Двигатели ОКБ "Факел"

Автор Salo, 29.06.2010 23:26:49

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#1
Термокаталитические гидразиновые двигатели ОКБ "Факел":

http://jurnal.vniiem.ru/text/109/8.pdf
ЦитироватьКДУ с термокаталитическим двигателем

КДУ на основе термокаталитического двигателя (ТКД) по сравнению с СПД характеризуются очень низкой ценой тяги, составляющей 1 – 0,5 Вт/г. Это обуславливает заметное снижение энергопотребления таких КДУ. Главным же недостатком является сравнительно низкий удельный импульс, равный 210 – 220 с, что приводит к наличию заметных запасов топлива на борту КА и, как следствие, увеличению габаритов и массы.
 Принцип действия ТКД основан на термическом разложении рабочего тела в присутствии катализатора. В качестве рабочего тела используется гидразин – наиболее высокоэнергетическое топливо среди известных однокомпонентных эндотермических видов топлива. Например, по сравнению с перекисью водорода, он более стабилен при хранении и обеспечивает удельный импульс тяги до 240 с. В двигателе жидкофазное рабочее тело под воздействием катализатора разлагается на аммиак и азот. При этом часть аммиака, в свою очередь, разлагается на азот и водород. В результате реакции разложения гидразина выделяется тепло, подогревающее продукты разложения до ~900º С. К сожалению, вместе с энергетическими достоинствами гидразин обладает и существенными недостатками.
 Во-первых, данное рабочее тело является токсичным и ядовитым, а также весьма нестабильным веществом, что вызывает необходимость особых условий при работе с гидразином на земле (при заправке и проверке КДУ).
 Во-вторых, гидразин имеет относительно высокую температуру замерзания +1,7º С. Поэтому в гидразиновых КДУ должно быть обеспечено термостатирование блоков и трубопроводов установки. В состав КДУ на базе ТКД входят блок хранения рабочего тела, двигательные блоки и трубопроводы для подачи рабочего тела. Как было указано выше, гидразин хранится на борту КА в жидкофазном состоянии. Внутренняя полость бака рабочего тела состоит из двух частей, изолированных друг от друга эластичной перегородкой, с одной стороны находится запас рабочего тела (гидразин), а с другой стороны – вытеснительный газ, как правило, азот. По мере выработки рабочего тела эластичная перегородка под давлением газа деформируется, вытесняя из бака рабочее тело. По мере выработки гидразина объем бака, занимаемый вытеснительным газом, увеличивается, а давление вытеснения падает, что сказывается на расходе рабочего тела, и, соответственно, на тяге двигателя. В качестве эластичной перегородки в настоящее время в России используются металлические сильфоны, а за рубежом – полимерные материалы. К сожалению, в России номенклатура баков, предназначенных для хранения гидразина, ограничена и ОКБ «Факел» (разработчик ТКД малой тяги) при изготовлении блоков хранения и подачи рабочего тела практически использует один бак производства НПО им. Лавочкина объемом 25 л гидразина. Блок хранения и подачи рабочего тела 14Д519, разработанный ОКБ «Факел», представлен на рис. 3 (на бак устанавливаются горловины, система терморегулирования, пироклапаны, датчики и т. д.). Указанный блок хранения и подачи плохо вписывается в концепцию МКА: он имеет габаритные размеры 920 × 310 × 330 мм и сухую массу порядка 16 кг [6]. Однако следует учесть, что при полной заправке в 25 л гидразина, КДУ сможет обеспечить суммарный импульс тяги 53 кН·с, что позволяет обеспечить САС МКА не более 8 лет.
 Кроме того, применение такого бака потребует установки двигательного блока соосно с блоком хранения и подачи рабочего тела, что увеличит длину конструкции до ~130 см – величины для малого спутника существенной.
 Следующей технической задачей является получение в данной КДУ стабильной тяги. Так как давление гидразина на выходе из бака уменьшается, а тяга ТКД прямо пропорциональна давлению рабочего тела, то будет наблюдаться снижение тяги ТКД в процессе функционирования. Для стабилизации тяги двигателя необходимо использовать специальный блок стабилизации давления на выходе из блока хранения и подачи рабочего тела.
 Применение же КДУ без подобного блока затрудняется ещё и тем, что при полной заправке бака начальная тяга двигателя составит порядка 500 мН (50 гс). Такая величина тяги двигателя неизбежно вызовет возмущающий момент (из-за неточности установки двигательного блока на МКА), для парирования которого потребуется достаточно мощная система ориентации корпуса. Если учесть изменение положения центра масс при выработке рабочего тела, то суммарные величины возмущений могут оказываться неприемлемыми для МКА.
 Не менее сложным устройством являются и двигательные блоки. Объединение ТКД в блоки вызвано необходимостью их термостатирования. Двигатели находятся в составе двигательных блоков, снабженных системой радиаторов, нагревателей и температурных датчиков. Это вызвано как необходимостью теплосброса с работающего двигателя, так и необходимостью его термостатирования, которое связано со специфическими свойствами рабочего тела и с особенностью процесса разложения его в двигателе. Рабочее тело подается в полость двигателя в жидкой фазе, при этом величина расхода определяется очень малым проходным сечением капиллярной трубки. Это определяет работоспособность двигателя, поскольку стабильный режим каталитического разложения гидразина может происходить только в условиях ламинарного режима истечения жидкого гидразина из капиллярной трубки. Малейшее нарушение этого режима, которое может произойти из-за засорения или появления газового пузыря, ведет к лавинообразному взрывному процессу. По этой причине в мировой практике используются гидразиновые двигатели с тягой 500 мН (50 гс) и более. И только предприятию ОКБ «Факел» удалось решить проблему создания двигателей с тягой 100 мН (10 гс).
 По этой причине в КДУ используются двигатели в составе двигательных блоков, снабженных автономной системой терморегулирования, обеспечивающей температурный режим, необходимый для надежной работы двигателя.
 КДУ с ТКД относятся к типу изделий, которые сложны в производстве. К производственно-технологическому обеспечению изготовителя предъявляются чрезвычайно высокие требования: особая чистота производственных участков, обусловленная наличием в тракте подачи рабочего тела капилляров с микронным проходным сечением и очень сложным в эксплуатации рабочим телом – гидразином.
 В связи с этим стоимость изготовления и поставки КДУ по сравнению с КДУ других типов является высокой. Считается, что высокая стоимость КДУ на гидразине окупается высокой надежностью, достигаемой при их отработке в наземных и в натурных условиях. Большой спрос на гидразиновые КДУ подтверждает это мнение.
 Гидразиновые КДУ имеют богатую летную историю и хорошо зарекомендовали себя на отечественных и зарубежных КА, в том числе на КА «Глонасс-М», «Экспресс-АМ» и SESAT. Применение их на МКА затруднено большим запасом рабочего тела, габаритами блока хранения и подачи рабочего тела. Однако возможность достичь низкого (до 30 Вт) потребления КДУ заставляет мириться с этими недостатками. Примером применения гидразиновой КДУ может служить МКА «ЭО-1» («Можаец»), который разрабатывался в НПП ВНИИЭМ.


