Вопрос - какой сабж?
И есть ли теоретический предел в этом плане?
Вот навскидку отношение М пол нагр/М старт
Скаут - 0,004
Сатурн-5 - 0, 05
Дельта-4 - 0,03
Атлас-5 - 0.034
Протон 0,032
Интересно бы Шатл, Зенит и Циклон.. Сатана...
В случае шатла считать за ПН сам Шатл с грузом
ЗЫ Хаябуса при старте с Итокавы! :D
сатурн-5 поражает воображение. хочется узнать как удалось насчитать столько?
:)
еще явно не хватает "энергии".
Где-то в НК, статья про Ангару, ЕМНИП был рисуночек.
Они там давали сравнение многих-многих РН, для А-5 еще в водородном варианте насчитали больше 0.04, и эта картинка долго ходила по презенташкам.
А сейчас найти не могу :(
Цитироватьсатурн-5 поражает воображение. хочется узнать как удалось насчитать столько?
:)
Интересно как удалось насчитать столько у Дельты-4 и кстати у какой из них.
ЦитироватьВот навскидку отношение М пол нагр/М старт
Скаут - 0,004
Сатурн-5 - 0, 05
Дельта-4 - 0,03
Атлас-5 - 0.034
Протон 0,032
Интересно бы Шатл, Зенит и Циклон.. Сатана...
В случае шаттла считать за ПН сам Шаттл с грузом.
Масса орбитальной ступени "Колумбии" в первом полёте на орбите составляла 94,5 т., стартовая масса была 2022 т. Итого - 4,69 % от стартовой массы.
У трёхступенчатого "Зенита" стартовая масса 459 т, полезная нагрузка (круговая орбита 200 км) - 13,7 т. Итого, 2,99%.
Для "Циклона-3" Мст - 187 т, ПН - 3,6 т (круговая орбита, 200 км). Итого, 1,93%.
ЦитироватьИ есть ли теоретический предел в этом плане?
Для ЖРД предел, вероятно, 5-6 %, для ТФЯРД - 25-30% (от стартовой массы).
ЦитироватьВ случае шатла считать за ПН сам Шатл с грузом
а может тогда и остальные ракеты посчитаем с последней ступенью? и не надо рассказывать что шаттлы потом еще летали. вон многие РБ до сих пор в космосе летают. некоторые может даже за пределы солнечной системы улетят :)
Про Сатурн-5...
Извините - из вики...
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD-5
М пол груза - 140,9 тонн (запуск Аполлон-15) (корабль «Аполлон» и 3-я ступень с остатком топлива). - на ЛЕО
М старт - 2965 т
Отношение - 0,048
Таки да, Сатурн 5 круче всех пока вижу.
Кстати, в постановке задачи Массой полезной нагрузки прошу считать ВСЁ, что достигло 1 космической для завершения хотя бы одного витка без дополнительной тяги.
Т.е., к примеру, полезной нагрузкой считаем не только массу выводимого объекта, но плюсуем массу последней ступени ДО отстрела.
Ибо интересует энергетика носителя, его способность с меньшей стартовой массой выводить что-то потяжелее хоть на 200 км орбиту...
ЗЫ Энергия - 0.043 !
ЦитироватьМ пол груза - 140,9 тонн (запуск Аполлон-15) (корабль «Аполлон» и 3-я ступень с остатком топлива). - на ЛЕО
М старт - 2965 т
Отношение - 0,048
Таки да, Сатурн 5 круче всех пока вижу.
.
Неправильный расчет, поскольку С-5 использовался только для выведения на отлетную к Луне. При выведении на НОО масса КА (ПН) не превышает 118-125 т (точнее уж не помню).
Последняя ступень С-5 включалась дважды. Первый раз - для довыведения на ЛЕО - в конце этой части на орбите образовался комплекс корабль-ступень массой 141 тонну. Это - с учетом оговорок выше - и есть масса полезной нагрузки.
На орбите? - на орбите!
141т? - 141 т!
Так что вот.
Т.е. вывод такой - С-5 способен вывести на ЛЕО 141 т орбитальную станцию, у которой будет прикручен движок с 25 т топлива (скажем - для дальнейших маневров по орбите).
И не важно, что этот движок - недоработавшая ступень носителя - весь комплекс будет полезным грузом и тянуть на 141 т.
Гы! С-5 получается 2,5 ступенчатый носитель! :)
ЦитироватьГы! С-5 получается 2,5 ступенчатый носитель! :)
Ответ неверный. Правильный ответ: Сатурн-5 - 3-хступенчатый носитель, оптимизированный для выведения КА на отлетную траекторию.
Цитироватьсатурн-5 поражает воображение. хочется узнать как удалось насчитать столько?
:)
еще явно не хватает "энергии".
Сатурн-5 выводила на НОО последнюю ступень S-IVB самой последней ступенью S-IVB.
из вики: (Аполлон-16) 2965 т
- на НОО 140,9 тонн (46,8 - корабль «Аполлон» + 94,1 - 3-я ступень с остатком топлива).
- на траекторию к Луне 65,5 тонн (46,8 - корабль Аполлон + 18 - 3-я ступень с остатками топлива).
Для НОО - какбы Saturn INT-21 77/2965=0,026
Верно - вот и я говорю - по орбите вокруг Земли летала некоторое время байда массой 141 т.
ЦитироватьВерно - вот и я говорю - по орбите вокруг Земли летала некоторое время байда массой 141 т.
Проблема в том, что в ее составе была некая часть инертной массы, соответствующей опорожненному объему баков. Ее нужно вычесть из массы ПГ. Тогда оценка будет более адекватной.
ЦитироватьВерно - вот и я говорю - по орбите вокруг Земли летала некоторое время байда массой 141 т.
Если оптимизировать на максимальное значение массы байды (выкинуть ПН вообще, ну там ненужные для массы байды Аполло и ЛМ) и выводить только 3-ступень, то наверное можно добавить еще несколько тонн.
ЦитироватьНеправильный расчет, поскольку С-5 использовался только для выведения на отлетную к Луне. При выведении на НОО масса КА (ПН) не превышает 118-125 т (точнее уж не помню).
В случае даже прямой замены оставшегося в 3-й ступени топлива на ПН получается в районе 130 тонн, а в случае полной выработки топлива получится гдето 150 тонн.
ЦитироватьЦитироватьВерно - вот и я говорю - по орбите вокруг Земли летала некоторое время байда массой 141 т.
Проблема в том, что в ее составе была некая часть инертной массы, соответствующей опорожненному объему баков. Ее нужно вычесть из массы ПГ. Тогда оценка будет более адекватной.
Полная масса сухой третей ступени гдето в районе 10 тонн. Так что если 70 тонн оставшегося топлива не залить а вместо него взять ПН то получится 130 тонн. А если залить и использовать то ПН получится под 150 тонн.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьВерно - вот и я говорю - по орбите вокруг Земли летала некоторое время байда массой 141 т.
Проблема в том, что в ее составе была некая часть инертной массы, соответствующей опорожненному объему баков. Ее нужно вычесть из массы ПГ. Тогда оценка будет более адекватной.
Полная масса сухой третей ступени гдето в районе 10 тонн. Так что если 70 тонн оставшегося топлива не залить а вместо него взять ПН то получится 130 тонн. А если залить и использовать то ПН получится под 150 тонн.
Не-а. Конечная масса S-IVB что-то около 16 тонн вместе с переходником ПГ (можно уточнить). Если использовать все топливо для выведение на НОО выводимая масса КА получится 118-125 т. Здорово проседает тяговооруженность и растут гравпотери.
ЦитироватьНе-а. Конечная масса S-IVB что-то около 16 тонн вместе с переходником ПГ (можно уточнить).
Переходник входит в состав ПН.
ЦитироватьЕсли использовать все топливо для выведение на НОО выводимая масса КА получится 118-125 т. Здорово проседает тяговооруженность и растут гравпотери.
В случае даже простой замены топлива на груз ПН получается 130 тонн. Гравпотери на этапе третей ступени незначительны.
ЦитироватьКстати, в постановке задачи Массой полезной нагрузки прошу считать ВСЁ, что достигло 1 космической для завершения хотя бы одного витка без дополнительной тяги.
Т.е., к примеру, полезной нагрузкой считаем не только массу выводимого объекта, но плюсуем массу последней ступени ДО отстрела.
Но это же абсурд. Тогда Зениту добавляйте 2-ю ступень с остатками топлива, Атласу центавр, дельте-4 2-ю ступень.
Если немного снизить массу "настоящей" ПН на орбиту вполне можно было вывести ВТБ шаттла и 2-ю ступень энергии. :!: Учитывая ее массу это и будет настоящий "чемпион" :lol:
ЦитироватьЦитироватьНе-а. Конечная масса S-IVB что-то около 16 тонн вместе с переходником ПГ (можно уточнить).
Переходник входит в состав ПН.
Ой, блин, а давай в состав ПН еще и баки введем: вот она вырастет! :lol:
ЦитироватьВ случае даже простой замены топлива на груз ПН получается 130 тонн. Гравпотери на этапе третей ступени незначительны.
Да, какие ни есть, а все не 0. Расчет показывает, что при прямом выведении на НОО никаких 140-150 т нет и в помине. Можно, конечно пересчитать с учетом переменного Км, но это слишком большого эффекта не даст.
ЦитироватьЦитироватьНе-а. Конечная масса S-IVB что-то около 16 тонн вместе с переходником ПГ (можно уточнить).
Переходник входит в состав ПН.
ЦитироватьЕсли использовать все топливо для выведение на НОО выводимая масса КА получится 118-125 т. Здорово проседает тяговооруженность и растут гравпотери.
В случае даже простой замены топлива на груз ПН получается 130 тонн. Гравпотери на этапе третей ступени незначительны.
The Saturn V could launch about 130 tons into Earth orbit.
http://www.nasa.gov/audience/foreducators/rocketry/home/what-is-heavy-lift-launch-vehicle-58.html
так сказать, от разработчика :lol:
поправочка тонны не метричееские!
It could launch about 118,000 kilograms (130 tons) into Earth orbit. That's about as much weight as 10 school buses. The Saturn V could launch about 43,500 kilograms (50 tons) to the moon. That's about the same as four school buses.
http://www.nasa.gov/audience/foreducators/rocketry/home/what-was-the-saturn-v-58.html
Где от простой замены топлива теряется еще 12 метр.тонн - понятия не имею
Возможно 3я ступень неоптимальна. еслибы была маленькая то возможно 130т и было бы.
118/2965= 0,0398
ЦитироватьКстати, в постановке задачи Массой полезной нагрузки прошу считать ВСЁ, что достигло 1 космической для завершения хотя бы одного витка без дополнительной тяги.
Т.е., к примеру, полезной нагрузкой считаем не только массу выводимого объекта, но плюсуем массу последней ступени ДО отстрела.
http://www.kulch.spb.ru/Rus/energy_about.shtml может быть, он сам пояснит что непонятно
Энергия для орбитера
Стартовая масса 2419 т
Включая массу ПГ 105 т
Сухая масса Ц 78-86 т
масса байды 105т+86т-15т на довывод (Ц+ПН)= 176т
По правилам этой темы для Энергии 176/2419 = 0,073
Знай наших! :lol:
Цитироватьhttp://www.kulch.spb.ru/Rus/energy_about.shtml может быть, он сам пояснит что непонятно
Энергия для орбитера
Стартовая масса 2419 т
Включая массу ПГ 105 т
Сухая масса Ц 78-86 т
масса байды 105т+86т-15т на довывод (Ц+ПН)= 176т
По правилам этой темы для Энергии 176/2419 = 0,073
Знай наших! :lol:
мечта кенгуру! :lol:
ЦитироватьВот навскидку отношение М пол нагр/М старт
Скаут - 0,004
Сатурн-5 - 0, 05
Дельта-4 - 0,03
Атлас-5 - 0.034
Протон 0,032
Вопрос уже потерял актуальность :D
Я бы променял часть стартовой массы или полезной нагрузки на большую надежность и меньшую себестоимость РН.
ЦитироватьНо это же абсурд. Тогда Зениту добавляйте 2-ю ступень с остатками топлива, Атласу центавр, дельте-4 2-ю ступень.
Если немного снизить массу "настоящей" ПН на орбиту вполне можно было вывести ВТБ шаттла и 2-ю ступень энергии. :!: Учитывая ее массу это и будет настоящий "чемпион" :lol:
На самом деле верхняя ступень существенно добавит массу только Зениту. У всех остальных добавка несущественна. У того же Сатурна-5 это 10 тонн что по отношению к 130 тоннам менее 10%. У Шаттла 26 тонн бака по отношению к 120 тоннам корабля тоже не густо.
