Завьялов Владимир Семенович, написал книгу о КБ ХИММАШ
http://zavjalov.okis.ru/
Читаю. Уже интересно!
Дважды пытался скачать - скачка ПДФ зависает :(
Чувствую, мы с Салом раздёргаем всю книгу на цитаты :) По люминалу-А материал в книге уникальный!
Огромное Вам спасибо за книгу и за присутствие на нашем форуме! :wink:
Афигеть! :shock:
ЦитироватьУ нас на площадке велись также работы с прямоточным двигателем Бондарюка /для «Бури»/. Эти работы
считались повышенной секретности и закрывались от нас занавесью. Пуски у них были красивые, ракета со старта уходила
молниеносно из-за мощного порохового разгонного двигателя.
У "Бури" было два жидкостных ускорителя.
ЦитироватьВ дальнейшем корабль «Восток» был переделан в первый космический разведчик. Он был принят на вооружение и под
маркой «Зенит» долгие годы серийно изготавливался в Златоусте и эксплуатировался в интересах ГРУ МО для
фотографирования интересующих объектов и районов дислокации.
Честно, не знал. Мне казалось, что "Зениты" сначала изготавливались на заводе ОКБ-1, а потом были переданы Дмитрию Козлову на серийный завод в Самару.
Нигде в описаниях продукции, выпускаемой в моём городе, не видел упоминания о "Зенитах".
ЦитироватьЦитироватьВ дальнейшем корабль «Восток» был переделан в первый космический разведчик. Он был принят на вооружение и под
маркой «Зенит» долгие годы серийно изготавливался в Златоусте и эксплуатировался в интересах ГРУ МО для
фотографирования интересующих объектов и районов дислокации.
Честно, не знал. Мне казалось, что "Зениты" сначала изготавливались на заводе ОКБ-1, а потом были переданы Дмитрию Козлову на серийный завод в Самару.
Нигде в описаниях продукции, выпускаемой в моём городе, не видел упоминания о "Зенитах".
Наверно это ошибка а в Златоусте изготовлялись ТДУ.
ЦитироватьРакета Р-11 имела дальность всего
250-150 км. в зависимости от нагрузки. На ней стоял двигатель Исаева. Ведущим конструктором по ракете был В.П.Макеев,
ранее работавший секретарем комитета ВЛКСМ ОКБ-1. Это была первая наша ракета на стойких компонентах. В
дальнейшем созданием ракет на стойких компонентах Королев не занимался. Эта тематика была передана в Днепропетровск
еще в 1954 году, куда главным конструктором из НИИ-88 перешел М.К.Янгель, поборник этой тематики.
Если говорить о Р-11, то она была передана в Златоуст на Завод №385, а главным конструктором завода назначен В. П. Макеев.
ЦитироватьАпрель 1955 г. - главным конструктором СКБ-385 и завода №385 назначен В. П. Макеев; одновременно он назначен заместителем главного конструктора С. П. Королёва по ракете Р-11.
...
Июнь 1955 г. - опытный завод №385 определён головным по производству ракет Р-11
"СКБ-385 КБ машиностроения ГРЦ им. Макеева"/ Военный парад, 2007 стр. 24
ЦитироватьС 1960 года разрабатывалась ракета Р-16, а с 1966 Р-16М /РС-20А или
«Сатана»/, которая стоит на вооружении до сих пор и составляет основу наших РВСН.
Здесь путаница в датах и названиях ракет.
Цитировать23 мая 1960 г. вышло постановление правительства о разработке ракеты Р-26 с выходом на летно-конструкторские испытания уже в декабре 1961 г.
<...>
ОКБ-586 М. К. Янгеля выступило с проектом тяжелой МБР Р-36 со стартовой массой порядка 180 т в двух вариантах: баллистическом и орбитальном. Предложение получило одобрение, и 16 апреля 1962 г. вышло постановление правительства № 346-160, которым ОКБ-586 поручалось создание тяжелой МБР Р-36, не имевшей аналогов за рубежом, с началом ЛКИ в баллистическом варианте — в IV квартале 1963 г., в орбитальном — в III квартале 1964 г.
<...>
В постановлении Совета Обороны от 27 августа 1969 г. было записано буквально следующее (приводится по воспроизводящим документам — решениям ВПК и коллегии MOM):
...
2. Одобрить представленный проект постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании ракетных комплексов Р-36М и усовершенствовании находящихся на боевом дежурстве комплексов Р-36
ПРИЗВАНЫ ВРЕМЕНЕМ ОТ ПРОТИВОСТОЯНИЯ К МЕЖДУНАРОДНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ Под общей редакцией Генерального конструктора, академика НАН Украины С. Н. Конюхова
ЦитироватьРакета УР-100 /межконтинентальная/ была принята на вооружение в 1966 году. В вариантах УР-100У и УР-100НУ она до сих пор находится на вооружении и также является основой РВСН.
Считаю, что фраза будет правильна в такой редакции:
Ракета УР-100 /межконтинентальная/ была принята на вооружение в 1966 году. В 1975 г. на вооружение была принята принципиально новая ракета УР-100Н с разделяющимися головными частями индивидуального наведения, размещаемая в модернизированных пусковых установках ОС-84, в которых ранее находилились ракеты 8К84 (УР-100). В настоящий момент на вооружении находится её модификация - ракета УР-100Н УТТХ, являющаяся одной из основных ракет РВСН.
ЦитироватьВ 1974 году комплекс Д-5У с 3-мя головными частями
был принят на вооружение.
Есть смысл отредактировать фразу.
"В 1974 г. на вооружение был принят комплекс Д-5У. Ракета Р-27У, входящая в комплекс, имела два варианта боевого оснащения: с моноблочной головной частью и с 3-мя головными частями рассеивающего типа".
ЦитироватьВ США, начиная с «Титана-2» все
боевые жидкостные ракеты делались на стойких компонентах.
Я даже не знаю, как изменить предложение, потому что после Титана-2 американцы прекратили использовать на маршевых ступенях жидкое топливо.
ЦитироватьКоролев предложил сделать «глобальную» ракету /ГР-1/, которая после вывода на орбиту ИСЗ при помощи
астроориентации обеспечивала точное поражение цели. Эта ракета имела 3 ступени. Глушко отказался делать двигатели для
28
первых ступеней. Впервые официально разработчиком двигателей 1-й и 2-й ступени был определен Кузнецов. На 3-й
ступени использовался двигатель Козберга /Воронеж/ со второй ступени ракеты Р-9. Этот двигатель тягой 30 тонн до сих
пор используется на всех пусках «Союзов».
Считаю необходимым полностью переписать эту часть. Например, так:
"Королев предложил сделать «глобальную» ракету /ГР-1/. Глушко отказался делать двигатели для первых ступеней. Впервые официально разработчиком двигателей 1-й и 2-й ступени был определен Кузнецов. На 3-й ступени использовался двигатель 8Д726, разработанный в ОКБ-1 на базе ЖРД 11Д33 (блок Л ракеты "Молния"). Разработки по этому двигателю легли в основу ЖРД 11Д58, применяемого на разгонных блоках Д и ДМ.
