Луна-25 – Союз-2-1Б/Фрегат – Восточный 1С – 11.08.2023 02:10:57 ДМВ

Автор zandr, 03.04.2018 23:32:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

BigFoot

Цитата: Механик от 03.09.2023 09:30:03А можно дилетантский вопрос?
В каком виде задаются команды на манёвр космического аппарата вообще и этого в частности?
-Включить двигатель на Х секунд.
-Включить двигатель, пока изменение скорости не достигнет Х м/с.
-Включить двигатель, пока параметры орбиты не станут такими-то.
В ПВУ-Р (программно-временное устройство разовое) закладывается время начала импульса, длительность и номер движка.

ОАЯ

Цитата: Паутиныч от 02.09.2023 22:30:28
Цитата: ОАЯ от 02.09.2023 15:59:16Т.е. полет проходил нормально, все решалось, никаких отклонений и вдруг бац, поверхность Луны.
(И так каждый раз - то клапан, то время не хватило, то механизм заклинило, то связь прервалась. А аппараты изготовили в гараже, полет планировали по памятке барона Мюнхгаузена - ничего не проверяли 25 раз, ничего не рассчитывали).
Я в соседней теме уже приводил пример того как это бывает в реальном полете на реальном (другом) космическом изделии. Система управления поддерживает заданную ориентацию, включает двигатели для коррекции орбиты и интегрирует данные с акселерометров. В результате сбоя обмена с прибором (это пример, там было чуть сложнее, там данные отбраковывались внутренним контролем) в серии нормальных измерений ускорения приходит ноль, после которого опять идут нормальные данные. Потом опять ноль. В результате ошибки программиста система управления этот ноль совершенно честно интегрирует. По итогу: система управления думает, что выдала меньше импульс чем на самом деле  (она же нули учитывала),  и отключает движки сильно позже чем надо. На отработках не отловили, потому что эти проблемы с обменом выявились уже в реальном полете, на стенде таких проблем не было.         
И с точки зрения наземного управления ситуация непонятная - борт сообщает, что выдал импульс нужной величины, а время включения двигателей отличается. Только анализ траекторных измерений показал кто прав. 
Но почему у Луны? И не просто у Луны, а точно в момент начала перехода на предпосадочную орбиту. И с результатом не просто кувыркания на орбите или ухода в сторону, а точно в поверхность Луны.  В следующий 10 млрд. рубл. раз будет забытый нолик, там где должен быть. Так до Плутона не долетим в жизни.

На каком-то изделии выявили и плюнули и забыли?
Если бы так работало в автомобиле, подушки безопасности срабатывали на каждом перекрестке.

С. Тушин(ский)

Цитата: Штуцер от 03.09.2023 09:55:58
Цитата: Паутиныч от 03.09.2023 09:09:06Это факт, состоявшийся на другом, известном многим изделии. Причем ошибкy подобного рода я лично встречал дважды, в двух программных блоках, написанных разными людьми из разных стран.
Выкидывать периодически нули - это органическая особенность акселерометра или результат неучтенных условий полета , ТЗЧ, скажем?
Проверять входные данные на наличие ошибок (например, на нахождение вне допустимого диапазона) и исключать ошибочные значения из расчета (есть несколько способов) - это "святая" обязанность программы, использующей внешние данные.
Два примера из совершенно разных областей - 1) неверная интерпретация бортовым компьютером т. н. "сдвига ветра" (быстрое увеличение величины скоростного напора) как повышенной скорости спуска и разворот на  другое направление посадки (ОС "Буран"); 2) ошибка при расчете макроэкономических прогнозов развития экономики страны из-за элементарной ошибки (точка вместо десятичной запятой в данных об объеме ВВП страны за один месяц, то есть использование при расчетах нулевого месячного ВВП, что, в реальной экономике, разумеется, невозможно) в программе очень "крутой" фирмы, что привело к публикации неверного прогноза развития Минэкономразвития и использование неверной информации в докладе Президента РФ

Павел73

Цитата: Штуцер от 03.09.2023 09:53:30
Цитата: Neru от 03.09.2023 08:58:43Готовят просвещенья дух
А что просвещения дух говорит о предыдущих корректирующих импульсах?
Там нули не подгаживали интегратору?
Может и подгаживали. Емнип, окололунная орбита тоже не совсем круговая была. Не 100 км.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Serge V Iz

Цитата: Механик от 03.09.2023 09:30:03Включить двигатель, пока изменение скорости не достигнет Х м/с.
-Включить двигатель, пока параметры орбиты не станут такими-то.
Где-то посередине между этими вариантами.

Требуемое изменение скорости "для попадания в цель" зависит и от текущего момента времени и от текущей скорости, и от текущей координаты. В каких-то пределах, пусть и не с абсолютным совершенством, ИНС станции может оценивать всё из перечисленного, и пользоваться какой-то приемлемо упрощённой моделью такой зависимости (моделью своего орбитального движения).

В статье про имитационное моделирование условий работы БИВК-Р с его ПО как раз об этом упоминают.

