Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Космонавтика - ее история, назначение и перспективы => Тема начата: Штуцер от 26.09.2011 20:40:24

Название: Авария Протона в прошлом веке
Отправлено: Штуцер от 26.09.2011 20:40:24
Не пугайтесь, я не о настоящем времени, я о прошлом.
В одну из командировок на полигон (95 площадка) в середине восьмидесятых, решил я в свободное время прогуляться на место падения Протона. Старшие товарищи объясняли дорогу так:" Доходишь до трех троек (81 площадка), дальше идешь приблизительно на восток, до барханов, поднимаешься на бархан, там увидишь"
И я, по простоте душевной и наивности потопал. В расчете на то, что лежащий на боку, на может помятый, может обгоревший Протон найти легко, хоть за километр, хоть за пять. Часа за полтора - два дошел до цепочки барханов. Они тянулись с юго - востока на северо-запад. Барханы были отличным ориентиром, однако сейчас в Гугле они различаются с трудом. Поднялся на бархан, открылась линия горизонта на восток и северо- восток. Внимательно обозрел окрестности и ... не увидел ничего. Ровным счетом ничего, что говорило бы о том, что где-то здесь место падения РН Протон и космической головной части. Дальше была более менее ровная степь до горизонта. Виднелись позиции ЗРК ПВО, севернее аэродром Юбилейный, а на востоке УКСС и 110 площадка. Все. Сколько ни смотрел по сторонам, ничего примечательного не увидел. Первая мысль:" На...обманули", одним словом. Надо сказать, что любителей розыгрышей было предостаточно. Некоторые истории были просто легендарными. Метрах в двухстах разглядел тригонометрический знак, под которым еле заметная черточка. Решил дойти до знака, а уж потом идти домой. Под тригонометрическим знаком оказался пороховой двигатель системы разделения ступеней.
Значит все правильно! Кто то поставил его вертикально, очевидно для ориентира. Внутри он был пуст, то есть выгорел или отработал. Я прошел еще с полкилометра и обнаружил воронку метров 20 в диаметре. Внутри нее и вокруг лежали обломки двигателей 11Д43.Вокруг все было усеяно, как рваной бумагой, кусками алюминия, в основном от сантиметра до тетрадного листа. Попадались и куски метровые и больше, но нечасто. Метров через 50-100 (точно не помню) была воронка поменьше от второй ступени, а дольше от третьей и головной части. Всюду вокруг валялись рваные кабели, разъемы. То что третья воронка от головной части, было понятно по многочисленным платам, радиодеталям и реле, которые усеивали все вокруг. Там я нашел кусок двигателя, хорошо мне знакомый. Такие же или аналогичные были на ТКСах.
 ЖРДМТ ТМКБ «Союз» были мне хорошо знакомы. Отличительной особенностью их было то, что клапанный механизм у них был стандартный, вытачивался из цельной заготовки нержавеющей стали. Был он достаточно тяжел, но надежен. Этот клапанный механизм мне и попался, причем с головкой камеры сгорания. Гайка крепления (сзади) оторвана, катушка с соленоидом, камера сгорания, подводящие магистрали оторваны. Фото привожу.

(http://s012.radikal.ru/i320/1109/8a/96862b4cf2bbt.jpg) (http://radikal.ru/F/s012.radikal.ru/i320/1109/8a/96862b4cf2bb.jpg.html)(http://i039.radikal.ru/1109/49/e3101c8f1c9et.jpg) (http://radikal.ru/F/i039.radikal.ru/1109/49/e3101c8f1c9e.jpg.html)(http://s53.radikal.ru/i141/1109/94/75ece694f764t.jpg) (http://radikal.ru/F/s53.radikal.ru/i141/1109/94/75ece694f764.jpg.html)
(http://i050.radikal.ru/1109/0a/17d85dd2fc10t.jpg) (http://radikal.ru/F/i050.radikal.ru/1109/0a/17d85dd2fc10.jpg.html)(http://s50.radikal.ru/i128/1109/d0/c7f62916a694t.jpg) (http://radikal.ru/F/s50.radikal.ru/i128/1109/d0/c7f62916a694.jpg.html)