Наведение на цель обеспечивалось инерциальной системой. Точность попадания в цель обеспечивалась путём (далее цитируется по книге В.Е.Гудилина "РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ") "введения в состав головной части устройства, названного регулятором движения головной части.
Это устройство представляло собой коническую юбку, закреплённую в хвостовой части ГЧ и выполняющую роль дополнительного аэродинамического сопротивления. Параметры этой юбки выбирались такими, чтобы при её наличии обеспечивалась точность по дальности при перелете, а при её отсутствии - при недолете. "
ЦитироватьЦитироватьВ США, начиная с «Титана-2» все
боевые жидкостные ракеты делались на стойких компонентах.
Я даже не знаю, как изменить предложение, потому что после Титана-2 американцы прекратили использовать на маршевых ступенях жидкое топливо.
А может он имел в виду Лэнс? ;)
ЦитироватьС июня 1965г. велись проектные
проработки по водородным двигателям: 40т. для блока «Г» /Люлька/ и 7т. для блока «Д» /Исаев/.
Насколько я знаю, разгонный блок с ЖРД 11Д56 на 7 т. назывался блок Р, а блок с ЖРД 11Д57 на 40 т. - блок С.
См. "Ракетно-космическая корпорация Энергия имени С.П.Королёва. 1946-1996" стр.262-263
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьВ США, начиная с «Титана-2» все
боевые жидкостные ракеты делались на стойких компонентах.
Я даже не знаю, как изменить предложение, потому что после Титана-2 американцы прекратили использовать на маршевых ступенях жидкое топливо.
А может он имел в виду Лэнс? ;)
Да, про Ланс я подзабыл. Но это, пожалуй, единичный пример.
ЦитироватьЭтот двигатель (С5.98) и сейчас является непревзойденным в мире ЖРД. При тяге 2тс. и давлении в КС 100 атмосфер,
он имеет удельную тягу 225 сек.
Явная опечатка. 325 сек.
ЦитироватьДвигатель С5.98 проходит предварительно контрольно-технологические
огневые испытания без последующей переборки, но с «мокрой» нейтрализацией, позволяющей вести с ним последующие
работы в производственных цехах и на полигоне. Двигатель обеспечивает многоразовые включения. В конце 80-х годов он
по программе противоракетной обороны /в рамках «Наряд-В»/ проверялся на 75 включений, что так же является рекордным
для двигателей такой размерности с ТНА. В НПО им. Лавочкина с двигателем С5.92 осуществлялись различные полеты
автоматических аппаратов по исследованию Луны и Марса /в том числе проект «Фобос»/. На основании этих разработок был
создан разгонный блок «Фрегат» для РН «Союз». Он успешно эксплуатируется в настоящее время. В дальнейшем с этим
носителем и его модернизацией «Союз-2» он будет эксплуатироваться с Французкого полигона в Гвиане еще долгие годы. В
НПО имени Хруничева на основе этого двигателя разрабатывался орбитальный корабль в системе противоракетной обороны
/тема Наряд-В/. Конверсионным развитием этой системы стала РН «Рокот» /бывшие УР-100 и 11К35А/ с разгонным блоком
«Бриз» /сейчас он называется «Бриз-К» /бывшая ДУ ОК Наряда-В/.
Вы бы не могли рассказать о теме Наряд-В подробнее? Если можно, конечно.
П. С. тема про Наряд-В на сайте НК: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=1323
Ракета-носитель Циклон-2 ошибочно в 12 главе названа Циркон-2.
http://zavjalov.okis.ru/12.html
ЦитироватьПо плану Пентагона «Сноп-62» США могли нанести удар по 3423 целям.
СИОП-62. SIOP-62, 4 Single Integrated Operational Plan.
ЦитироватьВ 64 году КБ Макеева пришлось пережить такой же кризисный момент, как и 59 году с
Янгелем. Вопрос стоял о разработчике межконтинентальных ракет для ВМФ. ... Ракета наводилась на цель при помощи системы астрокоррекции и более точной
системы спутниковой навигации «Глонасс» через КА «Ураган».
Во всех открытых источниках говорится, что система ориентации - инерциальная с азимутальной астрокоррекцией.
Сигналы со спутников, скорее всего, использовались для уточнения положения подводной лодки.
ЦитироватьКо 2-му поколению ракет ВМФ можно отнести еще 2 ракеты, которые были приняты в опытную
эксплуатацию, но не пошли в серию. Ракета РСМ-25У /4К-18, позднее 4Д28/ двухступенчатая, разработана на основе РСМ-
25. Двигатель 2-й ступени 4Д-28 размещался в баке окислителя 1-й ступени. Ракета была разработана в 2-х вариантах: один с
3-мя разделяющимися головами без индивидуального наведения, другой с моноголовой пассивного наведения по
радиолокационному излучению надводных кораблей. Ракеты были приняты в опытную эксплуатацию единственной АПЛ
проекта 667АУ.
Вы спутали две ракеты: Р-27У (4К10У) и Р-27К (4К18).
Р-27У имела моноблочную либо трёхблочную головную часть, базировалась на РПКСН 667АУ. Из них: 4 РПКСН были переоборудованы в процессе строительства, а 8 - в процессе эксплуатации.
Р-27К имела головную часть, включавшую в себя:
- вторую ступень, обеспечивающую двухкратную выдачу корректирующего импульса
- пассивную систему самонаведения
- спецБЧ
ЦитироватьДважды пытался скачать - скачка ПДФ зависает :(
Спасибо за информацию, попробуйте еще раз. Сейчас вроде работает.
ЦитироватьЦитироватьЭтот двигатель (С5.98) и сейчас является непревзойденным в мире ЖРД. При тяге 2тс. и давлении в КС 100 атмосфер,
он имеет удельную тягу 225 сек.
Явная опечатка. 325 сек.
Конечно 325)
ЦитироватьЦитироватьРакета УР-100 /межконтинентальная/ была принята на вооружение в 1966 году. В вариантах УР-100У и УР-100НУ она до сих пор находится на вооружении и также является основой РВСН.
Считаю, что фраза будет правильна в такой редакции:
Ракета УР-100 /межконтинентальная/ была принята на вооружение в 1966 году. В 1975 г. на вооружение была принята принципиально новая ракета УР-100Н с разделяющимися головными частями индивидуального наведения, размещаемая в модернизированных пусковых установках ОС-84, в которых ранее находилились ракеты 8К84 (УР-100). В настоящий момент на вооружении находится её модификация - ракета УР-100Н УТТХ, являющаяся одной из основных ракет РВСН.
ИМХО, принципы, заложенные в УР-100Н остались те же.
А использовался ли где-то С5.69?
Кстати какой двигатель коррекции использовался на Салюте-2, -3, -5?
А разве там была не обычная ДУ Союза?
На Алмазах?
А выложить-то книгу на моём сайте
http://epizodsspace.no-ip.org/
можно?
Каюсь, не читал, только просмотрел.
Запоздало :oops:
Спасибо за книгу ! :wink:
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьВ дальнейшем корабль «Восток» был переделан в первый космический разведчик. Он был принят на вооружение и под
маркой «Зенит» долгие годы серийно изготавливался в Златоусте и эксплуатировался в интересах ГРУ МО для
фотографирования интересующих объектов и районов дислокации.
