Во время лётных испытаний произошли отмены пусков:
1. В день намеченного первого пуска - 12 апреля 1985 года (День авиации и космонавтики) - поднялся сильный ветер и настоящая пыльная буря. Но скорость ветра не превышала 20 м/с, и решено было пуск не откладывать. Однако за 11 мин до пуска не прошла операция разведения захвата установщика. Пуск перенесли на 13 апреля.
Цитировать(День авиации и космонавтики)
А почему авиации то?
ЦитироватьПо решению Международной авиационной федерации (ФАИ) 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики.
В России мы отмечаем День космонавтики в ознаменование первого полета человека в космос (праздник установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года).
А ФАИ имеет право устанавливать всемирные праздники?
ЦитироватьА ФАИ имеет право устанавливать всемирные праздники?
Вы тоже имеете право установить всемирный праздник. :)
Вопрос в другом - насколько серьёзно к этому будут относиться другие.
P.S. На всякий случай: понятие "праздник" не равно понятию "нерабочий днь" :)
Злые языки говорят, что 12 апреля была еще одна отмена пуска: циклограмма была остановлена, так как в результате «просадки» напряжения на СК отключился наземный проверочно-пусковой комплекс. Пуск был перенесен на 2 часа. Повторно была запущена циклограмма. Вторая отмена уже известна.
ЦитироватьЗлые языки говорят, что 12 апреля была еще одна отмена пуска: циклограмма была остановлена, так как в результате «просадки» напряжения на СК отключился наземный проверочно-пусковой комплекс. Пуск был перенесен на 2 часа. Повторно была запущена циклограмма. Вторая отмена уже известна.
Вот Вы говорите циклограмма, а какую степень автоматизации подразумевают эти циклограммы? Т.е. если была просадка напряжения на СК, то сработали параметры которые были заведены в циклограмме как аварийные? При выходе за норму таких аварийных параметров отбой циклограммы (приведение в исходное) идет в автомате? Или по команде оператора?
Вообще где то можно почитать про принципы построения циклограмм предстартовых включений на КРК Зенит, взаимодествие смежных систем, набор стартовых готовностей и т.д.?
ЦитироватьЦитироватьЗлые языки говорят, что 12 апреля была еще одна отмена пуска: циклограмма была остановлена, так как в результате «просадки» напряжения на СК отключился наземный проверочно-пусковой комплекс. Пуск был перенесен на 2 часа. Повторно была запущена циклограмма. Вторая отмена уже известна.
Вот Вы говорите циклограмма, а какую степень автоматизации подразумевают эти циклограммы? Т.е. если была просадка напряжения на СК, то сработали параметры которые были заведены в циклограмме как аварийные? При выходе за норму таких аварийных параметров отбой циклограммы (приведение в исходное) идет в автомате? Или по команде оператора?
Просадка напряжения обычно длится 1-2 секунды, на это время пропало питание цифровых вычислительных машин. Они остановились, оператор НППК нажал кнопку ОТБОЙ.
ЦитироватьВообще где то можно почитать про принципы построения циклограмм предстартовых включений на КРК Зенит, взаимодествие смежных систем, набор стартовых готовностей и т.д.?
В КБ Южное. :D
ЦитироватьПросадка напряжения обычно длится 1-2 секунды, на это время пропало питание цифровых вычислительных машин. Они остановились, оператор НППК нажал кнопку ОТБОЙ.
В который раз поражаюсь беспечности военных - неужели для пуска ракеты не могли завести стабилизатор напряжения :D
ЦитироватьЦитироватьПросадка напряжения обычно длится 1-2 секунды, на это время пропало питание цифровых вычислительных машин. Они остановились, оператор НППК нажал кнопку ОТБОЙ.
В который раз поражаюсь беспечности военных - неужели для пуска ракеты не могли завести стабилизатор напряжения :D
Таковой есть с 380 на 27 вольт - ПСС (преобразователь статический стабилизированный), но когда в сети напряжение падает до 0, то он бессилен. :D
2. 19.01.1987 в режиме СТОЯНКА СУХАЯ во время стыковки ТУА с РН нет сигнала РАЗЪЕМЫ КМ (кабель-мачты) СОСТЫКОВАНЫ. При осмотре обнаружена поломка нескольких электроразъемов типа «Бутан» из-за попадания обрывка уплотнительного кольца в зазор между подвижными частями. Работы по замене разъемов на кабель-мачте и на ракете, а также повторная подготовка РН, заняли 1 месяц. Пуск перенесен на февраль.
(http://i045.radikal.ru/1002/49/5f9a716947c2.jpg) (http://www.radikal.ru)
Вот это я понимаю разъемчики ! :)
3. 13.02.1987. За 2 минуты до окончания циклограммы при выполнении операции ЗАКРЫТЬ ЗУ из-за обледенения неполностью закрылись створки защитных устройств заправочного автостыка керосина (ЗУ-2). Одновременно из-за обледенения не прошел сигнал о съезде ТУА с пусковой установки. Пуск проведен на следующий день.
(http://s47.radikal.ru/i118/1002/9d/856b08b2afae.jpg) (http://www.radikal.ru)
(http://i015.radikal.ru/1002/c4/141da1c1fced.jpg) (http://www.radikal.ru)
Вот немного о работе предстартовой циклограммы
ЦитироватьРежим после команды "Произвести пуск" начинается с самопроверки наземного пускового проверочного комплекса и длится 7 мин. 51 с. С 8-й мин. 59-й с включается система управления комплексом с подачей и выполнением последовательных команд: разрешение на стыковку "земля-борт", контроль стыковки - 10 мин. 31с, включение бортовой системы управления - к 12-й мин., включение термостатирования комплекса гироскопических командных приборов - к 12-й мин. 15с, включение системы прицеливания в предварительном режиме - к 15-й мин., первое включение системы телеизмерений - на 21 мин. и завершение с включением системы телеизмерений и прицеливания -к 27 мин. подготовки ракеты. Одновременно с проведением этих операций происходит захолаживание наземных магистралей окислителя и горючего.
Заправка ракеты-носителя начинается с 27 мин. В 27 мин. и 10 с вводится полетное задание в запоминающее устройство бортового вычислительного комплекса. Заправляются холодным гелием погруженные баллоны наддува с 38-й до 44-й мин. К 61-й мин. включается система телеизмерений. Заправка баков переходит в режим малых расходов к 64-й мин. К 66-й мин. и 21-й с ракета заправлена.