ЦитироватьУДК 629.78.001.2

 Н.М.Вертаков.
 Опытное конструкторское бюро «Факел»,
 г.Калининград, Россия
 Создание и модернизация ГНС «ГЛОНАСС» – стимул к разработке и совершенствованию гидразиновых двигателей и двигательных установок

 В докладе рассмотрена эволюция гидразиновых двигателей и двигательных установок ОКБ «Факел», стимулируемых развитием глобальной навигационной системы России.

 При разработке первого поколения космических аппаратов (КА) «Глонасс» НПО ПМ было принято смелое решение о применении гидразиновой двигательной установки (ДУ) стабилизации и ориентации с уникальными для начала 1980-х гг. параметрами и характеристиками двигателя, аналогов которого нет в мире до настоящего времени. Речь идёт, прежде всего, о таких требованиях технического задания (ТЗ) как уровень номинальной тяги 0,1 Н, обеспечение высокой стабильности тяги при относительно длительных ресурсных наработках и в различных режимах работы и, главное, по минимизации значения разнотяговости одновременно функционирующих пар двигателей.

 Именно сложность поставленной перед ОКБ «Факел» задачи, у которого не было до этого опыта разработки двигателей на гидразине, мощная отраслевая помощь Советского Союза, действенная помощь головных отраслевых институтов страны, обширная кооперация и, прежде всего РНЦ ПХ, в относительное короткое время позволили:
 в ходе обширных поисковых конструкторско-исследовательских работ найти оптимальные схемные и конструкторские решения по термокаталитическому двигателю К10, двигательным блокам и ДУ 17Д92 в целом;
 разработать уникальную технологию изготовления и селективной сборки двигателей, которая позволила гарантировать разнотяговость пар одновременно работающих двигателей на уровне не более 3% и, одновременно, исключить дорогостоящие огневые контрольные испытания каждого из двигателей для последующего подбора пар;
 существенно увеличить производственные мощности предприятия по изготовлению изделий, создать собственную уникальную стендовую базу для отработки и поставки штатных гидразиновых двигателей и ДУ на их основе;

 За более чем 25-летнюю историю штатной эксплуатации в составе КА «Глонасс» находилось 88 ДУ 17Д92 с суммарным количеством двигателей 2112 шт. Эта лётная история продемонстрировала очень высокую надёжность двигателей и двигательных установок ОКБ «Факел». Вероятность безотказной работы двигателя К10 составляет сейчас 0,999 при доверительной вероятности 0,9. Последние из изготовленных ДУ 17Д92 до настоящего времени успешно выполняют требуемые задачи в составе глобальной навигационной системы «ГЛОНАСС».

 Создание КА второго поколения «Глонасс-М» потребовало разработки более совершенной ДУ с повышенными техническими и эксплуатационными характеристиками, с двигателями как стабилизации и ориентации, так и коррекции, при этом обладали бы относительно широкими диапазонами изменения тяги.

 Разработка этих двигателей, а также двигательной установки на их базе уже строилась на накопленном предприятием опыте создания, производства и эксплуатации изделий для первого поколения КА «Глонасс». В 2003 году были завершены квалификационные испытания двигателя стабилизации и ориентации К50-10.1 с диапазоном изменения тяги от 0,6 до 0,1 Н и двигателя коррекции ТК500М с тягой от 6 до 1 Н, а также двигательной установки 14Д519 с их применением.

 В составе сегодняшней «ГЛОНАСС» находятся и успешно эксплуатируются 7 КА «Глонасс-М» с гидразиновыми двигательными установками 14Д519, которые суммарно включают в своём составе двигателей: К50-10.1 – 84 шт., ТК500М – 14 шт. К концу 2007г. количество эксплуатируемых ДУ14Д519 в составе системы «ГЛОНАСС» планируется довести до 13.

 С учётом опыта изготовления и поставок ДУ, а также результатов штатной эксплуатации в 2006-2007 года была проведена модернизации двигательной установки 14Д519 по применению более надёжных, совершенных и малогабаритных комплектующих.

 На смену КА «Глонасс-М» в будущем должен прийти КА нового поколения «Глонасс-К» с гидразиновой ДУ, технические требования на разработку которой существенно ужесточены. Ключевое требование – максимально возможная минимизация конструкции и массы двигателей, двигательных блоков и ДУ в целом. Реализация аналогичных требований на уровне КА неизбежно приводит к повышению эксплуатационных требований к его составным частям и, в частности, к ДУ - по обеспечению стойкости при воздействии относительно высоких механических нагрузок, которые могут находиться на уровне или выше допускаемых граничных нагрузок для автономного применения большинства существующих комплектующих.

 Столь противоречивые требования к ДУ обеспечить в заданные сроки разработки предлагается за счёт:
 применения современных методов компьютерного проектирования, упреждающего (до изготовления опытных образцов материальной части) моделирования вариантов конструкторских решений с проведением комплекса необходимых расчётов, всестороннего и оперативного анализа получаемой информации по ходу выполнения ОКР;
 конструктивного взаимодействия с заказчиком - НПО ПМ, проводящим параллельно ОКР по созданию КА «Глонасс-К» и по ходу его отработки получающим уточняющие данные по эксплуатационным условиям применения ДУ, а также за счёт обмена между предприятиями необходимой информацией, координации совместных действий;
 проведения комплекса работ с поставщиками комплектующих по обеспечению требуемых характеристик для их применения в ДУ. В случае невозможности достижения такой цели для конкретного комплектующего – за счёт соответствующих мер в конструкции ДУ (КА) по обеспечению его применения.