Честно, не знал. Мне казалось, что "Зениты" сначала изготавливались на заводе ОКБ-1, а потом были переданы Дмитрию Козлову на серийный завод в Самару.
Нигде в описаниях продукции, выпускаемой в моём городе, не видел упоминания о "Зенитах".
Наверно это ошибка а в Златоусте изготовлялись ТДУ.
ЗМЗ учавствовал в серийном изготовлении "Зенитов" в части изготовления ДУ. Документация на цельносварной вариант ТДУ передавалась из КБХМ (ОКБ-2) на ЗМЗ с 1962г. После принятия на вооружение она получила индекс 8Д66.
ЦитироватьА выложить-то книгу на моём сайте
http://epizodsspace.no-ip.org/
можно?
Каюсь, не читал, только просмотрел.
Конечно можно.
Спасибо за информацию.Обязательно прочитаю.
В юбилейной книге КБХМ "Главный конструктор" пишется, что в ДУ Глонассов 17Д92 использовался С5.217. В Вашей книге утверждается, что С5.207. У кого ошибка?
Если не затруднит: какое давление в КС у 11Д425 и 11Д425А?
В красной энциклопедии "Космос" приведена цифра 131,5 и 147,1 атм соответственно. Не многовато?
ЦитироватьВ юбилейной книге КБХМ "Главный конструктор" пишется, что в ДУ Глонассов 17Д92 использовался С5.217. В Вашей книге утверждается, что С5.207. У кого ошибка?
Правильно С5.217
Уважаемый Владимир Семенович! Ваша книга напомнила события 25 летней давности. Вопрос, который выпал у меня из памяти. :oops:
Где заправлялись шприц-клапаны 11Д442? Не припоминаю каких-либо отдельных операций при заправке ДУ ТКС.
ЦитироватьЕсли не затруднит: какое давление в КС у 11Д425 и 11Д425А?
В красной энциклопедии "Космос" приведена цифра 131,5 и 147,1 атм соответственно. Не многовато?
Двигатели 11Д425, 11Д425А и двигатель С5.61 имеют одинаковую КС (конструктор КС М.Я.Ануфриева). Двигатель С5.61, который доставил на Землю лунный грунт, был форсирован и имел давление в КС 92,3 атм. Давление в КС двигателей 425 и 425А было немного меньше около 90 атм. точно не помню.
ЦитироватьУважаемый Владимир Семенович! Ваша книга напомнила события 25 летней давности. Вопрос, который выпал у меня из памяти. :oops:
Где заправлялись шприц-клапаны 11Д442? Не припоминаю каких-либо отдельных операций при заправке ДУ ТКС.
Не могу нечем помочь. Я работал ведущим конструктором двигателя 11Д442 только до февраля 1974 г. К этому времени были закончены ЗДИ и получено заключение на поставку двигателей на первые ЛКИ.
ЦитироватьЦитироватьВ юбилейной книге КБХМ "Главный конструктор" пишется, что в ДУ Глонассов 17Д92 использовался С5.217. В Вашей книге утверждается, что С5.207. У кого ошибка?
Правильно С5.217
ЦитироватьЦитироватьЕсли не затруднит: какое давление в КС у 11Д425 и 11Д425А?
В красной энциклопедии "Космос" приведена цифра 131,5 и 147,1 атм соответственно. Не многовато?
Двигатели 11Д425, 11Д425А и двигатель С5.61 имеют одинаковую КС (конструктор КС М.Я.Ануфриева). Двигатель С5.61, который доставил на Землю лунный грунт, был форсирован и имел давление в КС 92,3 атм. Давление в КС двигателей 425 и 425А было немного меньше около 90 атм. точно не помню.
Спасибо! :wink:
Владимир Семенович, добрый день!
Очень рад, что "разродились" книгой!!!
Книга пока не качается, видимо много желающих :D
Если надо будет проконсультироваться, Вы еще работаете? По инету не очень удобно.
Книга выложена также и тут
http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/zavyalov/rabota-v-kb.pdf
Если будут исправления/дополнения - я обновлю файл, сообщите.
ЦитироватьКнига выложена также и тут
http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/zavyalov/rabota-v-kb.pdf
Спасибо, скачал!
Владимир Семёнович, в статье Кузина со товарищи в списке работ КБХМ по метану упоминаются два проекта двигателей для ГРЦ:
Цитировать• работы КБХМ им. А.М. Исаева, включая:
а) проектные проработки По исследованию кислородно-метанового двигателя в 1994 году в рамках НИР «Свеча», включая испытания
двигателя С7.84.140-0;
б) автономные испьrrания натурного газогенератора двигателя КВД1 на топливе «СПГ+ кислород», 13 включений ГГ подтвердили его работоспособность. В процессе испытаний были проверены режимы работы газогенератора в диапазоне давлений 30...65 кг/см2 при соотношении компонентов 0,30...0,65 (1996 год);
в) огневые испытания в 1 997 году рулевого блока двигателя КВД1 на компонентах топлива «жидкий кислород + природный газ».
В процессе испытания было сделано 6 включений блока с суммарной наработкой более 450 с;
г) 5 огневых испытаний полноразмерного двигателя КВД1, доработанного для использования топлива «СПГ + кислород», которые подтвердили принципиальную возможность создания ЖРД на этом топливе (1997 год);
д) разработка в 1999 году по исходным данным ОАО «ГРЦ им. академика В.П. Макеева» технического предложения «Кислородно-метановый двигатель тягой 30 тс (четырехкамерный)»;
е) экспериментальные работы на базе двигателя КВД1 (по контракту с фирмой Snecma), в ходе которых исследовались возможности создания кислородно-метанового ЖРД для РН типа «Ариан» (2005...2007 годы);
ж) огневые испытания модельной камеры тягой 200 кгс (по теме Метан-2» по контракту с фирмой Aerojet), подтвердившие возможность использования СПГ для охлаждения камеры в реальных условиях охлаждающего тракта камеры (2005...2007 годы);
з) разработка и изготовление двигателя демонстратора С5.86.1 000-0 тягой 7,5 те для пары топлива «жидкий кислород + СПГ» в
2006 году в рамках ОКР «двигатель-2015-КБХМ»;
и) проведение в рамках ОКР «Двигатель-2015-КБХМ» огневых испытаний (в 2007 и 2009 году) двух экземпляров двигателя
С5.86.1000-0 на стенде НИЦ РКП продолжительностью 68 с и 60 с. Подтверждение этими испытаниями правильиости принятых конструктивных решений и стабильности характеристик двигателей на режимах с различными сочетаниями тяги и соотношения расходов компонентов;
к) разработка в 2008 году по исходным данным ОАО «ГРЦ им. академика В.П. Макеева» технического предложения «Кислородно-метановый двигатель тягой 30 тс (однокамерный)»;
л) запланированное на 2010 год в рамках ОКР «Двигатель-2015-КБХМ» огневое ресурсное испытание двигателя С5.86.1000-0 со временем работы не менее 1000 с для экспериментальной проверки отсутствия накопления твердой фазы как в тракте охлаждения камеры, так и в газовом тракте;
м) планируемые в 20 1 1 году работы по доработке двигателя С5.86.1000-0 в части турбонасосиого агрегата и камеры с целью оптимизации работы двигателя на стационарных режимах и запуска двигателя;
• проработки варианта РН «Ангара» с использованием топлива «метан + кислород» (ЦНИИмаш, ИЦ им. М.В. Келдыша).
В Вашей книге упоминания об этих работах не нашёл. Что-нибудь добавить по ним можете?
Кроме того вот об этом, что-то можете добавить?
http://www.kerc.msk.ru/ipg/development/rb2.pdf
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/61137.jpg)
С5.149 это метановый вариант С5.92?
А об этом ничего не слышали?
http://krasm.com/doc.php?id=1020
ЦитироватьВ планах на будущее у ОАО «Красмаш» - создание нового ЖРД на дешевых и экологически чистых компонентах ракетного топлива: сжиженном природном газе и кислороде. Применение такого ЖРД позволит разработать эффективную и малозатратную ракету-носитель нового поколения.
ЦитироватьЦитироватьЕсли не затруднит: какое давление в КС у 11Д425 и 11Д425А?
В красной энциклопедии "Космос" приведена цифра 131,5 и 147,1 атм соответственно. Не многовато?
Двигатели 11Д425, 11Д425А и двигатель С5.61 имеют одинаковую КС (конструктор КС М.Я.Ануфриева). Двигатель С5.61, который доставил на Землю лунный грунт, был форсирован и имел давление в КС 92,3 атм. Давление в КС двигателей 425 и 425А было немного меньше около 90 атм. точно не помню.
Из главы о Блоке И:
ЦитироватьКС разгонного двигателя нашла широкое применение в последующих разработках КБХМ. Она слетала на Луну в составе возвратного двигателя, доставившего на Землю лунный грунт, и в двигателях доставивших на Луну «Луноходы». С форсированным режимом и увеличенной высотностью сопла она использовалась в автоматических марсианских станциях. В двигателе системы «Наряд-В» эта КС проверялась на 75 включений и это при тяге 2 т. и с турбонасосной системой подачи. После небольшой доработки форсунок завесы КС используется в двигателях РБ «Бриз-К» РН «Рокот», «Бриз-М» РН «Протон-М» и «Фрегат» РН «Союз» и «Союз-2». С ресурсом работы в «Бриз-М» 3200 сек., при давлении 100 атм. двигатель с этой КС является непревзойденным мировым лидером в своем классе
Т.е. всё-таки двигатель форсировался?
Кстати, на 11Д422 тоже КС от С5.51-С5.61 использовалась?
И на 11Д417?
Две темы, которые возможно Вас заинтересуют:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=581
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=9898
ЦитироватьВладимир Семёнович, в статье Кузина со товарищи в списке работ КБХМ по метану упоминаются два проекта двигателей для ГРЦ:
Цитировать• работы КБХМ им. А.М. Исаева, включая:
а) проектные проработки По исследованию кислородно-метанового двигателя в 1994 году в рамках НИР «Свеча», включая испытания
двигателя С7.84.140-0;
б) автономные испьrrания натурного газогенератора двигателя КВД1 на топливе «СПГ+ кислород», 13 включений ГГ подтвердили его работоспособность. В процессе испытаний были проверены режимы работы газогенератора в диапазоне давлений 30...65 кг/см2 при соотношении компонентов 0,30...0,65 (1996 год);
в) огневые испытания в 1 997 году рулевого блока двигателя КВД1 на компонентах топлива «жидкий кислород + природный газ».
В процессе испытания было сделано 6 включений блока с суммарной наработкой более 450 с;
г) 5 огневых испытаний полноразмерного двигателя КВД1, доработанного для использования топлива «СПГ + кислород», которые подтвердили принципиальную возможность создания ЖРД на этом топливе (1997 год);
д) разработка в 1999 году по исходным данным ОАО «ГРЦ им. академика В.П. Макеева» технического предложения «Кислородно-метановый двигатель тягой 30 тс (четырехкамерный)»;
е) экспериментальные работы на базе двигателя КВД1 (по контракту с фирмой Snecma), в ходе которых исследовались возможности создания кислородно-метанового ЖРД для РН типа «Ариан» (2005...2007 годы);
ж) огневые испытания модельной камеры тягой 200 кгс (по теме Метан-2» по контракту с фирмой Aerojet), подтвердившие возможность использования СПГ для охлаждения камеры в реальных условиях охлаждающего тракта камеры (2005...2007 годы);
з) разработка и изготовление двигателя демонстратора С5.86.1 000-0 тягой 7,5 те для пары топлива «жидкий кислород + СПГ» в
2006 году в рамках ОКР «двигатель-2015-КБХМ»;
и) проведение в рамках ОКР «Двигатель-2015-КБХМ» огневых испытаний (в 2007 и 2009 году) двух экземпляров двигателя
С5.86.1000-0 на стенде НИЦ РКП продолжительностью 68 с и 60 с. Подтверждение этими испытаниями правильиости принятых конструктивных решений и стабильности характеристик двигателей на режимах с различными сочетаниями тяги и соотношения расходов компонентов;
к) разработка в 2008 году по исходным данным ОАО «ГРЦ им. академика В.П. Макеева» технического предложения «Кислородно-метановый двигатель тягой 30 тс (однокамерный)»;
л) запланированное на 2010 год в рамках ОКР «Двигатель-2015-КБХМ» огневое ресурсное испытание двигателя С5.86.1000-0 со временем работы не менее 1000 с для экспериментальной проверки отсутствия накопления твердой фазы как в тракте охлаждения камеры, так и в газовом тракте;
м) планируемые в 20 1 1 году работы по доработке двигателя С5.86.1000-0 в части турбонасосиого агрегата и камеры с целью оптимизации работы двигателя на стационарных режимах и запуска двигателя;
• проработки варианта РН «Ангара» с использованием топлива «метан + кислород» (ЦНИИмаш, ИЦ им. М.В. Келдыша).
В Вашей книге упоминания об этих работах не нашёл. Что-нибудь добавить по ним можете?
Кроме того вот об этом, что-то можете добавить?
http://www.kerc.msk.ru/ipg/development/rb2.pdf
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/61137.jpg)
С5.149 это метановый вариант С5.92?
А об этом ничего не слышали?
http://krasm.com/doc.php?id=1020ЦитироватьВ планах на будущее у ОАО «Красмаш» - создание нового ЖРД на дешевых и экологически чистых компонентах ракетного топлива: сжиженном природном газе и кислороде. Применение такого ЖРД позволит разработать эффективную и малозатратную ракету-носитель нового поколения.
Просмотрел все, что было написано в Форуме о метановых ЖРД, поэтому задержался с ответом. "Бумаги" действительно наплодили много. в этом деле есть и небольшой вклад КБХМ, видимо пропорционально полученным деньгам. Для ГРЦ ТП делали бесплатно. Один вариант для возвращаемой 1-й ступени, другой для промежуточного варианта 2-й ступени "Русь-М". За прошедшие 20 лет практических результатов, полученных в "железе" крайне мало. Эксперименты в различных фирмах проводились на агрегтах и двигателях, не отвечающим специфике и особенностям метановых ЖРД. Наиболее близко к натурному двигателю приблизилось КБХМ. Но его настоящий демонстрационный двигатель может быть изготовлен и испытан только в 2012 году. Нужно доработать КС (форсуночная головка готова) и собрать двигатель (ТНА изготовлен). Вообще работы по метановым ЖРД напоминают бег на месте. Почему так получилось, попробую объяснить, как я это понимаю. На конференции в Нордвейке в 2001 году представитель ЕКА (или КНЕС) выступила с докладом о перспективах замены твердотопливных ускорителей Ариана-5 на жидкостные с метаном. Акцентировалось внимание не столько на увеличение ПГ, сколько на повышение конкурентноспособностипри при проведении пусковых услуг с другими государствами. После нее с докладами выступили: я от КБХМ и В.Д.Горохов от КБХА. К нам было много вопросов. Они касались результатов испытаний двигателя КБХМ и работ КБХА по возможности перевода двигателя РД-0120 на метан. С тех пор работы ЕКА по внедрению метана проводятся целеноправлено. По Ариану-5 пока проводятся работы по совершенствованию твердотопливных ускорителей с целью увеличения веса, выводимой ПН. По внедрению метана работы ведутся в двух направлениях: непосредственно по ускорителю и по двигателю демонстратору небольшой размерности. В этих работах участвует и РФ в рамках НИР "Волга" и "Урал". Свой двигатель демонстратор ЕКА поручило разработать Италии, как компенсацию за прекращение в будущем работ по изготовлению твердотопливных ускорителей Ариана-5. Этот двигатель демонстратор имеет и реально прикладное значение. В качестве 3-й ступени РН легкого класса "Вега" он может отобрать часть полезных нагрузок у "Союза-СТ". Я хочу подчеркнуть, что внедрение метана в ЕКА идет применительнок реально существующим носителям. У нас до сих пор не ясно на каком носителе он будет применяться, и с какой целью будет использоваться этот РН. Господствует мнение, что метан нужен только для МТКС, которая неизвестно когда будет, поэтму нужно заниматься НИР, а на ОКР переходить рано. (Я не считаю "Двигатель 2015" настоящей ОКР). Создание первого этапа МТКС ("МРКС-1") планируется на 2022 год. К этому времени все места на "стацонаре" будут заняты объектами типа "Экспресс-АМ4" со САС 15 лет и числом транспондеровпорядка 100 единиц различного назначения. Количество запусков для замены действующих объектов на "стационаре" будут единичными. и для этой цели создание МТКС на основе носителей тяжелого класса не имеет смысла. Кстати цена цена этих объектов на "стационаре" на порядок выше стоимости носителя. МТКС целесообразна для вывода различных объектов (типа ДЗЗ) на низкие орбиты, а такие объекты выводятся преимущественно РН легкого класса. и их масса непрерывно уменьшается. Нужен ли метан в этих условиях? Конечно, нужен. В первую очередь для первых ступеней новых ракет от легкого до сверхтяжелого класса, которые при педении на землю или воду не будут представлять экологической опасности. Важным фактором является его низкая стоимость и надежность ЖРД на метане по "сладкой" схеме, особенно для пилотируемых полетов. Какие же работы в настоящее время следует проводить по метану в средствах выведения. Я высказываю только свою точку зрения. Сейчас наша конкурентноспособность в средствах выведения осовывается на разработках 60-х годов ( "Союз", "Протон"). Значительную роль при этом играет стоимость товарных ЖРД. "ЦСКБ-Прогресс" выбран правильный путь эволюционного развития еще "королевской" семерки. Значительно труднее положение ЦиХ. В настоящее время большинство пусков "Протона-М" проводится в комерческих целях. Это дает возможность проводить самостоятельную финансовую и техническую политику, а также глубокую модернизацию производственной базы, включая свои филиалы. "Ангара" при стартах с Плесецка может заменить "Протон" при выполнении государственных заказов. но она совершенно не годится для выполнения комерческих пусков. Только за счет стоимости двигателя РД-191 мы проиграем в пусковых услугах РН США,Европы и Китая. Пока будут продолжаться пуски "Протона-М" с Байконура нужно отработать метановый ЖРД для УРМ-1. Особое внимание при проектировании двигателя в КБХА нужно обратить на товарную стоимость образца при серийном изготовлении на ВМЗ в кооперации с другими двигательными производствами ЦиХ. Хорошо бы при этом заинтересовать Газпром. И последнее. Применение метана возможно не только на первых ступенях перспективных РН, но и на других ступенях, включая РБ. Одной из первых таких работ может быть создание метановых РБ для замены "Фрегата", "Фрегата-СБ" и "Бриза-М". Отвечая на ваш вопрос, сообщаю, что метановый двигатель для замены на "Фрегате" имеет индекс С5.151, а не С5.149. как указано в таблице. Для "Фрегата-СБ" и "Бриза-М" оптимальная размерность по материалам технических предложений КБХМ - 4тс. Время работы в двигателе "Бриз-М" следует сократить с 3200сек. в два раза.
ЦитироватьВладимир Семёнович, в статье Кузина со товарищи в списке работ КБХМ по метану упоминаются два проекта двигателей для ГРЦ:
Цитировать• работы КБХМ им. А.М. Исаева, включая:
а) проектные проработки По исследованию кислородно-метанового двигателя в 1994 году в рамках НИР «Свеча», включая испытания
двигателя С7.84.140-0;
б) автономные испьrrания натурного газогенератора двигателя КВД1 на топливе «СПГ+ кислород», 13 включений ГГ подтвердили его работоспособность. В процессе испытаний были проверены режимы работы газогенератора в диапазоне давлений 30...65 кг/см2 при соотношении компонентов 0,30...0,65 (1996 год);
в) огневые испытания в 1 997 году рулевого блока двигателя КВД1 на компонентах топлива «жидкий кислород + природный газ».
