(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/10210.jpg)
Он считал, что в космос надо летать на крыльях. Но у всех его "крылатых" проектов – "Буран", "Спираль", МАКС - судьба сложилась непросто. А начиналось все с ударной многоразовой системы "Спираль". В эти дни конструктору многоразовых авиа-космических систем Глебу Евгеньевичу Лозино-Лозинскому исполнилось бы 100 лет
Этот человек крайне редко попадал в объективы фото- и кинокамер. Фамилия главного конструктора отечественных многоразовых космических систем была известна немногим. 8 ноября 1988 года, когда весь мир - кто с восхищением, кто со страхом наблюдал за полетом "русской птички" - "Бурана", ее создатель, Глеб Лозино-Лозинский скромно затерялся в кругу подчиненных. Уже тогда он понимал – проект закроют.
"Несмотря на то, что "Буран" слетал только раз, но тот рывок увеличения авторитета нашей страны, который я наблюдал, посетив ряд стран, он полностью себя оправдал", - рассказывает Глеб Лозино-Лозинский, генеральный конструктор НПО "Молния" ( архив, июль 1999г.).
В преддверии 100-летнего юбилея Лозино-Лозинского в Роскосмосе собрались его соратники и друзья. Обычно коллегии здесь посвящены актуальным вопросам отечественной космонавтики. На этот раз вспоминали генерального конструктора многоразовых космических систем, которого можно поставить в один ряд с Сергеем Королевым. Всю свою жизнь Лозино-Лозинский считал, что в космос надо летать на крыльях. Но у всех его "крылатых" проектов – "Буран", "Спираль", МАКС - судьба сложилась непросто. А начиналось все с ударной авиакосмической системы "Спираль".
"Спираль" делали чистые авиаторы. Авиационная идеология, то есть предусматривалась возможность ведения маневренного космического боя", - говорит Вадим Лукашевич, историк космонавтики
Когда впервые на экранах появились "Звёздные войны" режиссера Лукаса, за компьютерными эффектами знатоки увидели попытку красиво показать войну в межпланетном пространстве. Ныне трудно представить, но "Спираль" Лозино-Лозинского ещё в 1965 году планировалась именно под такую войну – только вместо фантастических лазеров каждый корабль оснащался вполне реальными ракетами класса "космос-космос".
"Формально тема была закрыта. И только большой энтузиазм участников этого проекта позволил завершить не совсем даже законными методами определённую важную часть лётных испытаний орбитального самолёта", - делится Глеб Лозино-Лозинский, генеральный конструктор НПО "Молния" (архив, июль 1999г.).
В жизни Лозино-Лозинского был еще один проект – многоцелевая авиакосмическая система, сокращенно - МАКС. Многоразовое, экономичное транспортное средство сегодня практически готово к испытаниям.
"Теплозащита – она уже исследована на "Буране". Что касается маршевых двигателей, то сегодня создан прототип для ракеты Ангара – вот он по факту является прототипом и для МАКСа", - говорит Владимир Скороделов, заместитель главного конструктора НПО "Молния".
Внешне, старт выглядит просто. Самолёт-носитель Ан-225 набирает высоту и с него на своих маршевых двигателях стартует орбитальный корабль. Топливо для этих двигателей находится в навесном баке. Когда корабль выйдет на орбиту, бак сгорит в атмосфере, но цена этой, по сути, железной бочки невелика.
"Стоимость вывода 1килограмма полезного груза порядка 1100 долларов, против названных мною для Шаттла около 15000 и 5000-12000 для одноразовых ракет, то есть это радикальное средство снижения стоимости вывода, а значит, и возможности освоения ближнего космоса средство", - говорит Глеб Лозино-Лозинский, генеральный конструктор НПО "Молния" (архив, июль 1999г.).
На 90-летний юбилей Лозино-Лозинскому было присвоено генеральское звание. В январе 2001-го года главного конструктора отечественных многоразовых космических систем не стало. Осталась его "Спираль". Теперь она называется МАКС. А Глеба Евгеньевича ныне можно смело назвать - генералом "звездных войн"
http://www.vesti.ru/doc.html?id=333143&m=1
Еще два видео по теме:
- без заставок Вестей: http://tvroscosmos.ru/frm/vestidata/2009/vesti26_12_9_2.php
- на телеканале "культура" http://tvroscosmos.ru/frm/kosmostv/vesti/2009/vesti251209.php
Цитировать...8 ноября 1988 года, когда весь мир - кто с восхищением, кто со страхом наблюдал за полетом "русской птички" - "Бурана"......
Ещё бы они без страха наблюдали.
Старт "Энергии" был только через неделю, и как попал на орбиту "Буран" без ракеты, они и представить не могли!
Какой человек Глеб Евгеньевич. Таких мало
Фильм в полном объеме (все, что обсуждалось выше, был только репортажный блок на основе материалов фильма) - 1 час с рекламными вставками - смотрите 12 апреля на Российском канале (Россия-1), в сетку вещания он уже вставлен.
В другой теме говорили за "нырок" шаттла. Так вот, в этом фильме есть примечательная видеохроника со словами Джанибекова о его подготовке по "Спирали":
"Для чего и крылья-то даны? Чтобы можно было маневрировать в космосе с использованием аэродинамических особенностей этой машины. И нужно было соответственно нырнуть в атмосферу, сделать манёвр, уйти на другую орбиту,... [чтобы] поменять местами орбиты и неожиданно выйти над тем районом".
А вот красноречивая цитата А.Н.Обелова:
"Я хочу быть хорошим лётчиком-испытателем, а не космонавтом. Я прекрасно знал, что космонавт – это плохонький оператор систем, которые там работают. И зачем мне это?"
А когда Джанибеков проходил подготовку по спирали?
в 1972-м, см. http://www.buran.ru/htm/spiral_6.htm
Но это очень фрагментарно - по идее, нужно было встречаться с каждым и каждого расспрашивать о его участии в этой программе.
Вот еще занятные слова Джанибекова:
"С точки зрения боевой машины ракетный старт ни к чёрту не годится. Его трудно скрыть, тут очень длительная подготовка, и должна быть совершенно другая модель, которая может незаметно провести все предпусковые операции на Земле, а потом выпустить машину".
ЦитироватьВот еще занятные слова Джанибекова:
"С точки зрения боевой машины ракетный старт ни к чёрту не годится. Его трудно скрыть, тут очень длительная подготовка, и должна быть совершенно другая модель, которая может незаметно провести все предпусковые операции на Земле, а потом выпустить машину".
Если это не старт из некой шахты или чего-то вроде шахты. ;)
Само собой. Здесь речь идет о сравнении военных пилотируемых систем. С этой точки зрения стационарный старт на космодроме очень уязвим. Настолько, что можно утверждать - что в условиях боевых действий он просто не существует, т.к. гарантированно уничтожается упреждающим ударом.
ЦитироватьА когда Джанибеков проходил подготовку по спирали?
Фу! Пришел и все испортил :mrgreen:
ЦитироватьСамо собой. Здесь речь идет о сравнении военных пилотируемых систем. С этой точки зрения стационарный старт на космодроме очень уязвим. Настолько, что можно утверждать - что в условиях боевых действий он просто не существует, т.к. гарантированно уничтожается упреждающим ударом.
Также как и любой крупный аэродром. Или у нас АКС научились запускать с грунтовки? :shock:
Нет, не научились. У нас и АКС-то еще не научились и пускать, и делать :wink:
Но идея в том, что аэродромов, пригодных для запуска АКС, у нас в стране десятки, если не сотни. В проекте МАКС (в части военного приложения) предусматриватеся оборудование на десятках аэродромов специально подготовленных ангаров (ничем внешне не отличающихся от типовых), в которых можно проводить предстартовые операции. Причем противник не будет знать, на какие именно аэродромы перебазировалась система в "угрожающий период". Более того, возможна регулярная передислокация компонентов системы между такими подготовленными площадками случайным образом. Это некая аналогия с базированием мобильных МБР.
В любом случае, живучесть такой системы значительно выше открытых стационарных стартов "Протона", "Союза" или "Зенита".
Этот материал сейчас у меня в работе. :wink: