ISRO после двух подряд аварий GSLV попала в очень неприятную ситуацию: российский 12КРБ остался только один, с индийской CUS проблемы. В тоже время испытаны две первые ступени GSLV Mk III, а с третьей С25 всё в тумане.
А что если индусам сделать ход конём: ввиду проблем с водородными ступенями сделать для GSLV Mk III кислородно-керосиновую третью ступень. ПН конечно упадёт, но 2,5-3 т на ГПО получить можно без проблем. Вот и замена GSLV Mk II. Кроме того такой вариант можно использовать для вывода ПН на НЗО, в частности в пилотируемой программе.
Кроме того у ИСРО есть планы создания собственного кислородно-керосинового двигателя второй ступени, а значит освоение технологий будет полезным.
Встаёт вопрос, какой двигатель использовать на третьей ступени? И тут я думаю хорошие шансы имеет НК-31.
Во -первых около 10 штук имеются в наличии. А во-вторых можно приобрести лицензию на их прооизводство у СНТК, что послужит дополнительным толчком в продвижении этих технологий в Индии.
Керосин-кислородная ступень могла бы иметь стартовую массу 40-45т и изготавливаться с использованием днищ и обечаек от L-110.
Может, им лучше помочь сделать водородную ступень? Скажем, на два КВД-1М :roll:
Лучше НК-39, а вокруг пусть ставят свой рулевик на вонючке.
Хотя индусам и РД0110 хватит за глаза.
ЦитироватьЛучше НК-39, а вокруг пусть ставят свой рулевик на вонючке.
Хотя индусам и РД0110 хватит за глаза.
С НК-31/39 у индусов может оказаться "геморроя" еще больше, чем с водородниками :cry:
ЦитироватьЛучше НК-39, а вокруг пусть ставят свой рулевик на вонючке.
Хотя индусам и РД0110 хватит за глаза.
Для ГПО УИ маловат. Всё-таки 350 с смотрятся лучше чем 326 с.
ЦитироватьМожет, им лучше помочь сделать водородную ступень? Скажем, на два КВД-1М :roll:
Одно другому не мешает. Без водорода они не обойдутся при выводе тяжёлых спутников.
Я кстати не понял, зачем им С-20 при наличии двигателя для С-15.
ЦитироватьЦитироватьЛучше НК-39, а вокруг пусть ставят свой рулевик на вонючке.
Хотя индусам и РД0110 хватит за глаза.
С НК-31/39 у индусов может оказаться "геморроя" еще больше, чем с водородниками :cry:
Почему?
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЛучше НК-39, а вокруг пусть ставят свой рулевик на вонючке.
Хотя индусам и РД0110 хватит за глаза.
С НК-31/39 у индусов может оказаться "геморроя" еще больше, чем с водородниками :cry:
Почему?
Углеводородные ЖРД гораздо сложнее в отработке, чем водородники. США, к примеру, явно не спешат воспроизводить ни РД-180, ни НК-33 - долго и дорого. А что говорить про Индию? В данной ситуации, наверное, лучше не сворачивать с водородного пути.
Так им не надо спешно его отрабатывать. Купить десяток НК-31-39, а свой по лицензии не спеша.
ЦитироватьЦитироватьЛучше НК-39, а вокруг пусть ставят свой рулевик на вонючке.
Хотя индусам и РД0110 хватит за глаза.
Для ГПО УИ маловат. Всё-таки 350 с смотрятся лучше чем 326 с.
А 359 еще лучше :)
Кстати, а ведь НК-31/39 наверняка можно несколько форсировать, с увеличением УИ в том числе.
Что-то мне индийская GSLV напоминает Титан-4.
Всё перемешано: вонючка, твёрдое топливо, водород. Только керосина не хватает для полного счастья.
И полчилась, по-видимому, такая же гемморойная как и Титан-4. ИМХО, в излишней разнородности и есть ключ проблемы. Индусам надо что кардинально менять в облике, чтоб получить надёжный носитель.
РД-0124 точно на всех не хватит. Да и лицензию на него я бы продавать не спешил. У НК-31 УИ 350-353 с. Можно по примеру Маска добавить неохлаждаемый насадок и ещё 3-5 с набросить.
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/175/32.shtml
ЦитироватьВсего на консервации хранилось 62 НК-33 первой, 12 НК-43 второй, 10 НК-39 третьей и столько же НК-31 четвертой ступеней Н-1, все в хорошем состоянии, большинство из них прошло испытания и находилось в полной готовности к использованию. Это т.н. «товарные» двигатели; дополнительно к ним имелось 50–60 экспериментально-испытательных ЖРД, которые могли быть использованы при дополнительных разработках, испытаниях и сертификации. Последняя могла быть проведена по распоряжению возможных покупателей «товарных» двигателей.
http://knol.google.com/k/indian-space-projects#
ЦитироватьSemi Cryogenic Engine[/size]
India will develop a semi cryogenic engine using liquid oxygen (LOX) and kerosene under a Rs. 1,798 crore six year project cleared by the Union Cabinet on December 19, 2008.