В процессе испытания было сделано 6 включений блока с суммарной наработкой более 450 с;
г) 5 огневых испытаний полноразмерного двигателя КВД1, доработанного для использования топлива «СПГ + кислород», которые подтвердили принципиальную возможность создания ЖРД на этом топливе (1997 год);
д) разработка в 1999 году по исходным данным ОАО «ГРЦ им. академика В.П. Макеева» технического предложения «Кислородно-метановый двигатель тягой 30 тс (четырехкамерный)»;
е) экспериментальные работы на базе двигателя КВД1 (по контракту с фирмой Snecma), в ходе которых исследовались возможности создания кислородно-метанового ЖРД для РН типа «Ариан» (2005...2007 годы);
ж) огневые испытания модельной камеры тягой 200 кгс (по теме Метан-2» по контракту с фирмой Aerojet), подтвердившие возможность использования СПГ для охлаждения камеры в реальных условиях охлаждающего тракта камеры (2005...2007 годы);
з) разработка и изготовление двигателя демонстратора С5.86.1 000-0 тягой 7,5 те для пары топлива «жидкий кислород + СПГ» в
2006 году в рамках ОКР «двигатель-2015-КБХМ»;
и) проведение в рамках ОКР «Двигатель-2015-КБХМ» огневых испытаний (в 2007 и 2009 году) двух экземпляров двигателя
С5.86.1000-0 на стенде НИЦ РКП продолжительностью 68 с и 60 с. Подтверждение этими испытаниями правильиости принятых конструктивных решений и стабильности характеристик двигателей на режимах с различными сочетаниями тяги и соотношения расходов компонентов;
к) разработка в 2008 году по исходным данным ОАО «ГРЦ им. академика В.П. Макеева» технического предложения «Кислородно-метановый двигатель тягой 30 тс (однокамерный)»;
л) запланированное на 2010 год в рамках ОКР «Двигатель-2015-КБХМ» огневое ресурсное испытание двигателя С5.86.1000-0 со временем работы не менее 1000 с для экспериментальной проверки отсутствия накопления твердой фазы как в тракте охлаждения камеры, так и в газовом тракте;
м) планируемые в 20 1 1 году работы по доработке двигателя С5.86.1000-0 в части турбонасосиого агрегата и камеры с целью оптимизации работы двигателя на стационарных режимах и запуска двигателя;
• проработки варианта РН «Ангара» с использованием топлива «метан + кислород» (ЦНИИмаш, ИЦ им. М.В. Келдыша).
В Вашей книге упоминания об этих работах не нашёл. Что-нибудь добавить по ним можете?
Кроме того вот об этом, что-то можете добавить?
http://www.kerc.msk.ru/ipg/development/rb2.pdf
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/61137.jpg)
С5.149 это метановый вариант С5.92?
А об этом ничего не слышали?
http://krasm.com/doc.php?id=1020ЦитироватьВ планах на будущее у ОАО «Красмаш» - создание нового ЖРД на дешевых и экологически чистых компонентах ракетного топлива: сжиженном природном газе и кислороде. Применение такого ЖРД позволит разработать эффективную и малозатратную ракету-носитель нового поколения.
Просмотрел все, что было написано в Форуме о метановых ЖРД, поэтому задержался с ответом. "Бумаги" действительно наплодили много. в этом деле есть и небольшой вклад КБХМ, видимо пропорционально полученным деньгам. Для ГРЦ ТП делали бесплатно. Один вариант для возвращаемой 1-й ступени, другой для промежуточного варианта 2-й ступени "Русь-М". За прошедшие 20 лет практических результатов, полученных в "железе" крайне мало. Эксперименты в различных фирмах проводились на агрегтах и двигателях, не отвечающим специфике и особенностям метановых ЖРД. Наиболее близко к натурному двигателю приблизилось КБХМ. Но его настоящий демонстрационный двигатель может быть изготовлен и испытан только в 2012 году. Нужно доработать КС (форсуночная головка готова) и собрать двигатель (ТНА изготовлен). Вообще работы по метановым ЖРД напоминают бег на месте. Почему так получилось, попробую объяснить, как я это понимаю. На конференции в Нордвейке в 2001 году представитель ЕКА (или КНЕС) выступила с докладом о перспективах замены твердотопливных ускорителей Ариана-5 на жидкостные с метаном. Акцентировалось внимание не столько на увеличение ПГ, сколько на повышение конкурентноспособностипри при проведении пусковых услуг с другими государствами. После нее с докладами выступили: я от КБХМ и В.Д.Горохов от КБХА. К нам было много вопросов. Они касались результатов испытаний двигателя КБХМ и работ КБХА по возможности перевода двигателя РД-0120 на метан. С тех пор работы ЕКА по внедрению метана проводятся целеноправлено. По Ариану-5 пока проводятся работы по совершенствованию твердотопливных ускорителей с целью увеличения веса, выводимой ПН. По внедрению метана работы ведутся в двух направлениях: непосредственно по ускорителю и по двигателю демонстратору небольшой размерности. В этих работах участвует и РФ в рамках НИР "Волга" и "Урал". Свой двигатель демонстратор ЕКА поручило разработать Италии, как компенсацию за прекращение в будущем работ по изготовлению твердотопливных ускорителей Ариана-5. Этот двигатель демонстратор имеет и реально прикладное значение. В качестве 3-й ступени РН легкого класса "Вега" он может отобрать часть полезных нагрузок у "Союза-СТ". Я хочу подчеркнуть, что внедрение метана в ЕКА идет применительнок реально существующим носителям. У нас до сих пор не ясно на каком носителе он будет применяться, и с какой целью будет использоваться этот РН. Господствует мнение, что метан нужен только для МТКС, которая неизвестно когда будет, поэтму нужно заниматься НИР, а на ОКР переходить рано. (Я не считаю "Двигатель 2015" настоящей ОКР). Создание первого этапа МТКС ("МРКС-1") планируется на 2022 год. К этому времени все места на "стацонаре" будут заняты объектами типа "Экспресс-АМ4" со САС 15 лет и числом транспондеровпорядка 100 единиц различного назначения. Количество запусков для замены действующих объектов на "стационаре" будут единичными. и для этой цели создание МТКС на основе носителей тяжелого класса не имеет смысла. Кстати цена цена этих объектов на "стационаре" на порядок выше стоимости носителя. МТКС целесообразна для вывода различных объектов (типа ДЗЗ) на низкие орбиты, а такие объекты выводятся преимущественно РН легкого класса. и их масса непрерывно уменьшается. Нужен ли метан в этих условиях? Конечно, нужен. В первую очередь для первых ступеней новых ракет от легкого до сверхтяжелого класса, которые при педении на землю или воду не будут представлять экологической опасности. Важным фактором является его низкая стоимость и надежность ЖРД на метане по "сладкой" схеме, особенно для пилотируемых полетов. Какие же работы в настоящее время следует проводить по метану в средствах выведения. Я высказываю только свою точку зрения. Сейчас наша конкурентноспособность в средствах выведения осовывается на разработках 60-х годов ( "Союз", "Протон"). Значительную роль при этом играет стоимость товарных ЖРД. "ЦСКБ-Прогресс" выбран правильный путь эволюционного развития еще "королевской" семерки. Значительно труднее положение ЦиХ. В настоящее время большинство пусков "Протона-М" проводится в комерческих целях. Это дает возможность проводить самостоятельную финансовую и техническую политику, а также глубокую модернизацию производственной базы, включая свои филиалы. "Ангара" при стартах с Плесецка может заменить "Протон" при выполнении государственных заказов. но она совершенно не годится для выполнения комерческих пусков. Только за счет стоимости двигателя РД-191 мы проиграем в пусковых услугах РН США,Европы и Китая. Пока будут продолжаться пуски "Протона-М" с Байконура нужно отработать метановый ЖРД для УРМ-1. Особое внимание при проектировании двигателя в КБХА нужно обратить на товарную стоимость образца при серийном изготовлении на ВМЗ в кооперации с другими двигательными производствами ЦиХ. Хорошо бы при этом заинтересовать Газпром. И последнее. Применение метана возможно не только на первых ступенях перспективных РН, но и на других ступенях, включая РБ. Одной из первых таких работ может быть создание метановых РБ для замены "Фрегата", "Фрегата-СБ" и "Бриза-М". Отвечая на ваш вопрос, сообщаю, что метановый двигатель для замены на "Фрегате" имеет индекс С5.151, а не С5.149. как указано в таблице. Для "Фрегата-СБ" и "Бриза-М" оптимальная размерность по материалам технических предложений КБХМ - 4тс. Время работы в двигателе "Бриз-М" следует сократить с 3200сек. в два раза.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЕсли не затруднит: какое давление в КС у 11Д425 и 11Д425А?
