Навеяло, в т.ч. и крайним пуском Дельты-4 (где водород (чище некуда) разбавляется маленькой (или не очень?) капелькой не особо экологичных ТТУ).
Есть ли в природе экологичные (имеющие безопасные или почти безопасные для природы компоненты на выходе) ТТУ? Насколько экологичны существующие (американские, японские...) ТТУ, по сравнению с водородом, керосином, протоновским гептилом и прочим? А то ведь всякие СМИ бывает такого напишут - например что шаттловские ТТУ просто жуууть какие опасные :)
P.S. Тема ведь интересна в т.ч. и перспективой создания средних или тяжелых твердотопливных (или почти твердотопливных) РКН. :)
ЦитироватьЕсть ли в природе экологичные (имеющие безопасные или почти безопасные для природы компоненты на выходе) ТТУ?
Есть. Гидрид алюминия + динитрамид аммония. Но это очень, ОЧЕНЬ дорого. Применялось на третьей ступени "Молодца" P-23УТТХ (aka Scalpel).
ЦитироватьНасколько экологичны существующие (американские, японские...) ТТУ, по сравнению с водородом, керосином, протоновским гептилом и прочим?
Ужасно неэкологичны. Хлор, соляная кислота, диоксины, нитрозоамины и т.д. Впрочем, нитрозоамины "летят" даже и от керосинок, хотя и меньше на порядок.
ЦитироватьА то ведь всякие СМИ бывает такого напишут - например что шаттловские ТТУ просто жуууть какие опасные :)
P.S. Тема ведь интересна в т.ч. и перспективой создания средних или тяжелых твердотопливных (или почти твердотопливных) РКН. :)
РДТТ довольно "экологичны" в хранении, а вот в использовании уступают даже гептиловым ракетам.
ЦитироватьЦитироватьЕсть ли в природе экологичные (имеющие безопасные или почти безопасные для природы компоненты на выходе) ТТУ?
Есть. Гидрид алюминия + динитрамид аммония. Но это очень, ОЧЕНЬ дорого.
Жаль, что очень дорого....
ЦитироватьЦитироватьЕсть ли в природе экологичные (имеющие безопасные или почти безопасные для природы компоненты на выходе) ТТУ?
Применялось на третьей ступени "Молодца" P-23УТТХ (aka Scalpel).
Ууу, так он еще и экологичный! Срочно расконсервировать :)
Экологичность там относительна. Озоновый слой продукты горения всё равно разрушают.
ЦитироватьЦитироватьПрименялось на третьей ступени "Молодца" P-23УТТХ (aka Scalpel).
Ууу, так он еще и экологичный! Срочно расконсервировать :)
Не, это только на третьей ступени - она маленькая, и её параметры сильнее влияют. На первых двух "классика" - перхлорат аммония.
Что же до озонового слоя, на него влияет, в основном, работа первой ступени.
Ужасы какие... хлор, диоксины... нитрозники... Что-то мне подсказывает, что вся эта бяка - она в следовых количествах, а всерьёз ну разве что солянка... и та частью алюминием повязана.
У кого-нить есть данные по количественному составу выхлопа?
Ну и связующие конечно тоже хорошо бы с умом подбирать... т.е. и про экологию вспоминать, пусть и не в первую очередь... И редокс... Парой процентов УИ пожно и пожертвовать комфорту персонала для...
З.Ы. Ащё любопытно посмотреть на токсичность динитрамида (недогоревшего, али ещё как сбежавшего...). Гидрид - отдельная пестня, не тушивший алюмогидрид лития - её не прочувствует..
В общем, лучшее - враг хорошего :).
ЦитироватьУжасы какие... хлор, диоксины... нитрозники... Что-то мне подсказывает, что вся эта бяка - она в следовых количествах, а всерьёз ну разве что солянка... и та частью алюминием повязана.
У кого-нить есть данные по количественному составу выхлопа?
Пишут, что свободный хлор образуется в атмосфере при фотолизе хлористого водорода, а его, скажем, на запуск Шаттла выбрасывается около ста тонн. Т.е. хлористый водород составляет около 10% массы всего выхлопа.
Диоксинов и прочей хлорорганики летит не так много, но уж больно она ядовитая и стойкая. Даже если её в выхлопе 0,1% в сумме, это тонна на каждый старт шаттла. Конечно, она рассеивается по длинной трассе выведения и по большей части оказывается в океане, но диоксины тем и плохи, что из пищевой цепочки почти не уходят. А, значит, со временем вся селёдка в океане будет отравленная :)
ЦитироватьА, значит, со временем вся селёдка в океане будет отравленная :)
А как же планы запускать по 100 шаттлов в год? :)
ЦитироватьПишут, что свободный хлор образуется в атмосфере при фотолизе хлористого водорода
Ох уф мне эти фказофники.... Нет, ну теоретически он конечно образуется... Теоретически... :).
ЦитироватьДаже если её в выхлопе 0,1% в сумме
Думаю, это очень большое преувеличение. Разве что много недожжённого ароматического связующего летит... Там вообще, выхлоп сильно восстановительный? Какая примерно температура? И какая вообще органика в ёго запихнута?
Сама по себе хлорогрганика - фигня, при хлорировании водопроводной воды производится тоннами. Что, конечно, караул - но народ не так чтобы массово дох... :)
А вот заметный выход диоксинов получить - это вже условия нужны, и исходники...
Почему-то никто не вспомнил про пироксилиновое топливо. Удельный импульс - низкий, зато в выбросах и вредного - азотные оксиды. Дышать - скверно, но потенциально - удобрение для растений.
instml
Есть патенты РУССКИЕ на топливо на основе селитры с бором. УИ 275!!!!!!!!!!! Кто в теме-поймет почему я знаков наставил. Также есть патенты на топлива на основе октоген-тетранитрометан-алюминий. Тоже русские.
Вот здесь интересное обсуждение http://paralay.iboards.ru/viewtopic.php?style=12&f=14&t=175&st=0&sk=t&sd=a&start=330
Насчет РДТТ - все топлива с высокими удельными характеристиками дают продукты сгорания с высокими токсичными и другими нехорошими свойствами. Нитрозамины - это почти гарантированный визит к онкологу. Кислоты и их ангидриды а также окислы азота - это молодое пополнение в ряды астматиков и прочих клиентов легочных дел мастеров. Диоксины - ну посмотрите на г-на Ющенко - красавец ведь! Это если неучитывать что внутре :) Но на твердотопливных МБР использовать, например карамельное топливо - ведь никакой логики, правда? Ведь после их применения все равно камня на камне неостанется.
Если говорить о жидком топливе - то, конечно водород+кислород - это ООООчень экологично. Керосин с кислородом - так себе. Но если учесть сколько на один "Союз" приходится выбросов, скажем, тепловозов или дизельных немецких ведройдов типа "вольксвагон", то это - капля в море. Вонючка, самое смешное, если говорить о продуктах сгорания - это всего лишь окислы азота и немножко окислов углерода. Ихняя гадость заключается в несгоревших остатках, падающих вместе с блоками ступеней.
Резюме - нет абсолютно безвредных вещей, созданных человеком. Есть вред большой и вред поменьше. А ракетно-космическая техника (кроме Титанов с ТТУ и Шаттла) - отнюдь не самое большое зло.
ЦитироватьТам вообще, выхлоп сильно восстановительный?
Да, альфа порядка 0,7 (считая окисление до CO).
ЦитироватьКакая примерно температура? И какая вообще органика в ёго запихнута?
Органика - либо PBAN (сополимер бутадиена, акриловой кислоты и акрилонитрила), либо HTPB (полибутадиен с гидроксильными концевыми группами). Плюс отвердитель, в первом случае - эпоксидный, во втором - диизоцианаты. Температура на срезе сопла - тыщи полторы.
ЦитироватьСама по себе хлорогрганика - фигня, при хлорировании водопроводной воды производится тоннами. Что, конечно, караул - но народ не так чтобы массово дох... :)
А вот заметный выход диоксинов получить - это вже условия нужны, и исходники...
Ну, вообще-то, достаточно сравнить ПДК, скажем, фенола, и хлорфенола... или этана и дихлорэтана...
Цитироватьоктоген-тетранитрометан-алюминий
Тетранитрометан это жидкость.
ЦитироватьОрганика - либо PBAN (сополимер бутадиена, акриловой кислоты и акрилонитрила), либо HTPB (полибутадиен с гидроксильными концевыми группами). Плюс отвердитель, в первом случае - эпоксидный, во втором - диизоцианаты. Температура на срезе сопла - тыщи полторы.
Я так навскидку не вижу дорожки от этого к диоксинам. Только через -надцатое производное, через осмоление. Несерьёзно это.
ЦитироватьНу, вообще-то, достаточно сравнить ПДК, скажем, фенола, и хлорфенола... или этана и дихлорэтана...
Не вижу предмета для спора. Да, галогенорганика "обычно" вреднее "просто органики"... Но, повторюсь, даже в водоснабжении это никого особо не заботит.
Цитироватьальфа порядка 0,7
Нда, в выхлопе желателен водород, а хде ж его взять.... Если забыть про бор - то всякая недожжённая пакостная органика без вариантов...
ЦитироватьЦитироватьоктоген-тетранитрометан-алюминий
Тетранитрометан это жидкость.
http://ru-patent.info/21/80-84/2183608.html посмотри этот патент. Я только немножко подзабыл, что там октоген HNIWом заменили.