Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Космонавтика - ее история, назначение и перспективы => Тема начата: ovec от 18.08.2011 22:48:15

Название: про Бегемота 2
Отправлено: ovec от 18.08.2011 22:48:15
Бегемотик 2
В основном все пересказывают статейку о Бегемоте, очевидно Черкашина. Об этом Бегемоте уже много публикаций, в том числе и видеоролик операция Бегемот.  Меня это заинтересовало в связи с юбилейной датой 20-летием этой операции, тем более, я имел к этому какое-то отношение.  Раньше это был большой секрет. Но во всех публикациях много недостоверностей и страшилок, а в видике подлинный один командир - Сергей Егоров. Остальные личности вмонтированы из других роликов, к Бегемоту отношения не имеющие.  Правда на сопровождающем СКР, соучастники попали, в кадр. Но на лодке съёмок не было.  Ну, во-первых, о том, что самым большим достижением подводного флота был пуск осенью 1969 года восьми ракет (двумя сериями по четыре штуки в каждой с небольшим интервалом) с борта подводного ракетоносца К-140 под командованием капитана 2 ранга Юрия Бекетова. Залп выполнили 19 декабря 1969 г. в день рождения Л.И. Брежнева, о чём ему немедленно доложили.  В эпоху перестройки многие в советском военном ведомстве полагали, что восьмиракетный пуск был случайностью, а на самом деле лодка может отстрелить две, ну в  лучшем случае три ракеты.  Перестройка, однако, случилась только через 20 лет после того залпа. Ни в каких публикациях я не встречал упоминания, что это был не единственный восьмиракетный залп. Был ещё один. Ракетами АУ.  Комплекс предусматривал залповую стрельбу восьмёркой непрерывной. Выполнили это дальнем Востоке с лодки 667АУ, было это, когда закончили строительство АУшных лодок.
  Каким же образом на далёком севере появился Бегемот. О том, что его назовут Бегемотом, он даже не догадывался, поскольку был ещё очень юным, и мало что знал. Началось всё с тактико-технического задания, на вновь рождающегося проекта, которое придумали те, кто хотел его получить уже готовенького. А они записали, что он должен обладать такими-то характеристиками, и должен уметь выполнять залповую стрельбу полным боекомплектом таких то ракет с заданным интервалом. Поэтому когда его создавали, для него придумали, как он должен это делать. Ну и когда главный конструктор С.Н.Ковалёв подписывал проектную документацию, то требовал, чтобы все задуманное было в железе. Ну а когда железо уже созрело и родилось в виде красавца корабля 667БДРМ, те, кто его заказывал, требуют показать, а всё ли он умеет делать из того, что они записали в ТТЗ. После целого ряда различных проверочных испытаний (заводских), наступает черёд последних испытаний, которые проводятся специально для заказчиков, которые уже являются представителями государства и собираются в группу, называемую госкомиссией, а испытания называются государственными. Для проведения таких испытаний составляется специальная программа, в которой перечисляются все режимы, которые требуются для проверки заказчикам (госкомиссии).  Госкомиссия проверяет соответствует ли построенная лодка техническому заданию. По полной программе обычно проверяют первую серийную лодку. Для последующих серийных лодок программу несколько сокращают.
Первая (головная) лодка 667БДРМ сдавалась в 1984 году. При сдаче она именовалась как 26-й съезд КПСС, а позднее, как Верхотурье. На головной лодке обычно полная программа стрельбы ракетами. Делают это в соответствии с программой госиспытаний. В программе стрельбовые режимы должны проверяться по ступеням от простых к более сложным, т.е. вначале проверяют пуски одной ракеты, потом двух, в заключение четырёх. По четырём делают заключение о возможности выполнения полного залпа.  На лодках этого проекта впервые появилась возможность проверять выполнение предстартовой подготовки для всего полного боекомплекта (чего на предыдущих проектах не было).     Это стало возможным, поскольку были созданы и поставлены на завод все 16 действующих макетов ракет (ДМВ). ДМВ это практически полные имитаторы ракет (только не летающие), позволяющие производить все предстартовые операции вплоть до старта. Т.Е., стала возможна полная отладка  ракетного комплекса ещё до загрузки в шахты настоящих ракет.  Кроме того, на лодках БДРМ впервые была создана система управления параметрами движения корабля в режиме залповой стрельбы ракетами, позволившая исключить человеческий фактор при управлении кораблём. В системе был реализован режим управления полностью автоматический, не реагирующий на организующие или дезорганизующие команды, исходящие от вышестоящих командных лиц. Автомат выполнял только заложенную в него программу, отработанную на вычислительной машине. На заводских испытаниях автомат проверялся при имитации залповой стрельбы. В этом автомате реализован также режим имитации залповой стрельбы. С помощью этого имитатора создаются силовые возмущения эквивалентные старту одной ракеты. Автомат повторяет эти возмущения с заданным интервалом старта, тем самым имитирует  режим залповой стрельбы любым количеством ракет.
На заключительных этапах госиспытаний должна была быть проверена залповая стрельба двумя  практическими раетами, они уже были загружены в шахты. В остальных шахтах находились действующие макеты (ДМВ).  Председатель госкомиссии В.П. Рыков и председатель ракетной секции решили, что в этом случае можно проверить поведение лодки при выполнении залпа полным  боекомплектом. Был задан режим залповой стрельбы, где производилась подготовка ракет по всем      16-ти шахтам, причём первыми должны были стартовать две практические ракеты (об этом уже было сообщение ТАСС), а после них должна была проводиться имитация стартов по оставшимся 14 шахтам.
   Когда начался режим проверки залповой стрельбы, был включен режим автоматического управления  лодкой, автомат раскачал лодку по глубине, произошла отмена старта практических ракет. Режим был остановлен. Произошла конфузия по части лодки. Система управления лодкой была не отработана.
      Госкомиссия лодку не приняла и   назначила пересдачу на лето 85 года.
        В дальнейшем система управления лодкой дорабатывалась и проверялась. Но должна   была быть  проверена и возможность лодки выполнять стрельбу полным боекомплектом .  Тут уже проверка должна быть самая серьёзная. Для неё разработали и изготовили специальные бросковые ракеты.  Для проверки назначили проводить на второй серийной лодке ( ныне Екатеринбург) в конце 89года. Перед проверкой  была очень сумбурная подготовка, причём люди (гражданские специалисты)  были, повидимому, недостаточно знакомые с этой техникой. Как это получилось, большой вопрос.  На лодку загрузилось очень много лишнего народу (одних замов 5 шт.) Была очень нервная обстановка, всё шло не по штатному, проверить систему управления лодкой оказалось невозможно. Несколько раз начинали затем прекращали. Но не делали возврата в исходное. После обеда начали в очередной раз, опять пошло не по штатному. И тут послышался рокот как бы стартующей ракеты, но на пульте, где светятся шахты с ракетами видно, что все крышки шахт закрыты. Командир лодки Бакуменко тут же скомандовал -аварийная тревога, отдраить кремальеры и боцман всплывай. Совершенно правильные команды. Не занятым по тревоге покинуть центральный. Через некоторое время раздались один за другим два оглушительных удара, а сверху бряк металлом по корпусу. Оказалось в шахте взорвалась ракета (бросковая),  готовились ещё четыре. Разбираться отправились в Умбу. После разборок двое суток сливали окислитель. После возвращения на завод и устранения повреждений лодку опять погнали в море продолжать проверки залповой стрельбы.  Но пошли специалисты не понявшие работу системы управления лодкой. Велели отключить автомат и перейти на ручное управление. Чуть не учинили аварию. В результате велели  всё прекратить и ехать домой встречать новый год,  был конец декабря. В дальнейшем пришлось ещё отрабатывать систему автоматического управления стабилизации параметров движения лодки.  Работа оказывается называлась Бегемотом. Чтобы всё же убедиться, что лодка соответствует ТТЗ назначили повторную проверку на последней серийной лодке, названной Новомосковск.  При её сдаче в конце 90 года были выявлены и устранены некоторые недостатки присущие всем лодкам серии. На 91год были назначены повторные  испытания стрельбы полным боекомплектом. Да и бросковые ракеты на КМЗ сделали более безопасными. Работа называлась уже Бегемот-2.  Народу на ней уже было меньше, причём участвовали  старые опытные специалисты. Управление движением лодки выполнялось автоматом. который обеспечивал идеально ровное движение корабля.  Никаких раскачек, о которых говорится в фильме операция Бегемот, не было. Никакого шума насосов, перекачивающих сотни тонн воды не было, поскольку все подобные насосы с лодок этого проекта были убраны ещё на ранних стадиях проекта. Они не требовались. Залп выполнили на отлично, при этом лодка шла идеально ровно. Все доработки себя оправдали. Как сказал главный конструктор корабля С.Н. Ковалёв могли бы отстрелять и 20 ракет и больше, если бы они были. Это в рубиновском  фильмеТИХИЕ ПОДВОДНЫЕ ВОЙНЫ.
                                                                       ovec@




 :lol:
Название: про Бегемота 2
Отправлено: m-s Gelezniak от 18.08.2011 21:02:40
БДРМ-К