 С учётом такого подхода в ОКБ «Факел» развёрнуты ОКР по разработке ДУ нового поколения для КА «Глонасс-К» с завершением квалификации в 2008г.
Статья "Октябрьские "Глонассы"" в НК №12 за 2007 год:
ЦитироватьСистема коррекции имеет в своем составе блок управления и ДУ 14Д519 с двигателями на основе термокаталитического разложения гидразина разработки ОКБ «Факел». Два двигателя коррекции ТК500М тягой от 6 до 1 Н служат для подъема или снижения орбиты КА в целях перемещения в заданную рабочую точку; для ориентации и стабилизации КА служат 12 двигателей ориентации К50-10.1 тягой от 0.6 до 0.1 Н*. Точность приведения КА в рабочую точку и стабилизации в ней обеспечивает пребывание аппарата в пределах 5° по аргументу широты от заданной позиции в течение всего САС без дополнительных коррекций.

 * На КА «Глонасс» использовалась ДУ 17Д92 с двумя двигателями коррекции тягой 500 гс и 24 двигателями ориентации К10 тягой по 10 гс.
Двигатели коррекции тягой 500 гс в ДУ 17Д92 это С5.217 КБХМ. Остальные КБ Факел.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.sci-innov.ru/icatalog_new/entry_41308.htm
ЦитироватьДата материала:     01.06.2004
Номер гос. регистрации:     У85909
Название:     Разрабтка и изготовление универсального тягоизмерительного устройства для одновременного измерения тяги и вектора тяги СПД. Форсирование гидразинового двигателя К50-10.4 по тяге с определением верхней границы работоспособности. повышение надежности СПД з
Основное описание:     Разработано и введено в эксплуатацию универсальное тягоизмерительное устройство для одновременного измерения тяги и вектора тяги СПД мощностью до 5 кВт. Диапазон измерения тяги - 30 гс (300 мН), погрешность измерения отклонения вектора тяги +- 10 угловых минут. Термокаталитический двигатель К50-10.4 форсирован по тяге до 1 Н с запасом 40 %. Его основные параметры и характеристики не уступают лучшим зарубежным аналогам. Разработана новая рецептура высокотемпературного клея, сохраняющего высокие и стабильные электроизоляционные свойства при рабочей температуре до 300 град. С.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#3
http://kompozit-mv.ru/rus/about/news/30/

Термокаталитический двигатель коррекции орбиты спутника
системы ГЛОНАСС (изготовитель ФГУП "ОКБ"Факел"
(Видимо ТК500М и К50-10.1 - Salo)


Директор института Новых Металлургических Технологий
рассказывает о применении высокохромистого сплава типа ВХ4Ш для
термокаталитического двигателя коррекции орбиты спутника
системы ГЛОНАСС.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#4
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.safran.ru/rubrique.php3?id_rubrique=100
ЦитироватьПлазменные двигатели

Французско-российское сотрудничество
В 1993 году Snecma (Группа SAFRAN) начала партнерство с ОКБ Факел - российским производителем плазменных двигателей. В рамках заключенного соглашения Snecma осуществляет сбыт стационарных плазменных двигателей SPT100 в Европе через совместное предприятие ISTI, созданное с американским производителем спутников Space Systems/Loral. Около 50 двигателей были проданы Thales Alenia Space и Astrium, и некоторые из них уже функционируют на трех спутниках: Intelsat 10, Inmarsat 4-F1 и Inmarsat 4-F2.

