РД на метане

Автор MKOLOM, 17.05.2004 16:03:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

sychbird

Цитата: Дмитрий В. от 07.03.2023 20:30:13
Цитата: ratcustorb от 07.03.2023 20:24:11
Цитата: vlad7308 от 07.03.2023 19:12:44
Цитата: ratcustorb от 07.03.2023 14:57:26Возможно ли на метане сделать безгенераторный ЖРД открытого цикла большой тяги - тонн 110-120?  ::)
безгенераторный - это с вытеснительной подачей, что ли?
Криогенное топливо закипает в рубашке охлаждения КС и создаёт давление, которое крутит турбину.
Что-то кажется, что кипение в рубашке до добра не доведёт. Пусть лучше метан будет в сверхкритическом состоянии.
Надо проверить по справочнику, но что-то у меня в памяти свербит, что режим кипения существенно влияет на теплоотдачу от стенки к жидкости. А вот в какую сторону положительную или отрицательную на вскидку не могу сказать. Не исключено, что есть разнонаправленные режимы.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Serge V Iz

Цитата: sychbird от 08.03.2023 01:17:04
Цитата: Дмитрий В. от 07.03.2023 20:30:13
Цитата: ratcustorb от 07.03.2023 20:24:11
Цитата: vlad7308 от 07.03.2023 19:12:44
Цитата: ratcustorb от 07.03.2023 14:57:26Возможно ли на метане сделать безгенераторный ЖРД открытого цикла большой тяги - тонн 110-120?  ::)
безгенераторный - это с вытеснительной подачей, что ли?
Криогенное топливо закипает в рубашке охлаждения КС и создаёт давление, которое крутит турбину.
Что-то кажется, что кипение в рубашке до добра не доведёт. Пусть лучше метан будет в сверхкритическом состоянии.
Надо проверить по справочнику, но что-то у меня в памяти свербит, что режим кипения существенно влияет на теплоотдачу от стенки к жидкости. А вот в какую сторону положительную или отрицательную на вскидку не могу сказать. Не исключено, что есть разнонаправленные режимы.
Сам по себе режим - никак. Тепло уже отдалось и оно вскипело )
Просто после этого места оно будет заниматься перегреванием пара. А это выраженная граница в тепловой напряжённости конструкции...

ratcustorb

#5562
Цитата: Serge V Iz от 07.03.2023 22:00:36
Цитата: ratcustorb от 07.03.2023 21:57:48
Цитата: Serge V Iz от 07.03.2023 21:55:40Это немного про другое.
А про что?  ::)
Про применение и неприменение газогенератора.
Там не про это. А про применение или неприменение дожигания. Открытая схема повышает производительность турбины, и, соответственно, снижает УИ.

Serge V Iz

Цитата: ratcustorb от 08.03.2023 01:39:39
Цитата: Serge V Iz от 07.03.2023 22:00:36
Цитата: ratcustorb от 07.03.2023 21:57:48
Цитата: Serge V Iz от 07.03.2023 21:55:40Это немного про другое.
А про что?  ::)
Про применение и неприменение газогенератора.
Там не про это. А про применение или неприменение дожигания.

https://www.energia.ru/ktt/archive/2014/01-2014/01-07.pdf

"От первого лица":

http://www.buran.ru/htm/42-3.htm

ЦитироватьКислородно-водородный двигатель РО-95 имел тягу 10т. Тяга была оптимизирована с учетом применения этого двигателя в разгонном блоке "Везувий". Основные характеристики двигателя соответствовали уровню лучших зарубежных кислородно-водородных двигателей малой тяги. Двигатель выполнен по безгенераторной схеме, удельный импульс 475 единиц. Стендовые огневые испытания планировалось начать в 1991-1992 гг. Реальность создания такого двигателя в установленные сроки базировалась на опыте КБХА разработки и отработки двигателя РД-0120 для "Энергии", наличии сильного опытного производства, действующей стендовой базы, сложившейся развитой кооперации. Стоимостные оценки показывали преимущество безгазогенераторной схемы - меньшее количество элементов и менее напряженные параметры, которые снижают стоимость разработки и изготовления, а более высокая надежность уменьшает затраты на эксплуатацию. Все это позволило разработчикам жидкостных двигателей сделать вывод о предпочтительности безгазогенераторной схемы для кислородно-водородных двигателей перспективных космических разгонных блоков.
     Безгазогенераторная схема и схема с дожиганием генераторного газа сравнивались по эффективности при выборе двигателей с суммарной тягой 9,1 т. В случае меньшей тяги двигателя некоторое увеличение массы полезного груза обеспечивает безгазогенераторная схема, а при большей тяге - схема с дожиганием генераторного газа. Схема с использованием газогенератора без дожигания генераторного газа значительно уступает им по энергетическим характеристикам. Такой же вывод можно сделать из сравнения удельного импульса тяги, который обеспечивают двигатели американских фирм "Рокетдайн", "Пратт-Уитни" и "Аэроджет". Все три двигательные фирмы, как это уже отмечалось, основное внимание уделяют двигателям, использующим безгазогенераторную схему. Если в первых проработках по этим двигателям давление в камере сгорания ограничивалось диапазоном 85-100 атм., то в последние годы наблюдалась тенденция к увеличению давления в камере - более 140 атм. Таким образом, давление в камере сгорания двигателей, построенных по безгазогенераторной схеме, вышло на уровень характеристик двигателей АСЕ (ASE) с дожиганием генераторного газа.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%94-0146

Там везде всё дожигается. Точнее, в случае безгазогенераторного, сжигается.

ratcustorb

Цитата: Serge V Iz от 08.03.2023 01:50:38Стендовые огневые испытания планировалось начать...
Провели?  ::)

Цитата: Serge V Iz от 08.03.2023 01:50:38Реальность создания такого двигателя в установленные сроки базировалась на опыте КБХА разработки и отработки двигателя РД-0120 для "Энергии"
Это какой год был?  ::)
У КБХА РД-0146 создан лет на 10 позже.

Цитата: Serge V Iz от 08.03.2023 01:50:38Стоимостные оценки показывали преимущество безгазогенераторной схемы - меньшее количество элементов и менее напряженные параметры, которые снижают стоимость разработки и изготовления, а более высокая надежность уменьшает затраты на эксплуатацию
Вот это важный момент.

Цитата: Serge V Iz от 08.03.2023 01:50:38Там везде всё дожигается. Точнее, в случае безгазогенераторного, сжигается.
Ну японцы с Вами не согласятся, имея реально работающий двигатель без дожигания с тягой больше, чем на порядок.

Serge V Iz

#5565
Цитата: ratcustorb от 08.03.2023 02:08:02Ну японцы с Вами не согласятся, имея реально работающий двигатель без дожигания.
Без дожигания мы получаем выбрасывание мятого газа, у которого и скорость так себе, и внутренняя химическая энергия не израсходована. Естественно, это не отменяет ситуации "так надо, пусть даже и с большими потерями". )

(50 секунд УИ -- не так мало, чтоб их игнорировать)

ratcustorb

Цитата: Serge V Iz от 08.03.2023 02:10:4350 секунд УИ -- не так мало, чтоб их игнорировать
Это можно рассказать Rocketdyne, пусть свои RS-68 на Дельта-4 доработают  ;)

Serge V Iz

Цитата: ratcustorb от 08.03.2023 02:28:07
Цитата: Serge V Iz от 08.03.2023 02:10:4350 секунд УИ -- не так мало, чтоб их игнорировать
Это можно рассказать Rocketdyne, пусть свои RS-68 на Дельта-4 доработают  ;)
Зачем? Её ж, говорят, в отставку. )

nonconvex

Цитата: sychbird от 08.03.2023 01:17:04Надо проверить по справочнику, но что-то у меня в памяти свербит, что режим кипения существенно влияет на теплоотдачу от стенки к жидкости. А вот в какую сторону положительную или отрицательную на вскидку не могу сказать. Не исключено, что есть разнонаправленные режимы.
Спросите у автомехаников, они определенно не берутся чинить вскипевший мотор, по причине коробления головок.  Вот только не могу понять, - в положительную сторону их коробит, или в отрицательную!

nonconvex

Цитата: Serge V Iz от 08.03.2023 02:31:10
Цитата: ratcustorb от 08.03.2023 02:28:07
Цитата: Serge V Iz от 08.03.2023 02:10:4350 секунд УИ -- не так мало, чтоб их игнорировать
Это можно рассказать Rocketdyne, пусть свои RS-68 на Дельта-4 доработают  ;)
Зачем? Её ж, говорят, в отставку. )
Рокетдайн уже купили, ЮЛУ тоже, говорят продают, а там глядишь - и отставки отставят.

vlad7308

Цитата: sychbird от 08.03.2023 01:17:04
Цитата: Дмитрий В. от 07.03.2023 20:30:13
Цитата: ratcustorb от 07.03.2023 20:24:11
Цитата: vlad7308 от 07.03.2023 19:12:44
Цитата: ratcustorb от 07.03.2023 14:57:26Возможно ли на метане сделать безгенераторный ЖРД открытого цикла большой тяги - тонн 110-120?  ::)
безгенераторный - это с вытеснительной подачей, что ли?
Криогенное топливо закипает в рубашке охлаждения КС и создаёт давление, которое крутит турбину.
Что-то кажется, что кипение в рубашке до добра не доведёт. Пусть лучше метан будет в сверхкритическом состоянии.
Надо проверить по справочнику, но что-то у меня в памяти свербит, что режим кипения существенно влияет на теплоотдачу от стенки к жидкости. А вот в какую сторону положительную или отрицательную на вскидку не могу сказать.
очень несложно догадаться в какую
это оценочное суждение

sychbird

Цитата: vlad7308 от 08.03.2023 03:02:49
Цитата: sychbird от 08.03.2023 01:17:04
Цитата: Дмитрий В. от 07.03.2023 20:30:13
Цитата: ratcustorb от 07.03.2023 20:24:11
Цитата: vlad7308 от 07.03.2023 19:12:44
Цитата: ratcustorb от 07.03.2023 14:57:26Возможно ли на метане сделать безгенераторный ЖРД открытого цикла большой тяги - тонн 110-120?  ::)
безгенераторный - это с вытеснительной подачей, что ли?
Криогенное топливо закипает в рубашке охлаждения КС и создаёт давление, которое крутит турбину.
Что-то кажется, что кипение в рубашке до добра не доведёт. Пусть лучше метан будет в сверхкритическом состоянии.
Надо проверить по справочнику, но что-то у меня в памяти свербит, что режим кипения существенно влияет на теплоотдачу от стенки к жидкости. А вот в какую сторону положительную или отрицательную на вскидку не могу сказать.
очень несложно догадаться в какую
Догадки здесь не помогут. Двухфазная система с разными процессами и многорежимная в зависимости от нелинейных/неустойчивых гидродинамических параметров. Рейнолдс рулит в эмпирике.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

nonconvex

Цитата: sychbird от 08.03.2023 04:54:12Двухфазная система с разными процессами и многорежимная в зависимости от нелинейных/неустойчивых гидродинамических параметров. Рейнолдс рулит в эмпирике.
Тепловая труба?

fagot

Цитата: sychbird от 08.03.2023 04:54:12Догадки здесь не помогут. Двухфазная система с разными процессами и многорежимная в зависимости от нелинейных/неустойчивых гидродинамических параметров. Рейнолдс рулит в эмпирике.
Догадки здесь не нужны, кипение = прогару написано в любом букваре по ЖРД, и вполне понятно, почему.

fagot

Цитата: Serge V Iz от 07.03.2023 22:37:42Только не надо отчаиваться ) Если 3д-печать и материаловедение выйдут на соотвествующий технологический уровень, то поверхность теплообмена в камере сгорания можно будет и увеличить. Тем более, уже есть опыт сования туда всякой фигни, например, стенок из форсунок. )
Ее и сейчас можно увеличить, удлиняя КС, 3д печать тут ничем не поможет.

fagot

Цитата: Serge V Iz от 07.03.2023 19:57:05Водород -- намного более рабочий газ. И японцы молодцы, даже герои -- домучили. )
Это компенсируется тем, что жидкий водород намного тяжелее качать.

Serge V Iz

#5576
Цитата: sychbird от 08.03.2023 04:54:12Двухфазная система с разными процессами и многорежимная в зависимости от нелинейных/неустойчивых гидродинамических параметров. Рейнолдс рулит в эмпирике.

Для этого её тоже нужно специально делать двухфазной. Сильной турбулизацией.

https://mirtr.elpub.ru/jour/article/download/664/1013

А это ещё большие гидравлические потери, и большая потребная мощность насоса...

Впрочем, это всё теория для туристических баллончиков с пропан-бутаном. А с метаном будет как Дмитрий В наказал. )


Serge V Iz

Цитата: fagot от 08.03.2023 06:45:39
Цитата: Serge V Iz от 07.03.2023 19:57:05Водород -- намного более рабочий газ. И японцы молодцы, даже герои -- домучили. )
Это компенсируется тем, что жидкий водород намного тяжелее качать.
Но у водорода и теплоёмкость в разы, и теплопроводность в разы лучше. Количество энергии, которое им можно снять и утащить на турбину больше, даже с учётом меньшей плотности при перекачивании.

Serge V Iz

Цитата: fagot от 08.03.2023 06:43:33
Цитата: Serge V Iz от 07.03.2023 22:37:42Только не надо отчаиваться ) Если 3д-печать и материаловедение выйдут на соотвествующий технологический уровень, то поверхность теплообмена в камере сгорания можно будет и увеличить. Тем более, уже есть опыт сования туда всякой фигни, например, стенок из форсунок. )
Ее и сейчас можно увеличить, удлиняя КС, 3д печать тут ничем не поможет.
Не делают?

Я не знаю точно, но есть нехорошее подозрение: слишком длинную камеру нельзя будет регулировать. И она будет производить автоколебания.

Плейшнер

Цитата: Serge V Iz от 08.03.2023 02:10:43Без дожигания мы получаем выбрасывание мятого газа, у которого и скорость так себе, и внутренняя химическая энергия не израсходована. Естественно, это не отменяет ситуации "так надо, пусть даже и с большими потерями". )

(50 секунд УИ -- не так мало, чтоб их игнорировать)
Откуда 50 сек?
Потери в УИ у открытых схем 3..6% в сравнении с закрытыми
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!