Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Межпланетные станции и научные аппараты => Тема начата: hlynin от 21.09.2010 16:45:36

Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: hlynin от 21.09.2010 16:45:36
Выложил про "Маринер-4"
http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/america/1965/113/mars.html


ЦитироватьНемалых волнений стоил также сложный маневр, который ученые решили произвести, когда космическая станция начала приближаться к Марсу. Платформа, на которой была установлена телевизионная камера, находилась в нижней части корабля и могла передвигаться взад и вперед при помощи миниатюрных реактивных двигателей. Ученым необходимо было точно определить тот момент, когда платформе надлежало остановиться, чтобы лучше навести камеру на цель.

Это неверный перевод или чего-то я не догоняю? Какие РД на ТВ-камере?
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 21.09.2010 16:55:18
Неточность перевода. точная ориентация осуществлялась с помощью двигателей, установленных на концах солнечных батарей. Вероятно, переводчика смутил этот факт.
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: Chilik от 21.09.2010 15:08:54
А там ничего не могло быть из серии reaction wheels? Это-то запросто подобным образом перевести.
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: hlynin от 04.10.2010 09:38:36
Прокомментируете врезание в Луну "Прогноза-9" в Луну

Цитироватьв СССР был запущен спутник «Прогноз-9», удалившийся от Земли далеко за орбиту Луны, на расстояние 700 тыс. км, чтобы там, на просторе, и обнаружить первые проявления анизотропии. По словам Дмитрия Скулачёва, одного из авторов проекта, спутник начал передавать весьма интересную информацию, но в феврале 1984 г. врезался в Луну и прекратил существование.

(ТМ 2007 №1 и "Коммерсантъ")

Неужели такой у парня был конец? Или Скулачёв шибко не в себе?
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: Pavel от 04.10.2010 06:25:18
Вот такой вопрос. Хотя чувствую, что ответа не будет.
Ни у кого нет доступа к архиву такого журнала?

ЖУРНАЛ НАУЧНОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ФОТОГРАФИИ

Интересует номер 4 за 75 год. Там была следующая статья.

 "Объектив "Зуфар", фотографировавший Марс"

В Кемерово подшивки за эти годы - нет :(
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: hlynin от 04.10.2010 10:34:51
Никогда не слышал про такой журнал. Но если в нашей публичке есть, то к концу недели будет.
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: Старый от 04.10.2010 10:41:24
ЦитироватьВыложил про "Маринер-4"
http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/america/1965/113/mars.html


ЦитироватьНемалых волнений стоил также сложный маневр, который ученые решили произвести, когда космическая станция начала приближаться к Марсу. Платформа, на которой была установлена телевизионная камера, находилась в нижней части корабля и могла передвигаться взад и вперед при помощи миниатюрных реактивных двигателей. Ученым необходимо было точно определить тот момент, когда платформе надлежало остановиться, чтобы лучше навести камеру на цель.

Это неверный перевод или чего-то я не догоняю? Какие РД на ТВ-камере?
Наверняка речь идёт о приводах качания платформы. По английски "актуатор". Ну а уж перевести переводчик немпециалист в космической технике может по всякому, помнишь как в мемуарах Ловелла "пушер" перевели как "толкатель"?
 Или речь была о двигателях привода платформы, а любому переводчику известно что двигатели на космическом аппарате реактивные.
 Ну и последний вариант - платформу наводили разворотом всего аппарата за счёт действительно реактивных двигателей
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: Pavel от 04.10.2010 07:13:06
ЦитироватьНикогда не слышал про такой журнал. Но если в нашей публичке есть, то к концу недели будет.

