Сейчас у меня в гостях человек, участвоваший в поиске и эвакуации Лазарева и Макарова после их баллистического спуска в горах Алтая 15.04.1975г.
Его зовут Александр Рубановский, он врач, и был в числе тройки, первой добравшейся до "загоравших" космонавтов.
Я уже распросил его обо всем, что мне могло прийти в голову, но может быть у кого-то есть особые или "специальные" вопросы?
Он будет в пределах моей досягаемости чуть менее суток...
Как там располагался СА относительно горы и деревьев? Какие перегрузки испытали космонавты при спуске? Какие у них были повреждения?
если вы уже много спросили, то наверное запись разговора\интервью вели? Было бы интересно.
ЦитироватьКак там располагался СА относительно горы и деревьев? Какие перегрузки испытали космонавты при спуске? Какие у них были повреждения?
Склон был довольно пологий (градусов 20), СА сел в глубокий снег не перевернувшись, экипаж выбрался сам. Перегрузок больших не было, сработали только 1-я и 2-я ступени, большой скорости аппарат не набрал.
Оба космонавта были в полном порядке.
Цитироватьесли вы уже много спросили, то наверное запись разговора\интервью вели? Было бы интересно.
Разговор идет за столом, запись не ведется, да и гаджета подходящего у меня нет :oops:
С человеком этим знаком давно, но что он 7 лет служил в поисковой службе, - узнал только сегодня :shock:
А деталей интересных много (для меня, во всяком случае), потом попробую составить резюме...
Где-то читал, что парашют зацепился за дерево, поэтому СА не свалился в пропасть. Так ли?
Есть ли координаты посадки или ближайший населенный пункт?
ЦитироватьПерегрузок больших не было, сработали только 1-я и 2-я ступени, большой скорости аппарат не набрал.
Такие заявления вызывают сомнение в его компетентности. По крайней мере он может говорить о том в чём не копенгаген.
ЦитироватьЕсть ли координаты посадки или ближайший населенный пункт?
Да. Он может показать это место на гуглмапе?
- Правда ли, что Лазарев был травмирован 20-кратными перегрузками(и были ли они)?
- Долго ли (сколько примерно оборотов) спускаемый аппарат катился по склону (или он сползал )?
ЦитироватьГде-то читал, что парашют зацепился за дерево, поэтому СА не свалился в пропасть. Так ли?
Где-то читал, что отстреливается одна "серьга", а парашют и стропы работают в виде якоря. 20 градусов - это много. Скорее всего держался на парашюте, за что зацепился - не знаю. Коллеги, я сильно ошибся?
Бли-и-ин, а ведь Макаров приезжал в нашу школу. И у меня даже вопрос был к нему: были ли случаи срабатывания САС при пилотируемых запусках? Тогда-то я не знал ничего об этом. Но спросить постеснялся... :oops: :evil: ( :evil: - это я на себя).
Гыгыгы, а я знал об этом прямо через день, из сообщения ТАСС.
ЦитироватьГыгыгы, а я знал об этом прямо через день, из сообщения ТАСС.
А я в тот же день из зарубежных голосов. Впрочем, заметка в газетах была тоже.
Дак было-то мне полтора годика... Может я и слышал то сообщение ТАСС... :roll: :D
ЦитироватьДак было-то мне полтора годика... Может я и слышал то сообщение ТАСС... Rolling Eyes Very Happy
А вот было ли сообщение - не знаю. У меня тогда точно не было ТВ, а радио я слушал только забугорное.
ЦитироватьА вот было ли сообщение - не знаю. У меня тогда точно не было ТВ, а радио я слушал только забугорное.
В газетах было.
Затем было награждение космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова орденами Ленина.
Кстати, интересный случай.
Владимир Титов и Геннадий Стрекалов чуть не погибшие при взрыве "Союза Т-10" (именно под этим номером должен был стартовать корабль) не были отмечены государственными наградами и это событие ваще не было упомянуто в печати.
Может роль сыграло и то, что 75г. - пик ,,разрядки,, , а 83г. уже все вернулось к ,,закручиванию гаек,, . :wink:
ЦитироватьЗатем было награждение космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова орденами Ленина.
Кстати, интересный случай.
Владимир Титов и Геннадий Стрекалов чуть не погибшие при взрыве "Союза Т-10" (именно под этим номером должен был стартовать корабль) не были отмечены государственными наградами и это событие ваще не было упомянуто в печати.
Было упомянуто несколько позже, при полёте Владимира Титова с Мусой Манаровым и Анатолием Левченко на Союзе-ТМ4. Кроме того, это событие, по-видимому легло в основу эпизода в фильме "Возвращение с орбиты".
Старт В.Г. Титова и Г.М. Стрекалова был ночной.
Во время съёмок "Возвращения с орбиты" были использованы кадры репортажей экспедиции В.А. Ляхова - А.П. Александрова.
Нет, Павел имеет в виду, что сам факт срабатывания САС на старте был использован в сюжете фильма.
Прошу прощения за задержку с выполнением обещания о резюме, не было возможности плотно сесть за комп.
ЦитироватьЦитироватьПерегрузок больших не было, сработали только 1-я и 2-я ступени, большой скорости аппарат не набрал.
Такие заявления вызывают сомнение в его компетентности. По крайней мере он может говорить о том в чём не копенгаген.
Тут "Старый" прав частично, ниже попробую обьяснить - в чём.