ЦитироватьОй, блин, а давай в состав ПН еще и баки введем: вот она вырастет! :lol:
И тем не менее переходник в котором размещается ЛМ входит в состав ПН выводимой на траекторию к Луне. Всё что выше переднего шпангоута приборного отсека это полезная нагрузка. Сколько и каких переходников напихают туда заказчики ракету совершенно не волнует.
ЦитироватьМожно, конечно пересчитать с учетом переменного Км, но это слишком большого эффекта не даст.
Рассчитай просто с выработкой всего топлива в одном импульсе выведения на ЛЕО.
ЦитироватьНа самом деле верхняя ступень существенно добавит массу только Зениту. У всех остальных добавка несущественна. У того же Сатурна-5 это 10 тонн что по отношению к 130 тоннам менее 10%. У Шаттла 26 тонн бака по отношению к 120 тоннам корабля тоже не густо.
(13,7+8,5)/459 = 0,048
для Энергии ут.оценка по затратам топлива на вывод 160/2419 = 0,066
для шаттла первые прикидки с баком 157/2030=0,077
Цитироватьтак сказать, от разработчика :lol:
поправочка тонны не метричееские!
It could launch about 118,000 kilograms (130 tons) into Earth orbit. That's about as much weight as 10 school buses. The Saturn V could launch about 43,500 kilograms (50 tons) to the moon.
Чтото разработчик путает. Аполлоны весили 45 метрических тонн без учёта переходника.
ЦитироватьThat's about the same as four school buses.
А школьные автобусы у разработчика метрические? ;)
ЦитироватьА школьные автобусы у разработчика метрические? ;)
Все вопросы к НАСАэдьюкейшн! Я лишь в какойто момет понял что 130 тонн были америиканскими :lol:
1 американская тонна = 20 коротким хандредвейтам = 2000 торговым фунтам = точно 907,18474 килограммам.
Сатурн5 разве не НАСА разрабатывала?
У Арианы, кстати, переходник для запуска двух КА тоже входит в состав ПН и учитывается как ПН.
ЦитироватьВсе вопросы к НАСАэдьюкейшн!
Неее! Вопросы к вам. Не нада НАСАэдьюкейшн обзывать "разработчиком РН" и вопросов не будет. :P
Цитируйте лучше Аполлофактшиит.
ЦитироватьЦитироватьНа самом деле верхняя ступень существенно добавит массу только Зениту. У всех остальных добавка несущественна. У того же Сатурна-5 это 10 тонн что по отношению к 130 тоннам менее 10%. У Шаттла 26 тонн бака по отношению к 120 тоннам корабля тоже не густо.
(13,7+8,5)/459 = 0,048
для Энергии ут.оценка по затратам топлива на вывод 160/2419 = 0,066
для шаттла первые прикидки с баком 157/2030=0,077
Э... вот не надо... У шатла бак ниразу не выводился на орбиту - давайте быть точными.
А вопрос был не праздым - суть его в том, чтобы прикинуть возможности химии (химических двигателей) и оценить пределы, что может быть достигнуто.
Уже из дискуссии стало ясно, что искомое отношение масс не есть величина постоянная и есть за что бороться (криогенщикам - так точно, особенно с камерами сгорания под давлением)
Именно поэтому важно подчеркнуто считать за ПН монокусок выведенный на ЛЕО
ЗЫ А Центавр нифига особенно Атласу не дает :(
Таки Энергия до момента отстрела 2 ступени от ПН? У нея вторая ступень на орбиту таки вышла... Хотя в реале Энергия летала далеко не с полной нагрузкой.
Наблюдается тенденция - чем крупнее носитель, тем больше у него удельный толк. Как у супертанкеров тенденция, однако...
ЦитироватьИменно поэтому важно подчеркнуто считать за ПН монокусок выведенный на ЛЕО
У С5 3ступень не монокусок. Монокусок не может сам себя выводить.
Еще можно процитировать Маска (по памяти) Фалькон Хеви вторая РН по полезной нагрузке когда либо выведеной на НОО после С5.
Формально правильно, фактически дэза.
ЦитироватьУже из дискуссии стало ясно, что искомое отношение масс не есть величина постоянная и есть за что бороться (криогенщикам - так точно, особенно с камерами сгорания под давлением)
Бороться не за что. Все химические РН выводят на орбиту примерно одиниковый процент общей массы.
Кажущаяся разница возникает оттого что у двухступенчатых РН рассчитаных на выведение на ЛЕО очень большая и тяжёлая вторая ступень, часто она даже тяжелее чем ПН. Оттого и получается у них маленькая Мю ПН. А на самом деле меняется не общая масса выводимая на орбиту а доля ПН в этой массе.
Пожалуй самый классический пример.
РН Союз выводит на орбиту 9 тонн - 7 тонн корабль и 2 тонны ступень.
РН Спутник выводит на орбиту тоже 9 тонн - 8 тонн ступень и 1 тонна спутник.
И там и тамм масса поднятая до высоты орбиты и разогнаная до 8 км/с определяется энергией топлива запасённого в ракете и примерно одинакова. Третья ступень лишь перераспределяет эту массу но ничего не добавляет к ней.
У Сатурна-5 крохотная третья ступень массой всего 10 тонн (лишь вдвое больше чем у Протона) практически всю энергию перераспределяет на ПН. Отсюда и получается такая высокая Мю ПН.
ЦитироватьЦитироватьМожно, конечно пересчитать с учетом переменного Км, но это слишком большого эффекта не даст.
Рассчитай просто с выработкой всего топлива в одном импульсе выведения на ЛЕО.
По данным из Шунейко получалось что-то около 118 тонн, емнип.
ЦитироватьНаблюдается тенденция - чем крупнее носитель, тем больше у него удельный толк. Как у супертанкеров тенденция, однако...
Ну это факт вобщем то общеизвестный. Поэтому мир и летает в космос на больших ракетах и они эволюционируют только в сторону роста. Причём отнюдь не только из-за Мю ПН.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьМожно, конечно пересчитать с учетом переменного Км, но это слишком большого эффекта не даст.
Рассчитай просто с выработкой всего топлива в одном импульсе выведения на ЛЕО.
По данным из Шунейко получалось что-то около 118 тонн, емнип.
Блин, ещё раз: топливо предназначеное для транслунного импульса просто не заливаем а вместо него грузим ПН. В общей массе и выведении ничего не меняется. Откуда 118 тонн?
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьМожно, конечно пересчитать с учетом переменного Км, но это слишком большого эффекта не даст.
Рассчитай просто с выработкой всего топлива в одном импульсе выведения на ЛЕО.