Это было бы замечательно. Я тут решил разобраться, что за оптика стояла на наших станциях и оказалось, что это был весьма занятный объектив. Да и про Марс-5 может что-нибудь новое узнаем.
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: Старый от 04.10.2010 12:02:49
ЦитироватьВыложил про "Маринер-4"
http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/america/1965/113/mars.html
Там есть ещё и такое:
 
ЦитироватьВвиду малой мощности — 10 ватт — источника энергии на борту «Маринера», потребовалось 8 часов 20 минут для передачи каждого из 22 снимков
Явно речь идёт о мощности передатчика а не источника энергии.
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: Vladimir от 04.10.2010 22:00:05
ЦитироватьПрокомментируете врезание в Луну "Прогноза-9" в Луну

Цитироватьв СССР был запущен спутник «Прогноз-9», удалившийся от Земли далеко за орбиту Луны, на расстояние 700 тыс. км, чтобы там, на просторе, и обнаружить первые проявления анизотропии. По словам Дмитрия Скулачёва, одного из авторов проекта, спутник начал передавать весьма интересную информацию, но в феврале 1984 г. врезался в Луну и прекратил существование.

(ТМ 2007 №1 и "Коммерсантъ")

Неужели такой у парня был конец? Или Скулачёв шибко не в себе?
Я просто потрясен таким "открытием" тем более, что упомянутый выше "Прогноз-9" умер, можно сказать, своей смертью у меня на руках. Он был запущен 1 июля 1983 года на эллиптическую орбиту с высотой апогея 700 тыс. км. Срок его активного существования ограничивался 6 месяцами из-за ТМ-магнитофонов непрерывной записи информации. Однако реально по этой причине не загнулся ни один из "Прогнозов". Проблема была в аккумуляторной батарее, которая практически полностью теряла свою разрядную емкость в течение 7-9 месяцев. Именно по этой же причине закончил свое существование и "Прогноз-9". Учитывая его орбиту, которая выходила за орбиту Луны, может быть со временем он и врезался в Луну, но к этому моменту он уже был мертвецом, то есть бездушной железкой.
Хотя управление "Прогнозом-9" передали в наше подразделение на завершающем этапе (с 1 января 1984 г.), и мы занимались этим параллельно с управлением "Венерами 15-16", все-таки мне удалось познакомиться с участниками проекта, но фамилии Скулачев я среди них не помню.
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: Старый от 04.10.2010 22:04:11
ЦитироватьПроблема была в аккумуляторной батарее, которая практически полностью теряла свою разрядную емкость в течение 7-9 месяцев.
Ничего не понимаю: а почему на самолётах и даже автомобилях аккумуляторы работали годами? Да даже в микрокалькуляторах...
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 04.10.2010 22:30:19
Дмитрий Скулачёв ИКИ РАН http://elementy.ru/lib/430844
Н первый взгляд добротный научпоп, без всяких врезаний.
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: Vladimir от 05.10.2010 21:37:51
ЦитироватьДмитрий Скулачёв ИКИ РАН http://elementy.ru/lib/430844
Н первый взгляд добротный научпоп, без всяких врезаний.
Прочитал данную статью и не обнаружил никаких сенсаций типа попадания в Луну. По-видимому, журналисты из ТМ и "Коммерсантъ" поняли превратно факт пересечения орбитой спутника "Прогноз-9" орбиты Луны, сочтя это за доказанный факт столкновения с Луной. Чтож, подобные ляпсусы встречаются сплошь и рядом, хотя это и не делает им чести.
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: Vladimir от 05.10.2010 22:44:52
ЦитироватьНичего не понимаю: а почему на самолётах и даже автомобилях аккумуляторы работали годами? Да даже в микрокалькуляторах...
Справедливое замечание. Весь вопрос в условиях эксплуатации. Чтобы аккумуляторы отдавали максимальную емкость, их надо периодически циклировать, разряжая до минимально возможного уровня с последующим зарядом. На старых "Прогнозах" все было построено на полном обеспечении электропитания бортовых систем только за счет солнечных батарей. Аккумуляторая батарея служила только на случай возможной потери и восстановления солнечной ориентации и редкого прохождения теней вблизи перицентра. Таким образом, аккумуляторы весь полет практически бездействовали. При этом автоматика была сделана так, что исключала саму возможность циклирования. В частности, каждый час из ПВУ выдавалась метка на подключение секций солнечной батареи для подзаряда аккумуляторов. Это-то и приводило к деградации аккумуляторной батареи и потери ею разрядной емкости.
Справедливости ради стоит сказать, что это единственный известный мне пример подобного построения системы электропитания. На всех остальных КА либо автоматика допускала циклирование аккумуляторной батареи, либо циклирование являлось органической частью работы самой системы электропитания.
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: Зомби. Просто Зомби от 05.10.2010 22:52:08
Цитировать
ЦитироватьДмитрий Скулачёв ИКИ РАН http://elementy.ru/lib/430844
Н первый взгляд добротный научпоп, без всяких врезаний.
Прочитал данную статью и не обнаружил никаких сенсаций типа попадания в Луну. По-видимому, журналисты из ТМ и "Коммерсантъ" поняли превратно факт пересечения орбитой спутника "Прогноз-9" орбиты Луны, сочтя это за доказанный факт столкновения с Луной. Чтож, подобные ляпсусы встречаются сплошь и рядом, хотя это и не делает им чести.

ЦитироватьМожно закрыть пожелтевшую тетрадь Андрея Брюханова: эксперимент завершён. Минуло двадцать пять лет. В мёртвой лунной пыли давно упокоились искорёженные обломки спутника. Осыпались и уже не читаются старые магнитные ленты. Сданы в металлолом никому не нужные приборы.

Это не журналист, это подписано Д.Скулачёвым
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: Старый от 05.10.2010 23:00:58
ЦитироватьВесь вопрос в условиях эксплуатации. Чтобы аккумуляторы отдавали максимальную емкость, их надо периодически циклировать, разряжая до минимально возможного уровня с последующим зарядом.
Авиационные аккумуляторы циклируют. Но пусть кинет в меня камень тот кто циклировал аккумуляторы на своей машине. Они постоянно заряжаются и ничего, работают.
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: Vladimir от 05.10.2010 23:21:30
ЦитироватьАвиационные аккумуляторы циклируют. Но пусть кинет в меня камень тот кто циклировал аккумуляторы на своей машине. Они постоянно заряжаются и ничего, работают.
Вообще-то сравнивать аккумуляторы 21 века с аналогичными, сделанными в середине 60-х годов прошлого века не совсем корректно. Если вас это заинтересовало, проведите эксперимент со своим мобильником. Каждый день ставьте его на подзаряд, а через месяц сравните его ресурс с тем, что было до начала эксперимента. Было бы любопытно узнать, чем все у вас закончится.
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: Старый от 05.10.2010 23:44:12
Нынешние автомобильные аккумуляторы не отличаются от аккумуляторов 70-х гг. Тогда их тоже никто не циклировал.
 Аккумулятор в мобильнике у меня литийионный, говорят он не боится перезаряда.
 В калькуляторе у меня в начале 80-х были никелькадмиевые аккумуляторы, тоже вечно на зарядке и ничего. А вот на работе никелькадмиевые батарейки к рациям за пять лет угробили постоянным перезарядом.

 Вобщем непонятно мне как можно за 9 месяцев угробить аккумуляторы тем более сделанные для космического аппарата. Кстати, говорят по этой же причине умер и Луноход-1.
 Какие хоть аккумуляторы на Прогнозах были? Может серебряноцинковые?
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 05.10.2010 23:51:43
Литий-полимерные батареи можно сколько угодно ставить на подзарядку, там циклы идут на миллионы. Вот я сейчас пишу с мобильного, который заряжаю вот уже скоро год при каждой возможности. Ибо мобильный интернет жрёт батарейку за 4 часа. Хоть в первый день, хоть сегодня. Если же я им пользуюсь просто как телефоном, то батарейки хватает на пару дней, как и у всех смартфонов. Я никогда не слышал об эффекте памяти и прочих ужасax у современных батареек.
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: Chilik от 06.10.2010 16:20:36
ЦитироватьЯ никогда не слышал об эффекте памяти и прочих ужасax у современных батареек.
Зато литий дохнет уже при относительно небольшом минусе. А наверху доиграться до минуса - запросто.
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 06.10.2010 20:57:00
Речь-то шла именно о мобильных.
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: Vladimir от 06.10.2010 21:58:14
Нет, поначалу речь шла об аккумуляторах для космических аппаратов. Вообще-то теоретизированием можно заниматься сколь угодно долго, после чего сделать глубокомысленный вывод: какие же тупицы создавали космическую технику. Черт побери! Где ж вы были, когда вас не было, т.е. когда создавались "Прогнозы" и "Луноходы"? Может тогда вы предложили бы установить на КА аккумуляторы от автомобиля, шахтерской лампы или даже шуруповерта, тогда бы "Луноход" ползал до сих пор.
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 06.10.2010 22:14:48
Нет, это вы завели речь о современных аккумуляторах и циклах зарядки.
Я ничего про АМС и космос не писал.
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: hlynin от 08.10.2010 23:49:27
ЦитироватьИнтересует номер 4 за 75 год. Там была следующая статья.

"Объектив "Зуфар", фотографировавший Марс"

Номер не 4-й, а 2-й ( в год 6 номеров)

http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/jurnal-nauchnoy-foto/1975/2/zufar.html

Это с ксерокса. Щелкнул и на фото, но не смотрел. В 1975 более ничего интересного нет
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: zeaman от 09.10.2010 03:24:01
Цитировать
ЦитироватьЯ никогда не слышал об эффекте памяти и прочих ужасax у современных батареек.
Зато литий дохнет уже при относительно небольшом минусе. А наверху доиграться до минуса - запросто.

И от плюса тоже. У лития более узкии температурныи диапазон, при котором аккумулятор долго живет. И сильнее боится вибрации. В принципе во время Бури В Пустыне было сравнительное испытание Ли и НиКад (Н) для военныч нужд.  Но для космоса недостатки Ли могут оказаться   несущественными по сравнению с его главным плюсом : энергиеи на единицу массы.
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: Pavel от 09.10.2010 04:29:29
Цитировать
ЦитироватьИнтересует номер 4 за 75 год. Там была следующая статья.

"Объектив "Зуфар", фотографировавший Марс"

Номер не 4-й, а 2-й ( в год 6 номеров)

http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/jurnal-nauchnoy-foto/1975/2/zufar.html

Это с ксерокса. Щелкнул и на фото, но не смотрел. В 1975 более ничего интересного нет

Спасибо! :P  Значит  и на Марсах-2/3 стоял Зуфар.. Это хорошо. Что еще нового. Пленка была  Изопанхром тип 17, а для увеличения контрастности  поставили оранжевый светофильтр.
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: Chilik от 09.10.2010 09:30:29
ЦитироватьПленка была  Изопанхром тип 17, а для увеличения контрастности  поставили оранжевый светофильтр.
В статье про тип плёнке на межпланетном аппарате ничего не говорится. А "тип 17" - стандартная плёнка, которая использовалась во всех измерениях свойств оптики у разработчика, если не требовалась работа со специальными эмульсиями. Просто для того, чтобы сравнивать разную оптику при одинаковых условиях. Возможно, и ГОСТ на подобные испытания был, просто не в курсе.
Название: вопросы по истории АМС
Отправлено: hlynin от 29.11.2010 21:13:49
Мы как-то гадали - с чем связано название "Луны-1" - "Мечта"
Журнал Смена 1959 №1, подписан к печати 6.01.59 http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/smena/1959/1/mechta.pdf
"Песня о мечте". Не связано ли это с песней?