ЦитироватьГерой Советского Союза
летчик-космонавт СССР
БЕРЕЗОВОЙ АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ
Родился 11 апреля 1942 г. в поселке Энем Тахтамукаевского района Адыгейской АО Краснодарского края.
Качинское Краснознаменное ВВАУЛ имени А.Ф.Мясникова окончил в 1965 г. Затем служил летчиком-инструктором в этом же училище, с марта 1967 г. – старшим летчиком, а с апреля 1970 г. – командиром авиационного звена 648-го гвардейского истребительного авиационного полка 119-й ИАД 48-й воздушной армии Одесского ВО в г. Тирасполь. До прибытия в отряд космонавтов летал на самолетах Як-18, МиГ-15, Миг-17, МиГ-21, МиГ-21 БИС.
27 апреля 1970 г. приказом Главкома ВВС был зачислен в отряд космонавтов ЦПК имени Ю.А.Гагарина на должность слушателя-космонавта. Общекосмическую подготовку успешно прошел с мая 1970 г. по июль 1972 г., а в 1975 г. закончил заочное отделение Краснознаменной ВВА имени Ю.А.Гагарина.
В семидесятые годы советская космонавтика могла позволить себе «тянуть» несколько пилотируемых программ одновременно. Для их реализации космонавтов набирали много и готовили довольно долго, что называется, с запасом. Типичная для многих из них космическая биография была динамичной, напряженной, порой драматичной, но только пока на Земле. Вот почему, после окончания общекосмической подготовки к своему космическому полету Анатолий Николаевич «через тернии к звездам» прошел несколько этапов в течение десяти лет.
В 1972-1974 гг. проходил подготовку в составе группы космонавтов по нереализованной военной программе «Спираль» («космический самолет»). В 1974 г. вместе с Юрием Пономаревым готовился в экипаже на ДОС-4 («Салют-4»), но в 1975 г. Березового перенацелили на челомеевскую программу «Алмаз». Вместе с Михаилом Лисуном трижды проходил подготовку в качестве командира резервного и дублирующего экипажа по программе первой и второй экспедиции на «Салют-5». В 1977 г. готовился к полету основного экипажа третьей экспедиции длительностью 2-3 месяца. Полет был отменен из-за задержки подготовки КК «Союз».
С 1977 г. вместе с группой космонавтов проходил подготовку к испытательному полету на транспортном корабле снабжения ТКС.
Незавидная судьба выпала этому кораблю. ТКС в фирме Василия Николаевича Челомея создавался 15 лет. Он должен был одновременно выполнять следующие задачи:
- доставлять на орбитальную станцию и возвращать на Землю экипаж из трех человек; - в качестве грузового корабля доставлять на орбиту до 5,5 тонн грузов, научной аппаратуры и средств обеспечения жизнедеятельности экипажа;
- осуществлять многократный подъем (коррекцию) орбиты орбитальной станции, выполнение всех динамических операций.
В ЦПК имени Ю.А.Гагарина в 1974-1975 г.г. доставили два тренажера для нового корабля, и большая группа космонавтов с большим энтузиазмом приступила к подготовке к полету на ТКС.
Два корабля ТКС – «Космос-929» в 1977 г. и «Космос-1267» успешно выполнили испытательные полеты в автоматическом режиме. Причем последний, 19 июня 1981 г., был состыкован со станцией «Салют-6», их совместный полет продолжался более года. Практически все испытания были завершены, и ТКС можно было готовить для полета с космонавтами на борту.
Но все усилия оказались напрасными. В 1982 г., неожиданно для многих, Госкомиссия приняла решение отказаться от использования ТКС в качестве пилотируемого корабля. Его старт так и не состоялся.
ТКС фактически включал в себя два автономных изделия: возвращаемый аппарат (ВА) и, собственно, корабль – функционально-грузовой блок (ФГБ). Благодаря этим принципам, дающим системе большую адаптивность и гибкость, ТКС «выжил» и трансформировался в современные системы.
В 1989-1995 гг. к станции «Мир» по очереди были пристыкованы целевые модули «Квант-2», «Кристалл», «Спектр» и «Природа», благодаря чему на орбите была построена универсальная космическая лаборатория – уникальный орбитальный пилотируемый комплекс «Мир». Все эти модули были сделаны на базе ФГБ транспортного корабля снабжения.
20 ноября 1988 г. на орбиту был запущен первый элемент Международной космической станции (МКС) – российский функционально-грузовой блок «Заря». С этого модуля началась сборка МКС на околоземной орбите, и транспортный корабль снабжения в современной версии верой и правдой продолжает служить мировой пилотируемой космонавтике.
Драматичная судьба челомеевского проекта круто прошлась также и через судьбы «алмазовских» космонавтов. Отдав годы и годы своему любимому делу, пройдя через тренировки, пот и труд на Земле, многие из них так и не дошли до своего космического старта. Пожалуй, лишь Анатолию Березовому повезло, его опыт, приобретенный за десять лет беспрерывной подготовки и многочисленных тренировок в ЦПК, был, наконец, востребован для работы на долговременной орбитальной станции «Салют-7».
В конструктивном отношении орбитальная станция «Салют-7» представляла собой усовершенствованный «Салют-6». Проведенные мероприятия по
совершенствованию конструкции станции и по ее дооснащению новым научным оборудованием расширили возможность автоматизации управления, обеспечили более комфортные условия для экипажа, позволили расширить программу научных экспериментов. Первый экипаж основной экспедиции на «Салют-7» стартовал 13 мая 1982 г. на КК «Союз Т-5». Анатолий Березовой – командир корабля и Валентин Лебедев – бортинженер. Через сутки полета в автоматическом режиме «Союз-5» пристыковался к станции.
Программа полета была весьма насыщенной. Космонавты выполняли астрофизические и технические эксперименты. На установке «Кристалл» они провели серию экспериментов по космическому материаловедению, а на новой технологической установке «Корунд» - по получению опытных образцов полупроводниковых материалов.
Значительное место в работе космонавтов было отведено наблюдению и фотографированию земной поверхности и акватории Мирового океана. Началась широкая программа геофизических исследований. Их назначение – сбор информации о природных ресурсах СССР и социалистических стран. Изучение Земли выполнялось комплексно – визуально и с фиксацией (фотокамерой МКФ-6М, широкоугольным фотоаппаратом КАТЭ-140, оптическим фотометром, спектро- и радиометрической аппаратурой).
Космонавты наблюдали на поверхности Земли большое количество геологических структур. Их обнаружение и опознание из космоса – большое искусство. Обучение этим тонкостям велось в период подготовки к полету, специальные рейсы выполнялись самолетом-лабораторией над тестовыми участками страны.
С помощью стационарной аппаратуры за время своего полета они выполнили около 20 тысяч высококачественных снимков Земли. Эти фотоснимки стали основой разнообразных тематических карт: геологических, гидрологических, для нужд сельского, лесного и водного хозяйств.
Космонавты стали месяцами жить и работать на орбитальной станции, но какая бы она ни была совершенная – это все-таки техническая искусственная среда. Вот почему, начиная с Быковского, наиболее любимым занятием была работа с живой природой, биологические эксперименты. Березовой и Лебедев с увлечением изучали в космической оранжерее динамику роста лука, петрушки, редиса, огуречной рассады. На, казалось бы, невзрачном сорняке, арабидобсис, космонавты впервые в условиях невесомости провели полный цикл развития растения от семян до семян.
С удовольствием экипаж выполнял эксперименты, что называется, «для души». Дважды космонавты впервые обеспечили запуск с борта «Салют-7» через шлюзовую камеру, где отстреливают контейнеры с «космическим мусором» и выводится наружу научная аппаратура, малые космические аппараты «Искра». Эти радиолюбительские спутники были созданы студенческим КБ Московского авиационного института имени С.Орджоникидзе. На «Салюте-7» космонавты также впервые испытали экспериментальную «систему принятия водных процедур», а попросту, душевую установку для помывки в невесомости.
30 июля космонавты осуществили выход в открытый космос и впервые испытали модернизированный скафандр «Орлан-Д» с увеличенным ресурсом работы. Они сняли с внешней поверхности станции прибор для регистрации микрометеоритов и заменили панели «Эталон» с образцами различных материалов для их экспозиции в открытом космосе. Провели ряд технологических операций с целью оценки эффективности применения термомеханических и резьбовых соединений и различных пар металлов. Съемки выполняли с помощью фотокамеры «Хассельблад».
