Венера-Д - тема жива?

Автор VK, 16.11.2005 16:10:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


rtvi.com

Российская миссия «Венера-Д» осталась без иностранных приборов



На борту российской миссии «Венера-Д», которая должна стартовать в 2029 году, не будет иностранных приборов. Из-за политической ситуации в комплекс научной аппаратуры не войдут две японские камеры и один итальянский спектрометр, сообщили RTVI в Институте космических исследований РАН.
В 2022 году Роскосмос начал финансирование этапа «Технического предложения» проекта «Венера-Д» по отправке российской миссии к Венере. На этом этапе в состав комплекса научной аппаратуры были предложены иностранные приборы для орбитального аппарата: японская камера LIR, работающая в тепловом диапазоне спектра 8-12 мкм и камера IR2R c тремя каналами в ближней ИК — области спектра, а также итальянский инфракрасный спектрометр VENIS для области спектра 2-5 мкм.
Как сообщила RTVI заведующая лабораторией спектроскопии планетных атмосфер Института космических исследований РАН Людмила Засова, с 2023 года начался этап ОКР эскизного проекта для «Венеры-Д». «Предполагавшиеся приборы иностранного производства в состав научной аппаратуры из-за сложившейся политической обстановки в данный момент не входят. Одна из связанных с этим потерь для научных задач — это отказ от картирования нижнего облачного слоя Венеры, которое предполагалось для изучения динамики атмосферы под толстым слоем облаков. Задача будет решаться другими методами, — пояснила Засова.
Теперь комплекс научной аппаратуры «Венеры-Д» — целиком российский. В него включены современные оригинальные приборы, в том числе и для изучения динамики нижней атмосферы, такие, как миллиметровый радиометр на орбитальном аппарате. Он будет исследовать нижнюю атмосферу дистанционно вплоть до поверхности. «С орбитального аппарата «Венеры-Д» впервые будет осуществляться мониторинг атмосферы Венеры от поверхности до 100 км высоты как на дневной, так и на ночной стороне», — добавила Засова.
Миссию ко второй планете Солнечной системы планируется отправить в 2029 (2031) году с космодрома Восточный с помощью ракеты «Ангара-5». Согласно планам, к планете полетит комплекс «Венера-Д» , в состав которого войдут орбитальный и посадочный аппараты и два атмосферных модуля. Ранее в проекте предполагалось участие США, миссия прорабатывалась, как совместная с NASA с включением долгоживущих (до 120 дней) на поверхности научных станций.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

pkl

Да сделайте отдельно орбитальный аппарат! А этот пусть летит недоукомплектованным.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

ClonSB60

Цитата: pkl от 17.06.2023 14:52:10Да сделайте отдельно орбитальный аппарат! А этот пусть летит недоукомплектованным.
А вы уверенны что орбитальный аппарат удастся скомплектовать?

Бертикъ

#2044
Цитата: АниКей от 15.06.2023 05:58:13rtvi.com

Российская миссия «Венера-Д» осталась без иностранных приборов
Потенциальный иноагент...
RTVI
Overseas Media[1][2]
Логотип канала с декабря 2021
Страна:
США
Зона вещания
159 стран, включая:
США
Канада
Израиль, а также страны Европы, СНГ и Азии
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

pkl


Цитата: ClonSB60 от 17.06.2023 19:15:52
Цитата: pkl от 17.06.2023 14:52:10Да сделайте отдельно орбитальный аппарат! А этот пусть летит недоукомплектованным.
А вы уверенны что орбитальный аппарат удастся скомплектовать?
Надеюсь, они позаботились о запасе деталей для Навигатора.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


prokosmos.ru

«Венера-Д» – возвращение России на вторую планету



Author avatarЕвгений Статецкий
На днях исследование, посвященное Венере, опубликовали сотрудники лаборатории сравнительной планетологии Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского (ГЕОХИ) РАН. В частности, они выяснили, что вулканизм на второй планете от Солнца слабо связан с формированием корон – долгоживущих вулканотектонических структур. Результат не только теоретически интересен, но и будет применяться при планировании будущих экспедиций на вторую планету от Солнца. О том, когда первая из этих экспедиций состоится и какие задачи стоят перед ней, в интервью Pro Космос рассказал Виктор Воронцов – профессор аэрокосмического факультета МАИ и один из разработчиков космического аппарата «Венера-Д».
"Каждые 2-3 года – пуск!"
— Давайте начнём с истории вопроса. «Венера-Д», она же «Венера Долгоживущая» должна стать первым за 45 лет отечественным космическим аппаратом, который достигнет второй планеты от Солнца. На каком наследии он базируется? И чем вызвано возвращение интереса к Венере в России – в чём важность проекта и что именно предполагается найти в атмосфере, грунте, окрестностях планеты?
— Немного о времени и Венере. Первая советская автоматическая межпланетная станция (АМС) к Венере полетела в феврале 1961 года, за два месяца до полета Юрия Гагарина. Она была создана в КБ Сергея Королёва. Первые космические аппараты, успешно достигшие Венеры и побывавшие на ее поверхности, были разработаны в ОКБ, возглавляемым Бабакиным.
Поражает интенсивность полетов в первые десятилетия исследования Венеры в Советском Союзе: за 23 года было запущено 18 космических аппаратов, совершено 10 успешных посадок на поверхность планеты. Каждые 2-3 года – пуск!
Виктор Воронцов (фото из личного архива)
Виктор Воронцов (фото из личного архива)
Последней и, по мнению многих специалистов, наиболее успешной и значительной, стала экспедиция проекта «Вега-1,2» («Венера-17,18»). Декабрь 1984 – запуск; июнь 1985 – посадка на поверхность и дрейф аэростатов в атмосфере Венеры; 1986 – полет к комете Галлея. Венерианские аэростаты стали первыми в мире атмосферными летательными аппаратами на другой планете, что ставит их в один ряд с первыми в мире посадочными аппаратами на Луну, Марс, Венеру, первым луноходом, доставкой грунта с Луны.
С тех пор (в следующем, 2024 году будет 40 лет), в нашем Отечестве ни одного космического аппарата к Венере не было запущено!.. К Марсу, собственно, тоже. Разумеется, отправляли в космос и «Марс-96», и «Фобос» в 2011 году, но они не были успешными – к сожалению.
Нельзя сказать, что всё это время работы по венерианским проектам не велись. Во-первых, после успешного осуществления проекта «Вега», прорабатывался проект «Веста», в котором также предполагалось решение трёх задач: исследование Венеры с помощью посадочного аппарата, теперь уже двух аэростатных зондов, и полет к астероиду «Веста». Кроме этого, рассматривались и другие технические средства контактных исследований, в частности «зонд–ветролёт», использующий естественные условия в плотной атмосфере планеты, а именно – наличие в ней сильного ветра.
Во-вторых, прорабатывались проблемные вопросы осуществления длительных исследований Венеры и возможности обеспечения живучести посадочных аппаратов на поверхности планеты, а также увеличения длительности функционирования атмосферных зондов. В-третьих, продолжались изыскательные работы по формированию проектного облика будущих подвижных поверхностных лабораторий, планетоходов и т.д.
Надо отметить, что Федеральной Космической Программой России было предусмотрен проект «Венера-Д» («Долгоживущая») с запуском КА в 2016 году. Ограничения (мягко говоря) с финансированием в постсоветские годы, последующие «секвестирования» программы, неудача с «Фобосом», переориентация на программу исследования Марса, отказ от проекта по созданию сети метеорологических мини-станций на Марсе в пользу совместного с ЕКА проекта «Экзомарс» (по доставке европейского марсохода), другие обстоятельства – всё вместе привело к изменению сроков осуществления венерианской программы. Если говорить прямо, её и не было: был проект «Венера-Д», ну и ещё, гипотетически, – «Венера-Глоб» (по аналогии с «Луна-Глоб»).
Несмотря на это, проводились научно-исследовательские работы (при очень «скромном» финансировании) по формированию проектного облика перспективного космического аппарата для длительных исследований планеты Венера. Предполагались длительные исследования с помощью орбитального аппарата (3–5 лет), повышенной длительности функционирование атмосферных (аэростатных) зондов (7–10 суток) и, можно сказать, незначительно увеличенной длительности исследования на посадочном аппарате (2-3 часа). В настоящее время, кстати, прорабатывается возможность большего увеличения длительности исследований.
Первые разведчики – автоматические межпланетные станции для полетов к Венере – решили одну из главных на то время задач: определили состав и характеристики атмосферы и поверхности. 
 Перед учеными встал новый вопрос: почему «сестра Земли» так сильно отличается от неё? Почему давление и температура у поверхности почти в 100 раз больше?! Значит там жизнь невозможна? Ни в какой форме? Да, наверное, сверхгорячая атмосфера «остудила пыл» исследователей... Но нет. Только на время.  
