Если я правильно понимаю, то в ТТУ горение начинается со ствола из центральной части к соплу. При этом в начале стенка у ствола горения состоящая из самого материала шашки очень большая, и наверно в стволе горения можно создать очень даже не маленькое давление.
И еще интересно, сильно ли меняется состав (концентрация) шашки от центра к наружным слоям.
А он меняется?
Ну если чисто логически то должен, ведь в начале площадь горения значительно меньше, а как известно тяга то очень не маленькая с самого старта. А затем площадь горения вернее всего должна увеличится, и при той же удельной интенсивности горения бочку должно просто разорвать.
ЦитироватьНу если чисто логически то должен, ведь в начале площадь горения значительно меньше, а как известно тяга то очень не маленькая с самого старта. А затем площадь горения вернее всего должна увеличится, и при той же удельной интенсивности горения бочку должно просто разорвать.
В шаттловском ТТУ, если не вру, используется
ОДИННАДЦАТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА. ;) :D
У звезды площадь уменьшается. :)
ЦитироватьНу если чисто логически то должен, ведь в начале площадь горения значительно меньше, а как известно тяга то очень не маленькая с самого старта. А затем площадь горения вернее всего должна увеличится, и при той же удельной интенсивности горения бочку должно просто разорвать.
Звездообразное профилирование сечения канала дает близкую к неизменной площадь горения.
ЦитироватьЗвездообразное профилирование сечения канала дает близкую к неизменной площадь горения.
"По легенде" даже управляемое нужным образом. :)
ЦитироватьЦитироватьЗвездообразное профилирование сечения канала дает близкую к неизменной площадь горения.
"По легенде" даже управляемое нужным образом. :)
Программируемое по времени. (Так точнее).
ЦитироватьПрограммируемое по времени. (Так точнее).
Да, верно. :)
Кстати, меня всегда интересовали механические нагрузки внутри этих структур.
Там не может "что-то разломаться" и возникнуть нештатный режим горения?
В РДТТ наиболее часто давление от 40 до 70 атм... Связано это с тем что менее 40 атм трудно получить стабильное горение( вспоминаем отсечку тяги на МБР), а более 70 атм уже неоправданно тяжелеет корпус. При работе больших движков иногда выплевуются куски топлива солидных размеров. Состав шашки послойно вряд ли меняется, по крайней мере в массовых изделиях общего назначения. Топливо должно одинаково расширяться при температурной качке. Для сглаживания неоднородного расширения( и не только для этого) топлива и корпуса
применяют защитно-крепящий слой. РДТТ с высокоэффективным топливом отнюдь не так прост в обращении. УЗ и рентгеновский контроль как наших так и супостатских ракет делают, причем по слухам у супостата БРПЛ чуть ли не после каждого похода. Даже шахтные МБР термостатируют.
ЦитироватьЕсли я правильно понимаю, то в ТТУ горение начинается со ствола из центральной части к соплу. При этом в начале стенка у ствола горения состоящая из самого материала шашки очень большая, и наверно в стволе горения можно создать очень даже не маленькое давление.
И еще интересно, сильно ли меняется состав (концентрация) шашки от центра к наружным слоям.
Состав топлива одинаков по объему. Площадь горения обеспечивается формой заряда и "бронированием" нужных поверхностей. Можно обеспечить постоянную площадь горения и тягу (например при торцевом горении), нарастание площади и тяги (горение центрального канала цилиндрической формы), регрессивное горение с уменьшением площади и тяги (горение с внешней поверхности заряда). Всевозможные комбинации этих способов, специальное профилирование каналов. У всех вариантов есть плюсы и минусы.
Вообще целесообразно обеспечить максимальную площадь горения и давление на начальном этапе. :)
Интересно, есть варианты кроме "звезды"? :)
ЦитироватьЦитироватьПрограммируемое по времени. (Так точнее).
Да, верно. :)
Кстати, меня всегда интересовали механические нагрузки внутри этих структур.
Там не может "что-то разломаться" и возникнуть нештатный режим горения?
