РТ-20П - первый советский ПГРК с МБР. Почему по этому комплексу так мало данных? Да и интересуются им сейчас немногие.
Помогите пожалуйста! Может у кого есть фотографии, описание, история создания?
ЦитироватьРТ-20П - первый советский ПГРК с МБР. Почему по этому комплексу так мало данных? Да и интересуются им сейчас немногие.
Помогите пожалуйста! Может у кого есть фотографии, описание, история создания?
Да, в общем-то, немало информации в инете по РТ-20П, в т.ч. и на этом форуме. Если поискать...
Да я бы не сказал, что много информации. Капля в море...
(http://s008.radikal.ru/i304/1011/d9/c5cba635e5bat.jpg) (http://s008.radikal.ru/i304/1011/d9/c5cba635e5ba.jpg)
Ну может кто хоть скажет что за крест на земле выложен? А виселица зачем? Это часть транспортно установочного агрегата?
А как может служить кумулятивный заряд для отделения и увода крышки от контейнера? (Этот момент запечатлен на снимке).
(http://i061.radikal.ru/1011/b0/9ce64a3ee0b4t.jpg) (http://i061.radikal.ru/1011/b0/9ce64a3ee0b4.jpg)
(http://s15.radikal.ru/i189/1011/7a/1978974ec30at.jpg) (http://s15.radikal.ru/i189/1011/7a/1978974ec30a.jpg)
(http://s010.radikal.ru/i314/1011/d9/119c0c6fab2dt.jpg) (http://s010.radikal.ru/i314/1011/d9/119c0c6fab2d.jpg)
http://only-paper.ru/forum/28-6992-1
Если поискать, то в разделе "Полезные книги..." есть описание комплекса с ракетой 8К99, которое я выкладывал.
Вообще, собираюсь в ближайшее время сесть и сделать статью по комплексу, но руки никак не доходят :(
Спасибо огромное, сейчас буду искать!!!
Это нечто!!! А больше нет? :roll: :roll: :roll: А больше нет?
ЦитироватьМетодичка ЛВМИ "Описание конструкции ракеты 8К99": http://narod.ru/disk/19658528000/%D0%A0%D0%90%D0%9A%D0%95%D0%A2%D0%90%208%D0%9A99.zip.html
Большое спасибо! Уже скачал. Очень похоже что это аванпроект.
Да, много переделывать на ракете надо. Вот бы еще такое по установке самой найти.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьНа Генлибрусеке (http://gen.lib.rus.ec) лежит книга "Ракеты и космические аппараты КБ "Южное"" (Омега, 2000):
http://gen.lib.rus.ec/get?nametype=orig&md5=D3A78C5A99819DAE4D39F6FE9720FCD7
К сожалению, скан в виде кучи jpg-файлов (объём 155 Мб). Нет ли желающих и умеющих переконвертировать в дежавю или pdf? :)
А каков размерчик вышел?
У меня pdf слишком большой получился - 80 мб
И я вспомнил, откуда я помню. Я перевёл в html не это, а переиздание 2004, выбрав страницы про космос.
http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/kb-ujn/obl.html
А djvu - менее 8 Мб. Сейчас обложку сделаю, выложу. Сравним.
Вот
http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/kb-ujn/01-2000djvu.html
Да, это не распознано! Кто бы сейчас пошагово объяснил, как распознать и ввести текстовый слой. Я читал и пробовал, но - увы! получается, но криво.
вот что получилось скачать депозит 20 мб (http://s014.radikal.ru/i328/1011/ea/792f49ea0439.jpg), но качество, для меня не очень
Призваны временем:
http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/kb-ujn/02-2.html#04
http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/kb-ujn/03.html#07
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/15p699/15p699.shtml
(http://s008.radikal.ru/i305/1011/20/c5c690db14d5.jpg) (http://radikal.ru/F/i024.radikal.ru/0911/c5/b47bb023a379.jpg.html)
(http://s56.radikal.ru/i154/0911/a5/ac1df46601c5.jpg)
(http://images-6.moifoto.ru/big/1/468/2665246fzr.jpg)
(http://images-6.moifoto.ru/big/1/468/2665249zym.jpg)
(http://images-6.moifoto.ru/big/1/468/2665219zvm.jpg)
Спасибо Вам большое! Жалко у меня всё это есть!
(http://s43.radikal.ru/i102/1011/28/aeed77ac0ddbt.jpg) (http://radikal.ru/F/s43.radikal.ru/i102/1011/28/aeed77ac0ddb.jpg.html)
Интересно, какой это объект? 820 или 821? Да еще машина изображена наизнанку. Выхлопная труба должна находится справа, только с одной стороны.
На парадах показывали два типа самоходок. Я думал это объекты 820 и 821.
Товарищи, заранее извиняюсь за плохое качество фотографий. Недели через две заново отфотографирую.
Фотоальбом "Ракета 8К99" (http://horoshih-aleksander.narod.ru/foto8K99.html)
ЦитироватьТоварищи, заранее извиняюсь за плохое качество фотографий. Недели через две заново отфотографирую.
Фотоальбом "Ракета 8К99" (http://horoshih-aleksander.narod.ru/foto8K99.html)
Спасибо! Весьма интересно.
Ах да. Я ещё начал делать статью про 8К99, но из-за сессии работа встала вчистую.
Вот то, что выложил: http://horoshih-aleksander.narod.ru/8K99.html
Собственно, бОльшая часть зачётов/экзаменов сдана, так что через некоторое время всё будет.
Спасибо! :wink:
ЦитироватьСпасибо! :wink:
Salo, а фотографии 15Д12, которые вы отправили, Ваши?
Совершенно верно! :wink:
Salo, значит, можно их разместить их на своей странице?
Разумеется, с ссылкой на вас.
Конечно! :wink:
ЦитироватьКонечно! :wink:
Ну тогда последний тост 1 января: за 15П699 - первый ПГРК с МБР в СССР!
Плохо что по самим установкам очень мало информации. Предложили мне съездить в Павлоград на завод где ПУ собирали. Только ехать не за чем. Завод арендуют разные мелкие фирмы. Только цех посмотреть? А вся документация в Москве. А те кто делал объекты давно уже на пенсии или...
Встретилась мне в иностранной литературе такая фото РТ-20П:
(http://s012.radikal.ru/i321/1101/48/5e72e04f7413t.jpg) (http://radikal.ru/F/s012.radikal.ru/i321/1101/48/5e72e04f7413.jpg.html)
А описание совсем другой ракеты было :(
ЦитироватьА описание совсем другой ракеты было :(
Почему ж?
(http://s45.radikal.ru/i108/1101/d0/6477d60a6e9c.jpg)
Те чёрные штуки, которые видны на ракете - это пояса резинометаллических амортизаторов, сбрасываются с ракеты после выхода ракеты из ТПК.
На сайте КБ Южное есть фотка их сброса (правда, маленькая).
Товарищи, а если судить по фотографиям в фотоальбоме, то на какие ракурсы мне обратить более пристальное внимание?
C-300, я эту фотографию нашел в книге Landgest
ЦитироватьPetrovich, а где Вы нашли цветную фотографию? Я ее больше 10 лет ищу. Все это время у меня был только маленький фрагмент.
Хороший вопрос :). Обычно в поисках, чего-либо по Сети сохраняю
и попутно попавшиеся интересные фотки...
Потому и не помню, где взял... Давно было, лет 8-10 назад... :oops:
За это время обычно 2-3 поколения сайтов сменяется :cry:
Вот ссылка. Там просто фантастика!!! Вкус у человека который это делал отменный!
http://rutube.ru/tracks/1551655.html?v=0f49dabfcb365b40d36da465b35251f3
Мог бы кто-нибудь сделать раскадровку модели в разных ракурсах и там еще чертежи. Качество конечно не ахти, но это самое подробное что пока есть.