Пожалуй, неправильно говорить, что произошло «резкое возвращение интереса к Венере», интерес был и есть, но... Действительно, после первых публикаций ученых Института космических исследований о результатах цифровой обработки снимков, полученных «Венерами» под номерами 9,10 и 13,14, и обнаружения подвижных (?) объектов возле посадочного аппарата интерес к исследованиям Венеры возрос. И более того – снова возник вопрос о возможности существования жизни на планете, несмотря на высокие давление и температуру. А ведь на Земле, и при больших значениях этих параметров среды, в океанских глубинах и в разломах земной коры есть жизнь...
Вслед за этими публикациями появились новые. А возможна ли жизнь, если не на поверхности, то в облачном слое, на высотах, где условия приближены к земным: около одной атмосферы, около тридцати градусов?.. Да ещё обнаружили газ – фосфин, который может являться продуктом жизнедеятельности бактерий. Да, были опровержения, но интересно же...
Короче говоря, важность проекта «Венера-Д» безусловна. Аргументов много:
  • Продолжать исследование ближайшей к нам планеты надо. Всё-таки, несмотря на множество экспедиций, знаем мы о Венере немного;
  • Особенно ценные контактные исследования посадочными аппаратами проводились в основном в экваториальных районах. А интересны и полярные области, области тессер, кратеры, горы и т.п.;
  • Панорамные снимки хороши, но съемки камерами с различным разрешением, различных областей, с разных высот и т.д., могут дать новую информацию и пищу для анализа и размышлений;
  • Сказанное выше касается и забора грунта в различных структурах, а также его анализа на месте, а в перспективе и на Земле;
  • Явление суперротации атмосферы Венеры, подтвержденное первыми венерианскими аэростатами, всё ещё необъяснимо. Новые длительные аэростатные эксперименты с дрейфом на разных высотах и на разных широтах, возможно, прояснят некоторые вопросы.
  • Не вдаваясь в подробности научных исследований и их приборную реализацию, стоит отметить важность технической осуществимости, учитывая длительный перерыв в экспедициях и необходимость отработки новых проектных решений и т.д.
— Человечество в гораздо большей степени озабочено Марсом и гипотетической возможностью его колонизации. Почему Венера остаётся в тени – только ли из-за гораздо более агрессивных условий среды? Или есть другие причины?
— Да, интерес к Марсу в настоящее время и у научной общественности, и у далёких от науки людей проявляется в большей степени, чем к Венере. В какой-то степени это традиционно. И в песне поется: «И на Марсе будут яблони цвести», и докладчик-астроном в «Карнавальной ночи» говорит: «Есть жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – это науке неизвестно» (и, кстати, неизвестно до сих пор).
Венерианский пейзаж
Венерианский пейзаж
Но вот теперь можно то же самое сказать и о Венере. Конечно, условия агрессивные, но и на Марсе не очень-то земные: атмосферы почти нет, да и холодно очень. Но дело не в этом. Представляется правильным, всё же, планомерное, продуманное и всенаправленное изучение окружающего нас Мира. Начиная с ближайших наших соседей, планет Земной группы, а затем и планет-гигантов. Решение вопросов сравнительной планетологии поможет человечеству лучше узнать и свою родную планету.
Дьявол в деталях
 Приходится слышать утверждения, что между советскими аппаратами и современными лежит технологическая пропасть – но в чём конкретно она заключается? Что «увидит» "Венера-Д", о чём не могли сообщить многочисленные советские зонды?
— Утверждение, что «между советскими аппаратами и современными лежит технологическая пропасть» не совсем корректно. Безусловно, в перспективном космическом аппарате «Венера-Д» используются новые проектно-конструкторские решения, которые были наработаны в последние годы. Особенно это касается орбитально-перелетного модуля, который создается на принципах унификации – с возможностью использования для полетов и к Марсу, и к Луне, и к Венере, и к другим небесным телам. Собственно говоря, такой же подход был реализован и в советской Программе космических исследований.
Конечно, применяется новая элементная база, новые системы управления, связи и т.д. Проводится и будет проводиться, как обычно, большой объем экспериментальной отработки и т.п. Развитие и модернизация идут своим чередом. Как известно, не всё так гладко было и в последовательном (стоит подчеркнуть!) процессе реализации венерианской программы даже в советское время. Настойчивость, планомерность, устойчивость финансирования, опыт разработчиков, да и политическая воля, можно сказать, способствовали достижению целей на каждом этапе продвижения по пути исследования ближайшей к нам планеты.
Фотоснимок Венеры, сделанный советской «Венерой-13»
Фотоснимок Венеры, сделанный советской «Венерой-13»
Что касается спускаемых и посадочных аппаратов, а также нового технического средства исследований – аэростатного зонда (двух зондов), то очень многие проектно-конструкторские решения не устарели, и могут быть использованы в перспективном аппарате. Парашютный спуск хорошо отработан. Впервые примененная система ввода аэростатного зонда в действие и сама конфигурация дрейфующей аэростатной станции, также может послужить прототипом для нового проекта. В этой области отечественные разработки приоритетны и востребованы зарубежными специалистами, о чем можно долго говорить отдельно.
«Многочисленные советские зонды» сообщили нам огромный объем информации, и значительно улучшили знания о Венере, ее атмосфере и поверхности. Но не всё мы знаем и понимаем. И, как говорится, чем больше узнаём – тем больше новых вопросов возникает. Единственный способ получить ответы – больше и чаще летать!
Кстати, в советское время запускали по два космических аппарата, с небольшой разбежкой по времени. Потом, начиная с «Марса-96» перешли на однопусковую схему – по-видимому, из соображений экономии. Что в результате? Потеряли один аппарат – и всё, закончились исследования.
А что «увидит» Венера-Д, покажет сама Венера-Д, если мы оснастим её необходимыми техническими средствами, приборами, фото и видеокамерами. Хотелось бы поближе, с разных ракурсов и разные виды посмотреть. Это только посмотреть и проанализировать, а еще бы и «пощупать и попробовать», извините за выражение. Очень много интересного впереди!
— Действительно много! Но до Венеры путь не близкий. Сможет ли "Венера-Д" сообщить что-то ценное, находясь ещё по дороге к планете (как, к примеру, солнечный зонд "Паркер")?
— Трудно сказать. Пока ещё рассматриваются различные сценарии полета к планете. Может быть, будет использован гравитационный маневр с пролетом мимо другого небесного тела. Может быть, в составе космического аппарата будет не один орбитальный аппарат, а, например, ещё один-два субспутника, что позволит проводить радиопросвечивание атмосферы, плазменные эксперименты и др. Об этом думают ученые, физики, экспериментаторы.
О партнёрах и «партнёрах»
— Насколько осложнило реализацию проекта фактическое дезертирство американцев? Означает ли это увеличение финансирования из российского бюджета или отказ от некоторых элементов аппарата?
- Изначально проект «Венера-Д» был чисто российским. Опыт международного сотрудничества, особенно, в проекте «Вега», продемонстрировал преимущества совместной работы. В то же время опыт разработок показал, что в случае ухода из проекта другой стороны (страны), мы можем вполне справиться с задачей и сами. И всё же, конечно, разделить бремя финансового обеспечения проекта всегда полезно.
Новые разработки или достижения зарубежных специалистов, например, в части высокотемпературной электроники для Венеры, конечно, интересны и востребованы. Поэтому российская сторона всегда приветствовала участие зарубежных коллег в проектах и предлагала сотрудничество.
Так было и с «Венерой-Д». По обоюдному желанию и инициативе ученых института космических исследований РАН с российской стороны и команды специалистов НАСА с американской стороны была создана Объединенная Рабочая Научная Группа (ОРНГ). Она несколько лет прорабатывала предложения для совместного проекта. Роскосмос поддержал инициативу, но от обоюдного финансирования проекта американская сторона всячески уклонялась, считая, что их разработки и будут их вкладом в проект...
На тот момент предварительный проектный облик российского космического аппарата был сформирован. В его состав входили: 1) орбитальный аппарат и 2) спускаемый аппарат (в который в свою очередь входят посадочный аппарат и два аэростатных зонда). Американцы попросили рассмотреть возможность доставки к Венере маневренной атмосферной платформы (проще говоря, надувного самолета) достаточно больших габаритов и массы. Плюс – нескольких малых долгоживущих станций с высокотемпературной электроникой, которые могли бы проработать на поверхности, по их утверждению, два месяца (сначала заявлялся даже год!).
Специалисты НПО Лавочкина были привлечены к этой работе и показали, что технически это реализуемо. Как говорится, «аппетит приходит во время еды» – быстро появились новые предложения по включению в состав КА ещё двух небольших американских модулей и американского аэростатного зонда... Далее, как известно, ситуация изменилась, и совместный российско-американский проект, который уже получил название: «Вместе к Венере» прекратил своё существование.
Мы возвращаемся к Российскому проекту «Венера-Д», и можем использовать те резервы массы, которые были предусмотрены для дополнительных элементов миссии, уже в собственных целях. К слову сказать, переход к ракетам-носителям тяжелого класса позволяет это сделать.
Однако, вопрос международного сотрудничества остается открытым и можно вспомнить о предложениях возможного участия китайской стороны в проекте «Венера-Д» – «Венера-Дружба»! Китайцы брались за разработку субспутника, подобного тому, что устанавливали на КА «Фобос», причём – в отличие от американцев – с финансированием, по контракту. Кроме того, были предложения о разработке китайского аэростата. Как мы знаем, у них есть опыт разработки такого рода технических средств. Почему бы и нет?
На пределе возможностей
— Срок активной жизни аппарата на Венере не превышает нескольких часов. Какие именно данные учёные смогут получить с поверхности планеты, пока аппаратура не сгорит? И планируется ли увеличение срока жизни посадочного модуля?
— В ходе проведения научно-исследовательских работ был сформирован не только предварительный проектный облик перспективного аппарата, но и предварительный состав научной аппаратуры и даже определены массово-габаритные характеристики приборов, их энергопотребление и «живучесть» в экстремальных условиях.
Возможности системы обеспечения теплового режима посадочного аппарата, конечно, ограничены. Продолжаются работы по поиску новых решений, новых материалов и т.д. Сейчас представляется возможным увеличить время работы на поверхности с двух до трех часов, т.е. в 1,5 раза - и это не предел.
«Венера-Д» (фото НПО имени Лавочкина)
«Венера-Д» (фото НПО имени Лавочкина)
Желательно увеличить время работы, но и трех часов может хватить, по мнению ряда ученых, для получения достаточно большого объема информации. Есть интерес к проведению экспериментов не в одном месте посадки, а в нескольких, что может стать новой задачей в организации схемы экспедиции. Ну, и опять же, должны быть продолжены работы по созданию высокотемпературной электроники. Если есть такие разработки у зарубежных специалистов – то почему мы не можем добиться того же? Время ещё есть.
—  Возможно ли, что "Венера-Д" опровергнет (или наоборот – подтвердит) какие-то устоявшиеся теории о Венере, её происхождении, строении и, может быть, потенциальном терраформировании? Стоит ли такая цель и если да – то каких конкретно теорий она касается?
— Возможно, что "Венера-Д" даст новую информацию, даже обязательно даст, и могут быть новые открытия, а может быть и новые загадки. Только новые экспедиции, новые методы исследований, новые технические возможности помогут лучше узнать планету и уточнить, а может быть и действительно поменять «устоявшиеся» теории.
Потенциально терраформирование Венеры возможно, но такой цели в настоящее время никто не ставит. Хотя, энтузиасты такого развития событий имеются. Есть такая книга – «Запасная планета», это как раз о Венере. Должны быть, однако промежуточные этапы освоения планеты, и вполне технически осуществимые. Скорее всего – не на первых этапах новой венерианской программы, а чуточку позже.
К примеру – создание плавающих в облачном слое планеты станций, сначала автоматических, а потом и обитаемых. Есть много публикаций и даже фильмов на эту тему. Есть проекты по пилотируемым полетам и работе людей на поверхности в экстремальных условиях с соответствующей защитой и оборудованием. Но пока это скорее твёрдая научная фантастика.
О тех, кто на Земле
— Для тех, кто хочет успеть принять участие в проекте – какие учреждения играют в его реализации ключевую роль, кроме, разумеется, МАИ? И каких специалистов вам недостаёт? Успеют ли молодые люди, которые только сейчас поступают в ВУЗы, посидеть «за рычагами» миссии, или их ждёт только следующая – "Венера-Глоб"?
— Очень большую роль в проекте играет ИКИ РАН, как ведущий академический институт – у него большой научный потенциал и замечательная команда учёных. Причём как старшего поколения – с опытом работ по аналогичным проектам – так и молодых специалистов. То же самое можно сказать и о специалистах Роскосмоса и ведущего предприятия отрасли – НПО Лавочкина, безусловно с кооперацией.
Конечно, как всегда, есть трудности. Ветераны уходят, не всегда к ним внимательно относятся, теряется опыт, но вопросы и необходимость культивирования наставничества остаются. Процесс подготовки молодых специалистов в вузах непрерывен.
В Московском авиационном институте, к примеру, на аэрокосмическом факультете начиная с первого курса (введения в специальность) и до пятого обязательно даются знания о космических аппаратах для планетных исследований. Исследований Венеры в частности. Студенты пишут рефераты, курсовые, дипломные работы на эти темы. Проходят практику на предприятиях, знакомятся с инженерной работой.
В этом году завершился этап разработки технического предложения по проекту «Венера-Д». По техзаданию НПО Лавочкина в МАИ проводилась Научно-исследовательская работа по разработке математической модели аэростатного зонда для проекта «Венера-Д». Уже несколько выпускных квалификационных работ бакалавров и дипломных проектов по специалитету были выполнены по венерианской тематике, текущей и перспективной. Аспиранты готовят диссертационные работы по этому направлению.
Так что процесс идет. Молодые ребята уже работают и по «Венере-Д», и по «Глобу», и по «Грунту», и смотрят дальше.
— Тогда будем обоснованно оптимистичны и представим, что миссия достигла цели. Орбитальный модуль вращается вокруг планеты, спускаемый передал весь запланированный массив данных. В чём будет самый главный успех?
— Самым главным успехом миссии будет если она состоится! Если будут успешно выполнены все технические и научные задачи. Будет здорово, если появятся новые данные, подтверждающие предположения и теории. Будет здорово, если появятся новые вопросы, которые можно будет поставить перед следующими космическими аппаратами. Будет здорово, если мы вернемся к планомерному изучению Сестры Земли и сможем вынести полезную информацию для лучшего понимания процессов, происходящих на нашей планете.
Прийти в восторг и захлопать в ладоши люди могут, если оценят новые успехи и достижения. И, конечно, если будут открытия. Главный вопрос, на который до настоящего времени нет ответа – есть ли жизнь на других планетах? Пусть не такая же как на Земле, но просто – жизнь?
И если появятся данные о биологической активности на поверхности или в облаках Венеры – это будет открытие, и будут аплодисменты!
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Lunatik-k

1) Ветроэнергетика на Венере.
Скорость ветра у поверхности Венеры порядка 1м/сек, но т.к. плотность атмосферы у поверхности высокая, то крутящий момент лопастей будет очень высоким.
На вал ветряной турбины, можно поставить редуктор, который будет крутить генератор.
Ростки правды похоронят империю лжи.

Антикосмит

#2049
А какие-нибудь солнечные батареи не получится использовать? Понятное дело, что как и всякие приборы их нужно будет делать из высокотемпературных полупроводников. В атмосфере Венеры есть окошко прозрачности в районе 1 мкм. К тому же через это окошко можно попробовать реализовать оптическое охлаждение.
Ты еще не встретил инопланетян, а они уже обвели тебя вокруг пальца (с) Питер Уоттс

pkl


Цитата: Антикосмит от 09.09.2023 01:17:25А какие-нибудь солнечные батареи не получится использовать? Понятное дело, что как и всякие приборы их нужно будет делать из высокотемпературных полупроводников. В атмосфере Венеры есть окошко прозрачности в районе 1 мкм. R тому же через это окошко можно попробовать реализовать оптическое охлаждение.
Где, на поверхности? А из чего их делать? Если же речь об атмосферных аппаратах, то проблем быть не должно.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

ClonSB60

Вспышки света на Венере могут быть метеорами, а не молниями
https://www.iflscience.com/flashes-of-light-from-venus-may-be-meteors-not-lightning-bolts-70655
Зонды, работавшие вблизи Венеры, обнаружили в ее облаках вспышки света, которые многие считали молниями. Однако повторная оценка показывает, что они, скорее всего, представляют собой метеоры, сгорающие в плотной атмосфере Венеры.

С точки зрения тех, кто стремится исследовать Венеру, это как очень хорошая, так и плохая новость. Положительным моментом является то, что это делает будущие миссии значительно безопаснее – если что-то и можно считать безопасным в аду на Венере. Однако для тех, кто все еще надеется на жизнь в венерианских облаках, молния была предложена как искра, которая могла бы сделать это возможным. Без этого, такому оптимизму будет нанесен еще один удар.

Студентка Университета штата Аризона Клэр Бласк подсчитала количество вспышек, обнаруженных в атмосфере Венеры как орбитальным аппаратом Акацуки , так и земными телескопами, и сравнила эту цифру с тем, сколько метеоритов мы могли бы ожидать. Поскольку количество объектов, поражающих атмосферы Венеры и Земли, вероятно, очень похоже, основная задача заключалась в том, чтобы определить, насколько большИм должен быть ударник, чтобы мы могли увидеть его след.

По оценкам Бласке, ежегодно происходит от 10 000 до 100 000 вспышек, достаточно ярких, чтобы мы могли их регистрировать. Учитывая большую скорость, с которой Венера вращается вокруг Солнца, Бласке и соавторы пришли к выводу, что  вполне вероятно, что существует  достаточно метеоров подходящего размера, чтобы объяснить все те, что мы видим.

Хотя поверхность Венеры несовместима ни с жизнью, ни даже с постоянным присутствием роботов, на высоте от 50 до 70 километров (от 30 до 45 миль) условия довольно мягкие. Это привело к появлению предположений по созданию будущих облачных городов. Будущие миссии, плавающие на этих высотах для проведения исследований, будут переноситься быстрыми ветрами и совершать кругосветное путешествия вокруг планеты каждые пять-семь  дней. Молния может представлять угрозу для таких планов, требуя дорогостоящей защиты.

С другой стороны, некоторые утверждают, что те же самые умеренные условия могут позволить жизни выжить в облаках. Чтобы это произошло, может потребоваться источник молекулярных питательных веществ. Молния, которая преобразует часть азота в биологически пригодные формы, может обеспечить энергию, которая сделает это возможным.

Вспышки наблюдались на длине волны 777 нанометров, связанных с возбужденным кислородом. Молния может заряжать кислород энергией этой длины волны, но предыдущие исследования ожидали, что менее 1 процента оптической энергии, производимой горящим метеором, будет находиться в этой части спектра. Если так, то нам понадобится очень большой метеорит, чтобы увидеть что-либо в этом диапазоне.

Однако Бласке и соавторы утверждают, что от 5 до 10 процентов энергии, выделяемой на Венере, будут находиться вблизи этой длины волны, что позволяет меньшими метеорами объяснять то, что мы видим.

