"космический мотоцикл" (СПК)

Автор max_schmurz, 13.02.2004 10:09:26

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 2 гостей просматривают эту тему.

Andy_K64

ЦитатаПо-моему, за это время космонавта можно десять раз поймать и в шлюз засунуть...
Это если он находится "в здравом уме и трезвой памяти", т.е. не потерял сознание и может сам зафиксироваться в ОПГ. А "ловля бабочки" предназначена именно для случая, когда астронавт потерял дееспособность, если верить утверждению Старого. А у меня нет оснований ему не верить.

ratman

Да, но непонятно: как можно что-либо поймать, закрыв створки, если их закрытие занимает несколько минут:
http://spaceflight.nasa.gov/shuttle/reference/shutref/structure/baydoors.html

Далее. Ну, пусть мы поймали бесчувственного космонавта в грузовой отсек - что толку ? Во-первых, он будет стукаться об стенки. А во-вторых, все равно его надо там ловить и пихать в шлюз.

Впрочем, надеюсь, Старый появится - обьяснит.
Quem Deus vult perdere, prius dementat

Игорь Суслов

Цитата...как можно что-либо поймать, закрыв створки, если их закрытие занимает несколько минут:
...он будет стукаться об стенки. А во-вторых, все равно его надо там ловить и пихать в шлюз.

Если астронавт здоров и может совершать осмысленные :) движения, то - все ясно, можно обойтись без закрытия створок.
Если он без сознания, то без створок тоже можно обойтись. Я не уверен точно, но наверняка астронавты (те, что здоровы) могут находиться в ОПН при маневрах шаттла (если, конечно не используются движки орбитального маневрирования), а это значит, что "пойманного" астронавта, выходящие астронавты могут захватить либо "на лету", либо сразу после поимки в ОПН. Кроме того, даже если предположить, что выходящих астронавтов пока нет в ОПН, сам шаттл может "придавить" терпящего бедствие к дну ОПН постоянным и очень малым ускорением, создаваемым двигателями ориентации...

Впрочем, это имхо, навеянное чтение научно-популярной литературы, не подкрепленное соответствующими документами НАСА, описывающими эту процедуру.
Спасибо не говорю, - уплачено...

Andy_K64

ЦитатаВпрочем, это имхо, навеянное чтение научно-популярной литературы, не подкрепленное соответствующими документами НАСА, описывающими эту процедуру.
А вот это скорее всего!

Игорь Суслов

ЦитатаА вот это скорее всего!

Положим, ерничать мы все умеем... Хотите и я что-нибудь "умное" напишу?

В чем я принципиально ошибся? Или даже непринципиально?
Спасибо не говорю, - уплачено...

Andy_K64

Цитата
ЦитатаА вот это скорее всего!

Положим, ерничать мы все умеем... Хотите и я что-нибудь "умное" напишу?

В чем я принципиально ошибся? Или даже непринципиально?
А я ёрничаю?! Совсем даже наоборот. Я с вами соглашаюсь. Просто я не заметил, что это IMHO

Игорь Суслов

Цитатая ёрничаю?! Совсем даже наоборот. Я с вами соглашаюсь. Просто я не заметил, что это IMHO

:) "Проехали"...
Спасибо не говорю, - уплачено...

Старый

Извиняюсь что отсутствовал.
 Значит так. Про разницу между ММУ/СПК и САФЕР. ММУ/СПК это штатные средства перемещения, на них космонавты летают намеренно. А значит могут быть проблемы и должны быть предусмотрены способы страховки. САФЕР это само по себе уже средство страховки, на нём намерено никто летать не собирается, можети даже за всю историю так никто ни разу и не слетает. Зачем ему страховка.
 Грубо говоря аналогия такая: когда парашютист прыгает с парашютом, то он имеет запасной. Когда лётчик летит в самолёте, он тоже снабжён парашютом, но запасного парашюта нет, потому что тот что есть и так уже запасной, а основным служит самолёт. :) Так и тут.
 Мне показалось что ктото не понял что такое СПК, что это якобы средство перемещения вокруг станции. Отнюдь. Это был аналог ММУ и предназначался он для Бурана, а на Мире были только испытания. Ни о каких свободных (без тросика) полётах на Мире не было и речи.

