Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: Sharicoff от 06.10.2011 09:28:47

Название: Зачем Великому Походу крылышки на первой ступени?
Отправлено: Sharicoff от 06.10.2011 09:28:47
Обратите внимание: у 3A и 3B есть, у 2E и 3C - нету. Почему такое различие?

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/64628.jpg)
Название: Зачем Великому Походу крылышки на первой ступени?
Отправлено: Старый от 06.10.2011 10:44:40
Там где фокус смещён вперёд применяются стабилизаторы. Фокус смещают вперёд длинные боковушки, большой надкалиберный обтекатель, отсутствие боковушек и пр.
Название: Зачем Великому Походу крылышки на первой ступени?
Отправлено: Sharicoff от 06.10.2011 11:08:31
Теоретически логично.
("Фокус" - это в смысле центр давления?)
Название: Зачем Великому Походу крылышки на первой ступени?
Отправлено: Старый от 06.10.2011 11:09:56
ЦитироватьТеоретически логично.
("Фокус" - это в смысле центр давления?)
Да.
Название: Зачем Великому Походу крылышки на первой ступени?
Отправлено: Sharicoff от 06.10.2011 11:11:29
С другой стороны - та же "Дельта-2" ведь как-то обходится без стабилизаторов при варьировании количества ТТУ.
Название: Зачем Великому Походу крылышки на первой ступени?
Отправлено: Дмитрий В. от 06.10.2011 10:22:23
ЦитироватьТеоретически логично.
("Фокус" - это в смысле центр давления?)

Для осесимметричных тел ЦД и Ф. совпадают. А, вот для конфигураций с боковушками - не факт :roll:
Название: Зачем Великому Походу крылышки на первой ступени?
Отправлено: Дмитрий В. от 06.10.2011 10:23:00
ЦитироватьС другой стороны - та же "Дельта-2" ведь как-то обходится без стабилизаторов при варьировании количества ТТУ.

Значит, у нее хватало запаса управляющего момента.
Название: Зачем Великому Походу крылышки на первой ступени?
Отправлено: Старый от 06.10.2011 11:24:48
ЦитироватьС другой стороны - та же "Дельта-2" ведь как-то обходится без стабилизаторов при варьировании количества ТТУ.
Это вопрос чисто аэродинамический. ТТУ работают в качестве стабилизатора и улучшают устойчивость.
Название: Зачем Великому Походу крылышки на первой ступени?
Отправлено: Sharicoff от 06.10.2011 11:28:43
Опять логично. Вопрос можно считать исчерпанным.
Название: Зачем Великому Походу крылышки на первой ступени?
Отправлено: Feol от 07.10.2011 16:58:47
Обеспечение активной динамической устойчивости статически неустойчивых объектов управления не требует, вообще говоря, возможности формирования бОльших управляющих воздействий, чем управление статически устойчивыми объектами. Пример - перемещение руля 2-ух и 3-х колёсного велосипеда. А при необходимости отработки быстро изменяющихся задающих воздействий можно достичь существенного снижения требований к располагаемым величинам управляющих воздействий. Пример - использование статически неустойчивых аэродинамических схем в военной авиации.

Однако такое управление предъявляет высокие требования к динамическим характеристикам самого контура управления. Это включает в себя скорость измерения стабилизируемых параметров, скорость вычисления и скорость формирования управляющих воздействий. Последнее является, как правило, ключевой технической проблемой. Это, фактически, скорость работы рулевых машин, иных приводов, клапанов и т. п., которое часто сопровождается повышением требований к точности их работы. Из-за этого серьёзно затрудняется и использование традиционно "грубых" схем управления, таких, как релейное, импульсное и т. п. Что часто получается при формировании управляющих моментов впрыском жидкости, вдувом газа, импульсной работе управляющих двигателей и т. д.

Поскольку особых требований к манёвренности ракет-носителей не предъявляется, то, видимо, часто проще обеспечить статическую устойчивость объекта, оставив на активный контур только борьбу с влиянием возмущений.
Название: Зачем Великому Походу крылышки на первой ступени?
Отправлено: Ded от 07.10.2011 20:33:18
ЦитироватьОбеспечение активной динамической устойчивости статически неустойчивых объектов управления не требует, вообще говоря, возможности формирования бОльших управляющих воздействий, чем управление статически устойчивыми объектами. Пример - перемещение руля 2-ух и 3-х колёсного велосипеда. А при необходимости отработки быстро изменяющихся задающих воздействий можно достичь существенного снижения требований к располагаемым величинам управляющих воздействий. Пример - использование статически неустойчивых аэродинамических схем в военной авиации.

Однако такое управление предъявляет высокие требования к динамическим характеристикам самого контура управления. Это включает в себя скорость измерения стабилизируемых параметров, скорость вычисления и скорость формирования управляющих воздействий. Последнее является, как правило, ключевой технической проблемой. Это, фактически, скорость работы рулевых машин, иных приводов, клапанов и т. п., которое часто сопровождается повышением требований к точности их работы. Из-за этого серьёзно затрудняется и использование традиционно "грубых" схем управления, таких, как релейное, импульсное и т. п. Что часто получается при формировании управляющих моментов впрыском жидкости, вдувом газа, импульсной работе управляющих двигателей и т. д.

Поскольку особых требований к манёвренности ракет-носителей не предъявляется, то, видимо, часто проще обеспечить статическую устойчивость объекта, оставив на активный контур только борьбу с влиянием возмущений.

Стабилизаторы есть у ряда ракет, например "Союз".

Они помогают "положить" ракету на траекторию по тангажу.