Перспективы системы ГЛОНАСС

Автор Gradient, 28.02.2005 02:26:43

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Ded

ЦитироватьЭто я понимаю. Но, возможно, там что-то общее: отсутствие подвижных узлов, тонкие эффекты. Я, собственно, и новость запостил, чтобы узнать про это технологию - может, кто знает.

Это похоже на вибрационный гмроскоп. Вопрос как мерять, а здесь - DARPA.

Это не конспирология, а поиск вариантов решения проблемы.
Все возможно

Дмитрий Виницкий

Гм, а ещё есть акселерометры :) Так что вполне может быть и нечувствительный к ускорения гироскоп.
+35797748398

PIN

ЦитироватьА что, если транслировать два сигнала? Один - "гражданский", другой, "высокой точности" - для военных и всех, кто готов за него заплатить абонемент путём покупки "симки" или карты какой.

Двух не хватит - военные не позволят.
А остальное сделано в Галилео.

pkl

Сделано? Галилео ещё только в процессе. Строительства. Ну а военных придётся убедить.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитировать
ЦитироватьЭто я понимаю. Но, возможно, там что-то общее: отсутствие подвижных узлов, тонкие эффекты. Я, собственно, и новость запостил, чтобы узнать про это технологию - может, кто знает.

Это похоже на вибрационный гмроскоп. Вопрос как мерять, а здесь - DARPA.

Это не конспирология, а поиск вариантов решения проблемы.

Мне больше всего интересен замах: из прочитанного я понял, что они хотят создать инерциалку, по точности, габаритам и стоимости не уступающую спутниковым навигаторам.
 :!:  :shock:

Я к тому, что может получиться так, что спутниковые системы вообще могут быть не нужны?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Старый

ЦитироватьМне больше всего интересен замах: из прочитанного я понял, что они хотят создать инерциалку, по точности, габаритам и стоимости не уступающую спутниковым навигаторам.
 :!:  :shock:
Они хотят создать инерциалку которая сможет какоето время обеспечить навигацию в случае пропадания спутникового сигнала. Вобщем то практика широко распространённая в наше время. Просто они хотят слегка улучшить её эксплуатационные качества.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

pkl

Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

PIN

ЦитироватьСделано? Галилео ещё только в процессе. Строительства

Это проектные решения. И принимать их надо на этапе проектирования, а не потом. И, да, в Галилео это "сделано". Сейчас идет строительство аппаратов и их ввод в эксплуатацию, это рутинный процесс. Хоть и небыстрый. А наземный сегмент, кстати, в весьма пристойном состоянии.

