошел в безопасный режим, для чего частично развернул солнечные батареи. Но дорогой и мощный спутник все равно потерян: его запасов топлива едва хватит на коррекцию орбиты до геостационарной, и не останется для последующих коррекций, сообщил производитель аппарата европейская Astrium Satellites.

Генеральный директор Astrium Satellites Эверт Дудок напомнил, что спутник связи принадлежит ФГУП "Космическая связь", поэтому российской стороне предстоит решать его судьбу. Эта судьба, впрочем, однозначна: его переведут на орбиту захоронения. Перед этим "Космическая связь" должна получить одобрение страховщиков, поскольку запуск аппарата был застрахован на $300 млн.

В конце августа Роскосмос объявил о причине неудачного запуска "Экспресса-АМ4" - ей оказалась ошибка в расчетах времени работы механизма подворота гиростабилизированной платформы разгонного блока "Бриз-М" ракеты "Протон-М". Допущенная, скорее всего, в программном обеспечении, она привела к неправильной ориентации блока и потере дорогостоящего спутника. Провал этого запуска, как и прошлогодняя авария из-за неправильной заправки разгонного блока ДМ-3 к "Протону" с тремя спутниками "Глонасс", означает человеческую ошибку, которой можно было избежать, эти ошибки наиболее опасны для репутации отрасли в глазах зарубежных заказчиков, писали "Ведомости".
http://www.comnews.ru/node/57278

Заявление ФГУП "Космическая связь"
13.09 : 2011

Цитировать12 и 13 сентября 2011 года некоторые российские и зарубежные СМИ распространили информацию о работоспособности космического аппарата «Экспресс-АМ4». В связи с этим, во избежание спекуляций, заказчик и собственник спутника ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) заявляет, что 18 августа 2011 года спутник «Экспресс-АМ4» был выведен на нерасчетную орбиту. Этот факт исключает возможность использования спутника по целевому назначению. ГПКС, межведомственная комиссия и EADS Astrium констатируют полную потерю космического аппарата «Экспресс-АМ4», в связи с чем ГПКС направило в ОСАО «Ингосстрах» заявление о возмещении убытков.
http://rscc.ru/news/news_company/454.html

ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) завершило урегулирование убытка по страховому случаю, связанному с полной гибелью космического аппарата «Экспресс-АМ4»
18.01 : 2012
ЦитироватьРоссия, Москва, 18 января 2012 года. ФГУП «Космическая связь» и ОСАО «Ингосстрах» завершили урегулирование убытка по страховому случаю, связанному с полной гибелью спутника «Экспресс-АМ4».  

Запуск космического аппарата «Экспресс-АМ4» состоялся 18 августа 2011 года с космодрома «Байконур», однако спутник был выведен на нерасчетную орбиту. Этот факт исключил возможность использования космического аппарата «Экспресс-АМ4» по целевому назначению. ГПКС, межведомственная комиссия и производитель спутника EADS Astrium констатировали полную потерю спутника.

ГПКС получило страховое возмещения в размере 7 522 920 166,30 руб., что составляет полную страховую сумму космического аппарата «Экспресс-АМ4».
http://rscc.ru/news/news_company/538.html
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: instml от 06.02.2012 12:46:43
Сообщения на сайте Роскосмоса

Успешный пуск РН «Протон-М» с космическим аппаратом «Экспресс-АМ4»
:: 18.08.2011
ЦитироватьСегодня,18 августа, в 01 ч. 25 м. мск с пусковой установки 39 площадки 200 космодрома Байконур стартовыми расчетами предприятий ракетно-космической отрасли России произведен успешный пуск ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и космическим аппаратом «Экспресс-АМ4».

     После штатного отделения от третьей ступени ракеты-носителя разгонный блок «Бриз-М» продолжает выведение космического аппарата «Экспресс-АМ4» на заданную орбиту.

     Отделение космического аппарата от разгонного блока запланировано на 10 ч. 38 м. мск 18 августа 2011 г.
http://www.roscosmos.ru/main.php?id=2&nid=17730

О запуске космического аппарата «Экспресс-АМ4»
:: 18.08.2011
Цитировать18 августа с космодрома Байконур осуществлен старт ракеты-носителя (РН) «Протон-М» с разгонным блоком (РБ) «Бриз-М» и  космическим аппаратом (КА) «Экспресс-АМ4».

   РН «Протон-М» отработала штатно, головной блок в составе РБ «Бриз-М» и космического аппарата отделился в установленное время.

   Четыре включения РБ также проведены в расчетное время. В оставшееся время до пятого включения разгонного блока возникли сбои с передачей телеметрической информации и получением сигнала с «Бриз-М» и борта КА.

   В настоящее время специалистами принимаются меры по установлению связи с космическим аппаратом «Экспресс-АМ4».

   В соответствии с решением руководителя Роскосмоса создана комиссия для выяснения причин сложившейся ситуации.
http://www.roscosmos.ru/main.php?id=2&nid=17735

О ситуации с космическим аппаратом «Экспресс-АМ4»
:: 23.08.2011

Цитировать18 августа с космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя (РН) «Протон-М» с разгонным блоком (РБ) «Бриз-М» и  космическим аппаратом (КА) «Экспресс-АМ4».

    Старт и полет «Протон-М» прошли штатно, в соответствии с запланированной программой.

    В ходе полета орбитального блока в составе разгонного блока и космического аппарата произошел сбой в системе управления «Бриз-М», в результате чего КА «Экспресс-АМ4» был выведен на нерасчетную орбиту.

    Средствами Системы контроля космического пространства (СККП) Космических войск Минобороны России и Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) удалось установить параметры орбиты космического аппарата (наклонение – 51,23 град., апогей – 20294 км, перигей – 995 км, период обращения – 368,39 мин.).

    Представителями Федерального космического агентства, Минкомсвязи России (ФГУП «Космическая связь») и компании EADS Astrium были предприняты совместные попытки установить связь с КА с целью включения его бортовых систем.

    В настоящее время специалисты продолжают работу по налаживанию связи с космическим аппаратом.

Сформирована совместная рабочая группа для определения возможностей перевода космического аппарата на расчетную орбиту и последующего использования по целевому назначению при условии включения бортовых систем.

    Межведомственная комиссия по анализу причин нештатного пуска ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и космическим аппаратом «Экспресс-АМ4 продолжает свою работу.  Рассматривается ряд возможных причин сложившейся ситуации, основная из которых – сбой в работе системы управления разгонного блока.

 

   Работы по подготовке к пускам ракет-носителей «Протон-М» и разгонных блоков «Бриз-М» временно приостановлены до установления и устранения причин нештатного выведения на орбиту КА «Экспресс-АМ4».
http://www.roscosmos.ru/main.php?id=2&nid=17756

Об итогах работы Межведомственной комиссии по анализу причин нештатного выведения космического аппарата «Экспресс-АМ4»
:: 30.08.2011
ЦитироватьМежведомственная комиссия завершила работу по анализу причин нештатного выведения космического аппарата (КА) «Экспресс-АМ4» 18 августа с космодрома Байконур.

