Тренажер ТДК-7СТ
Описание на примере тренажера ТДК-7СТ для "Союза ТМ"
Комплексный тренажер ТК «Союз ТМ» (ТДК-7СТ(2)) предназначен для подготовки членов экипажа к управлению кораблем «Союз ТМ» на всех этапах полета в штатных режимах и аварийных ситуациях с имитацией работы всех бортовых систем. На тренажере космонавты и астронавты также изучают конструкцию, компоновку и интерьер ТК «Союз ТМ».
В состав тренажера входит полноразмерный макет бытового отсека и СА с полным внутренним интерьером и рабочими местами экипажа в «Союзе ТМ». Вычислительный комплекс обеспечивает моделирование работы всех систем и режимов корабля, используемых на всех участках полета (кроме невесомости и перегрузки). Тренажер также оборудован средствами телевизионного наблюдения и медицинского контроля за состоянием космонавтов. С 1986 г. на нем прошли подготовку все экипажи по программе «Мир» и начали готовиться экипажи по программе МКС.
ТДК-7СТ №3
(для старых "Союзов ТМА" со старым "Нептуном-МЭ")
(http://s48.radikal.ru/i120/0912/f2/57e2fd0fae5f.jpg)
ТДК-7СТ №4
(для старых "Союзов ТМА" с новым "Нептуном-МЭ")
(http://i058.radikal.ru/0912/53/221c2f05f56e.jpg)
(http://i071.radikal.ru/0912/97/f09b87a78148.jpg)
(http://s56.radikal.ru/i154/0912/68/50421a204eba.jpg)
ТДК-7СТ №5
(для новых "Союзов ТМА" с новым "Нептуном-МЭ")
(http://i008.radikal.ru/0912/e5/d28554c6431a.jpg)
(http://s06.radikal.ru/i179/0912/66/c18d9caa3354.jpg)
(http://s52.radikal.ru/i137/0912/4e/f8e77e11d8e6.jpg)
Тренажер "Дон-Союз"
Описание на примере тренажера "Дон-Союз" для "Союза ТМ"
Специализированный тренажер динамических режимов сближения, причаливания и стыковки «Дон-Союз» предназначен для отработки ручного управления кораблем «Союз ТМ» в следующих режимах: сближения, причаливания и стыковки со станцией и ее модулями; сближение без радиотехнической системы сближения «Курс» с помощью лазерного дальномера.
В состав тренажера входит полноразмерный макет спускаемого аппарата (СА) и бытового отсека корабля «Союз ТМ» с внутренним интерьером и рабочими местами экипажа. Тренажер обеспечивает моделирование работы всех систем корабля, используемых на участке сближения, облета, причаливания и стыковки. Тренажер оборудован средствами телевизионного наблюдения и медицинского контроля за состоянием космонавта.
Дон-Союз №1
(Спускаемый аппарат "Союза ТМА")
(http://i050.radikal.ru/0912/5e/0bf5d0f7689b.jpg)
(http://i011.radikal.ru/0912/b7/c9f27beb61ca.jpg)
Дон-Союз №2
(Спускаемый аппарат "Союза ТМА" с бытовым отсеком)
(http://s58.radikal.ru/i162/0912/99/3d450f14b480.jpg)
Тренажер "Телеоператор"
Описание на примере тренажера "Телеоператор" для "Мира"
Специализированный тренажер «Телеоператор» предназначен для подготовки космонавтов по ручному телеоператорному управлению сближением и стыковкой грузовых кораблей и модулей со станцией «Мир», а также для отработки элементов программы полета, бортовой документации и методик телеоператорного управления сближением и стыковкой различных беспилотных объектов.
В состав тренажера входит макет рабочего места космонавта, оборудованного в кабине специализированного тренажера главного поста управления ОС «Мир» («Дон-ГП») с установкой штатных приборов и оборудования ТОРУ (стойка ТОРУ, ручки управления РУО и РУД и т.д.).
Тренажер моделирует работу всех систем ТКГ, модулей и штатного оборудования ТОРУ на станции «Мир», используемого на участке автоматического и ручного сближения, облета, причаливания и стыковки грузового корабля или модулей с ОК. Тренажер оборудован средствами телевизионного наблюдения и контроля за действиями космонавтов.
Телеоператор-ATV
(Служебный модуль)
(http://i081.radikal.ru/0912/7b/f209b3ab1977.jpg)
(http://i048.radikal.ru/0912/a9/dc928a9dd15f.jpg)
(http://i049.radikal.ru/0912/55/0b13dfffa717.jpg)
Все описания тренажеров взяты из http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/208/03.shtml
Какая прелесть! Спасибо, anik! :P
Крайне познавательно, спасибо!
In this document, it is written that ТДК means "Тренажер Даревского-Кулагина".
www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/dar.pdf
Is it a joke, or is it true ?
ЦитироватьNicolas Pillet пишет:
ТДК means "Тренажер Даревского-Кулагина"
А формально ТДК это "тренажер деятельности космонавта"?
http://www.proza.ru/2013/10/12/719
http://aviapanorama.ru/2010/02/lunnoe-tyagotenie-lii/
http://www.gctc.ru/main.php?id=3965
ЦитироватьКосмонавты отрабатывают навыки ручной стыковки «грузовика»
Штатно стыковка грузового космического корабля с МКС происходит в автоматическом режиме. В случае возникновения нештатной ситуации, по решению руководителя полётов, российский космонавт может в ручном режиме пристыковать «грузовик». Чтобы выполнение такой операции в космосе проходило успешно, в ЦПК космонавты отрабатывают навыки ручного управления «грузовиком» на тренажёре «Телеоператор».
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/227779.jpg)
Тренажёр представляет собой макет рабочего места, расположенного на центральном посту МКС, с установкой штатных приборов и оборудования по телеоператорному управлению (ТОРУ). Космонавт, выдавая команды с пульта управления, организует линию радиосвязи с грузовым кораблём и через его видеокамеру производит наблюдение за ситуацией, т.е. видит МКС и управляет кораблём таким образом, чтобы пристыковать корабль к заданному стыковочному узлу РС МКС. При сближении грузового корабля со станцией аппаратура ТОРУ находится в горячем резерве, поскольку космонавты должны быть готовы в любой момент, при возникновении нештатной ситуации, перейти к ручному управлению/
В Центре подготовки космонавтов за одну тренировку на «Телеоператоре» космонавт отрабатывает 4-5 сценариев стыковки грузового корабля со станцией, в каждом из них решая несколько различных нештатных ситуаций. Так, есть случаи, при которых переход в ТОРУ не выполняется, но космонавт обязан выдать определённые команды, например, если изображение стало плохим или завис дисплей/
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/227780.jpg)
Другие нештатные ситуации, такие как авария системы управления движением или уход изображения станции, приводят к переходу в режим ручного управления. Также могут возникнуть ситуации в ТОРУ, когда космонавт обязан выполнить определённые действия. Все различные варианты возникновения нештатных ситуаций моделируются на тренажёре «Телеоператор» и отрабатываются космонавтами на тренировках/
Примечательно, что если тренировку космонавты могут проходить как по одному, так и вдвоём, то в реальности подобные операции выполняют всегда два оператора. Первый непосредственно управляет кораблём, а второй контролирует действия первого и работу бортовых систем. В случае необходимости он обязан подсказать, что делать в нештатной ситуации согласно бортовой документации/
На днях такая тренировка прошла у Героя Российской Федерации, лётчика-космонавта РФ Олега Артемьева, а сегодня оттачивали своё мастерство на тренажёре «Телеоператор» Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт РФ Алексей Овчинин и космонавт-испытатель Сергей Прокопьев/
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/227781.jpg)
«Это очень важные серьёзные тренировки, которые ставятся на высокий уровень и оцениваются всегда большим количеством специалистов, – подчеркнул Сергей Валерьевич. – Хотя стыковки вручную происходят довольно редко, экипаж должен быть хорошо подготовлен к таким нештатным ситуациям, чтобы не подвергать опасности жизни экипажа всей станции».
Для справки: Всего на сегодняшний день выполнено 12 стыковок в режиме ТОРУ. Крайняя стыковка грузового корабля «Прогресс М-21М» в режиме ТОРУ состоялась 30 ноября 2013 года. Из-за сбоя датчиковой аппаратуры системы «Курс-НА» с дальности 50 по указанию руководителя полёта РС МКС Владимира Соловьёва Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт РФ Олег Котов перешёл в ТОРУ и выполнил стыковку.
Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК
http://www.gctc.ru/main.php?id=3992 (http://www.gctc.ru/main.php?id=3992)
ЦитироватьЭкипажи МКС-54/55 сдали экзамен по ручным динамическим режимам
У основного и дублирующего экипажей МКС-54/55 прошёл экзамен по ручному причаливанию и перестыковке транспортного пилотируемого корабля «Союз МС» на специализированном тренажёре «Дон-Союз».
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/227704.jpg)
В отличие от режима сближения, о котором мы подробно писали на прошлой неделе (http://www.gctc.ru/main.php?id=3989), при выполнении режимов причаливания командир корабля и бортинженер находятся в спускаемом аппарате. Каждый член экипажа выполняет по четыре режима – перестыковку с одного стыковочного узла российского сегмента на другой, причаливание к стыковочному узлу при нахождении на оси узла, режим ручного облёта, а также режим на обеспечение безопасности с повышенной радиальной скоростью корабля.
Экипаж при выполнении режима обязан был распознать возникшую нештатную ситуацию, парировать её развитие организацией контура ручного управления, осуществить облёт МКС на заданной дальности, выйти на ось стыковочного узла и выполнить причаливание. Режимы оценивались по действиям экипажа согласно бортовой документации, методики ручного управления, параметрам касания, расходу топлива и дальности облёта.
Наиболее важным элементом при касании является скорость касания корабля со станцией, которая должна быть не более 0,15 м/c. Малейшая ошибка, неточность при пилотировании могут привести к превышению заданного параметра. Превышение даже на 0,001 по скорости грозит получением итоговой оценки за экзаменационную тренировку «2», а в итоге – пересдача экзамена.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/227715.jpg)
Космонавты оперативно реагировали на нештатные ситуации, грамотно и уверенно действовали при выполнении всех режимов. Экзаменационная комиссия отметила слаженную согласованную работу обоих экипажей, которые получили заслуженные «пятёрки».
В ближайшее время члены основного и дублирующего экипажей МКС-54/55 будут сдавать экзамены по ручному управляемому спуску ТПК «Союз МС». Напомним, что в состав основного экипажа МКС-54/55 входят космонавт Роскосмоса Антон Шкаплеров (http://www.gctc.ru/main.php?id=218), астронавт НАСА Скотт Тингл и астронавт ДжАКСА Норишиге Канаи. В составе дублирующего экипажа – космонавт Роскосмоса Сергей Прокопьев (http://www.gctc.ru/main.php?id=201), астронавт ЕКА Александр Герст и астронавт НАСА Джанетт Эппс. Старт ТПК «Союз МС-07» запланирован на 17 декабря 2017 года.
Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК
Часть 4. Подъём! Моя дорога в Космос | МемоКлуб.ру (memoclub.ru) (https://memoclub.ru/2020/08/chast-4-podyom-moya-doroga-v-kosmos/?ysclid=lfx4f0vg2x35155304)
Оглавление4.1. ТДК-7К. "Союз"
4.2. К цифровым тренажёрам
4.3. ТДК-Ф91. Облёт Луны
4.4. ТДК-Ф81. На Луну
Часть 4. Подъём! Моя дорога в Космос | МемоКлуб.ру (memoclub.ru) (https://memoclub.ru/2020/08/chast-4-podyom-moya-doroga-v-kosmos/?ysclid=lfx4f0vg2x35155304)
В первый пилотируемый полёт после гибели космонавта Владимира Комарова Госкомиссия утвердила Георгия Берегового. Предстояло лететь, в одиночку, на корабле "Союз-3". В качестве важнейшей ставилась задача стыковки с беспилотным кораблём "Союз-2", совершавшим полёт в автоматическом режиме.
На комплексном тренажёре и на специализированном тренажёре стыковки космонавт уверенно, на отлично выполнил всю программу полёта.После старта 26 октября 1968 года и выхода на орбиту корабли оказались в благоприятном взаимном расположении. Все ждали успешной стыковки. И вдруг Береговой сообщает по связи: «Стыковка не состоялась».
Программа полёта оказалась скомканной. Посадка на Землю прошла успешно.
Доклад Берегового Госкомиссии после посадки корабля о несостоявшейся стыковке 26 октября 1968 года:
«Сближение кораблей от 11 километров до 200 метров проходило нормально. В 200 метрах от "Союза-2" я стал управлять причаливанием вручную. Корабли сблизились до 30-40 метров, и в этот момент я ясно увидел, что огни "Союза-2" образуют трапецию, и я никак не могу загнать их на одну линию. Я понял, что стыковки не будет, и решил "зависнуть" и ждать рассвета.
Как только вышел из тени, увидел корабль "Союз-2" на удалении 30-40 метров, курсы кораблей расходились на 30 градусов, по крену тот корабль сориентирован с ошибкой около 180 градусов. Я сделал попытку приблизиться к "Союзу-2", но при дальнейшем сближении курсы кораблей расходились ещё больше. Пытался с помощью системы двигателей ориентации ДО-1 в течение трёх минут выправить крен, но понял, что продолжать сближение опасно. Давление в системе двигателей причаливания и ориентации ДПО было 110 атмосфер, а по инструкции я обязан выключить систему, если оно снизилось до 135.Решил при полёте к территории СССР получить консультацию командного пункта и заснять корабль "Союз-2". Когда я отстегнулся и полез за фотоаппаратом, то ремнями или ногой задел за ручку управления. Я заметил, что ручка управления включена на расход горючего, когда более 30 килограммов горючего было уже израсходовано».
Мой авторский, несколько эмоциональный комментарий:
Боже мой, какая профнепригодность! Кто и чему его учил на нашем лучшем в мире тренажёре?! Таких людей нельзя подпускать и близко. «Ручка управления включена на расход горючего» – нет такого понятия ни в космонавтике, ни в природе. При отклонении ручки управления двигатель ДПО включается и через несколько секунд автоматически отключается, так задумано. Получается, ложное утверждение Берегового?
По моему мнению, 30 кг топлива было израсходовано либо в результате многократных отклонений ручки и многократных же включений двигателей, либо, скорее всего, при длительно включённом, аварийном состоянии двигателя, так называемом "залипании" его. На это всегда, обязательно обращается внимание на тренировках.
Кстати, интересно, а куда смотрел Центр управления полётами?! – Допустил расход аж 30 кг топлива.
Добавлю, Борис Волынов мне рассказывал, что на комплексных тренировках Шаталов и он получили отличные оценки, Береговой получил "уд". Их отправили на Байконур, а его начали натаскивать. Через несколько дней он получил оценку "хорошо" и его привезли на космодром. Несмотря на такую, мягко говоря, плохую подготовку его назначили первым, а Шаталова и Волынова его дублерами. Результат не заставил себя долго ждать.
Несколько оправдать неудачу Берегового можно было тем, что стыковка была назначена сразу после выведения на орбиту, когда вестибулярный аппарат как раз и начинает давать ложные показания, вызывать тошноту, появляется иллюзия перевернутости и падения. И к этому Береговой не был подготовлен.
А вообще интересно: Береговой не смог состыковаться - стал начальником ЦПК, Шаталов не смог состыковаться с Салютом - стал помощником главкома ВВС по космосу и тоже начальником ЦПК, Циблиев... Тенденция однако )))
Цитата: Капитан от 03.04.2023 14:05:10А вообще интересно: Береговой не смог состыковаться - стал начальником ЦПК, Шаталов не смог состыковаться с Салютом - стал помощником главкома ВВС по космосу и тоже начальником ЦПК, Циблиев...
В книге К.П. Феоктистова этому феномену дано совершенно конкретное объяснение. Преданность и исполнительность человека, провалившего важное задание. "Чайка" вон до сих пор отрабатывает системе.
В родственной теме есть интересные посты про тренажеры ЛИИ и ЦПК:
https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=1643.msg2548847#msg2548847
https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=1643.msg2548877#msg2548877
https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=1643.msg2548897#msg2548897
https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=1643.msg2548927#msg2548927
Цитата: Капитан от 03.04.2023 14:05:10Шаталов не смог состыковаться с Салютом
Союз-10 прекрасно состыковался. Авария стыковочного узла была вызвана схемотехнической ошибкой. И, возможно, это спасло жизнь экипажу.
Это тренажер в ЦПК.
Не уверен, что в ЦПК. По всем моим данным тренажер "Востока" 3КА был в ЛИИ. Именно там по нему сдавали экзамены. Гагарин в тренажере точно в ЛИИ. Вряд ли этот тренажер перенесли потом в только строящийся ЦПК.
Подполковника Гагарин получил в июне 1962 года, полковника - в ноябре 1963го. Официально днем основания ЦПК считается 11 января 1960 г. Мог ли этот снимок был сделан в ЦПК? Вполне мог. Впрочем, я не настаиваю.
А что Гагарину-подполковнику делать в тренажоре? Вроде он ни разу дублёром не был...
Фотографироваться ОКОЛО тренажера. ;D Зам нач ЦПК и нач отдела по ЛКП он стал в декабре 1963го
Был ли он подполковником на втором фото - я не знаю. Может это фото, когда он был дублером (а он им был) Комарова на Союзе. Визуально определить не тренажер ли это Союза на 2м фото лично я не могу.
ЦитироватьВ сентябре 1965 г. - апреле 1967 г. Юрий Гагарин проходил подготовку к полету на первом пилотируемом корабле "Союз" в составе второго экипажа, был дублером Владимира Комарова. После гибели Комарова 24 апреля 1967 г. при возвращении на "Союзе-1" кандидатура Гагарина больше не рассматривалась для дальнейших полетов в космос.
https://tass.ru/encyclopedia/person/gagarin-yuriy-alekseevich
А не Терешкова ли на втором фото (задумчиво)?
Цитата: спец от 05.05.2023 14:09:45А не Терешкова ли на втором фото (задумчиво)?
и мне так кажется (и левая бровь без шрама)
Цитата: спец от 05.05.2023 14:02:41Был ли он подполковником на втором фото - я не знаю.
Он тут моложе выглядит.
Цитата: спец от 05.05.2023 14:02:41Визуально определить не тренажер ли это Союза на 2м фото лично я не могу.
Катапульта - только на Востоке, даже Восход уже нет. А на тренажорах Союза вход вместо парашута - и не по центру, их два контейнера
Цитата: AB57 от 05.05.2023 14:18:25и мне так кажется (и левая бровь без шрама)
А как ты там левую разглядел?
И все-таки я склоняюсь к Терешковой. и таки да, это не Союз.
Но суть-то не в этом. А в том - тренажеры ли это в ЦПК, или тренажеры в ЛИИ? Я, к своему стыду не знаю, когда в ЦПК появился первый тренажер. Наверное, это была какая-нибудь "Волга"? Если кто-то обладает точной информацией - просветите, плиз.
Цитата: спец от 05.05.2023 14:51:08Я, к своему стыду не знаю, когда в ЦПК появился первый тренажер. Наверное, это была какая-нибудь "Волга"? Если кто-то обладает точной информацией - просветите, плиз.
В мае 1961 года. Был сделан на базе 3КА №2.
Спасибо большое, Игорь.
Цитирую из одного источника (брошюры). Возможно, это уже есть на форуме.
ЦитироватьВ процессе подготовки к первому космическому полету из-зза отсутствия достаточной тренажной базы возникли трудности с формированием у космонавтов необходимых профессиональных качеств управлением космическим кораблем (КК) Техническая и теоретическвя подготовка первоначально проходила в ОКБ-1 и на заводе N88, где велась разработка и изготовление кораблей серии ЗКА. Здесь кандидаты в космонавты знакомились с КД и конструкцией КК "Восток". Инженеры-проектанты ОКБ-1 вместе с первой группой кандидатов составили "Инструкцию космонавту", которая представляла собой руководство к действиям космонавта к действиям на всех этапах полета.
Завершающий этаа подготовки к первому полету проходил в ЛИИ имени М.М.Громова. В одной из лаборатормй ЛИИ под руководством С.Г.Даревского был создан моделирующий стенд. На котором разрабатывалась система индикации, сигнализации и ручного управления (" Пульт пилота") КК "Восток". На стенде в контур управления кораблем через систему отображения информации включался человек-оператор. По существу это был прообраз космического тренажера. По инициативе Н.П.Каманина осенью 1960 года этот моделирующий стенд после включения в его состав полноразмерного макета КК "Восток" был превращен в стенд-тренажер, получивший название "ТДК-1". На этом тренажере использовались ппимитивнвя имитация визуальнрй обстановки и частично моделировались динамические операции управления кораблем.
Подготовка ко всем последующим полетам на КК "Восток (" "Восток-2"-"Восток-6") осуществлялась уже в Центре подготовки косионавтов, где к тому времени были созданы соответствующие подразделения и разработан тренажер "ТДК-2" (1961 г.), аналогичный тренажеру "ТДК-1".
Таким образом, первым тренажером ЦПК можно считать ТДК-2, май 1961 года.
"Одна из лабораторий ЛИИ" - это лаборатория N47, на базе которой позже был создан всем известный НИИАО, один (но не единственный) разработчик тренажеров ЦПК.
Исходя из всего вышеприведенного (в том числе и хронологии воинских званий Гагарина) я, скорее, не соглашусь с Капитаном (при всем к нему уважении) и соглашусь с Сергеем Хисамовичем - на фото тренажеры ЦПК.
Про Ермаки стоит писать?
Цитата: спец от 05.05.2023 20:35:40Про Ермаки стоит писать?
А что это? Макеты в гидролаборатории?
Не, названия тренажеров. ;D
Цитата: спец от 06.05.2023 08:57:36Не, названия тренажеров. ;D
Любопытно, что это за названия.
"Ермак-35" - тренажерный комплекс для подготовки по программе "Буран", 1988 год.
"Ермак-27" - тренажерный комплекс по программе ОК "Мир", 1986 год.
Тут, на сайте ЦТиПП, можно об этом почитать подробнее. Как и о тренажерах "Бивни" и "Беладонна".
http://simct.ru/story/
Цитата: спец от 06.05.2023 16:56:38Как и о тренажерах "Бивни"
Интересно, этимология отсюда?
ЦитироватьЕсли командную рубку можно сравнить с открытым сверху и спереди яйцеобразным кузовом типа «кабриолет», то с пилотажной дело обстоит иначе. Белое пятно задней стенки и две выходящие из нее матово-белые длинные полосы... Вот и все. Две широкие лыжи, просто выдвинутые из носового конца корабля наружу, в звездный простор.
...
Единственное, на чем здесь мог остановиться подавленный звездной безбрежностью взгляд, — это два спаренных ложемента для первого и второго пилотов — два металлических паука, словно застывших перед прыжком в бездну на самых кончиках «лыж», поджав под себя телескопические лапы амортизаторов. Во время хода крейсерской скоростью ложементы пустуют — все управление полетом сосредоточено в командной, ходовой и навигационной рубках, но во время маневров сюда приходят работать пилоты, и подлокотники ложементов ощетиниваются рукоятками маневровочной тяги. И хотя существенная часть работы доверяется приборам, эти вахты бывают порой затяжными и напряженными, — пилоты их называют «ходом на бивнях». Да, иллюзорная картина, представляющаяся мне в «лыжном» варианте, хозяевами рубки воспринималась в ином ассоциативном ракурсе. Им было занятно, знаете ли, воображать себе свой рабочий процесс, как езду верхом на бивнях слона-корабля, нацеленных в звездную перспективу.
Честно говоря, не в курсе, почему именно бивни. (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/Smileys/fugue/wink.png)
Как и почему "Беладонна", как и почему "Ермак". Затрудняюсь ответить по какой причине ЦТиПП (в те времена ОКТБ "Орбита) дали именно такие названия.
Между прочим, легендарный и заслуженный тренажер.
ЦитироватьСтарт в космическом тренажеростроении предприятия был успешным. Его первенец – тренажер «Бивни», по словам летчика-космонавта СССР Алексея Леонова, летчиков-космонавтов СССР Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, был лучшим тренажером для стыковки транспортного корабля «Союз» с орбитальной космической станцией.
Он подтвердил эту высокую оценку, обеспечив успешную подготовку экипажа космонавтов Джанибекова и Савиных для стыковки космического корабля «Союз-13» с «мертвой», «некооперируемой» станицей «Салют-7» в 1985 году во время экспедиции по спасению этой станции. Именно после блестящей стыковки космического корабля «Союз-13» со станцией «Салют-7», выполненной Владимиром Александровичем Джанибековым, он передал из Космоса: «Спасибо «Бивням»!». «Это была космическая оценка работы нашего коллектива!», — говорит Валентин Шукшунов.
В 1987 году группе специалистов ОКТБ «Орбита» (Потоцкий С.И., Горепекин А.В., Радченко В.М., Федоров М.А., Прохоров Ю.Е.), ЦПК имени Ю.А. Гагарина и РКК «Энергия» была присуждена Государственная премия СССР в области науки и техники за разработку и создание тренажера «Бивни».
https://novocherkassk-gorod.ru/na_article/71322/
Для господина Красильникова (раз уж он инициатор темы)
ТДК7-СТ3, ТДК-7СТ4 являются комплексными тренажерами, ТДК7СТ5 им не является. Просто для информации.
А "Бивни" это не аббревиатура?
Вполне возможно, но лично я не могу это подтвердить.