Рассматривался ли такой вопрос, в связи с требованиями по уменьшению полей падения?
Если в вопросе по возвращению ступеней, первой поставить и решить более простую задачу. А именно задачу по управляемому падению и наведению отработанных и сброшенных ступеней на поле падения и утилизации аэродромного размера 3 на 10 км. Тогда решаются многие вопросы по экологии, безопасности, траекториям выведения, стоимости "владения", снижаются политические риски.
Отрабатывается система управления и спасения поэтапно.
На площадке остатки ступени утилизируются, все равно повторное использование оборудования проблематично, в случае успеха, можно пробовать ронять ступень двигателями вверх или в водоем и спасти ценное оборудование, двигатели. Это получится, думать о мягкой посадке.
Может сразу вариант самостоятельного (своим ходом) возвращения ступеней на завод-изготовитель?
Когда-то ЦНИИМаш делал прикидки по установке воздушных рулей на блоки "Протона" для уменьшения полей отчуждения. Чем кончилось, не знаю (наверно, невыгодно).
ЦитироватьМожет сразу вариант самостоятельного (своим ходом) возвращения ступеней на завод-изготовитель?
Завод жалко 8) , да и нет таких траекторий.
Я понимаю, что попасть в цель ступенью, при множестве неопределенных параметров, (точное время разделения, время работы двигателей, остатки топлива), и это при специальной системе управления и исполнительных механизмах, аэродинамике. Ничего этого на существующих ступенях нет. Но даже предотвращение кувыркания "морковок" тормозными парашютами должно привести к уменьшению полей падения. К тому же работа в этом направлении все равно уже ведется. Например выведение СУ ракеты по траектории, привязанной к полям, более полная выработка топлива. Это уже затраты. Порассуждать то мы можем с упреждением!?
Есть например опыт американцев. Цепляют к обычной авиабомбе головку самонаведения и крылышки и получают высокоточный боеприпас.
ЦитироватьКогда-то ЦНИИМаш делал прикидки по установке воздушных рулей на блоки "Протона" для уменьшения полей отчуждения. Чем кончилось, не знаю (наверно, невыгодно).
Вот вот. Роняли бы ступени прицельно, может не думали бы о замене вонючки.
ЦитироватьЦитироватьМожет сразу вариант самостоятельного (своим ходом) возвращения ступеней на завод-изготовитель?
Завод жалко 8) , да и нет таких траекторий.
Я понимаю, что попасть в цель ступенью, при множестве неопределенных параметров, (точное время разделения, время работы двигателей, остатки топлива), и это при специальной системе управления и исполнительных механизмах, аэродинамике. Ничего этого на существующих ступенях нет. Но даже предотвращение кувыркания "морковок" тормозными парашютами должно привести к уменьшению полей падения. К тому же работа в этом направлении все равно уже ведется. Например выведение СУ ракеты по траектории, привязанной к полям, более полная выработка топлива. Это уже затраты. Порассуждать то мы можем с упреждением!?
Есть например опыт американцев. Цепляют к обычной авиабомбе головку самонаведения и крылышки и получают высокоточный боеприпас.
Именно, необходима система управления, "крылышки" и т.п. То, есть мы просто будем уменьшать полезную нагрузку ракеты. И вопрос: Куда лететь?
ЦитироватьИ вопрос: Куда лететь?
А ГЛОНАСС на что? :)
Может начать с аппаратуры Коспас-Сарсат для определения координат падения и эвакуации ступеней?
ЦитироватьМожет начать с аппаратуры Коспас-Сарсат для определения координат падения и эвакуации ступеней?
Я тоже думал над этим, особенно когда МЧС месяц летала вертолетами по Свердловской и Пермской области в поисках ступени. Хотя, может им именно покатушки нужны. :twisted:
Должна быть целая система мероприятий, начиная от простейших. А цена вопроса-может оказаться выгоднее прицепить тормозной парашют и уменьшить эллипс падения, чем обходить траекторией промышленный район.
Вопрос куда, элементарный. Оптимизируется траектория. Оплачивается самый центр поля падения, обтягивается проволокой, садится дядька с ружжем в блиндаж. Ждем гостинца с неба :lol: Если не попали в мишень, страховка владельцам земли. Повысится точность, будет большой настрел - снизятся страховые взносы. Уменьшаются платежи за отчуждение земли. Дальше возможны траектории, которые раньше не проходили по полям. Арендовать 10 на 3 км можно и в Китае.
Если находить упавшие ступени очень быстро, тоже уменьшаются многие риски, никто не рванет пиропатрон, не стырит прибор, не растащит всякое дерьмо, не свезут к остаткам пару сотен дохлых овец.
Вот еще вариант неспасения - французы потребовали установить пиропатроны для быстрого затопления отработанных ступеней-интересный вариант.
ЦитироватьЦитировать1) Нет, ДУ САС сбрасывается до отделения 1-й ступени, в ролике который я постил выше заснят этот момент ( ссылка (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=810894#810894) ).
2) ГО отделяется намного позже. Вот картинка:
(http://xmages.net/storage/10/1/0/b/8/upload/37dbc13d.gif)
А высота в 20 км - это в районе сотой секунды, по моим скромным прикидкам. От сотой до 113-ой не так уж и далеко.
ДУ САС желательно сбросить еще раньше, чем сейчас делается. Скорее всего, сброс привязан к отделению боковых блоков, чтобы точки падения были рядом.
А если ДУ САС сбрасывать раньше и после отделения довыводить в район падения с помощью собственных двигателей?
ЦитироватьА если ДУ САС сбрасывать раньше и после отделения довыводить в район падения с помощью собственных двигателей?
В нынешнем варианте после отделения она полетит куда попало, никаких средств стабилизации направления нет. Она даже с прицепленным кораблём нуждается в дополнительных стабилизаторах.
Т.е. надо крылышки цеплять...
Это понятно. Кроме того видимо нужен управляющий РДТТ как на САС ПТК НП.