   По результатам проведенных мероприятий и анализа полученной информации комиссия пришла к выводу, что в ходе формирования циклограммы работы разгонного блока (РБ) «Бриз-М» был необоснованно «заужен» временной интервал подворота гиростабилизированной платформы. Это привело к не правильной ориентации РБ «Бриз-М» и как следствие к выведению КА на нерасчетную орбиту.

   Остальные системы разгонного блока отработали без замечаний.

   По результатам работы комиссии снят запрет с подготовки РН «Протон-М» с РБ «Бриз-М» и подготовлены необходимые рекомендации, которые будут реализованы до очередных пусков.

   Руководителем Роскосмоса поручено уточнить график запусков космических аппаратов  с использованием ракет-носителей «Протон» на оставшиеся четыре месяца 2011 года.

  Одновременно в соответствии с указаниями главы Федерального космического агентства проводится административное расследование степени вины должностных лиц Роскосмоса, ГКНПЦ им. М.В.Хруничева,  ФГУП МОКБ «Марс» и ЦНИИМАШ.
http://www.roscosmos.ru/main.php?id=2&nid=17791
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: G.K. от 06.02.2012 11:59:30
ЦитироватьБуль-буль?
А топлива хватит?
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: instml от 06.02.2012 13:05:32
Цитировать
ЦитироватьБуль-буль?
А топлива хватит?
Хватит. Половина массы - топливо.
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: G.K. от 06.02.2012 12:17:01
Кстати, в этом контексте хочется вспомнить Милстар, который не долетел до ГСО. Его точно не утопили, а вот используют ли?
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Старый от 06.02.2012 12:18:34
ЦитироватьКстати, в этом контексте хочется вспомнить Милстар, который не долетел до ГСО. Его точно не утопили, а вот используют ли?
У Милстара нет собственной апогейной ДУ. Он выводится прямо на ГСО.
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: G.K. от 06.02.2012 12:30:58
ЦитироватьУ Милстара нет собственной апогейной ДУ. Он выводится прямо на ГСО.
Там ЕМНИП Центавр отказал, вопрос в использовании, а не причинах кривого выведения.
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Старый от 06.02.2012 12:32:27
Цитировать
ЦитироватьУ Милстара нет собственной апогейной ДУ. Он выводится прямо на ГСО.
Там ЕМНИП Центавр отказал, вопрос в использовании, а не причинах кривого выведения.
Естественно отказал Центавр. Но так как апогейной ДУ не было то свести его с орбиты было невозможно в принципе.
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: instml от 07.02.2012 00:50:51
Оборудование погибшего спутника "Экспресс" используют для нового
ЦитироватьМОСКВА, 6 фев - РИА Новости, Олег Синча. Оборудование Hughes Network System, работающее в Ka-диапазоне, приобретенное ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) к запуску спутника "Экспресс АМ4", будет использовано для работы с новым космическим аппаратом "Экспересс АМ6", рассказал РИА Новости в понедельник начальник отдела по связям с общественностью ГПКС Денис Сухоруков.

По словам главы представительства Hughes в России Константина Ланина, в 2010 году компания поставила ГПКС две центральных спутниковых станции и несколько сот VSAT-терминалов для практической оценки работы в Ka-диапазоне. Однако в августе 2011 года "Экспресс AM4" - первый российский аппарат, на котором было установлено приемо-передающее оборудование Ka-диапазона, был утерян.

Оборудование, приобретенное у Hughes, оператор начнет использовать не раньше первого квартала 2013 года, когда на орбиту предполагается вывести новый спутник "Экспресс AM6".

"Экспресс AM4" - первый российский высокоэнергетический космический аппарат, запущенный 18 августа 2011 года. Он вышел на нерасчётную орбиту в связи с нештатной работой разгонного блока и был признан окончательно утерянным 30 августа того же года. Внутреннее расследование показало, что авария стала результатом программной ошибки.

Поставщиком спутникового оборудования для космического аппарата выступила европейская компания EADS Astrium, в кооперации с ФГУП ГКНПЦ. Аппарат строился на базе спутниковой платформы Eurostar E3000 производства EADS Astrium с мощностью полезной нагрузки 14 кВт. На спутник было установлено 30 транспондеров C-диапазона, 28 - Ku-диапазона, два - Ka-диапазона, три - L-диапазона.

"Экспресс AM6" - российский спутник тяжелого класса негерметичного исполнения с большим количеством транспондеров и развитой антенной системой. Поставкой модулей полезной нагрузки будет заниматься ФГУП НИИР, субподрядчиком по ретранслятору и антенным системам выступит компания MacDonald, Dettwiler and Associates Ltd. (MDA, Канада). Мощность полезной нагрузки - 14 кВт. На спутник будет установлено 14 транспондеров C-диапазона, 44 - Ku-диапазона, 12 - Ka-диапазона, два - L-диапазона

Ka-диапазон - частотный диапазон от 26,5 до 40 ГГц, используется в основном для спутниковой радиосвязи и радиолокации. Название диапазона происходит от смеси английского и немецкого слов: "короткий" (нем. kurz) и "над" (англ. above), что указывает на положение Ka-диапазона: "над" K-диапазоном (18-26,5 ГГц).

Федеральное государственное унитарное предприятие "Космическая связь" (ГПКС) - российский национальный оператор спутниковой связи, входит в десятку крупнейших спутниковых операторов мира по объему орбитально-частотного ресурса. Основано в 1967 году. Владеет 11 геостационарными спутниками, работающими в С-, Ku- и L- диапазонах. Работает на всех географически доступных рынках, предоставляя услуги связи и вещания клиентам из 35 стран мира. В состав входят пять телепортов на территории от Московской области до Хабаровского края - Центры космической связи (ЦКС) "Медвежьи Озера", "Дубна", "Сколково", "Железногорск" и "Хабаровск", высокоскоростная волоконно-оптическая сеть, а также Технический центр "Шаболовка" в Москве.
http://ria.ru/technology/20120206/558763664.html
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Chilik от 07.02.2012 14:01:35
ЦитироватьОборудование погибшего спутника "Экспресс" используют для нового

http://ria.ru/technology/20120206/558763664.html
Интересно, что они курят перед тем, как начать заголовки придумывать?
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Veganin от 07.02.2012 20:33:13
Цитировать
ЦитироватьОборудование погибшего спутника "Экспресс" используют для нового

http://ria.ru/technology/20120206/558763664.html
Интересно, что они курят перед тем, как начать заголовки придумывать?
Более грамотный заголовок: "Наземное оборудование погибшего спутника "Экспресс" используют для нового".
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: vvs1 от 08.02.2012 01:13:12
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьОборудование погибшего спутника "Экспресс" используют для нового

http://ria.ru/technology/20120206/558763664.html
Интересно, что они курят перед тем, как начать заголовки придумывать?
Более грамотный заголовок: "Наземное оборудование погибшего спутника "Экспресс" используют для нового".

Абсолютно правильно, но - специфика жанра. Возмущенные читатели бросаются читать, видят недоговоренность, негодуют, но цель-то уже достигнута, статья прочитана.
Это типа "купи квартиру - получи бейсболку в подарок".
Ну или "до первой звезды нельзя..."
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Liss от 16.03.2012 11:12:56
Топить будут котенка.

http://www.spacenews.com/civil/031512-russia-poised-de-orbit-express-am4-satellite.html

ЦитироватьWASHINGTON - The Russian government will guide the large Express–AM4 telecommunications satellite, which was launched into a useless orbit in August, into a controlled atmospheric descent starting March 20 so that any surviving pieces will land in the Pacific Ocean, a senior official from Russia's state-owned satellite telecommunications operator said March 15...

Dennis Pivnyuk, chief financial officer of the Russian Satellite Communications Co. (RSCC), which had planned to operate Express-AM4 for 15 years as part of its expansive development plan, said Russian authorities had considered and rejected multiple salvage scenarios for the satellite.

"We have decided to splash it between March 20 and March 26," Pivnyuk said here during the Satellite 2012 conference. "While the satellite was not damaged, it has spent seven months in an orbit that exposes it to radiation that has left it in not good shape. There is not much lifetime left. We've reviewed different proposals from different entities, but none was really feasible."
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: instml от 17.03.2012 21:32:03
http://www.aviationweek.com/aw/generic/story_channel.jsp?channel=space&id=news/asd/2012/03/16/11.xml&headline=Stranded хотели спутник поиспользовать на благо Антарктиды, но что-то там не срослось.
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: mik73 от 18.03.2012 01:02:02
АМ4 признан потерянным, страховка в размере примерно стоимости постройки спутника то ли получена, то ли выплачивается и будет получена, заказывается новый борт, там же, по тому же проекту, того же наполнения, что потерянный, под индексом АМ-4Р. Поскольку там же и потому же проекту - срок постройки выйдет поменьше, чем с ноля.

Ориентировочное время запуска - 14-й год.

Информации по этому поводу, при минимальном умении пользоваться поиском - предостаточно. Желающие да сами поищут ссылки.

Ну и всё.

Остальное - пустые домыслы и спекуляции, в том числе про гипотетическую возможность якобы использовать выеденный на нерасчетную орбиту спутник для высоких широт (и почерпнуты эти спекуляции скорее всего из обсуждений типа пропавшей ветки этого форума). теоретически такая возможность мыслилась, но не более, чем теоретически. теоретически много что помыслить можно...
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Ded от 18.03.2012 01:12:18
Цитироватьhttp://www.aviationweek.com/aw/generic/story_channel.jsp?channel=space&id=news/asd/2012/03/16/11.xml&headline=Stranded хотели спутник поиспользовать на благо Антарктиды, но что-то там не срослось.

Как его можно потенциально использовать на благо антерктики или арктики?
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: instml от 18.03.2012 10:26:56
Цитировать
Цитироватьhttp://www.aviationweek.com/aw/generic/story_channel.jsp?channel=space&id=news/asd/2012/03/16/11.xml&headline=Stranded хотели спутник поиспользовать на благо Антарктиды, но что-то там не срослось.
Как его можно потенциально использовать на благо антерктики или арктики?
Связь с молния-подобной орбиты с антарктическими станциями.
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Александр Ч. от 18.03.2012 09:35:46
Цитировать
Цитироватьhttp://www.aviationweek.com/aw/generic/story_channel.jsp?channel=space&id=news/asd/2012/03/16/11.xml&headline=Stranded хотели спутник поиспользовать на благо Антарктиды, но что-то там не срослось.

Как его можно потенциально использовать на благо антерктики или арктики?
Пингвинами телешоу транслировать ;)
Чисто теоретически можно сменить орбиту, чтобы до 2/3 суток АМ4 "висел" над Антарктидой. Вот только не соображу, достаточно ли будет ненаправленной антенны или все равно тарелкой надо будет вертеть.
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Liss от 19.03.2012 13:14:33
Наш что ли?

ЦитироватьA1048/12 - THE RUSSIAN FEDERAL SPACE AGENCY HAS PLANNED A SPACECRAFT RE-ENTRY. DEBRIS FROM THIS RE-ENTRY WILL FALL WITHIN AN AREA BOUNDED BY 4500N/17000E 4500N/16500W 3500N/16500W 3500N/17000E BACK TO THE POINT OF ORIGIN. IN THE INTEREST OF SAFETY ALL NON-PARTICIPATING AIR TRAFFIC ARE ADVISED TO AVOID THE NOTAMED AREA. IFR AIRCRAFT UNDER ATC JURISDICTION SHOULD ANTICIPATE CLEARANCE AROUND THE NOTAMED AREA. SFC - UNL, 25 MAR 12:50 2012 UNTIL 25 MAR 14:50 2012. CREATED: 12 MAR 15:46 2012

ЦитироватьA1049/12 - THE RUSSIAN FEDERAL SPACE AGENCY HAS PLANNED A SPACECRAFT RE-ENTRY. DEBRIS FROM THIS RE-ENTRY WILL FALL WITHIN AN AREA BOUNDED BY 4500N/17000E 4500N/16500W 3500N/16500W 3500N/17000E BACK TO THE POINT OF ORIGIN. IN THE INTEREST OF SAFETY ALL NON-PARTICIPATING AIR TRAFFIC ARE ADVISED TO AVOID THE NOTAMED AREA. IFR AIRCRAFT UNDER ATC JURISDICTION SHOULD ANTICIPATE CLEARANCE AROUND THE NOTAMED AREA. SFC - UNL, 26 MAR 13:10 2012 UNTIL 26 MAR 15:10 2012. CREATED: 12 MAR 15:47 2012
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Брабонт от 19.03.2012 13:37:35
Несомненно. В обе даты туда и ложится, 25-го примерно в 13:30-13:35 UTC.

(http://s017.radikal.ru/i424/1203/35/a59d1e3523af.jpg)
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Брабонт от 20.03.2012 01:58:31
В истории с затоплением не могу понять одну вещь: почему решение принимает ФГУП "Космическая связь"? По логике, если за аварийный аппарат выплачено страховое вознаграждение, он становится собственностью страховщика, который и определяет его дальнейшую судьбу.
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Sharicoff от 20.03.2012 02:11:10
ЦитироватьВ обе даты туда и ложится,

...на радость американским ПРОшникам. То-то SBX попер на Гавайи. :)
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: G.K. от 20.03.2012 15:30:19
Цитировать
ЦитироватьВ обе даты туда и ложится,

...на радость американским ПРОшникам. То-то SBX попер на Гавайи. :)
Сбивать будут?  :shock:
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: instml от 20.03.2012 17:17:16
США предупредили пилотов о своде с орбиты спутника "Экспресс АМ-4"
ЦитироватьМОСКВА, 20 мар - РИА Новости. Федеральная авиационная администрация США (Federal Aviation Administration) рекомендовала пилотам всех воздушных судов в связи с намеченным затоплением российского спутника "Экспресс - АМ4", выведенным на нерасчетную орбиту 18 августа 2011 года, не осуществлять с 25 по 27 марта полеты в определенном квадрате Тихого океана, говорится в сообщении ведомства.

В интересах безопасности всем участникам воздушного движения рекомендуется избегать пролетов в области с координатами от 35 до 45 градуса северной широты и с 165 до 170 градуса восточной долготы, - говорится в уточненной сводке, датированной 19 марта.

Спутник связи "Экспресс-АМ4", запущенный 18 августа 2011 года с Байконура на ракете-носителе "Протон-М", в запланированное время не вышел на связь. Старт и полет "Протона-М" прошли штатно, однако во время полета орбитального блока в составе разгонного блока и космического аппарата произошел сбой в системе управления разгонного блока "Бриз-М", в результате чего спутник был выведен на нерасчетную орбиту.

Межведомственная комиссия Роскосмоса пришла к выводу, что при формировании циклограммы работы "Бриза-М" была допущена ошибка в программировании. Это привело к неправильной ориентации разгонного блока и, как следствие, выходу спутника не в ту точку, куда планировалось. Остальные системы разгонного блока отработали без замечаний.

Национальный спутниковый оператор ФГУП "Космическая связь", по заказу которого строился "Экспресс-АМ4", констатировал полную потерю спутника, уточнив, что его использование по целевому назначению невозможно. Предприятие позднее получило от ОСАО "Ингосстрах" страховое возмещение в размере более 7,5 миллиарда рублей.
http://ria.ru/science/20120320/600915245.html
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: 9_площадка от 20.03.2012 22:46:51
Будем посмотреть.
http://www.n2yo.com/?s=37798
Цитировать
Цитироватьhttp://www.aviationweek.com/aw/generic/story_channel.jsp?channel=space&id=news/asd/2012/03/16/11.xml&headline=Stranded хотели спутник поиспользовать на благо Антарктиды, но что-то там не срослось.

Как его можно потенциально использовать на благо антерктики или арктики?
Прекрасная орбита для работы с Антарктикой, апогей 20 тыс км, 51* ю. ш.
можно почти ничего не менять, только построить две-три станции связи в экваториальных странах или, например, в ЮАР, Аргентине и Новой Зеландии, само собой тарелки со слежением в Антарктиде - и получите радиосвязь, телевидение, широкополосный интернет - правда ненадолго, сеансами по 50- 100 минут несколько раз в день. На 15(!) лет! Пока ещё можно...
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: instml от 21.03.2012 09:01:11
Есть загвоздка: спутник не предназначен для летания в рад. поясах. Либо менять орбиту, непонятно на куда, либо заметно сократится срок службы. Решили фигней не страдать и спутник утопить :)
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: instml от 23.03.2012 10:00:04
Американская компания хочет спасти российский спутник "Экспресс-АМ4" от затопления
ЦитироватьВАШИНГТОН, 23 марта. /Корр. ИТАР-ТАСС Александр Пахомов/. Американская компания "Полар броадбэнд" /Polar Broadband Systems/ предпринимает усилия по спасению российского спутника связи "Экспресс-АМ4", который не удалось вывести на расчетную орбиту, от затопления в Тихом океане. Об этом сообщил в четверг журналистам один из ее соучредителей Майк Лаукс.

По его словам, космический аппарат можно использовать, изменив его орбиту, для оказания помощи ученым, занимающимся исследованием Антарктиды. Еще несколько месяцев назад "Полар броадбэнд" сделала предложение российской стороне, отметил Лаукс, и все еще продолжает ждать официального ответа. "В последнем послании, полученном от них свыше месяца назад, говорилось, что они собираются принять решение, что делать со спутником", - указал он.

В конце минувшей недели на проходившей в Вашингтоне международной конференции "Спутники-2012" заместитель генерального директора по экономике и финансам ФГУП "Космическая связь" Денис Пивнюк заявил, что "Экспресс- АМ4", вывод которого в космос 18 августа прошлого года оказался неудачным, будет затоплен в Тихом океане до 26 марта. "Хотя спутник и не был поврежден /при запуске/, он провел 7 месяцев на такой орбите, на которой подвергался нерасчетному воздействию радиации, и это не очень хорошо сказалось на нем", - сказал он.

Аппарат стоимостью примерно 300 млн долларов должен был способствовать распространению в России цифрового телевидения. Он предназначался для предоставления пакета мультисервисных услуг - цифрового телерадиовещания, телефонии, видеоконференцсвязи, передачи данных, доступа к Интернету.

Лаукс и его партнеры не знают, оглашал ли Пивнюк решение правительства России или только мнение своего ФГУП. Поэтому "Полар броадбэнд" продолжает надеяться на то, что их предложение будет принято. Они хотят выкупить спутник. "Он обладает необыкновенными возможностями, - заметил Лаукс. - Жалко, что он не вышел на запланированную орбиту. Однако все, что сейчас нужно - это дать команду на включение двигателя".

Компания предполагает перевести его на такую орбиту, которая позволит аппарату "видеть" Антарктиду в течение 14-16 часов в сутки. "Экспресс-АМ4" позволил бы существенно ускорить поток информации, передаваемый учеными со станций на континенте, подчеркнул Лаукс, добавив, что анализ, проведенный американскими экспертами, показал, что спутник можно будет эксплуатировать еще в течение 10 лет.

"До тех пор, пока его обломки не рухнули в воды океана, у нас остается надежда", - отметил он.
http://www.itar-tass.com/c19/373081.html
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Veganin от 23.03.2012 09:29:34
А при чем здесь господин Пивнюк и ФГУП "Космическая связь"? Страховка уплачена, теперь спутник - собственность страховой компании. С ней и надо вести переговоры. "Ингосстрах" должен заинтересован хоть как-то возместить потери от уплаты страховки. Вряд ли появится другой покупатель.
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Старый от 23.03.2012 09:33:37
Цитировать"Ингосстрах" должен заинтересован хоть как-то возместить потери от уплаты страховки. Вряд ли появится другой покупатель.
Вряд ли у этого покупателя есть деньги.
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: instml от 23.03.2012 10:53:40
ЦитироватьА при чем здесь господин Пивнюк и ФГУП "Космическая связь"? Страховка уплачена, теперь спутник - собственность страховой компании. С ней и надо вести переговоры. "Ингосстрах" должен заинтересован хоть как-то возместить потери от уплаты страховки. Вряд ли появится другой покупатель.
У нас тут не Европы - страховщики спутниками не управляют.
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Павел73 от 23.03.2012 10:23:35
Цитировать
Цитировать"Ингосстрах" должен заинтересован хоть как-то возместить потери от уплаты страховки. Вряд ли появится другой покупатель.
Вряд ли у этого покупателя есть деньги.
У этого, в смысле - у "Полар броадбэнд"?
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Старый от 23.03.2012 12:36:47
ЦитироватьУ этого, в смысле - у "Полар броадбэнд"?
Да. Помнитсяыла компания которая хотела купить Мир. И тоже за неделю до затопления.
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Veganin от 23.03.2012 13:32:41
Цитировать
ЦитироватьУ этого, в смысле - у "Полар броадбэнд"?
Да. Помнитсяыла компания которая хотела купить Мир. И тоже за неделю до затопления.
Тоже припоминается. Только тут случай иной: полностью работоспособный спутник.
A SECOND CHANCE FOR EXPRESS AM-4? (http://www.flightglobal.com/blogs/hyperbola/2012/03/a-second-chance-for-express-am.html)
Russia To Spike Plan To Recycle Satellite For Antarctic Broadband Access (http://www.techweekeurope.co.uk/news/russia-to-spike-plan-to-recycle-satellite-for-antarctic-broadband-access-68139)
ЦитироватьRSCC has confirmed that the use of the satellite for tasks it was designed for is impossible. Underwriters have declared it a total loss and paid the insurance claim to the owners of the spacecraft.
But William Readdy, a former NASA astronaut and the co-founder of PBL, thinks the expensive heap of space metal can still be useful. At the Satellite 2012 conference last week, the told reporters that the spacecraft could be easily placed into a new orbit which would provide Antarctic research bases with vastly superior communication links to those currently available. According to Readdy, after repositioning, there will be enough fuel on board for more than 10 years of orbit maintenance.
This is not the first satellite repurposing project for Readdy. In 1998, he helped reposition Tracking and Data Relay Satellite System (TRDSS) for the National Science Foundation's (NSF) U.S. Antarctic Program. This allowed transmission and reception of data from the Antarctic region. TDRS F1 served this mission for twelve years, before its second retirement in 2010.
Keeping the satellite in orbit would also have financial benefits. According to Readdy, an NSF Request for Information for satellite broadband services received bids last summer in the range of $100 to $500 million (
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Лютич от 23.03.2012 22:24:47
ЦитироватьВ истории с затоплением не могу понять одну вещь: почему решение принимает ФГУП "Космическая связь"? По логике, если за аварийный аппарат выплачено страховое вознаграждение, он становится собственностью страховщика, который и определяет его дальнейшую судьбу.

Потому что контракт на страхование составлен так замечательно, что если спутник используется хоть по какому назначению (например, ресурсным испытаниям компонентов) - это уже не страховой случай, и деньги надо вернуть.

Поэтому либо иностранцы компенсируют "Связи" потерю страховки, либо...
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Veganin от 24.03.2012 11:46:47
ЦитироватьПотому что контракт на страхование составлен так замечательно, что если спутник используется хоть по какому назначению (например, ресурсным испытаниям компонентов) - это уже не страховой случай, и деньги надо вернуть.

Поэтому либо иностранцы компенсируют "Связи" потерю страховки, либо...
Страховка ведь выплачена и по закону кто теперь-сейчас владелец спутника? Наверняка ведь не ФГУП "Космическая связь"? Какое дело ФГУПу  как используют чужой уже для него спутник и почему он должен нести за это ответственность? Это по логике.
А по событиям вокруг сабжа получается, что его владельцем до сих пор является "Космическая связь", даже получив страховку. Иначе почему полярники обращаются к руководству ФГУП, а не в Ингосстрах?
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: instml от 24.03.2012 12:51:50
Да ладно полярники, заявления об утоплении сабжа тоже делает ФГУП КС 8)
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Liss от 24.03.2012 13:43:12
Топить будут 25 марта. Тормозной импульс 09:45-10:33 UTC, расчетное время падения обломков 13:32 UTC.
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Павел73 от 24.03.2012 11:48:51
Но всё-таки, почему бы не продать? :roll:
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: G.K. от 25.03.2012 00:38:54
http://nssdc.gsfc.nasa.gov/nmc/spacecraftOrbit.do?id=2011-045A
ЦитироватьExpress AM4

NSSDC ID: 2011-045A

Launch Information

Launch Date: 2011-08-17 at 07:12:00 UTC
Launch Vehicle: Dnepr
Launch Site: Yasni, Russia
:shock:  Ну понятно, почему он никуда не долетел...  :roll:
Рядом: http://nssdc.gsfc.nasa.gov/nmc/spacecraftDisplay.do?id=2011-045A
ЦитироватьExpress AM4, a Russian communications satellite, was launched from Baikonur on 17 August 2011 at 21:25 UT by a Proton rocket.
:P  :roll:
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Александр Репной от 25.03.2012 06:03:48
Цитировать"Для проведения операции по контролируемому сведению спутника "Экспресс-АМ4" с орбиты на два часа для судоходства и полета воздушных судов 25 и 26 марта будет закрыт район в северной части Тихого океана", - заявил собеседник агентства.
http://lenta.ru/news/2012/03/25/drown/ (http://lenta.ru/news/2012/03/25/drown/)
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: instml от 25.03.2012 13:17:45
Спутник "Экспресс-АМ4" в воскресенье сведут с орбиты
ЦитироватьМОСКВА, 25 мар - РИА Новости. Спутник "Экспресс-АМ4", который в августе прошлого года был выведен на нерасчетную орбиту, в воскресенье сведут с орбиты и затопят в несудоходной части Тихого океана, сообщил РИА Новости представитель компании Astrium (входит в Европейский аэрокосмический и оборонный концерн EADS), которая будет проводить сведение "Экспресса" с орбиты.

Руководство операцией будет осуществляться из Национального центра космических исследований (CNES, французское космическое агентство), расположенного в городе Тулуза.

Компания Astruim выступала поставщиком спутникового оборудования для космического аппарата. Космический аппарат строился на базе спутниковой платформы Eurostar E3000 производства EADS Astrium с мощностью полезной нагрузки 14 киловатт.

"Сведение спутника с орбиты и его затопление запланировано на воскресенье, 25 марта. Чтобы космический аппарат был сведен с орбиты и вошел в плотные слои атмосферы для дальнейшего затопления, ему нужно придать ускорение. Для этого двигатели космического аппарата в 13.45 мск будут включены на торможение, в 14.35 мск произойдет их выключение", - сказал собеседник агентства.

По его словам, после этого спутник, вошедший в плотные слои атмосферы, распадется на обломки, которые и приводнятся в северной части Тихого океана.

Ранее Федеральная авиационная администрация США (Federal Aviation Administration) рекомендовала пилотам всех воздушных судов в связи с намеченным затоплением спутника "Экспресс-АМ4", не осуществлять с 25 по 27 марта полеты в определенном квадрате Тихого океана.

Спутник связи "Экспресс-АМ4", запущенный 18 августа 2011 года с Байконура на ракете-носителе "Протон-М", в запланированное время не вышел на связь. Старт и полет "Протона-М" прошли штатно, однако во время полета орбитального блока в составе разгонного блока и космического аппарата произошел сбой в системе управления разгонного блока "Бриз-М", в результате чего спутник был выведен на нерасчетную орбиту.

Межведомственная комиссия Роскосмоса пришла к выводу, что при формировании циклограммы работы "Бриза-М" была допущена ошибка в программировании. Это привело к неправильной ориентации разгонного блока и, как следствие, выходу спутника не в ту точку, куда планировалось. Остальные системы разгонного блока отработали без замечаний.

Национальный спутниковый оператор ФГУП "Космическая связь", по заказу которого строился "Экспресс-АМ4", констатировал полную потерю спутника, уточнив, что его использование по целевому назначению невозможно. Предприятие позднее получило от ОСАО "Ингосстрах" страховое возмещение в размере более 7,5 миллиарда рублей.
http://ria.ru/science/20120325/605099981.html
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: instml от 25.03.2012 16:32:34
Обломки спутника "Экспресс-АМ4" упадут в Тихий океан около 17.32 мск
ЦитироватьМОСКВА, 25 мар - РИА Новости. Обломки российского спутника связи "Экспресс-АМ4", который в августе прошлого года был выведен на нерасчетную орбиту и в воскресенье должен быть затоплен в несудоходной части Тихого океана, приводятся в океане примерно в 17.32 мск, сообщил РИА Новости представитель компании "Astrium" (входит в Европейский аэрокосмический и оборонный концерн EADS), которая проводит сведение "Экспресса" с орбиты.

