Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Космонавтика - ее история, назначение и перспективы => Тема начата: Bart Hendrickx от 05.01.2012 05:29:58

Название: Полет-2
Отправлено: Bart Hendrickx от 05.01.2012 05:29:58
В сборнике «Советский космос» дается запланированная программа полета КА Полет-2  (второй истребитель спутников, разработанный ОКБ Челомея) :

ЦитироватьЗаписка Л. Смирнова, С. Бирюзова, П. Дементьева и других в ЦК КПСС
9 апреля 1964 г.


После отделения от ракеты-носителя во время баллистического полета на космическом аппарате будет включена система стабилизации и ориентации и через 10 минут на высоте 330 км запущен разгонный двигатель, выводящий его на исходную орбиту с апогеем 500 км и перигеем 310 км. При полете по этой орбите над районом экватора на космическом аппарате будут включены двигатели, обеспечивающие его маневр в боковом направлении, в результате чего космический аппарат «Полет-2» должен изменить угол плоскости орбиты на 3 градуса и перейти на новую орбиту с максимальным удалением от плоскости первоначальной орбиты на 400 км.

В новой плоскости движения последовательными разгонами космический аппарат «Полет-2» совершит переход на орбиту, близкую к круговой, с углом наклонения к плоскости экватора 56 градусов, с высотой в апогее 830 километров и в перигее 730 километров.


Сравним с сообщением ТАСС о запуске Полета-2 :

ЦитироватьВ соответствии с программой освоения космического пространства в Советском Союзе 12 апреля 1964 года произведен очередной запуск управляемого маневрирующего аппарата «Полет-2».
....
После отделения от ракеты-носителя и баллистического полета космический аппарат «Полет-2» с помощью специальной двигательной установки был выведен на исходную орбиту и в соответствии с установленной программой осуществил многократные маневры в различных направлениях. В результате выполнения одного из маневров, произведенного в районе экватора, космический аппарат значительно изменил угол наклонения плоскости орбиты.

После выполнения всей программы маневрирования конечная орбита космического аппарата «Полет-2» имеет следующие параметры:
– угол наклонения к плоскости экватора 58,06 градуса;
– высота в апогее 500 километров и в перигее 310 километров;
– начальный период обращения космического аппарата на этой орбите 92,4 минуты.

В процессе полета космического аппарата осуществлялись многократные развороты аппарата и ориентация его по заданной программе. Для непрерывной стабилизации и проведения маневров космического аппарата было произведено большое число включений ракетных двигателей стабилизации и маневрирования.

Видимо, программа полета, мгяко говоря, не была полностью выполнена, что уже признал заместитель Челомея В.А. Поляченко в своей книге «На море и в космосе» в 2008 г. :

Цитировать«Полет-2» совершил серьезные маневры, правда, теперь можно сказать, что не все задуманное программой полета было выполнено. Тем не менее по работе системы управления и других систем, кроме двигательной установки, замечаний не было, и заказчик поставил задачу приступить к испытаниям тактического применения системы.

Удалось произвести довыведение на опорную орбиту, а что дальше? Перигей и апогей опорной орбиты после выполнения программы маневрирования не изменились. Спутник должен был изменить наклонение орбиты на 3 градуса и после этого оказаться на орбите с наклонением 56°, т.е. наклонение исходной орбиты, видимо, было примерно 59°. В реальности он застрял на орбите с наклонением 58°, т.е. изменил наклонение только на 1°.  Или я что-то неправильно понимаю?  

Забавно, что 11 апреля 1964 г. ЦК КПСС одобрил два проекта сообщений ТАСС, один на случай успешного выполнения программы полета, другой на случай «если программа будет выполнена не полностью». В последнем случае планировалось сообщить о запуске очередного спутника по программе Космос. Кажется, что после запуска передумали...
Название: Полет-2
Отправлено: Старый от 05.01.2012 12:49:55
С наклонением интересный момент. Каково было исходное наклонение?
Запуск проводился ракетой Р-7, а они имели фиксированные азимуты запуска ведущие на наклонения 51.8 или 65 градусов.
 Был ли в данном случае запуск на нестандартное наклонение? Или были выполнены манёвры по изменению наклонения, а финальное увеличение высоты не получилось?
Название: Полет-2
Отправлено: Старый от 05.01.2012 12:55:03
Как я понимаю первый запуск на наклонение 51 градус (Космос-32) произошёл через два месяца после Полёта-2. Не были ли Полёты первыми ласточками этого наклонения?
Название: Полет-2
Отправлено: Bart Hendrickx от 05.01.2012 18:20:54
ЦитироватьС наклонением интересный момент. Каково было исходное наклонение?
Запуск проводился ракетой Р-7, а они имели фиксированные азимуты запуска ведущие на наклонения 51.8 или 65 градусов.
 Был ли в данном случае запуск на нестандартное наклонение? Или были выполнены манёвры по изменению наклонения, а финальное увеличение высоты не получилось?

Исходное наклонение официально не было объявлено, но по программе полета (см. записку в ЦК КПСС) конечное наклонение должно было составить 56° после изменения угла наклонение плоскости орбиты на 3°. Это значит, что исходное наклонение было 53° или 59°. Полет-2 застрял на орбите с наклонением 58°, поэтому логично предположить, что исходное наклонение было 59°, а то он изменил бы наклонение на 5°, т.е. на 2° больше чем запланировано.

Что касается Полета-1, для него сложнее определить исходное наклонение на базе имеющейся информации.

Запланированная программа полета, опубликованная в сборнике «Советский космос» :

ЦитироватьЗаписка Л. Смирнова, А. Гречко, С. Бирюзова и других в ЦК КПСС
12 октября 1963 г.


После отделения от носителя на аппарате будет включена система ориентации и стабилизации и через 10 минут запущен разгонный двигатель, выводящий его на исходную орбиту с апогеем 535 км и перигеем 329 км. По этой орбите космический аппарат пролетает 1500 км, после чего включаются двигатели, обеспечивающие его маневр по высоте и в боковом направлении. В результате этого маневра космический аппарат должен перейти на эллиптическую орбиту с апогеем в 1370 км и совершить боковое маневрирование в несколько десятков километров. Через 10 тыс. км полета по новой орбите аппарат должен осуществить повторное боковое маневрирование.