С фотоаппаратом была связана забавная и поучительная история. В комплект «Хассельблата» входило специальное кольцо для наведения объектива на резкость, причем выполнять работу приходилось в скафандрах в жестких перчатках. Кольцо было в укладке с фотоаппаратом, а во время подготовки оно исчезло. Космонавты обшарили всю станцию и даже транспортный корабль – кольца нет. Эксперимент был на гране срыва. Анатолий Николаевич из подручных материалов изготовил недостающее кольцо, и космонавты выполнили запланированные съемки в открытом космосе. Через двое суток Березовой сидел у пульта управления, и его кто-то стал гладить по волосам. Поднял голову. Нет, это не Лебедев, это объявилось злополучное кольцо. Так что невесомость – весьма своенравная и непредсказуемая спутница.
В ходе полета «Эльбрусы» (позывной экипажа) приняли две экспедиции посещения. С 25 июня по 2 июля на «Салюте-7» побывали «Памиры» – советско-французский экипаж в составе командира Владимира Джанибекова, бортинженера Александра Иванченкова и космонавта-исследователя первого космонавта Франции Жан-Лу Кретьена. 20-27 августа на станции работали вместе с «Днепрами» – Леонидом Поповым, Александром Серебровым и Светланой Савицкой. Спустя 19 лет после полета Терешковой вновь на орбите работала женщина. Будучи истинными джентльменами, Березовой и Лебедев встретили на станции «космическую леди» букетом арабидобсиса с нежными мелкими цветочками.
Работа с экспедициями посещения имеет свои особенности. Это и обязательные протокольные мероприятия, и прямые телемосты, и космическая символика. Но главное – это напряженная работа. Программа экспедиций посещения была многоплановой и очень насыщенной, а многие эксперименты на борту выполнялись впервые. Так, в ходе семидневного совместного полета второй экспедиции посещения космонавты провели более 20 различных исследований и экспериментов.
Поэтому для основного экипажа главной задачей являлось: во-первых, обеспечить прибывшим космонавтам комфортные условия пребывания на орбите, дать «зеленую улицу» в работе; во-вторых, всячески оказывать помощь товарищам в выполнении программы полета. К тому времени некоторые эксперименты стали настолько сложными, что успех их проведения всецело зависел от слаженности в работе всего коллектива. Подтверждением тому является уникальный эксперимент «Пирамиг»: две фотокамеры, разработанные и изготовленные специалистами Франции. Аппаратура была тонкая и очень чувствительная. Многие скептики и во Франции, и в нашей стране сомневались, что космонавты сумеют поставить эксперимент на орбите. Вот как обо всем этом вспоминал космонавт Александр Иванченков.
«Пожалуй, самая трудная для нас задача состояла в проведениии серии астрофизических экспериментов на аппаратуре «Пирамиг» - сверхчувствительной фотокамеры для съемок ночной земной атмосферы, внутри и вне галактических образований и туманностей.
Вот уж где успех зависел от четкой работы каждого из нас. Дело в том, что в момент съемки станция должна была «замереть» в пространстве, а ее остаточные угловые скорости вращения должны были быть всего лишь в несколько тысячных долей градуса в секунду. Иначе на пленке появился бы неизбежный «смаз», и цена всех наших усилий свелась бы к нулю. После входа в тень Анатолий опознавал звезды, ручным управлением станции совмещал их с «маской» астроориентира, передавал управление Валентину, который, работая микроимпульсами, с помощью еще более точного прибора – секстанта добивался необходимой стабилизации.
Далее следовала наша очередь работы – за минимальное время сделать серию снимков с различными выдержками и фильтрами, после чего Анатолий и Валентин должны были сориентировать станцию на следующий объект, а мы до выхода на свет в полном объеме провести съемку.
Каждый из нас где-то в душе особенно переживал за исход этого эксперимента. И работа удалась. Каждый из нас, видимо, еще не раз будет с удовольствием вспоминать моменты этой напряженной, ответственной и интенсивной работы, которая потребовала от нас полной слаженности, взаимовыручки и оперативного мастерства».
После возвращения экипажа «Памиров» на Землю, французские специалисты очень высоко оценили представленные им результаты эксперимента. Вот почему по просьбе французских компаний Анатолий Березовой и Валентин Лебедев повторили эксперимент «Пирамиг» совместно с Поповым, Серебровым и Савицкой, а затем выполнили еще раз, но уже вдвоем.
За свою экспедицию космонавты приняли четыре автоматических грузовых корабля «Прогрессы-13, -14, -15 и -16», разгрузили и перекачали на станцию около тонны расходных материалов и дополнительного научного оборудования.
Программа полета ЭО-1 первоначально рассчитывалась на 175 суток. После 18-суточного полета Николаева и Севастьянова и космонавтам, и специалистам стало понятно, что невесомость очень коварна и требует к себе внимательного отношения. По результатам этого полета был разработан целый комплекс мероприятий по подготовке космонавтов к факторам космического полета на Земле и медико-профилактических средств, которыми стали оснащать все орбитальные станции. Это – бегущая дорожка, велоэргометр, нагрузочные костюмы «Пингвин» и другие средства. В медицинских экспериментах космонавт был одновременно и экспериментатором и объектом исследования. Постепенно, шаг за шагом на «Солюте-6» увеличивалась длительность полетов от 96 суток (Ю.Романенко и Г.Гречко) до 185 суток (Л.Попов, В.Рюмин).
Через четыре месяца пребывания «Эльбрусов» на орбите специалисты сделали вывод о возможности увеличения длительности полета ЭО-1 еще на месяц. 14 сентября на связь с Березовым и Лебедевым вышел Генеральный конструктор НПО «Энергия» В.П.Глушко. Он сообщил, что постановщики экспериментов высоко оценивают работу экипажа на орбите, и предложил продлить полет с 175 до 209 суток, чтобы выполнить дополнительную программу исследований и попутно установить новый мировой рекорд длительности космических полетов. Березовой и Лебедев еще на Земле обсуждали возможность продления их полета. Они согласились.
За вторую половину полета (около 100 суток) гостей на борту больше не было, поэтому экипаж полностью выполнил основную и дополнительную программу исследований. В последние рабочие дни перед возвращением Березовой и Лебедев законсервировали станцию, произвели заборы проб воздуха и микрофлоры в помещениях. Они занимались физическими упражнениями, регулярно тренировались с использованием вакуумного костюма «Чибис».
Посадка проходила ночью. Когда экипаж был уже в корабле перед расстыковкой, на связь вышел представитель посадочной комиссии Г.Т.Береговой. Он сообщил, что условия на месте посадки благоприятные (температура воздуха –10 , безветренно) и пожелал космонавтам мягкой посадки. Но через два часа погодные условия резко ухудшились: плотный туман и густой снегопад.
10 декабря 1982 г. спускаемый аппарат корабля «Союз Т-7» совершил посадку в 190 км восточнее Джезказгана. Вертолет, на котором летела часть поисковой группы, при заходе на посадку по радиомаяку из-за плохой видимости зацепился хвостовым винтом за сопку в 600 метрах от СА, подломив стойку шасси. Синяки и ушибы были, но, к счастью, никто серьезно не пострадал. Второй вертолет с теплой палаткой прилететь не смог из-за плохих метеоусловий. Зато к месту посадки сквозь непогоду пробились вездеходы – поисково-эвакуационные машины. В них космонавты переночевали. Только когда расцвело, и прекратился снегопад, смогли прилететь остальные вертолеты с большей частью поисковой группы. Так завершился космический полет, продолжавшийся 211 суток.
После полета Анатолий Николаевич дважды был дублером командира корабля экспедиции посещения, проходил подготовку по программе космонавта-спасателя на корабле «Союз ТМ» без бортинженера.
В конце 80-х - начале 90-х годов группа космонавтов проходила подготовку по программе космонавта-спасателя для полета на КК «Союз ТМ» без бортинженера. В случае невозможности возвращения на Землю экипажа орбитальной станции на своем корабле космонавт должен был стартовать на дежурном корабле-спасателе в одиночку, пристыковать его к орбитальной станции и возвратить с орбиты терпящий бедствие экипаж. В 1985-1987 гг. по этой программе прошли полный курс подготовки космонавты А.Н.Березовой, Ю.М.Малышев и В.А.Ляхов. В начале 90-х годов к этой группе спасателей подключились космонавты В.М.Афанасьев и А.А.Волков.