Snecma специализируется на плазменных ракетных двигателях – технологии, в разработке которой она была пионером в Европе более 15 лет назад, в сотрудничестве с российским партнером - ОКБ Факел. Стационарный плазменный двигатель PPS®1350 используется как для управления в орбитальном полете, так и для перемещения спутников и космических зондов. Его главным преимуществом является высокий удельный импульс, что существенно снижает вес космического аппарата по сравнению с аппаратами, на которых используются традиционные химические двигатели. Ускоритель помимо всего прочего обеспечивает прекрасное соотношение тяги/электропотребления, что снижает время его активации при совершении каждого маневра.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#6
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=603581#603581
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьSalo пишет:

http://www.mai.ru/conf/aerospace/internetconf/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=801&view=next
Цитировать_Andrey пишет:

В состав сервисного блока входит двигательная установка (ДУ). ДУ КА "KazSat" разрабатывает и изготавливает ОКБ "Факел" в кооперации с ГКНПЦ им. М.В. Хруничева КБ "Салют", ОАО "АВЭКС". ДУ предназначена для выдачи регламентированных импульсов тяги по командам системы управления КА и обеспечивает выполнение следующих функций: демпфирование остаточных угловых скоростей КА KazSat после его отделения от РБ; управление угловым положением и движением центра масс КА KazSat; разгрузку электромеханических исполнительных органов КА KazSat.
В ДУ КА KazSat входят следующие блоки: восемь тяговых модулей (ТМ), три блока подачи ксенона (БПК), два блока хранения ксенона (БХК), восемь газовых двигателей (ГД), аппаратура преобразования и управления (АПУ), которая обеспечивает управление ТМ, межблочные кабели, включая кабели, соединяющие АПУ и систему энергоснабжения (СЭС) (разрабатываются и изготавливаются изготовителем КА по исходным данным ОКБ "Факел); межблочные трубопроводы (МБТ).
ТМ содержит стационарный плазменный двигатель создаваемый на базе серийного.
ГД содержит теплоаккумулирующую камеру с соплом, электрическим нагревателем, датчик температуры, два последовательно установленных в тракте подачи РТ электромагнитных клапан
Salo пишет:

А зачем там газовые двигатели?
_Andrey пишет:

Газовые двигатели (работают на том же ксеноне, что и СПД) предназначены для гашения угловых скоростей после отделения КА от РБ. Так же с их помощью в нештатных ситуациях (когда нет возможности включить СПД) можно проводить разгрузку маховиков.
Salo пишет:

А кто делал газовые двигатели для Ваших КА? НИИМаш? ОКБ "Факел"? Сами?
_Andrey пишет:

Факел.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#7
В ОАО ИСС от продукции Факела потихоньку отказываются:

http://www.iss-reshetnev.ru/images/File/newspaper/2010/216-screen.pdf

статья "Разработчики автоматики спутниковых систем", стр.6:
ЦитироватьБлок для двигателя коррекции