Из сообщения ТАСС о запуске Полета-1 :

ЦитироватьКосмический аппарат вышел на исходную орбиту с максимальным расстоянием от поверхности Земли (в апогее) 592 километра и с минимальным расстоянием (в перигее) 339 километров.

В полном соответствии с установленной программой произведены многократные включения двигателей для стабилизации и последовательного осуществления пространственных маневров космического аппарата.

Космический аппарат «Полет-1» совершил значительные боковые маневры, меняя плоскость орбиты, а также маневры по высоте и перешел на конечную орбиту с углом наклонения к плоскости экватора 58 градусов 55 минут, с высотой в апогее 1437 километров и в перигее 343 километра.

Начальный период обращения космического аппарата на этой орбите составляет 102,5 минуты.
Название: Полет-2
Отправлено: Bart Hendrickx от 05.01.2012 18:54:54
Не заметил, что в сборнике «Советский космос» публикуется еще следующая шифртелеграмма М. Захарова, П. Дементьева и В. Челомея в ЦК КПСС :

Цитировать12 апреля 1964 г.
Совершенно секретно
экз. N°1*

Докладываем :
12 апреля с.г. в 12.30 московского времени произведен запуск управляемого маневрирующего аппарата Полет-2.
После отделения от ракеты-носителя и баллистического полета аппарат Полет-2 с помощью специальной двигательной установки был выведен на орбиту и по установленной программе совершил многократные маневры.

В результате выполнения маневра, произведенного в районе экватора, Полет-2 изменил угол наклонения плоскости орбиты.

После выполнения всей программы конечная орбита аппарата Полет-2 имеет параметры: угол наклонения к плоскости экватора 58°, высота в апогее 500 км и в перигее 310 км.

*Экземпляр Н. Хрущева

Что это значит? Захаров, Дементьев и Челомей решили скрыть истинный исход полета от самого руководства страны? Или программу полета в последний момент изменили?
Название: Полет-2
Отправлено: Старый от 05.01.2012 19:01:17
Если начальное наклонение - 59 градусов то это очень интересный момент с которвм надо разобраться.
 В крайней телеграмме фраза "по установленной программе совершил многократные маневры" не означает "совершил все предусмотренные программой манёвры".  Так что никто дорогого Никиту Сергеича не обманывал. :)
Название: Полет-2
Отправлено: Salo от 05.01.2012 22:18:02
А у меня по Полётам другой вопрос.
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna180311.htm?l=0
ЦитироватьВ феврале ракета Р-200 (так вначале она называлась) имела скорость, до которой она разгоняла объект ИС: 7300-7400м/с, дальнейший вывод на орбиту – за счёт энергетики объекта с участком «безмоторного» полёта. Доразгон обозначался величиной 400-500м/с. Было заявлено, что ракета должна быть боевой и, в то же время, носителем космических аппаратов ИС, УС и УБ, а также ракетоплана и военных спутников. То есть, ракета Р-200 превращается в универсальную ракету, и вскоре ей присваивается шифр УР-200.[/size]
ЦитироватьВ связи с опозданием в разработке для объекта ИС двигательной установки в ОКБ-300 главного конструктора С.К. Туманского, Владимир Николаевич принимает А.М. Исаева и 4 мая 1962 года встречается с ним в филиале №1. 7 мая В.Н. Челомей устраивает нам разнос, грозит снять за неправильную ориентацию по выбору двигателей. «Делать запуск в этом году, на «живых» двигателях Исаева и на ракете Р-7». Был вызван на 8 мая Исаев, и в результате, несмотря на все трудности, Исаева уговорили поставлять двигатели (у него были готовые тягой по 400кг), а двигательную установку в целом пришлось делать нам. Была попытка склонить Исаева к проектированию такой двигательной установки, однако из этого ничего не получилось, и эта установка осталась за нами: за КБ-8 – начальник С.В. Ефимов, с участием КБ-7 по конструкции рамы. [/size]
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna120311.htm?l=0
ЦитироватьК этому времени в космосе уже летали наши космонавты и американские астронавты, были запущены различные автоматические спутники Земли, но задача проведения многократного и широкого маневрирования в космосе оставалась всё ещё не решённой. Именно космические аппараты ИС и должны были доказать возможность проведения таких манёвров. Это было их основной функцией при выполнении боевой задачи сближения с целью и её уничтожения.
Для этого в нашем ОКБ спроектировали совершенно новую двигательную установку, способную многократно запускать ЖРД в космосе, обеспечивая надёжную подачу топлива к ним, как при действии перегрузок различного направления, так и в условиях невесомости. Набор жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) должен был выдавать строго дозированные импульсы тяги при продольных и поперечных манёврах, ориентации и стабилизации космического аппарата. Топливные баки с металлической полусферической диафрагмой для вытеснения горючего и окислителя были впервые созданы и отработаны в нашем ОКБ-52.[/size]
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/22034.jpg)
ЦитироватьПредседателя Совета Министров СССР Н.С. Хрущёва от его обязанностей, как формулировалось, «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья». Сразу же после 14 октября 1964 года развернулась борьба за ракету УР-200.
Всю вторую половину декабря почти ежедневно заседала комиссия по вопросу перевода систем ИС и УС на ракету Р-36 главного конструктора М.К. Янгеля.
Нам было крайне тяжело отстаивать позицию УР-200 в этой комиссии. В ней работали представители ОКБ-586 из Днепропетровска, которые соглашались со всеми требованиями, предъявляемыми к носителям таких систем.
Комиссия вынесла определение, что системы ИС и УС вполне можно перевести на ракету Р-36. Мы записали «особое мнение» о том, что этот переход приведёт к большой потере времени, но это уже ничего не решало. 31 декабря 1964г. вышло Решение Военно-промышленной комиссии по переводу систем ИС и УС на носитель Р-36. На этом наша борьба за нашу первую ракету и закончилась. Забегая вперёд, скажу, что 27 октября 1967 года в 5 часов 21 мин. 18 сек. на площадке 90 полигона Байконур, где уже вместо старта ракеты УР-200 стояла на старте ракета Р-36 главного конструктора Янгеля, этой ракетой был произведён запуск спутника И-2БМ №104 под кодовым названием «Космос-185». Наш спутник ИС был в варианте мишени, имел двигательную установку с вытеснительной системой подачи топлива, с 6-ю двигателями Туманского тягой по 600 кг.[/size]
Название: Полет-2
Отправлено: Salo от 05.01.2012 22:20:38
Поляченко В.А. "На море и в космосе", стр.72-85:
ЦитироватьПРОЕКТЫ ВОПЛОЩАЮТСЯ В МЕТАЛЛ

