Обратите внимание: у 3A и 3B есть, у 2E и 3C - нету. Почему такое различие?
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/64628.jpg)
Там где фокус смещён вперёд применяются стабилизаторы. Фокус смещают вперёд длинные боковушки, большой надкалиберный обтекатель, отсутствие боковушек и пр.
Теоретически логично.
("Фокус" - это в смысле центр давления?)
ЦитироватьТеоретически логично.
("Фокус" - это в смысле центр давления?)
Да.
С другой стороны - та же "Дельта-2" ведь как-то обходится без стабилизаторов при варьировании количества ТТУ.
ЦитироватьТеоретически логично.
("Фокус" - это в смысле центр давления?)
Для осесимметричных тел ЦД и Ф. совпадают. А, вот для конфигураций с боковушками - не факт :roll:
ЦитироватьС другой стороны - та же "Дельта-2" ведь как-то обходится без стабилизаторов при варьировании количества ТТУ.
Значит, у нее хватало запаса управляющего момента.
ЦитироватьС другой стороны - та же "Дельта-2" ведь как-то обходится без стабилизаторов при варьировании количества ТТУ.
Это вопрос чисто аэродинамический. ТТУ работают в качестве стабилизатора и улучшают устойчивость.
Опять логично. Вопрос можно считать исчерпанным.
Обеспечение активной динамической устойчивости статически неустойчивых объектов управления не требует, вообще говоря, возможности формирования бОльших управляющих воздействий, чем управление статически устойчивыми объектами. Пример - перемещение руля 2-ух и 3-х колёсного велосипеда. А при необходимости отработки быстро изменяющихся задающих воздействий можно достичь существенного снижения требований к располагаемым величинам управляющих воздействий. Пример - использование статически неустойчивых аэродинамических схем в военной авиации.
Однако такое управление предъявляет высокие требования к динамическим характеристикам самого контура управления. Это включает в себя скорость измерения стабилизируемых параметров, скорость вычисления и скорость формирования управляющих воздействий. Последнее является, как правило, ключевой технической проблемой. Это, фактически, скорость работы рулевых машин, иных приводов, клапанов и т. п., которое часто сопровождается повышением требований к точности их работы. Из-за этого серьёзно затрудняется и использование традиционно "грубых" схем управления, таких, как релейное, импульсное и т. п. Что часто получается при формировании управляющих моментов впрыском жидкости, вдувом газа, импульсной работе управляющих двигателей и т. д.
Поскольку особых требований к манёвренности ракет-носителей не предъявляется, то, видимо, часто проще обеспечить статическую устойчивость объекта, оставив на активный контур только борьбу с влиянием возмущений.
ЦитироватьОбеспечение активной динамической устойчивости статически неустойчивых объектов управления не требует, вообще говоря, возможности формирования бОльших управляющих воздействий, чем управление статически устойчивыми объектами. Пример - перемещение руля 2-ух и 3-х колёсного велосипеда. А при необходимости отработки быстро изменяющихся задающих воздействий можно достичь существенного снижения требований к располагаемым величинам управляющих воздействий. Пример - использование статически неустойчивых аэродинамических схем в военной авиации.
Однако такое управление предъявляет высокие требования к динамическим характеристикам самого контура управления. Это включает в себя скорость измерения стабилизируемых параметров, скорость вычисления и скорость формирования управляющих воздействий. Последнее является, как правило, ключевой технической проблемой. Это, фактически, скорость работы рулевых машин, иных приводов, клапанов и т. п., которое часто сопровождается повышением требований к точности их работы. Из-за этого серьёзно затрудняется и использование традиционно "грубых" схем управления, таких, как релейное, импульсное и т. п. Что часто получается при формировании управляющих моментов впрыском жидкости, вдувом газа, импульсной работе управляющих двигателей и т. д.
Поскольку особых требований к манёвренности ракет-носителей не предъявляется, то, видимо, часто проще обеспечить статическую устойчивость объекта, оставив на активный контур только борьбу с влиянием возмущений.
Стабилизаторы есть у ряда ракет, например "Союз".
Они помогают "положить" ракету на траекторию по тангажу.