 Насчёт "сварит". Космонавт одет в скафандр который снабжён теплоизоляцией защищающей от прямого нагрева Солнцем, практически исключающей внешний теплообмен. От нагрева какими радиаторами Шаттла она спасёт 10 раз. :) Охлаждение скафандра (отвод выделяемого космонавтом тепла) осуществляется водно-испарительной системой. Она будет прекрасно работать и внутри закрытого отсека, ей лишь бы был вакуум. Не забывайте: в аналогичных скафандрах космонавты рассекали по раскалённой поверхности Луны под прямыми лучами солнца и ничего, не сварились. Вобщем не может быть и речи что космонавт внутри закрытого ОПН перегреется.
 Шаттл способен в течение нескольких часов летать с закрытыми створками отсека ПН, при этом отвод тепла осуществляется (если не ошибаюсь) также водно-испарительной системой.
 Ну и наконец о чём я уже говорил: когда один космонавт летает на ММУ, второй сидит в ОПН на страховке. Так что створки можно и не закрывать, второй космонавт может схватить "летуна" и руками. Опять же есть манипулятор. Закрывание створок это на совсем крайний случай, если иными способами загарпунить летуна не удастся.
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

ааа

Закрывание створок это на совсем крайний случай, если иными способами загарпунить летуна не удастся.

Ага, гарпуном его! :)

Делюсь своими газетными вырезками.


В 33 метрах от станции.[/size]

Вчера состоялись первые испытания "космического мотоцикла".

...Медленно и плавно удаляется от орбитального дома Александр Серебров, облаченный в серебристый скафандр с темным забралом-светофильтром на гермошлеме. За спиной - "летающее кресло", или, если следовать официальному названию, средство для автономного передвижения космонавта (СПК). Руки бортинженера на пультах управления, вмонтированных в "подлокотники". Серебров летит спиной вперед, так как постоянно обращен лицом к станции, с которой его соединяет тонкая нить капронового троса. Трос кажется светлой паутинкой в лучах Солнца, изгибается дугой то вправо, то влево, пока небольшая лебедка, аккуратно подбирая, не натягивает его. Вверху, на спинке кресла, горят два сигнальных огня. Картина уплывающего космонавта на фоне космической бездны весьма впечатляет...
Командир экипажа Александр Викторенко, тоже в полном космическом облачении, стоит на специальной площадке снаружи комплекса.
Так начались вчера первые летные испытания советского "космического мотоцикла", за ходом которых мы наблюдали в Центре управления полетом. Вначале Серебров отошел на пять метров, осуществляя маневры, отклоняясь то вправо, то влево, то вверх, то вниз, переходил из линейного движения во вращательное, зависал...
Следующая серия маневров производилась уже при большем удалении от комплекса. Максимальное расстояние составило 33 метра. Однако космический дом был почти все время в поле зрения Сереброва.
Движение СПК осуществляется с помощью микродвигателей, работающих на сжатом воздухе, - шестнадцати основных и стольких же резервных, причем использовать их можно в любой комбинации. Вообще все системы управления, энергетики здесь полностью дублированы. Это обеспечивает высокую надежность "космического мотоцикла".
В перерыве между сеансами связи на вопросы журналистов ответил генеральный конструктор систем жизнеобеспечения и спасения, Герой Социалистического Труда Г.И.Северин.
- Автономный скафандр с системой перемещения и маневрирования, - сказал он, - позволяет вести вне орбитального комплекса монтажные и исследовательские работы. Представьте, что вы собираете в космосе большую конструкцию, надо постоянно перелетать от одного места к другому - здесь без новой системы не обойтись. Да и при обслуживании орбитального комплекса она тоже очень полезна. С помощью СПК можно перемещать грузы, можно даже вывести несколько управляемых по радио роботов, и под руководством бригадира-космонавта они будут выполнять необходимую работу. Наконец, СПК является и эффективным средством спасения в космосе. Подойдя к терпящему бедствие кораблю или станции, спасатель доставит доставит космонавта на другой корабль.
- Почему американские астронавты летали в космосе без страховочного троса, а у нас он есть?
- У "Шаттла" больше возможности маневрировать на орбите, отклоняться в сторону, то есть в случае необходимости совершить так называемый маневр подбора космонавта. Такие же возможности есть и у нашего "Бурана", а вот у орбитального комплекса их меньше. Поэтому и используется страховочный трос.
- А как будет на "Буране"?
- Там, по-видимому, трос не нужен. Кстати, на обном из наших многоразовых кораблей будет специальный "гараж" для СПК.
- Когда вы начали работу над установкой по перемещению космонавта?
 - Еще в 1965 году, в 1966-м она была готова. Но после смерти С.П.Королева планы изменились и наша программа поломалась. Только в 1985 году, почти через 20 лет, работы возобновились. Сейчас мы создали более совершенную конструкцию, хотя и первая была совсем неплохая, примерно с такими же параметрами.
Вчерашние испытания, прошедшие отлично, подтвердили высокие качества "космического мотоцикла".
(Спец. корр. "Труда").
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

