Ядерный двигатель

Автор Lev, 29.05.2011 05:08:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий Фёдоров

Если массу уже прикинули (7-30 тонн), и двигатели, скорее, тоже известны (ВЧИД-45 или лучший/бОльший) - какие-нибудь прикидки по количеству рабочего тела на борту (и дельты) уже есть? Хотя бы - стоит ли овчинка выделки? С какой-нибудь небольшой научной ПН (допустим тонны 2-3)?

Главное преимущество системы (в гражданской версии), я так понимаю, должно заключаться в сокращении времени межпланетных перелётов? Т.е. не три-пять лет до дальнего космоса, а месяцы?


Цитата: Антикосмит от 17.09.2020 20:07:11Кстати о Церере. Я тут на прогулке подумал, что из этой платформы получится недурственный атомный ракетный крейсер стратегического назначения.
Скорее крейсер для завоевания ГСО. Когда инспектор, когда и лазерная пушка, когда и платформа для РЭБ. А может и всё вместе. Чтобы угнетать, например, Orion/Mentor.

Алексей Любопытный

Цитата: Дмитрий Фёдоров от 18.09.2020 12:54:59и двигатели, скорее, тоже известны (ВЧИД-45 или лучший/бОльший
Нет. Ничего не известно. Те 4 двигателя, которые стоят в конце агрегатного отсека не являются маршевыми двигателями экспедиционного комплекса.


ТЭМ модульная система с открытой архитектурой. Эти 4 двигателя нужны только для перемещения отдельного ТЭМ. Когда к нему пристыкуют груз эти 4 двигателя будут выключены.

А маршевый двигатель экспедиционного комплекса или будет пристыковываться к ТЭМ, вместе с грузом, или будет в другом конце ТЭМ, там где реактор.
Спойлер
Цитировать2012_registration пишет:
Не знаю кому как, а я бы хотел, чтобы в этой теме не было диалогов душевнобольных, а была только собственно информация по проекту ЯЭДУ.

Старый пишет:
Дык нет проекта. Его не смогли даже завязать.
[свернуть]

Алексей Любопытный

ТЭМ и экспедиционный комплекс это разное.

ТЭМ это вот это.

А экспедиционный комплекс это вот это.

В составе этого комплекса есть и ТЭМ (правда на последнем скрине немного другой вариант ТЭМ), и груз, и отдельный модуль с двигателями.
При этом 4 ВЧИД-45 заблокированы в режиме пристыкованного груза, что можно увидеть на следующем скрине.
Спойлер
Цитировать2012_registration пишет:
Не знаю кому как, а я бы хотел, чтобы в этой теме не было диалогов душевнобольных, а была только собственно информация по проекту ЯЭДУ.

Старый пишет:
Дык нет проекта. Его не смогли даже завязать.
[свернуть]

Алексей Любопытный

Цитата: undefinedдоступная современным ракетам носителям, типа Ангара 5, в качестве полезной нагрузки, масса энергоустановки обеспечивается лишь при площади холодильника-излучателя, соответствующей минимальной температуре термодинамического цикла, не менее 400К
Это означает, что жидкость во втором контуре охлаждения, в углеродных панелях, остывает до 400К. Это всего 124°С. Верхний порог второго контура неизвестен.
Спойлер
Цитировать2012_registration пишет:
Не знаю кому как, а я бы хотел, чтобы в этой теме не было диалогов душевнобольных, а была только собственно информация по проекту ЯЭДУ.

Старый пишет:
Дык нет проекта. Его не смогли даже завязать.
[свернуть]

algol5720

Цитата: Алексей  Любопытный от 17.09.2020 22:21:50
Цитата: algol5720 от 17.09.2020 21:07:05
Цитата: Алексей Любопытный от 17.09.2020 12:25:52Масса около 7 тонн.
Тепловая мощность 0,5 МВт (из ТЗ дополнение к ОКР ТЭМ от 2016 года).
Электрическая мощность предположительно 150-200 кВт.

Запуск, если будет, то где-то в 2025 году или позднее, Ангарой-А5М на высоту ГПО с Восточного.
4-ре ИД-45 по 50кВт итого 200 кВТ Х 14 = 2800 кВт точнее 3 мВт тепловой мощности при кпд 7проц., суммарная тяга в районе 4.5н , уи 2800с-1  .
Данные из документов:

Мочность ВЧИД-45 - 35 кВт.
УИ ВЧИД-45 - 7000 с-1

КПД ВЧИД-45 - 75%.

Что за цифра 14?
Что за КПД 7%?
Мощность на форсаже 50 кВт засчет увеличения тока(количества ионов)и соответственно увеличения тяги до 92мН, уи при этом падает до 2800 с-1 , что вполне приемлемо. Кпд термоэмиссионных преобразователей, которыми, и только которыми, занимается Арсенал раньше был около 5%, а нынче увеличился аж на 40% и должен достигнуть 7%. 7х14=98% приблизительно 100% для расчета тепловой мощи реактора. 
А Венера и Каллисто и Церера
Лишь бездонные кормушки
Для мегеров ;D ;D ;D

Антикосмит

Цитата: Алексей  Любопытный от 18.09.2020 14:00:22
Цитата: undefinedдоступная современным ракетам носителям, типа Ангара 5, в качестве полезной нагрузки, масса энергоустановки обеспечивается лишь при площади холодильника-излучателя, соответствующей минимальной температуре термодинамического цикла, не менее 400К
Это означает, что жидкость во втором контуре охлаждения, в углеродных панелях, остывает до 400К. Это всего 124°С. Верхний порог второго контура неизвестен.
Не менее 400K, может и более, например, 500K
Ты еще не встретил инопланетян, а они уже обвели тебя вокруг пальца (с) Питер Уоттс

Алексей Любопытный

#10486
В связи с тем, что вместо Венеры-Д планируется создавать свой проект, в котором предполагается взятие грунта с поверхности Венеры и его транспортировка на Землю, то можно предположить, что Нуклон будет возвращаться к Земле для дозаправки и получения полезной нагрузки для маршрута к Кассини.

Как может выглядеть экспедиционный комплекс на Венеру?

1. Стратосферная аэростатная исследовательская станция с ядерным ракетным двигателем использующим в качестве рабочего тела атмосферный углекислый газ Венеры, способная подниматься в ближний космос. Высота погружения в атмосферу 40-45 км. (ключевая технология двигателя - Буревестник)
2. Малый погружной автономный маневрирующий батискаф с высокотемпературной защитой (ключевая технологии погружения и маневрирования - Витязь, материалов - Авангард).
3. ТЭМ (технология Сармат).

Так как я верю и в Сармат, и в Буревестник, и в Авангард, то я не вижу технологических препятствий к осуществлению проекта.
Спойлер
Цитировать2012_registration пишет:
Не знаю кому как, а я бы хотел, чтобы в этой теме не было диалогов душевнобольных, а была только собственно информация по проекту ЯЭДУ.

Старый пишет:
Дык нет проекта. Его не смогли даже завязать.
[свернуть]

Алексей Любопытный

Цитата: algol5720 от 18.09.2020 14:27:02Мощность на форсаже
А зачем? Разве ваш прожект не кормушка и попил?
Спойлер
Цитировать2012_registration пишет:
Не знаю кому как, а я бы хотел, чтобы в этой теме не было диалогов душевнобольных, а была только собственно информация по проекту ЯЭДУ.

Старый пишет:
Дык нет проекта. Его не смогли даже завязать.
[свернуть]

Дмитрий Фёдоров

Цитата: Алексей Любопытный от 18.09.2020 13:42:37Нет. Ничего не известно. Те 4 двигателя, которые стоят в конце агрегатного отсека не являются маршевыми двигателями экспедиционного комплекса.


ТЭМ модульная система с открытой архитектурой. Эти 4 двигателя нужны только для перемещения отдельного ТЭМ. Когда к нему пристыкуют груз эти 4 двигателя будут выключены.

А маршевый двигатель экспедиционного комплекса или будет пристыковываться к ТЭМ, вместе с грузом, или будет в другом конце ТЭМ, там где реактор.
Двигатели могут быть и на выдвижных штангах, такие рисунки были. ПН может быть и меньше по размеру, чем задний торец с двигателями, и/или иметь сигарообразную форму нужной длины. Маршевый двигатель я бы не стал крепить к кораблю через какое-бы то ни было разъёмное соединение, если оно меньше чем АПАС или ССВП. Всё это не противоречит утверждению, что параметры двигателя могут быть близки ВЧИД-45, потому что он хотя бы номинально есть.

Алексей Любопытный

Цитата: Дмитрий Фёдоров от 18.09.2020 15:58:58Двигатели могут быть и на выдвижных штангах, такие рисунки были.
Могут, но в агрегатном отсеке, который нам показали их нет. На выдвижных штангах только другим, отдельным модулем.


Цитата: Дмитрий Фёдоров от 18.09.2020 15:58:58ПН может быть и меньше по размеру, чем задний торец с двигателями, и/или иметь сигарообразную форму нужной длины.
То есть вы хотите посчитать способность ТЭМ доставлять сосиски на ГСО? А зачем? Что это за сосиски?
Цитата: Дмитрий Фёдоров от 18.09.2020 15:58:58потому что он хотя бы номинально есть.

Мы с вами могли бы посчитать способность одного отдельного ТЭМ куда-то улететь без груза, но это будет хуже даже того гадания на кофейной гуще, которое осуществляю я, потому что мы до сих пор не видели реактора.

А я в своих размышлениях опираюсь на ту информацию, которой обладаю.
Спойлер
Цитировать2012_registration пишет:
Не знаю кому как, а я бы хотел, чтобы в этой теме не было диалогов душевнобольных, а была только собственно информация по проекту ЯЭДУ.

Старый пишет:
Дык нет проекта. Его не смогли даже завязать.
[свернуть]

Алексей Любопытный

Конаныхин говорит, что для пилотируемого полёта на Марс предлагают ЯРД.
Стоимость пилотируемой экспедиции на Марс 0,5 триллионов рублей.
Спойлер
Цитировать2012_registration пишет:
Не знаю кому как, а я бы хотел, чтобы в этой теме не было диалогов душевнобольных, а была только собственно информация по проекту ЯЭДУ.

Старый пишет:
Дык нет проекта. Его не смогли даже завязать.
[свернуть]

Алексей Любопытный

ТЭМ ЯЭУ-200 (200 кВт) стоит 8 миллиардов рублей, это всего 0,13 миллиарда долларов. Англии F-35B достались по 0,12 миллиарда долларов за штуку.
Спойлер
Цитировать2012_registration пишет:
Не знаю кому как, а я бы хотел, чтобы в этой теме не было диалогов душевнобольных, а была только собственно информация по проекту ЯЭДУ.

Старый пишет:
Дык нет проекта. Его не смогли даже завязать.
[свернуть]

Алексей Любопытный

#10492
Приблизительная оценка площади углеродных излучателей 75 м2 * 2 стороны * 3 панели = 450 м2 - площадь рассеивания. Это означает, что показанный Арсеналом проект это  ЯЭУ-200 (200 кВт ОКР Экипаж).
Спойлер
Цитировать2012_registration пишет:
Не знаю кому как, а я бы хотел, чтобы в этой теме не было диалогов душевнобольных, а была только собственно информация по проекту ЯЭДУ.

Старый пишет:
Дык нет проекта. Его не смогли даже завязать.
[свернуть]

Алексей Любопытный

Приблизительная оценка стоимости ОКР Нуклон электрической мощностью 1 МВт - 0,66 миллиарда долларов. Для сравнения сверхтяжёлая американская ракета SLS стоит более 2 млрд долларов.
Спойлер
Цитировать2012_registration пишет:
Не знаю кому как, а я бы хотел, чтобы в этой теме не было диалогов душевнобольных, а была только собственно информация по проекту ЯЭДУ.

Старый пишет:
Дык нет проекта. Его не смогли даже завязать.
[свернуть]

Алексей Любопытный

Массу ЯЭУ-200 центр Келдыша назвал в 14 тонн. Для вывода такого груза на ГПО нужна Ангара-А5В.

Масса ЯЭУ-1000 (ОКР Нуклон) оценивается как в 5 раз большая, это 70 тонн. Общая площадь панелей 2000 м2. Тут нет уверенности в Енисее (на который опирается Конаныхин). Но Дон точно вытянет.
Спойлер
Цитировать2012_registration пишет:
Не знаю кому как, а я бы хотел, чтобы в этой теме не было диалогов душевнобольных, а была только собственно информация по проекту ЯЭДУ.

Старый пишет:
Дык нет проекта. Его не смогли даже завязать.
[свернуть]

Hiroo

Цитата: Гермиона от 16.09.2020 19:00:26Это, скорее всего, не летный экземпляр, а один из тех, на котором будут отрабатываться в натуре на земле все дальнейшие компоновочные, технологические и прочие моменты.  Но тем не менее - это действительно реальный шаг в космос.  В отличие от всяких возвращаемых ступеней. 
Как возвращаемые ступени могут помочь в освоении комоса - я более-менее представляю.
Но куда здесь прикладывать ТЭМ - понимаю крайне слабо.

Причём про сам ТЭМ я кое-что всё-таки знаю - ведь так уж вышло, что ГКНПЦ им занималось около года, хотя это и немногие помнят. Проблем было много, понимания как их решать было мало - и даже этот кадр полтора-землекопа-салютмен ныл тут по этому поводу в то время.
Ну ладно, предположим, что в Арсенале работают гении и все проблемы успешно разрешились, окей.