Владимир Николаевич принимает Алексея Михайловича Исаева и 4 мая 1962 года встречается с ним в филиале № 1.
7 мая В. Н. Челомей устраивает нам разнос, грозит снять за неправильную ориентацию по выбору двигателей. «Делать запуск в этом году, на ,,живых" двигателях Исаева и на ракете Р-7».
Туманский готов был делать двигательную установку с двумя двигателями разгона тягой по 600 кг, вместо одного полуторатонного с турбонасосным агрегатом, который опаздывал. Был вызван на 8 мая Исаев, на 10 мая Туманский, и в результате, несмотря на все трудности, Исаева уговорили поставлять двигатели (у него были готовые тягой по 400 кг), а двигательную установку в целом пришлось делать нам. Была попытка склонить Исаева к проектированию такой двигательной установки, однако из этого ничего не получилось. Предлагалось даже изготавливать для Исаева арматуру на нашем производстве, но тот не соглашался, и эта установка осталась за нами: за КБ-8 —начальник Сергей Владимирович Ефимов, с участием КБ-7 по конструкции рамы.
Совещания у Владимира Николаевича по ходу разработки системы ИС шли практически ежедневно. Просматривая хронологию этих событий, видишь, как напряженно работали все организации, обещания давались весьма оптимистические. Например, Туманский и его заместитель Степанов обещали дать готовую к полету двигательную установку буквально в ноябре 1962 года.
Название: Полет-2
Отправлено: Bart Hendrickx от 06.01.2012 04:42:54
По данным RAE Table of Earth Satellites 1957-1989 исходные орбитальные параметры Полета-2 были :
242х485 км, 59.92°

Полет-2 еще оставил фрагмент на орбите с параметрами 236х465 км, 59.92°.

Сам спутник получил номер 1964-19B,  а фрагмент – 1964-19А.
 
Маленькая энциклопедия, 1970 г. :

ЦитироватьПолет-2 : В результате проведенных на орбите маневров высота перигея изменилась с 310 км до 236 км, высота апогея с 500 до 465 км, наклонение орбиты – с 58° до 60°

Космонавтика. Энциклопедия, 1985 г. :

ЦитироватьПолет-2 : В результате проведенных на орбите маневров высота в перигее изменилась с 236 до 310 км, выс. в апогее  - с 465 до 500 км, наклонение орбиты – с 58 до 60°.

Редакторы «Красной энциклопедии» поправили одну ошибку, оставили другую. Имеется в виду изменение наклонение с 60° до 58°.

Получается так :

Запланированная программа маневров :
- после доразгона : 310х500 км , 60°
- боковой маневр  : 310х500 км, 56°
- несколько маневров : 730 х 830 км, 56°

Выполненная программа маневров (возьмем орбитальные параметры, данные в энцкилопедиях) :

- после доразгона : 236х465 км, 60°
- несколько маневров, один из них боковой  : 310х500 км, 58°

Короче, кажется, что Полет-2 после доразгона оказался на более низкой орбите, чем планировалось, видимо из-за преждевременного выключения ДУ ОКБ Туманского. Потом еще удалось поднять перигей и апогей на несколько десятков километров   (до величин, запланированных для исходной орбиты), изменить наклонение на 2° и все.

То, что была нештатная ситуация с доразгоном подтверждает еще тот факт, что в сообщении ТАСС, одобренного ЦК КПСС за день до старта, планировалось объявить перигей и апогей исходной орбиты (как и было сделано в сообщении ТАСС о запуске Полета-1), а в окончательной версии решили этого не делать.
Название: Полет-2
Отправлено: Bart Hendrickx от 06.01.2012 04:57:59
ЦитироватьВ крайней телеграмме фраза "по установленной программе совершил многократные маневры" не означает "совершил все предусмотренные программой манёвры".  Так что никто дорогого Никиту Сергеича не обманывал. :)

Правильно, но все-таки приукрасили результаты полета.
Название: Полет-2
Отправлено: jspaceman от 06.01.2012 09:55:48
Interesting that Timothy Varfolomeyev [sic] noted in Spaceflight magazine (April 2001), p. 165, that:

Цитировать... the second mission Polyot ended in failure. Upon re-ignition for the second major manoeuvre, the combustion chamber of the Isayev's engine burnt and broke down. The attitude control was lost and the satellite began tumbling.
He credits this information to a "Private conversation ... with veteran of cosmondrome Baikonour..."

However, from what I can tell, there were two initial IS models:

И2Б - used engines from OKB-2 (Isayev)
Two flight vehicles were prepared: No. 102 and No. 103
One ground test vehicle: No. 101
Polet-1 was И2Б no. 102 (flown with Isayev engines)

И1Б - used engines from OKB-300 (Tumanskiy)
Two flight vehicles were prepared: No. 112 and No. 113
One ground test vehicle: No. 111
Polet-2 was И1Б no. 112 (flown with Tumanskiy engines)
Название: Полет-2
Отправлено: Старый от 06.01.2012 10:31:00
Интересно получается: почему выбрали столь нестандартное для семёрки наклонение и как обеспечили поля падения?
Название: Полет-2
Отправлено: Liss от 06.01.2012 17:45:41
ЦитироватьУдалось произвести довыведение на опорную орбиту, а что дальше? Перигей и апогей опорной орбиты после выполнения программы маневрирования не изменились. Спутник должен был изменить наклонение орбиты на 3 градуса и после этого оказаться на орбите с наклонением 56°, т.е. наклонение исходной орбиты, видимо, было примерно 59°. В реальности он застрял на орбите с наклонением 58°, т.е. изменил наклонение только на 1°.  Или я что-то неправильно понимаю?

Барт опередил :-) но сохраню все-таки.

В знаменитом справочнике RAE Tables (есть в Сети усилиями Лео Бархорста) для обоих запусков значатся фрагменты на орбитах, близких к орбите выведения. Для "Полета-1" их анализ представляется непростым, а для "Полета-2" все кажется довольно очевидным.


1964 Apr 13.09  59.95  91.90  6746  238   497  0.019    58
1964 Apr 14.1   59.92  91.86  6742  242   485  0.018    57
1964 Apr 17.2   59.92  91.54  6729  236   465  0.017    63
1964 Apr 20.15  59.92  91.15  6709  230   431  0.015    66

1964 May 10.8   58.06  92.31  6769  303   479  0.013    98
1965 Oct  8.5   58.01  91.31  6718  279   400  0.009   212
1966 Jun  6.79  58.02  88.13  6561  178   186  0.0006  343


Первое -- ракетная ступень на начальной орбите. Второе -- спутник на начальной и на конечной. Думаю, что набор элементов за Apr 14.1 тоже относится к ступени вопреки приписанному ей номеру.
Название: Полет-2
Отправлено: Bart Hendrickx от 06.01.2012 20:02:13
Цитировать
ЦитироватьУдалось произвести довыведение на опорную орбиту, а что дальше? Перигей и апогей опорной орбиты после выполнения программы маневрирования не изменились. Спутник должен был изменить наклонение орбиты на 3 градуса и после этого оказаться на орбите с наклонением 56°, т.е. наклонение исходной орбиты, видимо, было примерно 59°. В реальности он застрял на орбите с наклонением 58°, т.е. изменил наклонение только на 1°.  Или я что-то неправильно понимаю?

Барт опередил :-) но сохраню все-таки.

В знаменитом справочнике RAE Tables (есть в Сети усилиями Лео Бархорста) для обоих запусков значатся фрагменты на орбитах, близких к орбите выведения. Для "Полета-1" их анализ представляется непростым, а для "Полета-2" все кажется довольно очевидным.


1964 Apr 13.09  59.95  91.90  6746  238   497  0.019    58
1964 Apr 14.1   59.92  91.86  6742  242   485  0.018    57
1964 Apr 17.2   59.92  91.54  6729  236   465  0.017    63
1964 Apr 20.15  59.92  91.15  6709  230   431  0.015    66

1964 May 10.8   58.06  92.31  6769  303   479  0.013    98
1965 Oct  8.5   58.01  91.31  6718  279   400  0.009   212
1966 Jun  6.79  58.02  88.13  6561  178   186  0.0006  343


Первое -- ракетная ступень на начальной орбите. Второе -- спутник на начальной и на конечной. Думаю, что набор элементов за Apr 14.1 тоже относится к ступени вопреки приписанному ей номеру.

Согласен. Все маневры были выполнены 12 апреля. Имеется в виду не ракетная ступень,  а фрагмент. Полеты были запущены двухступенчатой семеркой, для довыведения использовалась ДУ самих спутников.
Название: Полет-2
Отправлено: Старый от 07.01.2012 06:55:20
Интересно, почему были выбраны 60 градусов?
 В принципе если центральный блок выходил на орбиту то для него не требовался район падения, но всё равно интересно что заставило выбрать нестандартное наклонение. И для боковых блоков всё равно требовалось выделить новый район падения.
Название: Полет-2
Отправлено: Salo от 07.01.2012 12:47:59
Может энергетики не хватало на 63 градуса?
Название: Полет-2
Отправлено: Старый от 07.01.2012 23:01:25
ЦитироватьМожет энергетики не хватало на 63 градуса?
65 градусов.
Врядли 5 градусов могли чтото изменить. Опять же аппарат рассчитывался на УР-200 так что скорее наоборот.
 Ну и на худой конец можно было использовать 51.8.
Название: Полет-2
Отправлено: Salo от 07.01.2012 23:24:51
А его использовали для Р-7 в 63-64 году?
Название: Полет-2
Отправлено: Старый от 07.01.2012 23:30:55
Космос-32 полетел на 51 градус через 2 месяца после Полёта-2. Видимо это было первое использование.
Название: Полет-2
Отправлено: Bart Hendrickx от 08.01.2012 03:45:54
A Семерка не могла изменить азимут во время запуска? По-английски это называется "dogleg maneuver", не знаю как по-русски. Конечно, для этого требуется много топлива и двухступенчатая семерка была и так перегружена при запусках Полетов (чьи масса составила 2450 кг).

Исходное наклонение 60° тем более странное, что последующие ИСы, запущенные между 1967 и 1970 годами, были выведены на орбиты с наклонениями от от 62,2 до 64,1°. Правда, они были запущены РН Циклон-2.

Еще один интересный момент в связи с Полетами : если не ошибаюсь, это были единственные чисто военные спутники, которые не получили название «Космос». Можно только предположить, что это было по настоянию Челомея, который имел хорошие отношения с Хрущевым и не желал, чтобы его спутники были объявлены как рядовые Космосы. После снятия Хрущева и назначения КБ-1 Савина головным разработчиком ИСов, их стали объявлять как Космосы.
Название: Полет-2
Отправлено: Salo от 08.01.2012 02:55:33
ЦитироватьA Семерка не могла изменить азимут во время запуска? По-английски это называется "dogleg maneuver", не знаю как по-русски. Конечно, для этого требуется много топлива и двухступенчатая семерка была и так перегружена при запусках Полетов (чьи масса составила 2450 кг).
Не могла. В плоскость стрельбы её поворачивали вместе со стартовым столом. Эта возможность появилась только у Союза-2 с новой СУ.
Название: Полет-2
Отправлено: Старый от 08.01.2012 03:02:54
ЦитироватьA Семерка не могла изменить азимут во время запуска? По-английски это называется "dogleg maneuver", не знаю как по-русски.
Русского аналога для "доглег" нет. При переводе даже непонятно что писать. :( Кстати, вы случайно не знаете почему этот манёвр так назвали - собачья нога?
 Я тоже подумал эту мысль. Но непонятно зачем идти на такое решение. Такой манёвр на участке 2-й ступени сильно снижает ПН, а чем 60 градусов лучше 65-ти непонятно.  

ЦитироватьИсходное наклонение 60° тем более странное, что последующие ИСы, запущенные между 1967 и 1970 годами, были выведены на орбиты с наклонениями от от 62,2 до 64,1°. Правда, они были запущены РН Циклон-2.
Кстати, здесь тоже та же картина. Во всех остальных запусках всех остальных КА Циклоны-2 летали на 65 градусов.

ЦитироватьЕще один интересный момент в связи с Полетами : если не ошибаюсь, это были единственные чисто военные спутники, которые не получили название «Космос». Можно только предположить, что это было по настоянию Челомея, который имел хорошие отношения с Хрущевым и не желал, чтобы его спутники были объявлены как рядовые Космосы. После снятия Хрущева и назначения КБ-1 Савина головным разработчиком ИСов, их стали объявлять как Космосы.
Или можно предположить что из соображений престижа решили объявить о "первом в мире" маневрировании в космосе, а назначать на эту роль номерной Космос както несеръёзно.
Название: Полет-2
Отправлено: Bart Hendrickx от 08.01.2012 05:56:01
Почему dogleg? Наверно потому что у собак задние ноги кривые. При dogleg maneuver ракета летит «криво».

Изменение наклонения с 63° на 65° в 1971 г. не связно с тем, что мишени начали пускать из Плесецка РН Космос-3М?
Название: Полет-2
Отправлено: Bart Hendrickx от 08.01.2012 06:30:52
ЦитироватьНо непонятно зачем идти на такое решение. Такой манёвр на участке 2-й ступени сильно снижает ПН, а чем 60 градусов лучше 65-ти непонятно.  

Может быть для демонстрации гибкости траектории в случае необходимости уничтожения враждебных спутников. Они же не обязательно летают на орбитах с «удобными» для перехвата наклонениями.
Название: Полет-2
Отправлено: ааа от 08.01.2012 09:30:49
А какие были азимуты при пусках "семерок"-МБР? "Полеты" ведь летали на Р-7А.
Название: Полет-2
Отправлено: Вован от 08.01.2012 10:30:45
Цитировать
ЦитироватьНо непонятно зачем идти на такое решение. Такой манёвр на участке 2-й ступени сильно снижает ПН, а чем 60 градусов лучше 65-ти непонятно.  

Может быть для демонстрации гибкости траектории в случае необходимости уничтожения враждебных спутников. Они же не обязательно летают на орбитах с «удобными» для перехвата наклонениями.
Кстати, какие спутники США собирались сбивать?
Название: Полет-2
Отправлено: Старый от 08.01.2012 11:37:32
ЦитироватьМожет быть для демонстрации гибкости траектории в случае необходимости уничтожения враждебных спутников. Они же не обязательно летают на орбитах с «удобными» для перехвата наклонениями.
Тоже врядли. Слишком узкий диапазон.  Кстати, на таких наклонениях американских спутников какраз нет. Может поэтому? Чтоб не заподозрили реальную атаку?
Название: Полет-2
Отправлено: Bart Hendrickx от 09.01.2012 02:57:36
ЦитироватьКстати, какие спутники США собирались сбивать?

Максим Тарасенко, «Военные аспекты советской космонавтики» (1991)

ЦитироватьСледующая мишень (Космос-400) 19 марта 1971 года была выведена на круговую орбиту высотой 1000 км, соответствующую орбитам американских навигационных спутников «Транзит».

... Космос-1379 перехватил мишень (Космос-1375), имитирующую навигациоинный спутник США «Транзит».

Правда, мишени были выведены на орбиты с наклонением 65,8°, а Транзиты на орбиты с наклонением 90°.

Тем не менее, судя по ежегодникам Soviet Military Power, министерство обороны США считало советскую противоспутниковую систему реальной  угрозой для своих низкоорбитальных спутников :  

Soviet Military Power 1985

ЦитироватьAntisatellite Systems. Since 1971, the Soviets have had the capability to attack satellites in near-earth orbit with a ground-based orbital interceptor. Using a radar sensor and a pellet-type warhead, the interceptor can attack a target in various orbits during the interceptor's first two revolutions. An intercept during the first orbit would minimize the time available for a target satellite to take evasive action. The interceptor can reach targets orbiting at more than 5,000 kilometers, but it probably is intended for high-priority satellites at lower altitudes. The antisatellite interceptor is launched from Tyuratam, where launch pads and storage space for interceptors and launch vehicles are available. Several interceptors could be launched each day.

Soviet Military Power 1987

ЦитироватьThe Soviets continue to field the world's only operational ASAT system. It is launched into an orbit similar to that of the target satellite and, when it gets close enough, destroys the satellite by exploding a conventional warhead. The Soviet co-orbital antisatellite interceptor is reasonably capable of performing its missions, and thus it is a distinct threat to US low-altitude satellites.

К тому же выводу пришел и известный американский аналитик Nicholas Johnson в своей книге "Soviet Military Strategy in Space"  (1987) :

ЦитироватьFrom a capabilities standpoint the Soviet ASAT system represents a significant threat to foreign low-altitude satellites. The Soviets appear able to intercept any satellite which does not exceed 5,000 km in altitude with one important exception : satellites with low inclinations. To date Soviet interceptors have always entered orbital planes coincident with that of the subject satellite, which means that аny satellite with an inclination between 45° and 135° is vulnerable to a launch originating at Tyuratam and spacecraft between 63° and 117° are vulnerable to a launch originating at Plesetsk. All current DoD low-altitude satellites fall within these bands.

Следует добавить, что Циклон-2 никогда не запускался с Плесецка, но теоретически такая возможность, конечно, существовала (было две ПУ для Циклона-3). Johnson отмечает, что и все китайские спутники тех времен могли быть уничтожены советскими боевыми спутниками.

