Статья Шамсутдинова С. Х., Маринина И. А. в журнале "Авиация и космонавтика", 1993, №№1-7.
В двух случаях космические корабли не вышли на орбиту. Первый раз это случилось 5 апреля 1975 года.
Космонавты Василий Григорьевич Лазарев и Олег Григорьевич Макаров стартовали на корабле «Союз»,
который после выведения на орбиту получил бы обозначение «Союз-18».Но из-за аварии третьей ступени
ракеты-носителя полет был прекращен. С помощью системы аварийного спасения (САС) корабль отделился
от ракеты и по баллистической траектории совершил посадку на Землю.
...........................
Оригинальный текст статьи предоставлен авторами, размещен с их разрешения и отличается от журнальной версии.
Информация, изложенная в статье приводится без изменений и дополнений, ставших известными после ее подготовки.
http://astronaut.ru/
-------------------------------------
Я запутался. 1-я ступень работает ~120 сек. Затем включается 2-я, и, спустя 40 секунд после её включения, происходит отделение ГО, а спустя ещё ~ 120 сек. включается 3-я ступень и работает ещё ~ 4 мин.
Я почему-то всегда считал, что при аварии 3-й ступени предусмотрено отделение КК. И никакого САСа быть не может, поскольку он к этому времени уже давно улетел вместе с ГО. И я всегда считал, что авария Союза-18-1 происходила именно по такому сценарию. А тут вдруг САС. Выходит, об аварии 3-й ступени узнали более чем за 2 мин. до её включения? Или всё дело в тех самых отличиях, ставших известными позже? Но вот выдержка из БСЭ за 76 год
"5 апреля был произведен запуск ракеты-носителя с пилотируемым кораблем «Союз» с космонавтами В. Г. Лазаревым и О. Г. Макаровым для продолжения экспериментов со станцией «Салют-4». На участке работы третьей ступени произошло отклонение параметров движения ракеты от расчетных значений. Автоматическое устройство выдало команду на прекращение полета по программе и отделение корабля для возвращения на Землю. Спускаемый аппарат совершил посадку юго-зап. Горно-Алтайска. " То есть третья ступень всё же заработала. Совсем ничего не понимаю. Объясните, пожалуйста.
Более информированные, чем БСЭ, источники пишут определенно:
"Если даст отказ вторая -
Мы в Алтае иль Китае,
Если третья вдруг откажет
- Здравствуй, Тихий океан!"
Ю.Визбор
Авария произошла в момент отделения 3-й ступени (раньше времени открылись замки, остальные сломались, потеря ориентации). Вероятно, под САС имеют ввиду и просто процесс отделения КК в нештатной ситуации.
Цитировать... под САС имеют ввиду и просто процесс отделения КК в нештатной ситуации.
Кстати, Сергей, насколько я понимаю, в штатной ситуации САС работал лишь однажды - Союз Т10-А (Титов, Стрекалов). Не так ли?
Добавлю.
Сброс ГО и ДУ САС происходит на ~ 160 сек, а сама САС отключается на 526-й!
Если имеется ввиду ПИЛОТИРУЕМЫЕ полеты и ВКЛЮЧЕНИЕ ДУ САС, то да.
ЦитироватьЕсли имеется ввиду ПИЛОТИРУЕМЫЕ полеты и ВКЛЮЧЕНИЕ ДУ САС, то да.
Именно пилотируемые полеты и именно сработка САС.
ЦитироватьБолее информированные, чем БСЭ, источники пишут определенно:
Вероятно, под САС имеют ввиду и просто процесс отделения КК в нештатной ситуации.
Здравствуйте, Сергей Павлович.
Я всегда считал, и во всей справочной литературе так записано, что САС эта ракеточка на маковке ГО, которая в случае аварии РН уводит от неё КК. А вовсе не комплекс аварийных мер. Просто хотелось бы уяснить точную картину произошедшего. Только и всего. Вы уже частично удовлетворили моё любопытсво, про несработку замков я ничего не знал.
ЦитироватьЯ всегда считал, и во всей справочной литературе так записано, что САС эта ракеточка на маковке ГО, которая в случае аварии РН уводит от неё КК.
Это называется - ДУ САС, одна из частей системы аварийного спасения.
УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА К АДМИНИСТРАЦИИ УДАЛИТЬ С ФОРУМА ЭТУ ТЕМУ!!!
Подпись: Vostok7.
ЦитироватьУБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА К АДМИНИСТРАЦИИ УДАЛИТЬ С ФОРУМА ЭТУ ТЕМУ!!!
А чего? Чем не угодили ответы?
Как раз ответы удовлетворили полностью. Меня эта тема не удовлетворяет. Удалите её на фиг, пожалуйста!
Подпись: Vostok7
Наверное, тем, что никто не переругался, как обычно, да и флейма было явно маловато. Почти все только по делу. :lol:
ЦитироватьКак раз ответы удовлетворили полностью. Меня эта тема не удовлетворяет. Удалите её на фиг, пожалуйста!
Подпись: Vostok7
Открытое слушание бракоразводного процесса:
Судья: - Истец, почему вы разводитесь со своей женой?
- Она меня не удовлетворяет.
Мужская половина зала (ворчливо):
- Всех удовлетворяет, а его не удовлетворяет.
Женская половина:
- А его никто не удовлетворяет
из архива форума:
"Старт 05.04.75 14:04:54.038 ДМВ, РН 11А511У №Х15000-23, корабль 11Ф615А8 №39
АВД ДУ 11Д55 3-й ст. (блок И №Х15000-24) на 294.81 сек полёта
Посадка зафиксирована в документах в точке 50 град 50 мин с.ш., 83 град 25
мин в.д., 1550 км от стартовой позиции
= = =
Похоже. Штатный район падения 2-й ступени на стыке границ Алтайского края,
Республики Горный Алтай и Восточно-Казахстанской области Казахстана. Трасса
выведения проходит почти точно над Семипалатинском. Свернуть с нее в
Монголию -- это ракета должна была очень сильно постараться. Так что в
данном конкретном случае в "Энергии" ляпа.
У Иосифа Давыдова описана спасательная операция и дано название горушки, на
которой висел СА -- вершина "Теремок-3".
= = =
Могу добавить, что по данным Давыдова Теремок-3 находится «в труднодоступной
горной местности вблизи районного городка Алейска»."
С приветом, Мацей
Для MSS.
Отрывок из Давыдова (извиняюсь за возможный оверквотинг)
Старт прошел нормально. Перегрузка росла плавно и нельзя сказать, что здорово давило. Мы и похлеще проходили на центрифуге. В первом полете мы все уже опробовали и теперь спокойно ждали, когда сойдет головной обтекатель, чтобы поглядеть на землю. Почувствовали по снижению перегрузки, как отошли «боковушки» (первая ступень ракеты-носителя). Когда стала набирать тягу вторая, у меня появилось какое-то предчувствие беды. Не знаю, чем это объяснить. Скосил глаза на Олега. Он спокоен, но лицо слишком бледное, хотя румянцем он никогда не отличался. Перевел взгляд на приборы. Все нормально. И тут началось продольное покачивание. Амплитуда увеличивалась. Такого в первом полете не было. Мне, как летчику, привыкшему управлять ситуацией в небе и влиять на свою судьбу, было неприятно чувствовать свою беспомощность и невозможность как-то повлиять на ход событий. Еще через десяток секунд стало ясно, что ракета дает сбой, а стало быть, произойдет что-то непредвиденное. И даже, когда автоматика дала команду на работу САС (системы аварийного спуска) не верилось, что полет сорвался. Срабатывание пиропатронов подтверждало, что автоматика работает на спасение экипажа. Сошедший головной обтекатель выпустил на волю корабль и открыл иллюминаторы, через которые в кабину ворвался солнечный свет. А затем корабль, наклонившись вдоль продольной оси, пошел на спуск. Выстрелы пиропатронов подтвердили, что корабль разделяется на части. Пироболты отбросили от спускаемого аппарата (СА) бытовой (БО) и приборно-агрегатный отсеки (ПО). На какое-то короткое время наступившая невесомость резко переходила в перегрузку. Двигатели СУС — системы управления спуска, старались удержать СА от кувыркания, но им не удавалось выдержать пологую траекторию посадки. Мелькнула мысль: «Если сорвемся на баллистический спуск, перегрузка может и придушить». Мои предположения подтвердились. Тяжесть вдавила в кресло. Чувствовалось как придавливается телом ложемент. По инструкции нужно было наговаривать на магнитофон «Малыш» обо всем, что происходит на борту, но язык не ворочался. Казалось, он прилип к нёбу. В глазах забегали красные шарики. Мысли тоже отяжелели, но, тем не менее, фиксировали, что на таких перегрузках я никогда не бывал. Затем на какое-то время вырубилось сознание. Сколько это длилось я не понимал, но сознание вернулось от сильной встряски. Это вводилась парашютная система. Спуск на парашюте был приятен, потому что вернулось ощущение присутствия собственного тела, собственного я. Глянул на Олега. Он что-то говорил, но я ничего не слышал. Видимо перегрузка отключила на время слуховые центры. Чувствовали перецепку на симметричную подвеску и выравнивание аппарата. Слышали, как отстрелилась лобовая теплозащита днища, как сработал ДМП — двигатель мягкой посадки. Потом был достаточно сильный удар о грунт, и резкое подергивание сменилось мягким покачиванием. В иллюминаторы увидели снег. По твоей рекомендации не стали отстреливать вторую стренгу. А когда открыли люк, то первого кого вспомнили — тебя. Гордись! — сказал Лазарев с некоторой иронией и дружелюбно обнял меня за плечи. — А дальше делали, как ты учил
------------
Опять САС, ни слова о 3-ей ступени, непонятно. Поэтому и вопрос задал. Если в чью-то голову пришла мысль, что я хоть на миг усомнился в квалификации авторов статьи, пусть лечит голову. Просто разобраться хотелось. История 30-ти летней давности, а всё равно разобраться трудно.
Восток, если эта книга была издана в советское время то ничего удивительного что описание аварии не имеет ничего общего с действительностью.
Книга издана в наши светлые капиталистические дни.
ЦитироватьКнига издана в наши светлые капиталистические дни.
Тогда странно. Может Лазарев пересказывал автору эту историю когда за любую утечку могли упечь?
ЦитироватьОпять САС, ни слова о 3-ей ступени, непонятно. Поэтому и вопрос задал. Если в чью-то голову пришла мысль, что я хоть на миг усомнился в квалификации авторов статьи, пусть лечит голову. Просто разобраться хотелось. История 30-ти летней давности, а всё равно разобраться трудно.
npo6/\eMa BuguMo B TepMuHo/\oruu:
3gecb САС - система аварийного спуска
UHaR САС - система аварийного спасения
Одна особенность этой аварии, при неправильном разделении ракета получила вращательный момент, который успел развернуть ракету примерно на 180 градусов.
В результате после отделения корабля было зафиксировано как нормальное положение корабля противоположное нормальному.
Это привело к тому, что была зафиксирована перегрузка 20 единиц, чего быть не должно при нормальном положении корабля.
Вот именно это и интересует. Похоже, что, грубо говоря, произошёл вход в атмосферу под недопустимым углом. При работе 3-й ступени, обнаружилась авария. Произошло аварийное отделение КК, после чего заработала ТДУ и КК вошёл в атмосферу почти перпендикулярно поверхности Земли. Отсюда и такие перегрузки. Если б 3-я ступень поработала подольше и скорость была повыше, то перегрузки могли быть не 20G, а 120G и последствия ... сами понимаете. Я раньше предполагал, что ситуация развивалась именно так.
ЦитироватьПроизошло аварийное отделение КК, после чего заработала ТДУ и КК вошёл в атмосферу почти перпендикулярно поверхности Земли. Отсюда и такие перегрузки.
Ничего подобного. В процессе аварии на корабле "ушла" система координат, верх поменялся с низом. Система управления пытаясь уменьшить перегрузки направляла корабль как ей казалось вверх а сама всё глубже зарывала его в атмосферу.
ЦитироватьЦитироватьПроизошло аварийное отделение КК, после чего заработала ТДУ и КК вошёл в атмосферу почти перпендикулярно поверхности Земли. Отсюда и такие перегрузки.
Ничего подобного. В процессе аварии на корабле "ушла" система координат, верх поменялся с низом. Система управления пытаясь уменьшить перегрузки направляла корабль как ей казалось вверх а сама всё глубже зарывала его в атмосферу.
Совершенно верно - система управления вместо того, чтобы делать траекторию более пологой, делала её более крутой.
Перегрузки в 120g не могут быть в любом случае. Вообще предельное значение 27-28, в документацию заложено 25.
Эта перегрузка может возникнуть в случае подобном этому, но ещё и при наличии больших начальных возмущений движения СА. Когда он ещё и кувыркается кроме того, что летит неправильно.
Да, извиняюсь. Насчёт ТДУ и 120G - это я бред сказал. Но то, что третья ступень проработала 10-15 секунд, а не, скажем, 100-150 имеет значение. Лететь по баллистической траектории с высоты 250 км и с высоты 150 км - 2 разницы. И 25-27G при таком развитии событий, наверное, не предел..
Моя версия такая:
1) 2-я ступень отработала
2)3-я ступень не включалась. (Ну, ладно, включилась и отработала 1-2 с - не в том дело)
3)3 замка неоткрывшихся сломались, при этом начался уход по крену до 20 град/сек. Действовала блокировка в момент разделения и за эти несколько секунд РН с КК повернулась по крену на 180 град, а по рысканию и тангажу - менее 10.
4) Авария! СА отделился пироболтами, с большой скоростью. при потере ориентации СА получил ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ аэродинамическое качество. На такое вообще не рассчитывали. Перегрузки за 20g продолжались секунды, пока СА не развернуло как положено.
5)Подобный случай повториться не может. После похожей аварии СУС будет отключен и выполнен баллистический спуск
О книге Давыдове. Книга издана в 1998. Хотите документальной точности от писателя? Ха! Обычный ляп, коих много! Вот книга "РКК Энергия 1946-1996" на что уж спецами писалась, но тож - то вместо Гвинейского залива Бискайский помянет, то тот же "Союз" в Монголии посадит.
ЦитироватьДа, извиняюсь. Насчёт ТДУ и 120G - это я бред сказал. Но то, что третья ступень проработала 10-15 секунд, а не, скажем, 100-150 имеет значение. Лететь по баллистической траектории с высоты 250 км и с высоты 150 км - 2 разницы. И 25-27G при таком развитии событий, наверное, не предел..
Нет, предел.
Это определяется формой аппарата и строением атмосферы и только.
Искусственно можно сделать перегрузки больше, но не для "возможного случая аварии". Не загнётся траектория круто вниз эдак "сама по себе".
Огромное спасибо.
Теперь уж точно - вопросов больше нет.
Но это только пока. :D
ЦитироватьМоя версия такая:
1) 2-я ступень отработала
2)3-я ступень не включалась. (Ну, ладно, включилась и отработала 1-2 с - не в том дело)
У "Союза" горячее разделение - сначала запускается двигатель третьей ступени, только затем отделяется вторая.
Цитировать3)3 замка неоткрывшихся сломались, при этом начался уход по крену до 20 град/сек.