С 1988 по 1990 г. Анатолий Березовой, а с ноября 1990 по март 1992 г. – летчики-испытатели Иван Бачурин, Алексей Бородай и Леонид Каденюк (ГК НИИ ВВС имени В.П.Чкалова) готовились командирами корабля-спасателя КК «Союз ТМ» с андрогинно-периферийным агрегатом стыковки (АПАС-89). Первоначально корабль с заводским номером 101 планировалось запустить в ходе испытательного беспилотного полета «Бурана» для стыковки с ним, отработки «спасения экипажа» многоразового корабля и последующей стыковки на аналогичный стыковочный узел на модуле «Кристалл» станции «Мир».
Корабль с андрогинным узлом был изготовлен. Программу «Энергия»-«Буран» в начале 90-х годов закрыли навсегда, а ресурс корабля истекал. Было решено использовать 101 КК («Союз ТМ-16») для доставки очередного экипажа (ЭО-13) на ОК «Мир» со стыковкой к узлу АПАС-89 на модуле «Кристалл». 24 января 1993 г. стартовали космонавты Геннадий Манаков и Александр Полещук. Через двое суток в запланированном ручном режиме они пристыковали свой корабль на «Кристалл». Попутно в реальном полете испытали новый стыковочный узел, что позволило в последующем успешно выполнить девять стыковок американского МТКК спейс шаттл с помощью «бурановских» стыковочных агрегатов на ОК «Мир».
Космонавтам-спасателям, к счастью, не пришлось проводить спасательные работы и эвакуацию экипажа с орбитальной станции. Но опыт подготовки командиров-спасателей не прошел даром.
В 1988 г. в экипаж посещения включили опытного командира Владимира Ляхова, прошедшего подготовку по курсу космонавта-спасателя и умевшего управлять кораблем в одиночку. 29 августа вместе с Ляховым стартовали, а 31 августа к ОК «Мир» пристыковались, два космонавта-исследователя – врач Валерий Поляков и афганец Абдул Ахад Моманд. Поляков остался на станции для обеспечения сверхдлительного годового полета космонавтов В.Титова и М.Манарова, а В.Ляхов 7 сентября вернулся на Землю с афганским космонавтом.
В январе 1991 г. к тренировке приступил экипаж 10-й основной экспедиции: Александр Волков (командир), Александр Калери (бортинженер) и вместе с ними должен был стартовать австрийский космонавт-исследователь Франц Фибек.
В том же январе руководство СССР приняло решение осуществить космический полет с участием космонавта Казахстана для выполнения научной программы Академии наук Казахской ССР. Экспедицию посещения предполагалось осуществить в ноябре 1991 года в начале работы на «Мире» экипажа ЭО-10. В апреле для этого полета был сформирован основной экипаж: Валерий Корзун (командир), Александр Александров (бортинженер) и Токтар Аубакиров (космонавт-исследователь).
Резкое сокращение финансирования уже в середине года поставило эти планы под угрозу срыва. Денег на два корабля и две ракеты не оказалось. 10 июля 1991 г. Госкомиссия решила совместить советско-австрийский полет с экспедицией казахского космонавта. Из состава советско-австрийского полета был выведен бортинженер А.Калери, и его место занял Т.Аубакиров. 2 октября 1991 г. на «Союзе ТМ-13» Александр Волков стартовал и 4 октября с ОК «Мир» состыковался без бортинженера. Слева и справа от Волкова космонавты были подготовлены только до уровня космонавта-исследователя. Бортинженер ЭО-9 Сергей Крикалев остался на «Мире» выполнять программу ЭО-10 с Волковым, а Анатолий Арцебарский 10 октября 1991 г. вернулся на Землю с двумя космонавтами-исследователями без бортинженера.
В 1993 г. с должности заместителя командира отряда космонавтов полковник Березовой Анатолий Николаевич уволился в запас по возрасту.