Объясните мне толком - как именно ТЭМ позволит снизить стоимость доставки спутника на орбиту? Ведь при выведении спутника ТЭМ - это же тот же РБ, просто многоразовый.
Т.е. в лучшем случае, при применении ТЭМа мы сможем выкинуть РБ. Ну неплохо конечно, но даже дорогущий ДМ стоит всего 10 миллионов валюты. Сколько стоит Бриз - право не знаю, но по идее значительно дешевле.
Дальше, используемые сейчас РБ - крайне просты и надёжны. И тем не менее, для ориентации даже простенького Бриза в полёте есть огромное количество ограничений по самым разным параметрам + есть ограничения по ориентации для самого КА, порой очень жёсткие, особенно если это какой-нибудь научный аппарат. И чтобы провести всю сборку в пределах всех этих требований - приходиться прикладывать серьёзные усилия.
Мы ведь, не забывайте, отвечаем за состояние КА вплоть до его отделения - и на всём этом этапе КА практически полумёртв и потому очень уязвим.
Ну вот представим себе у нас появился ТЭМ - тогда нам придётся как-то поддерживать ориентацию КА до стыковки с ТЭМом, затем просчитывать саму стыковку, затем считать траекторию выведения всей сборки с учтётом ограничений КА и ТЭМа - и я думаю, ограничений у него будет очень много.
Также мне не очень ясно, кто будет поддерживать ориентацию КА до стыковки с ТЭМом? Какой-то эрзац-РБ? Это ещё съест экономию. А если стыковка с первого раза не получилась? Мне не очень интересна МКС, но я часто вижу, как даже на такой отработанной системе возникают проблемы со стыковкой. Что тогда делать? Этот эрзац-РБ должен летать с КА до следующей попытки? КА боюсь поплохеет от такого обращения, придётся сборку в закрутку пускать. Т.е. СУ такого эрзац-РБ должна быть очень неслабенькой. Плюс ещё какие-то Курсы на этом РБ должны стоять. На Бризе, напомню, вообще ничего не стоит, ему хватает гироскопов. Здесь же наверняка потребуются и солнечные датчики, и АУСН - это всё плюс и плюс к его стоимости.
И это я ещё не начал рассуждать о стоимости ТЭМа как такового и сколько РБ можно за эти деньги было бы сделать.

Короче говоря, полностью абстрагируясь от технический проблем ТЭМа - я крайне плохо понимаю, как его можно с выгодой использовать в реальных полётах.
@Sаlyutman
Много у вас в Тимцентре работают? Полтора землекопа?
А в архив можешь и сходить - молодой исчо.

algol5720

Цитата: Алексей  Любопытный от 18.09.2020 19:56:59Массу ЯЭУ-200 центр Келдыша назвал в 14 тонн. Для вывода такого груза на ГПО нужна Ангара-А5В.

Масса ЯЭУ-1000 (ОКР Нуклон) оценивается как в 5 раз большая, это 70 тонн. Общая площадь панелей 2000 м2. Тут нет уверенности в Енисее (на который опирается Конаныхин). Но Дон точно вытянет.
70кг/кВт такие кака незачем и запускать. Современные солнечные панели при 2000м2 дадут 1мВт при массе в 5 раз меньшей... ;D

pkl

Цитата: Алексей  Любопытный от 17.09.2020 12:25:52Запуск Нуклона в 2030 году или позднее, Енисеем (СТК-1) на высоту ГПО с Восточного.
Или сборка на орбите. Фермы выглядят так, будто их можно соединять /состыковывать?/ в космосе.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитата: Алексей  Любопытный от 17.09.2020 12:48:14Маршрут полёта Нуклона.

Земля - Луна - Земля - Венера - спутник Юпитера Каллисто

Да, Каллисто это классная база. Вода это и источник топлива, и воздуха, и вообще нужна для жизни космонавтов.
Главное - она рядом с Юпитером и его внутренними спутниками. Оттуда можно рулить аппаратами на Европе.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитата: Hiroo от 18.09.2020 22:16:21Ну вот представим себе у нас появился ТЭМ - тогда нам придётся как-то поддерживать ориентацию КА до стыковки с ТЭМом, затем просчитывать саму стыковку, затем считать траекторию выведения всей сборки с учтётом ограничений КА и ТЭМа - и я думаю, ограничений у него будет очень много.
А что, космический аппарат сам по себе не может поддерживать ориентацию?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан