(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/17823.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/view/311550/)
http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/view/311550/ (http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/view/311550/)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/17824.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/view/311551/)
http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/view/311551/ (http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/view/311551/)
А специалисты каких профилей работают в социальных университетах?
В.М.Юровицкий (МФТИ)
Неоптолемеевская механика - механика эры космоса
http://www.iki.rssi.ru/seminar/20070426/abstract2.htm
Он альтернативщик, чтоли?
ЦитироватьОн альтернативщик, чтоли?
Скорее, типаж класса проф. Выбегалло.
Несколько признаков для диагностики аж кричат.
* Набор общих фраз, не содержащих ничего нового.
* Умничанье на чужих идеях без ссылки на авторов (к примеру, про "корабль поколений")
* Бред, написанный собственноручно (это шедевр про "т/я реакцию в твёрдом теле, которая производит поток плазмы")
* Вставление к месту и не к месту ссылок на себя, любимого. Причём здесь эти ссылки в тексте даже не поминаются, просто так до кучи навалены.
* Автор публикуется только там, где не требуется никакая рецензия специалиста. Тезисы трудов разного рода конференций, где иногда и доклада-то могло не быть, а также странные ведомственные сборники.
ЦитироватьСоциальный университет.
Хм... Вообще не ясно какого хрена лететь в другую звездную систему имея на руках технологии перемещения крупных небесных тел. Не проще ли Марс и Венеру поближе к Земле сдвинуть?
ЦитироватьХм... Вообще не ясно какого хрена лететь в другую звездную систему имея на руках технологии перемещения крупных небесных тел. Не проще ли Марс и Венеру поближе к Земле сдвинуть?
5+[/size] :!: :!: :!: :lol: :lol: :lol:
Цитироватьhttp://www.sovkos.ru/cosmos-articles/tri-ehtapa-razvitiya-kosmonavtiki.html
Три этапа развития космонавтики[/size]
Современный этап космонавтики можно назвать этапом инерциальной космонавтики. На этом этапе двигатель является стартовым ускорителем. Космический корабль разгоняется с помощью реактивного двигателя до скорости, необходимой для решения поставленных задач, а далее всё перемещение в космическом пространстве происходит по инерции, в свободном движении.
Недостатки этого этапа очевидны.
Время полёта даже до ближайших внеземных объектов, могущих представить хозяйственный интерес, составляет годы, что слишком велико. Исключение составляет Луна.
Весь полёт происходит в физиологически неблагоприятном и сложном для жизненного существования невесомом состоянии.
Поэтому этот этап является этапом ознакомления и научного исследования внеземного пространства. Хозяйственное освоение Солнечной системы на базе инерциальной космонавтики невозможно.
Необходим переход к новому этапу развития космонавтики. Этот этап можно назвать этапом весомой космонавтики. В ней весь полёт будет происходить при работающих двигателях, в результате чего механическое состояние на космическом корабле будет весомым.
Одним из простейших вариантов достижения планет является прямолинейный полёт. В этом полёте двигатель первую часть полёта направлен в сторону старта, и полёт происходит ускоренно. Затем производится переворот корабля на 180 градусов, двигатели направляются в сторону финиша, и вторая часть полёта происходит замедленно. В результате к цели космический корабль подходит с погашенной скоростью, что позволяет совершить либо посадку, либо переход на орбиту искусственного спутника, с которой и производится разгрузка космического лайнера каботажными (орбитальными) транспортными средствами.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/17848.jpg)
зменение динамических и кинематических характеристик полётаНа рис. 1 показаны изменение динамических и кинематических характеристик полёта. В таблице приведены характеристики полёта на различные тела Солнечной системы при различных крейсерских весо-мостях W.
Мы видим, что в условиях весомого полёта Солнечная система приобретает антропоморфные размеры. Даже при весомости в 100 раз меньше земной длительность полёта соответствует длительности океанских плаваний в эпоху паруса. При этом весь полёт происходит в гораздо более комфортных весомых условиях.
Недостатком прямолинейного полёта является то, что весь полёт происходит в эклиптической плоскости, в которой содержится основное вещество Солнечной системы, в том числе астероиды, кометы, малые вещественные фрагменты, попадающие на Землю в виде метеоров и метеоритов. При громадных скоростях полёта, могущих доходить до тысяч км/с полёт внутри эклиптики может представить большую опасность.
Более безопасным представляется циклоидальный полёт. В этом полёте движение с максимальными скоростями происходит за пределами эклиптики, где плотность вещества существенно меньше (рис. 2).
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/17849.jpg)
Схема внеэклиптического циклоидального полетаВ таком полёте старт корабля осуществляется в направлении зенита, перпендикулярно плоскости эклиптики, и одновременно кораблю придается постоянное вращение в сторону цели. Траектория движения подобна движению точки на ободе катящегося по плоскости колеса и является циклоидальной. Времена в циклоидальном полёте лишь на 25% превышают времена прямолинейного полёта при той же весомости. Но обеспечение безопасности упрощается. Важным достоинством является и отсутствие фазы разворота корабля в середине полёта с необходимостью выключения двигателей и появлением больших боковых нагрузок в этой операции.
Для навигационных целей должна использоваться система виртуальной реальности, которая позволит представить движение корабля среди планет и планетарного вещества в реалистичном виде.
Но понятно, что и Солнечная система не может явиться источником ресурсов на все времена. И рано или поздно встанет задача освоения новых ресурсов, задача перемещения Человека в новые звёздные системы. Должен наступить третий этап космонавтики, этап освоения галактического пространства.
На первый взгляд, в настоящее время не видно путей решения этой задачи, отвечающих современному уровню научного знания. Ведь расстояния до ближайших звёзд исчисляются световыми годами и парсеками. И об использовании реактивного движителя речи быть не может. Казалось бы, можно положиться лишь на то, что будущее научное развитие создаст средства межзвёздных путешествий на неизвестных нам принципах.
Но думается, что современный уровень научного знания позволяет выдвинуть достаточно научнеобоснованное предположение о третьем этапе космонавтики, связанном с освоением и заселением человеком новых звёздных систем. Для этого нужно, конечно, пересмотреть некоторые моменты человеческого личного и общественного существования
Этот этап можно назвать этапом инерционно-гравитационной космонавтики. Мы вновь возвращаемся к инерционному, свободному движению, но космическим кораблем на этом этапе должны стать небесные тела размером с Луну, на которых уже имеется гравитационная весомость и на которых можно разместить «экипаж» в тысячи и даже миллионы человек и обеспечить их ресурсами на тысячелетья и средствами освоения новых миров.
С помощью некоторых мощных воздействий, например, направленными термоядерными шахтными взрывами, выбранное небесное тело отрывается от своего «хозяина» и направляется в межзвездный полёт. В процессе пересечения Солнечной системы возможно управление полётом корабля таким образом, чтобы происходило гравитационное ускорение при пролетах вблизи планет, и корабль вылетал за пределы Солнечной системы с достаточной скоростью. Сам полёт может происходить в течение нескольких тысячелетий, причём социум корабля будет достаточно большим, чтобы обеспечить стабильное и психологически комфортное его существование в течение всего путешествия. Через тысячелетия, когда, возможно сменится много поколений, «корабль» прибывает к выбранной звездной системе, тормозится и осуществляется управляемый захват полем звезды на наиболее благоприятном расстоянии. В дальнейшем происходит освоение новой звездной системы. Так как Солнечная система лишилась запуском межзвездного корабля части своих ресурсов, колонизаторы отправляют назад в сторону Солнечной системы одну или несколько планет или иных объектов, которые восполнят Солнечные ресурсы. А новая звездная система точно так же со временем пошлет новые космические корабли в сторону новых звёздных систем. Так, в течение многих тысяч и миллионов лет будет происходить постепенное освоение галактического пространства и заселение его «человеком» с одновременным потоком в сторону Земли ресурсных материалов из иных звёздных систем для обеспечения «вечной» жизни в колыбели Человечества. Мы не знаем, какие изменения произойдут в этом процессе с самим человеком, который сам может стать объектом генной и иной инженерии для лучшего приспособления к существованию в иных мирах, но то, что он останется Существом Разумным — вряд ли есть сомнения. Ведь именно для оплодотворения вселенной Разумом, возможно, и создала Природа или Высшая Сила, тут каждый может думать по-своему, Человека на избранной, затерянной в глубинах Вселенной, точке — Земле.
В. М. ЮРОВИЦКИЙ
с картинками :wink:
Цитировать"Космическое хозяйство Земли и тенденции его развития" [/size]Чихарев Сергей, Щебликов Алексей, Лунин Сергей
06.07.2010 http://new.tsniimash.ru/main.php?id=1&nid=58
Космонавтика (космическая деятельность людей) есть продукт истории развития хозяйственной деятельности людей на Земле.
Истоки ее - в использовании тел на небесной сфере (звезд, планет) для навигации на поверхности Земли. Эта навигация есть космическая навигация (космонавтика) в узком смысле слова.
Расширение смысла слова космонавтика связано с открытием небесной механики (Ньютон). С этого момента космонавтика получила свой современный широкий смысл науки о летании искусственного тела в космическом пространстве. Но и здесь речь шла лишь о теории пассивного движения искусственного тела, но не раскрывался физический способ активного выхода на орбиту этого движения.
Новый этап ее развития связан с открытием ракеты как космической транспортной машины (Циолковский). Здесь космонавтика получила свое завершение и развивалась как теоретическая космонавтика. Характерно, что теоретическая космонавтика (статья К.Э.Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами») родилась в один год (1903 год) с практической авиацией (самолет братьев Райт). В ряде областей механики, технологии и производства авиация более пятидесяти лет готовила позиции практической космонавтике.
Запуском советского, первого искусственного спутника Земли (1957 год) началась эпоха практической космонавтики.
Деятельность людей всегда была и остается хозяйственной деятельностью. Указанные этапы космонавтики питали хозяйственную деятельность людей, врастали в нее, порождали новые направления мысли, новые образы и фантазии. К моменту созревания космонавтики до практической реализации и развития в земном хозяйстве уже определились контуры его космической части, ответственной за рождение и дальнейшее развитие практической космонавтики. Это НИИ, КБ, заводы, полигоны и т.д., которые уже были созданы в рамках авиационно-ракетной отрасли. Ее (эту часть земного хозяйства) можно назвать начальной фазой космического хозяйства Земли (КХЗ). Оно характерно космической целевой направленностью и земной материально – энергетической «почвой» своего существования и развития. Космонавтика оформляется как направление деятельности людей для преодоления их земной (планетной) ограниченности, а КХЗ как средство этой деятельности.
Задача этого материала проследить этапы, проблемы и тенденции развития космического хозяйства Земли за прошедшие более чем пятьдесят лет и на ближайшие его десятилетия в будущее.
Развитие нашего хозяйства на Земле мы рассматриваем как исторический процесс, имеющий два периода (Рис.1). Первый (предыстория) – период малосвязанного развития отдельных цивилизаций, расселившихся по планете за десятки тысяч лет. Второй начался полтысячелетия назад в ходе интеграции европоцентрической культуры с культурами, возникшими в предыстории в других регионах планеты. История начинается Великими географическими открытиями (ВГО) и Возрождением античности. Выделяют несколько этапов (блоков), которые называют революциями: промышленная, техническая, научно-техническая. Сегодня, на наш взгляд, формируется новый революционный блок истории хозяйства: научно – социальная революция. Ее признак – выход на проектирование систем глобального масштаба (общество, планета, околопланетный космос).
Здесь делают вывод, что в истории идеологии хозяйства прослеживается тенденция актуализации от военно-политического акцента к научно-социальному.
(http://new.tsniimash.ru/media/img/NEWS_Archive/news_2010_07_06_1.jpg)
Рис.1.
Рассматривая развитие КХЗ в системе нашего хозяйства Земли (Рис.2), мы будем иметь в виду, что в развитии части (даже возникшей позже целого) всегда сохраняются черты развития целого (филогенез повторяется в онтогенезе).
Этапы развития космонавтики (по оси времени) по их идеологической тенденции мы совмещаем с блоками технологической революции. Это «историческое пространство», разделенное на две доли проблем (проблемы создания и проблемы использования) развития КХЗ, мы заполняем наиболее значимыми проблемами. Каждая из этих проблем актуальна в разные периоды в разной степени. Поэтому мы распределили их по периодам в соответствии с их наиболее актуальным значением.
Мы выделили (с большой долей условности) пять периодов и четыре сферы развития КХЗ. Первый период непосредственно соответствует родовому признаку КХЗ: космонавтика родилась в военном мундире.
(http://new.tsniimash.ru/media/img/NEWS_Archive/news_2010_07_06_2.jpg)
Рис.2.
Первый период (1956 – 70 гг.) соответствует ВГО направлен на определения места КХЗ в хозяйственной (в том числе и в военно-политической) системе.
Второй период (1971 – 85 гг.) продолжает эту тенденцию в этом направлении и развивает военную космическую гонку («Звездные войны»). Военно-политические блоки стран качают свои «космические бицепсы». Но техника развивается и определяет все больше чисто хозяйственных задач.
Третий период (1986 – 00 гг.) – период возмужания космонавтики. Наряду с юношеским военным мундиром космонавтике шьют «фрак с бабочкой». Начинается комерцилизация (экономизация) космонавтики.
Четвертый период (2001 – 15 гг.) – научно-техническое совершенствование КХЗ. Оно функционально становится все более международным. «Клуб космических стран и блоков» расширяется, космонавтика функционально становится глобальной. Кроме стран, предоставляющих космические услуги, к ним примыкает большая группа потребителей космических услуг. Эта тенденция научно-технической глобализации перерастает в тенденцию социально- экономической глобализации. КХЗ становится органической частью систем хозяйства Земли.
Пятый период (2016 – 30 гг.) – научно-социальное становление КХЗ. Оно выходит за пределы материально-энергетической базы Земли и переходит на космические материально-энергетические ресурсы. Их источником становиться прежде всего Луна. Луна, прежде всего, берет на себя наиболее ресурсоемкую систему КХЗ – ее транспортную систему, которая готовит промышленное освоение Луны. Эта транспортная система сама есть первая промышленная система Луны, содержащая подсистему материально-энергетического производства ракетного топлива и рабочего тела для своих транспортных аппаратов. Она становится «эмбрионом» саморазвивающейся системы развитого промышленного производства на Луне для создания космического сектора систем экологической поддержки Земли. КХЗ приобретает определенною самостоятельность и постепенно втягивает все хозяйство Земли в структуру единого космического хозяйства социально объединяющегося человечества. Человечество становится космической силой.
"Схема внеэклиптического циклоидального полета" понравилась :)
Выражаясь молодежным языком, такой "космический дрифт" получается :D
ЦитироватьО естественных пределах развития систем
с ограниченными ресурсами[/size]
Ю. И. Лобановский http://www.synerjetics.ru/article/limits.htm#book
Краткое содержание
Анализ развития современных авиации и космонавтики на основе общих концепций развития сложных систем показывает, что эти виды человеческой деятельности в их нынешнем виде уже приблизились к своему потолку. Только качественные изменения, связанные с решением принципиально новых задач, таких как обеспечение дешевого доступа в космос, - единственный способ преодолеть возникший в них застой.
Сама постановка вопроса, в чем причины застоя в современной космонавтике, предполагает, что застой - это ее неестественное состояние. Однако бросим свой взгляд на другие технические, а также и природные системы. История техники, человечества, да и просто биология дают нам бесчисленные примеры того, как быстрый первоначальный рост биоценозов, этносов и технических систем постепенно затухает. После этого развитие останавливается, а затем происходит деградация и система или исчезает совсем, вытесняемая конкурентами, или переходит в так называемую мемориальную фазу. При этом она продолжает существовать масштабах, на порядки меньших, чем максимальный, не демонстрируя ничего похожего на первоначальную экспансию.
Империя Чингисхана, парусное судоходство, австралийские кролики, железнодорожный транспорт, немецкие национал-социалисты, современная космонавтика, консорция участников форума журнала "Новости космонавтики", стая леммингов на острове Врангеля, лесной пожар - все они возникали практически как бы из ничего и развивались по описанной выше схеме. Кое-какие из упомянутых систем еще не закончили полный цикл своего развития, а иные уже исчезли, или находятся в мемориальной фазе своего существования.
Уже, по крайней мере, более трех десятилетий назад Г. Альтшуллер, создатель теории решения изобретательских задач, писал, что рост технических систем в первом приближении происходит по S-образной кривой, представляющей собой комбинацию из растущей и затухающей экспонент [1]. Система уравнений, описывающих развитие сообществ организмов в ареале с ограниченными ресурсами, дает аналогичное решение. Историков техники, насколько мне известно, обычно не слишком интересовало поведение технических систем после выхода их на участок насыщения (максимального развития). Просто утверждалось, что новые конкурентные технологии, развиваясь по уже описанным законам, вытесняют старые.
Однако, выдающий русский ученый Л. Гумилев в своей книге "Этногенез и биосфера Земли" [2], а также и в других своих работах на основе огромного исторического материала использовал аналогичные способы для описания развития человеческих этносов. При этом он внимательно рассмотрел и поведение этносов после достижения ими естественных пределов развития. Его исследования показывают, что этот период делится на несколько фаз, и, в целом, он более сложен, чем период роста. К сожалению, анализ аналогичного периода развития технических систем, насколько я знаю, до сих пор не проводился.
Тем не менее, переходя к нашим прагматическим задачам, из всего вышесказанного можно сделать минимум два вывода. Первый: кривая роста в первом приближении состоит из двух более или менее симметричных частей, и, если мы правильно определим точку ее перегиба, то по параметрам этапа ускорения развития можно оценить параметры этапа его затухания с выходом на участок насыщения. Второй: предсказать перспективы современной космонавтики может помочь изучение истории более старых и наиболее по существу близких к ней областей человеческой деятельности.
На мой взгляд, за точку отсчета начала латентной (скрытой) фазы развития современной космонавтики можно принять 1903 год - год выхода научной работы К. Циолковского, в который впервые была высказана идея об использовании жидкостных ракет для освоения космического пространства. Эта идея практически не вызвала тогда никакого отклика, и, несмотря на своеобразные попытки Р. Эно-Пельтри в 1912 - 1913 годах, идея полетов в космос на ракете не взволновала общество. Однако после Первой мировой войны в 1923 году по этой теме вышла книга Г. Оберта, которая вдруг вызвала в Германии огромный резонанс. В 1913 - 1914 годах начал свои работы американец Р. Годдард, уже в 1915 - 1916 годах перейдя к экспериментальным исследованиям, которые в 1926 году закончились запуском первой ракеты на жидком топливе. Далее - первый пуск в Германии (1931 год), в СССР (1933 год), и развертывание полномасштабных исследований в этой области [3].
Таким образом, 1930 год - это, приблизительно, начало явной фазы роста интересующих нас здесь и сейчас ракетных технологий. Всего через 12 лет в 1942 году стартовала первая "настоящая" ракета А-4, а еще через 15 лет (несмотря даже на тотальный разгром первого и единственного на тот момент крупного центра разработки больших жидкостных ракет) в 1957 году совершила полет первая "космическая" ракета Р-7. Далее еще 10 - 15 лет - период наиболее быстрого роста ракетной техники, которая вместе с еще некоторыми сопутствующими технологическими областями вдруг чудесным образом (счастливая ошибка Сахарова, упорство Афанасьева, нетривиальность и смелость Королева, амбициозность Хрущева) стала космонавтикой. Наиболее яркие события этого периода связаны, безусловно, с лунной гонкой между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Таким образом, завершение экспедиций на Луну и отмена всех дальнейших амбициозных планов по ее освоению - это, на мой взгляд, индикатор прохождения точки перелома на кривой развития космонавтики.
Следовательно, этап ускоренного развития современной космонавтики продолжался около 40 лет (1930 - 1970 годы), и время ее выхода на участок насыщения находится где-то вблизи 2010 года. В принципе, он примерно совпадает с завершением тех разработок одноразовых носителей, которые еще ведутся сейчас.
Теперь кратко рассмотрим развитие авиации. Латентный период имеет свое начало видимо на рубеже XVIII и XIX веков, когда сэр Джордж Кэйли впервые сформулировал технически приемлемую концепцию летательного аппарата [4]. Начало периода роста - 1903 год, когда впервые взлетел "Флауэр" братьев Райт. Через 40 лет авиация братьев Райт, Жуковского, Прандтля и Мессершмидта достигла максимальной скорости развития, то есть точки перегиба на кривой. Дальше последовало бы постепенное затухание скорости роста, однако именно в этот момент классическая авиация стала быстро вытесняться авиацией реактивной. Таким образом, классическая авиация вследствие появления могущественного конкурента преждевременно прекратила свое естественное развитие и перешла в мемориальную фазу. Нельзя сказать, что развитие классической авиации в этой фазе прекратилось совсем (вспомним, например, беспрецедентный полет "Вояджера"), однако на развитие человечества ее влияние, в отличие от влияния реактивной авиации, совсем невелико.
В этнической истории также встречаются преждевременные переходы этноса или суперэтноса вследствие перенапряжения сил и влияния соседей в мемориальную фазу, например - арабов VII века, монголов XIII века [2] (надеюсь, что русские не пополнят этот список!).
Начало латентной фазы реактивной авиации можно проследить со второго десятилетия XX века (Коанда), в 1930 году первый турбореактивный двигатель был запатентован кадетом летного училища Уиттлом, в 1939 году взлетел первый самолет с таким двигателем конструкции фон Охайна, и начался период явного быстрого роста, который примерно к 1980 году закончился. Таким образом, лет через 20 (практически в тот же исторический срок, что и в современной космонавтике) можно ожидать прекращения практически всякого развития и в реактивной авиации. Примерно те же периоды роста (40 + 40 лет) выделяются и для автомобильной промышленности.
Из этого краткого экскурса следует, что единственный способ преодолеть застой отрасли промышленности - это заменить ее на близкого к ней конкурента, который бы помог решить новыми способами новые задачи, или резко облегчил и удешевил решение старых задач. Единственным на данный момент таким перспективным конкурентом-родственником, как одноразовой космонавтике, так и реактивной авиации являются, на мой взгляд, многоразовые аэрокосмические носители. Только они, объединив лучшие качества обеих технологий, способны дать новый импульс их развитию, а человечеству открыть реальный эффективный доступ в космос.
Ссылки
Альтшуллер Г.С. - Алгоритм изобретателя. "Московский Рабочий", 1973.
Гумилев Л.Н. - Этногенез и биосфера Земли. Москва, Рольф, 2001.
Космонавтика (Энциклопедия), под ред. В. П. Глушко. Москва, Советская Энциклопедия, 1985.
Кюхеман Д. - Аэродинамическое проектирование самолетов. Москва, "Машиностроение", 1983.
30.09.2002 - 14.10.2003 Ю. И. Лобановский
Типа, правильно.
Но включение в сферу КД Луны может сыграть аналогичную роль.
В этой связи нельзя не удивиться в очередной раз прозорливости тех, кто обломал развитие в начале 60-х, блокировав выход на этот уровень в данном цикле, а тем самым минимум на полвека или на целый век.
PS.
"консорция участников форума журнала "Новости космонавтики"" = "стая леммингов на острове Врангеля" понравилось тож.
ЦитироватьЦитироватьХм... Вообще не ясно какого хрена лететь в другую звездную систему имея на руках технологии перемещения крупных небесных тел. Не проще ли Марс и Венеру поближе к Земле сдвинуть?
5+[/size] :!: :!: :!: :lol: :lol: :lol:
Авторство этой идеи не этому персонажу принадлежит. А смысл ее в том, что это сценарий на период перехода Солнца в другую звездную ипостась и неминуемые кранты Земной цивилизации в перспективе. Кому принадлежит авторство идеи сейчас уже установить сложно, но в семидесятых годах она в умах бродила. :) Ссылок не просите, не вспомню, а искать -времени жалко.
У Юровицкого, помнится, есть аналогичная по концепции статья и в батуринском сборнике "Космонавтика XXI века".
Интересно, данный Ю.И.Лобановский и тот, что занимался поиском причинам аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, -- одно и то же лицо?
ЦитироватьИнтересно, данный Ю.И.Лобановский и тот, что занимался поиском причинам аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, -- одно и то же лицо?
Данный Лобановский это ж наш Слипстрим с синерджетом.
ЦитироватьЦитироватьИнтересно, данный Ю.И.Лобановский и тот, что занимался поиском причинам аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, -- одно и то же лицо?
Данный Лобановский это ж наш Слипстрим с синерджетом.
"Формулу-1" любите? Стримфлов.
Цитировать"Формулу-1" любите? Стримфлов.
Ай, блин, виноват! :oops: Конечно Стримфлов!
Старый стал, память не та... :(
ЦитироватьИнтересно, данный Ю.И.Лобановский и тот, что занимался поиском причинам аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, -- одно и то же лицо?
Что касается его анализа авиации, то сильно притянуто за уши.
Во-первых, автор забыл про Леонардо-да-Винчи, всяких лилиенталей, т.к. это нарушало его временные рамки. Для бывшего сотрудника ЦАГИ более чем странно.
Во-вторых, противопоставление реактивной авиации поршневой, называемой им классической - очень надуманно.
Если бы он сравнивал только двигатели, то это еще куда ни шло, но он сравнивает авиацию в целом, почему-то разделяя ее на два разных типа по одному пусть и существенному, но частно-локальному признаку. Взять, к примеру, Ан-24 и какой-нить "Юнкерс-88". Что поменялось, кроме принципа привода воздушных винтов? Принцип создания подъемной силы крылом? Нет. Принцип/способ управления? Нет. Летные характеристики? Нет. Ну и т.д. Вот поэтому он, к примеру, про леммингов вспомнил, а про судостроение забыл напрочь (там вообще масса поколений судов, если бы он их делил по принципу движителя, от весел до атомного реактора). И все - продолжительностью по сорок лет, особенно паруса.
Это вообще распространенная черта настоящего ученого - в упор не видеть факты, опровергающие его теорию. А вот принципиальную разницу между воздухоплаванием и авиацией он как-то упустил из виду, а ведь на этой арбузной корке можно было бы покататься в свете сказанного...
ЦитироватьЭто вообще распространенная черта настоящего ученого - в упор не видеть факты, опровергающие его теорию.
Нет, это распространенная черта ограниченного человека - считать что реальную жизнь может описать достаточно простая теория, и при этом не будет ни одного исключения из правил.
ЦитироватьУ Юровицкого, помнится, есть аналогичная по концепции статья и в батуринском сборнике "Космонавтика XXI века".
Интересно, данный Ю.И.Лобановский и тот, что занимался поиском причинам аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, -- одно и то же лицо?
Да, Юрий Иванович Лобановский, он же Стримфлоу.
ЦитироватьДа, Юрий Иванович Лобановский, он же Стримфлоу.
Иоасафович
ЦитироватьЦитироватьДа, Юрий Иванович Лобановский, он же Стримфлоу.
Иоасафович
Да?
А в переписке подписывался как "Иванович" :D
Цитироватьhttp://www.sovkos.ru/cosmos-articles/tri-ehtapa-razvitiya-kosmonavtiki.html
Три этапа развития космонавтики[/size]
Современный этап космонавтики можно назвать этапом инерциальной космонавтики. На этом этапе двигатель является стартовым ускорителем. Космический корабль разгоняется с помощью реактивного двигателя до скорости, необходимой для решения поставленных задач, а далее всё перемещение в космическом пространстве происходит по инерции, в свободном движении.
...Необходим переход к новому этапу развития космонавтики. Этот этап можно назвать этапом весомой космонавтики. В ней весь полёт будет происходить при работающих двигателях, в результате чего механическое состояние на космическом корабле будет весомым.
...Но думается, что современный уровень научного знания позволяет выдвинуть достаточно научнеобоснованное предположение о третьем этапе космонавтики, связанном с освоением и заселением человеком новых звёздных систем. Для этого нужно, конечно, пересмотреть некоторые моменты человеческого личного и общественного существования
Этот этап можно назвать этапом инерционно-гравитационной космонавтики. Мы вновь возвращаемся к инерционному, свободному движению, но космическим кораблем на этом этапе должны стать небесные тела размером с Луну, на которых уже имеется гравитационная весомость и на которых можно разместить «экипаж» в тысячи и даже миллионы человек и обеспечить их ресурсами на тысячелетья и средствами освоения новых миров.
По форме правильно, по сути - ни о чём. Любая классификация в предметной области должна быть основана на существенных для этой области признаках. Наличие на космическом корабле веса, вызванного ускорением, - отнюдь не самый существенный признак. Корабль ведь и раскрутить можно. :) А к звёздам мы, скорее всего, полетим задолго до "инерционно-гравитационного этапа".
Цитировать"Космическое хозяйство Земли и тенденции его развития" [/size]Чихарев Сергей, Щебликов Алексей, Лунин Сергей
06.07.2010 http://new.tsniimash.ru/main.php?id=1&nid=58
А вот это уже эээ... как бы помягче охарактеризовать... непродуманные высказывания. Какое возрождение античности, какая научно-социальная революция? Похоже на малограмотные придумки людей, которые какие-то книжки видели, но ничего в них не поняли.
А о промышленном освоении Луны в 2016-2030 году даже я, при всём моём оптимизме, предпочитаю помалкивать. :) Построить бы постоянную базу к 2030-му...
ЦитироватьО естественных пределах развития систем
с ограниченными ресурсами[/size]
Ю. И. Лобановский http://www.synerjetics.ru/article/limits.htm#book
Основная мысль правильная, ибо сложные системы, действительно, развиваются по S-образным кривым с возможностью, так сказать, перехода количества в качество и появления качественно новых технологий. Даже 40 лет выглядят правдоподобно, если вспомнить кондратьевские циклы, которые в среднем столько и длятся.
Вот только почему именно АКС? Я, например, больше надеюсь на развитие ядерной энергетики в космосе. То есть получится ли АКС - это 50/50, а ядерным двигателям просто альтернативы нет.
Цитироватьклассификация в предметной области должна быть основана на существенных для этой области признаках
Отсюда вопрос - где есть перечень этих признаков? В литературе встречается куча вариантов этапов - но все идет от хронологии. :wink:
Невесомость - чуждая для человека среда (общий вагон)
Вес - привычная (купе)
Следующий этап - комфортная, вместе с планетой (люкс) :wink:
ЦитироватьЦитироватьклассификация в предметной области должна быть основана на существенных для этой области признаках
Отсюда вопрос - где есть перечень этих признаков? В литературе встречается куча вариантов этапов - но все идет от хронологии. :wink:
Невесомость - чуждая для человека среда (общий вагон)
Вес - привычная (купе)
Следующий этап - комфортная, вместе с планетой (люкс) :wink:
Неужели кто-то так классифицирует этапы развития транспорта: этап общих вагонов, этап купе, этап люксов? :D За космонавтику не скажу, но в наземном транспорте решали доступность определенных природных зон, скорость и дальность.
А в этой статейке, что самое забавное, даже наличие веса или его величина не является существенным признаком. Существенным признаком является источник веса. :)
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьХм... Вообще не ясно какого хрена лететь в другую звездную систему имея на руках технологии перемещения крупных небесных тел. Не проще ли Марс и Венеру поближе к Земле сдвинуть?
5+[/size] :!: :!: :!: :lol: :lol: :lol:
Авторство этой идеи не этому персонажу принадлежит. А смысл ее в том, что это сценарий на период перехода Солнца в другую звездную ипостась и неминуемые кранты Земной цивилизации в перспективе. Кому принадлежит авторство идеи сейчас уже установить сложно, но в семидесятых годах она в умах бродила. :) Ссылок не просите, не вспомню, а искать -времени жалко.
Вообще говоря, Солнцу по текущим представлениям до "перехода в другую звездную ипостась" несколько миллиардов лет. Планировать что-либо на такой срок архибессмысленно :D К тому времени мы либо давным давно вымрем, либо придумаем «тирьямпампацию» и корабли поколений станут неактуальными.
ЦитироватьНеужели кто-то так классифицирует этапы развития транспорта: этап общих вагонов, этап купе, этап люксов? :D
А почему бы и да. - Первый транспорт практически любых видов был либо военный, либо промышленный, либо экстремальный - не до удобств; там где случалось насыщение начиналась конкуренция и делали отдельный дешевый транспорт без удобств и подороже купе, а с дальнейшим насыщением и люксы.
Сейчас космический транспорт несомненно военно-экстремальный и совершенно неясно когда он таковым перестанет быть - может быть как раз к развитию АКС (когда уже ракет станет не хватать) :lol:
Кстати, насчет доступности зон, скорости и дальности - в "космических рекордах" писал про явную связь рекордов расстояний с ХС, которая постоянно растет, но пока еще маловата для пилотируемых полетов дальше Луны.
Чисто имхо:
1-й этап - освоение "ближнего космоса", то есть околоземной орбиты. Начался в 1957 и продолжается по сей день. Полёты на орбиту, стыковки, орбитальные станции, военные и коммерческие спутники, небольшая вылазка на Луну, предварительная разведка других планет чисто автоматами. Технологии - ракеты на химии.
2-й этап - освоение "среднего космоса", то есть Луны и её окрестностей. Начнётся году в 2025-м и продолжится 30-50 лет. Хотя, если учесть, как затянулся 1-й этап, этот тоже может оказаться долгим. :( ЛОС, лунная база, добыча ресурсов на Луне, полёты к астероидам, облёт Марса и Венеры. Технологии - тяжёлые носители, ионники, замкнутые СОЖ, использование ядерной энергии. Может быть, солнечные паруса.
3-й этап - освоение "дальнего космоса". База на Марсе, добыча ресурсов на астероидах, колонизация Марса. Технологии - чёрт их знает. Может быть, АКС, ЯРД, ТЯРД, космические лифты и прочие удивительные вещи.
Дальше с технологиями полный туман, так что на 4-й этап загадывать не буду. Тем более, до него всё равно не доживу. :(
Чисто по случаю попалась забавная публикация 85 г.
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/znan/1985/08/8-kosm-tsiv.html