Raul

Получатся, что Луна-25 определяла импульс по только что сделанному акселерометру без резервирования. А нельзя было по-дедовски, по таймеру? С двигателями малой тяги на вытеснительной подаче топлива, тяга которых - константа? И ошибка акселерометра при длительном импульсе с малым ускорением большая. Нулики проскочили... Ну да, бывает - проскакивают. Программисты их игнорируют, если этого оговорено в задании.

БИУС-Л, похоже, испытывали перед посадкой, где он нужен для большей точности подсчета импульса С5.154?
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Штуцер

Цитата: Raul от 03.09.2023 13:29:03С двигателями малой тяги на вытеснительной подаче топлива, тяга которых - константа?
Вы немножко не понимаете.
Тяга корректирующего двигателя тоже константа, а УИ выше.
Там много чего делается (и сделано), у Исаева, чтобы тяга КД была константой. )))
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Raul

Цитата: Штуцер от 03.09.2023 13:36:56Тяга корректирующего двигателя тоже константа
У него регулируемая тяга и, видимо, это как-то используется при торможении.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Штуцер

Цитата: Raul от 03.09.2023 13:42:53У него регулируемая тяга и, видимо, это как-то используется при торможении.
Но она же управляемо регулируемая, как СУ прикажет.
:)
Что такое двигательная установка?
Двигательная установка есть исполнительный орган системы управления!
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Serge V Iz

Характеристика ДУ вида "зависимость тяги от положения двух его регуляторов" у двигателя, законченного производством, известна достаточно хорошо. Он же проходил, наверняка, всяческие контрольно-технологические испытания, у него формуляр есть, с кучей цифр. )

Просто в типичной СУ обратная связь для регулирования тяги (т.н. "регулирования кажущейся скорости"), как правило, осуществляется с помощью полностью независимых датчиков (вроде пресловутых акселерометров).

Это, среди прочего, из соображений простого и естественного обхода всей совокупности неопределённостей, связанных с точностью исполнения регулирования, собственно, регуляторами и органами управления вектором тяги, точностью знания текущих массо-центровочных характеристик аппарата, возможными изменениями параметров ПГС и ДУ в ходе длительной работы/хранения и т.п.

А положения тех регуляторов, обычно, можно потом в телеметрии посмотреть, если возникли сомнения в правильности работы машины в целом.

ZOOR

Цитата: С. Тушин(ский) от 03.09.2023 10:28:16... ошибка при расчете макроэкономических прогнозов развития экономики страны из-за элементарной ошибки (точка вместо десятичной запятой в данных об объеме ВВП страны за один месяц, то есть использование при расчетах нулевого месячного ВВП, что, в реальной экономике, разумеется, невозможно) в программе очень "крутой" фирмы, что привело к публикации неверного прогноза развития Минэкономразвития и использование неверной информации в докладе Президента РФ
Г-н Чуров в состав аварийной комиссии включен, надеюсь ...
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

SONY

Цитата: Raul от 03.09.2023 13:29:03С двигателями малой тяги на вытеснительной подаче топлива, тяга которых - константа?
Нет.
Она зависит от давления в баках (может несколько меняться в процессе вытеснения топлива), температуры (вытесняется-то объём топлива, а энергию для создания тяги даёт масса) и каких-то других параметров.

BigFoot

#4732
Цитата: SONY от 04.09.2023 01:11:34Нет.
Она зависит от давления в баках (может несколько меняться в процессе вытеснения топлива), температуры (вытесняется-то объём топлива, а энергию для создания тяги даёт масса) и каких-то других параметров.
Подозреваю, что Вы не слышали о существовании блока стабилизации давления

Дмитрий Инфан

Цитата: Наименьший квадрат от 01.09.2023 07:09:25Это даже не примитивизация, это эмоции и хамство.
Прошу прощения, если я кого-то оскорбил.
Цитата: Штуцер от 01.09.2023 07:03:09
Цитата: Дмитрий Инфан от 01.09.2023 04:16:34Да не было никаких причин. Просто специалисты в ЦУПе проявили халатность и не обратили внимания, что двигатель проработал на 40 секунд дольше положенного. А потом сильно удивились, отчего пропала связь.
Не думаю, что уровень ОГУ так упал.
Это примитивизация произошедшего.
По крайней мере, это объясняет почему так долго не объявляли об аварии и пытались восстановить связь со станцией.

Наименьший квадрат

Цитата: Дмитрий Инфан от 04.09.2023 05:15:15По крайней мере, это объясняет почему так долго не объявляли об аварии и пытались восстановить связь со станцией.
Это обычная практика. Когда аппарат внезапно перестает отвечать - с ним продолжаются попытки выходить на связь еще очень долго. Иногда по месяцу стучатся и пытаются войти в связь.
"В настоящее время каждый имеет свое право" (с)

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

SONY

Цитата: BigFoot от 04.09.2023 01:50:38Подозреваю, что Вы не слышали о существовании блока стабилизации давления
Подозреваю, Вы не слышали, что стабилизация давления не идеальна.

pypsik

Цитата: АниКей от 04.09.2023 14:57:16Презентация о "Луне-25" г.н.с. лаб. сравнительной планетологии ГЕОХИ РАН Александра Тихоновича Базилевского
Файл для тех, у кого нет телеги (в целом ничего нового к тому, что тут обсуждалось, разве что пара карт с отмеченным местом крушения):

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!