По данным из Шунейко получалось что-то около 118 тонн, емнип.
Блин, ещё раз: топливо предназначеное для транслунного импульса просто не заливаем а вместо него грузим ПН. В общей массе и выведении ничего не меняется. Откуда 118 тонн?
Я тоже не понял куда девали 12 тонн. Может на столько увеличится масса усиленной 3 ст и переходника?
В Вики считают так 260,000 pounds (120,000 kg)
гдето увидел Saturn V was 119mt
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьМожно, конечно пересчитать с учетом переменного Км, но это слишком большого эффекта не даст.
Рассчитай просто с выработкой всего топлива в одном импульсе выведения на ЛЕО.
По данным из Шунейко получалось что-то около 118 тонн, емнип.
Блин, ещё раз: топливо предназначеное для транслунного импульса просто не заливаем а вместо него грузим ПН. В общей массе и выведении ничего не меняется. Откуда 118 тонн?
Сам считай. Начальная и конечная масса 3-й ступени С-5 в миссиях с Аполлоном какая?
А теперь прибавь к этой массе еще тонн 70 и пересчитай ХС, а потом учти уменьшение тяговооруженности.
ЦитироватьСам считай.
Так и скажи: Не буду считать! Ибо результат меня заведомо не устраивает! :P
http://www.astronautix.com/lvs/saturnc5.htm
Вейд пишет про конкретную орбиту
ЦитироватьLEO Payload: 120,000 kg (260,000 lb) to a 185 km orbit at 28.00 degrees. Payload: 41,000 kg (90,000 lb) to a translunar trajectory.
Кстати, сколько весили на орбите Скайлэб вместе со второй ступенью, обтекателем и неизрасходованным топливом?
А если б запуск был на 180-км 28-градусную ЛЕО?
ЦитироватьКстати, сколько весили на орбите Скайлэб вместе со второй ступенью, обтекателем и неизрасходованным топливом?
А если б запуск был на 180-км 28-градусную ЛЕО?
грубо 77 + 36=113т
ЦитироватьКстати, сколько весили на орбите Скайлэб вместе со второй ступенью, обтекателем и неизрасходованным топливом?
А если б запуск был на 180-км 28-градусную ЛЕО?
1. 146 т примерно
2. 172 т примерно
ЦитироватьКстати, сколько весили на орбите Скайлэб вместе со второй ступенью, обтекателем и неизрасходованным топливом?
А если б запуск был на 180-км 28-градусную ЛЕО?
Вот они искомые 140т :lol:
Saturn MLV-V-1
F-1A engines uprated 20% in thrust and 6 second improvement in specific impulse
S-IVB structurally strengthened to handle larger payloads, otherwise unchanged.
Status: Study 1965.
Gross mass: 3,501,350 kg (7,719,150 lb).
Payload: 137,250 kg (302,580 lb).
Height: 111.00 m (364.00 ft).
Diameter: 10.06 m (33.00 ft).
Thrust: 40,019.90 kN (8,996,831 lbf).
Apogee: 185 km (114 mi).
http://www.astronautix.com/lvs/satmlvv1.htm
Наверно неправильно считали
:lol:
ЦитироватьТаки Энергия до момента отстрела 2 ступени от ПН? У нея вторая ступень на орбиту таки вышла... Хотя в реале Энергия летала далеко не с полной нагрузкой.
Наблюдается тенденция - чем крупнее носитель, тем больше у него удельный толк. Как у супертанкеров тенденция, однако...
под вашу задачу можно взять цб энергии, поставить 7-9 двигателей и будет рекорд (и оранжерея для кенгуру) :lol: если просто так на орбиту не выйдет по дороге сбрасывать двигатели (но это нежелательно ибо "ПГ" упадет) :lol:
такие подсчеты абсурдны ибо мощные двигатели и пустые баки на орбите просто не нужны.
Цитировать2. 172 т примерно
О! Вот максимальная общая масса теоретически выводимая Сатурном-5. 30 тонн там весит сухая вторая ступень, да?
ЦитироватьЦитировать2. 172 т примерно
О! Вот максимальная общая масса теоретически выводимая Сатурном-5. 30 тонн там весит сухая вторая ступень, да?
вторая сухая весит 36т
172т - нет, чтото не так.
Saturn MLV-V-1
F-1A engines uprated 20% in thrust and 6 second improvement in specific impulse
S-IVB structurally strengthened to handle larger payloads, otherwise unchanged.
Status: Study 1965.
Gross mass: 3,501,350 kg (7,719,150 lb).
Payload: 137,250 kg (302,580 lb).
137+13,9=150,9 для ракеты на 3500т
Поставьте на Сатурн V ЖРД с хорошим УИ и рекорд гарантирован.
Или убрать с ЦБ Энергии боковушки, а поставить его на первую ступень "марсианского" Н-1 (где то видел такие картинки). Тогда будет суперрекорд. (ЦБ чуть-чуть укоротить)
Скайлэб 77 + 2я пустая 39 = 117т на 300км на 50гр :roll:
удивительно, байда была 141т, а НП только 118-120т :lol: :roll:
Цитировать172т - нет, чтото не так.
Это он пересчитал на 180-км 28-градусную ЛЕО.
еще вопрос на засыпку : сможет ли 1-я ступень дельты 4 сама себя вывести на орбиту (без 2-й ступени и ПГ) ? в крайнем случае взять пару ТТУ :lol:
ЦитироватьЦитировать172т - нет, чтото не так.
Это он пересчитал на 180-км 28-градусную ЛЕО.
Может просто сложил массу заправленной ступени с ПН? как попросили.
Американцы в payload по умочанию указывают 185х185 28гр
У меня нет оснований перепроверять их расчеты. :? :lol: Вот если бы Вейд написал 130т :wink: А ведь пишет 260000фунтов
ЦитироватьЦитировать2. 172 т примерно
О! Вот максимальная общая масса теоретически выводимая Сатурном-5. 30 тонн там весит сухая вторая ступень, да?
Конечная масса 2 ступени 53,8 т
Масса ГО 11,63 т
Масса ПГ 106,3 т
ЦитироватьАмериканцы в payload по умочанию указывают 185х185 28гр
У меня нет оснований перепроверять их расчеты. :? :lol: Вот если бы Вейд написал 130т :wink: А ведь пишет 260000фунтов
А американцы в руководстве пользователя пишут данные двухступенчатого варианта? :shock:
ЦитироватьЦитировать2. 172 т примерно
О! Вот максимальная общая масса теоретически выводимая Сатурном-5. 30 тонн там весит сухая вторая ступень, да?
Конечная масса 2 ступени 53,8 т
Масса ГО 11,63 т
Масса ПГ 106,3 т
ЦитироватьАмериканцы в payload по умочанию указывают 185х185 28гр
У меня нет оснований перепроверять их расчеты. :? :lol: Вот если бы Вейд написал 130т :wink: А ведь пишет 260000фунтов
А американцы в руководстве пользователя пишут данные двухступенчатого варианта? :shock:
ЦитироватьКонечная масса 2 ступени 53,8 т
Масса ГО 11,63 т
Масса ПГ 106,3 т
В конечную массу второй ступени входило неизрасходованное топливо и несброшеный нижний переходник?
ЦитироватьЦитироватьКонечная масса 2 ступени 53,8 т
Масса ГО 11,63 т
Масса ПГ 106,3 т
В конечную массу второй ступени входило неизрасходованное топливо и несброшеный нижний переходник?
Это как раз с учетом сброшенного 5-тонного переходника. :wink:
ЦитироватьЦитироватьАмериканцы в payload по умочанию указывают 185х185 28гр
У меня нет оснований перепроверять их расчеты. :? :lol: Вот если бы Вейд написал 130т :wink: А ведь пишет 260000фунтов
А американцы в руководстве пользователя пишут данные двухступенчатого варианта? :shock:
Я думаю, что для 3ст Сатурна5 нет руководства по выводу ПН на НОО.
могу повторить: ПН 137т на 3 ст просчитывалсь в 1965г
Saturn MLV-V-1
F-1A engines uprated 20% in thrust and 6 second improvement in specific impulse
S-IVB structurally strengthened to handle larger payloads, otherwise unchanged.
Status: Study 1965.
Gross mass: 3,501,350 kg (7,719,150 lb).
Payload: 137,250 kg (302,580 lb).
Height: 111.00 m (364.00 ft).
Diameter: 10.06 m (33.00 ft).
Thrust: 40,019.90 kN (8,996,831 lbf).
Apogee: 185 km (114 mi).
байда на орбите 137,2+13,9=151,2 для ракеты на 3500т
ЦитироватьЦитироватьКстати, сколько весили на орбите Скайлэб вместе со второй ступенью, обтекателем и неизрасходованным топливом?
А если б запуск был на 180-км 28-градусную ЛЕО?
1. 146 т примерно
2. 172 т примерно
По п.1. данные NASA 144756,9144 кг (не помню, прогнозируемые или фактические). Мои данные расчетные - из спредшита.
Цитироватьеще вопрос на засыпку : сможет ли 1-я ступень дельты 4 сама себя вывести на орбиту (без 2-й ступени и ПГ) ? в крайнем случае взять пару ТТУ :lol:
Как будто может, и даже мизерную ПН выведет. Но по конечной массе будет смотреться внушительно. А если ещё поставить эффективные водородники...
---
ЦитироватьЭто как раз с учетом сброшенного 5-тонного переходника. :wink:
Так он же не сбросился. Или он включён в ПН?
по массе байды на орбите 3х ступенная С-5 проиграет двухступенной.
Цитироватьпо массе байды на орбите 3х ступенная С-5 проиграет двухступенной.
А по массе ПН выиграет.
По массе байды, кстати, Р-7 с третьим спутником больше чем Союз с Союзом?
ЦитироватьЦитироватьЭто как раз с учетом сброшенного 5-тонного переходника. :wink:
Так он же не сбросился. Или он включён в ПН?
Несброс - все же НШС. Для орбиты 185х185 наклонением 28,3 град я считал штатный сброс. Поэтому масса переходника включена в конечную массу ступени S-IC.
ЦитироватьНесброс - все же НШС. Для орбиты 185х185 наклонением 28,3 град я считал штатный сброс. Поэтому масса переходника включена в конечную массу ступени S-IC.
Но так он же вышел на штатную орбиту вместе с ПН. За счёт израсходования дополнительного топлива. Если бы он штатно сбросился то масса невыработанного топлива была бы больше. Так что его надо учитывать в конечной массе второй ступени.
И опять же ПН надо считать по штатному выведению а не нештатному.
ЦитироватьЦитироватьНесброс - все же НШС. Для орбиты 185х185 наклонением 28,3 град я считал штатный сброс. Поэтому масса переходника включена в конечную массу ступени S-IC.
Но так он же вышел на штатную орбиту вместе с ПН. За счёт израсходования дополнительного топлива. Если бы он штатно сбросился то масса невыработанного топлива была бы больше. Так что его надо учитывать в конечной массе второй ступени.
И опять же ПН надо считать по штатному выведению а не нештатному.
Трудно сказать сколько там было ГЗТ.
ЦитироватьТрудно сказать сколько там было ГЗТ.
Смотреть по фактически оставшемуся.
ЦитироватьЦитироватьТрудно сказать сколько там было ГЗТ.
Смотреть по фактически оставшемуся.
"Выцепить" эту разницу проблематично. Скажем, сухая масса S-II где-то 36 т. По цифрам из насавской пдф у меня есть два значения конечной массы: 55316 кг и 58991 кг с несброшенным переходником массой 5027 кг. Если их вычесть, получится, что конечная масса блока ступени равна 53964 кг. Рзница = 55316-53964=1352. Если это разница между преджсказанной и фактической массой, то из ГЗТ было израсходовано всего навсего 1352 кг для компенсации неотделения переходника. Мне кажется - маловато :roll:
А чего, разве фактический остаток топлива неизвестен?
Ну в первом приближении можно считать что масса ступени 36 тонн а 20 тонн это топливо и переходник.
И передний переходник я бы тоже засчитал в ПН так как в предельном случае ПН ставится прямо на торцевой шпангоут.
Правда на общую массу это не влияет.
Цитироватьпоправочка тонны не метричееские!
Ага! То-то альтернативщики утверждают, что Сатурн-5 столько не могла вывести!
Друзья! Если здесь обсуждаются из спортивного интереса предельные возможности да ещё и по общеё конечной массе на орбите, то непростительно игнорируется возможность установки энергообменного ракетного двигателя на последнюю ступень РН. А ведь он даст 7-9% счастя к конечной массе на орбите. И рекорд будет побит! :wink:
ЦитироватьВот навскидку отношение М пол нагр/М старт
Дельта-4 - 0,03
Атлас-5 - 0.034
Протон 0,032
Это вы все привели к одному наклонению?