Уважаемые участники форума Новости Космонавтики! Прошу вашей помощи, чтобы совместными усилиями определить, от какого космического аппарата этот двигатель и, по возможности, что за двигатель.
По моим оценкам он очень похож на 11Д434М, тягой 40 кг. Место падения Протона – приблизительно 7 км восточнее 81 стартовой площадки и 4-5 км восточнее 200.
Название: Авария Протона в прошлом веке
Отправлено: anik от 26.09.2011 21:45:11
Возможные варианты:
1. 2 апреля 1969 года, запуск АМС "Марс" с ПУ №24, отказ двигателя 11Д43 на 0.02 секунде, РКН упала вблизи ПУ.
2. 23 июля 1982 года, запуск КА "Экран" с ПУ №40, отказ рулевой машины 9Т-2, полет прекращен на 8 секунде.
Название: Авария Протона в прошлом веке
Отправлено: Вован от 26.09.2011 22:00:45
23.07.82 г. Авария из-за отказа рулевой машинки РМ-6 ДУ 1 ст. РН на 8 секунде полета. Погиб КА Экран
Название: Авария Протона в прошлом веке
Отправлено: Штуцер от 26.09.2011 22:12:06
Спасибо Аник, Вован! Действительно, Марс упал где то между 81 и 200 пл.
Если это Экран, то двигатель скорее всего с РБ.
Название: Авария Протона в прошлом веке
Отправлено: Вован от 26.09.2011 22:17:51
ЦитироватьВозможные варианты:
1. 2 апреля 1969 года, запуск АМС "Марс" с ПУ №24, отказ двигателя 11Д43 на 0.02 секунде, РКН упала вблизи ПУ.
2. 23 июля 1982 года, запуск КА "Экран" с ПУ №40, отказ рулевой машины 9Т-2, полет прекращен на 8 секунде.
Место аварии 1969 года я видел, оно гораздо ближе к площадке 81, чем описывает Штуцер.
Название: Авария Протона в прошлом веке
Отправлено: Вован от 26.09.2011 22:28:20
ЦитироватьСпасибо Аник, Вован! Действительно, Марс упал где то между 81 и 200 пл.
Если это Экран, то двигатель скорее всего с РБ.
Марс-69 упал здесь, около площадки 81

(http://i046.radikal.ru/1109/76/0c0e4c8eefc4.jpg) (http://www.radikal.ru)
Название: Авария Протона в прошлом веке
Отправлено: anik от 26.09.2011 22:56:30
ЦитироватьМарс-69 упал здесь, около площадки 81
Судя по всему, РКН чудом перелетела через ПУ №23...
Название: Авария Протона в прошлом веке
Отправлено: mihalchuk от 26.09.2011 23:10:59
Напугал-таки, зараза! :evil:
Название: Авария Протона в прошлом веке
Отправлено: Штуцер от 27.09.2011 00:11:12
Поменял название темы, чтобы не ...  :D
Название: Авария Протона в прошлом веке
Отправлено: Штуцер от 27.09.2011 06:15:30
ЦитироватьСтарая ДУ СОЗ

(http://i027.radikal.ru/0802/07/bde629b0163b.jpg)
Может этот двигатель?
Название: Авария Протона в прошлом веке
Отправлено: Штуцер от 27.09.2011 09:27:37
По аварии 1969 года:
(http://s58.radikal.ru/i160/1109/3c/cadfecde9e5b.jpg) (http://www.radikal.ru)(http://s44.radikal.ru/i104/1109/1f/aec9a2bced38.jpg) (http://www.radikal.ru)
6:08 минута ролика http://www.youtube.com/watch?v=QPcZxv8K7Lk&feature=related

Прикинул на Гугле ракурсы съемки 1 и 2 кадров
(http://s40.radikal.ru/i087/1109/31/8aa86291f8da.jpg) (http://www.radikal.ru)

Естественно это не то место, о котором я говорил.
В 80-е годы на месте падения Протона с Марсом 1969 года воронки уже не было. Очевидно ее уже засыпали. Но поле за периметром 81 площадки было усыпано мелкими кусками алюминия.
Название: Авария Протона в прошлом веке
Отправлено: Salo от 01.10.2011 19:03:04
В 82-м году ДУ COЗ была  уже новая 11Д79. На КА стояла ДУ 17Д66.
Обе Тураевского МКБ Союз. Выглядели примерно так:

(http://s50.radikal.ru/i127/1110/b0/3a68209b6339.jpg)

Индексов самих двигателей у меня нет. :(
Название: Авария Протона в прошлом веке
Отправлено: Salo от 01.10.2011 19:07:44
Ещё  фото 11Д79:

(http://s39.radikal.ru/i084/1110/94/0cf471355ffe.jpg)
(http://s46.radikal.ru/i113/1110/42/532d17596bcf.jpg)
Название: Авария Протона в прошлом веке
Отправлено: Штуцер от 01.10.2011 19:19:55
Спасибо, Salo. Судя по форсуночной головке
(http://i050.radikal.ru/1109/0a/17d85dd2fc10t.jpg) (http://radikal.ru/F/i050.radikal.ru/1109/0a/17d85dd2fc10.jpg.html)
это  двигатель от ДУ СОЗ разгонного блока тягой 25 Н