instml

Интервью заместителя генерального директора – начальника ИАЦ КВНО ФГУП ЦНИИмаш С.Г. Ревнивых о перспективах развития ГЛОНАСС
ЦитироватьКак и Интернет в свое время, спутниковая навигация зарождалась как продукт военно-промышленного комплекса. И, абсолютно тождественно ситуации с глобальной компьютерной сетью, спутниковая навигация в итоге становится незаменимым инструментом экономики развитых стран, атрибутом повседневной жизни современного общества.
Что интересно, в США именно проект гражданского применения глобальной спутниковой навигационной системы GPS считают своим величайшим достижением за последние 50-70 лет. Россия, создав аналогичную, полностью работоспособную систему ГЛОНАСС, может по праву гордиться владением столь высокотехнологичным продуктом. На данный момент полностью завершено формирование орбитальной группировки спутников системы, сигналы ГЛОНАСС можно принимать по всему миру.
Функция сопровождения работ по развитию российской навигационной спутниковой системы возложена на созданный в ЦНИИмаш пять лет назад информационно-аналитический центр координатно-временного и навигационного обеспечения (ИАЦ КВНО). О современном дне и перспективах развития ГЛОНАСС рассказывает Сергей Георгиевич Ревнивых, заместитель генерального директора – начальник ИАЦ КВНО ФГУП ЦНИИмаш:
- Строго говоря, ИАЦ КВНО создан еще в 1995 году на базе Центра управления полетов. Со временем ширился круг задач, рос наш вклад, скажем так, в конверсию отечественной глобальной навигационной спутниковой системы. И в 2007 году ИАЦ обрел статус самостоятельного структурного подразделения ЦНИИмаш.
Основная наша внешняя функция – от имени Министерства обороны и Федерального космического агентства исполнение роли своего рода интерфейса ГЛОНАСС с гражданским сообществом. И тот факт, что сайт ИАЦ КВНО, на котором в реальном времени предоставляется информация о состоянии группировок ГЛОНАСС и GPS и основных характеристиках систем, ежедневно посещает более 4000 пользователей, говорит о том, что мы успешно справляемся с этой функцией. Более того, число пользователей растет буквально с каждым днем. Интерес мирового сообщества к ГЛОНАСС сегодня огромен.
- Но не настолько, чтобы создавать навигационную аппаратуру, способную принимать сигналы ГЛОНАСС?
- Как раз наоборот. Я уже не говорю о специальной и профессиональной аппаратуре – в ней практически изначально предусматривается прием сигналов и GPS, и ГЛОНАСС. А сейчас уже многие мировые производители потребительской техники со встроенным приемником спутниковых навигационных сигналов (те же автомобильные навигаторы, смартфоны) оснащают свои новинки доступом к обеим системам. Я сам не так давно купил автомобильный навигатор одной из ведущих фирм на этом рынке в исполнении GPS-ГЛОНАСС. Это ведь очевидная вещь – чем больше источников информации имеет в своем распоряжении прибор, тем надежнее и удобнее он в работе.
Уверен, в ближайшее время эта проблема – использовать или не использовать ГЛОНАСС, вообще исчезнет, любая навигационная техника будет принимать сигналы всех существующих систем. А о своем желании развернуть навигационные системы – пусть и на региональном уровне – уже заявили Европа, Китай, Индия, Япония. Европейцы намерены вывести на орбиту 18 навигационных спутников к 2015 году.
- Сергей Георгиевич, а какой в этом смысл, ведь GPS и ГЛОНАСС, во многом дополняя друг друга, и без того обеспечивают повсеместный доступ к спутниковой навигации?
- Действительно, перспективы подобных новых глобальных и региональных систем пока не очень ясны. Однако нужно иметь в виду тот факт, что мировая экономика уже сейчас весьма зависима от надежной работы глобальных навигационных систем. И речь не только о логистике, пассажирских перевозках, связи, но и о банковских операциях, энергоснабжении, многих других отраслях. Сейчас трудно даже предугадать, в каких еще областях и в каком качестве найдется применение спутниковым навигационным системам. Безусловно одно – тенденция зависимости мировой экономики от GPS и ГЛОНАСС и аналогичных им системам будет только расти. Поэтому, чем больше будет работоспособных, взаимодополняющих друг друга спутниковых навигационных систем, тем выше в конечном итоге будет степень безопасности мировой экономики в целом.
- Характеристики приема сигналов GPS и ГЛОНАСС одинаковы во всех точках планеты?
- Объективно, в силу орбитального построения, ГЛОНАСС лучше работает в северных широтах. А в экваториальных – наоборот. Поэтому используя две системы, мы фактически обеспечиваем устойчивую работу на всем земном шаре.
Стоит отметить, что и Россия, и США предоставляют услуги глобальных спутниковых навигационных систем всему мировому сообществу на совершенно безвозмездной основе. Это осознанный шаг, скажем так, вклад ведущих держав в обеспечение экономического развития всего мира.
- Сергей Георгиевич, если говорить непосредственно о работе вашего Центра, какие сегодня стоят перед ним задачи?
- Прежде всего, ИАЦ КВНО – это координирующий центр выполнения программы поддержания, развития и использования ГЛОНАСС, в том числе определяющий ее перспективное развитие. В свое время коллектив нашего Центра выступил инициатором и основным разработчиком первой федеральной целевой программы «ГЛОНАСС», в соответствии с которой мы работали вплоть до этого года. Сейчас нами, с участием ведущих специалистов всех ведомств и основных предприятий, разработана и уже утверждена Правительством РФ новая ФЦП «ГЛОНАСС» до 2020 года.
Кстати говоря, в России действуют две федеральные целевые программы, направленные на развитие космической техники. Одна – всеохватывающая, Федеральная космическая программа. Вторая, и это уникальный случай, посвящена исключительно развитию глобальной навигационной спутниковой системы. Это показывает всю значимость ГЛОНАСС для государства.