Другой серьезной и перспективной разработкой, которую осуществили специалисты отдела 320, стал блок подачи ксенона  (БПК) для плазменного двигателя коррекции. Бак спутника заправляется ксеноном под давлением около 140 кг/см². За время срока активного существования аппарата газ расходуется, и давление в баке понижается. Прибор предназначен для поддержания стабильного давления газа при его подаче в двигатель коррекции.
До настоящего времени на космических аппаратах решетнёвской фирмы использовались блоки, разработанные и изготовленные в ОКБ «Факел» (г. Калининград). Закупка этих приборов обходилась нашему предприятию не дешево, поэтому было принято решение разработать собственный блок подачи ксенона силами специалистов отдела 320. «Мы взялись за эту работу с легкой руки начальника лаборатории проектирования и испытания систем коррекции Юрия Ермошкина, - рассказал Леонид Бородин. - Он сумел убедить руководство предприятия, что сотрудники отдела смогут создать свой блок, и мы его не подвели». Было выдано техническое задание на изделие, после чего коллектив сектора 3205 приступил к разработке отдельных устройств автоматики блока.
 Большой вклад в эту работу внесли Николай Зверев, Нина Гензик, Андрей Михеев. Активное участие в ней принимал Андрей Коновалов, которого в отделе называют «отцом редукторов давления». Первоначальную компоновку конструкции блока выполнил Константин Киселёв из отдела 309. Он также выпустил первый комплект конструкторской документации на изделие.
 В дальнейшем ведение документации по отдельным элементам и блоку в целом взял на себя отдел 320. Началась кропотливая работа по созданию технологии изготовления деталей, сборки, пайки, сварки, проведению испытаний и изготовлению специализированного оборудования.
 «Когда мы начали работать с ксеноном, то поняли, почему эти блоки такие дорогие, - пояснил заместитель начальника подразделения. - Работать с ним очень непросто. Помимо того, что ксенон относится к тяжелым газам, он также обладает специфическими свойствами, в силу которых влияет на некоторые элементы в составе аппаратуры. Поэтому в баки спутника заправляется только абсолютно чистый газ». Кроме того, БПК должен обеспечивать подачу газа в двигатель под определенным давлением с высокой точностью.
 В результате сотрудникам отдела автоматики систем терморегулирования и приводных устройств удалось не только обеспечить необходимые показатели, но и улучшить некоторые из них. Например, устройства разработки ОКБ «Факел» имеют массу 12,5 кг. Блок, созданный в ОАО «ИСС», весит всего 2,6 кг. Это существенное преимущество, ведь массогабаритные характеристики отдельных приборов влияют на размеры и массу космического аппарата. Кроме того, блок изготовлен с учетом перспективы развития спутниковых технологий. Он рассчитан на срок активного существования 15 лет и допускает входное давление до 250 кг/см² – при том, что в баках существующих аппаратов максимальный показатель составляет 140 кг/см². Блок может быть состыкован с двигателем коррекции не только производства ОКБ «Факел», но также рассчитан на вновь создаваемый двигатель, работа над которым ведется в Исследовательском центре имени М.В. Келдыша.
 Специалисты отдела 320 подчеркнули, что разработка БПК – очень наукоемкий процесс, и с гордостью отметили, что их прибор уникален. Устройство защищено пятью авторскими свидетельствами как на отдельные составляющие, так и на весь блок.
 К настоящему моменту БПК прошел наземную отработку, в том числе огневые испытания совместно со стыковочным двигателем коррекции и системой управления. В отделе 320 был также создан наземный сегмент – оборудование для повышения давления, автоматизированная контрольно-проверочная аппаратура для термовакуумных испытаний автоматики и блока в целом.
 В планы специалистов входит дальнейшее совершенствование конструкции с использованием еще более современных технологий, улучшение массогабаритных характеристик и точности регулирования подачи газа.
http://www.iss-reshetnev.ru/images/File/newspaper/2010/203-screen.pdf
 Статья "Двигателисты решетнёвской фирмы", стр.4-5:
Цитировать- как вы оцениваете уровень современных систем коррекции, применяемых в космических аппаратах нашей фирмы?

 - 15-20 лет назад технический уровень систем коррекции, применяемых на наших изделиях, несколько опережал мировой. Мы впервые применили на практике высокоэффективные плазменные двигатели для коррекции орбиты геостационарных спутников. Это позволило существенно, на сотни килограммов, уменьшить массу заправленных двигательных установок и эффективно решить задачу коррекции наклонения орбиты космических аппаратов.
 Но сейчас положение изменилось. За рубежом уже достаточно широко применяются ионные двигатели, которые превосходят наши по экономичности более чем в два раза. Поэтому еще в конце прошлого века мы поставили задачу разработки новых, более экономичных двигателей и более совершенного оборудования двигательных систем. К сожалению, цикл разработки двигателей больше, чем спутника. Только сейчас мы вполне готовы к применению новых компонентов двигательных подсистем. В частности, блок подачи рабочего тела, который разработали специалисты отдела автоматики систем терморегулирования и приводных устройств, весит почти в 5 раз меньше, чем ныне применяемый.
 Удельные характеристики нового композитного бака примерно в 2 раза лучше старого. Начата разработка более технологичного бака для жидкого топлива. Практически закончена разработка нового плазменного двигателя для платформ среднего класса. В этом году мы приступили к созданию мощного и экономичного плазменного двигателя и системы питания к нему. У нас есть все для того, чтобы успешно выполнить эту задачу в ближайшие несколько лет. Применение новых двигателей позволит уменьшить массу заправленной двигательной установки на 130-140 кг.
Ни одна другая система платформы не имеет таких резервов для совершенствования. Если мы сумеем в ближайшее время внедрить эту технику в эксплуатацию, то снова выйдем на мировой уровень.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#8
Блоки газораспределния ксенона производства ОКБ Факел:
http://users.gazinter.net/fakel/products.html


ДВИГАТЕЛЬ СПД 70 + Блок газораспределения (БГР)


ДВИГАТЕЛЬ СПД 100 + Блок газораспределения (БГР)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#9
ЦитироватьSchwalbe пишет:

Достаточно неожиданно для меня - комплектный Луч в музее связи.

Цитировать... центральный экспонат - первый гражданский спутник связи "Луч-15", подаренный музею Министерством РФ по связи и информатизации в апреле 2003 года...
:?

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=627233#627233
ЦитироватьSchwalbe пишет:

Несколько детальных фотографий. Двигатели:







"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/212/09.shtml
ЦитироватьРаботы по созданию геостационарного СР «Гейзер» для системы «Поток» начались в НПО ПМ в 1979 г. В качестве конструктивной основы аппарата в НПО ПМ была специально создана новая платформа унифицированного ряда КАУР-4. Впервые в практике предприятия на ней имелся бортовой комплекс управления на базе БЦВМ. Также впервые на платформе установили четыре стационарных плазменных двигателя коррекции СПД-70. С их помощью система коррекции орбиты позволяла удерживать отклонения от заданного положения на ГСО в пределах 0.2° по долготе. Трехосная система ориентации, использующая гиростабилизаторы и электрореактивные (термокаталитические гидразиновые) двигатели ориентации в качестве исполнительных органов, обеспечивает точность пространственного положения аппарата 0.1°. Оба типа двигателей созданы в ОКБ «Факел» (г.Калининград). Солнечные батареи КАУР-4 площадью 40 м2 имеют одностепенные приводы для наведения на солнце. Платформа КАУР-4 использовалась в дальнейшем как база для всех геостационарных КА последующих разработок НПО ПМ. В том же варианте, что и для «Гейзера», она стала основой СР «Альтаир».
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#11
http://www.iss-reshetnev.ru/images/File/newspaper/2010/226-screen.pdf
ЦитироватьОгневые испытания плазменных двигателей

Проведены аттестационные огневые испытания технологических образцов плазменных двигателей SPT-100B, изготовленных в ОКБ «Факел». Они будут установлены на космических аппаратах, создаваемых на базе платформы семейства «экспресс-1000». также прошла отработка нового прибора СПУ-2Э созданного НПЦ «Полюс» и блока подачи ксенона разработки ИСС имени академика М.Ф. Решетнёва.

Испытания проводились в вакуумной камере КВУ-400. Параллельно для изучения влияния двигателей на элементы космического аппарата воздействию плазменной струи были подвергнуты образцы солнечных батарей и некоторых конструкционных материалов. Задачей аттестационных испытаний было продемонстрировать готовность рабочего места к проведению приемочных огневых испытаний штатных образцов оборудования двигательной подсистемы спутников.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Johannes

V. Kim, K. N. Kozubsky, V. M. Murashko, A. V. Semenkin: History of the Hall Thrusters Development in USSR [IEPC-2007-142][pdf, 1.6MB]
«Вперед, на Марс!»

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#14


Гидразиновая ДУ - бак зелёного цвета.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Veganin

На каких отечественных КА, запущенных в 2008-2010 гг (кроме Глонасс-М), стоят плазменные движки "Факела"? На сайте предприятия http://users.gazinter.net/fakel/launch.html информация только о спутниках запущенных в 1971-2005 гг.
Там же есть строчка и о Фобос-Грунте. В новых миссиях на Луну, Марс, Венеру предполагается использовать продукцию калининградцев?
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Salo

Видимо на всех геостационарных платформах.

Планируется на Экспресс-1000:

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=639354#639354

ЗЫ: Вот на Глонассе-М они как раз никогда и не стояли.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Кстати в связи с переходом Фобоса-Грунт на Зенит, модуль ЭРДУ с него по-моему убрали.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Veganin

Salo, благодарю.
Значит на Фобос-Грунт будут только газовые двигатели малой тяги?
http://www.niimashspace.ru/produce/rkt/28-rdmt/63-md08-02.html
http://www.niimashspace.ru/produce/rkt/28-rdmt/60-17d58yf.html
http://www.niimashspace.ru/produce/rkt/28-rdmt/57--11458.html
http://www.niimashspace.ru/produce/rkt/28-rdmt/54--11457.html

PS
О том, что ЭРДУ с Ф-Г убрали я запамятовал. Вроде столько про это писали...
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.