Форум Новости Космонавтики

Прочие разделы => СТАРЫЕ ТЕМЫ ФОРУМА => Тема начата: X от 18.10.2004 16:26:22

Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: X от 18.10.2004 16:26:22
Код:  PLR/yDAILY/137289CB-2DB9-4500-B875-3ED1A2914C8D Государство:  Россия
Источник:  Коммерсантъ Регион:  Город Москва
Дата:  18.10.2004 Город:  Москва
Номер:  194-п Автор:  ИВАН САФРОНОВ
Страница:  15 Дата загрузки:  18.10.2004 07 ч.
 

 
 
Кризис "Энергии" перестал быть российским.  
 

 
Он вышел на мировой рынок

В конце прошлой недели международная компания Sea Launch объявила о том, что обнаружила причину сбоя во время запуска спутника Telstar 18, проведенного 29 июня, и готова возобновить коммерческие запуски. Однако пока ни один из немногочисленных заказчиков не подтвердил желания доверить запуск своих спутников Sea Launch.

Ъ Sеа Launch Company является международной: 40% ее акций принадлежит корпорации Boeing (США), 25% - Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени Королева (Россия), 20% - Kvaerner (Норвегия) и 15% - двум украинским предприятиям из Днепропетровска: КБ "Южное" имени Янгеля и ПО "Южмаш" имени Макарова.

29 июня американский телекоммуникационный спутник Telstar-18, стартовавший на ракете-носителе "Зенит-SSL" с пусковой установки Odissey морского космодрома Sea Launch в экваториальной части Тихого океана, оказался на нерасчетной орбите (,,Ъи писал об этом 30 июня). Виной тому стала неисправность третьей ступени носителя - производимого Ракетно-космической корпорацией "Энергия" разгонного блока ДМ-SL. Примечательно, что в опубликованном в конце прошлой недели пресс-релизе Sea Launch говорится лишь о том, что причина сбоя при запуске спутника Telstar-18 найдена и что компания готова к новым запускам. При этом сама причина не названа. Дать какой-либо комментарий в корпорации "Энергия" корреспонденту ,,Ъ" отказались. Однако ,,Ъ" стало известно, что причиной неудачного запуска послужил двигатель блока ДМ-SL, нештатно отработавший при втором включении. Он самопроизвольно выключился из-за имевшегося в нем производственно-технологического дефекта почти на одну минуту раньше положенного. В результате коммерческий спутник оказался на орбите высотой 21 623 км вместо 35 786 км, на которую аппарат был вынужден добираться с помощью своих бортовых двигателей, израсходовав более 2 т топлива и сократив тем самым срок своего активного существования на орбите на два-три года.

Разгонный блок ДМ-SL впервые подвел "Зенит-3SL" во время 14-го пуска носителя с морского космодрома, однако до этого блоки ДМ неоднократно отказывали при стартах на "Протонах" с Байконура (см. справку). Кстати, одни и те же отказы ДМ из-за производственно-технологических причин вынудили заказчиков коммерческих запусков на "Протоне" перейти на использование новейших блоков "Бриз-М", разработанных и выпускаемых Центром имени Хруничева. Так, в минувшую пятницу с Байконура на "Протоне-М", оснащенном разгонным блоком "Бриз-М", успешно стартовал очередной, четвертый в этом году коммерческий аппарат. Им стал американский телекоммуникационный спутник АМС-15. По словам замгендиректора Центра имени Хруничева Дениса Пивнюка, до конца 2004 года должен состояться еще один коммерческий старт со спутником АМС-12. Помимо этого на 2005 год уже имеется не менее пяти иностранных контрактов на коммерческие запуски аппаратов на "Протонах-М" с "Бризом-М", их маркетингом занимается российско-американская компания ILS. Сейчас она контролирует более 70% мирового рынка запусков геостационарных спутников.

О том, что "Бриз-М" пользуется доверием иностранных заказчиков, может свидетельствовать следующий факт. После аварии ДМ 26 ноября 2002 года при выводе на орбиту европейского телекоммуникационного спутника Astra-lK иностранцы перестали отправлять на ДМ на орбиту свои аппараты. Однако запуск в 2006 году дублера Astra-lK - аппарата Astra-lKR - доверили "Протону-М" с "Бризом-М".

Для более эффективного противостояния ILS летом 2003 года был создан пусковой альянс

Launch Services Alliance (LSA) в составе Boeing Launch System (США, маркетинговый оператор Sea Launch), Arianespace S.A (Западная Европа, производитель и маркетинговый оператор тяжелых ракет-носителей Ariane-V) и Mitsubishi Heavy Industries (Япония, производитель носителя Н-2А). Впрочем, две последние компании пока не смогли в полной мере оправиться от кризиса, вызванного авариями их носителей. Напомним, что после аварии Н-2А в ноябре 2003 года она до сих пор так и не приступила к полетам, a Ariane-V после аварии в сентябре 2002 года лишь 18 июля этого года смогла осуществить первый коммерческий старт со спутником Anik F2. При благоприятном стечении обстоятельств Sea Launch вряд ли удастся до конца этого года осуществить более одного пуска.

На этом фоне ILS стала безусловным лидером на мировом рынке. Достаточно сказать, что с января 2003 года эта компания подписала больше новых коммерческих контрактов, чем все конкуренты вместе взятые. При этом на запуск на "Протоне-М" с "Бризом-М" заключено уже 10 контрактов, а еще по трем ведутся переговоры.

***

Жертвы разгонного блока ДМ

В период эксплуатации блоков типа ДМ с 1967 по 2004 годы было зафиксировано 16 отказов. При этом все аварии произошли из-за нештатной работы двигательной установки блока при ее втором включении. В последние девять лет произошло пять отказов. Так, в феврале и ноябре 1996 года на нерасчетные орбиты были выведены военный спутник связи "Грань" и автоматическая межпланетная станция "Марс-8" (последняя утонула в Тихом океане). А в декабре 1997 года не был выведен на расчетную орбиту коммерческий аппарат связи Asiasat-3.

Наконец, в ноябре 2002 года на нерасчетную орбиту был выведен европейский телекоммуникационный спутник Astra-1 К стоимостью €300 млн. Из-за невозможности использования аппарата по целевому назначению компания SES была вынуждена затопить его в Тихом океане.

 
 
ИВАН САФРОНОВ Кризис "Энергии" перестал быть российским. // Коммерсантъ (Москва).- 18.10.2004.- 194-п.- C.15
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: ДмитрийК от 18.10.2004 16:56:44
Уж не знаю как они читали пресс-релиз, по-моему написано достаточно ясно:
http://www.boeing.com/news/releases/2004/q4/nr_041007t.html

ЦитироватьImmediately following the mission, Sea Launch partner RSC Energia appointed a commission in Moscow to investigate a premature shutdown of the Block DM-SL upper stage. RSC Energia was able to recreate the anomaly on the ground in full scope, matching the flight telemetry data from the Telstar 18 mission.

The commission identified the most probable cause as a short in the onboard cable network. This short introduced electrical interference in the circuits that transmit liquid oxygen and fuel flow rate data to the main engine control system. The main engine control system performed nominally, given the distorted data it received from the flow rate sensors. As a result of the main engine control system acting upon the distorted data, the Block DM-SL consumed more fuel than planned and prematurely shut down due to fuel depletion.
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Andy_K64 от 18.10.2004 17:11:38
Я думаю, читали они его нормально. Но цель статьи - показать, что ILS с "Бризом-М" процветает. Возможно. Но тогда для чистоты надо показать общую статистику и показатели надежности блоков ДМ, РН "Протон", КРК "Протон"+РБ. Общее количество пусков одного блока и другого. Но это будет противоречить целям статьи.
Джинса.
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: avmich от 19.10.2004 03:17:34
Ну так цель статьи вроде достигнута. ILS c Протоном и Бриз-М и вправду процветает, разве нет?
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Andy_K64 от 18.10.2004 17:19:20
ЦитироватьНу так цель статьи вроде достигнута. ILS c Протоном и Бриз-М и вправду процветает, разве нет?
Как можно процветать при полной стагнации рынка? К стати, по моим сведениям у СиЛонча на данный момент есть 9 контрактов+2 опциона. Так что его позиции в этом плане не хуже, чем у ILS.
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Agent от 19.10.2004 05:09:37
Тем не менее Энергии нада делать выводы. Не то может получиться ситуация
— Ага! В таком случае — простите, — возразил великолепный Остап, — у меня есть не меньшие основания, как говорил Энди Таккер, предполагать, что и я один смогу справиться с вашим делом.
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: avmich от 19.10.2004 07:53:42
Теоретически, при стагнации рынка пожно процветать, отнимая заказы у других поставщиков.