Предпусковая подготовка начинается с грубого приведения в рабочий режим трехосной гиростабилизированной платформы с измерением уходов гироблоков. Прицеливание после заправки завершается к 77-й мин. С 79-й мин. начинается отвод транспортно-установочного агрегата в предстартовое хранилище. К 81-й мин. готово точное приведение гиростабилизаторов в рабочий режим. Завершается подпитка окислителем баков ракеты, контроль давления в кислородных баках. Сливаются остатки компонентов из заправочных магистралей, вакуумируются магистрали и отстыковываются автостыки. К 88-й мин. комплекс наземного технологического оборудования готов к пуску. После контроля ухода гироблоков, углов выставки акселерометров, приведения приводов в стартовое положение осуществляется переход на бортовое питание.
С 88 мин. и 15 с запускается циклограмма команд при пуске и полете. Проходит команда "Пуск" для всех систем: системы автономного дистанционного управления технологическим оборудованием стартового комплекса, автономного управления пневмогидравлической системой ракеты. Закрываются дренажные клапаны баков окислителя и горючего, включается предварительный наддув бака горючего первой ступени. Регуляторы расходов устанавливаются в исходное для запуска двигателей положение. Включается предварительный наддув бака окислителя первой ступени, затем - через одну секунду - наддув бака горючего второй ступени и предварительный наддув бака окислителя второй ступени.
К 89 мин. и 54 с заканчивается точное приведение и осуществляется переход на силовую стабилизацию гироплатформы, завершается контроль давления в баках первой ступени перед запуском двигательной установки и начинается полетная программа. Запуск двигательной установки начинается через 0,13 с. Через 3 с контролируется выход двигательной установки на предварительную ступень тяги, дроссели переводятся в положение режима главной ступени тяги, включается полетный наддув бака окислителя, двигательная установка переводится на главную ступень тяги. Подрываются разрывные болты - средства удержания ракеты на пусковой установке. Расстыковываются электроразъемы между ракетой и кабель-мачтой. Двигатель набирает порядка 90 % расчетной тяги. Ракета начинает полет. Срабатывает контакт подъема - "КП".
http://www.buran.ru/htm/05-3.htm
В описании циклограммы есть ряд неточностей:
1. Предварительное и окончательное прицеливания в настоящее время не проводятся.
2. ТУА в предстартовое хранилище никогда не эвакуировался, и тем более в пристартовое.
3. В фразе "Сливаются остатки компонентов из заправочных магистралей, вакуумируются магистрали и отстыковываются автостыки" неправильно написано про вакуумирование магистралей, его нет.
4. Команда ПУСК всех систем не касается, а только системы управления ПГС.
5. В наборе фраз "Подрываются разрывные болты - средства удержания ракеты на пусковой установке. Расстыковываются электроразъемы между ракетой и кабель-мачтой. Двигатель набирает порядка 90 % расчетной тяги. Ракета начинает полет. Срабатывает контакт подъема - "КП" нарушена логика: на самом деле расстыковка разъемов и КП происходят после начала полета РН.
Отмены пусков после лётных испытаний при эксплуатации военными:
1. Первый пуск с правого старта 21.05.1990 не состоялся, так как в режиме СТОЯНКА СУХАЯ после подъема ракеты в вертикальное положение во время выполнения операции ПОДВЕСТИ ДОМКРАТЫ (домкраты опор РН на пусковом столе) не закрылся гидрозамок домкрата №3. Перенос работ на 22.05.1990.
(http://s51.radikal.ru/i132/1002/d7/5efddef26d52.jpg) (http://www.radikal.ru)
(http://s57.radikal.ru/i157/1002/99/8e8993065313.jpg) (http://www.radikal.ru)
Таак, чую скоро будет самое интересное ...
Цитировать5. В наборе фраз "Подрываются разрывные болты - средства удержания ракеты на пусковой установке. Расстыковываются электроразъемы между ракетой и кабель-мачтой. Двигатель набирает порядка 90 % расчетной тяги. Ракета начинает полет. Срабатывает контакт подъема - "КП" нарушена логика: на самом деле расстыковка разъемов и КП происходят после начала полета РН.
Ну вроде КП там и стоит после начала полета РН
ЦитироватьЦитировать5. В наборе фраз "Подрываются разрывные болты - средства удержания ракеты на пусковой установке. Расстыковываются электроразъемы между ракетой и кабель-мачтой. Двигатель набирает порядка 90 % расчетной тяги. Ракета начинает полет. Срабатывает контакт подъема - "КП" нарушена логика: на самом деле расстыковка разъемов и КП происходят после начала полета РН.
Ну вроде КП там и стоит после начала полета РН
Уточняю: КП появляется после расстыковки разъемов.
2. 24.07.1991 за 11 минут до пуска при выполнении операции ОПУСТИТЬ СТРЕЛУ стрела ТУА задела за кабель-мачту, что привело к кратковременной расстыковке электроразъемов «Бутан» между РН и кабель-мачтой и сбою вычислительных машин борта и "наземки". Причина – был разрегулирован механизм сопряжения ТУА и блока разъемов кабель-мачты. Пуск перенесен на август, но и там ракете не повезло: произошла авария двигателя второй ступени.
(http://s54.radikal.ru/i143/1002/49/fcc9c11732d9.jpg) (http://www.radikal.ru)
3. 30.08.1991 впервые столкнулись с несбросом вышибной заглушки на трубопроводе вакуумирования полостей горючего двигателя при его запуске из-за тугой прижимной пружины.
(http://i044.radikal.ru/1002/69/c3d47b070e39.jpg) (http://www.radikal.ru)
Отмена пуска, проведение работ по промывке полостей горючего в двигателе, отправка РН на завод-изготовитель.
4. 10.01.1992 произошли три подряд отмены пуска по разным причинам. Первая: на 30 минуте циклограммы произошел останов отсчета относительного времени бортовой и наземной вычислительных машин. Причина не установлена. Вторая: на 81 минуте циклограммы во время заправки от НППК не прошла команда на заполнение бортовых баллонов «холодного» гелия. Отбой, слив компонентов. Третья: после повторной установки РН на стол и пристыковки заправочных механизмов выявлена негерметичность патрубка заправочного автостыка горючего из-за забоины на прокладке РН. Прокладка через 1 час заменена.
(http://s005.radikal.ru/i212/1002/32/87eb32a9fd70.jpg) (http://www.radikal.ru)
(http://s59.radikal.ru/i164/1002/25/509bddf8a6fd.jpg) (http://www.radikal.ru)
Перенос пуска на следующий день.
5. 11.01.1992 на 51 минуте циклограммы снова произошел останов отсчета относительного времени. Отмена пуска. Слив. Принятые меры: замена наземной и бортовой ЦВМ на запасные, пуск перенесен на февраль. Ракете опять не повезло: авария двигателя второй ступени 05.02.1992.
ЦитироватьЦитироватьВ который раз поражаюсь беспечности военных - неужели для пуска ракеты не могли завести стабилизатор напряжения :D
Таковой есть с 380 на 27 вольт - ПСС (преобразователь статический стабилизированный), но когда в сети напряжение падает до 0, то он бессилен. :D
Я не помню сколько лет уже, на АТС используются электромеханические стабилизаторы - просто от входного напряжения питается электромотор, который крутит маховик, и генератор, который уже питает сеть.
- Если входное напряжение пропадает, то энергии маховика хватает на те секунды что требуются чтобы завести дизель-генератор.
Где мощности поменьше (система с мотором и генератором эффективна на десятках киловатт), конечно все хуже, но лет 15 назад начали массово внедрять UPS с химическими аккумуляторами (чаще всего кислотными), конечно сразу их ставили только на критичные приложения (как например дублирующее питание системы спутниковой трансляции видео, и резервное питание миниАТС), но уже лет 10 назад UPS ставили практически просто для удобства, чтобы работа например бухгалтерии не прерывалась от перебоев питания :lol:
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьВ который раз поражаюсь беспечности военных - неужели для пуска ракеты не могли завести стабилизатор напряжения :D
Таковой есть с 380 на 27 вольт - ПСС (преобразователь статический стабилизированный), но когда в сети напряжение падает до 0, то он бессилен. :D
Я не помню сколько лет уже, на АТС используются электромеханические стабилизаторы - просто от входного напряжения питается электромотор, который крутит маховик, и генератор, который уже питает сеть.
- Если входное напряжение пропадает, то энергии маховика хватает на те секунды что требуются чтобы завести дизель-генератор.
Где мощности поменьше (система с мотором и генератором эффективна на десятках киловатт), конечно все хуже, но лет 15 назад начали массово внедрять UPS с химическими аккумуляторами (чаще всего кислотными), конечно сразу их ставили только на критичные приложения (как например дублирующее питание системы спутниковой трансляции видео, и резервное питание миниАТС), но уже лет 10 назад UPS ставили практически просто для удобства, чтобы работа например бухгалтерии не прерывалась от перебоев питания :lol:
Дизель-электрическая станция на 500 КВт на старте тоже была, но она за 1 секунду не успевала подхватить питание стартовых систем.
6. 15.09.1993 произошло сразу четыре отмены пуска ... :wink:
Цитировать6. 15.09.1993 произошло сразу четыре отмены пуска ... :wink:
Это как это такое может быть? Каждая отмена влечет за собой кучу организационных мероприятий, не говоря уже о техническом выявлении причины отказа
Вован
Это только Зенит такой "не везучий"?
Или и другим достаётся?
По вопросу эл. питания. Мне трудно судить о "космическом" эл. снабжении.
Но вот у нас на КП КПО для питания ЭВМ и других штуковин в буферном режиме работала аккумуляторная батарея, кроме того был целый машинный зал генераторов переменки, питающихся от другой аккумуляторной батареи. При пропадании питания от подстанции (кстати, объект питался по двум разным ЛЭП от разных подстанций) ни ЭВМ, ни наша связная аппаратура не останавливались ни на сек.
ЦитироватьЦитировать6. 15.09.1993 произошло сразу четыре отмены пуска ... :wink:
Это как это такое может быть? Каждая отмена влечет за собой кучу организационных мероприятий, не говоря уже о техническом выявлении причины отказа
Зато как было весело! :D
ЦитироватьВован
Это только Зенит такой "не везучий"?
Или и другим достаётся?
За автоматизацию приходится платить. :cry:
Итак, 15.09.1993 произошло сразу четыре отмены пуска:
три отмены прошли из-за повторения останова отсчета относительного времени (зависания вычислительных машин борта и наземки), а одна отмена была, когда в режиме ПУСК 1 при выполнении операции ОПУСТИТЬ СТРЕЛУ на стреле ТУА не отключился концевой выключатель ГРУЗ НА СТРЕЛЕ (ракета на стреле). В связи с этим не прошла операция втягивания гидроопор ТУА и его съезд. Причина – заедание нажимного механизма выключателя.
(http://i057.radikal.ru/1002/26/5fad7085beb3.jpg) (http://www.radikal.ru)
(http://s006.radikal.ru/i215/1002/11/d76bc0ad222b.jpg) (http://www.radikal.ru)
Пуск проведен на следующий день. Позже изменена электросхема системы управления для исключения влияния сигнала ГРУЗ НА СТРЕЛЕ на дальнейшие операции и отмену пуска.
Цитировать4. 10.01.1992 произошли три подряд отмены пуска по разным причинам. Отбой, слив компонентов.
В КБЮ есть газета "Конструктор". В одну из годовщин этого пуска была большая статья на несколько страниц, где подробно и пофамильно описывались те события.
При той ситуации была возможность не сливать (так было написано в статье). Но в документации этот момент не был прописан, а только слив. Поэтому ФИО героически(!) принял решение таки слить. :D
Цитироватьтри отмены прошли из-за повторения останова отсчета относительного времени (зависания вычислительных машин борта и наземки), а одна отмена была, когда в режиме ПУСК 1 при выполнении операции ОПУСТИТЬ СТРЕЛУ на стреле ТУА не отключился концевой выключатель ГРУЗ НА СТРЕЛЕ (ракета на стреле). В связи с этим не прошла операция втягивания гидроопор ТУА и его съезд. Причина – заедание нажимного механизма выключателя.
Вы пояснили причины почему не прошло втягивание гидроопор ТУА, а почему происходило зависание машин борта и наземки история умалчивает?
ЦитироватьЦитироватьтри отмены прошли из-за повторения останова отсчета относительного времени (зависания вычислительных машин борта и наземки), а одна отмена была, когда в режиме ПУСК 1 при выполнении операции ОПУСТИТЬ СТРЕЛУ на стреле ТУА не отключился концевой выключатель ГРУЗ НА СТРЕЛЕ (ракета на стреле). В связи с этим не прошла операция втягивания гидроопор ТУА и его съезд. Причина – заедание нажимного механизма выключателя.
Вы пояснили причины почему не прошло втягивание гидроопор ТУА, а почему происходило зависание машин борта и наземки история умалчивает?
Гидроопоры не втянулись по логике работы автоматики ТУА.
Для поиска причины зависания вычислительных машин в ноябре 1993 года были проведены дополнительные испытания с заправкой макета РН на СК. Представители НПЦ автоматики и приборостроения им. Пилюгина, зная вину своей фирмы и не зная, как ее устранить, навязали примерно такую левую формулировку причины: в результате воздействия на кабели и разъемы кабель-мачты паров кислорода в них появляется электромагнитное поле, приводящее к уменьшению электротоков. :shock: Как будто эти пары появились вдруг через 7 лет пусков ... Но чудесным образом после герметизации люков кабель-мачты зависания прекратились. Позже пилюгинцы признались, что морочили всем голову.
ЦитироватьЦитироватьВован
Это только Зенит такой "не везучий"?
Или и другим достаётся?
За автоматизацию приходится платить. :cry:
А Циклоны? Там то же уровень автоматизации был высок.
У них как было с этим?
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьВован
Это только Зенит такой "не везучий"?
Или и другим достаётся?
За автоматизацию приходится платить. :cry:
А Циклоны? Там то же уровень автоматизации был высок.
У них как было с этим?
Там оборудование проще: вычислительных машин не было, установщик от ракеты не отводился, отводных опор нет, заправочные механизмы не закрываются, не отводятся и не прячутся.
ЦитироватьДля поиска причины зависания вычислительных машин в ноябре 1993 года были проведены дополнительные испытания с заправкой макета РН на СК. Представители НПЦ автоматики и приборостроения им. Пилюгина, зная вину своей фирмы и не зная, как ее устранить, навязали примерно такую левую формулировку причины: в результате воздействия на кабели и разъемы кабель-мачты паров кислорода в них появляется электромагнитное поле, приводящее к уменьшению электротоков. :shock: Как будто эти пары появились вдруг через 7 лет пусков ... Но чудесным образом после герметизации люков кабель-мачты зависания прекратились. Позже пилюгинцы признались, что морочили всем голову.
Что сказать, молодцы Пилюгинцы, грамотно отмазаться это целая наука и искусство в космонавтике :D
Ну а пока проводили герметизацию люков они быстренько свои косячки подправили, так что чудес не бывает :wink: :D
Вован, а где же про взрыв на старте? При котором Вы в бункере были?
Вован, спасибо!
ЦитироватьЗа автоматизацию приходится платить. :cry:
Хорошо-бы сравнить с конкурентами - у американцев/европейцев/японцев ведь наверное что-то есть (было) сравнимое по степени автоматизации?
ЦитироватьЗа автоматизацию приходится платить. :cry:
Зато после отработки всех ньюансов садимься в кресло и смотрим кино по мониторам :D , а не бегаем по старту и фермам обслуживания с кабелями, разъемами и т.д. Т.е. резко убыстряется процесс подготовки изделия и исключается человеческий фактор (в разумных пределах естесственно)
ЦитироватьВован, спасибо!
ЦитироватьЗа автоматизацию приходится платить. :cry:
Хорошо-бы сравнить с конкурентами - у американцев/европейцев/японцев ведь наверное что-то есть (было) сравнимое по степени автоматизации?
А сравнивать, собственно не с чем. Нет аналогов
Вован, такой вопрос. Циклограмма подготовки Зенита всё же называется автоматизированной (не автоматическая). Т.е. есть видимо какие то режимы синхронизации с оператором, выполнение циклограммы приостанавливается и продолжается дальше только после команды оператора. Так?
Ну, к примеру, протяжка. Видимо должно быть голосовое подтверждение с ИПов есть протяжка, после чего оператор продолжает циклограмму
ЦитироватьВован, а где же про взрыв на старте? При котором Вы в бункере были?
Взрыв на старте не имеет отношения к отменам пусков. Но можно вспомнить.
ЦитироватьВзрыв на старте не имеет отношения к отменам пусков. Но можно вспомнить.
Это я понимаю, но лучше бы отменили :wink: Возможно было эту неисправности при предстартовых проверках обнаружить?
ЦитироватьВован, такой вопрос. Циклограмма подготовки Зенита всё же называется автоматизированной (не автоматическая). Т.е. есть видимо какие то режимы синхронизации с оператором, выполнение циклограммы приостанавливается и продолжается дальше только после команды оператора. Так?
Ну, к примеру, протяжка. Видимо должно быть голосовое подтверждение с ИПов есть протяжка, после чего оператор продолжает циклограмму
Циклограмма при нормальном ходе работ не прерывается. Есть оговоренные инструкциями остановы при неисправностях и отказах:
(http://s003.radikal.ru/i201/1003/ce/4dc71395ba88.jpg) (http://www.radikal.ru)
ЦитироватьЦитироватьВзрыв на старте не имеет отношения к отменам пусков. Но можно вспомнить.
Это я понимаю, но лучше бы отменили :wink: Возможно было эту неисправности при предстартовых проверках обнаружить?
Причина взрыва двигателя 4.10.1990 была в попадании в горячий тракт органических соединений на этапе сборки двигателя после огневых испытаний на стенде. На космодроме это не обнаруживается.
7. 23.11.1994 до заправки баков РН выявлена ненорма прицеливания: превышение допустимых отклонений углов бортовой призмы. РН была снята с пусковой установки и переведена в горизонтальное положение. В этом положении в течение 3 часов проведена замена прибора прицеливания РН.
(http://s59.radikal.ru/i166/1002/86/e9db85fa1b9e.jpg) (http://www.radikal.ru)
Перенос пуска на следующий день.
8. 23.06.1998 в режиме РАБОТА СУХАЯ во время прицеливания выявлена ненорма, РН снята с опор, проведена замена прибора прицеливания на старте, при КИ системы управления РН в приборном отсеке вышел из строя один из трех каналов комплекса командных приборов.
(http://s54.radikal.ru/i145/1003/47/0ce3d18ef810.jpg) (http://www.radikal.ru)
Отмена пуска, РН вернули в МИК, где контейнер с ККП и прибор прицеливания были заменены. 08.07.1998 РН вновь вывезена на СК.
9. Военные последний раз напряглись. 09.07.1998 в режиме ПУСК 1 за 3 минуты до пуска во время выполнения операции прекращения термостатирования хвостового отсека первой ступени не до конца закрылся клапан подачи воздуха в ХО-1, поэтому не прошла операция отстыковки от борта заправочного механизма керосина и патрубка термостатирования. Отмена пуска, регулировка воздушного клапана.
(http://s61.radikal.ru/i174/1003/47/e077227e4410.jpg) (http://www.radikal.ru)
Пуск проведен на следующий день. Это был последний пуск 11К77, выполненный силами войсковых частей 44275 и 49566.
1. Первая самостоятельная работа по подготовке к пуску предприятий Росавиакосмоса. 07-17.07.1999 отмены пуска из-за запрета со стороны Казахстана на все пуски с космодрома в связи с аварией РН «Протон К». Стоянка РКН на СК в течение 11 суток. За это время произошли мелкие отмены: 06.07.1999 обнаружено сильное натяжение одного из рукавов термостатирования между ТУА и РН, ракета уложена горизонтально, натяжение рукава отрегулировано. В этот же день из камеры №2 двигателя первой ступени выпала заглушка. Ракета уложена, заглушка установлена на место. 14.07.1999 обнаружены трещины на резине рукавов термостатирования. РН уложена, рукава заменены.
(http://s005.radikal.ru/i209/1003/1c/e40b07dbc470.jpg) (http://www.radikal.ru)
Пуск проведен 17.07.1999.
Цитировать(http://s54.radikal.ru/i145/1003/47/0ce3d18ef810.jpg) (http://www.radikal.ru)
Так вот ты какой - дедушка Ленин...
Надо показать в ЧД одному персонажу :D
1. 02.02.2000 за 2 часа до начала циклограммы из-за просадки напряжения питания 6.000 вольт отключились все три турбокомпрессорных агрегата воздушного термостатирования отсеков РН и КА. При их повторном запуске из-за ошибки руководителя работ воздух термостатирования был подан только в один отсек РН, что привело повышенному расходу и отрыву рукава от межбака 1-й ступени. РН уложили, рукав поставили на место.
(http://s58.radikal.ru/i162/1003/c7/dfc50efab346.jpg) (http://www.radikal.ru)
Пуск перенесен на следующий день.
Вован
ЦитироватьТам оборудование проще: вычислительных машин не было, установщик от ракеты не отводился, отводных опор нет, заправочные механизмы не закрываются, не отводятся и не прячутся.
Спасибо, понятно!
Простите, что задержался с ответом.
25.04.2004 в режиме ПУСК 1 при выполнении операции заправки баков РН обесточились системы управления СК из-за аварийной остановки по превышению температуры охлаждающей жидкости одного из двух дизелей СГЭП-500 (система гарантированного энергопитания 500 кВт). Возобновление режима ПУСК 1 при одном работающем дизеле. За 2 минуты до пуска не закрылась правая створка защитного устройства ЗУ- 2 заправочного автостыка керосина СУ-2. Отмена пуска, слив компонентов.
(http://s49.radikal.ru/i123/1003/b4/fe4854ff0095.jpg) (http://www.radikal.ru)
Открытие-закрытие створок (10 циклов). Отказ не повторился.
(http://s006.radikal.ru/i215/1003/5d/029e62d75584.jpg) (http://www.radikal.ru)
Перенос пуска на следующий день.
А сколько раз на Зените допускается слив компонентов топлива?
ЦитироватьА сколько раз на Зените допускается слив компонентов топлива?
Первоначально это зависит от количества пристыковок заправочных автостыков: разрешается 3 раза. Потом надо менять прокладки на борту, для чего везти ракету в МИК. А по внутренним проблемам ПГС и уплотнениям разрешается заправить 5 раз, но бывало 3.
Вниманию НК! Тут уже на полноценную статью(с картинками) набирается :wink: ,
а если у Вована еще в загашнике имеет быть, то и на брошюру :)
А если помечтать и свести ВСЕ отказы РН (разных) на стартах вместе, то и на
монографию :D . Спецефическую, но оч-чень интересную :wink:
ЦитироватьВниманию НК! Тут уже на полноценную статью(с картинками) набирается :wink: ,
а если у Вована еще в загашнике имеет быть, то и на брошюру :)
А если помечтать и свести ВСЕ отказы РН (разных) на стартах вместе, то и на
монографию :D . Спецефическую, но оч-чень интересную :wink:
В загашнике более всего по Зениту, например, по всем стартовым агрегатам все неисправности, отказы и отклонения от нормального хода операций. Есть презабавные. Готовлю выложить.
А вот по Протонам есть? Особенно, про посторонние частицы в двигателях?
ЦитироватьВниманию НК! Тут уже на полноценную статью(с картинками) набирается :wink: ,
а если у Вована еще в загашнике имеет быть, то и на брошюру :)
А если помечтать и свести ВСЕ отказы РН (разных) на стартах вместе, то и на
монографию :D . Спецефическую, но оч-чень интересную :wink:
Не, монографию не пришьют, только статью - "разглашение сведений содержащих военную (государственную) тайну". Какой там у неё номер? :)
ЦитироватьКакой там у неё номер? :)
Это военная (государственная) тайна
Так, оказывается за военную тайну много не дадут, если конечно не найдут там признаков измены Родине. Но у Вована не найдут, так что монографию можно писать! :)
Ну еще можно налететь на статус "персона нон гратэ" для Украины :wink:
ЦитироватьНу еще можно налететь на статус "персона нон гратэ" для Украины :wink:
Больше обидится разработчик СК - КБТМ. :cry:
ЦитироватьА вот по Протонам есть? Особенно, про посторонние частицы в двигателях?
Протоновские отмены я не собирал, поскольку свидетелем тех событий не был. Но если отмены были на слуху у всего космодрома, то и я могу вспомнить. :wink:
25.04.2004 в режиме ПУСК 1 за 2 минуты до пуска снова не закрылась правая створка защитного устройства ЗУ- 2 заправочного автостыка керосина. Отмена пуска, слив компонентов.
(http://s50.radikal.ru/i129/1003/9b/0d6d61e8877f.jpg) (http://www.radikal.ru)
В последующие 15 дней проведена замена необслуживаемого и вышедшего из строя упорного шарикоподшипника на нижней оси створки, смазка подшипников типа ШС на верхней и средней оси, в документацию введен контроль усилия закрытия створок, усилие доведено с расчетных 100 до 26 кгс.
(http://s54.radikal.ru/i145/1003/31/4089b8290148.jpg) (http://www.radikal.ru)
Пуск проведен 10.06.2004.
(http://s12.radikal.ru/i185/1003/f1/783ae57ea1cd.jpg) (http://www.radikal.ru)
24.04.2008 в режиме предстартовой подготовки (ПСП) за 5 минут до пуска при выполнении команды на отвод ТУА от РН не выполнена операция втягивания гидроопор ТУА.
(http://s56.radikal.ru/i153/1003/59/4039389b3b06.jpg) (http://www.radikal.ru)
Проведены работы по регулировке гидроопор и приведению их в исходное. Пуск перенесен на 28.04.2008.
29.11.2009 при проведении режима ПСП (5 часов циклограммы) через 1 час 30 минут после его начала во время выполнения операции системы управления РН ПОДГОТОВКА ККП (комплекса командных приборов) выявлено отклонение от нормы точности прибора ККП. На отметке времени 1 час 46 минут циклограммы введен ОТБОЙ. Захолаживание магистралей заправки РБ остановлено, стартовый комплекс переведен в режим РАБОТА СУХАЯ. Проведено два цикла работ в сокращенном режиме КНСГ (контрольный набор стартовой готовности). Отклонений по точности ККП не выявлено. Госкомиссией принято решение провести пуск РКН на следующие сутки.
Космический ракетный комплекс "Зенит" глазами его создателей. Под ред. В.Н. Соловьева, Г.П. Бирюкова, Н.С. Кожухова, Н.И. Курсенковой. М.: Изд-во МАИ, 2003. 216с.: ил., 48 с. вкл.
Подготовка к первому пуску Морского старта 25.03.1999 началась с "сюрприза": стали несанкционированно периодически раскрываться захваты верхней опоры транспортно-установочного агрегата.
(http://i021.radikal.ru/1003/3c/76d79fea3779.jpg) (http://www.radikal.ru)
Истинную причину не определили (очередная загадка автономного контроллера), предложили и реализовали техническое решение по блокировке этого явления.
Из-за других, более простых и понятных неисправностей, случившихся при операции подъема стрелы ТУА, установить РКН на пусковой стол удалось только со второй попытки. Примерно через час захваты верхней опоры опять несанкционированно развелись, и РКН осталась без ветрового удержания. Пришлось снимать ее с пускового стола, делать еще одну блокировку в контроллере и ставить РКН на стол в третий раз.
В пусковой день при выдаче команды на включение автоматической циклограммы подготовки и пуска была допущена ошибка, предстартовый отсчет был прекращен и включен вновь после разбора ситуации и реализации необходимых технических решений.
Примерно за 10 минут до эвакуации всего персонала на другое судно (3,5 часа до старта РКН) средства дистанционного управления выключили систему термостатирования РКН и блока полезного груза в связи с получением информации о неисправности в системе. Контроль нарушенного параметра по показаниям местных приборов показал отсутствие неисправности.
Повторное включение системы - и вновь отбой, уже по другому параметру. Проверка основной системы термостатирования вновь подтвердила ее исправность; третье включение - и третий отбой по третьему контролируемому параметру. Стало ясно, что неисправна не система термостатирования, а средства управления ею. Нашли выход и из этой ситуации, термостатирование РКН и блока полезного груза возобновилось, персонал покинул СП, началась заправка РКН компонентами топлива.
Последней неисправностью наземного оборудования в этой работе было неотведение крышки дренажной горловины бака горючего первой ступени из-за ошибки персонала при регулировке механизма снятия и отведения крышки.
(http://s51.radikal.ru/i132/1003/23/0b05e9da7332.jpg) (http://www.radikal.ru)
Принято решение продолжить заправку этого бака, и крышка была сброшена, когда в баке создалось достаточное для этого избыточное давление.
(http://s12.radikal.ru/i185/1003/c8/a8053f2d525e.jpg) (http://www.radikal.ru)
ЦитироватьВ загашнике более всего по Зениту, например, по всем стартовым агрегатам все неисправности, отказы и отклонения от нормального хода операций. Есть презабавные. Готовлю выложить.
Было бы интересно.
Вован, а у Вас были командировки в Лонгбич?
ЦитироватьВован, а у Вас были командировки в Лонгбич?
Тогда б он там и остался :D , к нашему сожалению :cry:
ЦитироватьЦитироватьВован, а у Вас были командировки в Лонгбич?
Тогда б он там и остался :D , к нашему сожалению :cry:
Не, мне кажется Вован патриот, у которого остался тот (еще) энтузиазм... :wink:
ЦитироватьНе, мне кажется Вован патриот, у которого остался тот (еще) энтузиазм... :wink:
Сам такой :) , жена, дети и вообще родился я тут :wink: ,
так что съездить - ДА ! жить - НЕТ! (лет 6 назад дочка в Норвегии
уже спрашивала...)
И не будет разлада внутри...
ЦитироватьВован, а у Вас были командировки в Лонгбич?
Не было, так как я в КБТМ не работал.
18.10.2000 в плановый пусковой день, примерно за 3 часа до общей готовности к пуску циклограммы автоматической предстартовой подготовки и пуска возникла неисправность в бортовой кабельной сети РН. Пуск был перенесен на двое суток для поиска неисправности, локализации места неисправности, снятия РКН с пускового стола для замены бортового коммутатора, повторного контрольного набора стартовой готовности. Первым проявлением неисправности явилось искажение информации от датчиков системы контроля температуры и системы контроля заправки разгонного блока и турбокомпрессора №3 системы термостатирования (в результате чего ТКЗ был автоматически остановлен) - так построена схема коммутации кабельной сети в измерительных устройствах комплекса автоматизированных систем управления подготовкой пуска.
ЦитироватьПервым проявлением неисправности явилось искажение информации от датчиков системы контроля температуры и системы контроля заправки разгонного блока
Т.е. датчик просто врал (заклинило на одном параметре), или по
данным с остальных выявлялось несоответствие общей картине ?
Это просто интересно насколько все жестко, или допускает ,,люфты,, и
поскольку (инфа СМИ) старт автоматический... - может ли
контролирующий(ие) пропускать кой-чего (так бы и Армстронг не сел...)
, а не (как по вашей статистике, есть наверно и наоборот :) ) - снятие, слив и т.д. Интересно как технарю по электронике (бывшему :cry: )
Если ДСП то вопрос снят :wink:
ЦитироватьЦитироватьПервым проявлением неисправности явилось искажение информации от датчиков системы контроля температуры и системы контроля заправки разгонного блока
Т.е. датчик просто врал (заклинило на одном параметре), или по
данным с остальных выявлялось несоответствие общей картине ?
Это просто интересно насколько все жестко, или допускает ,,люфты,, и
поскольку (инфа СМИ) старт автоматический... - может ли
контролирующий(ие) пропускать кой-чего (так бы и Армстронг не сел...)
, а не (как по вашей статистике, есть наверно и наоборот :) ) - снятие, слив и т.д. Интересно как технарю по электронике (бывшему :cry: )
Если ДСП то вопрос снят :wink:
Это не датчики врали, а бортовая кабельная сеть.
ЦитироватьЭто не датчики врали, а бортовая кабельная сеть.
А каким образом кабели врали? Там что КЗ или обрывы были? Их вроде должны были заблаговременно прозвонить и на ТК и на СК?
ЦитироватьЦитироватьЭто не датчики врали, а бортовая кабельная сеть.
А каким образом кабели врали? Там что КЗ или обрывы были? Их вроде должны были заблаговременно прозвонить и на ТК и на СК?
Точнее бортовой коммутатор.
ЦитироватьТочнее бортовой коммутатор.
:D :D :D
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/62037.jpg)
ЦитироватьЦитироватьТочнее бортовой коммутатор.
:D :D :D
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/62037.jpg)
Не вижу никаких проблем в "бортовом коммутаторе". Помоему все в "глубокой норме" :D
Миссия 08.01.2001: при завершении предстартовой подготовки РКН за 21 секунду до времени контакта подъема, операции по запуску двигательной установки первой ступени были прекращены вручную по устной команде директора миссии. Причина — неисправность на борту космического аппарата. Пуск перенесен на сутки. Через 2 суток принято решение возвращаться в порт без пуска.
А вот это уже жесть. Вован, а есть возможность поподробней про этот момент?
СУ КА не выдала готовность в набор стартовых готовностей СУ РН? Хотя тогда отбой по идее должен был пройти в автомате
ЦитироватьА вот это уже жесть. Вован, а есть возможность поподробней про этот момент?
СУ КА не выдала готовность в набор стартовых готовностей СУ РН? Хотя тогда отбой по идее должен был пройти в автомате
От КА по электрическим цепям никаких сигналов о готовности к пуску в СУ РН не проходит. За 20 минут до пуска руководитель работ по КА устно докладывает о переводе КА на бортовое питание и готовности его к пуску. Последняя возможность - в промежутке времени до 50 секунд до КП разрешается устно потребовать отменить пуск из-за неготовности КА. На Морском старте нарушили это требование и ушли в порт из-за непонятного состояния двигателя РН. На КА была какая-то пустяковая неисправность типа повышения температуры.
Т.е. получается прошел переход на бортовые источники питания КА, руководитель работ по КА докладывает готовность за 20 минут до пуска (такой доклад был?). Так что произошло с КА потом? Почему дали голосовую команду и отбили пуск за 21 секунду до КП?
Или что, готовности КА не было и до последнего ждали, что она появиться (возможность ручной выдачи команды переход на БИ?), ну или анализировали причины неперехода на БИ? И в конце концов дали отбой
ЦитироватьТ.е. получается прошел переход на бортовые источники питания КА, руководитель работ по КА докладывает готовность за 20 минут до пуска (такой доклад был?). Так что произошло с КА потом? Почему дали голосовую команду и отбили пуск за 21 секунду до КП?
Или что, готовности КА не было и до последнего ждали, что она появиться (возможность ручной выдачи команды переход на БИ?), ну или анализировали причины неперехода на БИ? И в конце концов дали отбой
Вопросов много и все не ко мне ...
Миссия 08.02.2006: в режиме предстартовой подготовки ПСП за 5 минут до пуска при выполнении команды на отвод ТУА от РН не выполнена операция втягивания гидроопор ТУА (точно такая же ситуация через 2 года повторилась на Байконуре).
Проведены работы по регулировке конечных выключателей гидроопор. Как в 2008 году выяснилось, причина отказа лежала глубже.
Пуск перенесен на 16.02.2006.
Миссия 11.04.2006 отмена пуска и перенос на сутки.
Миссия 17.06.2006 отмена пуска и перенос на сутки.
При каком-то из этих двух переносов причина была в замыкании кабеля или разъема РН на корпус. Проводилась замена электроразъема типа «Бутан».
Мне говорили, что пуск "Морского старта" отложили с 11 на 12 апреля 2006 года по причине заболевания человека на судне при следовании к месту старта. Его пришлось высадить на ближайшем острове для оказания срочной медицинской помощи, и из-за этого был потерян один день. Человек был из Lockheed Martin или из JCSat.
А вот старт "Зенита-3SL" перенесли с 17 на 18 июня 2006 года как раз из-за зафиксированного "минуса" на корпусе ракеты-носителя.
И кстати, пуск "Морского старта" с 9 февраля 2006 года сначала перенесли на 13 февраля по вышеуказанной причине, затем на 15 февраля из-за проблем с датчиком давления окислителя, и, наконец, на 16 февраля - вследствие сильных океанских течений.
Как вы уже наверное заметили, история эксплуатации СК «Зенит» мало чему учит: отказы и неисправности на СК Байконура часто не учитываются на Морском старте и наоборот. 56 листов подробного перечисления неисправностей, отказов и отклонений от нормального хода операций на Байконуре я передал в КБТМ. Как видно, инициатива снизу не воспринимается, поэтому тишина ... Проблема как всегда в деньгах: чтобы изменить инструкцию или железо, надо выпустить бюллетень, то есть подписать у всех разработчиков и изготовителей, а потом внедрить. На это надо кучу времени и денег.
Последний раз деньги были выделены на программу Наземный старт, и я все-таки успел внести в Инструкции по действиям в нештатных ситуациях на Наземном старте следующее:
1. По опыту Морского старта при неотводе дренажных крышек перед заправкой пуск не отменять, а начинать заправку, поскольку давление в баке крышку сбросит.
2. При неотводе за 12 минут до пуска гидроколодки жидкостного термостатирования РБ пуск не отменять, а в ручном режиме опускать стрелу ТУА, стрела должна оторвать гидроколодку от борта, поскольку усилие для открытия цангового замка всего 10 кгс.
3. При несрабатывании за 15 секунд до пуска системы охлаждения ПУ в автоматическом режиме руководитель пуска дает команду включить охлаждение в ручном режиме.
4. Мелкие исправления текстов во многих инструкциях и описаниях Наземного старта.
ЦитироватьКосмический ракетный комплекс "Зенит" глазами его создателей. Под ред. В.Н. Соловьева, Г.П. Бирюкова, Н.С. Кожухова, Н.И. Курсенковой. М.: Изд-во МАИ, 2003. 216с.: ил., 48 с. вкл.
Подготовка к первому пуску Морского старта 25.03.1999 началась с "сюрприза": стали несанкционированно периодически раскрываться захваты верхней опоры транспортно-установочного агрегата.
Истинную причину не определили (очередная загадка автономного контроллера), предложили и реализовали техническое решение по блокировке этого явления.
Как такое возможно? ТУА что, не испытывали?
Цитировать1. По опыту Морского старта при неотводе дренажных крышек перед заправкой пуск не отменять, а начинать заправку, поскольку давление в баке крышку сбросит.
2. При неотводе за 12 минут до пуска гидроколодки жидкостного термостатирования РБ пуск не отменять, а в ручном режиме опускать стрелу ТУА, стрела должна оторвать гидроколодку от борта, поскольку усилие для открытия цангового замка всего 10 кгс.
3. При несрабатывании за 15 секунд до пуска системы охлаждения ПУ в автоматическом режиме руководитель пуска дает команду включить охлаждение в ручном режиме.
4. Мелкие исправления текстов во многих инструкциях и описаниях Наземного старта.
Я так понял эти изменения привели к проведению извещений и коррекции инструкций, то есть железо не затрагивалось, следовательно не требовались больших денег.
Не знаю как по Зениту, а вообще часто встречал, что из за каких ниюудь не критичных ненорм проходили отбои циклограммы и снималось готовое работоспособное изделие
ЦитироватьЦитироватьКосмический ракетный комплекс "Зенит" глазами его создателей. Под ред. В.Н. Соловьева, Г.П. Бирюкова, Н.С. Кожухова, Н.И. Курсенковой. М.: Изд-во МАИ, 2003. 216с.: ил., 48 с. вкл.
Подготовка к первому пуску Морского старта 25.03.1999 началась с "сюрприза": стали несанкционированно периодически раскрываться захваты верхней опоры транспортно-установочного агрегата.
Истинную причину не определили (очередная загадка автономного контроллера), предложили и реализовали техническое решение по блокировке этого явления.
Как такое возможно? ТУА что, не испытывали?
Испытывали в порту, где проводится "сухой" вывоз и установка РН на стол.
ЦитироватьЦитировать1. По опыту Морского старта при неотводе дренажных крышек перед заправкой пуск не отменять, а начинать заправку, поскольку давление в баке крышку сбросит.
2. При неотводе за 12 минут до пуска гидроколодки жидкостного термостатирования РБ пуск не отменять, а в ручном режиме опускать стрелу ТУА, стрела должна оторвать гидроколодку от борта, поскольку усилие для открытия цангового замка всего 10 кгс.
3. При несрабатывании за 15 секунд до пуска системы охлаждения ПУ в автоматическом режиме руководитель пуска дает команду включить охлаждение в ручном режиме.
4. Мелкие исправления текстов во многих инструкциях и описаниях Наземного старта.
Я так понял эти изменения привели к проведению извещений и коррекции инструкций, то есть железо не затрагивалось, следовательно не требовались больших денег.
Не знаю как по Зениту, а вообще часто встречал, что из за каких ниюудь не критичных ненорм проходили отбои циклограммы и снималось готовое работоспособное изделие
Железо в моих поправках не затрагивалось, но в случае с невтягиванием гидроопор ТУА (в 2006 на море и в 2008 на Наземном старте) явно сэкономили, не затрагивая железо. Я уверен, мы еще услышим о повторе этого отказа.
Это да, это наша давняя традиция, экономить на спичках, но миллионы пускать в песок
ЦитироватьИспытывали в порту, где проводится "сухой" вывоз и установка РН на стол.
Непонятно. Чё то не то в методике испытаний. Да и неисправность сильно странная. И как её блокировали?
По поводу контроллера ТУТ. Даже не представляю, как сие возможно. На заводе весь цикл должны были многократно прогнать. Это нонсенс какой-то.
ЦитироватьЦитироватьИспытывали в порту, где проводится "сухой" вывоз и установка РН на стол.
Непонятно. Чё то не то в методике испытаний. Да и неисправность сильно странная. И как её блокировали?
Наверняка поставили перемычку.
За 25 лет эксплуатации стартовых агрегатов СК «Зенит» на Байконуре выявлено неисправностей, отказов и отклонений от нормального хода операций:
1. ТУА -115.
2. Электрический и воздушный автостык – 65.
3. Пусковой стол – 62.
4. Электроразъемы типа «Бутан» - 57.
5. Система управления стартовым оборудованием – 15.
6. Кабель-мачта – 13.
Об испытаниях Зенита в НИИХИММАШе (с разрушением испытательного стенда)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/11623.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/view/85752/) (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/11624.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/view/85753/) (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/11625.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/view/85754/) (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/11626.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/view/85780/)
В воспоминаниях О.Д.Бакланова об этих испытаниях
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/11627.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/view/85755/)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/11628.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/view/85776/)