Откуда у 8К99 твердотопливная вторая ступень? :shock:
ЦитироватьТоварищи, а если судить по фотографиям в фотоальбоме, то на какие ракурсы мне обратить более пристальное внимание?
Интересен переходной отсек между первой и второй ступенями.
Salo, Чьёрт побъяри! Действительно первая ступень твердотопливная.
Так это выходит что? Выходит РТ-21?
Но как на РТ-20П похожа! То-то я смотрю что гаргротов нет.
Нет худа без добра! Теперь будем иметь и РТ-21. Вероятно запуск проводился тоже при помощи "Железной девы" :lol:
Из книги ракеты и космические аппараты КБ "Южное":
(http://s015.radikal.ru/i333/1101/04/bc34f61f4cea.jpg)(http://i042.radikal.ru/1101/b5/36b5095fe053.jpg)
ЦитироватьВот ссылка. Там просто фантастика!!! Вкус у человека который это делал отменный!
http://rutube.ru/tracks/1551655.html?v=0f49dabfcb365b40d36da465b35251f3
Мог бы кто-нибудь сделать раскадровку модели в разных ракурсах и там еще чертежи. Качество конечно не ахти, но это самое подробное что пока есть.
Оно конечно красиво, но... ни какого отношения к 8К99 не имеет вообще. Судя по всему это презенташка к диплому какого-то студиота. А если вслушаться в набор команд, произносимых в конце презенташки, студиот этот - двоечник, смысл произносимых команд не понимающий. :D
ЦитироватьВот ссылка. Там просто фантастика!!! Вкус у человека который это делал отменный!
http://rutube.ru/tracks/1551655.html?v=0f49dabfcb365b40d36da465b35251f3
Мог бы кто-нибудь сделать раскадровку модели в разных ракурсах и там еще чертежи. Качество конечно не ахти, но это самое подробное что пока есть.
Это точно не 8К99 - во-первых, как уже отметили, вторая ступень твердотопливная, во-вторых, хвостовой отсек не имеет никакого отношения к реальности.
ЦитироватьВыходит РТ-21?
Или DF-21 :roll:
ЦитироватьЦитироватьВыходит РТ-21?
Или DF-21 :roll:
В ролике мелькали чертежи (в частности, боевого блока) МБР 8К99...
Я бы не сказал что двоечник.
Переходной отсек воспроизведен нормально. Хорошо согласуется с фотографиями ракеты.
Хвостовой отсек отличается от первого варианта ракеты, и выглядит как у Р-36М. Если попытаться рассмотреть фото 8К99 в полете, то видно что сопла не прикрыты аэродинамическим хвостовым отсеком и свободны как у Р-36М.
Хотя все может быть. Может и дипломный проект.
ЦитироватьЯ бы не сказал что двоечник.
Переходной отсек воспроизведен нормально. Хорошо согласуется с фотографиями ракеты.
Хвостовой отсек отличается от первого варианта ракеты, и выглядит как у Р-36М. Если попытаться рассмотреть фото 8К99 в полете, то видно что сопла не прикрыты аэродинамическим хвостовым отсеком и свободны как у Р-36М.
Хотя все может быть. Может и дипломный проект.
А Р-36М что, РДТТ??? :shock:
Тогда точно дипломник(ца). Драл(ла) с чего можно, а можно было то, что было. Вот он(она) и прияляпало к ракете с РДТТ все, что увидел(ла) на ракете с ЖРД (какая там была перед носом). И деталей налепил(ла) не задумываясь. Т.ч. и команды не задумываясь дал(ла) семерочные. А че, студент(ка) на выпуске, ему(ей) все равно... ВЫПУСТЯТ!
Я таких дипломов в свое время насмотрелся :D
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьВыходит РТ-21?
Или DF-21 :roll:
В ролике мелькали чертежи (в частности, боевого блока) МБР 8К99...
А боевой блок видимо был спецчастью диплома. Ну вот там что-то из спецбиблиотеки выудил и полностью перерисовал... слегка поменяв масштаб для догадливых. :D
ЦитироватьА боевой блок видимо был спецчастью диплома. Ну вот там что-то из спецбиблиотеки выудил
А чертежи не секретные. В методичке на первой странице, которую я выкладывал, есть чёртеж боевого блока.
Через несколько часов выложу, что сфотографировал.
ЦитироватьЦитироватьAnsys CFX. Течение нерасчетной струи в замкнтуом пространстве
Несколько десятков лет назад существовала ракета 8К99. Управление ракетой осуществлялось качающимся соплами. Разделение ступеней должно было происходить на высоте 40 км, но топливо на первой ступени заканчивалось на высоте 25 км. Для дальнейшего управления ракетой в полете до высоты 40 км. был спроектирован двигатель конечной тяги, который включался после завершения работы основного двигателя первой ступени и давал среду для управления. Таким образом моделировался процесс истечения струи в замкнутое пространство - камера РДТТ первой ступени ракеты 8К99
Сам процесс устанавливается примерно через 0,15 секунды, но интересовала картина течения до установления, когда ударная волна несколько раз отражается от стенок камеры, давление в камере растет, и струя меняют степень нерасчетности от 8 до 1. Все эти процессы хорошо видны на видео.
http://www.procae.ru/gallery-of-works/cfx-work/69-ansys-cfx-dvigok.html
(http://www.procae.ru/images/stories/konc/1.png)
ЦитироватьC-300, я эту фотографию нашел в книге Landgest
Для Булавы трех тем хватит :lol: :wink:
C-300, так я там и брал. Больше негде.
А Вас не смущает что максимальная дальность полета 8К99 вначале была 8000 км, а затем стала 11000 км? Значит ракета была переделана?
А последние пуски проводились в Кап Яре. А какую версию там пускали?
Александр Шлядинский, Вы пишите: "Я таких дипломов в свое время насмотрелся". Так подскажите:
1) Сколько модификаций 8К99 существовало?
2) Как они выглядели?
3) Как выглядит РТ-21?
И самое главное - у Вас есть изображения объектов 818, 819, 820 и 821 в проекциях?
ЦитироватьC-300, так я там и брал. Больше негде.
А Вас не смущает что максимальная дальность полета 8К99 вначале была 8000 км, а затем стала 11000 км? Значит ракета была переделана?
А последние пуски проводились в Кап Яре. А какую версию там пускали?
Я знаю про то, что у 8К99 была дальность 5000 км с тяжёлым боевым блоком и 8000 км с лёгким. Хотя, конечно, 5000 и 8000 - это сильно округлённые цифры.
C-300, последние 4 пуска были успешно осуществлены на дальность 11000 км. А при первых ракета не достигла даже расчетных.
Этот образец ракеты не очень похож на тот что на чертежах:
(http://s53.radikal.ru/i140/1101/a2/bc3713bc08c5t.jpg) (http://radikal.ru/F/s53.radikal.ru/i140/1101/a2/bc3713bc08c5.jpg.html) (http://s47.radikal.ru/i118/1101/01/16223af80b0bt.jpg) (http://radikal.ru/F/s47.radikal.ru/i118/1101/01/16223af80b0b.jpg.html)
ИМХО, просто не поставили хвостовой отсек: отсутствие обтекателей испортило бы аэродинамику ракеты.
Там и рулевые машины разобраны:
(http://images-6.moifoto.ru/big/1/468/2665249zym.jpg)
(http://images-6.moifoto.ru/big/1/468/2665246fzr.jpg)
ЦитироватьC-300, последние 4 пуска были успешно осуществлены на дальность 11000 км. А при первых ракета не достигла даже расчетных.
В разных источниках дальность указывается по-разному. Если введёте в Яндексе 8К99, сами в этом убедитесь (причём источники, связанные с Южмашем, говорят о меньших дальностях).
Но если летала на 11000 км, то так тому и быть.
Хотя возникает такой вопрос: обладал ли имитатор ГЧ той же массой, что и лёгкая ГЧ и была ли на ракетах телеметрическая аппаратура?