Еще как может! Что чревато катастрофическими последствиями. СОбственно говоря, поэтому РДТТ не такая уж простая и надежная вещь, как кажется на первый взгляд. Большой проблемой было в свое время формирование зарядов большого диаметра без образования в нем трещин. Большинство составов склонно к трещинообразованию при изготовлении и хранении. И самая тонкая трещина весьма опасна, ведь резко возрастает поверхность горения и, соответственно, давление в КС, что может привести к взрыву, да и нерасчетная тяга не есть гуд для системы управления.
Поэтому эксплуатационные преимущества МБР с РДТТ в сравнении с ЖРД МБР ампульной заправки не так уж велики, как думает большинство. Не знаю как счас, а раньше точно, топливные заряды требовали термрстатирования.
ЦитироватьВообще целесообразно обеспечить максимальную площадь горения и давление на начальном этапе. :)
Интересно, есть варианты кроме "звезды"? :)
Сколько угодно. Например, на Титане-3С было комбинированное центрально-торцевое горение. НО, вообще-то, звезда сейчас самая популярная форма.
Цитировать...
Поэтому эксплуатационные преимущества МБР с РДТТ в сравнении с ЖРД МБР ампульной заправки не так уж велики, как думает большинство. Не знаю как счас, а раньше точно, топливные заряды требовали термрстатирования.
Простите мне моё невежество, но вы хотите сказать, что МБР ампульной заправки хранятся вместе с топливом? :)
ЦитироватьЦитироватьВообще целесообразно обеспечить максимальную площадь горения и давление на начальном этапе. :)
Интересно, есть варианты кроме "звезды"? :)
Сколько угодно. Например, на Титане-3С было комбинированное центрально-торцевое горение. НО, вообще-то, звезда сейчас самая популярная форма.
Это "комбинированное", я имел в виду "вообще варианты", которые исключают использование звездообразной формы заряда при достижении тех же целей. :)
ЦитироватьЦитировать...
Поэтому эксплуатационные преимущества МБР с РДТТ в сравнении с ЖРД МБР ампульной заправки не так уж велики, как думает большинство. Не знаю как счас, а раньше точно, топливные заряды требовали термрстатирования.
Простите мне моё невежество, но вы хотите сказать, что МБР ампульной заправки хранятся вместе с топливом? :)
Иначе когда их заправлять, после команды на пуск?
Цитировать..... Это "комбинированное", я имел в виду "вообще варианты", которые исключают использование звездообразной формы заряда при достижении тех же целей. :)
Теплопроводящий канал, например. Внутри сплошного заряда по центру прокладывается серебрянная проволочка. В момент поджига, заряд работает как торцевой, но разгар идет по центру конусом - причем очень быстро, так как телопроводность проволочки многократно выше теплопроводности топлива. Вначале малая тяга, медленное горение - плавно скорость горения и тяга возрастают. Програмируется толшиной проволочки
ЦитироватьЦитировать...
Поэтому эксплуатационные преимущества МБР с РДТТ в сравнении с ЖРД МБР ампульной заправки не так уж велики, как думает большинство. Не знаю как счас, а раньше точно, топливные заряды требовали термрстатирования.
Простите мне моё невежество, но вы хотите сказать, что МБР ампульной заправки хранятся вместе с топливом? :)
Да, и новшество это довольно старое :-) 8К84, снятая с вооружения в 77 году, уже была ампульной. Ракета хранится полностью запрвленной, а по команде подготовки к пуску подрываются пиромембраны и топливо подается на главные топливные клапаны. Т.о. операция заправки перестала быть критичной в графике подготовки к пуску. Сильно упростилась предстартовая подготовка и стартовое оборудование.
ЦитироватьЦитироватьЦитировать...
Поэтому эксплуатационные преимущества МБР с РДТТ в сравнении с ЖРД МБР ампульной заправки не так уж велики, как думает большинство. Не знаю как счас, а раньше точно, топливные заряды требовали термрстатирования.
Простите мне моё невежество, но вы хотите сказать, что МБР ампульной заправки хранятся вместе с топливом? :)
Да, и новшество это довольно старое :-) 8К84, снятая с вооружения в 77 году, уже была ампульной. Ракета хранится полностью запрвленной, а по команде подготовки к пуску подрываются пиромембраны и топливо подается на главные топливные клапаны. Т.о. операция заправки перестала быть критичной в графике подготовки к пуску. Сильно упростилась предстартовая подготовка и стартовое оборудование.
Уточнение. Хранение в арсенале в основном заправленное. У "производителя" сухое.
В современных РДТТ, например, в МБР РТ-23УТТХ, давление может достигать 100 атм.
ЦитироватьУточнение. Хранение в арсенале в основном заправленное. У "производителя" сухое.
"Хранение" я имел в виду на БД (боевом дежурстве). У производителя, естественно - сухое. Да и в арсенале, полагаю, сухое. Хотя точно не знаю. Смысл хранить в арсенале заправленную ракету? Когда их туда после определенного количества лет дежурства направляли на переборку. Зачем в арсенале еще их ресурс тратить?
ЦитироватьВ современных РДТТ, например, в МБР РТ-23УТТХ, давление может достигать 100 атм.
Странно, я считал, что рекордсмен тут LGM-118A "Peacekeeper" с его 83атм :shock: Благодаря корпусу мотанному из мононити кевлара 49.
Это про большие ракеты. У малышей...угадайте - какое давление у РД ПТУР "Фагот"? :wink:
Арсенал на Тамбовской земле (http://www.redstar.ru/2009/03/04_03/3_04.html)
ЦитироватьВообще целесообразно обеспечить максимальную площадь горения и давление на начальном этапе. :)
Это зависит от циклограммы полёта. Как нужно - так и профилируют. У РДТТ "перепады" мощности почти мгновенны, на ЖРД так не сделаешь.
ЦитироватьПоэтому эксплуатационные преимущества МБР с РДТТ в сравнении с ЖРД МБР ампульной заправки не так уж велики, как думает большинство.
Велики, велики. Для мобильных установок одно то, что из ракеты ничего вытеч не может по определению, огромный плюс.
ЦитироватьНе знаю как счас, а раньше точно, топливные заряды требовали термрстатирования.
Так и сейчас требуют. Но и жидкую ракету на морозе оставлять надолго не стоит. Как и нажаре. Хотя, конечно, требования к хранению РДТТ гораздо жёстче.
ЦитироватьЦитировать...
Поэтому эксплуатационные преимущества МБР с РДТТ в сравнении с ЖРД МБР ампульной заправки не так уж велики, как думает большинство. Не знаю как счас, а раньше точно, топливные заряды требовали термрстатирования.
Простите мне моё невежество, но вы хотите сказать, что МБР ампульной заправки хранятся вместе с топливом? :)
А как, по-твоему, её за минуту после поступления приказа из БДРМа выстреливают? Основной смысл ампулизации в безопасном хранении и высокой оперативной готовности ракеты.
ЦитироватьТак и сейчас требуют. Но и жидкую ракету на морозе оставлять надолго не стоит. Как и нажаре. Хотя, конечно, требования к хранению РДТТ гораздо жёстче.
Какие проблемы на морозе у ракеты с ЖРД? До -45 вроде никаких. Плюс, тоже не особенно критичен (+45?) Ну ГЧ подогревали термочехлом, так это к типу РД отношенния не имеет :-)
ЦитироватьАрсенал на Тамбовской земле (http://www.redstar.ru/2009/03/04_03/3_04.html)
Че-то не заметил там ничего про ампульные ракеты :( ?
Согласен, Циклон-2 конечно трудно назвать ампулизированной ракетой. Но думаю и остальные хранятся сухими, поскольку непонятно как их в противном случае перевозить к месту БД.
Флотские не в счёт.
ЦитироватьЦитироватьТак и сейчас требуют. Но и жидкую ракету на морозе оставлять надолго не стоит. Как и нажаре. Хотя, конечно, требования к хранению РДТТ гораздо жёстче.
Какие проблемы на морозе у ракеты с ЖРД? До -45 вроде никаких. Плюс, тоже не особенно критичен (+45?) Ну ГЧ подогревали термочехлом, так это к типу РД отношенния не имеет :-)
Азотный тетраксид замерзает при минус 11 Цельсия.
ЦитироватьЦитироватьТак и сейчас требуют. Но и жидкую ракету на морозе оставлять надолго не стоит. Как и нажаре. Хотя, конечно, требования к хранению РДТТ гораздо жёстче.
Какие проблемы на морозе у ракеты с ЖРД? До -45 вроде никаких. Плюс, тоже не особенно критичен (+45?) Ну ГЧ подогревали термочехлом, так это к типу РД отношенния не имеет :-)
При минус 45? :shock:
Жидкость имеет тенденцию расширятся на жаре и парить, а на холоде - сжиматься. Перепады температур благоприятного воздействия на ракеты уж точно не оказывают. Между прочим, с твёрдой ракетой за один тёплый день тоже ничего не случится :wink:
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьТак и сейчас требуют. Но и жидкую ракету на морозе оставлять надолго не стоит. Как и нажаре. Хотя, конечно, требования к хранению РДТТ гораздо жёстче.
Какие проблемы на морозе у ракеты с ЖРД? До -45 вроде никаких. Плюс, тоже не особенно критичен (+45?) Ну ГЧ подогревали термочехлом, так это к типу РД отношенния не имеет :-)
Азотный тетраксид замерзает при минус 11 Цельсия.
(http://s51.radikal.ru/i134/1002/bc/4624d53d70e2.jpg) (http://www.radikal.ru)
Загрузка в Гаджиево. Даже акватория замерзла :roll:
ЦитироватьЗагрузка в Гаджиево. Даже акватория замерзла :roll:
ТПК можно термостатировать.
Да голенькая она там висит. Привозят в контейнерах. Но погрузка то не пятнадцать минут.
ЦитироватьДа голенькая она там висит. Привозят в контейнерах. Но погрузка то не пятнадцать минут.
За пару часов с +15 до -11 бак окислителя не промёрзнет.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьТак и сейчас требуют. Но и жидкую ракету на морозе оставлять надолго не стоит. Как и нажаре. Хотя, конечно, требования к хранению РДТТ гораздо жёстче.
Какие проблемы на морозе у ракеты с ЖРД? До -45 вроде никаких. Плюс, тоже не особенно критичен (+45?) Ну ГЧ подогревали термочехлом, так это к типу РД отношенния не имеет :-)
При минус 45? :shock:
Жидкость имеет тенденцию расширятся на жаре и парить, а на холоде - сжиматься. Перепады температур благоприятного воздействия на ракеты уж точно не оказывают. Между прочим, с твёрдой ракетой за один тёплый день тоже ничего не случится :wink:
Тем не менее боевые ракеты с окислителем АК-27И эксплуатировались и должны были без проблем запускаться без термостатирования в диапазоне плюс-минум 45 гр.
ЦитироватьТем не менее боевые ракеты с окислителем АК-27И эксплуатировались и должны были без проблем запускаться без термостатирования в диапазоне плюс-минум 45 гр.
Дык АК-27 это ж не АТ...
И НДМГ там обычно не было.
ЦитироватьЦитироватьТем не менее боевые ракеты с окислителем АК-27И эксплуатировались и должны были без проблем запускаться без термостатирования в диапазоне плюс-минум 45 гр.
Дык АК-27 это ж не АТ...
То что на снимке, там происходит при темпратуре ниже -25гр С.
ЦитироватьТо что на снимке, там происходит при темпратуре ниже -25гр С.
Может акватория замёрзла при -30, а ракету грузят при какихто -15? ;)
ЦитироватьАзотный тетраксид замерзает при минус 11 Цельсия.
Нам в институте рассказывали, что АТ долго не могли нормально использовать из-за его очень узкого температурного диапазона в жидком виде. А потом подобрали нужные присадки.
Диапазон температур АТ НДМГ от заправки до пуска у КА 10-30 оС,
в исключительных случаях 0-30 оС. Вне зависимости от времени года.
ЦитироватьДиапазон температур АТ НДМГ от заправки до пуска у КА 10-30 оС,
в исключительных случаях 0-30 оС. Вне зависимости от времени года.
А как же Протоны зимой пускают? Да и Циклоны? В Плесецке наверно зимой холодно?
ГЧ до пуска постоянно термостатируется - проще говоря продувается теплым воздухом.
По Протону-точнее отключают воздуховод на время вертикализации и за сколько-то часов до пуска (точно не помню).