То, что у СиЛонча большой портфель заказов, несомненно, хорошо. То, что у ДМ проблемы, несомненно, плохо. Это и так понятно... хотя утверждение, что 16 раз проблема была при одной и той же фазе работы, несколько удивляет... либо Коммерсант ошибается, либо...
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Старый от 18.10.2004 22:08:03
Чтото мне подсказывает что на этот раз виноват был не двигатель.
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Andy_K64 от 18.10.2004 22:48:49
Про 16 одинаковых проблем "Коммерсант" "ошибается". Как и не упоминает о без малого 280 успешных пусков этих блоков. В последнем полете проблема была не в двигателе, но близко к нему. Собственно, в приведенной ссылке на пресс-релиз Боинга указана официальная наиболее вероятная причина отказа. Лично мне она кажется правдоподобной, но и только, я не специалист по системам управления двигателей.
А то, что РКК надо делать новый блок - очевидно. У ДМ проблема не в двигателе, а в том, что его конструкция была разработана в 60-х г.г. Сейчас он мог бы быть значительно легче. Если облегчить его конструкцию, то при том же двигателе с его УИ, он станет серьезным соперником "Бризу-М". Проекты таких РБ есть. Есть ли деньги на их реализацию - вопрос.
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Старый от 18.10.2004 23:11:08
Блок такого класса как ДМ на том же топливе трудно сделать легче. Блок должен быть "толстый" (большого диаметра) а при высокой плотности топлива невозможно сделать несущие баки такого диаметра. На приборном отсеке много не наэкономишь.
 Так что проблема веса конструкции существена.
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Старый от 18.10.2004 23:12:34
А насчёт прчины аварии чтото мне подсказывает что отказала система одновременного опорожнения баков.
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: avmich от 19.10.2004 09:21:20
Интересно, есть ли проекты РБ повышенной мощности - а-ля Ястреб, скажем?
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Andy_K64 от 19.10.2004 08:49:40
ЦитироватьА насчёт прчины аварии чтото мне подсказывает что отказала система одновременного опорожнения баков.
Однозначно нет. Боинг написал правду.
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Старый от 19.10.2004 08:57:07
Цитировать
ЦитироватьА насчёт прчины аварии чтото мне подсказывает что отказала система одновременного опорожнения баков.
Однозначно нет. Боинг написал правду.
Дык он же это и написал!
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Andy_K64 от 19.10.2004 10:10:01
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьА насчёт прчины аварии чтото мне подсказывает что отказала система одновременного опорожнения баков.
Однозначно нет. Боинг написал правду.
Дык он же это и написал!
Не это он написал. Он написал про перекос компонентов. Из-за нешатной работы системы управления двигателем.
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Старый от 19.10.2004 10:23:35
ЦитироватьНе это он написал. Он написал про перекос компонентов. Из-за нешатной работы системы управления двигателем.
Ну как же? Вот же:
Цитироватьthe most probable cause as a short in the onboard cable network. This short introduced electrical interference in the circuits that transmit liquid oxygen and fuel flow rate data to the main engine control system. The main engine control system performed nominally, given the distorted data it received from the flow rate sensors. As a result of the main engine control system acting upon the distorted data, the Block DM-SL consumed more fuel than planned and prematurely shut down due to fuel depletion.
Расходомеры это датчики системы СОБ. Из за замыкания они выдали неправильные данные в систему управления [соотношением компонентов] двигателя и она перекосила расход компонентов выработав горючее раньше. Система управления двигателе вне подозрений - весь глюк от расходомеров СОБ.
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Andy_K64 от 19.10.2004 10:33:19
Цитировать
ЦитироватьНе это он написал. Он написал про перекос компонентов. Из-за нешатной работы системы управления двигателем.
Ну как же? Вот же:
Цитироватьthe most probable cause as a short in the onboard cable network. This short introduced electrical interference in the circuits that transmit liquid oxygen and fuel flow rate data to the main engine control system. The main engine control system performed nominally, given the distorted data it received from the flow rate sensors. As a result of the main engine control system acting upon the distorted data, the Block DM-SL consumed more fuel than planned and prematurely shut down due to fuel depletion.
Расходомеры это датчики системы СОБ. Из за замыкания они выдали неправильные данные в систему управления [соотношением компонентов] двигателя и она перекосила расход компонентов выработав горючее раньше. Система управления двигателе вне подозрений - весь глюк от расходомеров СОБ.
Значит мы расходимся в терминах.
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Старый от 19.10.2004 10:35:40
ЦитироватьЗначит мы расходимся в терминах.
Не, ну каке термины? Двигатель оказался вобще не при чём.
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Andy_K64 от 19.10.2004 10:37:21
Цитировать
ЦитироватьЗначит мы расходимся в терминах.
Не, ну каке термины? Двигатель оказался вобще не при чём.
Двигатель не при чем. А заслонка в трубопроводе залипла. Из-за наводок. В системе управления.
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Старый от 19.10.2004 10:39:04
Это уже второй отказ СОБ за последнее время. Правда на разных носителях. Первый произошёл на 3-й ступени Союза при запуске 2-й пары Кластеров.
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Старый от 19.10.2004 10:40:54
ЦитироватьДвигатель не при чем. А заслонка в трубопроводе залипла. Из-за наводок. В системе управления.
Стоп. Так получается в официальном сообщении врут? Не при чём оказался расходомер а сдох таки регулятор в двигателе?
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Andy_K64 от 19.10.2004 10:46:40
ЦитироватьЭто уже второй отказ СОБ за последнее время. Правда на разных носителях. Первый произошёл на 3-й ступени Союза при запуске 2-й пары Кластеров.
Угу. И оба раза двигатели сделаны в Воронеже.
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Старый от 19.10.2004 10:56:29
ЦитироватьУгу. И оба раза двигатели сделаны в Воронеже.
Этот Воронеж изрядно забодал. Там же делались и двигатели 2-й ступени Протона которые взорвались два раза. Из-за одного и того же грубого конструктивного дефекта 4 раза отказывал при 2-м запуске двигатель блока ДМ.
 Но в данном случае а также на Союзе всётаки кажись отказало чтото в электрике. В обоих случаях соотношение компонентов явно было "брошено" в одно из крайних положений что вряд ли соответствует отказу "железа".
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Andy_K64 от 19.10.2004 11:13:59
Цитировать
ЦитироватьУгу. И оба раза двигатели сделаны в Воронеже.
Этот Воронеж изрядно забодал. Там же делались и двигатели 2-й ступени Протона которые взорвались два раза. Из-за одного и того же грубого конструктивного дефекта 4 раза отказывал при 2-м запуске двигатель блока ДМ.
 Но в данном случае а также на Союзе всётаки кажись отказало чтото в электрике. В обоих случаях соотношение компонентов явно было "брошено" в одно из крайних положений что вряд ли соответствует отказу "железа".
Какая разница, железо, электричество? Другое дело как организован входной контроль на фирмах, работающих с этими приборами и агрегатами. Вот к примеру, на испытаниях взорвался бракованный пиропатрон. А можно было его проверить на входном контроле? Для меня это загадка.
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: ДмитрийК от 19.10.2004 11:21:28
ЦитироватьВот к примеру, на испытаниях взорвался бракованный пиропатрон. А можно было его проверить на входном контроле? Для меня это загадка.
Действительно патрон был бракованный? Я где-то читал что проблема была в наземном стендовом оборудовании и/или самом процессе тестирования. Да и вообще я представляю что бракованный патрон мог НЕ взорваться когда надо, но как он может взорваться сам по себе когда не надо, когда он обесточен? Или это опять conspiracy theory?
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Andy_K64 от 19.10.2004 11:22:37
Цитировать
ЦитироватьВот к примеру, на испытаниях взорвался бракованный пиропатрон. А можно было его проверить на входном контроле? Для меня это загадка.
Действительно патрон был бракованный? Я где-то читал что проблема была в наземном стендовом оборудовании и/или самом процессе тестирования. Да и вообще я представляю что бракованный патрон мог НЕ взорваться когда надо, но как он может взорваться сам по себе когда не надо, когда он обесточен? Или это опять conspiracy theory?
Это Вы про что?
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: ДмитрийК от 19.10.2004 11:29:47
Цитировать
ЦитироватьДействительно патрон был бракованный?
Это Вы про что?
А вы про что? :) Я почему-то подумал что вы про пиропатрон в стыковочном узле ТМА-5. Видать, ошибся, бывает...
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Andy_K64 от 19.10.2004 11:33:41
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьДействительно патрон был бракованный?
Это Вы про что?
А вы про что? :) Я почему-то подумал что вы про пиропатрон в стыковочном узле ТМА-5. Видать, ошибся, бывает...
Ну, я вообще-то теоретически. А про пиропатрон в стыковочном узле я слышал. Тоже вопрос, кстати. Их же прозванивают во время испытаний. А тут уж все зависит от методики испытаний. Я так понимаю, что пиропатроны проходят выборочный контроль от партии. Так что всегда есть вероятность словить бракованное устройство. Вроде бы это был первый случай за все время существования этих узлов.
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Agent от 20.10.2004 03:57:15
Что значит выборочно? Эсли это шутка - то я ее не понял.

ЗЫ: Сколько выведет Зенит с Дельтовским разгонником?
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Andy_K64 от 19.10.2004 18:13:37
ЦитироватьЧто значит выборочно? Эсли это шутка - то я ее не понял.

ЗЫ: Сколько выведет Зенит с Дельтовским разгонником?
А как можно проверить исправность пиропатрона?
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Старый от 19.10.2004 18:29:38
ЦитироватьА как можно проверить исправность пиропатрона?
Обычно пиропатроны проверяют пропуская через них ток меньший тока срабатывания. Или у вас не так?
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Agent от 20.10.2004 04:33:00
Как именно - гугль выдает кучу ссылок. Но одна вещь очевидна - это нада делать ДО установки в изделии.
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Andy_K64 от 19.10.2004 18:38:53
ЦитироватьКак именно - гугль выдает кучу ссылок. Но одна вещь очевидна - это нада делать ДО установки в изделии.
Но после установки на изделие - обязательно проводится прозвонка всех цепей. А вообще, ни Вы, ни я не знаем методики проведения испытаний. А без нее трудно судить о том, что и как было.
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Старый от 19.10.2004 19:48:51
ЦитироватьКак именно - гугль выдает кучу ссылок. Но одна вещь очевидна - это нада делать ДО установки в изделии.
Да ну! Какраз обязательно именно после установки в изделие. Ведь какраз при установке и могут быть нарушены цепи.
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Agent от 20.10.2004 06:10:36
Цитировать
ЦитироватьКак именно - гугль выдает кучу ссылок. Но одна вещь очевидна - это нада делать ДО установки в изделии.
Да ну! Какраз обязательно именно после установки в изделие. Ведь какраз при установке и могут быть нарушены цепи.
Да так, что оно бабахнет?
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Старый от 19.10.2004 20:18:57
ЦитироватьДа так, что оно бабахнет?
Не, так нельзя. ;) Надо потихооооньку... :)
 На самолётах цепи пиропатронов противопожарных баллонов проверяются НЕПРЕРЫВНО. Через цепи этих пиропатронов... горят лампочки!
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: X от 19.10.2004 20:39:42
ЦитироватьЧерез цепи этих пиропатронов... горят лампочки...

U/\bu4a... :wink:
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Kot от 20.10.2004 06:24:00
Цитировать
ЦитироватьДа так, что оно бабахнет?
Не, так нельзя. ;) Надо потихооооньку... :)
 На самолётах цепи пиропатронов противопожарных баллонов проверяются НЕПРЕРЫВНО. Через цепи этих пиропатронов... горят лампочки!

       Все это так, но никто не даст гарантию, что при подаче рабочего тока не сгорит нить слишком быстро(или провод ДО пиропатрона)? Или сопротивление контактов при большом токе резко вырастет(из-за плохого контакта - маленький ток тут не помощник)? Или утечка (пробой)? И т.д. Тем более, в противопожарных системах всегда ставится по нескольку баллонов - не сработал один - хрен с ним, есть дублеры.
Название: ДМ-SL продолжение
Отправлено: Старый от 20.10.2004 07:50:53
ЦитироватьВсе это так, но никто не даст гарантию, что при подаче рабочего тока не сгорит нить слишком быстро(или провод ДО пиропатрона)? Или сопротивление контактов при большом токе резко вырастет(из-за плохого контакта - маленький ток тут не помощник)? Или утечка (пробой)? И т.д. Тем более, в противопожарных системах всегда ставится по нескольку баллонов - не сработал один - хрен с ним, есть дублеры.
В пиросистемах тоже есть дублирование. Например ГО Союза сбрасывается двумя независимыми системами каждая может сбросить водиночку.
 А полную гарантию даёт только страховой полис... :(