Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Космонавтика - ее история, назначение и перспективы => Тема начата: roy от 17.06.2010 20:48:17

Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: roy от 17.06.2010 20:48:17
На Аполлоне атмосфера чистый кислород, на Скайлэбе Азот + Кислород. Возникает вопрос как астронавты переходили на станцию без шлюзования?
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: ZOOR от 17.06.2010 21:49:14
ЦитироватьНа Аполлоне атмосфера чистый кислород, на Скайлэбе Азот + Кислород.
Нюхнуть вакуума ИМХО безопасней будет  :D

А так - кандидат в ЧД  :(
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: pkl от 17.06.2010 22:53:39
ЦитироватьНа Аполлоне атмосфера чистый кислород, на Скайлэбе Азот + Кислород. Возникает вопрос как астронавты переходили на станцию без шлюзования?

Там был шлюз.
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 17.06.2010 21:54:48
Заменой атмосферы в КМ, вероятно. Аполлон стартовал тоже не с кислородной атмосферой.
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: RemArk от 17.06.2010 22:00:04
Во первых, не факт, что на скайлабовской серии "Аполлонов" был чистый кислород. Как и в случае "Аполлон"-"Союз".
Во вторых, а шлюзование то зачем? Достаточно давление выровнять.

Чистый кислород выгоден когда у нас частое ВКД. В остальных случаях проблема чистого кислорода решается баллончиком с азотом.
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 17.06.2010 22:06:44
Факт.
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: pkl от 17.06.2010 23:12:20
Восхитительная станция! Подобной не будет ещё очень долго.

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/12975.gif)

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/12976.jpg)

http://www.youtube.com/watch?v=oYsKGDJe4zE
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: pkl от 17.06.2010 23:22:11
ЦитироватьВо первых, не факт, что на скайлабовской серии "Аполлонов" был чистый кислород. Как и в случае "Аполлон"-"Союз".
Во вторых, а шлюзование то зачем? Достаточно давление выровнять.

Чистый кислород выгоден когда у нас частое ВКД. В остальных случаях проблема чистого кислорода решается баллончиком с азотом.

Тот "Аполлон", что с "Союзом" стыковался, я точно помню, имел кислородную атмосферу. Вот эта чёрная фиговина - и есть шлюз:

(http://www.lookatme.ru/1240410948/assets/article_image-image/70/d7/241807/article_image-image-article.jpg)


Эээх, какая всё-таки была станция!
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/62737.jpg)
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: ZOOR от 17.06.2010 22:32:18
Извиняюсь, а что господа отписавшиеся имеют в ввиду под "атмосфера чистый кислород" ?
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 17.06.2010 22:47:14
ЦитироватьИзвиняюсь, а что господа отписавшиеся имеют в ввиду под "атмосфера чистый кислород" ?
Кислородную атмосферу 255 мм рт.ст.
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: hlynin от 17.06.2010 22:47:52
Наверное то, что кроме кислорода там ничего не было.
А вот кислород + азот нормальные люди называют воздухом.
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: ZOOR от 17.06.2010 23:08:04
Т.е. на вышеуказанных аппаратах были различия в составе смесей для дыхания.

А где посмотреть их количественные показатели и ознакомиться с возможными последствиями для организма человека при их резком изменении?

2 D.Vinitski А что за значение "255 мм рт.ст." ?
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: ааа от 17.06.2010 23:19:22
ЦитироватьЧистый кислород выгоден когда у нас частое ВКД. В остальных случаях проблема чистого кислорода решается баллончиком с азотом.
Нда?
А я всегда считал, что чистый кислород применяется для снижения давления внутри гермоотсеков и, как следствие, уменьшения массы конструкции. :)
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: hlynin от 17.06.2010 23:45:16
ЦитироватьА я всегда считал,

И это правильно. В "Скайлэбе" просто не экономили.
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: RemArk от 17.06.2010 23:48:06
ЦитироватьА я всегда считал, что чистый кислород применяется для снижения давления внутри гермоотсеков и, как следствие, уменьшения массы конструкции.

Ну и для этого конечно же тоже.  

Вспомните, как при подготовке к выходу в EMU астронавт крутит педали в кислородной маске на МКС. Плюс ночевка в кислородном отсеке шлюза.

При выходе с шаттла я что-то такого геморроя ни разу не видел.


А вот жить на чистом кислороде долгое время нельзя. Охрипнуть можно :D
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 17.06.2010 23:55:10
ZOOR, не было в Аполло дыхательной смеси. Чистый кислород при давлении 255 мм ртутного столба (или вам в гектопаскалях на кубический см? тогда в гугль, я не помню)
ААА, кислородная атмосфера применялась в первую очередь для экономии массы запасов. Это только в LEMe имело значение снижение массы конструкции. Аполло с чисто кислородной атмосферой стыковался с Союзом-19 при давлении 450 мм рт.ст., в то время, как в Союзе было снижено давление до 560. при повышении доли кислорода в атмосфере.
А вообще, CM, способный выносить перегрузки при торможении со второй космической, на выведении и спуске был заполнен азотно-кислородной смесью при почти атмосферном давлении.
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 18.06.2010 00:00:29
В шаттле нормальная смесь, напоминающая атмосферную.
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: ZOOR от 18.06.2010 03:27:22
2 D.Vinitski Спасибо
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: hlynin от 18.06.2010 07:05:23
ЦитироватьААА, кислородная атмосфера применялась в первую очередь для экономии массы запасов. Это только в LEMe имело значение снижение массы конструкции.

Трудно сказать, что во-первых, а что во-вторых. Всё пошло с "Меркуриев", где запасы были ничтожны, а конструкцию считали на граммы. На Джемини и далее, когда при ВКД всю втмосферу  стравливали за борт, это было уже существенно.
Однако и у меня вопрос: когда воздух в КК заменялся  на кислород пониженного давления? По идее это надо бы делать постепенно в процессе вывода на орбиту.
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: L. Gorbovsky от 18.06.2010 11:37:51
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/raketostr3/obl.html
Кратко: на старте в командном модуле был не воздух, а именно кислородно-азотная смесь 60/40. В процессе вывода смесь стравливалась и заменялась чистым кислородом 265-290 мм рт. ст.
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 18.06.2010 12:23:29
Горбовский, это вы Хлынину цитировали???
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: roy от 18.06.2010 14:06:18
Цитироватьhttp://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/raketostr3/obl.html
Кратко: на старте в командном модуле был не воздух, а именно кислородно-азотная смесь 60/40. В процессе вывода смесь стравливалась и заменялась чистым кислородом 265-290 мм рт. ст.


А после стыковки со Скайлэбом просто открывали люки и переходили на станцию?
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: Старый от 18.06.2010 16:48:12
На Скайлэбе был не воздух а кислородоазотная смесь с давлением 400 мм рт ст или даже ниже. Содержание азота не более 50%. После стыковки давление просто выравнивалось и всё, никаких проблем.
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: luft67 от 18.06.2010 16:55:34
ЦитироватьА вот жить на чистом кислороде долгое время нельзя. Охрипнуть можно :D

В смысле - "охрипнуть"?

Насколько я помню, здесь решающим понятием является парциальное давление кислорода. И превышение его ведет действительно к негативным последствиям. Опять же, если правильно помню, есть такая хрень - синдром ЦНС, вроде называется. Еще называют кислородным отравлением.
Но вот насчет "охрипнуть"...
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: zyxman от 18.06.2010 18:48:54
ЦитироватьВ смысле - "охрипнуть"?
Повышенное содержание кислорода сильно раздражает слизистые - горло, глаза, а также то про что гусары помолчат.
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: Штуцер от 18.06.2010 19:08:49
И у дам хрипнет голос... и прочее?... :shock:
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: RemArk от 18.06.2010 20:51:52
Кстати, такой вопрос

Леонов проходил десатурацию в скафандре, рабочее давление в котором было 0.4.

Когда влезал в шлюз обратно, был вынужден давление сбросить до 0.27.