В красной энциклопедии "Космос" приведена цифра 131,5 и 147,1 атм соответственно. Не многовато?
Двигатели 11Д425, 11Д425А и двигатель С5.61 имеют одинаковую КС (конструктор КС М.Я.Ануфриева). Двигатель С5.61, который доставил на Землю лунный грунт, был форсирован и имел давление в КС 92,3 атм. Давление в КС двигателей 425 и 425А было немного меньше около 90 атм. точно не помню.
Из главы о Блоке И:
ЦитироватьКС разгонного двигателя нашла широкое применение в последующих разработках КБХМ. Она слетала на Луну в составе возвратного двигателя, доставившего на Землю лунный грунт, и в двигателях доставивших на Луну «Луноходы». С форсированным режимом и увеличенной высотностью сопла она использовалась в автоматических марсианских станциях. В двигателе системы «Наряд-В» эта КС проверялась на 75 включений и это при тяге 2 т. и с турбонасосной системой подачи. После небольшой доработки форсунок завесы КС используется в двигателях РБ «Бриз-К» РН «Рокот», «Бриз-М» РН «Протон-М» и «Фрегат» РН «Союз» и «Союз-2». С ресурсом работы в «Бриз-М» 3200 сек., при давлении 100 атм. двигатель с этой КС является непревзойденным мировым лидером в своем классе
Т.е. всё-таки двигатель форсировался?
Кстати, на 11Д422 тоже КС от С5.51-С5.61 использовалась?
И на 11Д417?
В ДУ С5.51 (11Д68) блока "И" комплекса Н1-Л3 было два двигателя: двухкамерный одноразовый разгонный (самостоятельного индекса не имел) и СКД С5.62 (на первом этапе отработки пытались использовать двигатель С5.60 от ДУ С5.35 КК "Союз"). Разгонный двигатель имел тягу 3300 кг. Вот его КС применялась во многих двигателях. последовательно увеличивая их тягу с 1650 кг до 2000 кг. Двигатель С5.62 первый в СССР проходил КТИ без переборки с последующей химической нейтрализацией на стенде. С5.62 сборочной единицей входит в состав двигателя 11Д442 после доработки в сборочном цехе. Каждый товарный двигатель 11Д442 проходит КТИ в составе С5.62. Затем от товарной партии из 3-х двигателей один проходит КВИ на полуторный ресурс по времени работы и числу включений.
Спасибо за ответы! :wink:
ЦитироватьВ ДУ С5.51 (11Д68) блока "И" комплекса Н1-Л3 было два двигателя: двухкамерный одноразовый разгонный (самостоятельного индекса не имел) и СКД С5.62 (на первом этапе отработки пытались использовать двигатель С5.60 от ДУ С5.35 КК "Союз"). Разгонный двигатель имел тягу 3300 кг. .
Еще раз спасибо Владимир Семенович :wink:
Пока нашел только пару снимков блока И ...
(http://s017.radikal.ru/i407/1110/f8/0a8fb50a171b.jpg)
(http://s017.radikal.ru/i439/1110/d3/4696c5a92257.jpg)
Вопрос - как это выглядело со стороны сопел ? На снимки не надеюсь,
хотя бы рисунком. Тут многим интересно, как выглядел ЛОК со стороны
двигательного отсека, кому для модели в реале, а кому в виртуале :)
отголоски истории вопроса тут:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=4208&start=1065
(http://s017.radikal.ru/i407/1110/f8/0a8fb50a171b.jpg)
Слева внизу и в центре вверху это сопла выхлопных патрубков ТНА с двухстепенными карданами?
http://zavjalov.okis.ru/11.html
ЦитироватьНаиболее конкретно наши предложения были восприняты в НПО «Энергия». В это время там полным ходом шли работы по РН «Аврора» и начались первые пуски «Морского старта». РН «Аврора», как и РН «Ямал» имела стартовый вес 135 тонн.
Стартовый вес 135 тонн имела ракета лёгкого класса "Аврора-L.SK", где Блок-ДМ использовался в качестве второй ступени.
РН "Аврора" среднего класса имела стартовую массу 376 т:
ЦитироватьНПО «Энергия» в своих разработках по РН «Ямал» и «Аврора» рассматривало в составе РБ «Корвет» и «Таймыр» 2-х тонного двигателя на кислороде и керосине.
Владимир Семенович, не это эмблема КБХМ для штампа чертежа?
(http://s003.radikal.ru/i201/1111/3c/ad75d936952f.jpg) (http://www.radikal.ru)
ЦитироватьА использовался ли где-то С5.69?
Кстати какой двигатель коррекции использовался на Салюте-2, -3, -5?
Пишу по памяти. На ДОС-1 – ДОС-4 стояла ДУ С5.66. на основе ДУ С5.35. но с двойным комплектов топливных баков – «верблюд», как называл ее А.М.Исаев. На ДОС 5-1 и ДОС 5-2 стояли по два двигателя С5.69. ДУ разработало и изготовило ЦКБЭМ.. Она была с сильфонными баками для повторных заправок (разработчик В.С.Овчинников). С ДОС -7 применялись двигатели С5.79, отличающиеся от С5.69 только качанием в кардане. Эти двигатели до сих стоят в составе МКС. Недавно ими проводилась коррекция орбиты станции
ЦитироватьЦитироватьРакета УР-100 /межконтинентальная/ была принята на вооружение в 1966 году. В вариантах УР-100У и УР-100НУ она до сих пор находится на вооружении и также является основой РВСН.
Считаю, что фраза будет правильна в такой редакции:
Ракета УР-100 /межконтинентальная/ была принята на вооружение в 1966 году. В 1975 г. на вооружение была принята принципиально новая ракета УР-100Н с разделяющимися головными частями индивидуального наведения, размещаемая в модернизированных пусковых установках ОС-84, в которых ранее находилились ракеты 8К84 (УР-100). В настоящий момент на вооружении находится её модификация - ракета УР-100Н УТТХ, являющаяся одной из основных ракет РВСН.
Постараюсь учесть все ваши замечания при корректировке. Спасибо.
Спасибо! :wink:
ЦитироватьЦитироватьА использовался ли где-то С5.69?
Кстати какой двигатель коррекции использовался на Салюте-2, -3, -5?
Пишу по памяти. На ДОС-1 – ДОС-4 стояла ДУ С5.66. на основе ДУ С5.35. но с двойным комплектов топливных баков – «верблюд», как называл ее А.М.Исаев. На ДОС 5-1 и ДОС 5-2 стояли по два двигателя С5.69. ДУ разработало и изготовило ЦКБЭМ.. Она была с сильфонными баками для повторных заправок (разработчик В.С.Овчинников). С ДОС -7 применялись двигатели С5.79, отличающиеся от С5.69 только качанием в кардане. Эти двигатели до сих стоят в составе МКС. Недавно ими проводилась коррекция орбиты станции
На ДОС-6 тоже видимо С5.79:
http://engine.aviaport.ru/issues/02/page10.html
А на ОПС-1 -ОПС-7?
Первый спутник земли в 1957г.,весом всего 81кг.,первый полёт человека в космос в один виток,это всё для меня такое родное,это в моё детство проходило.Меня всё интересует и такая удача книга Завьялова.Спасибо Владимир Семёнович.Жалко скачать не получается,попробую распечатать.
Написана новая глава к книге о работе в КБ ХИММАШ ссылка http://zavjalov.okis.ru/glava19.html
http://www.khrunichev.ru/main.php?id=4&nid=2383
ЦитироватьНовости партнеров и филиалов
В Конструкторском бюро химического машиностроения имени А.М. Исаева состоялась научно-техническая конференция, посвященная 60-летию образования ОКБ-2 и ОКБ-3
16.03.2012
14 марта 2012 года в Конструкторском бюро химического машиностроения имени А.М.Исаева прошла научно-техническая конференция, посвященная 60-летию образования ОКБ-2 и ОКБ-3 в составе НИИ-88. На конференцию были приглашены специалисты, рабочие КБхиммаш им. А.М. Исаева, а также ветераны предприятия и гости смежных предприятий ( РКК «Энергия им. С. П. Королёва»,НПО ИТ, «Корпорация «Тактическое пакетное вооружение», Королёвский Космический Колледж Машиностроения и Технологий,– Администрация г. Королёв, ГКНПЦ им.М.В. Хруничева,Компомаш – ТЭК,ФГУП «Центр Келдыша», НПО им. С.А. Лавочкина, МО, Роскосмос, Финансово-технологическая Академия, НПО «Техномаш»,НПО «Энергомаш», СПЧ-22) -всего 350 человек.
Вел заседание Владимир Андреевич Петрик – Генеральный директор КБхиммаш им. А.М. Исаева. В состав Президиума конференции входили:
1. Петрик Владимир Андреевич – генеральный директор КБхиммаш им. А.М. Исаева
2. Городничев Юрий Петрович – Первый зам. Гл. инженера РКЗ ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.
3. Смирнов Игорь Александрович – Генеральный конструктор КБхиммаш
4. Васютин Юрий Иванович – начальник отдела 420
5. Завьялов Владимир Семёнович – ветеран
6. Селезнёв Евгений Петрович – ветеран
7. Леонтьев Николай Иванович – ветеран
8. Курбатов Василий Васильевич – председатель совета ветеранов г. Королёв
9. Хрусталёва Галина Алексеевна - председатель совета ветеранов филиала
10. Сточек Нина Павловна – старший научный сотрудника отдела 214
11. Крючков Леонид Романович - начальник группы отдела 214
12. Тихонов Виктор Алексеевич – токарь-расточник 6 р. цех 102
13. Полянский Юрий Владимирович – слесарь- сборщик 6 р.цех 104
14. Бычкова Анна Ивановна – работала с 1947 по 1977 гг. отд.215 ОКБ3
15. Шувалова Людмила Георгиевна - работала 1946 по 1983 гг. отд. 408 ОКБ 3
16. Пронкевич Андрей Сергеевич – начальник 1382 ВП МО РФ
17. Русаков Владимир Александрович – зам. руководителя Администрации г. Королёв.
18. Соколов Борис Александрович - советник Президента РКК «Энергия им. С.П. Королёва»
Заседание началось в 14:00 с гимна КБхиммаш им. А.М. Исаева. Владимир Андреевич Петрик поприветствовал собравшимся, а также поздравил ветерана ОКБ-3 Сточек Нину Павловну с 90-летием и преподнёс подарок.
На конференции выступил с докладом « Алексей Михайлович Исаев и его КБ. Двигатели разгонных блоков» ветеран ОКБ-2, начальник конструкторского отдела Васютин Юрий Иванович. Затем выступил ветеран ОКБ-3 и КБхиммаш им. А.М. Исаева Завьялов Владимир Семёнович с докладом « К Юбилею образования ОКБ-2 и ОКБ-3 в составе НИИ-88». После доклада В.А. Петрик презентовал новую книгу В.С. Завьялова «О работе в КБхиммаш и не только об этом» и подарил её присутствующим делегатам и ветеранам. После выступил с поздравительной речью от РКК «Энергия им. С.П. Королёва» Соколов Борис Александрович и вручил директору подарочный набор медалей РКК «Энергия им. С.П. Королёва». После Соколова слово предоставили Леонтьеву Николаю Ивановичу ветерану КБхиммаш им. А.М. Исаева. Он обратился с небольшой поздравительной речью к собравшимся. Затем выступил представитель Администрации г. Королёв Русаков Владимир Александрович и поздравил КБхиммаш с юбилеем от имени Главы города и Главы администрации. Выступления продолжил Селезнёв Евгений Петрович – ветеран КБхиммаш и также обратился к присутствующим с короткой поздравительной речью и словами напутствия молодым специалистам. После Селезнёва выступила Сточек Н.П. с воспоминаниями о выдающихся людях, с которыми она работала. Василий Василевич Курбатов поздравил КБхиммаш и его сотрудников с юбилеем и вручил медали : В.А. Петрику, Н.П. Сточек, Ю.И. Васютину, В.С. Завьялову, В.В. Калинину, Давыдову, А.А. Гудкову, Н.И. Леонтьеву.
Валерий Андреевич Моисеев также выступил с поздравлениями и преподнёс подарок.
После всех поздравлений Владимир Андреевич Петрик и Воробьёв Владимир Николаевич наградили медалями и Почетными грамотами сотрудников и ветеранов предприятия:
1. Сточек Н.П. (орден им.К.Э. Циолковского) – старший научный сотрудник
2. Тихонов В.П. (медаль «За заслуги») – токарь-расточник 6р.
3. Крючков Л.Р.( медаль «За заслуги») – нач. группы
4. Полянский Ю.В. (медаль «За заслуги») – слесарь-сборщик 6р.
5. Леонтьев Н.И.
Знаком Федерального космического агентства «За обеспечение космических стартов»:
1. Брылкин А.М. слесарь-сборщик 6р.
2. Бурданов А.И. электросварщик ручной сварки 6р.
3. Вдовенко В.Н. заливщик металла 4р.
Почетной грамотой Федерального космического агентства
1. Логунов Ю.Н. слесарь- электрик по ремонту электрооборудования 6р.
2. Попов Г.А. – нач. отд.
Почетной грамотой Администрации города Королёв
1. Степанова Л.Н. нач.бюро
Звание «Заслуженный Ветеран труда» КБхиммаш им. А.М. Исаева
1. Метелёв А.В. зам.гл.инженера
Для ветеранов был организован фуршет и праздничный концерт, на котором выступила группа «Надежда».[/size]