ЦитироватьЦитироватьИменно поэтому важно подчеркнуто считать за ПН монокусок выведенный на ЛЕО
У С5 3ступень не монокусок. Монокусок не может сам себя выводить.
Еще можно процитировать Маска (по памяти) Фалькон Хеви вторая РН по полезной нагрузке когда либо выведеной на НОО после С5.
Формально правильно, фактически дэза.
ДО (подчеркиваю - ДО!) отстрела 3 ступени Сатурна 5 она вместе с остальной конструкцией представляет собой монокусок НА ОРБИТЕ
Все, что летит в единой связке после единого пуска по орбите - Полезная нагрузка.
Для лунной миссии, к примеру, 3 ступень с остатками топлива - была бесполезной? то-то же...
А любая пустая ступень до отстрела но уже на орбите... Тоже можно использовать. Не отстреливать, к примеру, а наддуть воздухом и выгуливать космонавтов внутри - да и эксперименты всякие приспособить
переходник в тонну весом? - Тоже применение найдем. Нацепить на него электромагнитлв - пусть причалом работает для неодушевленных грузов в железных контейнерах...
Вопрос был не в поиске рекордов в стиле если бы да кабы на энергию 8 вулканобоковух - отоб ёб...ло при аварии - а вопрос был в возможностиоценить перспективу развития УКРУПНЕНИЯ носителей - есть ли смысл ... или дешевых средних наклепать?
ЗЫ Если придираться к теме что есть ПН - то получится только голый космонавт. Остальное ,считая памперс и скафандр - средство доставки
Да, надо было мериканцам не 3-ю непонятную ступень делать а по-человечески, А-Б-В - а ПН - В-Г , как бы просто считать :wink:
ЦитироватьВсе, что летит в единой связке после единого пуска по орбите - Полезная нагрузка.
Не совсем так. ПН - это то, что можно с пользой применить :)
Иначе действительно, можно от 2-й ступени Зенита на орбите не отделяться - вот ПН возрастёт то...
ЦитироватьThe Saturn V could launch about 130 tons into Earth orbit.
http://www.nasa.gov/audience/foreducators/rocketry/home/what-is-heavy-lift-launch-vehicle-58.html
так сказать, от разработчика :lol:
Именно, что :D . Википедия - штука своеобразная. Когда я цитировал сайт РККЭ как источник данных по РН Энергия, мне указывали, что разработчик - небеспристрастный источник данных, и на этом основании изменения отменяли.
ЦитироватьЦитироватьВсе, что летит в единой связке после единого пуска по орбите - Полезная нагрузка.
Не совсем так. ПН - это то, что можно с пользой применить :)
Иначе действительно, можно от 2-й ступени Зенита на орбите не отделяться - вот ПН возрастёт то...
.
ПН С-5 = Аполло +ЛМ+ переходник и всё что ещё вышло на орбиту кроме ступени-(1-доля топлива и окисл. сожженого при 1 включении)Х массу пустой 3ступени + топливо и окисл. оставшиеся.
Условно делим на блоки В и Г. То что вывело на орбиту но на орбите не полезно - неесть ПН. Утилизация вроде устройста оранжереи из бака, сдача в космический втормет и т.п. не считово.
.
для случаев со 2м и 3м спутником ступень не предназначалась для подъёма орбиты, если там был просто запас топлива или сэкономлено - это тоже не считово, пользы-то нет.
.
ЦитироватьЦитироватьThe Saturn V could launch about 130 tons into Earth orbit.
http://www.nasa.gov/audience/foreducators/rocketry/home/what-is-heavy-lift-launch-vehicle-58.html
так сказать, от разработчика :lol:
Именно, что :D . Википедия - штука своеобразная. Когда я цитировал сайт РККЭ как источник данных по РН Энергия, мне указывали, что разработчик - небеспристрастный источник данных, и на этом основании изменения отменяли.
.
Надо было бить вики-правилами же. Источник РККЭ единственный основанный на фактических данных, а другие источники неавторитетны.
Или требовать внесения нескольких вариантов с источниками.
ЦитироватьЦитироватьИнтересно бы Шатл, Зенит и Циклон.. Сатана...
В случае шаттла считать за ПН сам Шаттл с грузом.
Масса орбитальной ступени "Колумбии" в первом полёте . . .
У трёхступенчатого "Зенита" стартовая масса 459 т, полезная нагрузка (круговая орбита 200 км) - 13,7 т. Итого, 2,99%.
Для "Циклона-3" Мст - 187 т, ПН - 3,6 т (круговая орбита, 200 км). Итого, 1,93%.
Неверно.
У двухступенчатого "Зенита-2SLБ" cтартовая масса
458,2 т, масса ПГ на круг-200км =
13,9 т. Итого
3,034%.
Для трёхступенчатого "Циклона-3" Мст - 189 т, ПГ - 3,6 т (круг. орбита 200км, наклон-е 73град). Итого, 1,905%.
"Сатана" - такой РН вообще не существует.
У РН "Днепр" (бывшая МБР "Воевода") Мст=211 т, Мпг=4,0 т.
1,896%.
ЦитироватьЦитироватьВсе, что летит в единой связке после единого пуска по орбите - Полезная нагрузка.
Не совсем так. ПН - это то, что можно с пользой применить :)
Иначе действительно, можно от 2-й ступени Зенита на орбите не отделяться - вот ПН возрастёт то...
Почти до 23 тонн. :lol:
Подход бредовый, согласен.
Но если взяться так считать, то "
лучшей ракетой sol" можно назвать, видимо, первую ступень от Дельты IV. Добавить только к ней наверх конус обтекателя - и на старт. :)
"Мю-ПГ-имени-sol" выйдет максимальный, почти 10%, а фактической ПГ - только полцентнера под этим самым конусом. :D
ЦитироватьПодход бредовый, согласен.
Не такой уж и бредовый.
В этом - базовая идея "Чучхейского звездолета".
Внешне напоминающий шаттл Чучхейский Орбитер на самом деле представяет собой "ракетную ступень" объеденённую с функционалом космического корабля.
"Бесполезная масса" становится "полезной", если ее переоформить в "крылья, ноги и хвосты".
Ступень нельзя считать как ПН. Потому что она БЕЗполезная нагрузка :-) Реально, у С-5 из его 150 тонн порядка 15 тонн сухой массы 3 ступени были балластом. То есть 135 тонн ПН. У двухступенчатого варианта - порядка 100 тонн.
Точно так же у Шаттла надо брать Шаттл-С - то есть не 98 тонн 'ПН', а 70.