Вторая ступень отделилась. Ферма переходная сбросилась. Не сбросились три из четырёх секций хвостового обтекателя третьей ступени. Из-за того, что одна секция сбросилась, возникла ассимметрия тяги и асимметрия обтекания. СУ третьей ступени пыталась это парировать, но возмущающий момент был за пределами возможностей. Через 10 секунд гироскопы СУ третьей ступени легли на упоры, после чего и произошло срабатывание системы аварийного спасения. Судя по этим 10 секундам, скорость ухода была не чересчур большой...
ЦитироватьДействовала блокировка в момент разделения и за эти несколько секунд РН с КК повернулась по крену на 180 град, а по рысканию и тангажу - менее 10.
4) Авария! СА отделился пироболтами, с большой скоростью.
СА всегда отделяется одинаково - пружинными или пневмотолкателями. Пироболты только рвут связи. Изменение скорости всегда пренебрежимо мало.
Цитироватьпри потере ориентации СА получил ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ аэродинамическое качество. На такое вообще не рассчитывали.
Как же не рассчитывали? Рассчитывали! Просто угол входа здесь не такой, как при спуске с орбиты. Высота-то была уже больше ста км, там аэродинамика влияет ещё очень слабо.
ЦитироватьПерегрузки за 20g продолжались секунды, пока СА не развернуло как положено.
За 20 же вообще не было. Было "почти двадцать". Действительно, доли секунды.
Цитировать5)Подобный случай повториться не может. После похожей аварии СУС будет отключен и выполнен баллистический спуск
А он и был баллистический. При баллистическом спуске СА просто закручивается вокруг продольной оси, чтобы аэродинамическое качество не влияло. Ибо на балансировочный угол мы никак повлиять не можем. Поэтому и отрицательное аэродинамическое качество получиться не может.
Но при баллистическом спуске пиковые перегрузки сильно зависят от угла входа в атмосферу.
На двадцать "же" могло приложить и Гагарина, если бы его ТДУ не смогла выключиться вовремя и работала бы до выработки компонентов.
На двадцать "же" плющило спускаемые аппараты "Зондов" при баллистическом спуске с оптимальным углом, из-за того, что они входили со второй космической. Под воздействием аэродинамических сил они должны были выскочить из атмосферы, погасив чуть больше трети скорости, и дальше уже как обычно. Но не склалось - звёздные датчики отказали...
Андрей Суворов, да Вы просто кладезь информации! Я тут репу свою почешу и составлю списочек вопросов. Вам книжки надо писать и продавать их по 2000 р. за штуку. Я бы купил не глядя. :shock:
Насколько я знаю, в той ситуации не должно было получиться такой перегрузки.
Она возникла из-за неправильной работы системы управления, которая пыталась устроить "управляемый спуск кверху ногами".
Нормально должно было быть не более 9 единиц.
Я излагаю наиболее правдоподобную, как мне кажется, версию из "РКК Энерия" 1946-1996, а Андрей, как я думаю, статью Жердева в ПМ 9-2003 (да вы, пожалуй, вместе писали тот набор статей?). Правда там утверждается, что перегрузки - 20,6. (в РКК пишут- 21,3)
Прошу простить за некоторую невнятность моего ответа.
конечно, разделение ступеней горячее, конечно пироболты только рвут связи и скорость пружины не добовляют (она уже есть)
Мне неясно вот что: 1)СА отделился на восходящей траектории или нисходящей?
2)Хвостовые обтекатели на 3 ступени зачем? Стабилизировать РН после старта? На какой высоте их сбрасывают?
3) Что делали космонавты 7 мин невесомости? Была ли связь? Что говорили? В книгах всегда пишут, что перегрузки "навалились сразу" после аварии.
4)Если был вариант, что перегрузки могут быть за 20 g, почему космонавтов не тренировали на это. Ну, предположим, жалели. А технику?
Я усомниться хочу, что:
На двадцать "же" могло приложить и Гагарина, если бы его ТДУ не смогла выключиться вовремя и работала бы до выработки компонентов.
А как Меркурий? У него твердотопливные ракеты. До полного выгорания.
Хотя я где-то читал - бывало до 18 g. Так ли?
Но самое главное: откуда столь разные версии аварии? Много неясного. Так что про сплющенные "Зонды" потом.
Цитировать(да вы, пожалуй, вместе писали тот набор статей?).
нет, каждый свою :) хотя были друг у друга первыми читателями :)
ЦитироватьПравда там утверждается, что перегрузки - 20,6. (в РКК пишут- 21,3)
Я думаю, что точных цифр не знает сейчас никто :(
ЦитироватьМне неясно вот что: 1)СА отделился на восходящей траектории или нисходящей?
На восходящей, вестимо, КАК ТОЛЬКО гироскопы легли на упоры.
Цитировать2)Хвостовые обтекатели на 3 ступени зачем? Стабилизировать РН после старта? На какой высоте их сбрасывают?
Хвостовой обтекатель - это колечко, прикрывающее двигатели блока Л и сферическое днище бака. На старте он нужен для снижения аэродинамического сопротивления (чтобы ракета была "чистым" цилиндром), и чтобы агрегаты двигательного отсека третьей ступени не подвергались воздействию скоростного напора во время работы первой и второй ступеней. Всё ж высотные сопла... А сбрасывают его на 306 секунде, через 18,5 секунд после разделения 2 и 3 ступеней. Высота более 160 км, об атмосфере речи давно уже не идет. Сбрасывают, ясен пень, чтоб увеличить полезный груз.
Цитировать3) Что делали космонавты 7 мин невесомости? Была ли связь? Что говорили?
Не знаю. Телеметрия шла.
ЦитироватьВ книгах всегда пишут, что перегрузки "навалились сразу" после аварии.
Нуууу... Оставим это на совести пишущих.
Цитировать4)Если был вариант, что перегрузки могут быть за 20 g, почему космонавтов не тренировали на это. Ну, предположим, жалели. А технику?
Вопрос непонятен. Технику нужно "тренировать на перегрузки"?
ЦитироватьЯ усомниться хочу, что:
На двадцать "же" могло приложить и Гагарина, если бы его ТДУ не смогла выключиться вовремя и работала бы до выработки компонентов.
А как Меркурий? У него твердотопливные ракеты. До полного выгорания.
Хотя я где-то читал - бывало до 18 g. Так ли?
У Меркурия величина перегрузки зависела от фактического импульса, выданного твердотопливной тормозной системой. Сколько было у самого "невезучего" - не знаю. У Востока выключение происходило от интегратора, поэтому выдать его можно было поточнее. А величина импульса зависела от того, как сориентирован корабль, штатная это посадка или экстренная, на восходящей части витка или нисходящей, и т.д. Поэтому запас и был необходим.
ЦитироватьНо самое главное: откуда столь разные версии аварии? Много неясного. Так что про сплющенные "Зонды" потом.
"Плющило" я имел в виду в переносном смысле, конечно. А версий много оттого, что об этой аварии знало мало народу, и рассказывать о ней стали через пятнадцать лет после того, как она случилась... Даже непосредственные участники могли подзабыть...
Цитировать..."РКК Энерия" 1946-1996, а Андрей, как я думаю, статью Жердева в ПМ 9-2003...
...
На двадцать "же" могло приложить и Гагарина, если бы его ТДУ не смогла выключиться вовремя и работала бы до выработки компонентов.
...
"РКК Энергия" 1946-1996 - это я видел, но не имею (пока).
А что такое ПМ 9-2003? Первый раз слышу.. :oops:
Да, и про Гагарина.. Так, наверно, тогда все востоки и восходы тоже могло приложить, а может и прикладывало... Вот только, как быть с Терешковой? Женщины - они живучи как кошки.. (только прошу без обид).. но 20G.. Или востоки2-6 как-то модифицировались впоследствии?
А про 18G у Меркуриев первый раз слышу. Специально не поленился прочесал все свои талмуды - мах у Гриссома (11,1G). НАСА не сов агитпроп. Не могли они о таком умолчать, да и на кой чёрт им это делать?
Что до техники, то мой батька эту самую перегрузку 27 определял как "наихудший теоретический вариант" и она послужила основой для проектантов СА.
Вопрос переносимости перегрузок сложен, но 20 это немного, если это Мгновенная перегрузка.
Помню, кто-то из пилотов F1 влетел в стенку, мгновенная перегрузка (боковая) была 40 и он вышела на следующую гонку через 3 недели (или 2 не помню).
ЦитироватьЧерез 10 секунд гироскопы СУ третьей ступени легли на упоры, после чего и произошло срабатывание системы аварийного спасения. Судя по этим 10 секундам, скорость ухода была не чересчур большой...
Не так. Аварийное выключение осуществляется не по постановке на упоры а по отклонению углового положения ракеты от расчётного на определённую величину (7 градусов, чтоли). Когда 3-я ступень повернулась более 7 град от расчётного был сформирован сигнал "Авария". Но... Так как в процессе разделения могут быть возмущения с забросом отклонений за допустимый предел, то была введена блокировка сигнала "авария" на период пока не улягутся переходные процессы. (Можно предположить что подобная блокировка была введена после аварии по этой причине первого Янтаря за год до рассматриваемых событий). Поэтому сигнал был заблокирован и ничего не мешало ракете повернуться по крену на 180 град. Когда через заданное время (10 сек?) блокировка снялась, сигнал "авария" прошёл дальше, произошло аварийное выключение двигателей и разделение корабля. Но система управления СА "не знала" что корабль уже вверх ногами, полагала что отклонение о вертикали не более упомянутых 7 град. Это и привело к запредельным перегрузкам.
ЦитироватьЦитироватьпри потере ориентации СА получил ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ аэродинамическое качество. На такое вообще не рассчитывали.
Как же не рассчитывали? Рассчитывали! Просто угол входа здесь не такой, как при спуске с орбиты. Высота-то была уже больше ста км, там аэродинамика влияет ещё очень слабо.
Именно не расчитывали. Фигурально выражаясь аэродинамическое качество стало именно отрицательным. Подьёмная сила вместо того чтобы толкать СА вверх толкала его вниз. Естественно на 100 км аэродинамика ни на что не влияла и космонавты двже успели побыть в невесомости. Но вот при спуске...