В то же самое время Johnson указал на ряд недостатков советской противоспутниковой системы :

ЦитироватьHowever, the Soviet ASAT system did possess some significant limitations. During the test all interceptors had been placed in orbits coplanar with their targets. Therefore, an ASAT could be launched at a specific target only twice each day from a given launch site, and a launch at these times into the same plane as another satellite would be a dead give-away of intent. Since the flight time of all interceptors was in excess of three hours, a potential target would have that amount of time to deploy whatever countermeasures (manoeuvre, decoys, jamming etc). were at hand. Another constraint of the coplanar attack is the inability to intercept satellites in inclinations below about 45°, which ruled out attacks on most American manned spacecraft and a host of other NASA satellites. Finally, most US satellites were in orbits well above 1,000 km, including the geosynchronous communications and early warning satellites.

Полагаю, что теоритически истребители-спутники могли уничтожать большинство американских низкоорбитальных военных спутников, но для этого  приходилось бы использовать нестандартные азимуты запуска и, следовательно, игнорировать возможность падения ракетных ступеней на населенные районы. В реальной боевой обстановке, наверно, пришлось бы пойти на такой риск.
Название: Полет-2
Отправлено: Alex376 от 09.01.2012 12:07:16
Могу сказать, что для РН "Циклон-2" с КА ИС были разработаны программы управления (тангажа и РКС) для стрельбы вкруговую с определенным шагом по азимуту. Для обеспечения требуемого азимута не нужен был поворотный стол. А на такую мелочь как районы падения в условиях боевых действий (как и при боевых пусках МБР) никто и не заморачивался.
Название: Полет-2
Отправлено: LG от 10.01.2012 04:12:21
Любой тангаж? Дайте ключ. Много заплачу
Название: Полет-2
Отправлено: Zulus от 10.01.2012 10:53:18
ЦитироватьПочему dogleg? Наверно потому что у собак задние ноги кривые. При dogleg maneuver ракета летит «криво».

Изменение наклонения с 63° на 65° в 1971 г. не связно с тем, что мишени начали пускать из Плесецка РН Космос-3М?

Странно. Мне почему-то казалось, что она летит по гипотенузе. А маневр так назван из-за сходства катетов  (векторов подъема орбиты и смены наклонения)  с задней собачьей ногой.
Название: Полет-2
Отправлено: dmdimon от 06.09.2012 00:25:42
книга "на море и в космосе" в главе "выходим в космос" автором какбы намекается на проблемы с ТНА у Полета-2. И вообще есть кое-что по первому правда в основном - но и по второму тоже
http://scilib-avia.narod.ru/Polyachenko/index.html
Название: Полет-2
Отправлено: Salo от 06.01.2013 13:29:13
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna161112.htm?l=0
ЦитироватьРЕУТОВСКИЕ РУБЕЖИ КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ

«Холодная война» в конце 50-х - начале 60-х годов XX столетия перекинулась и на космос. США начали разработку противоспутникового оружия системы «Сейнт» намного раньше, чем СССР. Уже в начале 60-х годов американцы вышли на практические перехваты искусственных спутников Земли (ИСЗ) ракетными снарядами, для чего были развёрнуты стрельбовые комплексы на островах Кваджелейн (на базе ракеты «Найк-Зевс») и Джонстон (на базе баллистических ракет средней дальности - ТОР). Однако практические стрельбы показали, что способ перехвата, заложенный в этих комплексах, нецелесообразен, т.к. наведение боевых частей было настолько неточным, что практически исключало поражение ИСЗ. По расчетам, поражение могла обеспечить только головная ступень с ядерной боевой частью.
В ответ на активизацию в США работ по созданию активных боевых космических систем СССР вынужден был предпринять ответные контрмеры.

В конце 1959 года академик В.Н. Челомей, при поддержке Министерства обороны, стал прорабатывать вопросы создания космической системы для поражения наиболее опасных ИСЗ противника, пролетающих над территорией СССР. ОКБ-52 ГКАТ (так называлось наше предприятие) было способно решить все вопросы, касающиеся ракетно-космических средств таких систем. Но у него не было смежной организации, которая могла бы разработать бортовые и наземные радиотехнические устройства радиотелеуправления.
В своей книге К.А. Власко-Власов, ветеран КБ-1/ЦНИИ «Комета», лауреат Ленинской и Государственных премий, пишет:
«В.Н. Челомей, побывав в Комиссии Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК), встретился с Л.И. Горшковым (заместителем председателя ВПК). Леонид Иванович посоветовал ему обратиться по поводу привлечения надёжного смежника в КБ-1, к академику А.А. Расплетину и А.И. Савину. По мнению Горшкова, это была единственная организация, способная успешно решить такую сложную задачу. Челомей так и сделал. Изложив суть вопроса Расплетину и Савину, он предложил принять участие в создании этих космических систем. А.А. Расплетин в принципе согласился, но сказал, что у него сейчас свободных специалистов нет. Однако А.И. Савин сказал, что ему надо подумать, посоветоваться со своим «народом». На этом их беседа закончилась.
У А.И. Савина свободных на этот период людских ресурсов тоже не было. Но предложение заняться разработкой космических систем вооружения было весьма заманчивым и перспективным. Савин предложил сократить разработки по тематике «воздух-воздух» (система К-9) и дал согласие на включение в кооперацию ОКБ-52».
С 1961 года были развёрнуты работы по созданию системы противоспутниковой обороны «ИС». Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР головным исполнителем работ по системе, космическому аппарату и ракете-носителю было определено ОКБ-52 ГКАТ (генеральный конструктор В.Н. Челомей); по бортовой и наземной системе управления было определено КБ-1 ГКРЭ (руководитель А.А. Расплетин).
Уже в апреле 1961 года был разработан аванпроект системы «ИС», в июне 1961 года было получено положительное заключение комиссии по аванпроекту. В январе 1962 года тактико-технические требования (ТТТ) на систему «ИС» согласовываются с 4 ГУ МО, которым руководил генерал-полковник Герой Советского Союза Г.Ф. Байдуков, и с 5 Управлением во главе с генерал-майором М.Г. Мымриным.
Для анализа космической обстановки и сбора данных по всем объектам на орбитах при разработке системы «ИС» было решено создать самостоятельную систему контроля космического пространства – СККП, а также новый военный НИИ. Узлы обнаружения спутников ОС-1 и ОС-2 на базе РЛС «Днепр» располагались в районах Иркутска и Балхаша, на межвитковом расстоянии. Головной организацией был определен Радиотехнический институт АН СССР, академик А.Л. Минц.

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/27550.jpg)
На снимке: Первый в мире ИС

В.А. Поляченко,
главный научный
сотрудник НИЦ 00-40
Фото из архива предприятия
Продолжение в следующем номере
Название: Полет-2
Отправлено: Salo от 06.01.2013 13:31:51
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna231112.htm?l=0
ЦитироватьРЕУТОВСКИЕ РУБЕЖИ КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ

Окончание. начало в № 41 (1131)

В мае 1962 года была проведена защита эскизного проекта системы «ИС» в присутствии Г.Ф. Байдукова, М.Г. Мымрина, начальника отдела ВПК Б.А. Киясова.
Большую поддержку разработке новых космических систем оказывало руководство Госкомитета по авиационной технике и лично председатель ГКАТ П.В. Дементьев. На заседании коллегии ГКАТ 4 июня 1962 года П.В. Дементьев после доклада В.Н. Челомея и содокладов руководителей предприятий-соисполнителей подвел итог: «Год назад слушали доклад В.Н. Челомея. Кое-что тогда казалось фантазией, но это не фантазия, требуется напряжённая работа. Нельзя к этому относиться как к рядовому вопросу. Лёгкое отношение недопустимо. Мы не имеем права дремать. Нельзя уповать на дядю. «Дядя» теперь мы».Были даны конкретные поручения, определены сроки их выполнения и ответственные лица.
Развёртывание работ по штатному носителю космического аппарата «ИС» ракете УР-200 было определено постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 августа 1961 года.
В целях скорейшего начала летных испытаний космического аппарата (КА) было принято решение о проведении первых запусков на серийной ракете Р-7, разработанной ОКБ-1 ГКОТ главного конструктора С.П. Королёва.
В соответствии с договоренностью В.Н. Челомея с С.П. Королёвым в марте 1962 года в ОКБ-1 проводится согласование технических требований к ракете Р-7 для запусков КА «ИС», получившей индекс 11А59, а в сентябре 1962 года была согласована стыковка КА с ракетой.
2 октября 1962 года на Совете Главных конструкторов в ОКБ-52 под председательством В.Н. Челомея был определен порядок лётных испытаний системы «ИС».
В рекордные сроки, менее чем через 3 года после начала работ, были проведены всесторонние стендовые испытания. Осенью 1963 года началась подготовка ИС на космодроме Байконур.
1 ноября 1963 года осуществлён старт ракеты Р-7 (11А59) с первым космическим аппаратом этой системы, получившим название «Полёт-1».
Программа была выполнена полностью. Это был первый в мире маневрирующий космический аппарат. Президент Академии наук СССР М.В. Келдыш дал высокую оценку этому событию: «Это новое техническое достижение имеет очень большое значение для развития космонавтики и космических исследований. Способность кораблей к маневрированию даёт возможность создать тяжёлые орбитальные станции в космосе со сменяемым экипажем. Коллектив учёных, конструкторов, инженеров, техников и рабочих, создавший космический аппарат «Полёт-1» и осуществивший его запуск, внёс новый большой вклад в исследование космического пространства и развитие космоплавания»(«Известия», 11 ноября 1963г.).
12 апреля 1964 года был осуществлен запуск второго КА «Полёт-2» с более сложной и насыщенной программой.
В 1965 году головным разработчиком по системе «ИС» было определено КБ-1 ГКРЭ, наше ОКБ-52 – головным по космическому аппарату, ОКБ М.К. Янгеля – по ракете-носителю.
Первое полномасштабное испытание противоспутниковой системы было осуществлено 1 ноября 1968 года. Космический аппарат «ИС», объявленный как «Космос-252», выполнил сближение с КА «ИС-М» - «Космосом-248», выведенным на орбиту 19 октября 1968 года в качестве мишени, и поразил его. Затем до середины 1982 года было проведено 16 запусков спутников-мишеней и 18 запусков спутников-перехватчиков.
В 1973 году система «ИС» была принята в опытную эксплуатацию, а в 1978 году – в эксплуатацию войск ПВО.
Впервые в открытой печати о создании противокосмической обороны в Советском Союзе сообщалось в газете «Правда» от 10 декабря 1992 года №185 – «Неизвестные войска исчезнувшей страны». На вопросы «Правды» отвечал Герой Социалистического труда, генерал-полковник в отставке Юрий Вотинцев, первый командующий войсками ПРО и ПКО. Он писал: «В начале августа 1983 года на совещании у первого заместителя начальника Генерального штаба Сергея Ахромеева стало известно, что в одном из ближайших выступлений Юрий Владимирович Андропов объявит, что мы в одностороннем порядке прекращаем испытания комплекса ПКО. Я категорически возражал, однако 18 августа 1983 года заявление главы нашего государства прозвучало, а комплекс замолчал».
После объявления этого моратория в США также прекратились испытания аналогичной системы. Система «ИС» была выведена из эксплуатации, но в своё время она сыграла важную роль, приостановив гонку вооружений в космосе.
Название: Полет-2
Отправлено: Salo от 06.01.2013 13:59:11
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna150612.htm?l=0
ЦитироватьМИНУТА МОЛЧАНИЯ

Весной 1960 года Владимир Николаевич Челомей поставил перед нашим сектором проектного отдела новую задачу.
Речь шла о разработке космического перехватчика, истребителя спутников, сокращенно «ИС». Стало известно, что в США готовятся к «звёздным войнам», поэтому надо было найти достойный ответ возникавшей угрозе. Предложения Генерального конструктора были поддержаны, и в марте 1961 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании системы противоспутниковой обороны «ИС».
В рекордно короткие сроки, к концу 1962 года, у нас на заводе уже близилось к завершению изготовление первых объектов ИС.

Осенью 1963 года на космодроме Байконур началась подготовка первого летного объекта ИС к запуску. Поскольку своей технической позиции наше предприятие не имело, нам был выделен участок в монтажно-испытательном корпусе ОКБ-1 главного конструктора С.П. Королева на площадке №2, где мы разместились со своими стендами, контрольно-проверочной аппаратурой и другим испытательным оборудованием. В этом же корпусе готовили и ракету-носитель Р-7 (11А59) для его запуска. А для нашего проживания руководство ОКБ-1 выделило барак, где мы обосновались по несколько человек в больших комнатах. Часто бывали совместные «ужины», при подготовке которых умение и смекалку проявлял наш «шеф» по этой части И.С. Мусящиков.
После 40-суточной напряженной работы ракета-носитель с космическим аппаратом были готовы к пуску на площадке № 1 (Гагаринский старт). Государственная комиссия по летным испытаниям под председательством командира полигона генерала А.Г. Захарова, технический руководитель - В.Н. Челомей, приняла решение о запуске космического аппарата. Наступил долгожданный день. 1 ноября 1963 года в 11 час. 56 мин. стартовала ракета с нашим первым космическим аппаратом.
Порядок запуска в космос на этой площадке уже отработан. Полигонная служба ведет счет секундам, следуют четкие доклады: «...десятая секунда, крен, рысканье в норме...». И как будто специально для нас: «Есть отделение обтекателя!» Этот обтекатель и его система отделения были разработаны в наших КБ-7 и КБ-8 и испытывались на площадке отдела 800 на полигоне в Фаустово.
И, наконец: «Космический аппарат отделился от ракеты-носителя!» Ракетчики поздравляют друг друга. Челомей благодарит их за четкую работу, а у нас самые ответственные события еще впереди. Чтобы выйти на опорную орбиту, космическому аппарату нужно занять правильную ориентацию, застабилизироваться и в нужное время включить разгонный двигатель, «добрав» недостающие 300м/с скорости, так как двухступенчатая Р-7 не могла его вывести на орбиту. Это должно было произойти  уже вне зоны видимости радиосредств полигона.
Томительное ожидание. И вот измерительные пункты сообщают: «Космический аппарат – на расчетной орбите. Все манёвры в космосе выполнены в соответствии с программой». Программа эта, рассчитанная на полтора витка, была весьма сложной. После первого включения разгонного двигателя спутник вышел на опорную орбиту с высотой в перигее 339 км и в апогее 592 км. Затем по командам системы управления его двигатели включались многократно в продольном и поперечном направлениях. В течение этого времени аппарат управлялся и стабилизировался двигателями «жесткой» и «мягкой» стабилизации. После всех маневров он перешел на конечную орбиту с высотой в перигее 343 км и в апогее 1437 км, изменив также угол наклона орбиты к плоскости экватора. Программа была выполнена полностью.
И вскоре по радио передают: «1 ноября 1963 года в Советском Союзе произведен запуск управляемого маневрирующего космического аппарата «Полет-1». Это был первый в мире широкий маневр в космосе! И первый выход нашего ОКБ в космический мир!
Газеты всего мира откликнулись на это достижение Советского Союза в освоении космоса.
Но не все так гладко было в действительности.
Процесс подготовки объекта на технической позиции был нарушен в самый неподходящий момент.
Космический аппарат ИС имел разработанную в КБ главного конструктора А.И. Савина систему управления для ориентации и стабилизации в космическом пространстве, выдачи необходимых команд при выполнении маневров в заданном направлении. Она размещалась в герметичном приборном отсеке вместе с системой охлаждения и аккумуляторной батареей. При испытаниях объект устанавливался на специальный стенд, позволявший поворачивать его относительно трех осей. При этом имитировались маневры в космосе.
И после загрузки свежей аккумуляторной батареи и герметизации отсека на этом стенде начали проводить заключительные электроиспытания. При вращении объекта мы, после выключения всех его приборов и вентиляторов, вдруг услышали посторонний шум... Механики цеха № 8 и их руководитель Б.Д. Бараночников не могли объяснить его происхождение. Пришлось принимать решение: снимать машину со стенда и разбираться. А когда вскрыли приборный отсек, то после тщательных поисков обнаружили свободно перекатывающуюся гайку! Эта гайка при полете в невесомости могла стать виновницей аварии, установить причину которой было бы невозможно. Не прояви мы бдительность, последствия могли быть критическими.
Вот что значит внимательно слушать объект при работе с ним – такой урок преподал нам космический первенец.
Сейчас все объекты проворачиваются для контроля отсутствия посторонних предметов, и эта «минута молчания» вошла в практику.

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/27552.jpg)
На снимке: Космический аппарат «Полет-1»

Владимир ПОЛЯЧЕНКО,
Заслуженный испытатель
космической техники
Фото из архива предприятия
Название: Полет-2
Отправлено: Yanus от 09.01.2013 10:57:14
ЦитироватьBart Hendrickx пишет:
Почему dogleg? Наверно потому что у собак задние ноги кривые. При dogleg maneuver ракета летит «криво».

Изменение наклонения с 63° на 65° в 1971 г. не связно с тем, что мишени начали пускать из Плесецка РН Космос-3М?
Имеется в виду, что далее (на 2-й ступени) отрабатывается манёвр по рысканию.
Название: Полет-2
Отправлено: Татьяна Асташова от 03.01.2014 16:44:14
А можно вопрос задать? задаю:Какие соотношения существуют для определения величины маневра , выполняющего изменения:
 долготы восходящего узла. Можно ли одним маневром выполнить заданные изменения ?
Название: Полет-2
Отправлено: Денеб от 03.01.2014 13:39:14
ЦитироватьТатьяна Асташова пишет:
А можно вопрос задать? задаю:Какие соотношения существуют для определения величины маневра , выполняющего изменения: долготы восходящего узла. Можно ли одним маневром выполнить заданные изменения ?
Чем не нравится Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E7%EC%E5%ED%E5%ED%E8%E5_%ED%E0%EA%EB%EE%ED%E5%ED%E8%FF_%EE%F0%E1%E8%F2%FB)?
Ну, или книга "Космические аппараты" под редакцией Феоктистова (1983 года выпуска) (http://kmapp.vva.com.ua/st051.htm)?
Название: Полет-2
Отправлено: Штуцер от 08.01.2014 21:20:03
ЦитироватьSalo пишет:
Наш спутник ИС был в варианте мишени, имел двигательную установку с вытеснительной системой подачи топлива, с 6-ю двигателями Туманского тягой по 600 кг
Это, очевидно, опечатка.