В одной британской книге написано, что британский астронавт Майкл Фоул (Michael Foale) спас Международную Орбитальную Станцию ("Мир"?) от очень опасной ситуации, возникшей после столкновения с "Прогрессом". В результате этого столкновения станция стала неуправляемо вращаться. На своем бортовом лаптопе, Майкл Фоул рассчитал, какие двигатели нужно использовать, чтобы остановить это вращение. При этом значения моментов инерции станции были неизвестны и он каким-то образом их определил. В итоге его расчеты оказались правильными и опасное вращение было прекращено . Так написано в этой книге, причем используется фамилия "Foales" и говорится об "International Space Station".
Эта история частично подтверждается для орбитальной станции "Мир" в статье "Michael Foale" английской Википедии. Там написано, что после столкновения "Мира" с "Прогрессом" Фоул делал расчеты по видимому движению звезд и посоветовал ЦУПу как остановить вращение. В статье "Фоул, Колин Майкл" русской Википедии этого нет.
Очень интересно узнать, как это было "на самом деле".
Каким было реальное участие Майкла Фоула в ликвидации последствий столкновения "Мира" с "Прогрессом"?
Если действительно потребовалось ручное управление или управление двигателями из ЦУПа, то почему не работала система автоматического управления вращением "Мира"?
Описание аварии в НК
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/154/01.shtml#01
Цитата:
ЦитироватьВ результате удара станция свалилась в индикаторный режим, т.е. контроль ориентации прекратился. К семичасовому сеансу связи прекратили работу гиродины, бортовая ЦВМ-1 и система управления движением. Это означало, что станция попала в замкнутый круг: нет ориентации, мал зарядный ток от солнечных батарей, нет нормальной подпитки аккумуляторов и мощности для питания систем, нечем питать бортовую ЦВМ и гиродины, нельзя вернуться в нормальный ориентированный полет.
ЦУП дал экипажу указание отключить для экономии электроэнергии системы терморегулирования и вентиляции в модулях "Квант-2" и "Кристалл" и систему переработки урины. Были выключены и другие системы, в том числе "Электрон-Д" в "Кванте-2", а затем и "Воздух" в "Кванте".
При закрытии "Спектра" воздухопровод был перерезан, а разъемы электрических кабелей — расстыкованы. При этом три исправных солнечных батареи "Спектра" оказались отключены от буферных аккумуляторных батарей в Базовом блоке и модуле "Кристалл". Четыре батареи "Спектра" давали 6.9 кВт, или 55% всей мощности станции. И хотя на неповрежденных модулях осталось пять солнечных батарей, в большинстве своем они старые и малоэффективные. Кроме того, потеряны семь блоков буферных батарей в "Спектре", также наиболее эффективные. По энергетике станция оказалась в том же, если не в худшем, положении, как до прихода модуля "Спектр".
Надо отметить, что 25-26 июня были даны очень разные оценки доли мощности, которую потеряла станция. 25 июня, как правило, говорилось примерно о 50%, а 26 июня — о 25-30%. Возможно, первое значение соответствовало условиям неориентированного полета, а второе — после восстановления ориентации оставшихся батарей на Солнце. Так или иначе, к пяти вечера сигнал "Напряжение мало" горел в ББ, "Кванте-2" и "Кристалле".
После закрытия люка в "Спектр" и стабилизации давления непосредственной опасности для экипажа не было и возможность срочной посадки обсуждалась в ЦУПе только в связи с энергетической проблемой. Экипаж даже не расконсервировал транспортный корабль.
На время энергетического кризиса экипажу придется отказаться от физических упражнений, так как во время их выделяется много углекислого газа, а основная поглотительная система отключена.
Днем 25 июня началось и продолжалось несколько дней подряд совещание руководителей и специалистов, которые должны были решить, что делать со станцией и экипажем и как изменить программу полета.
Вечером 25 июня экипаж доложил, что удалось восстановить ориентацию солнечных батарей на Солнце в ручном режиме и возобновить заряд аккумуляторных батарей.
ЦитироватьОписание аварии в НК
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/154/01.shtml#01
Большое спасибо за ссылку! Стало понятно, почему не было автоматического управления
Цитироватьстанция попала в замкнутый круг: нет ориентации, мал зарядный ток от солнечных батарей, нет нормальной подпитки аккумуляторов и мощности для питания систем, нечем питать бортовую ЦВМ и гиродины, нельзя вернуться в нормальный ориентированный полет.
Но про управление вращением, к сожалению, там очень немного написано. Участие Фоула не опровергается и не подтверждается.
ЦитироватьСистему управления пока решили не трогать — специалистам надо проработать вариант поддержания ориентации комплекса с помощью ВДУ, что и было позже реализовано.
ЦитироватьВ конце сеанса связи была включена выносная двигательная установка (ВДУ) и остановлено вращение комплекса. Затем он был сориентирован вручную таким образом, чтобы обеспечить наилучшую "засветку" солнечных батарей.
ЦитироватьЦиблиев приблизительно оценил скорость вращения комплекса как 1 градус в секунду.
ЦитироватьНесмотря на включение ВДУ, к началу сеанса не удалось придать комплексу оптимальную ориентацию относительно Солнца, загорелся индикатор "Напряжение мало".
ЦитироватьВечером 25 июня экипаж доложил, что удалось восстановить ориентацию солнечных батарей на Солнце в ручном режиме и возобновить заряд аккумуляторных батарей.