Руководство операцией осуществляется из Национального центра космических исследований, расположенного в городе Тулуза (Франция). Компания "Astrium" выступала поставщиком спутникового оборудования для "Экспресса". Космический аппарат строился на базе спутниковой платформы производства европейской компании с мощностью полезной нагрузки 14 киловатт.

"Как и было запланировано, чтобы космический аппарат был сведен с орбиты и вошел в плотные слои атмосферы для дальнейшего затопления, ему нужно было придать ускорение. Для этого двигатели космического аппарата в 13.45 мск были включены на торможение, а в 14.35 мск произошло их выключение", - сказал собеседник агентства.

По его словам, после этого спутник продолжит падать к Земле, распадется на обломки, которые и приводятся в северной части Тихого океана.

"Примерно это (затопление обломков) произойдет в 17.32 мск, но это время пока приблизительное и может быть сдвинуто после уточнения наших расчетов в процессе этой операции", - отметил представитель компании "Astrium".
http://ria.ru/science/20120325/605606980.html
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: anik от 25.03.2012 17:55:24
Спутник "Экспресс-АМ4" упал в океан
http://www.interfax.ru/news.asp?id=237636

Париж. 25 марта. INTERFAX.RU - Российский телекоммуникационный спутник "Экспресс-АМ4", выведенный в августе прошлого года на нерасчетную орбиту, в воскресенье сведен с околоземной орбиты и затоплен в Тихом океане. "Примерно в 17:32 мск не сгоревшие при прохождении плотных слоев атмосферы обломки спутника достигли поверхности океана. Район падения - северная часть Тихого океана, к северу от Гавайских островов", - сообщили "Интерфаксу" в компании Astrium. Управление космическим аппаратом осуществляла компания Astrium.
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: instml от 26.03.2012 17:51:00
Russian satellite destroyed despite promise for scientists
ЦитироватьEngineers on Sunday intentionally crashed a Russian Express communications satellite stranded in space by an August rocket mishap, declaring the mission a total loss despite efforts by a start-up company to purchase the craft to serve the Antarctic research community.

The Express AM4 satellite was guided on a controlled descent by engineers at EADS Astrium, the spacecraft's prime contractor. After firing its engine at about 1033 GMT (6:33 a.m. EDT), the 6.3-ton satellite plummeted into Earth's atmosphere, burning up and spreading debris over the Pacific Ocean north of Hawaii.

Impact of debris was expected at about 1332 GMT (9:32 a.m. EDT), according to the Interfax news agency.

Express AM4 was circling Earth in an elliptical orbit with a high point of about 12,600 miles, well short of its planned 22,300-mile-high perch, where the craft would have provided communications coverage over Russia and neighboring countries for the Russian Satellite Communications Co., the country's state-owned civil satellite operator.

Engineers determined Express AM4 did not have enough propellant to reach its operational orbit and still perform its mission.

The spacecraft would have served customers with Internet and video services with 10 antennas and 63 active C-band, Ku-band, Ka-band and L-band transponders. With the capacity to generate up to 16 kilowatts of electricity, Express AM4 was the most powerful satellite ever built in Europe.

Russia declared the mission a total loss, collected an insurance payout and ordered a replacement satellite for launch as soon as late 2013.

But Polar Broadband Systems Ltd. proposed raising Express AM4's orbit to an altitude between 15,500 miles and 29,000 miles. Instead of being stationed over the equator as originally planned, the satellite would be in an orbit with an inclination of 51.1 degrees, placing the craft high in the sky over Antarctic research sites.

Such an orbit would provide broadband coverage of the South Pole region for more than 14 hours per day, according to Bill Readdy, a former astronaut, space shuttle commander and NASA manager who co-founded Polar Broadband.

Equatorial communications satellites are unable to link up with most Antarctic bases.

Readdy told Spaceflight Now the company sent letters to Russian officials, including a request for the Russian ambassador to the United States to intervene to save the satellite.

Polar Broadband also contacted the U.S. State Department and John Holdren, the White House science advisor, reaching out for help.

Readdy said Sunday calls to the Russian space agency and Express AM4's insurance underwriter went unanswered in the last few days as Russia finalized plans to de-orbit the satellite.

High radiation doses to the satellite and the potential risk of a collision with other objects in space were the rationale for the commanded re-entry of Express AM4, according to Readdy.

But Polar Broadband said its analysis showed the radiation dose in its planned orbit for Express AM4 would permit operations for at least 10 years. And the risk of collision with another spacecraft was "essentially zero," the company said.

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/23600.jpg)

File photo of the Amundsen-Scott South Pole research station. Credit: NSF/UCAP

The National Science Foundation, which oversees U.S. government research stations in Antarctica, currently relies on aging satellites for communications with polar bases.

The GOES 3 weather satellite, launched in 1978, and NASA's TDRS 3 and TDRS 5 relay satellites, launched in 1988 and 1991, are the primary means of communicating with Antarctic researchers.

Deborah Wing, an NSF spokesperson, said the foundation is in the process of activating the Skynet 4C satellite for polar communications through an agreement with the U.S. Navy's Space and Naval Warfare Systems Command, which has a contract to use the satellite with Intelsat, the North American provider of Skynet communications capacity.

The Skynet satellite network is managed by Paradigm Secure, a subsidiary of EADS Astrium, to provide services to the U.K. military and NATO allies.

Before Sunday's de-orbit, Wing said capacity offered by Express AM4 "would represent a significant increase in capability" for the the remainder of this decade and into the 2020s.

"Satellite data communications support hundreds of gigabytes of daily science data transfer, quality telephone service, Internet, telemedicine, South Pole Station operations and morale," Wing said.

A blue ribbon panel chaired by former Lockheed Martin Corp. executive Norman Augustine is reviewing the U.S. Antarctic program. The committee's final report is due later this year, but members already have noted the need for expanded satellite communications at polar research bases.

The National Science Foundation sought input from the commercial satellite broadband communications industry in a 2011 request for information, but according to Dennis Wingo, a Polar Broadband co-founder, none of the responses offered a viable solution under the foundation's limited budget.

A dedicated communications satellite would cost between $100 and $500 million, according to Wingo, an experienced engineer in aerospace and computer science. He said the cost of deploying Express AM4 for Antarctic service would have been about $20 million.
http://www.spaceflightnow.com/news/n1203/25expressam4/
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: instml от 26.03.2012 17:54:45
Заявление ГПКС чрезвычайно лаконично:

25 марта 2012 года спутник «Экспресс-АМ4» затоплен в Тихом океане
Цитировать18 августа 2011 года космический аппарат «Экспресс-АМ4»  был выведен на нерасчетную орбиту. В результате его использование по целевому назначению оказалось невозможно.

Специалисты компании EADS Astrium, производителя спутника, провели операцию по уводу космического аппарата «Экспресс-АМ4» с нецелевой орбиты и его затоплению в акватории Тихого океана.
http://rscc.ru/news/news_company/606.html
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Alex-DX от 27.03.2012 13:38:10
Как то не по хозяйски. Вот говорят страховка покроет повторение КА. А упущенную выгоду от потери времени кто ни будь считал? Может стоит разработать буксир с технологией стыковки (захвата) и до выведения на базе РБ?
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Штуцер от 27.03.2012 13:41:18
Это будет еще более не по-хозяйски. :D
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: АниКей от 04.04.2012 08:22:09
ЦитироватьВторник, 03 апреля 2012
Почему Россия не «поделилась» спутником «Экспресс-АМ4»[/size]

Обвинения «ни себе ни людям» не обоснованы[/size]

Юрий Караш
http://www.voanews.com/russian/news/russia/satellite-express-2012-04-03-145947345.html

25 марта был сведен с орбиты и затоплен в Тихом океане российский телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ4». Это заурядное по меркам современной космической деятельности событие стало, тем не менее, завершением одной из самых необычных интриг, когда-либо разворачивавшихся за пределами атмосферы.

Ну и в чем же здесь интрига?

Представьте – вы купили фургон для перевозки людей и грузов, но пока тягач тащил его вверх по горному серпантину к месту назначения, неожиданно лопнула сцепка, и оторвавшийся фургон повис над обрывом, угрожая автомобилям, двигающимся по лежащим ниже изгибам дорожной «ленты». Втащить его обратно на трассу нет никакой возможности.

Тяжело вздохнув, вы сообщаете страховой компании об утрате фургона (что в данной ситуации совершенно обоснованно), выбираете момент, когда внизу нет автомобилей, и уже собираетесь столкнуть его с обрыва, как вдруг слышите: «Стойте, стойте!». Кто-то бросается к вам с призывом не уничтожать фургон, а отдать его под жилище для бездомных. Ведь это фактически дом. Пусть он послужит хоть в этом качестве, тем более с такими благими целями.

Но вы отвечаете: «Нет уж! Это – моя собственность, и если я не могу ей воспользоваться, то пусть она и другим не достанется». С этими словами вы безжалостно сталкиваете фургон, и он летит вниз, провожаемый тоскливыми взглядами бездомных, которые так надеялись перебраться в него из своих «жилищ», сделанных из картонных ящиков и тряпья. Трудно после этого не обвинить вас в эгоизме, граничащем с цинизмом, не так ли?

Вот примерно какую аллегорию может вызвать поверхностный взгляд на события, развернувшиеся вокруг российского спутника (космического аппарата – КА) «Экспресс-АМ4».

Что же это за аппарат?

Несмотря на то что спутник был призван решать в общем-то довольно штатную по современным понятиям задачу – обеспечивать связь через космос – его конструкция, по крайней мере в ряду аналогичных спутников российской орбитальной группировки, была весьма необычна. «Экспресс-АМ4» был первым высокоэнергетическим КА России. Посредством него должно было передаваться цифровое вещание.

18 августа 2011 года спутник был запущен с помощью ракеты-носителя «Протон». Ракета отработала нормально, а вот когда за дело «взялся» разгонный блок «Бриз-М» («буксир», который должен был «дотянуть» спутник с низкой орбиты на геостационарную), начались проблемы. «Буксир» с задачей не справился, из-за чего «Экспресс-АМ4» вышел на нерасчетную орбиту, или, проще говоря, не долетел до своего «места работы» – геостационарной орбиты (ГСО), расположенной на высоте порядка 36 000 километров над Землей. Напомним – спутник на ГСО не вращается над нашей планетой, а как бы «висит» над определенной точкой ее поверхности.

Не то чтобы после этого казуса данный КА оказался совсем «не у дел». Не будем забывать, что он должен был как-то функционировать и по дороге на ГСО. Для того чтобы обеспечить это ограниченное функционирование, ряд систем на его борту все-таки включились, что в конечном итоге позволило установить с ним связь и даже сделать вывод о его частичной работоспособности.

«Ну и что тут такого? – спросит читатель. – И до него десятки спутников выходили из строя. Не он первый, не он последний. И что из того, что он оказался "частично работоспособным"? Вы сможете смотреть "частично работоспособный" телевизор – без звука или без изображения? Так есть ли тут вообще о чем говорить?» И читатель по-своему будет прав. Но именно из-за частичной работоспособности «Экспресса-АМ4» вокруг этого спутника завязалась, как было отмечено в начале статьи, беспрецедентная в истории современной космонавтика интрига.

«Отдайте, что вам, жалко, что ли?»

Все мы знаем, что космос – это всеобщее достояние человечества, и государства, даже когда его используют в своих чисто национальных интересах, берут на себя определенные моральные обязательства перед жителями всей Земли хоть как-то делиться с ними результатами своей космической деятельности. Это – аксиома ad astra («движения к звездам» – лат.).

Еще мы знаем, что изучением Антарктиды, у которой фактически также статус «всеобщего достояния человечества», занимаются мужественные и отважные люди. И делают они это тоже, кстати, во многом во имя всего человечества.

Они готовы месяцами терпеть разного рода лишения. В их число входит недостаток не только тепла, а во время полярной ночи – даже обычного света, но и общения с родными и близкими. На «шестом континенте» работают сейчас около 40 научно-исследовательских станций разных стран. Но, несмотря на это, там нет не только вышек сотовой связи, но даже обычных АТС.

Вот во исполнение этих двух миссий – помочь России поделиться с людьми частицей «ее» космоса, а заодно облегчить жизнь исследователям в краю вечного холода – и обратилась к России спешно созданная в декабре прошлого года компания «Полар Бродбэнд Системс» (Рolar Broadband Systems Ltd.), занимающаяся, как следует из ее названия, предоставлением услуг связи в полярных регионах.

Суть предложения «Полар Бродбэнд Системс» была проста: передать ей частично функционирующий «Экспресс-АМ4» с тем, чтобы она стала эксплуатировать его, как обычный спутник связи и таким образом помогла бы полярникам продлить радостные минуты общения с «большой землей». Возглавил эту компанию, зарегистрированную в Сингапуре, не кто иной, как ветеран трех космических миссий НАСА, бывший командир шаттла Билл Редди.

Благими намерениями выстлана дорога... к большим космическим неприятностям

Итак, идея действительно на первый взгляд была красива. Чем без толку топить один из самых совершенных (и притом весьма дорогих – по некоторым оценкам, его стоимость достигала 265 миллионов долларов) телекоммуникационных спутников в мире, лучше хоть как-то использовать его. И все, что для этого было нужно – лишь согласие России перевести КА на другую орбиту – то, что, по мнению «Полар Бродбэнд Системс», ей практически ничего не стоило сделать. Получается, Россия не приняла это предложение «из вредности»?

Именно такой вывод и сделали представители «Полар Бродбэнд Системс». В заявлении компании сведение спутника с орбиты было названо «бессмысленным, вызывающим скорбь уничтожением». «Перевод "Экспресс-АМ4" на [требуемую для полярной связи] орбиту предоставлял, вероятно, единственную в ближайшие десятилетия возможность оказать действенную поддержку научным исследованиям, общей деятельности и безопасности в Антарктике», – подчеркивалось в том же заявлении.

Но все ли зависело лишь от доброй воли России?

По мнению руководства Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Космическая связь», компания «Полар Бродбэнд Системс» отнеслась к реализации своей идеи с такой легкостью, будто речь шла о том, чтобы перевесить елочную игрушку с одной ветки на другую.

«Эксплуатация космических объектов – это очень ответственное дело, – подчеркнул генеральный директор ФГУП Юрий Прохоров в интервью «Голосу Америки». – Причем главная ответственность связана с тем, чтобы не причинить ущерб каким-либо другим рукотворным объектам в космосе и на Земле. А такая вероятность была. "Экспресс" вращался по эллиптической орбите с перигеем около 600, а апогеем – порядка 20 000 километров. Специалисты ЦНИИМаш (Центрального научно-исследовательского института машиностроения) определили, что в перигее спутник угрожал около 450 функционирующим КА, из которых лишь около полусотни были российские, а остальные принадлежали другим странам. Ну хорошо, пошли бы мы навстречу "Полар Бродбэнд", перевели бы аппарат на ту орбиту, которую они просили, и кто бы после этого нес за него ответственность, если бы он столкнулся с другим спутником или повредил бы объект на Земле после входа в плотные слои атмосферы?»

К слову: столкновения в космосе – это уже давно не выдумки голливудских режиссеров. 10 февраля 2009 года американский работающий «Иридиум-33» врезался в нефункционирующий российский «Космос-2251». Оба аппарата, разумеется, превратились в обломки.

Dura lex sed lex («закон суров, но это закон» – лат.)

Озабоченность Прохорова не беспочвенна. Вспомним «Конвенцию о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами». Она была заключена 29 марта 1972 года в Москве, Лондоне и Вашингтоне.

Согласно статье II этой конвенции, «запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете». Это означает, что Россия, как государство, запустившее «Экспресс-АМ4», продолжала бы нести за этот КА ответственность даже в случае его передачи «Полар Бродбэнд Системс».

Более того, России скорее всего пришлось бы отвечать и за ущерб, который мог нанести «Экспресс» другому рукотворному космическому объекту, несмотря на то, что согласно статье III конвенции, запускающее государство «несет ответственность только в случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает».

Дело в том, что КА, двигаясь по нерасчетной орбите, во многом израсходовал ресурс бортовой системы управления (БСУ). Постоянные проходы через радиационные пояса Ван Аллена нарушили работу его электроники, а необходимость поддерживать требуемое орбитальное положение серьезно износила его гироскопы. Таким образом, даже если бы «Полар Бродбэнд Системс» каким-то образом смогла управлять «Экспрессом» (хотя она так толком и не объяснила, как собиралась это делать), то возможное столкновение аппарата с другим спутником могли объяснить неполадками в работе его БСУ. Не исключено, что счет предъявили бы ФГУП «Космическая связь»: «Зачем передали "Полар Бродбэнд" заведомо некондиционный аппарат?»

«В конце марта у нас было надежное "окно" для сведения спутника над пустынным районом Тихого океана, – подчеркнул Юрий Прохоров. – Гонять аппарат по орбите дальше означало почти гарантированно оставить его к августу без управления. О возможных последствиях падения на какой-нибудь густонаселенный район "Экспресса" весом почти шесть тонн говорить, думаю, излишне».

И немного бухгалтерии

«Полар Бродбэнд Системс» также не объяснила, как она собиралась платить за перевод «Экспресса» на другую орбиту. Более того, она вообще «ходила вокруг да около», зондируя ситуация с «Экспрессом» с разными российскими структурами, но при этом не входя в прямой контакт с главным эксплуатантом этого КА – ФГУП «Космическая связь».

«Первое послание от "Полар Бродбэнд" мы получили только в середине февраля, – сказал в интервью «Голосу Америки» первый заместитель генерального директора ФГУП Александр Ганин. – Причем это была лишь презентация, где компания объясняла то, что она собиралась делать с "Экспрессом", но там не было сказано ничего конкретного о том, как она собиралась его эксплуатировать. Потом, когда до свода спутника с орбиты оставались уже считанные дни, по телевизору вдруг сообщают, что "Полар Бродбэнд" была готова заплатить за "Экспресс" 20 миллионов долларов. Но никаких официальных предложений о компенсации за этот КА мы не получали».

«Даже если бы "Полар Бродбэнд" действительно вышла на нас с серьезным предложением купить "Экспресс-АМ4", то как бы мы его продали? – отметил в комментарии для «Голоса Америки» заместитель генерального директора ФГУП по экономике и финансам Денис Пивнюк. – Ведь страховщики уже выплатили нам стоимость спутника, как безвозвратно утраченного. С юридической точки зрения это означает, что данный КА или то, что от него осталось, принадлежит им. И вдруг оказывается, что мы продали вещь, собственниками которой уже больше не являемся. Это могло быть расценено как мошенничество с нашей стороны. Если бы нам и не выставили штраф, то можно не сомневаться – при страховании следующего спутника так "накрутили" бы стоимость полиса, что аппарат оказался бы "золотым"».

Государства, осваивающие космос, должны делать максимум возможного, чтобы делиться результатами своей космической деятельности со всем человечеством. Но при этом нельзя нарушать главный врачебный принцип: «Не навреди!». В случае с передачей «Экспресса-АМ4» компании «Полар Бродбэнд Системс» соблюсти эту заповедь не было никаких шансов.
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Veganin от 05.04.2012 09:36:25
Надо было свою позицию руководству ФГУП "Космическая связь" раньше озвучить - до падения спутника. А так похоже на оправдание уничтожения спутника, хотя все объяснение звучит логично  :roll:

ЗЫ
У «Полар Бродбэнд Системс» есть не равный нулю шанс повторить свое предложение в 2014 году...
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Старый от 05.04.2012 09:39:57
Этот полар бродбэнд готов был заплатить за спутник сумму равную страховке? Нет? Тогда в чём проблемы?

Цитироватьспешно созданная в декабре прошлого года компания «Полар Бродбэнд Системс»
Тьфу ты, господи. Сразу надо было сказать.  :evil:
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Veganin от 05.04.2012 09:54:30
Интересно, когда МКС сводить с орбиты будут тоже объявится какая-нибудь зарегистрированная на Кокосовых островах фирма "Space saver", которая предложит передать ей МКС для туризма и предоставления землянам очень нужных услуг, например, азартных игр в невесомости?
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Старый от 05.04.2012 09:57:42
ЦитироватьИнтересно, когда МКС сводить с орбиты будут тоже объявится какая-нибудь зарегистрированная на Кокосовых островах фирма "Space saver", которая предложит передать ей МКС для туризма и предоставления землянам очень нужных услуг, например, азартных игр в невесомости?
Дык с Миром же уже такое было.
Название: Судьба Экспресс-АМ4 - Тихий океан
Отправлено: Veganin от 05.04.2012 10:19:44
А что создатели подобных фирм получают как профит? Пиар, возможность посмотреть на себя в телеке? Или все же имеют мыслю, как срубить деньжат?