Что это?
http://news.mail.ru/society/5532682/?frommail=1
ЦитироватьНовое оружие России: Боевой космолёт
18 Марта 2011, 13:12
Высота полета 90 километров, скорость 20 тысяч километров в час – таковы рабочие параметры разрабатываемого в ЦАГИ авиационного монстра
Мы продолжаем серию публикаций о новом оружии России, над созданием которого сейчас работают ученые. В первом материале, напомним, речь шла о «рельсотроне Арцимовича». Сегодня расскажем о еще одной интересной разработке.
Недавно командующий космическими войсками России генерал-лейтенант Олег Остапенко заявил о том, что у нас ведутся работы по созданию беспилотного космического самолета многоразового использования. Это подтвердил главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин: «Естественно, ведутся. Мы не можем быть в обозе. Есть разработки, есть понимание, как это делать, есть технические решения».
Нужно сразу подчеркнуть, что эти заявления были сделаны сразу после возвращения на землю американского беспилотного космического корабля X-37B, который провёл на околоземной орбите 225 суток. При этом задачи полета и ход их решения были глубоко засекречены спецслужбами США. Так что трудно сказать, чего больше в высказываниях российских военачальников: блефа или реальной информации?
Вначале была «Спираль»
Тема космического самолета, конечно, засекречена не только у американцев, но и у нас. Но кое-что просачивается в открытую печать и общие контуры проблемы можно вполне очертить.
Однозначно известно, что в советское время в работах по созданию космического самолета мы поначалу были впереди США. В 1965 году все, что связано с «крылатой космонавтикой», было поручено ОКБ-155 А.И.Микояна. Тема по созданию воздушно-орбитального самолета (ВОС) получила индекс «Спираль». Мало кто знает, что одним из руководителей проекта был космонавт № 2 Герман Титов. Впоследствии он рассказал мне в одном из своих последних интервью некоторые подробности.
ВОС состоял из гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР) и военного орбитального самолета (ОС) с ракетным ускорителем. Старт системы предусматривался горизонтальный, с использованием разгонной тележки, отрыв происходил на скорости 380-400 км/ч. После набора с помощью двигателей ГСР необходимых скорости и высоты происходило отделение ОС и дальнейший разгон осуществлялся с помощью ракетных двигателей двухступенчатого ускорителя, работающих на фторо-водородном топливе.
При этом орбитальный самолет был пилотируемым (одноместным). Предусматривалось его использование в вариантах фоторазведчика, радиолокационного разведчика, перехватчика космических целей или ударного самолета с ракетой класса «Космос-Земля». Вес самолета во всех вариантах составлял 8800 кг, включая 500 кг боевой нагрузки в вариантах разведчика и перехватчика и 2000 кг у ударного самолета. Диапазон опорных орбит составлял 130 — 150 км.
— Почему же эта программа не была завершена? – спросил я у Титова. Он ответил так:
— Первый раз «Спираль» зачахла в 1970 году. Потому что военное руководство не поняло тогда перспективы развития этой темы. Потом Артем Иванович Микоян, так сказать, вдохновитель и разработчик этой темы, умер, а вместе с ним — и она. Позже, когда узнали, что американцы работают над системой «Шаттл», руководство возмутилось: почему у них есть, а у нас нет? Срочно начались работы по «Бурану». Вернулись к «Спирали». Использовали эту схему для отработки вопросов аэродинамики, термодинамики. Произвели четыре запуска на орбиту по гагаринской схеме одновиткового полета. «Спираль» показала очень хорошие характеристики. Однако в дальнейшем разработчики пошли по пути «списывания» — перерисовали схему «Шаттла» и «создали» «Буран». В конце концов, и он был загублен из-за недостатка финансирования.
США вырвались вперед
В результате реформ в России (и, в частности, в нашей армии) мы потеряли преимущества в развитии космического самолетостроения. Вперед вырвались США.
В 1999 году NASA совместно с компанией Boeing начали программу создания космического самолета X-37B. Стоимость разработки экспериментального космолета составила 173 миллионов долларов. Космолет создан с такими характеристиками: взлетный вес 4 989 кг, масса полезного груза 900 кг, время пребывания в космосе до 270 дней. Первый тестовый полёт — испытание путём сбрасывания, был совершён 7 апреля 2006 года. А 22 апреля 2010 года X-37B ушел в первый боевой полет. Боевой — в данном случае не метафора. Некоторые эксперты высказывают предположение, что за 225 суток, проведенные в космосе, космолет провел реальные пуски боевого оружия. Именно в это время был сбит российский военный спутник, что официально объяснили возможным попаданием в него метеорита. С X-37B даже связывают предполагаемое испытание над Россией нового климатического оружия – небывалая жара и засуха лета 2010 года.
До сих пор руководство ВВС США не публикует никаких подробностей о целях и задачах полета X-37B. Принимая во внимание достаточный объем грузового отсека космического аппарата, можно предположить, что X-37B способен нести любую разведывательную аппаратуру и, безусловно, некоторые системы вооружения. Наблюдения, сделанные с помощью оптической аппаратуры, подтверждают высокую маневренность аппарата: за все время его нахождения на орбите было произведено четыре резких изменения траектории движении. Таким образом, аппарат может использоваться для перехвата и захвата вражеских спутников. Несмотря на столь явную боевую ориентацию аппарата X-37B, американские военные продолжают настаивать на том, что он является всего лишь летающей в космосе лабораторией.
3 декабря 2010 года Х-37В вернулся на Землю после семи месяцев полета. Посадка в автоматическом режиме была осуществлена на взлетно-посадочную полосу базы ВВС США Ванденберг, расположенную северо-западнее Лос-Анджелеса (штат Калифорния). В ходе пребывания на орбите X-37B получил семь повреждений обшивки, по официальной версии, в результате столкновения с космическим мусором.
4 марта 2011 года космолет США вновь отправился на боевую службу в космос. Программа полета и стоимость проекта опять засекречены. В печати зато появилось сообщение о том, что ВВС США дали компании Boeing заказ на изготовление второго образца X-37B, который будет готов в 2011 году и, вероятно, тут же полетит на орбиту.
Российский ответ
Что может противопоставить Россия, если не считать словесных «страшилок» командующего космическими войсками и главкома ВВС РФ?
Недавно в прессе появилось сообщение о том, что в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) состоялись исследования аэрокосмического комплекса, предназначенного для межконтинентальных перелетов со скоростью, близкой к первой космической – около 20 тысяч км/ч. Как сообщает пресс-служба ЦАГИ, система состоит из дозвукового самолета-носителя и воздушно-космического самолета (ВКС) с жидкостным ракетным двигателем. При дальности 16—17 тыс. км время полет воздушно-космического самолета проходит в три стадии — активное выведение на орбиту, космический полет с околоорбитальной скоростью и планирование в атмосфере. Причем этот перелет не займет больше чем 50 минут.
В качестве самолета-носителя могут использоваться Ил-76МФ и Ил-96-400Т. Именно транспортный самолет должен поднять основной разгоняемый модуль на большую высоту. После этого воздушно-космический самолет самостоятельно выберется на орбиту, наберет скорость до 20 тысяч километров в час, а потом спланирует в атмосфере к нужной цели.
Ранее ЦАГИ провел системный анализ различных вариантов многоразовой ракетно-космической системы (МРКС 1). МРКС-1 представляет собой частично многоразовую ракету-носитель вертикального старта на основе крылатой многоразовой первой ступени, выполненной по самолетной схеме и возвращаемой в район старта для горизонтальной посадки на аэродром 1-го класса, и на основе одноразовых вторых ступеней и разгонных блоков. Крылатый многоразовый блок первой ступени оснащается маршевыми жидкостными ракетными двигателями многоразового использования.
Зарубежные аналитики высоко оценивают возможности российского ВПК в этом отношении: технических причин, которые не позволяли бы России вслед за Америкой создать беспилотный орбитальный самолет, не существует.
«Основным российским технологиям, необходимым для этого, уже полстолетия, — считает американский эксперт по космосу Джим Оберг. — Русские экспериментировали с крылатыми космическими кораблями с 1960-х годов и даже вывели прототип на орбиту, но сегодня они ослаблены реформами. Поэтому все зависит от политической воли руководства страны и вооруженными силами». А эта проблема, пожалуй, посложней технической, но будем надеяться, что и она преодолима.
ЦитироватьЧто это?
Это Г.
Цитировать...
Недавно в прессе появилось сообщение о том, что в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) состоялись исследования аэрокосмического комплекса, предназначенного для межконтинентальных перелетов со скоростью, близкой к первой космической – около 20 тысяч км/ч. Как сообщает пресс-служба ЦАГИ, система состоит из дозвукового самолета-носителя и воздушно-космического самолета (ВКС) с жидкостным ракетным двигателем. При дальности 16—17 тыс. км время полет воздушно-космического самолета проходит в три стадии — активное выведение на орбиту, космический полет с околоорбитальной скоростью и планирование в атмосфере. Причем этот перелет не займет больше чем 50 минут.
В качестве самолета-носителя могут использоваться Ил-76МФ и Ил-96-400Т. Именно транспортный самолет должен поднять основной разгоняемый модуль на большую высоту. После этого воздушно-космический самолет самостоятельно выберется на орбиту, наберет скорость до 20 тысяч километров в час, а потом спланирует в атмосфере к нужной цели.
Ранее ЦАГИ провел системный анализ различных вариантов многоразовой ракетно-космической системы (МРКС 1). МРКС-1 представляет собой частично многоразовую ракету-носитель вертикального старта на основе крылатой многоразовой первой ступени, выполненной по самолетной схеме и возвращаемой в район старта для горизонтальной посадки на аэродром 1-го класса, и на основе одноразовых вторых ступеней и разгонных блоков. Крылатый многоразовый блок первой ступени оснащается маршевыми жидкостными ракетными двигателями многоразового использования.
Все что угодно, только не то, что надо.
И что действительно ждет своей очереди уже полвека.
ЦитироватьЗарубежные аналитики высоко оценивают возможности российского ВПК в этом отношении: технических причин, которые не позволяли бы России вслед за Америкой создать беспилотный орбитальный самолет, не существует.
«Основным российским технологиям, необходимым для этого, уже полстолетия, — считает американский эксперт по космосу Джим Оберг. — Русские экспериментировали с крылатыми космическими кораблями с 1960-х годов и даже вывели прототип на орбиту, но сегодня они ослаблены реформами. Поэтому все зависит от политической воли руководства страны и вооруженными силами». А эта проблема, пожалуй, посложней технической, но будем надеяться, что и она преодолима.
Ну да.
Кроме "зарубежных аналитиков" почему-то ровно никто больше не в восторге от этих технических гомункулов.
ЦитироватьЧто это?
Повтор инфы полугодовой давности, практически дословный, см. http://www.newsland.ru/News/Detail/id/527397/
Где-то даже были рисунки этой АКС, со второй ступенью на спине Ил-76. Эти рисунки вызывали вопросы... Горячее разделение ступеней невозможно, т.к. полностью сжигается оперение Ил-76. Холодное разделение - тоже не сахар, т.е. вторая ступень должна обогнуть Т-образного оперение носителя... В общем, все это выглядит на уровне дипломного проекта, выполненного троечником...
Думаю, ноги растут отсюда:
ЦитироватьНТС рассмотрел перспективы создания авиационно-космических систем В ЦАГИ состоялось выездное заседание научно-технического совета (НТС) Росавиакосмоса, посвященное рассмотрению перспектив развития авиационно-космических систем (АКС) и перспективных инициативных разработок российских авиастроительных ОКБ в этой области на базе существующих самолетов-носителей. Об этом сообщил информированный источник в области авиастроения.
По его словам, на НТС с докладами выступили специалисты ЦАГИ, госпредприятий "ЭМЗ им. Мясищева, РСК МиГ, ОАО АК им. Ильюшина, ОАО Туполев, ОАО НПО Молния, корпорации Воздушный старт и др. с предложениями по созданию АКС на основе самолетов-носителей типа М-55, МиГ-31, Ил-76, Ту-22М2, Ту-160, Ан-124 и Ан-225. В докладах подчеркивались преимущества АКС перед системами наземного вертикального старта ракетоносителей.
Источник подчеркнул, что запуск ИСЗ и космических аппаратов (КА) с помощью АКС приведет к повышению полезной нагрузки в 1,5-2 раза при одинаковых энергозатратах, а стоимость запуска одного килограмма полезной нагрузки на орбиту снизится с сотен тысяч долл. до единиц тысяч долларов. Так например, при запуске полезной нагрузки по программе Воздушный старт стоимость вывода нагрузки составит примерно 2500 долл./кг. Для большинства АКС стоимость вывода полезной нагрузки на орбиту составляет на сегодня 5-10 тысяч долл./кг. В случае принятия решения о развитии АКС, в период 2007-2010 гг. возможно снижение стоимости вывода некоторых типов полезной нагрузки до уровня всего лишь в 200 долл./кг.
По данным источника, НТС решил поручить ЦАГИ проведение НИР по сравнительному анализу представленных и рассмотренных на НТС проектов АКС. Сроки проведения НИР не указываются, но, очевидно, что такая работа будет проведена в 2004 году.
http://www.pereplet.ru/cgi/space.cgi?id=5516
Что же касается МРКС, то тут инфы совсем мало, но по описанию это один в один смахивает на проект МВРН (многоразовая всеазимутальная РН), прорабатывавшаяся в ЦНИИМаше в 1998-2003 гг. по НИР "Гриф"
Вот первоисточник, датированный 01.07.2010:
(http://www.tsagi.ru/news/photo/01_07_10-09.00/01-07-2010.jpg)
ЦитироватьВ ЦАГИ проведено предварительное исследование перспективной аэрокосмической системы, радикально сокращающей время полета на дальние расстояния. Система состоит из дозвукового самолета-носителя и воздушно-космического самолета (ВКС) с жидкостным ракетным двигателем.
При помощи разработанной системы можно перевозить пассажиров и грузы на межконтинентальные расстояния с очень высокой скоростью — около 20 тыс. км/ч. При дальности 16—17 тыс. км время полета ВКС (активное выведение, космический полет с околоорбитальной скоростью и планирование в атмосфере) не превышает 50 мин. Характерной особенностью полета ВКС является чередование повышенных и нулевых перегрузок. В качестве самолета-носителя могут использоваться Ил-76МФ и Ил-96-400Т. Одной из ключевых проблем создания ВКС является разработка конструкции планера с массой, не превышающей 7 % стартовой массы.
http://www.tsagi.ru/cgi-bin/jet/viewnews.cgi?id=20100701513206906993
В общем, грустное впечатление...
mark200000 писал(а):ЦитироватьЧто это?
Вадим Лукашевич писал(а): ЦитироватьГде-то даже были рисунки этой АКС, со второй ступенью на спине Ил-76.
Это - Клипер! :D
ЦитироватьХолодное разделение - тоже не сахар, т.е. вторая ступень должна обогнуть Т-образного оперение носителя...
Как это "должна обогнуть оперение", не можете пояснить?
У той штуковины, что на картинке, крыло какое-то маленькое, а так, в общем, ничего особенного.
ЦитироватьЦитироватьХолодное разделение - тоже не сахар, т.е. вторая ступень должна обогнуть Т-образного оперение носителя...
Как это "должна обогнуть оперение", не можете пояснить?
У той штуковины, что на картинке, крыло какое-то маленькое, а так, в общем, ничего особенного.
Смотрите вид спереди. Вторая ступень отделяется с выкл. двтгателем и первая ступень ее обгоняет, а потом догоняет :shock: своим Т-образным хвостовым опереньем. Дальше что-то происходит :roll:
ЦитироватьСмотрите вид спереди. Вторая ступень отделяется с выкл. двтгателем и первая ступень ее обгоняет, а потом догоняет :shock: своим Т-образным хвостовым опереньем. Дальше что-то происходит :roll:
Следите за процессом.
http://www.dfrc.nasa.gov/gallery/Movie/ALT/Medium/EM-0002-02.mpg
ЦитироватьХолодное разделение - тоже не сахар, т.е. вторая ступень должна обогнуть Т-образного оперение носителя... В общем, все это выглядит на уровне дипломного проекта, выполненного троечником...
Я где то видел картинку АН-124 с двумя килями, как у "Мрии".
Может быть такой вариант?
ЦитироватьЦитироватьХолодное разделение - тоже не сахар, т.е. вторая ступень должна обогнуть Т-образного оперение носителя... В общем, все это выглядит на уровне дипломного проекта, выполненного троечником...
Я где то видел картинку АН-124 с двумя килями, как у "Мрии".
Может быть такой вариант?
Вадим Лукашевич просто-напросто пытается оправдать умопомрачительную схему разделения МАКСа.
ЦитироватьСледите за процессом.
http://www.dfrc.nasa.gov/gallery/Movie/ALT/Medium/EM-0002-02.mpg
проследил. Ну и что? В данном случае нужно просто сбросить верхнерасположенный груз, поэтому для резкого создания отрицательной перегрузки перед разделением носитель делает резкое пикирование из горизонтального полета. При этом такое пикирование не обеспечивает положительного траекторного угла. Только сброс с краткосрочным перелетом киля носителя, т.к. горизонтальный установившийся полет Энтерпрайза на таком режиме невозможен.
В случае разделения АКС нужен еще и положительный, к тому же немалый траекторный угол - поэтому отрицательная перегрузка создается на выходе носителя из горки. И нужно еще передать ракетной ступени энергию носителя.
В любом случае - наличие киля у носителя крайне нежелательно (чем он выше, тем интенсивнее предварительное маневрирование), а уж тем более Т-образное, задающее ограничения не только по высоте Y, но и боковому смещению Z при разделении - это глупость.
Кроме того, при холодном разделении невозможно передать всю энергию носителя второй ступени, потери существенны, поэтому горячее разделение дает ощутимый выигрыш в ХС. Например, для МАКСа при двух вариантах горячего разделения, отличающихся секундной разницей запуска маршевых ЖРД, разница в массе на ЛЕО порядка 200 кг. Соответственно, для холодного разделения, когда движки запускаются через 5-10 секунд торможения во встречном потоке после разделения - итоговые потери будут еще больше.
Я же не говорю, что предложение ЦАГИ "не полетит" - я говорю, что оно очень далеко от оптимальности. Дипломный проект, причем посредственный...
ЦитироватьЯ где то видел картинку АН-124 с двумя килями, как у "Мрии".
Это был вариант Ан-124КТ
ЦитироватьВадим Лукашевич просто-напросто пытается оправдать умопомрачительную схему разделения МАКСа.
Тут нет смысла оправдывать, т.к. ничего другого при верхнем расположении ПГ все равно придумать нельзя.
И обратите внимание - Вы приводите пример сброса пустого шаттла с развитым крылом, и сравните это с предложением ЦАГИ, в котором сбрасывается заправленная вторая ступень с маленькими крылышками орбитального самолетика.
ЦитироватьЦитироватьСледите за процессом.
http://www.dfrc.nasa.gov/gallery/Movie/ALT/Medium/EM-0002-02.mpg
проследил. Ну и что? В данном случае нужно просто сбросить верхнерасположенный груз, поэтому для резкого создания отрицательной перегрузки перед разделением носитель делает резкое пикирование из горизонтального полета. При этом такое пикирование не обеспечивает положительного траекторного угла. Только сброс с краткосрочным перелетом киля носителя, т.к. горизонтальный установившийся полет Энтерпрайза на таком режиме невозможен.
В случае разделения АКС нужен еще и положительный, к тому же немалый траекторный угол - поэтому отрицательная перегрузка создается на выходе носителя из горки. И нужно еще передать ракетной ступени энергию носителя.
В любом случае - наличие киля у носителя крайне нежелательно (чем он выше, тем интенсивнее предварительное маневрирование), а уж тем более Т-образное, задающее ограничения не только по высоте Y, но и боковому смещению Z при разделении - это глупость.
Кроме того, при холодном разделении невозможно передать всю энергию носителя второй ступени, потери существенны, поэтому горячее разделение дает ощутимый выигрыш в ХС. Например, для МАКСа при двух вариантах горячего разделения, отличающихся секундной разницей запуска маршевых ЖРД, разница в массе на ЛЕО порядка 200 кг. Соответственно, для холодного разделения, когда движки запускаются через 5-10 секунд торможения во встречном потоке после разделения - итоговые потери будут еще больше.
Я же не говорю, что предложение ЦАГИ "не полетит" - я говорю, что оно очень далеко от оптимальности. Дипломный проект, причем посредственный...
Да, разделение которое вы описали для МАКСа оптимальнее с энергетической точки зрения, но создаёт огромные технические трудности вроде пикирования с перегрузкой 2.
Если самолёт выдержит такую нагрузку неся на внешней подвеске более половины веса, то не проще ли просто сделать эту нагрузку побольше, приделать крылья для нормального разделения и не пикировать.
ЦитироватьЦитироватьЯ где то видел картинку АН-124 с двумя килями, как у "Мрии".
Это был вариант Ан-124КТЦитироватьВадим Лукашевич просто-напросто пытается оправдать умопомрачительную схему разделения МАКСа.
Тут нет смысла оправдывать, т.к. ничего другого при верхнем расположении ПГ все равно придумать нельзя.
И обратите внимание - Вы приводите пример сброса пустого шаттла с развитым крылом, и сравните это с предложением ЦАГИ, в котором сбрасывается заправленная вторая ступень с маленькими крылышками орбитального самолетика.
Вот я и говорю, - крыло какое-то маленькое у того, что вы показали. :smile:
ЦитироватьДа, разделение которое вы описали для МАКСа оптимальнее с энергетической точки зрения, но создаёт огромные технические трудности вроде пикирования с перегрузкой 2.
Разделение происходит с нормальной отрицательной перегрузкой Ny=-0,8g
C учетом случайных возмущений расчетным является значение перегрузки Ny=-1,0g
Как видите, ничего экстраординарного
ЦитироватьЦитироватьДа, разделение которое вы описали для МАКСа оптимальнее с энергетической точки зрения, но создаёт огромные технические трудности вроде пикирования с перегрузкой 2.
Разделение происходит с нормальной отрицательной перегрузкой Ny=-0,8g
C учетом случайных возмущений расчетным является значение перегрузки Ny=-1,0g
Как видите, ничего экстраординарного
Так вы в теме про АКС писали, что перед этим Ан-225 пикирует с перегрузкой 2 единицы, - понятно зачем, иначе траекторию не повернёт вверх при допустимом росте высоты.
Да, это энергетически выгодно, я совершенно согласен. :smile:
Про перегрузку -2g я писать не мог. Давайте ссылку, посмотрим.
Но если все-таки я это там написал, значит - ошибся.
ЦитироватьПро перегрузку -2g я писать не мог. Давайте ссылку, посмотрим.
Но если все-таки я это там написал, значит - ошибся.
+2g разумеется.
Цитироватькабрирование («горка») при максимально допустимой перегрузке ny=2,0 с увеличением траекторного угла до H 37
Давайте разбираться в терминологии, потому как "+" и "-" это принципиально разные вещи. Вы пишите:
ЦитироватьДа, разделение которое вы описали для МАКСа оптимальнее с энергетической точки зрения, но создаёт огромные технические трудности вроде пикирования с перегрузкой 2.
На самом деле перегрузка Ny=+2.0g - это на кабрировании; на пикировании Ny=-1.0g
Эти значения как раз и являются диапзоном допустимых перегрузок "Мрии" при маневрировании -1.0g
Никаких "огромных технических трудностей" нет, а есть эксплуатационный диапазон означенных параметров.
ЦитироватьДавайте разбираться в терминологии, потому как "+" и "-" это принципиально разные вещи. Вы пишите:
ЦитироватьДа, разделение которое вы описали для МАКСа оптимальнее с энергетической точки зрения, но создаёт огромные технические трудности вроде пикирования с перегрузкой 2.
На самом деле перегрузка Ny=+2.0g - это на кабрировании; на пикировании Ny=-1.0g
Эти значения как раз и являются диапзоном допустимых перегрузок "Мрии" при маневрировании -1.0gНикаких "огромных технических трудностей" нет, а есть эксплуатационный диапазон означенных параметров.
Я очень рад, если вы правы, но на месте разработчиков МАКСа я бы прибег к двухступенчатой схеме с крылатой первой ступенью и разделением без активного маневрирования с большими перегрузками.
Собственно говоря, это очень здорово, если Ан-225 может выдержать +2g с внешней полезной нагрузкой 40-60% от взлётной массы.
http://svpressa.ru/society/article/40666/
ЦитироватьНовое оружие России: Боевые лазеры
Освоит ли Сердюков «гиперболоид Путина»?
Мы продолжаем серию публикаций о новейших разработках российской военной техники. Напомним, в первых двух материалах речь шла о «рельсотроне Арцимовича» и боевом космолете. Сегодня расскажем об исследованиях в области лазерного оружия.
Недавно начальник Генштаба Вооруженных сил РФ Николай Макаров заявил журналистам о том, что в России, «как и во всем мире, ведутся работы по боевому лазеру». При этом генерал добавил: «Говорить о его характеристиках пока преждевременно».
Что это - блеф, самореклама или реальное состояние дел?
Нужно сразу сказать, что директор Центра анализа мировой торговли оружием, член Общественного совета при министерстве обороны Российской Федерации Игорь Коротченко поспешил дезавуировать макаровскую новость: «Сегодня в мире не существует боевых лазеров, кроме разве что американской ALTB (летающей военной лаборатории с прототипом лазерного оружия на борту). Все остальное – только НИОКР». Возможно. Только ведь хороший НИОКР при достаточной политической воле способен быстро превратиться в реальное оружие. Насколько мы приблизились к этому?
Предварительная информация
Для начала несколько слов о самой идее лазерного оружия.
Как известно, лазер - это оптический квантовый генератор, аббревиатура от Light Amplification by Stimulated Emission Radiation («усиление света в результате вынужденного излучения»). Со времен публикации романа о «гиперболоиде инженера Гарина» военная мысль активно ищет возможности создания лазерного оружия, которым можно было бы легко резать бронетехнику на поле боя, космические корабли, боевые ракеты.
Впоследствии некоторые ученые сосредоточились на задачах поскромнее: зачем резать, когда достаточно просто нагрева лучом обшивки в районе топливных баков, вывода из строя оптико-электронных приборов или выжигания сетчатки глаза оператора? Словом, лазерное оружие разделилось на «прожигающее», «перегревающее», «ослепляющее», «электро-магнитно-импульсное» и даже такое экзотическое, как «проекционное» (на облака проектируют картину или фразу, которые способны деморализовать неподготовленного или суеверного противника).
Тайна танкера «Диксон»
По мнению многих экспертов, в эпоху СССР мы дальше других стран продвинулись в разработке этого вида оружия. Это был вынужденный ответ на планы США по размещению на околоземной орбите спутников-перехватчиков, предназначенных для уничтожения на начальной траектории полета советских баллистических межконтинентальных ракет. Программа получила название «Стратегическая оборонная инициатива», или, сокращенно, СОИ.
В прессе можно найти открытую информацию о том, что для уничтожения американских спутников-перехватчиков в Советском Союзе было построено несколько экспериментальных образцов космических лазерных пушек. Но на тот момент они были пока еще бесполезны, поскольку работали только при наличии мощных наземных источников питания. А значит, не могли быть установлены на военном спутнике или космической платформе.
Отработку автономности лазерной пушки решили проводить в морских условиях. Для этого использовали танкер вспомогательного флота «Диксон». Поскольку его силовая установка была не способна выдать на пушку необходимую энергию (по некоторым данным нужно было не менее 50 мегаватт), судовые дизели усилили тремя реактивными двигателями от самолета Ту-154. Есть сведения о том, что было проведено несколько успешных испытаний по «поражению» береговой цели, но перестройка, а затем развал СССР их остановили. Тема перестала получать финансирование, а таинственный «лазерный корабль» «Диксон» при разделе Черноморского флота достался Украине. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Горбачев против «Скифа»
По данным военного ученого капитана первого ранга запаса Андрея Шалыгина, в СССР одновременно велись работы по созданию космического аппарата «Скиф», способного нести на себе лазерную пушку и обеспечивать ее достаточной энергией. Программу курировал тогдашний министр общего машиностроения Олег Бакланов. Во втором квартале 1987 года должен был состояться запуск этого аппарата. Однако на ту беду на Байконур приехал Горбачев, вполне возможно, с целью закрыть именно эту беспокоящую США программу. Он собрал космическую элиту СССР в конференц-зале и заявил: «Мы категорически против переноса гонки вооружений в космос и покажем в этом пример».
«Этот радетель интересов американского народа, по сути, совершил убийство, - вспоминает в своем эссе капитан первого ранга запаса Шалыгин. - Ибо в тот день на старте стояла ракета «Энергия» с пристыкованным сбоку 80-тонным аппаратом «Скиф-Д» - прототипом космического истребителя с лазерной пушкой. Его создавали в рекордные сроки в НПО «Салют», под руководством Дмитрия Полухина, и сам Бакланов, работая по шестнадцать часов в сутки, давил на смежников, контролировал ход поставок. Но речь Горбачева пустила все коту под хвост за три дня до старта. «Скиф» был выведен на орбиту лишь для того, чтобы тут же быть брошенным на сожжение в плотные слои атмосферы. А ведь «Скифы» означали полную нашу победу в борьбе за ближний космос. Ведь каждый истребитель типа «Полет» уничтожал всего один космический аппарат врага, погибая при этом сам. А вот «Скиф» мог долго летать на орбите, поражая своей лазерной пушкой чужаков. Его лучевое оружие не нужно было делать дальнобойным - хватило бы и двадцати-тридцати километров действия.
Ведь американцам приходилось ломать голову над станциями, бьющими на тысячу километров по мчащимся с бешеной скоростью маленьким бронированным боеголовкам. Жертвами же «Скифа» предполагались легкоуязвимые орбитальные спутники, которые он сбивал бы на догоне, когда скорость цели относительно преследующего ее охотника - поистине черепашья. Да и для точности выстрела лазером не нужны были особые суперкомпьютеры. И флот «Скифов» гарантированно разносил в клочки всю низкоорбитальную группировку военных спутников США».
Все это не состоялось, но научно-техническая база осталась и является хорошей основой для современных разработчиков. Как же ей распорядились новые власти России?
«Стилет» отправили на свалку
Следующим за «Скифом» в КБ «Салют» планировалось создать аппарат «Скиф-Стилет». На нем собирались установить бортовой специальный комплекс (БСК) 1К11 «Стилет», разработанный в НПО «Астрофизика». Он представлял собой вариант наземного «Стилета», уже созданной и принятой на вооружение «десятиствольной» установки инфракрасных лазеров, работающих на длине волны 1.06 нм. Однако, наземный «Стилет» не предназначался для разрушения или уничтожения техники противника. Этого просто не позволяла земная атмосфера и энергетика. Лазеры предназначались для вывода из строя прицелов и датчиков оптических устройств. В космосе за счет вакуума радиус их действия значительно увеличивался. «Стилет - космический» вполне можно было применять как противоспутниковое средство. Ведь выход из строя оптических датчиков космического аппарата противника был равносилен гибели спутника.
Что стало с этим проектом неизвестно: хочется надеяться, что он как-то продолжает развиваться. Возможно, о каком-то его варианте и говорил начальник Генштаба.
Что касается уже принятого на вооружение наземного «Стилета», то судьба его печальна. По данным «Википедии», один из двух принятых на вооружение экземпляров был найден любителями бронетанковой техники на свалке 61-ого бронетанкового ремонтного завода в Санкт-Петербурге. К настоящему времени, предположительно, машина утилизирована.
Второй экземпляр был также найден любителями-энтузиастами в 2010 году на танковом ремонтном заводе № 171. От машины осталось только шасси, всё оборудование было демонтировано.
Формально «Стилет» до сих пор состоит на вооружении Российской армии. А может быть, это военная хитрость Сердюкова и под старый «бренд» Российскую армию тайно вооружают более совершенными лазерными комплексами?
Шоу на Красной площади
Некоторые эксперты считают, что лазерные пушки не только имеются у России, но уже даже были продемонстрированы в качестве новейшей техники, как повелось с советского времени, во время парада на Красной площади. Это произошло 9 мая 2005 года, когда на 60-летие Победы в гости к Путину пожаловали практически все лидеры крупных государств. Тогдашний президент РФ решил продемонстрировать им то, что военные остряки тут же окрестили «гиперболоидом Путина».
Андрей Шалыгин вспоминает об этом так: «Грандиозное шоу заключалось вовсе не в гусарах, бывших «полуторках» (закамуфлированных «трехтонках»), или шикарном концерте. Самое большое шоу представляли из себя шесть боевых машин, которые стояли по три с обоих концов Красной площади все время представления. Конечно, с них были сняты «боевые блоки» и «оконечные устройства». Обыватель ничего не понял. Но военные ученые оценили это явление. Впервые в мире все воочию увидели те самые «лазерные пушки», причем не «прототипы», а серийные машины. Конечно, это были только «шасси» (как и раньше с баллистическими ракетами, или с «Катюшами», ведь секретными являются не столько «направляющие», сколько то, что на них устанавливается; то есть в баллистической ракете – «внутренности», в «катюше» - реактивный снаряд», а в «лазерной пушке» - «боевой блок»). Но по плану «шоу» предполагалось еще «запустить» четыре вертолета с установленными на них «проекционными» лазерами, чтобы «подсветить» облака Российской символикой (для этого и облака до конца не «разогнали»). Но «Большой Брат» «передумал». Оказалось достаточно шести «чучел». Что уж там послужило критерием «достаточности», - сказать трудно».
Кроме этой демонстрации и публикаций о «Стилете» никаких подробных данных о российском лазерном оружии в открытой печати нет (впрочем, это понятно – тема секретная).
Электронный справочник министерства обороны РФ «Оружие России» сообщает: «Перспективы создания боевого лазерного оружия в России эксперты в этой области, несмотря на противоречивые и недоказанные данные в связи с закрытостью этой темы, оценивают, как реалистичные. Это обусловлено, в первую очередь, бурным развитием современных технологий, расширением области использования лазерных средств для других целей, стремлением создать такое оружие и теми преимуществами, которыми оно обладает в сравнении с традиционными средствами поражения. По некоторым оценкам реальное появление боевого лазерного оружия возможно в период 2015-2020 годы».
А как дела у американцев?
Президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов ответил на этот вопрос коротко:
- Для нас опасность представляют мощные химические лазеры, размещаемые на самолетах «Боинг-747» и космических платформах. Кстати, это лазеры советских разработок, переданные в начале 90-х годов по распоряжению Б. Ельцина американцам.
Действительно, недавно в американской прессе появилось официальное заявление Пентагона об успешных наземных испытаниях боевой лазерной установки для борьбы с баллистическими ракетами, предназначенной для размещения на авиационных носителях. Агентство по противоракетной обороне получило у конгресса финансирование программы испытаний на 2011 год в размере $1 млрд.
После принятия на вооружение самолеты с лазерным комплексом должны стать составной частью национальной системы противоракетной обороны США и, по мнению американских военных, смогут уничтожать баллистические ракеты противника на начальном участке траектории. По замыслам, в основном они должны будут действовать против ракет средней дальности, а более вероятно, лишь против оперативно-тактических. Балистические ракеты пока лазеру не доступны. Дело в том, что поражающее действие американского лазера в идеальных условиях ограничено 320-350 км. Значит, самолет-носитель лазерного оружия должен будет барражировать в радиусе пары сотен километров от расположения ракетных установок, чтобы иметь возможность сбивать взлетающую ракету еще на стадии разгона. И, в то же время, он должен находиться на достаточном удалении от границ противника, чтобы не опасаться его ПВО. Позиционные районы межконтинентальных баллистических ракет расположены, как правило, в глубине территории страны, и, если самолет-носитель лазера ненароком окажется там, то будет немедленно уничтожен. То есть принятие США на вооружение лазера воздушного базирования может позволить ей лишь воспрепятствовать угрозам со стороны стран, уже освоивших ракетные технологии, но не способных обеспечить полноценную противовоздушную оборону своей территории.
Но ведь Пентагон со временем может вывести лазерное оружие в космос. Россия должна быть готова к ответным мерам. Вопрос только в том, способен ли Сердюков с компанией организовать создание и освоение столь сложной техники? Ход проводимых им реформ не располагает к положительному ответу.
Это курсовая Лина, творчески осмысленная бредологами-генералами и журноламерами.
http://vpk.name/news/50712_novoe_oruzhie_rossii_relsotron_arcimovicha.html
ЦитироватьНовое оружие России: Рельсотрон Арцимовича
Испытания электромагнитной пушки ошеломили военных – трехграммовый снаряд, поразивший стальную пластину, превратил её в плазму
Несмотря на губительные реформы в наших Вооруженных силах, армейский научно-технический интеллект не стоит на месте, продолжаются разработки новых видов оружия, способных коренным образом изменить не только характер современного боя, но и соотношение сил в системе военного противостояния на мировой арене.
Шатурское чудо
Недавно в лаборатории Шатурского филиала Объединенного института высоких температур Российской академии наук были проведены испытания уникального устройства – рельсотрона Арцимовича, который представляет собой электромагнитную пушку, стреляющую пока очень маленькими снарядами – массой до трех граммов. Однако разрушительные способности такой «горошины» поразительны. Достаточно сказать, что поставленная на её пути стальная пластина просто-напросто испарилась, превратившись в плазму. Все дело в гигантской скорости, придаваемой снаряду электромагнитным ускорителем, используемым вместо традиционного пороха.
После испытаний директор Шатурского филиала Объединенного института высоких температур РАН Алексей Шурупов сообщил присутствовавшим
журналистам:
- В наших лабораторных испытаниях максимальная скорость достигла 6,25 километра в секунду при массе снаряда в несколько грамм (примерно три грамма). Это очень близко к первой космической скорости.
Что же это за пушка, и какие возможности она сулит?
Принцип Гаусса
Для начала нужно отметить, что поиски альтернативы использованию пороха в качестве рабочего вещества для разгона снаряда в стволе орудия начались еще в начале прошлого века. Как известно, пороховые газы обладают достаточно большим молекулярным весом и, как следствие, относительно малой скоростью расширения. Предельная скорость, достигаемая снарядом в традиционных артиллерийских системах, ограничена величиной порядка 2-2,5 км/с. Это не так уж много, если стоит задача одним выстрелом прошивать броню вражеского танка или корабля.
Считается, что первыми выдвинули идею электромагнитной пушки французские инженеры Фашон и Виллепле еще в 1916 году. Основываясь на принципе индукции Карла Гаусса, они использовали в качестве ствола цепочку катушек-соленоидов, на которые последовательно подавался ток. Их действующая модель индукционной пушки разогнала снаряд массой 50 грамм до скорости 200 метров в секунду. По сравнению с пороховыми артиллерийскими установками результат, конечно, получился достаточно скромный, однако показавший принципиальную возможность создания оружия, в котором снаряд разгоняется без помощи пороховых газов. На самом деле, еще за год до Фашона и Виллепле русские инженеры Подольский и Ямпольский разработали проект 50-метровой «магнитно-фугальной» пушки, действующей по аналогичному принципу. Однако финансирования для воплощения своей идеи в жизнь им получить не удалось. Впрочем, и у французов дальше модели «пушки Гаусса» дело не пошло, поскольку для того времени разработки казались слишком фантастическими. К тому же эта новинка, как уже отмечалось, не давала преимуществ относительно пороха.
- Систематические научные работы по созданию принципиально новых электродинамических ускорителей массы (ЭДУМ) начались в мире в 50-х годах XX века, - рассказал корреспонденту «СП» эксперт инфоцентра «Оружие России» полковник запаса Александр Ковлер. - Одним из родоначальников отечественных разработок в этой области был выдающийся советский ученый, исследователь плазмы Л.А. Арцимович, который ввел в отечественную терминологию понятие «рельсотрон» (в англоязычной литературе принят термин «railgun») для обозначения одной из разновидностей ЭДУМ. Идея рельсотрона была прорывной в области развития электромагнитных ускорителей. Он представляют собой систему, состоящую из источника электроэнергии, коммутационной аппаратуры и электродов в виде параллельных электропроводящих рельсов длиной от 1 до 5 метров, находящихся в стволе на небольшом расстоянии друг от друга (порядка 1 см). Электрический ток от источника энергии подводится к одному рельсу и возвращается через плавкую вставку, находящуюся за ускоряемым телом и замыкающую электрическую цепь на второй рельс. В момент подачи высокого напряжения на рельсы вставка моментально сгорает, превращаясь в облако плазмы (его называют «плазменным поршнем» или «плазменной арматурой»). Ток, протекающий в рельсах и поршне, образует между рельсами сильное магнитное поле. Взаимодействие магнитного потока с током, протекающим через
плазму, генерирует электромагнитную силу Лоренца, толкающую ускоряемое тело вдоль рельсов.
Рельсотроны позволяют ускорять небольшие тела (до 100 г) до скоростей 6-10 км/сек. Собственно, можно обойтись вообще без снаряда и разгонять плазменный поршень сам по себе. В этом случае плазма вырывается из ускорителя с поистине фантастической скоростью - до 50 км/сек.
Что это даст?
В годы холодной войны работы по созданию электромагнитных пушек активно велись и в СССР и в США. Они до сих пор строго засекречены. Известно только, что к середине 80-х годов прошлого века обе стороны вплотную приблизились к возможности размещения рельсотронной пушки с автономным источником питания
на мобильном носителе – гусеничном или колесном шасси. Есть информация и о том, что разрабатывалось индивидуальное стрелковое оружие на этом принципе.
«Общая длина винтовок была небольшой, однако того, кто видел такое оружие впервые, поражала массивность приклада. Но именно там и помещались основные механизмы; туда же, позади рукоятки управления огнем, пристыковывался очень толстый магазин. Он имел такие параметры не за счет бесчисленности патронов. Просто в нем же находился добавочный, причем достаточно мощный, аккумулятор. Винтовка была плазменная, без электричества она стрелять не могла. Из-за безгильзовой механики она имела недоступную другим видам автоматов скорострельность. А за счет разгона пуль плазмой они получали солидное ускорение, однозначно недостижимое пороховыми устройствами... И только после третьего-четвертого бесшумного и невидимого залпа дошло понимание случившегося... кто-то вскрикнул, пораженный пулей, прошившей вначале впередиидущего товарища, а то и двух. Страшная штука – плазменный разгон!» - так описывает применение в недалеком будущем электромагнитного оружия писатель-фантаст, «певец высоких оружейных технологий» Федор Березин в своем романе «Красный рассвет».
К этому можно добавить, что такое оружие способно легко сбивать военные спутники и ракеты, а поставленное на танк, оно делает боевую машину неуязвимой. К тому же от неё практически не будет защиты. Снаряд с космической скоростью пробьет все, что угодно. Военный эксперт Павел Фельгенгауэр добавляет: «Можно будет резко сократить калибр, по меньшей мере, в два раза. А значит, больше боезапас, меньше вес. Не будет артиллерийского пороха на борту, а это защита самого танка, он будет менее уязвим. Взрываться будет нечему».
Недавно в прессу просочилась информация о том, что 10 декабря 2010 года ВМС США провели испытание рельсотрона, которые были признаны успешными. Проверка оружия проводилась на мощности в 33 мегаджоуля. Согласно расчетам ВМС США, такая мощность позволяет выстреливать металлическим снарядом на расстояние до 203,7 километра, причем в конечной точке скорость болванки составляет около 5,6 тысячи километра в час. Предполагается, что к 2020 году будут созданы орудия с дульной энергией в 64 МДж. Эти орудия должны поступить на вооружение строящихся в США эсминцев серии DDG1000 Zumwalt, чья модульная конструкция и электрическая трансмиссия рассчитывались с прицелом на перспективные ЭМ-пушки.
С выходом США из договора по ПРО возобновились и работы по размещению электромагнитных пушек на орбите. В этой области известны разработки компаний General Electric, General Research, Aerojet, Alliant Techsystems и других по контрактам с управлением DARPA ВВС США.
Мы отстали, но не безнадежно
Рыночные реформы в России резко затормозили работы по созданию рельсотрона. Но, несмотря на сокращение финансирования военных разработок электромагнитного оружия, отечественная наука также не стоит на месте. Свидетельством тому – систематическое появление русских фамилий в материалах ежегодной международной конференции по электромагнитному разгону EML Technology Symposium.
Испытания в Шатуре также свидетельствуют о нашем движении вперед в этом направлении. О сравнительном соотношении возможностей России и США в этой области можно судить по конкретным показателям испытаний. Трехкилограммовый снаряд американцы разогнали до 2,5 километра в секунду (что близко к пороховому ускорителю). Наш снаряд в тысячу раз меньше (3 грамма), но его скорость в два с половиной раза выше (6,25 км,/сек.)
По-разному звучат и оценки перспектив. «На современных кораблях и американских, и российских использовать такое оружие нельзя. Для него просто не хватит энергии. Потребуется создание нового поколения кораблей с энергетической системой, которая обеспечит как двигатели судов, так и их оружие», — говориться в опубликованном в печати заявлении управления вооружения и эксплуатации ВМФ РФ. В то же время американские военные журналы уже публикуют макеты первого корабля, который может получить новое оружие. Эсминец XXI века DDX должен появиться к 2020 году.
Автор Сергей Турченко
http://www.spacenews.ru/live/full_news.asp?id=26085
ЦитироватьNASA создаст рельсотрон для запуска космических аппаратов
15.09.2010 Инженеры американского Космического центра Кеннеди предложили оригинальный способ запуска космических аппаратов и носителей в верхние слои атмосферы. Как говорится в пресс-релизе NASA, начальное ускорение запускаемому аппарату будет придаваться электромагнитной пусковой установкой, схожей с рельсотроном, создаваемым для ВМС США, либо специальными салазками с газово-поршневым приводом.
Похожие системы уже существуют. Например, в некоторых развлекательных центрах в США аттракционы "американские горки" используют для приведения тележек в движение электромагнитное поле, однако там разгон тележки осуществляется до 96 километров в час. Согласно планам инженеров космического центра, рельсотрон должен будет разгонять запускаемый аппарат до 960 километров в час на отрезке в 3,2 километра.
После разгона дальнейшее ускорение запускаемому аппарату будут придавать собственные силовые установки, включая гиперзвуковые прямоточные воздушно-реактивные двигатели. Сам аппарат перед достижением верхних слоев атмосферы должен будет развить скорость в десять чисел Маха (около 11,5 тысячи километров в час).
Основные технологии, которые планирует использовать NASA, уже разрабатываются. В частности, в 2008 году ВМС США показали прототип дальнобойного рельсотрона. Испытанный образец сумел разогнать снаряд до скорости в 2520 метров в секунду. В настоящее время этот показатель доведен до 3,5 тысячи метров в секунду. В перспективе ВМС США планируют использовать рельсотроны, известные также как рельсовая пушка и рейлган, на перспективных эсминцах проекта DDG-1000 Zimwalt.
Рельсотрон - пушка, использующая электромагнитную силу для разгона электропроводного снаряда, который на первом этапе запуска является частью электрической цепи. Свое название пушка получила благодаря двум контактным рельсам, между которыми и движется снаряд, соприкасающийся с ними.
Помимо этого ведется разработка и испытание ракет с гиперзвуковыми реактивными двигателями Hyper-X и X-51. Эти аппараты должны будут развивать скорость до 25 чисел Маха. Испытанные в начале 2010 года прототипы показали работоспособность созданных инженерами двигателей, хотя сами испытания оказались успешными лишь частично.
http://lenta.ru/
Оставим пока заботу о перегрузках. Не обязательно делать средства выведения в виде самолётов , которые поднимают всю махину закрылками, разгоном. Не намного лучше и ракеты, без аэродинамической формы и с усилиями строго вниз или вбок при старте. Это всё силы двигателей взрывного типа с малым коэффициентом. Давайте сделаем комбинированный зведолёт, использующий все известные нам на сегодня силы. Воздушный шар. Его совсем не обязательно делать строго круглым. Сделаем его в виде полусегмента по форме , как курица. Там где у неё хвост разместим реактивный двигатель с твёрдым и лёгким топливом. Он может включиться при старте в верхних слоях и форма его, как раздвоенный жёлудь.... На месте головы /где сужение/ разместим вентилятор нагнетатель воздуха снизу. Этот воздух должен нагреваться в корпусе / внутри сегмента этого гибрида "цепеллина" с воздушным шаром/ и не очень высокими температурами. Поднимать будет разогретый газ... Он может возвращаться после старта корабля вниз., и садиться, как обычный аэростатик, или водушный шар. Можно предусмотреть и самоуплотняющуюся, складывающуюся модель, которую не надо сбрасывать , как ступени ракет... Переменный объём понадобится при спуске, может понадобиться. Электроника в нынешних аппаратах крайне уязвима. При выходе из строя малейшей детали космического аппарата он выхоздит из строя весь. Её надо защищать деревом и шкурами животных и предусматривать механическую подпитку...
Советую начать с вот этих книжек: http://www.fizika.ru/kniga/
А потом можно будет поговорить о таких материях, как величина скоростного напора, распределение плотности атмосферы по высоте, сила Архимеда, массовая отдача стратостатов.
ЦитироватьСоветую начать с вот этих книжек: http://www.fizika.ru/kniga/
А потом можно будет поговорить о таких материях, как величина скоростного напора, распределение плотности атмосферы по высоте, сила Архимеда, массовая отдача стратостатов.
Я посмотрел все по указанной ссылке, но не смог ничего найти про деревяные спутники и защиту электроники шкурами животных. Не могли бы Вы дать более точную ссылку?
http://www.popmech.ru/article/8352-vyizhigatel/
ЦитироватьВыжигатель: Самоходные лазерные комплексы
«А вот о второй машине, которую вы указали в своем факсе, мы вам рассказать не можем. С нее еще не снят гриф секретности», – человеку на том конце провода было не по себе даже произнести название самоходного лазерного комплекса 1К17 «Сжатие»
Между тем интерес наш был вызван вовсе не презрением к государственной тайне. Мы увидели и беспрепятственно сфотографировали СЛК «Сжатие» в Военно-техническом музее, недавно открывшемся в селе Ивановском Московской области. Там редкий экспонат тоже выставлен без аннотации. Говорят, списанный экземпляр в весьма удручающем состоянии передала музею некая военная часть под Коломной. О назначении аппарата тамошние вояки не рассказали: не потому что секретно, а потому что сами как-то не задумывались. Иначе бы не отдали.
Мы постарались разобраться, зачем «лазерному танку» шестнадцать «глаз» и насколько секретно то, что выставляется на всеобщее обозрение под грифом секретности.
«Стилет»: мертвые души
Вторую половину XX века можно с полным правом назвать эпохой лазерной эйфории. Теоретические преимущества лазерного оружия, со скоростью света поражающего цель прямой наводкой, независимо от ветра и баллистики, были очевидны не только для фантастов. Первый рабочий образец лазера был создан в 1960 году, а уже в 1963-м группа специалистов конструкторского бюро «Вымпел» приступила к разработке экспериментального лазерного локатора ЛЭ-1. Именно тогда сформировался основной костяк ученых будущего НПО «Астрофизика». В начале 1970-х специализированное лазерное КБ окончательно оформилось как отдельное предприятие, получило собственные производственные мощности и стендово-испытательную базу. Был создан межведомственный научно-исследовательский центр ОКБ «Радуга», укрывшийся от посторонних глаз и ушей в номерном городе Владимир-30.
В 1978 году было образовано НПО «Астрофизика», пост генерального конструктора в котором занял Николай Дмитриевич Устинов, сын министра обороны СССР Дмитрия Устинова. Трудно сказать, сказалось ли это на и без того успешных разработках НПО в области военных лазеров. Так или иначе, уже в 1982 году на вооружение Советской армии был сдан первый самоходный лазерный комплекс 1К11 «Стилет».
«Стилет» был призван вывести из строя оптико-электронные системы наведения оружия противника. Его потенциальные цели – танки, самоходные артиллерийские установки и даже низколетящие вертолеты. Обнаружив цель средствами радиолокации, «Стилет» производил ее лазерное зондирование, пытаясь обнаружить оптическое оборудование по бликующим линзам. Точно локализовав «электронный глаз», аппарат поражал его мощным лазерным импульсом, ослепляя или выжигая чувствительный элемент (фотоэлемент, светочувствительную матрицу или даже сетчатку глаза прицелившегося бойца).
Наведение боевого лазера по горизонтали осуществлялось поворотом башни, по вертикали – с помощью системы точно позиционируемых крупногабаритных зеркал. Точность прицеливания «Стилета» сомнений не вызывает. Чтобы составить представление о ней, достаточно вспомнить, что лазерный локатор ЛЭ-1, с которого начиналось НПО «Астрофизика», был способен за доли секунды навести 196 лазерных лучей в пространство цели – баллистической ракеты, летящей со скоростью 4–5 км/с.
Лазерная система 1К11 монтировалась на шасси ГМЗ (гусеничный минный заградитель) свердловского завода «Уралтрансмаш». Были изготовлены всего две машины, отличающиеся между собой: в процессе испытаний лазерная часть комплекса дорабатывалась и изменялась.
Формально СЛК «Стилет» по сей день стоит на вооружении Российской армии и, как гласит историческая брошюра НПО «Астрофизика», отвечает современным требованиям ведения оборонно-тактических операций. Но источники на «Уралтрансмаше» утверждают, что экземпляры 1К11, кроме двух опытных, на заводе не собирались. Пару десятилетий спустя обе машины были обнаружены в разукомплектованном виде, со снятой лазерной частью. Одна – на утилизации в отстойнике 61-го БТРЗ под Санкт-Петербургом, вторая – на танкоремонтном заводе в Харькове.
«Сангвин»: в зените
Разработка лазерного оружия в НПО «Астрофизика» шла стахановскими темпами, и уже в 1983 году на вооружение был сдан СЛК «Сангвин». Его главное отличие от «Стилета» заключалось в том, что боевой лазер наводился на цель без использования крупногабаритных зеркал. Упрощение оптической схемы положительно сказалось на поражающей способности оружия. Но наиболее важным улучшением стала увеличенная подвижность лазера в вертикальной плоскости. «Сангвин» предназначался для поражения оптико-электронных систем воздушных целей.
Специально разработанная для комплекса система разрешения выстрела позволяла ему успешно стрелять по движущимся мишеням. На испытаниях СЛК «Сангвин» продемонстрировал способность стабильно определять и поражать оптические системы вертолета на дальностях более 10 км. На близких расстояниях (до 8 км) аппарат полностью выводил из строя прицелы противника, а на предельных дальностях ослеплял их на десятки минут.
Лазерный комплекс «Сангвина» устанавливался на шасси зенитной самоходной установки «Шилка». Помимо боевого лазера на башне монтировались маломощный зондирующий лазер и приемное устройство системы наведения, фиксирующее отражения луча зондировщика от бликующего объекта.
Через три года после «Сангвина» арсенал советской армии пополнился корабельным лазерным комплексом «Аквилон» с принципом действия, аналогичным наземным СЛК. Морское базирование имеет важное преимущество перед наземным: энергетическая система военного корабля может предоставить значительно больше электроэнергии для накачки лазера. А значит, можно повысить мощность и скорострельность орудия. Комплекс «Аквилон» предназначался для поражения оптико-электронных систем береговой охраны противника.
«Сжатие»: лазерная радуга
СЛК 1К17 «Сжатие» был сдан на вооружение в 1992 году и был намного совершеннее «Стилета». Первое отличие, которое бросается в глаза,– применение многоканального лазера. Каждый из 12 оптических каналов (верхний и нижний ряд линз) имел индивидуальную систему наведения. Многоканальная схема позволяла сделать лазерную установку многодиапазонной. В качестве противодействия подобным системам противник мог защищать свою оптику светофильтрами, блокирующими излучение определенной частоты. Но против одновременного поражения лучами сразной длиной волны светофильтр бессилен.
Объективы в среднем ряду относятся к системам прицеливания. Маленькая и большая линзы справа – это зондирующий лазер и приемный канал автоматической системы наведения. Такая же пара линз слева – это оптические прицелы: маленький дневной и большой ночной. Ночной прицел оснащался двумя лазерными подсветчиками-дальномерами. В походном положении иоптика систем наведения, и излучатели закрывались бронированными щитками.
В СЛК «Сжатие» использовался твердотельный лазер с люминесцентными лампами накачки. Такие лазеры достаточно компактны и надежны для использования в самоходных установках. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт: в американской системе ZEUS, устанавливаемой на вездеход Humvee и призванной «поджигать» вражеские мины на расстоянии, преимущественно применялся лазер с твердым рабочим телом.
В любительских кругах ходит байка о 30-килограммовом кристалле рубина, выращенном специально для «Сжатия». На самом деле рубиновые лазеры устарели практически сразу после своего рождения. В наши дни они используются разве что для создания голограмм и сведения татуировок. Рабочим телом в 1К17 вполне мог быть алюмоиттриевый гранат с добавками неодима. Так называемые YAG-лазеры в импульсном режиме способны развивать внушительную мощность.
Генерация в YAG происходит с длиной волны 1064 нм. Это излучение инфракрасного диапазона, которое всложных погодных условиях подвержено рассеиванию в меньшей степени, чем видимый свет. Благодаря большой мощности YAG-лазера на нелинейном кристалле можно получить гармоники – импульсы с длиной волны вдвое, втрое, вчетверо короче исходной. Таким образом формируется многодиапазонное излучение.
Главная проблема любого лазера– это чрезвычайно низкий КПД. Даже в самых современных и сложных газовых лазерах отношение энергии излучения к энергии накачки не превышает 20%. Лампы накачки требуют очень много электричества. Мощные генераторы и вспомогательная силовая установка заняли б