Стоит однако принять во внимание, что история эта случилась почти сорок лет назад, после службы в ПСС(К) ВВС человек сменил ещё несколько мест службы и работы после выхода в запас. И сейчас ему уже 72 года (хотя выглядит моложе). И память - штука хитрая и избирательная.
По порядку..
Их группа состояла из трёх человек. Старший - он, капитан мед.службы (ещё должность - врач-парашютист), и два "негра" - прапорщик и срочник.
В вертолёте Ми-2 кроме этой тройки было три пилота - командир, второй и "контролёр-инспектор". Базировались они в Караганде, после сообщения о старте в Тюратаме слегка расслабились, поэтому команда на вылет была неожиданной. Но взлетели сразу, в воздухе узнали, что произошло и куда летят.
После аварии и посадки над предполагаемым районом посадки прошёл разведчик (Ан-12), засёк радиомаяк СА и сообщил координаты.
Вертолёт дозаправился в Семипалатинске и пошёл по курсу на юго-восток. Это уже было ближе к утру. Связь с космонавтами была установлена, но когда вошли в горы, - пеленг было невозможно определить из-за радиоэха. Космонавты сообщают - "Мы вас уже слышим, но не можем понять, с какой стороны", пилот отвечает - "сигнал чёткий, но вы - везде!".
Кто-то из космонавтов, вроде Лазарев, не выдержал - "ну давайте же скорее, уши распухли как закурить охота!".
Костёр у космонавтов уже погас, они стали пускать ракеты. В вертолете все таращат глаза во все стороны, но ни одной ракеты не увидели. Наконец космонавты сообщают - "всё, пускаем последнюю зеленую ракету..". И тут Рубановскому показалось, что он увидел какой-то непонятный отблеск за сопкой сзади вертолёта. (Как он считает, именно за это его потом и наградили медалью "За боевые заслуги").
На всякий случай повернули в ту сторону, и через пару минут увидели парашют.
Но тут новая напасть - У экипажа вертолета нет допуска на "зависание" в горной местности, и тот самый контролёр-инспектор категорически запретил и посадку (склон), и зависание, и даже прыжок с парашютом.
- Космонавты живы, руками машут, рисковать людьми не будем - ищите площадку!
Площадку нашли только километрах в пяти. А это апрель, горы, снег местами по плечи. Уже рассвело, на северных склонах наст твёрдый, а на южных уже и не держит. В-общем, шли они несколько часов, местами ползком, чтобы наст не проломить. Лыж вроде не было в комплекте.
Когда добрались, отдали сигареты, врачебный осмотр был только вербальный:
- Как себя чувствуете?
- Да всё нормально!
- Травмы, ушибы есть?
- Да нет, всё в порядке!
И тут появился вертолёт Ми-6 основной группы. У этого экипажа был допуск на зависание, спустили трап и подняли космонавтов на борт.
(поэтому у врача и не отложилось в памяти ничего о перегрузках в 20g).
Но прилетевшему вертолёту не было разрешено брать на борт никого, кроме космонавтов. Так что спасателям скомандовали - возвращайтесь к своему вертолёту. А время уже к вечеру, наст за день подтаял, силы на исходе... Потащились они назад, на полпути выдохлись окончательно, да и стемнело. Из центра передают - закапывайтесь в снег и отдыхайте до утра. Так и сделали, утром обессиленные добрались до своей вертушки.
Ещё раз о месте посадки. Склон был, но не шибко крутой, СА не кувыркался, стоял ровно. Возможно, удержал полутораметровый снег. Обрывчик с одной стороны действительно вроде был, но СА, к счастью, на него не попал.
Ни о наличии населенных пунктов вблизи, ни координат Александр не помнит (это вопросы для пилотов). Поэтому и на Google-Earth или Google-Map найти точку не смог.
Вот такая вот история со слов участника..
Selenoid, большое спасибо!
Спасибо за историческое интервью!
Спасибо !
Да не за что...
Кстати, у меня с ним контакт более или менее постоянный, а летом так даже тесный (в одной деревне "клубнику ростим". Так что если будут ещё вопросы, я его растормошу.
ЦитироватьДа не за что...
Кстати, у меня с ним контакт более или менее постоянный, а летом так даже тесный (в одной деревне "клубнику ростим". Так что если будут ещё вопросы, я его растормошу.
Спасибо, Selenoid!
А вот как бы этого человека вытащить, пусть не на люди, а записать его рассказ? Чтоб не ушло, что бы знали? Все же это дорогого стоит, это примерно как воспоминания участников войны - но это как раз уникальный участник событий, может быть и удастся найти его "негров", но их всего трое на весь мир.....
Попробуй связаться с мр. Вырским, может быть его заинтересует.
И, это, не тяни до лета, человеку 72 года...
Еще раз - спасибо!
Вот, школьничек, и спёкся...
ЦитироватьВот, школьничек, и спёкся...
Ты о себе, Винни?
ЦитироватьПопробуй связаться с мр. Вырским, может быть его заинтересует.
Увы, я не знаю, кто такой мр.Вырский, зачем и как с ним связываться :cry:
А если по делу, если есть серьёзный интерес, можно для начала написать мне (ЛС).
Но насколько я знаю этого человека, ради пустой болтовни или пиара в СМИ его на трибуну не затащить.
Конечно, теперь я его еще поспрашиваю при наших следующих встречах.
Он еще встречал экипаж Союза-16 (Филипченко - Рукавишников). Вспоминал, что выстрелившей антенной ему чуть ногу не отрезало...