емнип реальный тетраксид всегда содержит примесь оксида (II) из-за чего температура плавления очень сильно понижается, -11 это только хч
Вообще правильное название АТИН - азотный тетроксид, ингибированный двуокисью азота.
Интервал жидкого состояния (262...294,3 К) при нормальном давлении.
Про тту шаттла - топливо состоит из 4 секций, самая верхняя - 11лучевая звезда, все ниже просто кругляки.
Система зажигания - тоже двигатель, что-то до 100кг, 40лучевая звезда, которая в свою очередь запускается килограммовой пиротехниной
Двуокись азота не расширяет интервал жидкого состояния, а снижает коррозионную активность.
ЦитироватьЭто про большие ракеты. У малышей...угадайте - какое давление у РД ПТУР "Фагот"? :wink:
У полторакилограммового Star-4G пик давления до 180атм
ЦитироватьЦитироватьТо что на снимке, там происходит при темпратуре ниже -25гр С.
Может акватория замёрзла при -30, а ракету грузят при какихто -15? ;)
И месяц стоять под висилицей ожидая погоды ? :)
ЦитироватьИ месяц стоять под висилицей ожидая погоды ? :)
Ну есть же метеослужба флота, gismeteo.ru на худой конец...
ЦитироватьЦитироватьИ месяц стоять под висилицей ожидая погоды ? :)
Ну есть же метеослужба флота, gismeteo.ru на худой конец...
Не смеши :lol: :?
ЦитироватьНе смеши :lol: :?
С флотской метеослужбой понимаю, смешно. А гисметео чего? На неделю вперёд обычно угадывает...
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьТо что на снимке, там происходит при темпратуре ниже -25гр С.
Может акватория замёрзла при -30, а ракету грузят при какихто -15? ;)
И месяц стоять под висилицей ожидая погоды ? :)
А за сколько времени она промёрзнет?
Кста, а Р-39 тоже на морозе грузили :wink:
ЦитироватьЦитироватьНе смеши :lol: :?
С флотской метеослужбой понимаю, смешно. А гисметео чего? На неделю вперёд обычно угадывает...
И неделю-две ждать погрузки? А план БС куда?
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьНе смеши :lol: :?
С флотской метеослужбой понимаю, смешно. А гисметео чего? На неделю вперёд обычно угадывает...
И неделю-две ждать погрузки? А план БС куда?
Их "прибьют" дважды:
1. За то что напророчили неделю а то и три, ниже -25 (а это легко).
2. За то что сбылось.
:D
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьТо что на снимке, там происходит при темпратуре ниже -25гр С.
Может акватория замёрзла при -30, а ракету грузят при какихто -15? ;)
И месяц стоять под висилицей ожидая погоды ? :)
А за сколько времени она промёрзнет?
Кста, а Р-39 тоже на морозе грузили :wink:
Сравни теплопроводность надокиси азота с той же водой.
А возят вообще ЖД цисцернами. :roll:
Не пойму в чем проблема? 30т окислителя при +15 Цельсия на морозе -30
остынут на 5, может 10 градусов за 8 часов, ну и что? За 8 часов ракету не погрузят?
Проблемы то нет.
Но окиситель разбит на три очень неравные части. И теплопроводность нааамного больше чем у воды. :)
Тут важна не теплопроводность, а теплоемкость. Остывание окислителя по всей массе все равно будет происходить за счет конвекции жидкости (будь то вода или АТ)
Но объем в верхних ступенях маленький. И Конвекция тут не спасет :lol:
Перемешивание, цинкуляция (естественная или принудительная). Только увеличивают теплоотдачу объёма жидкости.
Не здесь копаете.
Все таки я думаю ничего там не делали, грузили да и все. Может только на погрузку зимой вывозили с более высокой температурой.
Ну я не раз же говорил: "Все просто если не усложнять".
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьТо что на снимке, там происходит при темпратуре ниже -25гр С.
Может акватория замёрзла при -30, а ракету грузят при какихто -15? ;)
И месяц стоять под висилицей ожидая погоды ? :)
А за сколько времени она промёрзнет?
Кста, а Р-39 тоже на морозе грузили :wink:
Сравни теплопроводность надокиси азота с той же водой.
