Мои студенческие будни омрачили заданием на курсовую работу по след. теме: "Техническое предложение на технический и стартовый комплесы наземного оборудования ракетного комплекса для РН Ангара-5". С кафедры была изъята работа предыдущего года,и там молодой человек вносил тех.предложения на старт с СК "Протон". Работа интересная,довольно обширная, выполненная под руководством Бармина. Других работ на кафедре не обнаружилось.
Что делать..Где взять идею..Рассматривать тот же протон не хочется,душа жаждет творчества.
Научный руководитель предоставил мне полную свободу действий и тонко намекнул,что особых подвигов от меня никто не ждет. Меня же это еще больше подстегнуло для новых исследований.
На сайте Хруничева упомянули,что "прорабатывается также возможность запусков с альтернативных приэкваториальных космодромов".Будучи существом довольно наивным,позвонила в КБ,где мне быстро и ясно дали понять что никакой дополнительной инфо по ангаре мне не светит..
Дальше в воздухе промелькнула идея по предложению о замене компонентов топлива. Но тут тоже много смущающих меня моментов, как то: изменения объема баков,глобальные изменения в системе термостатирования,etc.
Вобщем,други,нуждаюсь в совете..
А что тут думать ;-) Рассматривай Морской Старт той же самой Ангары, на базе нефтяной платформы, или танкера какого. Практически, Ангара - РН всего на треть тяжелее Зенита, и во многом похожа. Может быть, можно ее запускать со старта Зенита - замечу, в Плесецке СК Ангары должны строить на основе стартового стола именно Зенита.
А для другой РН
"Техническое предложение на технический и стартовый комплесы наземного оборудования ракетного комплекса для РН "
нельзя ли предложить
Например Для моей Ракеты М25-511, нужен старт-комплекс, причём в нескольких вариантах - наземный, морской, горный, воздушный.
И всё это должно быть унифицированно и упрощено для серийного производства.
И работа по теме светит в конце концов!
А возможно и денег подкину?
Интересно :) какой бы был математически идеальный наземный СК... Установка, заправка, пуск, без не-необходимых функций.
ЦитироватьИнтересно :) какой бы был математически идеальный наземный СК... Установка, заправка, пуск, без не-необходимых функций.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/637.jpg)
:)
ЦитироватьЦитироватьИнтересно :) какой бы был математически идеальный наземный СК... Установка, заправка, пуск, без не-необходимых функций.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/637.jpg)
:)
Класс! :D :D :D
...на 400+ тонн стартовой массы :) .
P.S. Тополя хороши, да :) .
Посмотри старт из контейнера - шахты , буксируемой по морю горизонтально и в месте старта притапливаемый вертикально.
ЦитироватьПосмотри старт из контейнера - шахты , буксируемой по морю горизонтально и в месте старта притапливаемый вертикально.
Ангару-5??? Пакетная схема, жидкий кислород?
Техническое предложение - Хоть Один Летучий УРМ покажите, а?
;) :D
Вот Техническое Предложение!
Допустим "Байкал" Стал Реальностью. ;)
Оно вроде 100 тонн весит? - приделываем сбоку вторую ступень (тоже многоразовую) и "рутанообразный корабль".
Да, разумеется, делаем "портативный старт" - Как Учил Старый!
Автомобиль, на нём ракета, на другой заправочный комплекс.
Выезжаем на удалённую площадку и там заправляемся.
;) :)
Ну, если уж на то пошло - то не сбоку, а сверху. ПН для Ангары - Байкала 1.2 заявлена в 2 тонны. Применив водород, можно ее увеличить до 4 тонн. если водород использовать в многоразовом челноке... ммм... ну, не знаю, IMHO от 1 до 2 тонн можно вывести. Собственно... скорость разделения Байкала и второй ступени равна той же скорости у Спирали. То есть ПН будет пропорциональна стартовому весу. Стартовый вес Спирали - 60 тонн, при этом на орбиту приходит примерно 10 тонн - 8 тонн челнока и 2 тонны ПН. На Байкал можно повесить примерно 30 тонн - это даст 5 тонн на орбите, включая саму ступень. Впритык, но 2-х местный челнок 'влезет'.
Зачем буксируемая?
Корабль - катамаран. Между корпусами ракета в поворотном контейнере с баластной цистерной на днище. Ракета готовиться, заправляется, утапливается до вертикали и пуск. Чапаем от Владивостока до экватора и обратно.
В качестве корабля используем 2 сваренных конверсионных АПЛ - ракетоносца. :D
ЦитироватьНу, если уж на то пошло - то не сбоку, а сверху. ПН для Ангары - Байкала 1.2 заявлена в 2 тонны. Применив водород, можно ее увеличить до 4 тонн. если водород использовать в многоразовом челноке... ммм... ну, не знаю, IMHO от 1 до 2 тонн можно вывести. Собственно... скорость разделения Байкала и второй ступени равна той же скорости у Спирали. То есть ПН будет пропорциональна стартовому весу. Стартовый вес Спирали - 60 тонн, при этом на орбиту приходит примерно 10 тонн - 8 тонн челнока и 2 тонны ПН. На Байкал можно повесить примерно 30 тонн - это даст 5 тонн на орбите, включая саму ступень. Впритык, но 2-х местный челнок 'влезет'.
Сверху - "длинное оно получится", неудобно, если рассматривать автомобильный вариант.
Кроме того, можно запустить вторую ступень ещё при работающей первой, что упростит её.
С водородом не стал бы возиться, вся идея в портативности.
Идеально вообще использовать что-то вроде пары керосин - азотная кислота, вот есть пара керосин - азотный тетроксид, вроде у неё УИ выше, чем у пары гептил - азотный тетроксид.
У нас есть передвижной комплекс, он выезжает на площадку, где вообще ничего нет кроме "пустого места".
Один автомобиль везёт стартовую платформу с пустой ракетой, пара автомобилей - заправочные.
На керосине оно получится 'условно мобильным' ;-). Вес платформы Тополя - под 90 тонн, AFAIK, и это - предел для движения по мостам. Допустим, у нас есть ракетовоз, плюс два заправщика - это 150-200 тонн веса РН. Но этого ВСЕ РАВНО мало. На керосине - такая РН выведет на орбиту примерно 4-5 тонн. А вот на водороде - уже другое дело ;-)). На водороде можно туда вытащить аналог Союза.
Да, кто сказал, что оно получится длинным? Не, оно получится толстым - считай, водородная ступень Онеги (3 КВД-1М, 30 тонн веса) на одном Байкале.
Если же рассматривать паралельную работу двигателей - так это надо брать два Байкала, и между ними - ступень на одном РД-0120. В общем, восьмушка Энергии.
ЦитироватьНа керосине оно получится 'условно мобильным' ;-). Вес платформы Тополя - под 90 тонн, AFAIK, и это - предел для движения по мостам. Допустим, у нас есть ракетовоз, плюс два заправщика - это 150-200 тонн веса РН. Но этого ВСЕ РАВНО мало. На керосине - такая РН выведет на орбиту примерно 4-5 тонн. А вот на водороде - уже другое дело ;-)). На водороде можно туда вытащить аналог Союза.
Да, кто сказал, что оно получится длинным? Не, оно получится толстым - считай, водородная ступень Онеги (3 КВД-1М, 30 тонн веса) на одном Байкале.
Если же рассматривать паралельную работу двигателей - так это надо брать два Байкала, и между ними - ступень на одном РД-0120. В общем, восьмушка Энергии.
Ага, где-то 160 тонн и примерно 4 тонны на орбите, может несколько больше.
ПН будет интегрированная с КК третья ступень - Русский Рутанообразный Корабль на 3 человека. :)
Тополь возят вместе с ракетой, потому 90 тонн, а тут при стартовой массе 160 тонн будет тонн 30, поменьше чем Тополь.
Делается для начала эта "туристическая система", а потом она может и "подрабатывать сателлитами".
:)
ЦитироватьЦитироватьПосмотри старт из контейнера - шахты , буксируемой по морю горизонтально и в месте старта притапливаемый вертикально.
Ангару-5??? Пакетная схема, жидкий кислород?
Это лишь выбор диаметра контейнера. Кислород на заправочном танкере в термоизолированных танках или прямо плавучий завод, хотя это дороже. Не исключено, что контейнер может быть одноразовым, те относительно дешевым. Покрайней мере проекты мини подлодок с одной ракетой и вертикальным пуском прорабатывались.
ЦитироватьПокрайней мере проекты мини подлодок с одной ракетой и вертикальным пуском прорабатывались.
Подводная лодка... Шахта... Ракета на твёрдом или долгохранимом топливе. Диаметр точно по диаметру шахты с уплотнением. Выталкивание сжатым газом или газами двигателя.
А тут пакет и кислород. Сложновито будет и дорого. Дипломная комиссия не поймёт.
Да уж. Как минимум придется предусматривать газоотводный лоток в составе контейнера. Хотя, в принципе, это в чем-то даже плюс - сначала запускаем движки, потом перекрываем лоток - и ракету выносит избыточным давлением.
Но вообще-то я имел в виду 'класссический' морской старт - то есть плавучую пусковую.
2Бродяга. Все так, да, не 70 тонн ракеты, а 35-40. Но после заправки - это будет уже все 150, а то и 200. То есть этот ракетовоз должен на себе нести усиленную втрое пусковую ферму. Потом, жидкостная ракета - штука хрупкая, ей нужно место для отвода газового потока - то есть стартовая платформа установщика должна быть поднята над поверхностью.
Смотря на все эти сложности, мне все более и более привлекательной представляется идея воздущного старта с спины самолета-носителя в вертикальном полете. То есть РН включает движки на минимум тяги, самолет совершает маневр 'горки' с вертикальной частью, отделяет РН, ОБГОНЯЕТ ее, и уходит в сторону. И вот тогда - РН включает движок на полную мощность.
В принципе, такую схему можно попробовать на Миг-29/25/31 или Су-27/33 с ракетой от комплекса С-125, вместо штатной БЧ снабженной вакуумной ракетной ступенью с задержкой включения. Какая там у нее ХС? ;-)
ЦитироватьДа уж. Как минимум придется предусматривать газоотводный лоток в составе контейнера. Хотя, в принципе, это в чем-то даже плюс - сначала запускаем движки, потом перекрываем лоток - и ракету выносит избыточным давлением.
Между прочим хорошо отработанная конструкция в шахтных установках МБР. Разница лишь в диаметре шахты. Но прятать ее не надо, так что диаметр может быть и 10 -15м. Сам контейнер-шахта может быть изготовлен из железобетона с необходимыми отсеками для обслуживания и погружения. Железобетон дешевле нефтяной платформы. Проекты железобетонных подлодок и ударных кораблей-арсеналов (до 2 км длиной и 1000 пусковых шахт различного назначения) тоже прорабатвались.
ЦитироватьЦитироватьсначала запускаем движки, потом перекрываем лоток - и ракету выносит избыточным давлением.
Между прочим хорошо отработанная конструкция в шахтных установках МБР.
Это где это?
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьсначала запускаем движки, потом перекрываем лоток - и ракету выносит избыточным давлением.
Между прочим хорошо отработанная конструкция в шахтных установках МБР.
Это где это?
Я имею ввиду кольцевой газоотводящий канал по периметру шахты. Только обычно он открыт при старте.
hcube.
А зачем особо усиливать ферму? Мы ракету ставим вертикально, заправляем и запускаем. :)
Хрупкая - наддуем её во время транспортировки, а так она достаточно жесткая за счёт того же наддува.
Тополь как-то стартует, однако, и жидкостные ракеты с ПЛАРБ стартуют в "некомфортных условиях".
Да, есть простой вариант, берём ещё один автомобиль. Экскаватор. ;)
Он роет яму для отвода газов по месту.
:D
Уффф :) сколько экзотических предложений! неплохой повод для разгула фантазии.спасиб за комментарии!
Про морской старт- идея мне очень симпатичная,но вышестоящие органы забраковали,аргументировав всё неподходящими размерами существующих СК и вобще..блаблабла..инициативу мою никто не оценил.Сказали: "Деточка,ну зачем тебе это..рассмотри ангару5 с кврб и посочиняй на тему "как бы это всё красиво разместить". :(
не вдохновляют на креатив!! :cry:
Цитировать"Деточка..рассмотри ангару5 с кврб и посочиняй на тему "как бы это всё красиво разместить". :(
не вдохновляют на креатив!! :cry:
Уууу... Если с КВРБ то простор для манёвра сильно сужается... А без КВРБ вобщем то и Ангара ни к чему... Значит надо водород...
Во! Попробуй идею Бродяги - мобильный старт. Да еще и не для Ангары 1.1, а для Ангары-5 и Ангары-7. То есть есть некая площадка рядом с ЖД. На нее привозят 5 УРМ, и интегрированную головную часть. Потом часть поезда 'сходит' с ЖД и образует сборочно - пусковой агрегат - там, забуривается в землю, стыкуется.... и собирает РН - то есть сначала к главной сборочной ферме стыкуются центральный УРМ и интегрированная ГЧ, затем эта штука поднимается вертикально, и к ней подходят 'звездой' еще 4 установщика с боковыми УРМ -скажем, по соседним путям, затем центральная площадка поднимается на боковых установщиках над землей метров на 10, образуя газоотводные каналы... Ну, и наконец от осташихся в поезде вагонов система заправляется.
Прецендент, кстати, был - германская Дора. Несколько не то, но похоже. ;-)
Плюс такого трансформера в том, что можно создать на твердом грунте стартовый комплекс в любой точке планеты, лишь бы там ЖД была - то есть притащил этот эшелон куда-то в Кению - и все, готов космодром ;-)). Если еще снабдить поезд генераторами жидких газов... ;-)) Причем все 'железо' можно протестировать на заводе-изготовителе, и поставить прямо вместе с РН, в комплекте ;-))
hcube, звучит красиво..но ,мне кажется, при массе РКН более 700 тонн габариты пускового стола будут внущающими.даже самую ажурную конструкцию в вагон непросто поместить будет ..и при максимальном разбиении на отдельные элементы- сложно представить.
как по Карлсону: "как же такая большая тётя залезла в такой маленький телевизор?" :)
хотя честно признаюсь,у меня опыта мало,я с такими махинами в жизни не общалась,и на бумаге тоже первый раз подобное сочинять буду..
Вдруг и вправду клёвая штука может получиться!
Так не В вагон ;-) Эта конструкция и будет самим вагоном. Трансформер. ;-)) УРМ в нее загружают из вагона-хранилки непосредственно перед сборкой. То есть всего нужно - 5-6 штук вагонов для создания старта (это между прочим, 200 тонн металлоконструкций!), 6 вагонов для перевозки УРМ и интегрированного головного блока, и порядка 20 - для заправки - керосин, кислород, азот, гелий. Ну, еще пару электростанций на ТРД. Пункт космической связи - но они как раз подешевели - слинковался с ГСО спутником и знай себе обменивайся с ЦУПом. И все - это можно ЭКСПОРТИРОВАТЬ вместе с РН! Причем можно сделать и облегченный мобильный старт для одно-УРМной Ангары. Там нужен поезд поменьше - на 6-8 вагонов навскидку.
И никакой головной боли, что у нас китайцы Свободный оттяпают - космодром-то мобильный. Собрался и уехал, одни подъездные пути остались ;-))
Да, вот например как я вижу последовательность сборки такого мобильного старта для Ангары-3, -5 и -7 :
1) центральная платформа подходит на 'точку' - центр 50-метрового железобетонного круга полуметровой толщины с уложенной на нем ниткой рельсов
2) к ней подводят 2 боковых платформы вместе с установленными на них УРМ - спереди и сзади
3) она выдвигает лапы крепления боковых платформ, боковые платформы на них 'надеваются', центральная платформа их ПРИПОДНИМАЕТ и разворачивает на 90 градусов, так что платформы становится на плиту поперек полотна дороги
4) стыкуют 3й УРМ на его платформе
5) подводят платформу с состыкованными центральным УРМ и головной частью. Центральная платформа их принимает на выдвинутую телескопическую центральную ферму обслуживания и поднимает в вертикальное положение.
6) стыкуется 4й УРМ на его платформе
7) боковые платформы поднимают 4 боковых УРМ для стыковки с центральным.
8) боковые платформы сьезжаются и поднимают центральную платформу, после чего закрепляются на грунте - например выдвинув дополнительные опоры вне опор перемещения (гусеницы, жд тележки) или заглубив в отверстия в плите стыковочные штыри
9) заправка РН
10) отводим центральную ферму
11) запуск.
12) разбираем старт в обратной последовательности и едем обратно на хранение и проверку.
ЦитироватьТак не В вагон ;-) Эта конструкция и будет самим вагоном. Трансформер. ;-))
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/79922.jpg)
:)
Ну, не все так радужно... ;-))