ЦитироватьА он и был баллистический. При баллистическом спуске СА просто закручивается вокруг продольной оси, чтобы аэродинамическое качество не влияло. Ибо на балансировочный угол мы никак повлиять не можем. Поэтому и отрицательное аэродинамическое качество получиться не может.
Нет, он был какраз управляемый, в чём и вся неприятность. Система управления спуском работала и сыграла роль обратную тому для чего предназначалась. Поэтому траектория оказалась более крутой чем при баллистическом спуске.
ЦитироватьНа восходящей, вестимо, КАК ТОЛЬКО гироскопы легли на упоры.
Откуда дровишки про упоры? Что это за упоры такие? Их чего, специально ставят чтоб спровоцировать аварию?
Вы знаете, что если гироскоп во чтото упёрся то ему кранты, система координат потеряна? Уточните всётаки, речь идёт о допустимом угловом отклонении а не постановке на упор.
Всё ж желательно разобраться.
Вот когда отделился КК - нет вопросов. Это опять Давыдов вспомнился. У него пироболты начали рваться при входе в атмосферу.
Неясно:
Если сбрасываются обтекатели на 306 с, то почему везде и всюду написано, что авария произошла на 295-й?
Версия РКК совершенно другая. Они ее, что, придумали? Понятно, что все участники полёта забыли всё. Но была проведена колоссальная работа. Анализ, мероприятия...
Привожу отрывок из книги РКК
Анализ причин аварии показал, что на 288,6-й с полета одновременно с выключением двигателя II ступени системой управления РН была выдана ложная (раньше времени) команда на раскрытие поперечного стыка хвостового отсека III ступени (блока И) и только на три из шести замков, т.е. стык полураскрылся. По мере набора тяги двигателя блока И оставшиеся замки ломались, и на 290,6-й с стык раскрылся. Процесс был нерасчетным и привел к большим возмущениям: угловые скорости до 20 °/с по крену и до 5 °/с по двум другим каналам. Соответственно набирались возмущения по углам, и, как только снялась блокировка параметра "концевые контакты" (вводится на время разделения ступеней), была сформирована команда "авария". Причиной же ложной команды на замки стало подрабатывание реле в СУ РН. По результатам анализа проводились соответствующие доработки в СУ РН. Анализ полета показал также, что в этом аварийном случае экипаж при спуске испытал максимальную перегрузку 21,3 вместо расчетной около 15. Причина оказалась в том, что система управления спуском из-за вращения блока И получила смещение относительно вертикальной плоскости и аппарат летел не с положительным, а с отрицательным аэродинамическим качеством. В силу опасности таких режимов принимается решение об использовании в аналогичных случаях баллистического спуска.
ЦитироватьА про 18G у Меркуриев первый раз слышу. Специально не поленился прочесал все свои талмуды - мах у Гриссома (11,1G). НАСА не сов агитпроп. Не могли они о таком умолчать, да и на кой чёрт им это делать?
Перегрузки при посадках Меркуриев:
MR-1a 19.12.60 - 10g
MA-2 21.02.61 - 16g
MR-3 05.05.61 - 11g Шепард
MR-4 12.07.61 - 10g Гриссом
MA-4 13.09.61 - 12g
MA-6 20.02.62 - 8g Гленн
Про остальных данных у меня нет.
20g было на запуске макета LJ-1b 21.01.60, там проводились испытания на отделение и срабатывание ДУ САС при максимальных аэродинамических нагрузках на высоте 11 км. Пилот - резус по имени Мисс Сэм, - вроде бы осталась цела без видимых последствий.
ЦитироватьНеясно:
Если сбрасываются обтекатели на 306 с, то почему везде и всюду написано, что авария произошла на 295-й?
Одновременно с подрывом пироболтов разделения ступеней произошёл подрыв части пироболтов сброса хвостового отсека. Который должен был происходить на 10 сек позже. Вот и 10 сек разницы. В этом и причина аварии.
ЦитироватьВерсия РКК совершенно другая. Они ее, что, придумали?
Версия РКК именно такая.
Вот дальше вы её совершенно правильно и процитировали.
ЦитироватьПомню, кто-то из пилотов F1 влетел в стенку, мгновенная перегрузка (боковая) была 40 и он вышела на следующую гонку через 3 недели (или 2 не помню).[/color]
Но многие из таких передряг не выкарабкиваются.... Кто-то травмируется сильно. Например, Шумахер в 99-м году в Сильверстоуне, испытав перегрузку "всего" в 20 "же" переломал себе ноги (естественно, не от перегрузок), тогда как остальные пилоты продолжали гонку, испытывая знакопеременные перегрузки до 6 "же" - и нечего...
Человек приземляясь на ноги с высоты 3 этажей, испытывает перегрузку до 15 "же". Сами знаете, "результаты" такого приземления могут быть различными...
ЦитироватьЦитироватьНа восходящей, вестимо, КАК ТОЛЬКО гироскопы легли на упоры.
Откуда дровишки про упоры? Что это за упоры такие? Их чего, специально ставят чтоб спровоцировать аварию?
