Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: Бродяга от 01.12.2009 01:50:09

Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Бродяга от 01.12.2009 01:50:09
В ходе обсуждения "тросовых систем разных", прикинул площадь троса.

 Трос диаметром 1 мм при длине 100 километров будет иметь площадь 100 квадратных метров и массу ~200 килограммов.

 Интересно, можно его использовать как "теплозащиту", например, при возвращении с Луны "мазнуть" по атмосфере не самим кораблём, а этим тросом? :)
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: ITop от 01.12.2009 13:52:02
А смысл ? Получим вращательный момент. Трос сгорит без толку.
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Бродяга от 01.12.2009 14:54:54
ЦитироватьА смысл ? Получим вращательный момент. Трос сгорит без толку.
В какую сторону? ;)
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Salo от 01.12.2009 15:23:05
Вы собираетесь таким путём снизить скорость КА?
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: ITop от 01.12.2009 17:06:12
Цитировать
ЦитироватьА смысл ? Получим вращательный момент. Трос сгорит без толку.
В какую сторону? ;)

В сторону Земли. Да ещё и войдёт под опасным углом. Всё равно что взять и шмякнуть об землю.  :wink:
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Бродяга от 01.12.2009 20:00:02
ЦитироватьВы собираетесь таким путём снизить скорость КА?
Разумеется, или вы считаете, что она возрастёт? ;)
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Бродяга от 01.12.2009 20:03:25
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьА смысл ? Получим вращательный момент. Трос сгорит без толку.
В какую сторону? ;)
В сторону Земли. Да ещё и войдёт под опасным углом. Всё равно что взять и шмякнуть об землю.  :wink:
Не понял, что значит "вращательный момент в сторону Земли"? :)

 Относительно угла входа, именно за тем, чтобы увеличить коридор входа и надо предварительно тормозить.
 Собственно задачей является перевести аппарат на орбиту Земли и спуск осуществлять уже с неё. :)
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: fon Butterfly от 01.12.2009 23:38:50
ЦитироватьНе понял, что значит "вращательный момент в сторону Земли"?
Очень вкратце - вот такой кульбит:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/80528.svg)
Есть за свисающий трос снизу трение "подтянет", аппарат нырнёт в атмосферу резко... Его крутанёт, как танк, затормозивший одну гусеницу...

Тем более, что лёгкий трос не повиснет вниз, а (при наличии хоть чуть-чуть заметной атмосферы) вытянется за кораблём.
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Бродяга от 01.12.2009 22:50:52
Да, только если трос начнёт тормозить, у него увеличится орбитальная скорость и он начнёт уходить вперёд. ;)
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Salo от 01.12.2009 23:11:01
Поначалу, да. Но Вы же его хотите ввести в атмосферу?
http://www.youtube.com/watch?v=7IN7mdU_QU4
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=7019&postdays=0&postorder=asc&start=0
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Бродяга от 01.12.2009 23:33:37
ЦитироватьПоначалу, да. Но Вы же его хотите ввести в атмосферу?
http://www.youtube.com/watch?v=7IN7mdU_QU4
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=7019&postdays=0&postorder=asc&start=0
А вот это и есть самое интересное. :)

 Вероятно можно травить трос так, что он будет висеть в примерно постоянном положении. ;)
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Salo от 02.12.2009 00:38:17
Ага, при движении со второй космической скоростью. :roll:
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Бродяга от 02.12.2009 00:43:42
ЦитироватьАга, при движении со второй космической скоростью. :roll:
И что таки вас смутило во второй космической скорости? ;)
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Salo от 02.12.2009 00:52:19
ЦитироватьОчень вкратце - вот такой кульбит:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/80528.svg)
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Бродяга от 02.12.2009 01:07:23
Я это видел, уже. :)

 Трос начинает сносить назад, мы его отпускаем ниже и конце троса с каким-нибудь небольшим противовесом уходит опять вперёд.
 Как на приведённом вами ролике. ;)
 http://www.youtube.com/watch?v=7IN7mdU_QU4
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Salo от 02.12.2009 01:17:44
На приведённом мною ролике всё происходит в вакууме. :P
При появлении аэродинамического воздействия на нижнем конце троса всё случится именно так, как показано на картинке.
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Бродяга от 02.12.2009 01:25:55
ЦитироватьНа приведённом мною ролике всё происходит в вакууме. :P
При появлении аэродинамического воздействия на нижнем конце троса всё случится именно так, как показано на картинке.
Это с какой это стати? ;)