Идея о том, что на Венере есть молнии, основана не только на вспышках света. Прежде чем они вышли из строя, в условиях сильной жары на поверхности Венеры, спускаемые аппараты обнаружили статические помехи частотой от 10 до 80 Герц. На Земле молния является распространенным триггером подобных помех. Однако связь между статикой и вспышками не установлена.

pkl

А что, метеориты не могут быть источником энергии для синтеза органических веществ? Не говоря уже о том, что какое-то количество органики может ими и заноситься.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

zandr

https://nauka.tass.ru/nauka/19069143
ЦитироватьМОСКВА, 20 октября. /ТАСС/. Запуск миссии "Венера-Д", исходя из стартовых окон для полета к этой планете, возможен в 2031 году. Такое мнение в беседе с ТАСС выразил научный сотрудник отдела физики планет Института космических исследований (ИКИ) РАН Дмитрий Горинов.

"Исходя из баллистических окон, нам представляется возможным запуск аппарата в 2031 году", - сказал Горинов, отвечая на вопрос...

Как сообщили ранее ТАСС в пресс-службе Роскосмоса, эскизное проектирование "Венеры-Д" начнется в 2024 году.

Наименьший квадрат

Глядя на этот проект становишься большим поклонником системы Станиславского. Единственное, что хочется сказать про оный: "не верю!" :)
"В настоящее время каждый имеет свое право" (с)

Брабонт

Здесь можно ответить разве что цитатой Бернштейна: "Движение - всё, цель - ничто".
Пропитый день обмену и возврату не подлежит

Дмитрий Инфан

Ну, за 7 лет АМС в принципе создать не получится, нужно, как минимум, лет 10-15. Так что об окне в 2031 году можно забыть сразу.

pkl

Я думаю, в текущих условиях АМС делать просто не из чего: похоже, большая часть элементной базы импортная и в текущих условиях недоступна. В общем, будут ждать, когда наша промышленность понаделает нужных микросхем и прочего. Ну и уклон в сторону военно-прикладной космонавтики, при том, что в текущих реалиях по-другому и не получится. О чём я и говорил. Пилотируемой космонавтике стоит приготовиться.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Veganin

Цитата: Дмитрий Инфан от 21.10.2023 06:19:57Ну, за 7 лет АМС в принципе создать не получится, нужно, как минимум, лет 10-15. Так что об окне в 2031 году можно забыть сразу.
Нужно перелопатить советскую РКД на "Венеру-13" и в 2027г. (?) отправить "Венеру-17" (можно без ГЗУ)  к Венере. По результатам полета в 2029г. (очередное окно) запустить доработанные "Венера-18" и "Венера-19", а уже в 2031 - "Венеру-Д", которая будет результатом набранного опыта (с нуля!) новой инженерной командой НПОЛ. 

Решетновцы могут изготовить спутники Венеры для получения данных с СА "Венер".



Цитировать40 лет назад, 4 ноября 1981 года, автоматическая межпланетная станция «Венера-14» отправилась в космос, чтобы совершить посадку на поверхности самой пламенной планеты Солнечной системы и передать первые в истории цветные снимки с ее поверхности. Станцию разработали инженеры Научно-производственного объединения имени С.А. Лавочкина (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»).

В 1980-х годах прошлого века в СССР активно развивалась научная программа «Венера», уже были запущены первые аппараты серии, совершившие пролет мимо планеты и первую мягкую посадку. При разработке грядущих станций перед инженерами стояла сложнейшая задача: осуществить забор грунта и его всесторонний анализ в условиях высоких температур. К тому моменту было известно о едкой атмосфере Венеры и жутких условиях на ее поверхности, где температура достигает 500 С, а давление в сто раз превышает земное.

Такая задача требовала новаторских решений и частичного изменения конструкции аппаратов. Для их проверки инженерами было изготовлено 18 экспериментальных машин станции и проведено множество испытаний.

Общая масса космического аппарата «Венера-14» составила 4394,5 кг. Масса спускаемого аппарата — 1632,71 кг, масса посадочного аппарата на поверхности Венеры — 750 кг. Корректирующая двигательная установка «Венеры-14» заправлена 641,35 кг топлива: 225,8 кг горючего и 415,55 кг окислителя. Старт к Венере осуществлялся с промежуточной околоземной орбиты высотой 178 на 159 км. Импульс второго включения двигателя блока ДМ составил 3990,5 м/с. 4 ноября в 9 часов 53 минуты 50,6 секунды произошло отделение аппарата от разгонного блока.

14 ноября проведена первая коррекция траектории «Венеры-14». Импульс коррекции составил 7,3 м/с, что лежало в пределах допуска, при этом двигатель проработал на малой тяге 4,1 секунды. Расход топлива составил 15,05 кг. За месяц до посадки начались проверки режимов ретрансляции по дециметровому каналу, включение сантиметрового и метрового каналов радиокомплекса, а также магнитофонов ЭА 079, на которые должна была записываться информация, принимаемая со спускаемых аппаратов.

С приближением к Венере начали проводиться операции по подготовке спускаемого аппарата к посадке. В связи с увеличением теплового потока от Солнца 4 января 1982 года закрыта шторка радиационного нагревателя спускаемого аппарата. 19 февраля включена блокировка автоматики холодного контура спускаемого аппарата и выключен вентилятор, а уже 2 марта сразу проведено штатное захолаживание в течение 11 часов, что позволяло увеличить время работы ПА на поверхности планеты. В результате температура внутри приборного контейнера к моменту отделения спускаемого аппарата от пролетного аппарата составила −14,5°С.

25 февраля проведена вторая коррекция траектории «Венеры-14». На время работы двигательной установки бортовой передатчик был выключен, а телеметрическая информация записывалась на бортовой магнитофон. После обратных разворотов аппарата в исходное пространственное положение, которое было перед коррекцией, передатчик включился по метке ПВУ.

Посадочный аппарат «Венеры-14» совершил посадку на поверхность планеты в ~1000 км от места посадки ПА «Венеры-13». Координаты точки посадки аппарата составили 13°15' южной широты (номинал —16°±1°) и 310°09' долготы (номинал 314°±1°). Первые 4 минуты работало ГЗУ ВБ02, при этом на Землю передавалась информация о его работе и работе аппаратуры «Арахис». Затем были сброшены крышки телефотометров, и началась передача изображений с вкраплениями ТМ-информации с других приборов.

Через 56 минут после посадки закончился полный цикл съёмки поверхности Венеры вторым телефотометром (первый закончил на 31-й минуте). На 57-й минуте прекратилось выделение полезной информации из принимаемого с посадочного аппарата сигнала из-за снижения его уровня ниже порогового. Таким образом, программа работы спускаемого аппарата «Венера-14» была выполнена полностью.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Veganin

Цитата: german_kmw от 21.10.2023 13:35:06Отсталая страна конечно не может, однако отсталая страна не продержится против стран НАТО 2 года, не сможет наладить производство военной техники на свой элементарной базе тех же крылатых ракет, управляемых планирующих бомб и прочего. 
 Ростех поможет Роскосмосу и всё сделают.
 У того же Калибра своя элементарная база, а там посложней чуток чем необходимая для Венеры-Д.
Вы крупно ошибаетесь. Ваш пост был бы верен в эпоху СССР, когда были выстроены мощнейшие системы образования, от начального до высшего технического, институтов РАН, промышленная база (вторая экономика планеты) и т.д. Это явилось следствием упорного, систематического анализа и целенаправленного труда на протяжении 50 лет всей иерархии советской системы госуправления с персональной ответственностью за результат, начиная со сталинской эпохи, и, разумеется, миллионов квалифицированных рабочих, инженеров, ученых (которые, сейчас, стоят в многокилометровой очереди за забором, который 20 лет назад сдали на металлолом).

Сейчас же, в эпоху разрухи, дикого капитализма и броуновского движения, Вы киваете на разработчиков Калибров и Ростех, которые спасут Роскосмос... Вы всерьез думаете, что разработчики Калибров и руководство Ростеха так и мечтает взвалить на свою шею черную дыру под названием Роскосмос? Они, в первую очередь, думают, как им осилить ГОЗ на следующий год, с учетом пожеланий Шойгу (когда по щелчку пальцев руководитель финишного завода должен решить все накопившиеся за 30 лет проблемы и своего предприятия, и всех смежников, нарастив в разы (!!!) производство сложной наукоемкой продукции) под прессом санкций, дефицита инженеров, рабочих, материалов, комплектующих, и усидеть в своих креслах. Роскосмос они не вытянут из системного кризиса, даже если будет страстное желание обрадовать ВВП и осуществить мечту детства - посадить яблоню на Марсе и попить пивка на лунной базе.

Промышленность России, фактически, представляет россыпь из предприятий ВПК/Росатома, сохранивших свой научный, инженерный и производственный персонал (зачастую, 45-60+ лет), и всех остальных, не сумевших или не захотевших этого сделать, обанкротившихся или влачащих жалкое существование, когда не могут даже поставить заказчику изделие 20-летней разработки (а нынешние инженеры, отнюдь не дураки, не знают досконально, как работает это старье, поскольку детального описания работы схем предки поленились сделать или составили с существенными ошибками). Россыпь, понимаете, а не выстроенная система с мощными горизонтальными связями с институтами РАН, ВУЗами, заводами, разбросанными по всей территории России.

Так, что, проблемы Роскосмоса придется решать самому Роскосмосу, не без помощи институтов и предприятий РФ, имеющих нужные знания и опыт.

"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.