Рисковал ли он получить эмболию?
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: RemArk от 18.06.2010 21:00:03
Описание процедур десатурации для "Орлана"

ЦитироватьРабочее давление в российских скафандрах «Орлан-М»(0.4) выше, чем в американских, поэтому время на десатурацию при работе в «Орлане» требуется меньше. Российская методика шлюзования предусматривает проведение десатурации непосредственно в скафандре. Космонавт, загерметизировав «Орлан-М», в течение 30 мин дышит чистым кислородом при давлении 1 атм. Затем в течение примерно одного часа давление в скафандре снижается до 0.4 атм.

и EMU

ЦитироватьАмериканская процедура шлюзования более сложная. На шаттлах за сутки до выхода практикуется снижение давления в кабине корабля до 0.7 атм. Перед входом в скафандры астронавты в течение 60 мин дышат чистым кислородом, поступающим из кислородных масок QDM. Затем они герметизируют EMU и в течение 40 мин давление в них понижается до 0.3 атм. Если проводить шлюзование по российской методике – без понижения давления в кабине и без вдыхания кислорода, только загерметизировав скафандр, то десатурация и шлюзование займут 4 часа. При снижении давления за 12 час до выхода и часовом вдыхании кислорода время на десатурацию в скафандрах занимает 75 мин. Если же давление в кабине снизить за полутора суток до выхода, то кислородные маски можно вообще не использовать, а время десатурации в скафандрах составит 40 мин.
   Для МКС разработана иная процедура десатурации. Вечером перед выходом астронавты дышат в течение одного часа кислородом в масках QDM. Затем они переходят в отсек оборудования ШК Quest, закрывают за собой люк, понижают в камере давление до 0.7 атм и ложатся спать. После 8-часового отдыха давление в ШК поднимается до нормального, выходящие члены экипажа одевают на час маски QDM и переходят в основное помещение МКС для утреннего туалета. Затем они вновь возвращаются в Quest, закрывают в нее люк, понижают давление до 0.7 атм, облачаются в скафандры, переходят в отсек экипажа C/L и начинают шлюзование. Время десатурации в EMU занимает 30 мин, в течение которых давление в скафандрах понижается до расчетных 0.3 атм, а давление в C/L снижается до нуля. Только после такой процедуры можно открывать выходной люк и выходить наружу.

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/224/07.shtml
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: L. Gorbovsky от 18.06.2010 21:06:42
Интересно, а при посадке "Аполлона" как решалась обратная задача - сообщить обитаемый объем с атмосферой? Просто тупо на какой-то высоте клапан открывался?
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: RemArk от 18.06.2010 21:13:40
ЦитироватьИнтересно, а при посадке "Аполлона" как решалась обратная задача - сообщить обитаемый объем с атмосферой? Просто тупо на какой-то высоте клапан открывался?

Да.

У "Аполлона" который с "Союзом" стыковался  был неприятный случай с этим клапаном. Через него аэрозин в кабину попал.
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: L. Gorbovsky от 18.06.2010 21:59:05
Вряд ли кривые компресии-декомпрессии прямо уж так совпадают с темпом изменения забортного давления при старте и посадке. В итоге, в систему еще гемор добавляется - какая-то регулировка, ну, хоть дроссели какие-нибудь.
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: hlynin от 18.06.2010 22:37:05
ЦитироватьНа Скайлэбе был не воздух а кислородоазотная смесь с давлением 400 мм рт ст или даже ниже. Содержание азота не более 50%. После стыковки давление просто выравнивалось и всё, никаких проблем.
Да, действительно... И кислород за 3 месяца не сильно повлиял. Но всё же почему-то перешли на воздух. Интересно - на "Скайлэбе" не опасались за пожароопасность?
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: Старый от 18.06.2010 22:43:02
На Скайлэбе добавили к кислороду азот действительно потому что решили что длительное дыхание чистым кислородом вредно для слизистых оболочек. Уже на Аполлонах народ жаловался на сухость во рту и в носу.
 Что касается пожаробезопасности то в оборудовании не было материалов которые горят в кислороде.
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: hlynin от 18.06.2010 22:56:19
А Скайлэб стартовал с какой атмосферой? Тоже стравливал при выводе?
Название: Аполлон и Скайлэб
Отправлено: Старый от 18.06.2010 23:00:19
А фиг его знает. Наверно.