The project envisages foreign collaboration with a foreign exchange component of Rs. 588 crores.
The liquid stages of PSLV and GSLV engines use toxic propellants that are harmful to the environment. The trend worldwide is to change over to eco-friendly propellants.
Liquid engines working with cryogenic propellants (liquid oxygen and liquid hydrogen) and semi cryogenic engines using liquid oxygen and kerosene are considered relatively environment friendly, non-toxic and non corrosive. In addition, the propellants for semi-cryogenic engine are safer to handle and store. It will also reduce the cost of launch operations.
This advanced propulsion technology is now available only with Russia and USA. The world's most powerful liquid engine, the Russian RD 170, is powered by a LOX - kerosene combination.
LOX - Kerosene engines have powered several American launchers as well, including Saturn V, which carried American astronauts to the moon. For India it is the beginning to rise in to the moons and the stars.
The semi cryogenic engine will facilitate applications for future space missions such as the Reusable Launch Vehicle, Unified Launch Vehicle and vehicle for interplanetary missions.
A GSLV Mk-3 powered by a semi-cryogenic engine will be able to lift a 6 ton payload into a GTO, instead of the current 4 ton.
По некоторым сообщениям там задействована Украина. Опять РД-120 перепродаём?
Цитироватьhttp://knol.google.com/k/indian-space-projects#ЦитироватьSemi Cryogenic Engine[/size]
India will develop a semi cryogenic engine using liquid oxygen (LOX) and kerosene under a Rs. 1,798 crore six year project cleared by the Union Cabinet on December 19, 2008.
The project envisages foreign collaboration with a foreign exchange component of Rs. 588 crores.
The liquid stages of PSLV and GSLV engines use toxic propellants that are harmful to the environment. The trend worldwide is to change over to eco-friendly propellants.
Liquid engines working with cryogenic propellants (liquid oxygen and liquid hydrogen) and semi cryogenic engines using liquid oxygen and kerosene are considered relatively environment friendly, non-toxic and non corrosive. In addition, the propellants for semi-cryogenic engine are safer to handle and store. It will also reduce the cost of launch operations.
This advanced propulsion technology is now available only with Russia and USA. The world's most powerful liquid engine, the Russian RD 170, is powered by a LOX - kerosene combination.
LOX - Kerosene engines have powered several American launchers as well, including Saturn V, which carried American astronauts to the moon. For India it is the beginning to rise in to the moons and the stars.
The semi cryogenic engine will facilitate applications for future space missions such as the Reusable Launch Vehicle, Unified Launch Vehicle and vehicle for interplanetary missions.
A GSLV Mk-3 powered by a semi-cryogenic engine will be able to lift a 6 ton payload into a GTO, instead of the current 4 ton.
По некоторым сообщениям там задействована Украина. Опять РД-120 перепродаём?
Ай-яй. Когда это Украина перепродавала РД-120 ? :?
Нехорошо наговаривать.
А что, с китайцами информацией не поделились?
Говорят, Китайцам продали комплект КД.
ЦитироватьА что, с китайцами информацией не поделились?
Это понятие растяжимое. Вообще с ними делились
различной информацией очень многие страны, включая тех же США.
Но информацией по РД-120, являющейся интеллектуальной собственностью Энергомаша, с китайцами Украина няз
не делилась, не делится и не будет делиться ни с китайцами, ни с индусами, ни с кем-либо ещё.
За исключением маловероятного случая, если об этом попросит и даст официальное разрешение сам Энергомаш.
Если у Вас есть другая информация, поинтересуйтесь её достоверностью - наверняка окажется, что это просто чьи-то предположения.
ЦитироватьА что, с китайцами информацией не поделились?
Ходят клеветнические слухи, что делился сам Энергомаш :wink:
Ну тады ой.
Но меня смущает совпадение тяги китайского ЖРД YF-100 с тягой украинского движка, разрабатываемого для Маяка.
А по поводу индусов: были сообщения о продаже кислородно-керосинового ЖРД Украиной по контракту. Неужели РД-8 продавали?
ЦитироватьА по поводу индусов: были сообщения о продаже кислородно-керосинового ЖРД Украиной по контракту. Неужели РД-8 продавали?
Нет, не его. ;) И речь была не о продаже готового движка.
Индусов прежде всего интересует именно "полукриогенный" движок для GSLV-III. Впрочем, Вы в курсе.
ЦитироватьЦитироватьА по поводу индусов: были сообщения о продаже кислородно-керосинового ЖРД Украиной по контракту. Неужели РД-8 продавали?
Нет, не его. ;) И речь была не о продаже готового движка.
Индусов прежде всего интересует именно "полукриогенный" движок для GSLV-III. Впрочем, Вы в курсе.
а шо это такое ? просветите, пожалуйста