Таким образом, на данный момент коллектив ИАЦ КВНО, естественно, в тесном сотрудничестве со специалистами других подразделений ЦНИИмаш и других организаций всех государственных заказчиков, выступает в качестве разработчика ФЦП «ГЛОНАСС» и на рабочем уровне обеспечивает координацию взаимодействия всех участников реализации этой программы – а это 8 министерств и ведомств плюс к тому очень большая кооперация предприятий. Помимо того, мы ведем системные научные исследования, поиск тех направлений, в каких должна развиваться система.
В рамках развития международных отношений сейчас поставлен вопрос о создании Международной службы контроля и подтверждения характеристик глобальных навигационных спутниковых систем и информирования всего потребительского сообщества о качестве их работы. И мы планируем, что ЦНИИмаш в лице ИАЦ КВНО будет составной частью этой международной службы.
Ну и, кроме того, никто не снимал с нас функции центра гражданской инфраструктуры системы ГЛОНАСС. Кстати говоря, сейчас заканчивается реконструкция одного из зданий ЦНИИмаш, в котором планируется сосредоточить все организации и службы, связанные с реализацией ФЦП «ГЛОНАСС»: и органы координации самой программы, и центр контроля характеристик, и исследовательские лаборатории по определению перспектив развития системы, и центр международного взаимодействия по вопросам совместимости и взаимодополняемости спутниковых навигационных систем. Кроме того, планируется в одном месте сосредоточить технологии, которые позволят обеспечить новое качество на стыке навигации, дистанционного зондирования Земли, практической баллистики низкоорбитальных КА. В том числе, не исключаю, и группы, которые будут заниматься поиском коммерческих путей использования ГЛОНАСС.
- В ближайшее время планируется вносить какие-то качественные изменения в работу ГЛОНАСС?
- ЦНИИмаш – единственный в России институт, в полной мере обладающий инструментами и средствами для объективной и полновесной оценки качества работы всей глобальной навигационной спутниковой системы. Созданные специалистами центра аппаратно-программные средства уточнения орбит и шкал времени КА ГЛОНАСС по своим характеристикам соответствуют мировому уровню. Больше таких средств в России нет. Мы тесно сотрудничаем с профильными отечественными организациями, чтобы эти технологии внедрялись в ГЛОНАСС. Соответствующие мероприятия предусмотрены в новой Федеральной целевой программе. Мы постоянно работаем над улучшением характеристик системы, ведь это и является целью всего комплекса работ: добиться максимально качественного и устойчивого повсеместного приема сигналов ГЛОНАСС.
Одно из последних достижений ИАЦ КВНО – создание мобильной лаборатории, защищенной многими патентами в силу ее уникальности, которая предназначена для оценки как характеристик навигационных полей, так и работоспособности потребительской навигационной аппаратуры. Услуги этой лаборатории пользуются огромным спросом, заказы на её применение мы получаем от целых регионов. И с ее помощью мы сможем существенно усовершенствовать наземную базу ГЛОНАСС.
Что касается орбитальной группировки, сейчас идут летные испытания нового космического аппарата «Глонасс-К». Как головной институт, отвечающий за контроль обеспечения надежности системы в целом, мы участвуем в процессе проведения летных испытаний, а в конечном итоге являемся тем органом, который дает рекомендации Государственной комиссии о полноте и завершенности испытаний. С 2011 года наши специалисты участвуют не только в подготовке окончательных заключений на готовность к запуску, а также контролируют ход разработки основных образцов на всех этапах. Это дает нам уверенность в том, что отныне космические аппараты будут выводиться на орбиту только в случае 100-процентной гарантии успеха.
- Сергей Георгиевич, и последнее, стоит ли в обозримой перспективе ждать каких-то новаторских решений с точки зрения системных научных исследований?
- По оценкам специалистов всего мира, ни сейчас, ни в ближайшие 15-20 лет альтернативы глобальным навигационным спутниковым системам для навигации на Земле и околоземном пространстве не будет. Не зря американские коллеги, глядя на нас, тоже сформировали долгосрочную программу развития спутниковой навигации – до 2025 года – и пытаются утвердить ее в Конгрессе. Последние десять лет, вынужденные ежегодно защищать федеральное финансирование, они с большой завистью смотрят на российскую долгосрочную ФЦП «ГЛОНАСС».
А вот что и когда придет на смену спутниковой навигации, пока никто не возьмется предсказать. Когда люди телегу почитали за счастье, разве могли они представить себе, что из точки «а» в точку «б» гораздо быстрее и комфортнее добираться на авиалайнере? Когда секстант, дающий погрешность «плюс-минус два десятка километров» считался чудом инженерной мысли и работе с ним необходимо было напряженно учиться, мог ли кто-то хотя бы мечтать о навигаторе?
Мы проводим исследования возможности использования геофизических, гравитационных, магнитных полей. Наверняка существуют способы навигации, о которых мы попросту еще не знаем. В итоге, думаю, истина будет лежать в комбинации всех возможных источников для навигации. Для решения задачи добраться до цели, находись она в соседнем городе или в другой галактике, быстро и точно, должны существовать разные технологии и передвижения, и навигации. Если мы знаем, что другие галактики существуют, знаем где, то должны существовать и способы, как туда добраться за разумное время. Соответственно, и методы навигации появятся.
Научные исследования у нас проводятся действительно системно, в рамках предусмотренной в Программе комплексной НИР «Развитие». А с 2015 года будут запущены еще три комплексных НИР. Так что в завтрашний день мы смотрим пусть и со сдержанным, но вполне обоснованным оптимизмом.
Пресс-служба ФГУП ЦНИИмаш
http://www.glonass-ianc.rsa.ru/content/news/?ELEMENT_ID=250
Go MSL!

instml

К 2020 году точность системы ГЛОНАСС будет не хуже, чем американской GPS, заявил глава Роскосмоса Владимир Поповкин на открывшемся в Москве шестом международном форуме по спутниковой навигации
ЦитироватьНа ее основе в России, Белоруссии, Казахстане и на Украине может быть создано единое навигационное поле.
Он подчеркнул, что в этом году утверждена новая федеральная целевая программа развития ГЛОНАСС до 2020 года. Среди основных задач - это придание ей точности не хуже, чем у американской системы.


Основная цель Форума, в котором участвуют представители Федерального космического агентства, информирование российской и зарубежной аудитории о состоянии и планах развития спутниковых навигационных систем, о государственной политике в области использования системы ГЛОНАСС в России, инновационных технологиях, аппаратуре спутниковой навигации и услугах, международном опыте использования навигационных систем, создании единых международных стандартов в области спутниковой навигации.

В рамках форума на "круглых столах" будут обсуждаться самые острые вопросы, связанные с развитием рынка навигационно-информационных услуг, в частности с созданием современных карт и ГИС, возможными направлениями развития навигационных приложений и LBS-услуг, будущим автомобильной навигации. Также будут рассмотрены вопросы, связанные с ролью государства в развитии рынка навигационных систем и услуг, проблемах и тенденциях развития законодательства в этой области.

На специализированных секционных заседаниях участники форума смогут высказать свои предложения по формированию благоприятных условий для эффективного внедрения инновационных технологий и обменяться опытом. В работе примут участие более 100 докладчиков из России, ближнего и дальнего зарубежья, представители министерств и ведомств, частных компаний, зарубежных и международных организаций.

В 2011 году завершилось выполнение федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система". Основная цель достигнута - восстановлена орбитальная группировка космических аппаратов системы ГЛОНАСС. Сегодня она насчитывает 31 космический аппарат, из которых 24 работают по целевому назначению. Это обеспечивает глобальное покрытие навигационным сигналом всей территории Земного шара. Еще два космических аппарата временно выведены на техобслуживание, четыре - находятся в орбитальном резерве, один - на этапе летных испытаний.

Система ГЛОНАСС осуществляет глобальное непрерывное навигационно-временное обеспечение потребителей во всех точках планеты с характеристиками сопоставимыми с GPS.

По словам Владимира Поповкина, спутниковая навигация стала незаменимой частью всей космической инфраструктуры. Она обеспечивает безопасность страны и является одним из направлений ее инновационного развития. "ГЛОНАСС является одной из приоритетных космических систем", - сказал руководитель космического ведомства.

Владимир Поповкин отметил, что российская система ГЛОНАСС строилась и строится на основе трех принципов: она является важнейшей для обеспечения безопасности страны и инновационного развития; сигнал ГЛОНАСС равно доступен для всех потребителей и предоставляется на безвозмездной основе; целостность системы и ее поддержание берет на себя государство.

Как отмечают российские эксперты, точность ГЛОНАСС вполне сопоставима с точностью GPS. Кроме того, более высокое наклонение орбит российских спутников делает ее более приспособленной для обеспечения потребителей в южных и северных районах Земного шара.

Как отметил на форуме заместитель главы "Российских космических систем" Григорий Ступак, в 2013 году начнутся испытания новейшего навигационного спутника "Глонасс-К" второй очереди.  Этот аппарат будет способен передавать четыре навигационных сигнала. Система ГЛОНАСС в ее гражданской части предназначена для формирования непрерывного поля навигационного сигнала, с помощью которого возможно высокоточное определение координат и скорости движения любых подвижных объектов, оснащенных приемниками системы. Она также обеспечивает решение задач в интересах безопасности России.

Аналитики отмечают, что должен быть развернут еще ряд группировок - от "низколетов", на которых будут располагаться картографические, геодезические и связные спутники, до высокоэллиптических орбит, на которых будут располагаться спутники перспективной системы "Арктика". Эта система будет создаваться в интересах в первую очередь наших северных территорий. Ведутся также исследования возможностей создания секционной наклонной орбиты, которая повысит точность мониторинга над территорией России до 3-5 сантиметров.

Заказчиками такой точности, как ни странно, оказались железнодорожники. Когда специалистам РЖД задали вопрос: "Зачем вам такая точность, ведь чтобы понять, по какой колее идет состав, хватит точности и 3 метра ?", - те ответили, что это нужно чтобы узнать, когда маневровый локомотив пройдет железнодорожную стрелку.  

Такая точность позволяет вести мониторинг соблюдения водителями пассажирского транспорта правил дорожного движения.
Наблюдение в реальном масштабе времени даст возможность абсолютно верно сказать, кто нарушил правила дорожного движения,  кто выехал на полосу встречного движения и т.д. Конечно, для этого надо еще иметь аппаратуру в самих автомобилях.

У системы еще множество полезных приложений, она позволит вести контроль обработки дорожного полотна, выполнить точную и оперативную привязку строительных площадок в абсолютной системе координат, осуществлять вождение речных судов в узостях. Слова благодарности скажут и авиаторы: мониторинг позволит определять угловую ориентацию воздушных судов различного назначения, точно определить их местонахождение и скорость. Все эти функции невозможны без решения комплекса задач, в том числе задач фундаментального сегмента знаний, в решении которых принимают участие ученые РАН. Современная аэронавигация немыслима без услуг ГЛОНАСС/GPS.
http://www.glonass-ianc.rsa.ru/content/news/?ELEMENT_ID=251
Go MSL!

LG

Информационно-аналитический центр ГЛОНАСС на территории ЦНИИМАШ. Растет как на дрожжах

rigel13

еще одна из первых ласточек глонасс/жпс-смартфонов. А ведь еще пару лет назад просралиполимеры вопили, что Глонасса никогда не будет в смартфончиках или автонавигаторах  :lol: Как видите, спутники ГЛОНАССа работают в качестве дополнения к GPS. Но это только пока ;)

Yura_L.

Цитироватьеще одна из первых ласточек глонасс/жпс-смартфонов. А ведь еще пару лет назад просралиполимеры вопили, что Глонасса никогда не будет в смартфончиках или автонавигаторах  :lol: Как видите, спутники ГЛОНАССа работают в качестве дополнения к GPS. Но это только пока ;)

А что может быть после "пока"? После измерения псевдодальности, в метрах или в миллисекундах, разницы между спутниками ГЛОНАСС и GPS практически нет никакой.  Дальше можно считать координаты по большому общему созвездию.  Ну, может быть, с весовым коэффициентом, учитывающим разницу в точностных характеристиках.

Как можно использовать ГЛОНАСС как дополнение к GPS, и наоборот, GPS как дополнение к ГЛОНАСС, непонятно.

Как только будет создан и запущен в массовое производство чип, работающий по обеим системам, он тут же будет применяться во всех бытовых приборах - от телефонов до утюгов.

anik

http://www.npopm.ru/images/File/magazin/2012/m14-screen.pdf

"На первом этапе ФЦП – с 2012 по 2015 годы – предполагается обеспечить поддержание орбитальной группировки системы ГЛОНАСС с завершением лётно-конструкторских испытаний спутников нового поколения «Глонасс-К». В дальнейшем (начиная с 2016 года) космическими аппаратами этой серии планируется заменить КА «Глонасс-М», которые к тому времени исчерпают свой ресурс на орбите. В результате замены к 2020 году в составе орбитальной группировки должно быть не менее 22 спутников «Глонасс-К», используемых по целевому назначению.
Всего в рамках ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» на 2012-2020 годы в ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» планируется изготовить и запустить 13 космических аппаратов «Глонасс-М» (плюс 2 КА по предыдущей ФЦП) и 22 КА «Глонасс-К».
В соответствии с планируемой программой запусков навигационных КА в рамках ФЦП на предприятиях космической отрасли страны предусмотрено создание необходимого количества ракет-носителей и разгонных блоков"


anik

Если я правильно понял, пока план запусков спутников "Глонасс" выглядит так:

2012
Блок К2с - Глонасс-К1
Блок 47 - три Глонасса-М

2013
Блок 48с - Глонасс-М
Блок 49 - три Глонасса-М
Блок 50с - Глонасс-М

2014
Блок 51 - три Глонасса-М
Блок 52с - Глонасс-М
Блок 53с - Глонасс-М
Блок 54 - три Глонасса-М
Блок К3с - Глонасс-К2

instml

Go MSL!

anik

Программа «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы»
http://www.federalspace.ru/main.php?id=24

ЦитироватьГлонасс-К2? Вроде пообещали в 2013
Нет запуска "Глонасса-К" в 2013 году.

instml

Пхеньян прекратил "глушить" южнокорейские системы GPS-связи для гражданской авиации
ЦитироватьСеул. 15 мая. INTERFAX.RU - КНДР с воскресенья прекратила наведение помех на системы GPS служб гражданской авиации Южной Кореи, что на протяжении последних двух недель отразилось на сотнях рейсов, сообщили во вторник сотрудники Корейской комиссии по связи.

Министерство транспорта Южной Кореи также подтвердило, что с ночи воскресенья южнокорейские гражданские рейсы не испытывают никаких проблем с получением качественных GPS-сигналов.

После начала глушения Южная Корея направила жалобы в Пхеньян, в Международный союз электросвязи, а также в Международную организацию гражданской авиации.
http://www.interfax.ru/news.asp?id=245754
Go MSL!

instml

Все автозаки в России к 2013 году должны оснастить ГЛОНАССом
ЦитироватьРЯЗАНЬ, 15 мая - РИА Новости. Федеральная служба исполнения наказаний планирует к 2013 году оснастить все спецавтомобили ведомства спутниковой системой глобального позиционирования (ГЛОНАСС), сообщил во вторник начальник управления охраны и конвоирования службы Михаил Буц.

"Планируется до конца 2013 года оснастить системой ГЛОНАСС весь парк спецавтомобилей - это свыше 2 тысяч машин для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей", - сказал он на пресс-конференции в Рязани.

ГЛОНАСС является российским аналогом американской системы глобального позиционирования (GPS) и позволяет определять местоположение и скорость движения сухопутных, морских и воздушных объектов с точностью до метра.
http://ria.ru/society/20120515/649739552.html
Go MSL!

instml

Go MSL!