С-300, да суть не в том важна. Хотелось бы побольше внешних видов. Как ракеты, так и установки. По более новым образцам РТ информации и то больше. А по РТ-20П такого тумана напущено :( И хронику больше не показывают. Я как сфотографировал пуск из "Служу Советскому Союзу", так после этого только еще один раз эти кадры видел. Когда Кучму выбирали, фильм про него был. И все.
(http://i033.radikal.ru/1101/a7/9b8cee150aeet.jpg) (http://radikal.ru/F/i033.radikal.ru/1101/a7/9b8cee150aee.jpg.html) (http://s007.radikal.ru/i301/1101/c5/3190336b852et.jpg) (http://radikal.ru/F/s007.radikal.ru/i301/1101/c5/3190336b852e.jpg.html)
Надо поискать такую вот книгу:
(http://i039.radikal.ru/1101/f6/354c78d533a5t.jpg) (http://radikal.ru/F/i039.radikal.ru/1101/f6/354c78d533a5.gif.html)
В оглавлении сказано - "ГЛАВА 2. Тактико-технические характеристики ракет и пусковых установок отечественных мобильных ракетных комплексов первых поколений.
2.1. Ракетные комплексы средней дальности [107].
2.2. Стратегические мобильные ракетные комплексы.
2.2.1. Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Темп-2С».
2.2.2. Подвижный ракетный комплексы «Пионер» и «Пионер - УТТХ».
2.3. Ракетные комплексы 15П699 с МБР РТ-20П (8К99) и «Целина -2» с ракетой РТ-23 УТТХ [107]."
Может что найдется?
Из книги "Ракеты и космические аппараты КБ Южное":
(http://s009.radikal.ru/i307/1101/c4/bff57763ae25.jpg)
(http://s61.radikal.ru/i171/1101/aa/48935a4b697d.jpg)
Salo, да, конечно, все ясно и понятно. Только вот почему у СПУ шасси в описании указаны от танка Т-10, а на схеме шасси ИСУ-152? Да еще с дополнительными амортизаторами? Вот те что на парадах ездили, действительно были на базе Т-10. Так чему верить?
(http://s007.radikal.ru/i301/1101/1b/9f1472c4b74dt.jpg) (http://radikal.ru/F/s007.radikal.ru/i301/1101/1b/9f1472c4b74d.jpg.html)
Глазам: схему нарисовали для книги через 30 лет, а фото делали с реальной техники.
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/15p699/15p699.shtml
(http://i029.radikal.ru/1101/d7/0be3f3c56419.jpg)
Из книги Е. Б. Волков, А. А. Филимонов, В. Н. Бобырев, В. А. Кобяков "Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США История создания, развития и сокращения"
(http://horoshih-aleksander.narod.ru/RT-20_1.jpg)
(http://horoshih-aleksander.narod.ru/RT-20_2.jpg)
(http://horoshih-aleksander.narod.ru/RT-20_3.jpg)
(http://horoshih-aleksander.narod.ru/RT-20_4.jpg)
ЦитироватьТоварищи, заранее извиняюсь за плохое качество фотографий. Недели через две заново отфотографирую.
Фотоальбом "Ракета 8К99" (http://horoshih-aleksander.narod.ru/foto8K99.html)
Доработал фотоальбом: http://horoshih-aleksander.narod.ru/foto8K99PAB.html
Через неделю, думаю, обновлю.
А это кусок КС от 15Д12
(http://s004.radikal.ru/i206/1101/1d/561c071367eft.jpg) (http://radikal.ru/F/s004.radikal.ru/i206/1101/1d/561c071367ef.jpg.html)
И если судить регулярной картине цветов побежалости на огневой стенке за поясами завесы, в части пристеночной турбулентности газового потока двигатель совсем недоведен. Вся эта "красота" хорошо видна на всех разрезных двигателях, хотя на одном ее попытались заполировать.
Странный двигатель: камера переразмеренная, потоки в КС организованы плохо, а заявляется пустотный УИ более 320с
http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/kb-ujn/03.html#07
ЦитироватьРазработка маршевого ЖРД второй ступени ракеты была поручена двигательному КБ-4 ОКБ-586. К ЖРД предъявлялись жесткие требования по массе, экономичности, двухрежимности работы — основного режима и режима глубокого дросселирования для облегчения работы СУ перед отделением ГЧ и тем самым повышения точности стрельбы. Режимы по величине тяги отличались на порядок.
В результате огромного объема проектно-конструкторских проработок и экспериментальных исследований был создан высокоэффективный однокамерный высотный ЖРД, впервые в мире выполненный по замкнутой схеме с дожиганием восстановительного генераторного газа в камере сгорания. Опыта по созданию восстановительных газогенераторов ЖРД замкнутых схем не существовало не только в отрасли, но и в мировой практике. Разработанный КБ-4 газогенератор успешно эксплуатировался в составе ДУ второй ступени ракеты 8К99, а также нашел применение в дальнейших разработках. Он и сегодня является образцом для ЖРД замкнутой схемы, работающем на высококипящих компонентах ракетного топлива АК+НДМГ.
Камера сгорания двигателя 15Д12 была концентрацией новейших технических идей. Были внедрены сложнейшие и нетрадиционные решения по смесительной головке — использование газожидкостных 2-компонентных центробежных форсунок и оригинальной центральной форсунки, по корпусу КС — 2-компонентное наружное охлаждение, внутреннее охлаждение двумя поясами завесы, биметаллическая внутренняя стенка.
На этом двигателе было внедрено еще одно кардинальное новшество — управление вектором тяги двигателя по каналам тангажа и рыскания с помощью вдува восстановительного генераторного газа в сверхзвуковую часть сопла. (Управление по каналу крена обеспечивали специальные сопла, работающие на генераторном газе.) Идеологом разработки этой системы был А. И. Животов.
Создателями двигателя были И. И. Иванов, А. В. Климов, И. Г. Писарев, Н. Д. Коваленко, Н. А. Шмаков, В. Ф. Егоров, Г. Б. Калинина, Г. А. Матюшенкова и др. Этот двигатель в модифицированных вариантах в дальнейшем использовался в других разработках ОКБ.
Технический уровень двигателя 15Д12 до сих пор считается выдающимся достижением отечественного двигателестроения.
Вдув в закритическую часть сопла дает ненормируемый управляющий момент, величина которого зависит от высоты. Давление на срезе 0,09 кг/см2, так что при разделении, скорее всего, истечение нерасчетное. И сюда добавить скачок от вдува? Так что, скорее всего, низкая точность поражения цели в определенной мере обусловлена "уникальностью" и "элегантностью" технических решений. Мельников с Косбергом сделали более интересную камеру для 8Д43-44-46 и далее 15Д95 без всей этой экзотики. И не а 20 изделий, а на тысячи.
А Мельников имел отношение к этим изделиям Косберга? Не знал, что он делал двигатели на вонючке.
Но скорее тут надо сравнивать с 8Д46 и 15Д113 - 15Д114. А в них использовался дополнительный рулевой ЖРД.
Кстати 15Д169 (доработанный 15Д12 (15Д512)) с вдувом в закритическую часть сопла использовался на второй ступени МР-УР100.
http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/kb-ujn/04.html
ЦитироватьОднокамерный маршевый ЖРД второй ступени 15Д169 замкнутой схемы размещался в тороидальной полости бака горючего. Управление вектором тяги осуществлялось путем вдува газа в закритическую часть сопла. Для управления по крену использовались четыре сопла, работающих от газогенератора ТНА. ЖРД 15Д169 обеспечивал также наддув бака окислителя второй ступени газом, вырабатываемым газогенератором наддува, и бака горючего — восстановительным генераторным газом, отбираемым после ТНА. Двигатель был разработан КБ-4 на базе ЖРД 15Д512 второй ступени ракеты 8К99 с некоторыми усовершенствованиями для повышения надежности и увеличения ресурса.
ЦитироватьВдув в закритическую часть сопла дает ненормируемый управляющий момент, величина которого зависит от высоты.
А так ли уж будет зависеть от высоты? Двигатель начинает работу на высоте 40 км.
К сожалению, здесь мы можем обсуждать свойства двигателя только исходя из информации КБЮ, что недостаточно объективно. Охлаждение двумя компонентами, большие потери давления газа в газоводе, сильная турбуленция в КС - все это видно на матчасти и может быть как-то оценено (скорее качественно). А вот что говорится о 15Д169, его доработках и исключительно высоких характеристках - мы знаем со слов самого КБЮ. Кто же станет говорить о себе плохо.
В отношении 15Д113 ничего определенного сказать не могу, но судя по его внешнему виду, конструктивно-компоновочно он повторяет 8Д43-46, а по камере, скорее всего и 15Д95, хотя и меньшей размерности. Хорошими камерами не бросаются...
В отношении Мельникова и вонючки, все не так прямолинейно. Там интересы пересекались (или совпадали) в ходе отработки термодинамического расчета КС с использованием методики Иевлева. И интерес был обоюдный...
Если немного вспомнить официальную хронологию событий:
1960 - РД0105(8Д714) открытой схемы для Луны - КС проектирует Мельников, все остальное делает Косберг
1961 - 11Д33 закрытой схемы для блока Л - делает Мельников
1961 - 8Д43-44-46 закрытой схемы для УР-200 - делает Косберг с участием Мельников в части КС
1963 - 15Д2 (РД0216-217) закрытой схемы для УР100; газодинамическая часть взята от 8Д43
1965 - 15Д12 для 8К99 - делает Иванов
1966 - 11Д58 закрытой схемы для блока Д - делает Мельников
1970 - 15Д95 закрытой схемы для УР100Н делает Конопатов; газодинамическая часть взята от 8Д43
Здесь я не трогаю Глушко, который использовал критериально подобные камеры и на чистых двигателях, и на вонючке
ЦитироватьЦелью настоящей работы является анализ принципиальных схемных и конструктивных решений выделенных двух типов СУВТ [Система управления вектором тяги - прим. С-300] и особенностей их отработки в составе высотных ЖРД при стендовых огневых испытаниях.
Основное внимание уделено опыту проектирования и стендовой отработки упомянутых СУВТ в составе двигателей 15Д12 и 15Д169 вторых ступеней ракет 8К99 и 15А15, при проектировании которых выполнен большой объем проектно-поисковых работ по выбору оптимальной СУВТ, а при отработке СУВТ накоплен уникальный опыт. На начальном этапе проектирования маршевого двигателя второй ступени ракеты 8К99 были выполнены разработки и сравнительный анализ всех упомянутых выше
четырех типов СУВТ. По результатам этих работ для дальнейшей детальной разработки с целью выбора оптимальной СУВТ были приняты газодинамическая СУВТ, основанная на вдуве в сверхзвуковую часть сопла генераторного газа, отбираемого из высоконапорных магистралей ТНА двигателя, и механическая СУВТ, использующая качающийся маршевый двигатель, установленный в карданном подвесе [9; 12; 15].
Принятые для дальнейшего анализа СУВТ имеют общие и характерные для каждой в отдельности особенности в части их функционирования, устройства отработки и контрольных (сертификационных) испытаний.
Обе СУВТ (механическая и газодинамическая) используют приводы, управляемые командами, которые формируются в системе управления полетом летательного аппарата (ЛА) при отклонении его от расчетной траектории, и управляют корректировкой движения. Формирование команд системой управления движением ЛА, приборные и функциональные решения подачи команд на приводы, управляющие регулированием положения исполнительного органа, чувствительность, динамические и точностные характеристики приводов и исполнительных органов, управляющих вектором тяги, стабильность характеристик приводов и исполнительного органа, приборные решения и функциональные характеристики систем обратной связи контроля испол-
нения команд, устройства и характеристики элементов демпфирования (успокоения) и устойчивости работы системы и др. – все эти составные части СУВТ требуют автономной отработки, комплексных испытаний и отработки в совокупности всей системы в условиях, имитирующих штатные. На завершаемом этапе испытаний СУВТ в большинстве случаев проводятся совместные испытания штатных исполнительных органов в составе штатного двигателя со штатной аппаратурой системы стабилизации и управления полетом ЛА [5; 9].
Особенность устройства механической СУВТ состоит в том, что она содержит массоемкие подвижные агрегаты (ЖРД в целом) и сложные массоемкие узлы их шарнирной подвески, требует использования мощных приводов, которые могут быть гидравлическими и пневматическими [3]. В конструктивно-компоновочной схеме двигательных установок необходимо предусмотреть объемы размещения упомянутых шарнирных узлов подвески двигателя, рулевых агрегатов и бортовых источников мощности, а также свободное пространство для обеспечения качания ЖРД. Упомянутых недостатков не имеют СУВТ, основанные на вторичной инжекции в сверхзвуковую часть сопла основных компонентов топлива или продуктов их сгорания [5; 9; 12; 15]. Здесь в двигателе не содержатся массоемкие подвижные агрегаты, их приводы и источники питания. Стационарно закрепленный двигатель обладает высокими габаритно-массовыми характеристиками, а СУВТ обладает наиболее высоким быстродействием и наименьшим потреблением энергии.
http://www.nbuv.gov.ua/portal/natural/vdpu/Rak/2008_12/Kovalenko.pdf
ЦитироватьЕсли немного вспомнить официальную хронологию событий:
Забыли про 1961 - С1.5400
С1.54.00 это 11Д33
ЦитироватьС1.54.00 это 11Д33
Т. е. для третьей ступени 8К713 использовали модифицированный 11Д33? Не знал, думал, новая разработка...
Всё, уясняю себе вопрос.
ЦитироватьЦитироватьС1.54.00 это 11Д33
Т. е. для третьей ступени 8К713 использовали модифицированный 11Д33? Не знал, думал, новая разработка...
Всё, уясняю себе вопрос.
8Д726 - прототип 11Д58 :wink:
Был ещё 8Д726.
Вот сколько полезного можно извлечь из общения на форуме :)
ЦитироватьК сожалению, здесь мы можем обсуждать свойства двигателя только исходя из информации КБЮ, что недостаточно объективно. Охлаждение двумя компонентами, большие потери давления газа в газоводе, сильная турбуленция в КС - все это видно на матчасти и может быть как-то оценено (скорее качественно). А вот что говорится о 15Д169, его доработках и исключительно высоких характеристках - мы знаем со слов самого КБЮ. Кто же станет говорить о себе плохо.
В отношении 15Д113 ничего определенного сказать не могу, но судя по его внешнему виду, конструктивно-компоновочно он повторяет 8Д43-46, а по камере, скорее всего и 15Д95, хотя и меньшей размерности. Хорошими камерами не бросаются...
В отношении Мельникова и вонючки, все не так прямолинейно. Там интересы пересекались (или совпадали) в ходе отработки термодинамического расчета КС с использованием методики Иевлева. И интерес был обоюдный...
15Д169 работал на восстановительном газе как и 15Д12 (15Д512).
(http://ib1.keep4u.ru/s/2011/01/17/c5/c510667fdb1023d008dc1d56e0fbb0a1.jpg) (http://keep4u.ru/full/c510667fdb1023d008dc1d56e0fbb0a1.html)(http://ib1.keep4u.ru/s/2011/01/17/e3/e3a7c969c734fd2bef5f1df821485b68.jpg) (http://keep4u.ru/full/e3a7c969c734fd2bef5f1df821485b68.html)
А камеры очень похожи.
А как получался восстановительный газ? Термическим разложением НДМГ?
ЦитироватьА как получался восстановительный газ? Термическим разложением НДМГ?
Нет, НДМГ сжигался с небольшой добавкой АТ. Вот здесь:
ЦитироватьМетодичка ЛВМИ "Описание конструкции ракеты 8К99": http://narod.ru/disk/19658528000/%D0%A0%D0%90%D0%9A%D0%95%D0%A2%D0%90%208%D0%9A99.zip.html
есть описание ПГС двигателя.
(http://i004.radikal.ru/1101/86/421526c2203et.jpg) (http://radikal.ru/F/i004.radikal.ru/1101/86/421526c2203e.jpg.html)(http://s015.radikal.ru/i333/1101/49/e425bcf7ab07t.jpg) (http://radikal.ru/F/s015.radikal.ru/i333/1101/49/e425bcf7ab07.jpg.html)
Интересно: как при этом гептил не разлагался?
Почему не разлагался?
Товарищи, на форуме выкладывали ссылку на фильм о КБ Южное. Не поможете её найти? там кадры с 8К99 могли быть.
Нашёл в фильме о Южмаше, но качество...
(http://s006.radikal.ru/i213/1101/75/bb6f5cc82c68.jpg)
(http://s011.radikal.ru/i318/1101/d0/3bd196aad05e.jpg)
(http://s015.radikal.ru/i332/1101/0f/6fd87e79bb4d.jpg)
(http://s006.radikal.ru/i214/1101/e3/d8b7d92db7da.jpg)
(http://s013.radikal.ru/i322/1101/2a/3a1fe5b41cb8.jpg)
(http://s52.radikal.ru/i136/1101/45/1f7410e93bb0.jpg)
(http://s52.radikal.ru/i136/1101/a5/a027f75f06ae.jpg)
А вот из фильма о КБ Южное "От сечи козацкой до сечи космической":
(http://s010.radikal.ru/i312/1101/f2/3f2a22ee4d04.jpg)
(http://i042.radikal.ru/1101/f2/f49c2711ae16.jpg)
(http://s40.radikal.ru/i090/1101/f3/a8dfc6cb54e8.jpg)
(http://s51.radikal.ru/i132/1101/e1/9ce178e923c5.jpg)
(http://i031.radikal.ru/1101/87/6cd9fb1f27b1.jpg)
(http://i042.radikal.ru/1101/5f/3dced56a5f78.jpg)
(http://i028.radikal.ru/1101/f7/67fe51e72768.jpg)
ЦитироватьНащёл в фильме о Южмаше, но качество...
На безрыбье и рак рыба.
Есть открытый фильм советских времён об РВСН. Там показывают пуск этой ракеты гдето в лесу. Ещё в 70-е годы видел по телевизору.
ЦитироватьЦитироватьНащёл в фильме о Южмаше, но качество...
На безрыбье и рак рыба.
Не видно, как крышку контейнера срывает.
Товарищи, а ссылкой на фильм "КБ Южное" не поделитесь?
А то www.spacevideo.ru не работает :(
ЦитироватьА то www.spacevideo.ru не работает :(
О! Вот там был выложен этот фильм про РВСН.
ЦитироватьЦитироватьА то www.spacevideo.ru не работает :(
О! Вот там был выложен этот фильм про РВСН.
Вот же ж ....!
Я обратился за помощью к UriyR - может, он сможет помочь.
"Стратеги на старте":
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63667.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63668.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63669.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63670.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63671.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63672.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63673.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63674.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63675.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63676.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63677.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63678.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63679.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63680.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63681.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63682.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63683.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63684.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63685.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63686.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63687.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63688.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63689.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63690.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63691.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63692.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63693.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/63694.jpg)
Выложил фильм "Стратеги на старте" (http://narod.ru/disk/3740708001/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%20%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%2063rvsn-low.avi.html).
Приятного просмотра! :wink:
ЦитироватьВыложил фильм "Стратеги на старте" (http://narod.ru/disk/3740708001/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%20%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%2063rvsn-low.avi.html).
Приятного просмотра! :wink:
О! Огромное спасибо!
P. S. стащил кадры, вырезанные вами, в фотоальбом. Огромное спасибо! ;)
Фильм о Южмаше (http://narod.ru/disk/3740786001/%D0%AE%D0%B6%D0%BC%D0%B0%D1%88%20737ymz-low.avi.html)
ЦитироватьP. S. стащил кадры, вырезанные вами, в фотоальбом. Огромное спасибо! ;)
Нэ тара пыся!
Скриншоты в максимальном разрешении:
http://narod.ru/disk/3740868001/%D0%92%D0%B7%D0%BB%D1%91%D1%82%208%D0%9A99.rar.html
ЦитироватьЦитироватьP. S. стащил кадры, вырезанные вами, в фотоальбом. Огромное спасибо! ;)
Нэ тара пыся!
Блин, а я уже все того... на сайт закачал :lol:
Вот она - отрицательная сторона оперативности.
P. S. в конце недели выложу фотографии 1 ступени. Salo? фотографии переходника вас удовлетворили, или отфотографировать ещё?
Думаю достаточно. А 5Д67 можно попросить в хорошем разрешении, в качестве ответной любезности? :wink:
Непременно! :D http://narod.ru/disk/3741146001/5%D0%9467.rar.html
Спасибо! :wink:
Причём как это ни смешно этот фильм был показан по телевизору ещё в средине 70-х.
Хотелось бы, все таки, дать оценку работе южмашевских двигателистов по 15Д12, который они до сих пор описывают как шедевр.
ЦитироватьТехнический уровень двигателя 15Д12 до сих пор считается выдающимся достижением отечественного двигателестроения.
Изотовская конструкция (маршевая камера 8Д419):
(http://s002.radikal.ru/i198/1101/25/7d751eaa3ee6t.jpg) (http://radikal.ru/F/s002.radikal.ru/i198/1101/25/7d751eaa3ee6.jpg.html)
Конопатовская конструкция (камера РД0233):
(http://s010.radikal.ru/i312/1101/55/1a4afa742a3dt.jpg) (http://radikal.ru/F/s010.radikal.ru/i312/1101/55/1a4afa742a3d.jpg.html)
Ивановская конструкция (15Д12):
(http://s006.radikal.ru/i214/1101/82/4cc78943c292t.jpg) (http://radikal.ru/F/s006.radikal.ru/i214/1101/82/4cc78943c292.jpg.html)
Даже слепому видно, что конструкторская проработка последней камеры никакая, конструктор о чем-то слышал и сделал как понял. Некоторым оправданием может быть режим малой тяги, но в этом случае умные люди переходили к схеме с управляющими камерами, а не городили огород, опуская пустотный УИ до позорных 250с.
Если учесть, что Иванов до этого ничего кроме рулевых двигателей не делал, то удивляться тут нечему.
И зачем тогда за это дело было браться? Да и вообще, временами складывается впечатление, что и тюринский 96-й, и цирульниковский 98-й и янгелевский 99-й создавались из расчета получить отрицательный результат и расчистить дорогу Надирадзе. Или просто доказать невозможность создания полноценного грунтового РК. Пионер-Темп-Тополь к полноценным не отнесешь.
ЦитироватьДа и вообще, временами складывается впечатление, что и тюринский 96-й, и цирульниковский 98-й и янгелевский 99-й создавались из расчета получить отрицательный результат
Вообще, целью было создание линейки ракет: шахтных межконтинентальной и средней дальности, подвижных МБР и БРСД, морской средней дальности при унификации элементов. Но вам это, конечно, известно.
ЦитироватьПионер-Темп-Тополь к полноценным не отнесешь.
Почему? По эксплуатационным соображениям? Студент просит просветить!
Salo. То что Вы нашли просто фантастика!!! Спасибо!:shock: :shock: :shock:
Пожалуйста! :wink:
Обновил фотоальбом 8К99. Теперь займусь статьёй.
Часть из книги А.В.Карпенка, А.Ф.Уткина, А.Д.Попова: "Отечественные стратегические ракетные комплексы", Невский бастион - Гангут, 1999
Ракетный комплекс 15П699 с МБР РТ-20П (8К99)
Разработка комплекса началась в 1964 году, к декабрю был разработан эскизный проект ракеты. Первый вариант МБР РТ-20 (8К99) - трехступенчатая твердотопливная ракета. При проведении следующей стадии проектных работ для уменьшения стартового веса ракеты было принято решение о разработке двухступенчатой МБР РТ-20П (8К99) с первой ступенью, оснащенной твердотопливным ракетным двигателем, и второй ступенью с ЖРД. Такое решение было принято вследствие того, что ракету предполагалось размещать на подвижной гусеничной самоходной пусковой установке, которая не могла транспортировать длинномерные изделия (ракеты) массой более 30 тонн. Для облегчения эксплуатации вторая ступень ракеты проектировалась и выпускалась в ампулизированном исполнении.
Официально разработка комплекса задана ПСМ СССР от 24 августа 1965 года. В 1966 году выполнен эскизный проект подвижного комплекса с МБР РТ-20П.
Ввод полетного задания в СУ - дистанционный. Для отделения головной части от II ступени ракеты использовались три двигателя обратной тяги. Параллельно основному варианту размещения ракет и оборудования комплекса в КБСМ прорабатывалось несколько шахтных вариантов базирования МБР РТ-20П.
Летные испытания ракеты РТ-20П начались на Плесецком полигоне в октябре 1967 года (технический руководитель испытаний В.С.Будник). Произведено 12 испытательных пусков, после чего в октябре 1969 года вышло ПСМ СССР о прекращении разработки комплекса с МБР РТ-20П из-за неготовности войск к эксплуатации такого комплекса и отсутствия государственной программы по его размещению на территории страны, а также сложности комплекса в эксплуатации.
В состав комплекса входило: шесть СПУ, одна машина боевого управления 15Н809, две машины подготовки позиции 15Н1034, две дизель-электростанции 15П694, узел связи "Рельеф". Впервые самоходная пусковая установка (СПУ) ракеты РТ-20П была показана на военном параде в Москве 7 ноября 1965 г.
Разработчик КБ "Южное"
Гл. конструктор М.К.Янгель
Изготовитель ЮМЗ
Код НАТО SS-X-15 Scrooge (SS-XZ)
Тип комплекса подвижный грунтовый ракетный комплекс с МБР, второго поколения
Состояние разработка начата в 1964 году и завершена в 1970 году, произведено 12 испытательных пусков
Ракета РТ-20П (8К99)
Дальность стрельбы, км:
- тяжелым блоком 7000-8000
- легким блоком 11000
Точность стрельбы (КВО), м 2000-4000
Тип головной части моноблочная термоядерная с легким и тяжелым боевыми блоками
Мощность заряда, Мт:
- легкого блока 0,55
- тяжелого блока 1,5
Вес боевого блока, кг:
- легкого 545
- тяжелого 1410
Система управления инерциальная с гироприборами на воздушном подвесе
- вес, кг 250
Органы управления:
- I ступень поворотные сопла основного двигателя
- II ступень вдув газа в закритическую часть сопла из 4-х специальных сопел, работающих на отработанном турбогазе
Тип старта из ТПК с помощью ПАД
Число ступеней ракеты 2
Длина ракеты, м:
- полная с легким блоком 17,8
- полная с тяжелым блоком 17,48
- без головной части 16,2
Мах диаметр корпуса, м 1,6
Стартовый вес, т 30,0-30,2
Вес топлива, т 25,4
Первая ступень:
Размеры, м:
- длина 6,12
- длина с межступенч. отсеком 9,8
- диаметр 1,8
Двигатель 4-сопловой РДТТ 15Д15
- разработчик КБ машиностроения
- главн. конструктор М.Ю.Цирульников
- разработчик топлива НИИ-130
- главн. конструктор заряда Л.Н.Козлов
- изготовитель топлива завод #98
- тяга, тс 60
Тип топлива твердое смесевое
Вес топлива, т 16,7
Вес конструкции, т 2,45
Вторая ступень 8К94:
Размеры, м:
- длина 8,4
- диаметр 1,8
Вес топлива, т 8,9
Двигатель однокамерный ЖРД 15Д12 с ТНА
Тяга двигателя в пустоте, тс 14-15
Горючее НДМГ
Окислитель АТ
Головная часть:
Размеры, м:
- длина 1,65
- диаметр 1,05
Пусковой контейнер:
Тип с термостатированном
Размеры, м:
- диаметр 2,0
- длина 18,90
Пусковая установка:
Тип самоходная грунтовая СМ-СП21
Разработчик КБСМ
Главный конструктор Б.Г.Бочков
Шасси "объект 821" на базе танка Т-10
Разработчик шасси КБ-3 ЛКЗ
Размеры, м:
- длина с ТПК 20,0
- высота 3,15
- ширина 4,4
Вес ПУ, т 62.2
Число ракет на ПУ 1
Транспортно-установочный агрегат:
Шасси "объект 820" на базе танка Т-10
Разработчик КБ-3 ЛКЗ
Размеры, м:
- длина с ТПК 20,0
- высота 3,15
- ширина 4,4
Вес, т 78,9
Число ракет на агрегате 1
Часть из книги А.В.Карпенка, А.Ф.Уткина, А.Д.Попова: "Отечественные стратегические ракетные комплексы", Невский бастион - Гангут, 1999
Проект ракетного комплекса 15П099 с МБР РТ-20П (8К99)
Разработка комплекса началась в 1964 году, к концу года на рассмотрение был представлен эскизный проект ракеты. Разработка комплекса официально задана ПСМ СССР от 24 августа 1965 года.
В КБСМ прорабатывалось несколько шахтных вариантов базирования МБР РТ-20П. В эскизном проекте 1966 года проработаны два варианта ШПУ с люлькой и опорным кольцом. В октябре 1969 года вышло ПСМ СССР о прекращении разработки комплекса с МБР РТ-20П.
Разработчик КБ "Южное"
Гл. конструктор М.К.Янгель
Изготовитель ЮМЗ
Код НАТО SS-X-15 Scrooge (SS-XZ)
Тип комплекса ракетный комплекс с МБР и ШПУ типа ОС, второго поколения
Состояние разработка начата в 1964 году, завершена в 1970 году
Ракета РТ-20П (8К99)
Дальность стрельбы, км:
- тяжелым блоком 7000-8000
- легким блоком 11000
Точность стрельбы (КВО), м 2000-4000
Тип головной части моноблочная термоядерная с легким и тяжелым боевыми блоками
Мощность заряда, Мт:
- легкого блока 0,55
- тяжелого блока 1,5
Вес боевого блока, кг:
- легкого 545
- тяжелого 1410
Система управления инерциальная с гироприборами на воздушном подвесе
- вес, кг 250
Органы управления:
- I ступень поворотные сопла основного двигателя
- II ступень вдув газа в закритическую часть сопла из 4-х специальных сопел, работающих на отработанном турбогазе
Тип старта из ТПК с помощью ПАД
Число ступеней ракеты 2
Длина ракеты, м:
- полная с легким блоком 17,8
- полная с тяжелым блоком 17,48
- без головной части 16,2
Мах диаметр корпуса, м 1,6
Стартовый вес, т 30,0-30,2
Вес топлива, т 25,4
Первая ступень:
Размеры, м:
- длина 6,12
- длина с межступенч. отсеком 9,8
- диаметр 1,8
Двигатель 4-сопловой однокамерный РДТТ 15Д15 с одним вкладным зарядом
- разработчик КБ машиностроения
- главн. конструктор М.Ю.Цирульников
- разработчик топлива НИИ-130
- главн. конструктор заряда Л.Н.Козлов
- изготовитель топлива завод #98
- тяга, тс 60
Тип топлива твердое, смесевое
Вес топлива, т 16,7
Вес конструкции, т 2,45
Вторая ступень - 8К94:
Размеры, м:
- длина 8,4
- диаметр 1,8
Вес топлива, т 8,9
Двигатель однокамерный ЖРД 15Д12 с ТНА
Тяга двигателя в пустоте, тс 14-15
Горючее НДМГ
Окислитель АТ
Головная часть:
Размеры, м:
- длина 1,65
- диаметр 1,05
Пусковой контейнер:
Тип с термостатированием
Размеры, м:
- диаметр 2,0
- длина 18,90
Пусковая установка:
Тип шахтная типа ОС СМ-СП20 (15П799)
Разработчик КБСМ
Главный конструктор Б.Г.Бочков
Число ракет на ПУ 1
Транспортно-загрузочный агрегат:
Тип 15У52
Загрузочное устройство:
Тип 15У9 (мах унифицировано с комплексом 15П098 для МБР РТ-2 и РТ-2П)
Часть из книги А.В.Карпенка, А.Ф.Уткина, А.Д.Попова: "Отечественные стратегические ракетные комплексы", Невский бастион - Гангут, 1999
Проект боевого железнодорожного ракетного комплекса с МБР РТ-21
Твердотопливная стратегическая ракета РТ-21 прорабатывалась применительно к нескольким вариантам базирования, как с использованием подвижных пусковых установок, так и с размещением в защищенных шахтных пусковых установках.
Для размещения ракеты в ходе опытно-конструкторских работ в ЦКБ-34 (КБСМ) было разработано несколько вариантов пусковых установок: СМ-СП-22, СМ-СП-24, СМ-СП-25, СМ-СП-26 и СМ-СП-27. Ракета РТ-21 и комплексы на ее базе не вышли из стадии проектных работ.
Разработчик КБ "Южное"
Гл. конструктор М.К.Янгель
Тип комплекса подвижный железнодорожный стратегический ракетный комплекс с МБР, третьего поколения
Состояние проектные работы выполнялись с 1963
Ракета РТ-21 (15Ж41)
Дальн. стрельбы межконтинентальная
Тип головной части термоядерная
Система управления инерциальная
Тип старта из ТПК с помощью ПАД
Размеры ТПК, м:
- длина 17,0
- диаметр 2,0
Число ступеней ракеты 3
Вес ракеты с ТПК, т 42
Тип топлива твердое смесевое
Состав комплекса:
- число ракет 6
- число стартовых вагонов 6
- вагоны спец. назначения 4
- вагоны общего назначения 5
- тепловозы типа ТЭ-3 2
Пусковая установка:
Тип железнододорожная подвижная СМ-СП25
Разработчик ЦКБ-34 (КБСМ)
База шестиосный вагон
Вес ПУ, т:
- с ракетой 125
- без ракеты 83
Число ракет на ПУ 1
Часть из книги А.В.Карпенка, А.Ф.Уткина, А.Д.Попова: "Отечественные стратегические ракетные комплексы", Невский бастион - Гангут, 1999
Проект ракетного комплекса с МБР РТ-21
Проектные проработки ракетного комплекса с МБР типа РТ-21 велись КБ "Южное" в первой половине 1960-х годов. Для размещения твердотопливной межконтинентальной ракеты с термоядерной боевой частью в КБСМ прорабатывалась ШПУ типа "ОС".
Разработчик КБ "Южное"
Гл. конструктор М.К.Янгель
Тип комплекса стратегический ракетный комплекс с МБР и ШПУ типа ОС, третьего поколения
Состояние проектные работы выполнялись в 1963-1966 годах
Ракета РТ-21 (15Ж41)
Дальн. стрельбы межконтинентальная
Тип головной части термоядерная
Система управления инерциальная
Тип старта из ТПК с помощью ПАД
Размеры ТПК, м:
- длина 17,0
- диаметр 2,0
Число ступеней ракеты 3
Вес ракеты с ТПК, т 42
Тип топлива твердое смесевое
Пусковая установка:
Тип шахтная типа ОС СМ-СП-27
Разработчик ЦКБ-34 (КБСМ)
Число ракет на ПУ 1
Кто поможет?
Что показали на параде в 1965 году?
Что показали на параде в 1967 году?
Я думаю, что в 1965 году на параде показали объект 820. Это самоходная пусковая установка, но называлась она в целях секретности, или еще по каким-то соображениям, транспортно-установочным агрегатом.
В 1967 году на параде показали объект 821. Это облегченный и улучшенный вариант самоходной пусковой установки.
Интересно отметить первый вариант СПУ РТ-15 показанный в 1965 году. Следующий вариант установки представлял собой модификацию объекта 820. Если работы по созданию комплексов с ракетами РТ-15 и РТ-20 начались согласно постановлений в 1965 г. то возможно объект 820 послужил базой для создания объекта 821 (РТ-20П) и объекта 8?? (РТ-15).
"Из всей этой плеяды наиболее известны две машины: объект 815 для комплекса с РСД РТ-15 (8К96) разработки ОКБ-1 С.П.Королева, и объект 820 для ракетного комплекса с МБР РТ-20 (8К99) разработки ОКБ-586 М.К.Янгеля. Обе эти машины некоторое время участвовали в парадах на Красной площади, после чего и приобрели мировую славу. "
"Бронеколлекция 3'96"
а нет ли подробностей о шпу предназначавшихся для испытаний этого изделия?
спрашиваю потому, что супостат отмечал строительство на северном полигоне групповой позиции, не доведенной до конца.
вопрос поднял на ветке рт-15 тоже.
http://www.space.com.ua/gateway/news.nsf/AllnewsR/3CB3A4DDA603858DC22571B5002D4B9D?openDocument
ЦитироватьК 80-летию Главного конструктора ракетных двигателей на твердом топливе Владимира Ивановича Кукушкина[/size]
(http://www.space.com.ua/mainsubjects/vikukushkinb.jpg)
Александр Левенко
для "Спейс-Информ"
23 июля 2011 года исполнилось 80 лет ветерану ракетно-космической отрасли, главному конструктору ракетных двигателей на твердом топливе, лауреату Ленинской премии, доктору технических наук, профессору Кукушкину Владимиру Ивановичу. За свою работу он был отмечен высокими правительственными наградами: орденом Трудового Красного Знамени за участие в создании ракеты 8К63 (Р-12 или SS-4 Sandal), первенца конструкторского бюро «Южное», со сдачей которой на вооружение были образованы Ракетные войска стратегического назначения (РВСН); орденом Ленина (ракета 8К65 или Р-12, SS-5 Skean); орденом Трудового Красного Знамени (межконтинентальная ракета 8К64 или Р16, SS-7 Saddler).
Детство Владимира Ивановича прошло в старинном российском городе Ярославле, где остались друзья, добрые и строгие родители, дедушки и бабушки. Но для него с ноября 1941 г. началась война с хлебными карточками и бомбежки. У бабушки по матери на постое жили военные летчики. Володя с ними сдружился, часто общался и заболел авиацией, как это было тогда с большинством мальчишек.
Корр.: — Вы учились в МАИ и одновременно занимались в аэроклубе?
В. К.: — Мечтал летать. Часто снился один и тот же сон: я взмахиваю руками и лечу. В 1951 г. моя мечта сбылась: впервые сел за штурвал У-2. Самолет из фанеры и перкаля. На месте инструктора лежит мешок с песком. Взлет, разворот и... ни с чем не сравнимая эйфория самостоятельного полета! Никогда не пел, а тут не удержался.
В 1955 г., окончив МАИ, В.Кукушкин получает направление в Днепропетровск на предприятие п/я 186 (теперь ГП «ПО Южный машиностроительный завод им. А. М.Макарова»).
В. К. — После распределения я добился перевода в ОКБ-586, теперь КБ «Южное», где организовался головной проектный отдел по ракетам под руководством В.М.Ковтуненко. Меня познакомили с начальником группы в этом отделе Эриком Кашановым, он и пригласил меня на новую работу.
Сейчас я с особой теплотой вспоминаю своих первых учителей-двигателистов — главных конструкторов В.П.Глушко, А.М.Исаева, Н.А.Пилюгина, В.И.Кузнецова, с которыми меня познакомил главный конструктор, имя которого присвоено ГКБ «Южное», — Михаил Кузьмич Янгель. Многому научили меня его помощники В.С.Будник, Л.П.Васильев, Н.Ф.Герасюта, В.А.Концевой, П.И.Никитин, а также бок о бок работавшие со мной Э. М.Кашанов, Г.А.Кожевников, М.И.Кормильцев. Особенно хочется подчеркнуть те благоприятные условия, в которых протекала наша работа. Михаил Кузьмич умел создать такую атмосферу в коллективе, при которой все трудились «не за страх, а за совесть», не считаясь с личным временем.
В начале 1960-х годов я увидел на полигоне «Капустин Яр» стратегическую ракету С.П.Королева с двигателями на твердом топливе разработки М.Ю.Цирюльникова (НПО «Искра», г. Пермь). Позже Михаил Кузьмич познакомил меня с ним и подчеркнул, что за твердотопливными ракетами будущее РВСН СССР.
Преимущество более простой эксплуатации ракет на твердом топливе по сравнению с жидкостными, высокая боеготовность и большие сроки хранения неоспоримы. Поэтому в 1966 г. на базе днепропетровских и павлоградских отделов конструкторского бюро «Южное» было создано специализированное конструкторское бюро КБ-5 двигателей на твердом топливе. Главным конструктором и начальником КБ-5 был назначен В.И.Кукушкин.
Корр.: — Владимир Иванович, ваши первые впечатления о работе по новому направлению?
В. К. — Началось все с курьезного случая, который я сейчас вспоминаю юмористически, хотя тогда мне было не до смеха. Отработка нашего первого маршевого твердотопливного двигателя (РДТТ) проходила с большими трудностями, был выявлен ряд недостатков в конструкции, случались и аварии. Встали извечно русские вопросы: «Что делать? Кто виноват?» В этом случае сделали виновным меня — получил выговор по партийной линии через две недели после того, как приступил к работе по совершенно новой для меня тематике.
Это был трудный период (впрочем, они никогда не были легкими) как в жизни нового КБ, так и в моей. В стране практически отсутствовала промышленная база по конструкционным пластиковым материалам, по теплозащитным и эрозионностойким покрытиям, по изготовлению твердых топлив с требуемыми характеристиками, да и сами такие топлива еще не были разработаны.
Но поставленная правительством цель была достигнута: на базе твердотопливного двигателя первой ступени и ампулизированной жидкостной второй впервые в СССР и мировой практике создана межконтинентальная баллистическая ракета с подвижным грунтовым стартом (на базе шасси танковых установок главного конструктора Ж.Я.Котина). Американцы назвали ракету 8К99 «Железная дева» и не могли поверить, увидев ее на параде в Москве, что с весом порядка 30 тонн она имеет межконтинентальную дальность.
Подытоживая результаты работ по созданию мобильного комплекса с ракетой 8К99, нужно признать: его разработка сыграла значительную роль в развитии всей ракетной отрасли СССР. На ней были опробованы конструкторские технические решения, которые применяли при создании всех последующих украинских межконтинентальных ракет.
В процессе этих работ были и успехи, и неудачи, но вся проделанная титаническая работа позволила нам во всеоружии приступить в 1973 г. к созданию двигателя 3Д65 для ракеты морского базирования (двигателя первой ступени ракеты 3М65 или РСМ-52 для подводной лодки, ракета создавалась в российском КБ В.П.Макеева). Параллельно с разработкой двигателя в Павлограде Днепропетровской области создавалось специальное производство РДТТ мирового уровня. Директором Павлоградского механического завода, входящего в состав производственного объединения ЮМЗ, был назначен В.М.Шкуренко.
На разработанный нами двигатель первой ступени морской ракеты ложилась необычная задача: управление полетом на подводном участке движения с глубины 50—60 метров. Были проведены большие теоретические и экспериментальные работы. Это был самый мощный боевой твердотопливный двигатель как в отечественном, так и в мировом ракетостроении. Вес заряда твердого топлива в нем достиг почти пятидесяти тонн.
В 1982 г. летные испытания ракеты успешно завершились, а в 1983-м комплекс принял на вооружение ВМФ.Это была большая победа коллектива КБ, его главного конструктора и смежников.
В ответ на инициативу США по созданию МБР «МХ» и ракет средней дальности «Першинг» в середине 1970х гг. ГКБ «Южное» начинает разработку твердотопливного ракетного комплекса РТ-23 (по зарубежной классификации SS-24). Для ракеты подвижного железнодорожного базирования 15Ж61 была проведена модернизация маршевых РДТТ первой и второй ступеней: в двигателе второй ступени применено высокоэнергетическое топливо «Старт» на основе нового окислителя. Прошло уже более 20 лет, однако до сих пор в мировом ракетостроении нет подобных по эффективности твердых топлив.
Создание твердотопливного железнодорожного комплекса, по свидетельству многих специалистов, было величайшим достижением в мировой ракетной технике.
Корр.: — Что бы вы хотели отметить по результатам создания ракетных комплексов 15Ж61 и 15Ж60?
В. К.: — Эти работы дались нам, как говорится, потом и кровью. Были и ошибки. А у кого их не было?
Корр.: — Годы самоотверженного труда, лучшие в мире двигатели самых совершенных ракет и...?
В. К.: — Результаты всех этих работ остались невостребованными. Всего коллективом КБ-5 КБ «Южное» было проведено более тысячи огневых стендовых и летных испытаний маршевых двигательных установок, ДУ РГЧ, малогабаритных РДТТ, пороховых аккумуляторов давления и газогенераторов. По объемам производства во всем мире не было более мощной организации по разработке ракетных двигателей на твердом топливе. Общий вес зарядов твердого топлива, задействованных в испытаниях разработок КБ-5 — более двадцати тысяч тонн.
В ракетостроении во времена СССР мы достигли мирового уровня и превзошли США. Нынешнее положение с разработкой ракетных двигателей на твердом топливе в Украине не вызывает оптимизма - таковы реалии современной жизни.
Хочу сказать большое спасибо своим коллегам, работавшим и работающим как в смежных организациях, так и в подразделениях КБ «Южное» и на ракетных заводах — создателям новых топлив, материалов, технологий, тепловикам, газодинамикам, прочнистам, работникам заводов, с которыми мы делали общее дело.
В свои 80 лет Владимир Иванович Кукушкин активно занимается ветроэнергетикой - по его инициативе и при его техническом сопровождении изготовлено более 700 сетевых ветроагрегатов.
Кроме этого, он ативно представляет инициативную разработку — украинскую воздушно-космическую систему, возможность создания которой базируется на достижениях отечественного ракето- и авиастроения.[/size]
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/77353.jpg)
Испытания маршевого РДТТ в газодинамической трубе на Павлоградском полигоне.
(http://www.space.com.ua/mainsubjects/kukushkin4.jpg)
Старт ракеты SS-24 железнодорожного базирования
(http://www.space.com.ua/mainsubjects/kukushkin6.jpg)
В.И. Кукушкин и А.С. Левенко с моделью воздушно-космического самолета
Схема разделения первой и второй ступеней 8К99: http://www.rapidshare.ru/2712236
М. Н. Охочинский "Системы разделения в ракетной технике"
С-300, а можете выложить целиком оба учебника?
http://www.nkau.gov.ua/nsau/catalogNEW.nsf/5A5FCCCF9B5BF144C22578BF002837F2/E059BA72F3F82778C225790C004430A9?Open&lang=R
Смотрим 9 серию с 14 мин. 00 сек.
ЦитироватьСмотрим 9 серию с 14 мин. 00 сек.
напрямуюhttp://www.youtube.com/watch?v=nVPV9JDFxk8&t=14m