(http://s40.radikal.ru/i087/1001/f8/7ed8a321e8d0.jpg) (http://www.radikal.ru)
В состав наземного комплекса ракеты УР-200 (объект 334) входили следующие площадки космодрома Байконур:
• площадка №90 – экспериментальная боевая позиция;
• площадка №91 – заправочная станция КА ИС и УС;
• площадка №92 – техническая позиция КА ИС и УС;
• площадка №93 – пиротехническая позиция;
• площадка №94 – техническая позиция Министерства среднего машиностроения;
• площадка №94А – специальная техническая позиция;
• площадка №95 – жилая зона;
• площадка №96 – пункт радиоуправления;
• площадка №97 – измерительный пункт;
• площадка №98 – разгрузочная площадка.
Строительство 90-х площадок началось в феврале – марте 1962 года.
Экспериментальная боевая позиция на площадке №90 имела в своем составе следующие основные сооружения:
(http://s48.radikal.ru/i121/1001/19/8ea87ede9a10.jpg) (http://www.radikal.ru)
• 1 – левое стартовое сооружение;
• 2 – правое стартовое сооружение;
• 3 – командный пункт;
• 4 – пристартовое хранилище;
• 5 – здание пристыковки КА ИС и УС;
• 6, 6А – хранилище горючего;
• 7, 7А – хранилище окислителя;
• 32 – административно-служебное здание;
• 35 – азото-добывающая станция;
• 40 – специальный командный пункт;
• 41, 41А – специальный КП КА ИС и УС.
Продолжение следует.
Для выполнения пусков создана войсковая часть 44108 – 311-й ракетный полк, сформирован 11.06.1960 в г. Татарск, 13.10.1960 прибыл на площадку 95. 13.07.1963 переформирован в 6-ю отдельную опытно-испытательную часть (ОИИЧ) 4-го испытательного управления полигона (войсковой части 26360). Первые командиры 44108 - подполковник Явдощенко Семен Федорович (1960-1961 гг.), Заблоцкий Александр Федосеевич (1961-1964 гг.).
Продолжение следует.
Наземный комплекс площадки №90 состоял из следующих систем и агрегатов:
- установщика 8У250;
(http://s40.radikal.ru/i089/1001/01/ed0b6e8c81cf.jpg) (http://www.radikal.ru)
- пускового устройства 8У251 со стартовым столом (в испытательном варианте поворотным для обеспечения проведения пусков по разным азимутам);
(http://s51.radikal.ru/i133/1001/1a/34415bd1c783.jpg) (http://www.radikal.ru)
- системы заправки горючим 8Г725;
- системы заправки окислителем 8Г726;
- системы заправки азотом 8Г727;
- системы прицеливания 8Ш111;
(http://s49.radikal.ru/i124/1001/8d/d9e234e9bca0.jpg) (http://www.radikal.ru)
- системы дистанционного управления технологическими операциями 8Г070;
- системы дистанционного управления заправкой 8Г058;
- вертикальной фермы обслуживания для полигонных испытаний;
(http://s40.radikal.ru/i088/1001/d2/208ec3fa7f74.jpg) (http://www.radikal.ru)
Кадр из фильма с вывозом УР-200
(http://i065.radikal.ru/1001/71/b6ec7410f08b.jpg) (http://www.radikal.ru)
сделан у левого старта: из соор. 4 (сиреневый прямоугольник на фото из космоса Гугл) выезжает ракета, люди идут по асфальтовой дороге (красная на фото из космоса), ее пересекает ж.д. (желтая), башня стоит слева (зеленая площадка).
(http://s47.radikal.ru/i116/1001/fc/96d2cb8b3f89.jpg) (http://www.radikal.ru)
- пристартового хранилища (ПСХ) с комплектом средств обслуживания;
(http://i052.radikal.ru/1001/d8/f595e73ff7aa.jpg) (http://www.radikal.ru)
- комплекса подземных сооружений и коммуникаций.
Продолжение следует.
Агрегаты наземного комплекса УР-200 были разработаны по требованиям максимальной автоматизации работ на старте подобно наземке ракет Р-9А (разработка КБОМ) и Р-36 (разработка КБТМ), разработкой наземного комплекса УР-200 занимался филиал ОКБ-52 В.Н.Челомея – ОКБ «Вымпел».
К новым техническим решениям, обеспечивающим ракете УР-200 повышенные эксплуатационные характеристики, в первую очередь следует отнести систему управления с автоматизированной подготовкой к пуску, обеспечивающую стрельбу в широком секторе азимутов без поворота стола, и максимально механизированный наземный комплекс, который позволял производить дистанционно установку ракеты на стартовый стол, заправку компонентами топлива и (в случае необходимости) дистанционное управление сливом.
(http://i067.radikal.ru/1001/69/9e31a48c43a0.jpg) (http://www.radikal.ru)
Электрические и высокочастотные коммуникации (за исключением необходимых в схеме проведения операций ОТБОЙ и СЛИВ при несостоявшемся пуске) размещались в кабель-мачте, которая вместе с верхней плитой стартового стола входила в комплектацию каждой ракеты при выпуске с завода.
(http://s15.radikal.ru/i189/1001/5c/786ff3d7faa9.jpg) (http://www.radikal.ru)
Разъемная конструкция стартового стола была создана для обеспечения точной (юстированной) плоскости разъемов гидро, - пневмо, - и электрокоммуникаций, идущих от наземного оборудования к ракете. Юстировка была необходима для надежной дистанционной установки ракеты на пусковое устройство.
На стартовом столе ракета дополнительно крепилась ветровыми замками с гидроуправлением их открытия при пуске.
Продолжение следует.
У Протона две стартовые позиции ... так, если не ошибаюсь, 24 и 39. Обе площадки унифицированы под пуски Протон-М на данный момент. А Протон-К с какой пускали?
ЦитироватьУ Протона две стартовые позиции ... так, если не ошибаюсь, 24 и 39. Обе площадки унифицированы под пуски Протон-М на данный момент. А Протон-К с какой пускали?
Действующие 23, 24 и 39. Протон-К с ГЛОНАСС улетел с пл. 81П (24).
Ракета хранилась в пристартовом хранилище на самоходной тележке, изготовленной из алюминиевых сплавов. УР-200 вывозили: на левый старт из соор. 4, на правый – из соор. 5 по кратчайшему пути, поскольку тележка работала на ограниченном количестве сжатого воздуха.
По команде на подготовку к пуску после открытия ворот ПСХ оператор на самоходной тележке, передвигающейся с помощью турбины, питающейся сжатым воздухом от баллонов, установленных на тележке, подвозил ракету по железнодорожным путям к пусковой установке до упора в демпфер-цилиндр установщика, смонтированного под землей около пускового устройства.
(http://s59.radikal.ru/i165/1001/f0/ee696f9c5880.jpg) (http://www.radikal.ru)
Затем оператор, пользуясь выносным пультом, с помощью установщика поднимал ракету вместе с тележкой (кроме самоходной) над пусковым столом и опускал ракету на стол. При этом автоматически стыковались электрокоммуникации, пневмокоммуникации и заправочные горловины.
После этого, с помощью того же выносного пульта, закрывались замки, удерживающие ракету на ПУ, открывались захваты, удерживающие ракету на тележке, опускалась на землю тележка на установщике, подводилась к ракете кабель-мачта, и оператор увозил тележку в ПСХ. Параллельно велась заправка ракеты из подземных емкостей путем вытеснения АТ и НДМГ сжатым азотом.
Всего в период 05.11.1963-20.10.1964 с площадки 90 проведено 9 пусков УР-200.
(http://i078.radikal.ru/1001/d7/1310f3ddfe6c.jpg) (http://www.radikal.ru)
После прекращения производства УР-200 в 1964 году было решено переоборудовать площадку 90 для подготовки и пуска РН 11К67 «Циклон». Разработка наземного оборудования была поручена КБТМ, имевшему опыт разработки автоматизированного старта Р-36.
Новый СК пл. 90 имел следующие особенности:
• в отличие от СК УР-200, для РН Циклон использовалось только сооружение 5, поэтому возить ракету на левый старт по кратчайшему пути не удалось, т.к. у ж.д. путей были бы маленькие радиусы поворота, да и кратчайший путь налево был занят сооружениями УР-200. Поэтому пришлось сделать пути для заезда на правый и левый старты с противоположной стороны;
(http://s57.radikal.ru/i155/1001/2f/edf20501056e.jpg) (http://www.radikal.ru)
• в связи с большими расстояниями транспортировки РН на ПУ, в состав СК были включены аккумуляторные электротягачи Дружковского завода типа шахтных на щелочных аккумуляторах;
(http://s14.radikal.ru/i187/1001/bc/01494c304d48.jpg) (http://www.radikal.ru)
• для доставки РН к ПУ вместо тележки был разработан транспортно-установочный агрегат (ТУА) с расположенными на нем электрическими и заправочными коммуникациями и кабель-мачтой;
(http://s41.radikal.ru/i094/1001/11/83d40ea8a26d.jpg) (http://www.radikal.ru)
• для обслуживания и хранения электротягачей и ТУА построены отдельные сооружения;
(http://s42.radikal.ru/i098/1001/72/49ba9bccdd55.jpg) (http://www.radikal.ru)
• в связи с другой ДУ первой ступени РН «Циклон» (шесть маршевых камер и четыре рулевых вместо четырех маршевых у УР-200) разработано новое стационарное пусковое устройство с шестью гранями;
(http://i065.radikal.ru/1001/8a/c74c80d7d114.jpg) (http://www.radikal.ru)
• вместо фермы обслуживания и только для подготовки РН к сливу в случае отмены пуска был применен автомобильный агрегат обслуживания;
(http://i076.radikal.ru/1001/8a/fd06b31c9af1.jpg) (http://www.radikal.ru)
• новыми стали системы нейтрализации (дожигания) паров компонентов;
• вместо азотодобывающей станции были применены газификаторы привозного жидкого азота;
•
(http://i051.radikal.ru/1001/63/c1095174ae07.jpg) (http://www.radikal.ru)
• построено новое хранилище РН (сооружение 275).
А чем вызвано применение столь экзотических транспортных средств: то аккумуляторы, то сжатый воздух? Почему не испльзовали обычный бензиновый дигатель? Плавность хода не обеспечивалась?
Циклон-4, декабрь 2009 года, "Южмаш"
(http://s002.radikal.ru/i200/1001/9b/76902eba7d06.jpg)
ЦитироватьА чем вызвано применение столь экзотических транспортных средств: то аккумуляторы, то сжатый воздух? Почему не испльзовали обычный бензиновый дигатель? Плавность хода не обеспечивалась?
Приедет к примеру бензиновая тележка на старт для снятия ракеты при несостоявшемся пуске - как двигатель будет работать в парах АТ и НДМГ? А зимой паяльной лампой отогревать? Взрывоопасно! :D
А тут ролики вставлять можно?
Рассказывает академик А.И.Савин:
«Стартовый комплекс РН «Циклон» приводил руководителей верхнего звена в состояние удивления. По часовой готовности автоматически открывались ворота пристартового хранилища, и электровоз с прицепленным транспортно-установочным агрегатом и уложенной на нем ракетой-носителем выезжал по железнодорожному пути к стартовому столу. При движении сцепку не сопровождал ни один человек.
Электровоз завозил «груз» за железнодорожную стрелку и останавливался. Стрелка автоматически переключалась, и электровоз задним ходом подавал транспортно-установочный агрегат с ракетой-носителем к стартовому столу. После наезда на пристартовые контакты, электровоз останавливался, отцеплялся и уходил в тупик».
Есть ролик о строительстве комплекса под РН "Циклон-4" в Бразилии
http://www.youtube.com/watch?v=w5kseIgdCbM
ЦитироватьЕсть ролик о строительстве комплекса под РН "Циклон-4" в Бразилии
Ссылку давайте, интересно посмотреть.
Уже дал
Вован
ИСы отсюда летали?
ЦитироватьВован
ИСы отсюда летали?
Конечно.
ЦитироватьРассказывает академик А.И.Савин:
«Стартовый комплекс РН «Циклон» приводил руководителей верхнего звена в состояние удивления. По часовой готовности автоматически открывались ворота пристартового хранилища, и электровоз с прицепленным транспортно-установочным агрегатом и уложенной на нем ракетой-носителем выезжал по железнодорожному пути к стартовому столу. При движении сцепку не сопровождал ни один человек.
Электровоз завозил «груз» за железнодорожную стрелку и останавливался. Стрелка автоматически переключалась, и электровоз задним ходом подавал транспортно-установочный агрегат с ракетой-носителем к стартовому столу. После наезда на пристартовые контакты, электровоз останавливался, отцеплялся и уходил в тупик».
Злые языки утверждают, что автоматика так и не заработала. В кабине электротягача ловко прятался машинист. Остались только кабели вдоль ж.д. полотна. Почему не заработала?
Вы посмотрели ссылку про "Циклон-4"?
ЦитироватьВы посмотрели ссылку про "Циклон-4"?
Спасибо, да. Но с задержкой. Пришлось после переустановки операционной системы устанавливать заново просмотровщик. Сейчас просмотр работает.
ЦитироватьЗлые языки утверждают, что автоматика так и не заработала. В кабине электротягача ловко прятался машинист. Остались только кабели вдоль ж.д. полотна. Почему не заработала?
Машинист, допустим.
А всё остальное? Доставка ракеты, ведь, не самая трудоёмкая задача?
Я думаю, автоматика на площадке 90 для «Циклона» так и не прижилась по причинам:
• реально не было боевых действий в космосе и торопиться было некуда;
• первой сломалась автоматика открытия ворот МИКа, а из пристартового хранилища (как ошибочно писал академик Савин) РН на старт не вывозилась;
• вскоре стырили дальние телекамеры дистанционного контроля движения поезда;
• трудно было автоматически обеспечить малые скорости передвижения поезда с ракетой и плавные остановки;
• работающие на открытом воздухе механизмы автостыка ТУА и наземки часто заедали, отказывали и без лома не работали.
По этим же причинам не прижилась автоматика и на старте "Зенита".
Вован
Спасибо!
А, я-то думал!
Впрочем, у нас всё как всегда: то стащили, то без кувалдометра не фурычит, а по рассказам звучало красиво! :)
Но, думаю, если бы "припёрло", до ума довели бы!
Как для «Стреляющего» УР-200, так и для «Стреляющего» «Циклона» оставили прежними перископы наблюдения за пуском, заимствованные из подводной лодки образца 1936 года.
(http://s61.radikal.ru/i171/1001/23/1e9861c2278d.jpg) (http://www.radikal.ru)
(http://s39.radikal.ru/i085/1001/fd/78b8f787fcc5.jpg) (http://www.radikal.ru)
ЦитироватьВован пишет:
Всего в период 05.11.1963-20.10.1964 с площадки 90 проведено 9 пусков УР-200.
т.е последний запуск был в октябре 1964 года?
Но на снимке от 28 мая 1965 года на правом старте видно установленное изделие: http://dl.dropbox.com/u/21733311/pl90%2828051965%292K.jpg
Для чего и что делали, если программу закрыли?
Цитироватьdoc пишет:
ЦитироватьВсего в период 05.11.1963-20.10.1964 с площадки 90 проведено 9 пусков УР-200. Т.е. последний пуск был в октябре 1964 года?
Но на снимке от 28 мая 1965 года на правом старте видно установленное изделие: http://dl.dropbox.com/u/21733311/pl90%2828051965%292K.jpg
Для чего и что делали, если программу закрыли?
Программу закрыли, но переоборудование стартов под новую РН началось с левого старта. Первый вывоз РН и установка были 22 октября 1967 года. Правый старт впервые принял РН только в 1968 году, поэтому в 1965 году могли на правом старте тренировать боевой расчет с макетом по программе боевой подготовки.