Но вообще, С-5, да, первое место. Эх, ему бы еще не 5хF-1, а 4хРД-170 на первую ступень...
ЦитироватьСтупень нельзя считать как ПН.
Для С-5 это таки ПН, так как работает (дорабатывает) еще и разгонным блоком.
Для Чучхейского Звездолета - "это не баг, а фенька" :mrgreen:
Сиречь, конструкторский замысел, сознательно преобразовать бесполезную нагрузку в полезную.
ЦитироватьНо вообще, С-5, да, первое место. Эх, ему бы еще не 5хF-1, а 4хРД-170 на первую ступень...
Он бы и летал тогда, через раз под стартовый стол :roll:
:mrgreen:
ЦитироватьДля С-5 это таки ПН, так как работает (дорабатывает) еще и разгонным блоком.
Полезная нагрузка это нагрузка, а не разгонная ступень. Нагрузка сама себя выводить не может по определению. В противном случае она бы называлась разгонка или просто ступень. Все что работает на достижение скорости не может быть нагрузкой. :lol:
ЦитироватьЦитироватьДля С-5 это таки ПН, так как работает (дорабатывает) еще и разгонным блоком.
Полезная нагрузка это нагрузка, а не разгонная ступень. Нагрузка сама себя выводить не может по определению. В противном случае она бы называлась разгонка или просто ступень. Все что работает на достижение скорости не может быть нагрузкой. :lol:
Ну сколько можно повторять - вопрос сабжа - оценочный!
Т.е. - какой самый большой по сравнению со стартом груз может быть выведен.
Ну представьте, что в последней ступени С-5 недолили топлива, а на Аолон прикрутили на ту же массу вместо невзятого топлива, скажем, альфа- спектрометр какой (полезный такой прибор).
С точки зрения энергетики носителя - ничего не меняется.
В реальном запуске то, что оказалось на орбите весом в 140 т могло быть заменено, скажем, орбитальной станцией весом 140 т, и не летать на Луну.
ЦитироватьНу сколько можно повторять - вопрос сабжа - оценочный!
Т.е. - какой самый большой по сравнению со стартом груз может быть выведен.
Ну представьте, что в последней ступени С-5 недолили топлива, а на Аолон прикрутили на ту же массу вместо невзятого топлива, скажем, альфа- спектрометр какой (полезный такой прибор).
С точки зрения энергетики носителя - ничего не меняется.
В реальном запуске то, что оказалось на орбите весом в 140 т могло быть заменено, скажем, орбитальной станцией весом 140 т, и не летать на Луну.
Опять за рыбу деньги... :? "Ну сколько можно повторять - " Люди считали и насчитали что из 140т байды на орбите могло быть полезной нагрузки только 118т.
Если мы топлива недоливаем, то мы никуда не летим - тогда зачем нам эти движки и баки на НОО? Что с ними делать? Их нужно минусовать из массы "байды".
А если летим, то зачем нам считать массу "байды" на НОО? Только для того, чтобы знать сколько будет ПН к Луне: 41 или 45 или 47т.
Посмотрите у Вейда: ПН Сатурн-5 45mt - она позиционируется как лунная ракета.
Может быть, эти вопросы мучили высоколобых из НАСА и в результате они придумали Скайлэб :lol: Кстати, они от мокрой версии отказались в пользу сухой и движок выкинули еще на Земле :lol:
Ну да, из 148 тонн, можно было около 135 тонн перевести в ПН. То есть сократить длину 3 ступени, залить меньше топлива, уменьшить сухую массу. Движки остаются те же, потому что общая масса РН не меняется. Думаю, 130-135 тонн - это вполне достоверная оценка.
Примерно столько же ПН могла бы вывести гипотетическая трехступенчатая Энергия.
ЦитироватьНу да, из 148 тонн, можно было около 135 тонн перевести в ПН. То есть сократить длину 3 ступени, залить меньше топлива, уменьшить сухую массу. Движки остаются те же, потому что общая масса РН не меняется. Думаю, 130-135 тонн - это вполне достоверная оценка.
А 148т откуда взялось? (сброшенные створки тоже можно переводить в ПН?)
Высоколобые из НАСА не забыли просчитать и этот вариант на 130-135т:
Saturn MLV-V-1
F-1A engines uprated 20% in thrust and 6 second improvement in specific impulse
S-IVB structurally strengthened to handle larger payloads, otherwise unchanged.
Status: Study 1965.
Gross mass: 3,501,350 kg (7,719,150 lb).
Payload: 137,250 kg (302,580 lb).
Height: 111.00 m (364.00 ft).
Diameter: 10.06 m (33.00 ft).
Thrust: 40,019.90 kN (8,996,831 lbf).
Apogee: 185 km (114 mi).
http://www.astronautix.com/lvs/satmlvv1.htm
Получилась ракета на 3500т. Ну не выходит никак 130т ПН на НОО на Сатурне-5
ЦитироватьСтупень нельзя считать как ПН. Потому что она БЕЗполезная нагрузка :-) Реально, у С-5 из его 150 тонн порядка 15 тонн сухой массы 3 ступени были балластом. То есть 135 тонн ПН. У двухступенчатого варианта - порядка 100 тонн.
Точно так же у Шаттла надо брать Шаттл-С - то есть не 98 тонн 'ПН', а 70.
Но вообще, С-5, да, первое место. Эх, ему бы еще не 5хF-1, а 4хРД-170 на первую ступень...
Всё зависит от ситуации - когда БЕЗполезная, а когда и нет. Например, последняя ступень дозаправляется и используется для разгона. Или переоборудуется под отсек ОС.
ЦитироватьЦитироватьСтупень нельзя считать как ПН. Потому что она БЕЗполезная нагрузка :-) Реально, у С-5 из его 150 тонн порядка 15 тонн сухой массы 3 ступени были балластом. То есть 135 тонн ПН. У двухступенчатого варианта - порядка 100 тонн.
Точно так же у Шаттла надо брать Шаттл-С - то есть не 98 тонн 'ПН', а 70.
Но вообще, С-5, да, первое место. Эх, ему бы еще не 5хF-1, а 4хРД-170 на первую ступень...
Всё зависит от ситуации - когда БЕЗполезная, а когда и нет. Например, последняя ступень дозаправляется и используется для разгона. Или переоборудуется под отсек ОС.
А 150т "байды" у Сатурна5 было? Я видел только 140,9т. Где можно посмотреть на 150т?
Вариант с дозаправкой делает S-IVB полезной нагрузкой. :wink: Допустим, выводим на орбиту две С-5 с 140т астероидным модулем и с топливом. Дозаправляем модуль топливом и он летит дальше. Но тогда у первой масса для отлета составит 140т для отлета, а у второй (заправщика) ПН опять только 118т топлива :lol:
Подем далее и Будем выводить не хилый астероидный модуль, а полновесный марсианский корабль. Сделаем его из второй ступени. Тогда в отлетную нагрузку С-5 можно смело максимально записать тонны 172 ( http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=849934#849934 ) и заправлять его тоже танкерами С-5.
Получается что для отлета мы сделали 172т, а заправляем на НОО опять почемуто хилыми танкерами по 118т ПН. :lol:
У нас ясно вырисовывается 2 нагрузки одна ПН на НОО (топливо), а другая как Мюнхгаузен за косичку вытаскивает себя на орбиту и далее. :lol:
А вот можно было не лететь к Луне, а, скажем, использовать 3 ступень как неотъемлимую часть Аполона в качестве маршевого двигателя для корректировки орбиты, всяческих маневров туда-сюда (например - для шпиёнских подлетов к враждебным спутникам и т.п. Да с такой ХС можно было бы много налетаться по орбитам разного толка. Недолго, правда (в силу специфики топлива) - но реально.
Тока вот не надо на этот раз рыбу за деньги - упомянутая целевая связка есть работающий монокусок с реальными утилитарными целями.
Весом в 140,9 т вначале работы.
На орбите.
...
профит
ЗЫ Вы еще топливо в двигателях МКС и Союза-корабля обзовите бесполезной нагрузкой...
:D
ЦитироватьА вот можно было не лететь к Луне, а, скажем, использовать 3 ступень как неотъемлимую часть Аполона в качестве маршевого двигателя для корректировки орбиты, всяческих маневров туда-сюда (например - для шпиёнских подлетов к враждебным спутникам и т.п. Да с такой ХС можно было бы много налетаться по орбитам разного толка. Недолго, правда (в силу специфики топлива) - но реально.
Тока вот не надо на этот раз рыбу за деньги - упомянутая целевая связка есть работающий монокусок с реальными утилитарными целями.
Весом в 140,9 т вначале работы.
На орбите.
...
профит
ЗЫ Вы еще топливо в двигателях МКС и Союза-корабля обзовите бесполезной нагрузкой...
:D
Наверное нужно говорить о следующем:
Довыведение способно творить чудеса! В некоторых крайних специфических условиях оно способно поднять мюПн в 172/118= 1,45 раза. (В случае с Сатурн-5 и ее вариантами)
Использование довыведения накладывает специфические условия на использование ПН.
Ладно, будем говорить не о "полезной нагрузке" - фиг с ней. Будем просто говорить о "объекте"
Из http://n-t.ru/tp/it/rnt08.htm
Самым тяжелым выведенным на околоземную орбиту объектом была 3-я ступень американской ракеты «Сатурн 5» с космическим кораблем «Аполлон-15», весившая до выхода на промежуточную селеноцентрическую орбиту 140512 кг.
ЦитироватьЛадно, будем говорить не о "полезной нагрузке" - фиг с ней. Будем просто говорить о "объекте"
Из http://n-t.ru/tp/it/rnt08.htm
Самым тяжелым выведенным на околоземную орбиту объектом была 3-я ступень американской ракеты «Сатурн 5» с космическим кораблем «Аполлон-15», весившая до выхода на промежуточную селеноцентрическую орбиту 140512 кг.
С термином "объект" или "total orbital mass" полностью согласен. :)
В английской Вики есть еще более точная оценка: http://en.wikipedia.org/wiki/Saturn_V (там проводят сравнение с шаттлом)
ЦитироватьTotal mass in orbit, including the Orbiter, was about 112,000 kilograms (250,000 lb), compared to the Apollo 15 total orbital mass of the S-IVB third stage and Apollo spacecraft, of 140,976 kilograms (310,800 lb).
Люблю я точность в измерениях. :roll: Как то видел глубину Марианской впадины с точность до сантиметра! Там был перевод из футов в метры. :lol:
ЦитироватьВариант с дозаправкой делает S-IVB полезной нагрузкой. :wink: Допустим, выводим на орбиту две С-5 с 140т астероидным модулем и с топливом. Дозаправляем модуль топливом и он летит дальше. Но тогда у первой масса для отлета составит 140т для отлета, а у второй (заправщика) ПН опять только 118т топлива :lol:
Подем далее и Будем выводить не хилый астероидный модуль, а полновесный марсианский корабль. Сделаем его из второй ступени. Тогда в отлетную нагрузку С-5 можно смело максимально записать тонны 172 ( http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=849934#849934 ) и заправлять его тоже танкерами С-5.
Получается что для отлета мы сделали 172т, а заправляем на НОО опять почемуто хилыми танкерами по 118т ПН. :lol:
У нас ясно вырисовывается 2 нагрузки одна ПН на НОО (топливо), а другая как Мюнхгаузен за косичку вытаскивает себя на орбиту и далее. :lol:
Неужели так трудно пофантазировать и не зацикливаться на Сатурне - 5? Хорошо, пусть будет Сатурн-5 для основной нагрузки, а для дозаправки используем другие носители с последней ступенью из углеродных и полимерных материалов. Которые на орбите переработаем в керосин. Добавим к 3-й ступени С-5 на орбите пару ускорителей на керосине - и получим рекордный к-т ПГ по всем системам.
ОФФТОПИК!
Здесь обсуждаем чисто удельную энергетику РН а не вязанки из сатурнов-энергий...
Ишь, опять началось "А вот кабы взять 10 пусков Сатурнов или 100 пусков протонов, да ПН их сумарную связать на орбите в пучок да закинуть на Седну жилую обсерваторию - отоб було ахвигэть...
Возвращаясь к теме - а насколько хорош Ариан-5 модернизированный с Куру при условии на НОО макс груз?
И что там по теме воздушного старта оптимизируется?
ЦитироватьИ что там по теме воздушного старта оптимизируется?
4 руслана :)
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=630070#630070
А Циклон-4 вообще с Мрии запускать бы...
Как раз по массе проходит
ЦитироватьА Циклон-4 вообще с Мрии запускать бы...
Как раз по массе проходит
мрию не жалко?
http://www.yuzhnoye.com/?id=30&path=Aerospace%20Technology/Launch%20Vehicles/Svitiaz/Svitiaz
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=4148