 На конце троса висит такой вот противовесик, который тормозится тросом, соответственно он стремится уйти вниз, чем более тормозится, тем более вниз уходит. :)

 Чем более эта фиговина будет тормозить, тем больше её будет утаскивать вниз и вперёд.
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: fon Butterfly от 02.12.2009 06:34:51
В любом случае - подразумевается, что КА выше и впереди троса. Тогда сила, действующая со стороны троса на КА - разлагается на две составляющие: направленную назад и направленную вниз. Направленная вниз составляющая вызовет переход аппарата на более низкую орбиту, и увеличение орбитальной скорости. не знаю. как торможение и ускорение соотностятся, но понижение орбиты вызовет погружение конструкции в более плотные слои тмосферы, что приведёт к увеличению действия троса на КА. Больше сила - больше просадка - больше сила.... ПОС налицо. КА весьма быстро "провалится" и сгорит к матери...

Да и, попросту, сила торможения заведомо нецентральна, значит, конструкцию завертит.
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: gans3 от 02.12.2009 07:21:19
ЦитироватьВ любом случае - подразумевается, что КА выше и впереди троса. Тогда сила, действующая со стороны троса на КА - разлагается на две составляющие: направленную назад и направленную вниз. Направленная вниз составляющая вызовет переход аппарата на более низкую орбиту, и увеличение орбитальной скорости. не знаю. как торможение и ускорение соотностятся, но понижение орбиты вызовет погружение конструкции в более плотные слои тмосферы, что приведёт к увеличению действия троса на КА. Больше сила - больше просадка - больше сила.... ПОС налицо. КА весьма быстро "провалится" и сгорит к матери...

Да и, попросту, сила торможения заведомо нецентральна, значит, конструкцию завертит.

Нечитание "Механики космических полетов в элементарном изложении" в острой форме 8). И похоже еще школьной механики.
У нас рассматривается движение троса, а не балки, поэтому никакого момента вращательного не может быть. Если трос затормозится до такой степени, что займет нарисованное положение, то тело будет просто опускатся под действеием силы приложенной под углом к действию силы тяжести. Или Вы думаете, что сила тяжести на спутник не действует?
 Для орбитальных маневров надо рассматривать весь аппарат в целом и скорость движения его центра масс.
Как показано на ролике с "Фотоном" - спутник будет расположен на орбите тросом ВПЕРЕД, а не назад, потому, что скорость нижнего конца увеличивается, а самого спутника уменьшается и он немного поднимает свою орбиту. Торможение об атмосферу поднимет всю ситему выше на орбите Воздух просто вызовет эффект удлинения троса сверх его реальной длины.
То есть трос и атмосфера ПОДНИМУТ орбиту спутника, а не спустят его в атмосферу. Груз на нижнем конце действительно в атмосфере потеряет часть скорости и меньше нагреется, чем свободно сброшенный. В этом и состояла суть тросового эксперимента "Фотона".
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Salo от 02.12.2009 09:21:42
В эксперименте YES-2 длина троса составляла 30 км. Поэтому ни о каком аэродинамическом торможении речь не шла. Фотино переходил на более низкую орбиту в момент расцепки, а Фотон соответственно приподнимался.
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Salo от 02.12.2009 09:29:40
Кстати все эти рассуждения верны для замкнутых орбит (круговых и эллиптических). В нашем случае аппарат движется со второй космической скоростью и по параболе.
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Бродяга от 02.12.2009 11:00:57
Цитировать...
То есть трос и атмосфера ПОДНИМУТ орбиту спутника, а не спустят его в атмосферу. Груз на нижнем конце действительно в атмосфере потеряет часть скорости и меньше нагреется, чем свободно сброшенный. В этом и состояла суть тросового эксперимента "Фотона".
Если вы сами хорошенько подумаете, то поймёте, что торможение тросом поднять орбиту не может ну никак, оно что, ему дополнительную энергию сообщит? ;)
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Бродяга от 02.12.2009 11:02:10
ЦитироватьКстати все эти рассуждения верны для замкнутых орбит (круговых и эллиптических). В нашем случае аппарат движется со второй космической скоростью и по параболе.
Никакой разницы, парабола это частный случай элиптической орбиты, "бесконечно вытянутой", тем более, что здесь даже и не "бесконечно", а до Луны. :)
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Бродяга от 02.12.2009 11:03:55
ЦитироватьВ эксперименте YES-2 длина троса составляла 30 км. Поэтому ни о каком аэродинамическом торможении речь не шла. Фотино переходил на более низкую орбиту в момент расцепки, а Фотон соответственно приподнимался.
Это в начале процесса так было. :)
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Бродяга от 02.12.2009 11:06:40
ЦитироватьВ любом случае - подразумевается, что КА выше и впереди троса. Тогда сила, действующая со стороны троса на КА - разлагается на две составляющие: направленную назад и направленную вниз. Направленная вниз составляющая вызовет переход аппарата на более низкую орбиту, и увеличение орбитальной скорости. не знаю. как торможение и ускорение соотностятся, но понижение орбиты вызовет погружение конструкции в более плотные слои тмосферы, что приведёт к увеличению действия троса на КА. Больше сила - больше просадка - больше сила.... ПОС налицо. КА весьма быстро "провалится" и сгорит к матери...
Ага, мы на высоте километров 200 начнём тормозить тросом, когда аппарат потеряет достаточно скорости, мы его отпустим. :)
ЦитироватьДа и, попросту, сила торможения заведомо нецентральна, значит, конструкцию завертит.
Трос не создаёт усилия перпендекулярного сечению. :)
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Salo от 02.12.2009 11:25:58
А это и ненужно для создания вращательного момента.
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Бродяга от 02.12.2009 11:49:12
ЦитироватьА это и ненужно для создания вращательного момента.
Не нужно, трос приобретёт вращательный момент и без этого. :)
 "Собственно трос". ;) :D
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Salo от 02.12.2009 11:55:20
А третий закон Ньютона пока никто не отменял.
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Бродяга от 02.12.2009 12:01:58
ЦитироватьА третий закон Ньютона пока никто не отменял.
Вай, не отменял же, вот какая гадость-то. :D
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Бродяга от 02.12.2009 14:38:45
Так, чтобы было существенное усилие на тросе надо его опускать до высоты километров 50—70...
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Monoceros от 02.12.2009 15:45:03
ЦитироватьИнтересно, можно его использовать как "теплозащиту", например, при возвращении с Луны "мазнуть" по атмосфере не самим кораблём, а этим тросом? :)
Тоже самое как ехать по берегу на телеге забросив в речку трос. Конечно нельзя, бред.
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Бродяга от 02.12.2009 19:58:47
Цитировать
ЦитироватьИнтересно, можно его использовать как "теплозащиту", например, при возвращении с Луны "мазнуть" по атмосфере не самим кораблём, а этим тросом? :)
Тоже самое как ехать по берегу на телеге забросив в речку трос. Конечно нельзя, бред.
Отличное сравнение. ;)

 Есть, например, такое приспособление как плавучий якорь[/size] (http://slovari.yandex.ru/dict/gl_natural/article/3002/300_2687.HTM)
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Salo от 04.12.2009 01:03:25
ЦитироватьТак, чтобы было существенное усилие на тросе надо его опускать до высоты километров 50—70...
И сделать стойким к воздействию плазмы. :roll:
Название: Тросовая "теплозащита".
Отправлено: Бродяга от 04.12.2009 01:10:17
Цитировать
ЦитироватьТак, чтобы было существенное усилие на тросе надо его опускать до высоты километров 50—70...
И сделать стойким к воздействию плазмы. :roll:
Я вам "открою америку" сказав, что трос из углеродного волокна и есть "этот самый стойкий к плазме". :)
 Кроме того, он имеет большую удельную поверхность, что делает его "самого для себя" радиационной теплозащитой. :)

 Разумеется, нужны реальные тесты, если пробовать это использовать, но исходно "всё логично". :)