Упоры конструктивные. Ракетные гироскопы не имеют возможности крутиться на большие углы, в отличие от самолётных. Например, ГСП первого поколения имели свободу по рысканию и крену (вращению) именно что плюс-минус десять градусов? И, действительно, аварийный сигнал вырабатывался при отклонении семь градусов, чтоб иметь запас - успеть принять меры.
На втором поколении (8К84 и иже с нею) было придумано конструктивное решение, которое дало ГСП возможность крутиться еще и по крену на ~270-320 градусов, что исключило необходимость крутить ракету на старте для совмещения плоскости стрельбы и главной плоскости ракеты (в которой отмеряется угол тангажа)
ЦитироватьВы знаете, что если гироскоп во чтото упёрся то ему кранты, система координат потеряна? Уточните всётаки, речь идёт о допустимом угловом отклонении а не постановке на упор.
Да, знаю, конечно. Именно поэтому при достижении конструктивных упоров все сигналы формируются мгновенно, отменяя многие блокировки.
К сожалению, даже специалисты часто используют выражение "встали на упоры", имея в виду сигнал аварийного отклонения. Но тут речь шла именно о физическом упоре, уж поверь, Старый...
А что касается максимального ускорения при баллистическом спуске, поищите в инете, с каким ускорением тормозились спускаемые аппараты "Лун"-16, 20 и 24. А ведь у них никакого аэродинамического качества не было вообще и быть не могло.
Так что ускорение при баллистическом спуске зависит в первую очередь от угла входа в атмосферу, для низкой орбиты при оптимальном угле получается девять с половиной "же". Но, поскольку на 306-й секунде ракета ещё серьёзно набирает высоту, то, пролетев по параболе, она и втыкаться в атмосферу тоже будет слишком энергично.
И вовсе не нужно для этого "переворачивать" СА и его подъемную силу...
Я приблизительно прикинул посадочную траекторию при всех этих страстях (см. выше: перегрузки, управляемый спуск "не в ту сторону") и что-то у меня район посадки около города Горно-Алтайска никак не получается. А получается действительно Китай или Монголия. Ошибаюсь, наверное?
ЦитироватьЯ приблизительно прикинул посадочную траекторию при всех этих страстях (см. выше: перегрузки, управляемый спуск "не в ту сторону") и что-то у меня район посадки около города Горно-Алтайска никак не получается. А получается действительно Китай или Монголия. Ошибаюсь, наверное?
А вот я прикинул, и у меня никак не получается баллистический спуск (речь, правда, идет о спуске с орбиты) с перегрузкой более 12 единиц, при разумном тормозном импульсе... А люди приводят цифры для Меркуриев побольше...
Цитировать.... для низкой орбиты при оптимальном угле получается девять с половиной "же".
Для СА КК "Союз"?
Кстати, не подскажете массу и диаметр этого СА...
ЦитироватьЯ запутался. 1-я ступень работает ~120 сек. Затем включается 2-я, и, спустя 40 секунд после её включения, происходит отделение ГО
Тут некое уточнение - вторая ступень начинает работать ещё на Земле. Выключается, действительно, позже первой. Первая, кажется, 114 секунд штатно работает.
ЦитироватьЦитироватьПомню, кто-то из пилотов F1 влетел в стенку, мгновенная перегрузка (боковая) была 40 и он вышела на следующую гонку через 3 недели (или 2 не помню).[/color]
Но многие из таких передряг не выкарабкиваются.... Кто-то травмируется сильно. Например, Шумахер в 99-м году в Сильверстоуне, испытав перегрузку "всего" в 20 "же" переломал себе ноги (естественно, не от перегрузок), тогда как остальные пилоты продолжали гонку, испытывая знакопеременные перегрузки до 6 "же" - и нечего...
Человек приземляясь на ноги с высоты 3 этажей, испытывает перегрузку до 15 "же". Сами знаете, "результаты" такого приземления могут быть различными...
Всё зависит от того как была приложена эта перегрузка, разумеется.
Но космонавты "сидят удобно".
Гораздо интереснее в этом смысле недавний баллистический спуск с орбиты. Пусть там было 8-9g, но люди-то провели в невесомости длительное время.
И ничего, обошлось всё.
Вообще на эту тему есть хороший анекдот. -
Мужик приходит в цирк и говорит:
"Я могу прыгнуть из под купола цирка головой на стальной лист и будет Громкий Звон!"
"О! А можете продемонстрировать?"
"Могу!"
Притащили стальной лист, залез он под купол прыгнул вниз головой на лист. Получился Громкий Звон. :)
"А ещё раз?"
"Пожалуйста!"
Залез, ещё раз прыгнул. - Громкий Звон.
"А Ещё?"
"Нет! Не могу!"
"Почему????"
"ДА БОЛЬНО ЖЕ!!!!"
ЦитироватьУпоры конструктивные. Ракетные гироскопы не имеют возможности крутиться на большие углы, в отличие от самолётных. Например, ГСП первого поколения имели свободу по рысканию и крену (вращению) именно что плюс-минус десять градусов? И, действительно, аварийный сигнал вырабатывался при отклонении семь градусов, чтоб иметь запас - успеть принять меры.
Я не в курсе конструкции ракетных гироскопов, хотя странно конечно, почему самолётные могут крутиться как угодно а ракетные - нет.
Меры по предотвращению отклонения текущих углов от расчётных принмаются естественно сразу же как только это отклонение обнаружено. А когда оно достигло семи градусов то единственная мера которую остаётся принять это произвести аварийное отключение двигателей по признаку "отказ системы управления". Про упоры я слышал что они имеются на рулевых двигателей и от них тоже формируется аварийная команда. Если двигатели встают на упор то это тоже признак потери управления - управляющий момент недостаточен для компенсации возмущения.
Насколько я в курсе у семёрки три параметра по которым формируется сигнал "авария" и производится АВД:
-угловое отклонение
-упор двигателей
-давление в камерах сгорания.
ЦитироватьК сожалению, даже специалисты часто используют выражение "встали на упоры", имея в виду сигнал аварийного отклонения. Но тут речь шла именно о физическом упоре, уж поверь, Старый...
Не верю. Упирание гироскопа во чтото приводит ещё и к тому что его выбивает причём довольно беспорядочно. В этой ситуации состема управления будет дезориентирована и начнёт беспорядочные движения. Нет смысла вводить блокировку на сигнал выхода гироскопа на упор так как это только ухудшит ситуацию.
В рассматриваемом случае никакого упора не было, гироскопы и система управления продолджали работать адекватно реагируя на ситуацию. То, что ракета перевернулась вверх ногами а гироскопы при этом не выбило какраз и свидетельствует о том что никакого механического упора не было. Не забывай, кстати, что речь вобщето идёт о 3-й ступени Союза а там гироскопия может совсем другая чем на семёрке.
Блокировка на сигнал "недопустимре угловое отклонение" потому и была введена, что в процессе разделения ступень могла на короткое время "заскочить" на запредельный угол, однако в дальнейшем система управления могла восстановить ситуацию. Чтоб случайный заброс не выключил двигатели и была введена эта блокировка.
Если бы это был упор гироскопов то какой смысл в блокировке? Выбитве гироскопы всё равно уже не смогут работать нормально.
ЦитироватьИ вовсе не нужно для этого "переворачивать" СА и его подъемную силу...
Дык конечно не нужно. А тут ещё и перевернуло...
Кстати. В истории ракеты Атлас был случай когда после взлёта она сделала мёртвую петлю. Гироскопы не выбило.
ЦитироватьЯ приблизительно прикинул посадочную траекторию при всех этих страстях (см. выше: перегрузки, управляемый спуск "не в ту сторону") и что-то у меня район посадки около города Горно-Алтайска никак не получается. А получается действительно Китай или Монголия. Ошибаюсь, наверное?
Ну вы же знаете что он приземлился даже западнее Горно-Алтайска, эначит ошибаетесь. ;) :) Если бы он просто падал по баллистической траектории то очевидно должен был упасть гдето в районе падения 2-й ступени. Ведь авария началась практически сразу после разделения так что падать они должны были примерно вместе. Но система управления уводила СА вниз, в итоге он снижался по более крутой траектории и упал ближе. Так что всё правильно. То, что место посадки оказалось западнее места падения ступеней косвенно подтверждает именно версию об "управляемом спуске наоборот".
ЦитироватьПомню, кто-то из пилотов F1 влетел в стенку, мгновенная перегрузка (боковая) была 40 и он вышела на следующую гонку через 3 недели (или 2 не помню).
Мнгновенная и длительная перегрузка это не одно и то же. При мгновенной перегрузке человек пружинит. При длительной - ломается.
ЦитироватьКстати. В истории ракеты Атлас был случай когда после взлёта она сделала мёртвую петлю. Гироскопы не выбило.
А откуда вы знаете что не выбило? Она что, после мертвой петли вернулась на правильный курс и вышла на орбиту? :) Или это в нее специально такую траекторию заложили? :)
ЦитироватьЦитироватьКстати. В истории ракеты Атлас был случай когда после взлёта она сделала мёртвую петлю. Гироскопы не выбило.
А откуда вы знаете что не выбило? Она что, после мертвой петли вернулась на правильный курс и вышла на орбиту? :) Или это в нее специально такую траекторию заложили? :)
npaBu/\bHbIu' oTBeT:
в нее специально такую траекторию заложили[/size]
ЦитироватьА откуда вы знаете что не выбило? Она что, после мертвой петли вернулась на правильный курс и вышла на орбиту? :) Или это в нее специально такую траекторию заложили? :)
Нет. В ней чтото замкнуло (или разомкнулось - забыл) и двигатели бросило в крайнее положение. Но система управления продолжала работать. Офицеру безопасности пришлось выдавать команду на подрыв вручную.
Надеюсь, все читали эту статью, или как обычно то что поблизости не заметили? :wink:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/209/42.shtml
Макаров почти правильно рассказывает и лишь чуть-чуть путает. :)
О том, что авария была связана с потерей управления 3-й ступенью на начальном участке её работы и это было связано с двигателем я знал давно и точно чуть ли не вскоре после самой аварии. Об источнике не скажу.
А уж о непосредственной причине - кривом сбросе хвостового отсека - узнал только из книги "50 лет РККЭ".
ЦитироватьОб источнике не скажу.
Ну хоть намекните :wink: