Был ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) используется в советской космонавтике?
ЦитироватьБыл ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) используется в советской космонавтике?
Использовалась один раз, когда в 1990 году я решал изобретательскую задачу на системе охлаждения пусковой установки РН Зенит. Встречался даже с авторами этой теории в Минске, купил у них три книги про данную теорию.
Теория была разработана для атомной промышленности (разработки ядерного оружия) и использовалась там.
http://zzz-triz.blogspot.com/2011_02_20_archive.html
мифологии?
Цитироватьhttp://zzz-triz.blogspot.com/2011_02_20_archive.html
мифологии?
Написано правильно, но когда решаешь задачу на уровне изобретения, то получается наоборот: сначала находится решение, а потом оказывается, оно описано в ТРИЗ. :D
Во-во, к сожалению ТРИЗ - это "шоб я сначала был такой умный, как моя жена потом"(С) :). Создание ИИ на базе арифмометра.
Не пойму с чего претензии к ТРИЗу, он решает вполне конкретную задачу - ищет комбинации уже известных решений и прекрастно с этим справляется. Львиная доля изобретений является такими комбинациями. Гениальных открытий раз два и обчелся.
На счет ТРИЗа можно записать десятки тысячи изобретений.
Кстати, двигатель для скайлона как раз можно получить через ТРИЗ, только он (и пару психов) догадается о таком сочетании.
Да какие претензии?... Просто по факту он может помочь "дяде Васе - рационализатору", а более-менее серьёзные изобретения подгоняются под его формат, увы, постфактум.
К сожалению, серьёзное творчество алгоритмизировать может только господь Бог, а ТРИЗ работает именно на уровне "дяди Васи". Ну и его адепты любят кричать - так вот же, это изобретение из ТРИЗовских подходов "элементарно" выводиццо. Но крик обычно, повторюсь, постфактум :).
ЦитироватьДа какие претензии?... Просто по факту он может помочь "дяде Васе - рационализатору"...
Отнюдь.
Всё зависит от уровня того кто им пользуется. Большей частью да, заводские изобретатели. Ну и конечно изобретатели Скайлонов, Тапков, Ангары и пр.
Учился в своё время в очень продвинутой школе, так у нас ТРИЗ был обязательный предмет целый год. В конце года зачёт...
Имею твёрдое убеждение, что методы ТРИЗ можно использовать в темах в которых слабо разбираешься. Если же ты являешься специалистом в определённой отрасли, то ТРИЗ для решения конкретных задач не поможет никак и даже будет мешать.
Как бы это дико не звучало, но ТРИЗ - инструмент ламера.
В бытность в авиации я пытался решить с помощью ТРИЗ одну проблемку которая всех достала.
Для замены двигателя на Ан-26 двигатель нада сначала вытащить вперёд из конструкции самолёта а потом опустить на подставку. Это делается с помощью обычного автокрана. Краном очень сложно делать горизонтальное движение без изменения высоты, поэтому крановщику приходилось одновременно поднимать стрелу и травить трос чтоб обеспечить поступательное движение. Тот факт что крановщик - солдат срочник придавало дополнительную пикантность процессу.
Надо было придумать чтото чтобы двигатель снимался с самолёта сам.
Так вот ничего путного придумать не удалось. Максимум что придумал - принцип обратимости. Двигатель вывешивается на кране а потом самолёт сталкивается назад.
А как заманчиво было бы применить принцип изменения агрегатного состояния - двигатель плавится, стекает на подставку а потом опять затвердевает в двигатель! :)
ЦитироватьДвигатель вывешивается на кране а потом самолёт сталкивается назад.
гыггг :D
Вы снимали силовой агрегат с Запорожца? :D :D :D :D
(правда в этом случае приподнимают зад и сталкивают вперёд)
Поднимают хвост, двигатель вываливается из самолёта :)
А вообще, зато, какая же должна была быть весёлая и освежающая суета процесса :D! Думаю, что наматериться и наораться удавалось вволю :D По-лучше, чем на стадионе :D
ЦитироватьВ бытность в авиации я пытался решить с помощью ТРИЗ одну проблемку которая всех достала.
Для замены двигателя на Ан-26 двигатель нада сначала вытащить вперёд из конструкции самолёта а потом опустить на подставку. Это делается с помощью обычного автокрана. Краном очень сложно делать горизонтальное движение без изменения высоты, поэтому крановщику приходилось одновременно поднимать стрелу и травить трос чтоб обеспечить поступательное движение. Тот факт что крановщик - солдат срочник придавало дополнительную пикантность процессу.
Надо было придумать чтото чтобы двигатель снимался с самолёта сам.
Так вот ничего путного придумать не удалось. Максимум что придумал - принцип обратимости. Двигатель вывешивается на кране а потом самолёт сталкивается назад.
А как заманчиво было бы применить принцип изменения агрегатного состояния - двигатель плавится, стекает на подставку а потом опять затвердевает в двигатель! :)
Расказ Г.Альтшуллера "Ослик и аксиома"(1964?). И только сейчас, с развитем нанотехнологий , это может и станет явью.....
ЦитироватьА вообще, зато, какая же должна была быть весёлая и освежающая суета процесса :D! Думаю, что наматериться и наораться удавалось вволю :D
Да, ужжж...
Разница со стадионом в том что тут от результата слишком многое зависит для самих участников процесса. Еслм двигатель или самолёт поламать то можно огрести реально и конкретно. :(
Цитироватьhttp://zzz-triz.blogspot.com/2011_02_20_archive.html
мифологии?
Гм. А ведь очень и очень странная история.. Так как на Луне-16 где эта идея могла помочь, никаких ламп точно не было, так как как раз из-за плохой освещенности и не удалось получить панорамы. На Луне-20 она и была не нужна, Солнце и так яркое. А потом и телефотометры сняли.. Так на чем эта лампа могла стоять?
Может, радиолампа? С цепью накала, но не для освещения?
ЦитироватьМожет, радиолампа? С цепью накала, но не для освещения?
Так 70е все таки уже были на дворе.. Хотя может где-нибудь в радиосистеме. С другой стороны, это подразумевает негерметичный приборный отсек, а это плохо стыкуется с отечественной техникой..
Мне вообще интуитивно кажется, что вся эта история похожа на байку, рождённую неким человеком, впавшим в щенячье-технический восторг :) на основании какого-то рассказа с космическим уклоном от кого-то, имевшего авторитет в космической технике в глазах этого самого человека :). Возможно, исходный рассказ был не совсем исходным :), возможно, космический авторитет рассказчика был не столь безупречен :), возможно, рассказывалось не о реальном КА, а о каких-то проектах, проработках, раздумьях, идеях, не вошедших в итоговую реализацию. Возможно, исходный рассказ, вызвав восторг, не был до конца понят и в непонятых местах домыслен до восторженного идеала :) Или, напротив, до реального изделия :). Так или иначе, но наивное умиление явно тут есть, что странно, если бы просто описывалось техническое решение.
А может быть на Луне-16 лампы разбились что и не позволило получить панораму. На следующей поставили лампв без колб. Что и отражено в легенде.
ЦитироватьМожет, радиолампа? С цепью накала, но не для освещения?
Черт, когда-то я что-то такое слышал как раз про радиолампу... дай бог памяти :roll:
Почитал там по ссылке. Действительно, очень похоже на подгонку результата под теорию задним числом. Еще напомнило псевдодедуктивный метод Холмса - потом все улики хорошо укладываются в канву, придуманную автором, а изначально хрен догадаешься :)
Я тоже слыхал чето про лампу без колбы