Игорь Суслов

ЦитатаИзвиняюсь что отсутствовал. и т.д.

Это и так понятно. ПРОЦЕДУРА СПАСЕНИЯ интересна.
Спасибо не говорю, - уплачено...

ааа

Вперед, космоцикл![/size]

Репортаж из Центра управления полетом.

А теперь в космосе будет работать... бригада роботов. Специальные средства передвижения СПК - космические "мотоциклы" - отвезут их в дальний угол орбитальной станции, где под началом космонавта-бригадира по "кирпичикам" они сложат новый отсек: вот только что это будет - сауна или компьютерный класс, - два Саши, Викторенко и Серебров, до сих пор не сговорились.
Эта фантастическая картинка совсем скоро станет реальностью. Потому что первый шаг вчера был сделан.
Впервые в истории советской космонавтики Александр Серебров, оседлав "мотоцикл" (пристегнулся к нему металлическим поясом), отчалил от орбитальной станции и слегка - для первого раза - покатался. Назад, вверх, вниз, вправо, влево, вперед... И еще, еще раз. Плавно так, на фоне черного космического неба.
Правда, пока на тросе - тоненькой, четырехмиллиметровой веревочке из очень прочного волокна. Страховка. Мало ли что, а станция наша упрямо идет по орбите, свернуть не может. Командир А.Викторенко рядом, в скафандре, подстраховывал, помогал.
- Над созданием такого аппарата мы работали давно, со дня выхода Алексея Леонова в космос, - рассказывает генеральный конструктор Герой Социалистического Труда Гай Ильич Северин. - И первая установка была готова и испытана в 1966 году. Но после смерти Сергея Павловича Королева эта программа завалилась - изменилась несколько точка зрения. Мы, наверное, опередили время. И пришлось забросить работу, но вот появились сообщения, что американцы испытали свой "мотоцикл", и в 1985 году мы снова приступили к работе. Конечно, теперь на новом уровне, чтобы сделать установку и прогрессивную, и компактную.
Живи мы в космосе, создателю автомобиля было бы много проще: не нужно никакого горючего - бензина или керосина, накачал в баллон сжатый воздух, сделал в крышке маленькую дырочку - вот тебе и тяга. И никаких конфликтов с экологией.
Конечно, это очень упрощенный рассказ о микродвигателях "мотоцикла" (американские, например, на азоте). Работать "мотоцикл" может до шести часов, отойти от станции на 46 метров - дальше пока трос не пустит. Есть у него и настоящие навигационные огоньки - как на крыльях самолета, зеленый и красный. А вдруг - чем черт не шутит - кто мимо пролетать будет?..
Случится такое, правда, не сегодня. Но и "мотоцикл" может показать себя в полной красе лишь завтра. Как вы уже поняли, при работах строительных, а также спасательных, исследовательских, да мало ли что еще. На "Буране", например, будет для него специальный гараж.
Прогулка продлилась шесть часов.
- Совсем как на подводной охоте, - еще на Земле, после испытаний на специальном стенде, говорил А.Серебров. Вчера, уже имея опыт, он подтвердил: испытания создавали полную имитацию работы в космосе.
"Витязям" до возвращения на Землю предстоит еще раз испытать "мотоцикл" - 5 февраля. После них работу продолжит новый экипаж - он уже на Байконуре и через 10 дней стартует к "Миру".

В.Умнов
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

ааа

Вести с орбиты.[/size]

ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ, 5 февраля (ТАСС).

Александр Викторенко и Александр Серебров продолжают работу на борту орбитального научно-исследовательского комплекса "Мир".
В соответствии с программой полета они осуществили пятый выход в открытое космическое пространство и завершили летные испытания установки для автономного передвижения космонавта, а также новой системы шлюзования и выхода специализированного модуля "Квант-2".
В открытый космос экипаж вышел в 09 часов 08 минут московского времени. Программа испытаний установки, которые сегодня проводил Александр Викторенко, включала в себя отработку средств управления движения при различных режимах и удалениях от орбитального комплексадо 45 метров. Командир экипажа дал высокую оценку эксплуатационным характеристикам установки передвижения космонавта.
В ходе перемещения в открытом космическом пространстве командиром экипажа выполнены эксперименты по исследованию радиационной обстановки вблизи орбитального комплекса.
После завершения запланированных работ экипаж возвратился в помещение станции. Время нахождения Александра Викторенко и Александра Сереброва в открытом космосе составило 3 часа 45 минут.
Программа работ в открытом космическом пространстве экипажа пятой основной экспедиции выполнена полностью. Успешные испытания скафандров новой модификации, установки для маневрирования и передвижения космонавта и нового шлюзового отсека открывают широкие возможности в создании и эксплуатации на околоземной орбите перспективных пилотируемых систем научного и народнохозяйственного назначения.
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

ааа

Что с космическим мотоциклом?[/size]

Если память мне не изменяет, где-то в конце 1989 года на "Мире" проводились испытания космического мотоцикла. Тогда же писали, что его можно использовать для доставки грузов. Но с тех пор я что-то ничего не слышал, чтобы мотоцикл нашел практическое применение. Интересно знать, что с ним, а также как обстоят дела с подобным мотоциклом у американцев на "Шаттле"?
Е.Садырин.  Курск.[/size]

Выходу в открытый космос, состоявшемуся 15 июля, предшествовала большая и кропотливая работа экипажа "Мир". Космонавты А.Арцебарский и С.Крикалев в течение двух недель готовили скафандры, необходимую аппаратуру. Львиная доля времени ушла на подготовку и упаковку в контейнеры деталей, из которых предстояло собирать космическую башню. Их общий вес достигает 100 килограммов.
Изрядно пришлось повозиться и с космическим мотоциклом. Нужно было освободить шлюзовой отсек, чтобы приспособить его под временный склад для выносимого оборудования. Именно в шлюзовом отсеке, словно в теплом гараже, около полутора лет стоит на приколе космический мотоцикл.
К глубокому сожалению, после двух испытательных полетов, проведенных членами  пятой основной экспедиции А.Викторенко и А.Серебровым в феврале 1990 года, космический мотоцикл на "Мире" так и не нашел практического применения. Кстати, американцы свое летающее кресло, которое они назвали ранцевой реактивной установкой, испытывали также в феврале, но только шестью годами раньше.
Наши космонавты дали высокую оценку эксплуатационным характеристикам мотоцикла, подчеркнув его добротность и надежность, удобство в управлении, великолепные маневренные качества.
Тогда в газетах действительно писали, что мотоцикл на "Мире" может быть использован для проведения ремонтных и монтажных работ, доставки грузов или проведения инспекторского осмотра орбитального комплекса, ныне достигшего внушительных размеров.
На деле же, как это ни печально признавать, после испытаний ни одному из космонавтов последующих четырех экспедиций так и не довелось "выкатить" мотоцикл из гаража и попробовать его на деле. Почему же? Ответ прост: мотоцикл не приспособлен для перевозки грузов. В этом смысле конструкторам предстоит еще поработать.
В самом деле как, скажем, космонавту в скафандре, который прикреплен в трех точках к креслу, справиться с грузом в открытом пространстве? Тем паче, что руки у него лежат на подлокотниках, а пальцами он нажимает кнопки управления? Значит, нужно жесткое буксирное устройство. А как причаливать и швартоваться? Перечень вопросов, требующих глубокой проработки, можно продолжить. А вообще-то мотоцикл конструировался не для орбитальной станции, а для "Бурана". Сейчас же, как уже говорилось, космический мотоцикл разобрали на шесть частей и переместили в соседний приборно-научный отсек "Кванта-2".
Эксплуатируют ли свой мотоцикл на "Шаттле" американские астронавты? Да, они пользуются им при выполнении операций по возвращению на Землю для ремонта некоторых спутников. Делается это таким образом. "Шаттл" приближается к спутнику на расстояние 10-12 метров. Астронавт на мотоцикле "подъезжает" к спутнику, защелкивает замковое устройство, и манипулятор "Шаттла" водружает спутник в грузовой отсек корабля. С помощью мотоцикла проводился и осмотр плиточных покрытий "Шаттла".
Часто спрашивают, а когда состоится очередной старт нашего "Бурана"? Намечен он на конец этого года, а точнее - на декабрь. Как и в первый раз, в беспилотном варианте. Однако сведущие люди говорят, что в назначенный срок полет, видимо, не состоится.
Во втором, беспилотном полете планируется стыковка "Бурана-2" с орбитальным комплексом. Причаливать многоразовый корабль будет к стыковочному узлу, смонтированному на модуле "Кристалл". После более чем пятнадцатилетнего перерыва будет использован такой же агрегат стыковки, который применялся во время первого советско-американского полета по программе "Союз"-"Аполлон".
Особый интерес вызывает новая схема сближения. Так как на "Буране" разместить стыковочный агрегат в носовой части нельзя (во время полета в плотных слоях атмосферы он непременно сгорит), его установили в грузовом отсеке корабля. "Буран-2" будет стыковаться как-бы "со спины".
После беспилотного рейса, намеченного пока что на декабрь нынешнего года, в 1992 году планируется пилотируемый. Кандидатами в первый экипаж являются Игорь Волк и Александр Иванченков.

Б.Олесюк   [/size]
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

Serg Ivanov

ЦитатаЗакрывание створок это на совсем крайний случай, если иными способами загарпунить летуна не удастся.

Ага, гарпуном его! :)

Делюсь своими газетными вырезками.


В 33 метрах от станции.[/size]

Вчера состоялись первые испытания "космического мотоцикла".

...Медленно и плавно удаляется от орбитального дома Александр Серебров, облаченный в серебристый скафандр с темным забралом-светофильтром на гермошлеме. За спиной - "летающее кресло", или, если следовать официальному названию, средство для автономного передвижения космонавта (СПК). Руки бортинженера на пультах управления, вмонтированных в "подлокотники". Серебров летит спиной вперед, так как постоянно обращен лицом к станции, с которой его соединяет тонкая нить капронового троса. Трос кажется светлой паутинкой в лучах Солнца, изгибается дугой то вправо, то влево, пока небольшая лебедка, аккуратно подбирая, не натягивает его. Вверху, на спинке кресла, горят два сигнальных огня. Картина уплывающего космонавта на фоне космической бездны весьма впечатляет...
Командир экипажа Александр Викторенко, тоже в полном космическом облачении, стоит на специальной площадке снаружи комплекса.
Так начались вчера первые летные испытания советского "космического мотоцикла", за ходом которых мы наблюдали в Центре управления полетом. Вначале Серебров отошел на пять метров, осуществляя маневры, отклоняясь то вправо, то влево, то вверх, то вниз, переходил из линейного движения во вращательное, зависал...
Следующая серия маневров производилась уже при большем удалении от комплекса. Максимальное расстояние составило 33 метра. Однако космический дом был почти все время в поле зрения Сереброва.
Движение СПК осуществляется с помощью микродвигателей, работающих на сжатом воздухе, - шестнадцати основных и стольких же резервных, причем использовать их можно в любой комбинации. Вообще все системы управления, энергетики здесь полностью дублированы. Это обеспечивает высокую надежность "космического мотоцикла".
В перерыве между сеансами связи на вопросы журналистов ответил генеральный конструктор систем жизнеобеспечения и спасения, Герой Социалистического Труда Г.И.Северин.
- Автономный скафандр с системой перемещения и маневрирования, - сказал он, - позволяет вести вне орбитального комплекса монтажные и исследовательские работы. Представьте, что вы собираете в космосе большую конструкцию, надо постоянно перелетать от одного места к другому - здесь без новой системы не обойтись. Да и при обслуживании орбитального комплекса она тоже очень полезна. С помощью СПК можно перемещать грузы, можно даже вывести несколько управляемых по радио роботов, и под руководством бригадира-космонавта они будут выполнять необходимую работу. Наконец, СПК является и эффективным средством спасения в космосе. Подойдя к терпящему бедствие кораблю или станции, спасатель доставит доставит космонавта на другой корабль.
- Почему американские астронавты летали в космосе без страховочного троса, а у нас он есть?
- У "Шаттла" больше возможности маневрировать на орбите, отклоняться в сторону, то есть в случае необходимости совершить так называемый маневр подбора космонавта. Такие же возможности есть и у нашего "Бурана", а вот у орбитального комплекса их меньше. Поэтому и используется страховочный трос.
- А как будет на "Буране"?
- Там, по-видимому, трос не нужен. Кстати, на обном из наших многоразовых кораблей будет специальный "гараж" для СПК.
- Когда вы начали работу над установкой по перемещению космонавта?
 - Еще в 1965 году, в 1966-м она была готова. Но после смерти С.П.Королева планы изменились и наша программа поломалась. Только в 1985 году, почти через 20 лет, работы возобновились. Сейчас мы создали более совершенную конструкцию, хотя и первая была совсем неплохая, примерно с такими же параметрами.
Вчерашние испытания, прошедшие отлично, подтвердили высокие качества "космического мотоцикла".
(Спец. корр. "Труда").

А почему космонавта на мотоцикле не может вернуть другой космонавт на другом мотоцикле?

ааа

А кто потом будет ловить этого второго космонавта? :)

А если серьезно, то двух "мотоциклов" одновременно ни на шаттле, ни тем более на "Мире". А если бы и были, то как Вы представляете себе транспортировку одним "мотоциклистом" другого?
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

Serg Ivanov

ЦитатаА кто потом будет ловить этого второго космонавта? :)

А если серьезно, то двух "мотоциклов" одновременно ни на шаттле, ни тем более на "Мире". А если бы и были, то как Вы представляете себе транспортировку одним "мотоциклистом" другого?
Да хоть валетиком! :)  А почему небыло двух на "Мире"?
Согласитесь, комплект к мотоциклу в виде "Шаттла" или "Бурана" со стороны несколько странно смотрится... :shock:

Serg Ivanov

Цитата: "ааа"Закрывание створок это на совсем крайний случай, если иными способами загарпунить летуна не удастся.

Ага, гарпуном его! :)

А если вместо гарпуна использовать самозакрывающуюся сеть "выстреливаемую" на тросе? Типа той которыми полиция невменяемых ловит.

ken_park

Кто нибудь встречал, опять такт где нибудь, чертеж, схему или хотя бы просто l*b*h устройства?
Спасибо! 

ken_park

Какими же бездарностями надо быть, чтоб "наклепать" такое:
https://youtu.be/RLTzVWg4qe8?t=691

Старый

Цитатаken_park написал:
Какими же бездарностями надо быть, чтоб "наклепать" такое:
 https://youtu.be/RLTzVWg4qe8?t=691
Кстати, следующий сюжет как на МКС грузят бабу, из которого снимок в Ох, уморе. 
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.