А возят вообще ЖД цисцернами. :roll:
Ну да, а там ещё наверху её совсем мало...
Для оживляжа темы
(http://s001.radikal.ru/i193/1002/59/992223db5ba6.jpg) (http://www.radikal.ru)
Что грузим?
Эта картинка уже была. Грузится ТПК что в нем - ?. Так же видны: направляющее приспособление на шахте и шахтная, технологическая оснастка (фактически - площадки с маршами) на берегу.
Место дейстия: "СевМаш" (СМП) Северодвинск.
Уж не Булаву ли?
ЦитироватьУж не Булаву ли?
Необизательно. Может и "электрический" аналог.
ЦитироватьЦитироватьУж не Булаву ли?
Необизательно. Может и "электрический" аналог.
А хорошо бы, ежели Булаву...
Скажем так: ТПК для Булавы?
А что тут такого?
Хотел добавить что это Северодвинск, но m-s Gelezniak опередил.
(http://s002.radikal.ru/i198/1002/25/75e8599e248b.jpg) (http://www.radikal.ru)
Хороший снимок загрузки:
(http://i059.radikal.ru/1002/16/ec6ddcb5c216t.jpg) (http://radikal.ru/F/i059.radikal.ru/1002/16/ec6ddcb5c216.jpg.html)
ЦитироватьХороший снимок загрузки:
(http://i059.radikal.ru/1002/16/ec6ddcb5c216t.jpg) (http://radikal.ru/F/i059.radikal.ru/1002/16/ec6ddcb5c216.jpg.html)
У меня где-то видео было...
Помню - весь замёрз, даже штатив посинел :lol:
(http://i078.radikal.ru/1002/86/b38eb7b51ae7t.jpg) (http://radikal.ru/F/i078.radikal.ru/1002/86/b38eb7b51ae7.jpg.html)
Говорят, грузили в любой мороз. На одну штуку уходило минут 40, и примерно сутки на всё целиком
Похоже, тоже Северодвинск.
Так кран для Акул один вроде? Еще плавучий был вроде
а, не, два :)
ЦитироватьТак кран для Акул один вроде? Еще плавучий был вроде
Губа Нерпичья:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/61899.jpg)
Пирс под висилицу:
http://maps.google.ru/maps?q=%D0%93%D1%83%D0%B1%D0%B0+%D0%9D%D0%B5%D1%80%D0%BF%D0%B8%D1%87%D1%8C%D1%8F&ie=UTF8&hl=ru&hq=%D0%93%D1%83%D0%B1%D0%B0+%D0%9D%D0%B5%D1%80%D0%BF%D0%B8%D1%87%D1%8C%D1%8F&hnear=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4+%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3&radius=15000&ll=69.450271,32.358309&spn=0.002207,0.01369&t=h&z=17
Собственно загрузка:
http://balancer.ru/forum/punbb/attachment.php?item=96210&download=1
Порезан.
Гаджиевский пирс:
http://maps.google.ru/maps?hl=ru&q=%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BE&lr=&ie=UTF8&hq=%D0%93%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BE&hnear=%D0%93%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BE&t=h&ll=69.260876,33.342658&spn=0.002226,0.009602&z=17
ЦитироватьГаджиевский пирс:
http://maps.google.ru/maps?hl=ru&q=%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BE&lr=&ie=UTF8&hq=%D0%93%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BE&hnear=%D0%93%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BE&t=h&ll=69.260876,33.342658&spn=0.002226,0.009602&z=17
А что это за три надводных корабля кучкой у одного причала?
Десантные коробочки, возможно :? :)
Я смотрю у нас в военно-морских базах небоевых кораблей чуть ли не всегда больше чем боевых...
что-то на десантные не очень похожи, возможно суда обеспечения
ЦитироватьТак кран для Акул один вроде? Еще плавучий был вроде
А плавкраном я вообще не знаю, чтоб пользовались.
ЦитироватьА плавкраном я вообще не знаю, чтоб пользовались.
Говорят, с его помощью головы цепляли, после погрузки ракет на висилице
Собственно, на этой фотке
ЦитироватьСобственно загрузка:
http://balancer.ru/forum/punbb/attachment.php?item=96210&download=1
данный процесс и запечатлен