Российская лунная экспедиция

Автор Liss, 16.07.2014 00:19:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Astro Cat

#4940
Цитата: Veganin от 23.03.2021 17:14:52Неэффективное использование топлива: разгонять еще и ненужные для конечной ПН (ПТК НП или ЛВПК) элементы ступеней ракетного поезда.

А геморрой лишними стыковками с танкерами (они бабла стоят) с переливами в космосе (это время, переливная аппаратура и сложность). Поэтому нужна универсальность, массовость и дешевизна,имхо. 

Кроме того, при сбое движка единственного буксира все сразу и накрывается. А при кучке автономных модулей меняется только неисправный. И опять же - часть разгонных модулей на разгон, часть на торможение. А вы огромный буксир на ОЛО потащите, а потом еще и назад?

Sam Grey

Цитата: Veganin от 23.03.2021 17:14:52
Цитата: Astro Cat от 23.03.2021 15:20:50
Цитата: Veganin от 23.03.2021 10:37:44Межорбитальный (Земля-Луна-Земля), многоразовый.

Многоразовый бессмысленен. Пустой гнать с Луны надо сжечь топливо, потом сжечь, тормозя. Потом надо переливать с танкера.

А одноразовый с 2 СУ вывел на НОО и болтается он себе на НОО. Потом прилетает близнец, стыкуются. Потом еще. В конце - нагрузка. И полетели! 1й разгон, сброс. 2й разгон, сброс...
Неэффективное использование топлива: разгонять еще и ненужные для конечной ПН (ПТК НП или ЛВПК) элементы ступеней ракетного поезда. Лучше один раз вложиться, на мой взгляд, в многоразовый грузовик Земля-НОО и заправлять гептилом буксир.
А Роскосмос умеет заправлять гептилом спутники по образцу MEV?
 
(про Прогрессы/МКС знаю, но там другая система, и баки с гармошкой являются утерянной технологией, как показало камлание с "Наукой")

Veganin

#4942
Цитата: Astro Cat от 23.03.2021 18:06:48
Цитата: Veganin от 23.03.2021 17:14:52Неэффективное использование топлива: разгонять еще и ненужные для конечной ПН (ПТК НП или ЛВПК) элементы ступеней ракетного поезда.

А геморрой лишними стыковками с танкерами (они бабла стоят) с переливами в космосе (это время, переливная аппаратура и сложность). Поэтому нужна универсальность, массовость и дешевизна,имхо. 

Кроме того, при сбое движка единственного буксира все сразу и накрывается. А при кучке автономных модулей меняется только неисправный. И опять же - часть разгонных модулей на разгон, часть на торможение. А вы огромный буксир на ОЛО потащите, а потом еще и назад?
У нас просто разные взгляды на достоинства и недостатки :) Ваш модуль с двумя СУ вряд ли будет дешевым и простым в изготовлении, а многоразовый "Прогресс-Заправщик" для Ангары-А5М выйдет проще и дешевле в эксплуатации, поднимет надежность буксира. Что будет, если при подлете к Луне тормозной модуль уйщет в отказ и не сможет отстыковаться? Придется на выкидон отправлять два модуля - неисправный и исправный.

Мне идея с многоразовым тяжелым Прогрессом нравится больше, но еще больше - забор из трех РН с ПН тонн в 60-70. Если мы взялись за Луну всерьез, то экономия денег на средствах доставки и инфраструктуре абсурдна: недостатки в виде недостаточно большой ПН на ОЛО, ненадежность средств доставки, отсутствие возможности нарастить частоту полетов к Луне в итоге выльются в еще большие денежные затраты и на десятилетия ограничат как научные исследования, так и освоение Луны. Все равно, что в новостройке купить студию исходя из экономии. Для государства это тупиковый путь.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Astro Cat

Цитата: Veganin от 23.03.2021 18:46:44Ваш модуль с двумя СУ вряд ли будет дешевым и простым в изготовлении, а многоразовый "Прогресс-Заправщик" для Ангары-А5М выйдет проще и дешевле в эксплуатации,

Бгг. Серийный модуль, заправляемый на заводе, дорогой, а Танкер с аппаратурой перекачки, стыковки - дешевый!

И как он "многоразовый" еще? Тогда он вообще бриллиантовый будет! )))

Цитата: Veganin от 23.03.2021 18:46:44Что будет, если при подлете к Луне тормозной модуль уйщет в отказ и не сможет отстыковаться?

Тоже что и с вашим монстром, бесполезно гоняемым обратно. Кстати чем вы его на НОО с Луны тормозить собрались?

Veganin

Цитата: Sam Grey от 23.03.2021 18:07:35А Роскосмос умеет заправлять гептилом спутники по образцу MEV?
Придется научиться  :)  

ЦитироватьВы знаете, Низа, милый астронавигатор, что около восьмидесяти пяти лет назад была тридцать четвёртая звёздная экспедиция, прозванная «Ступенчатой». Три звездолёта, снабжая друг друга горючим, отдалялись всё дальше от Земли в направлении созвездия Лиры. Те два, что не несли экипажа исследователей, отдали анамезон и возвратились обратно. Так восходили на высочайшие горы спортсмены-альпинисты. Наконец третий, «Парус»..."

Никто три звездолета не стыковал, да и альпинисты товарищей на своем хребту не тащил .

Если лунную программу загубят, то удовлетворюсь рудником на Марсе для всех патриотично настроенных казнокрадов-краснобаев России, Украины и б. СССР с мультипаспортами. Полагаю, жители б. СССР единодушно придут к конценсуссу  по данному вопросу :)
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Veganin

Цитата: Astro Cat от 23.03.2021 19:05:05
Цитата: Veganin от 23.03.2021 18:46:44Ваш модуль с двумя СУ вряд ли будет дешевым и простым в изготовлении, а многоразовый "Прогресс-Заправщик" для Ангары-А5М выйдет проще и дешевле в эксплуатации,

Бгг. Серийный модуль, заправляемый на заводе, дорогой, а Танкер с аппаратурой перекачки, стыковки - дешевый!
Дешевый. Условный Прогресс с возможностью дозаправки гептилом буксира обойдется, в итоге, дешевле, чем изготовленные с нуля модули-разгонники.
Цитата: Astro Cat от 23.03.2021 19:05:05И как он "многоразовый" еще? Тогда он вообще бриллиантовый будет! )))
Ф-9 и многоразовый Дрэгон с Вами не согласны.
Цитата: Astro Cat от 23.03.2021 19:05:05Тоже что и с вашим монстром, бесполезно гоняемым обратно. Кстати чем вы его на НОО с Луны тормозить собрались?
Буксир будет тормозиться частью закаченного в него топлива. По дельта V, конечно, уступает многоступенчатому ракетному поезду, но зато надежнее и нет мусора на поверхности Луны и в космическом пространстве.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Astro Cat

Цитата: Veganin от 23.03.2021 19:22:34Ф-9 и многоразовый Дрэгон с Вами не согласны.

Нет. Там основная экономия на первой ступени. А у вас там офигенно дорогая Ангара. Несколько заправок и полет будет дороже СЛС.

Цитата: Veganin от 23.03.2021 19:22:34Буксир будет тормозиться частью закаченного в него топлива.
О. Еще и это топливо на Луну тащить и назад. Не пойдеть!

Дмитрий Инфан

Цитата: Veganin от 23.03.2021 19:22:34Буксир будет тормозиться частью закаченного в него топлива. По дельта V, конечно, уступает многоступенчатому ракетному поезду, но зато надежнее и нет мусора на поверхности Луны и в космическом пространстве.
Лучше тормозить от атмосферу Земли, для чего нужен аэродинамический экран.

Alex_II

Цитата: Дмитрий Инфан от 24.03.2021 05:01:33Лучше тормозить от атмосферу Земли, для чего нужен аэродинамический экран
Надо считать что выйдет дешевле - каждый раз пополнять запасы топлива на буксире (потраченные на торможение) или один раз установить щит для торможения об атмосферу... Решение как-то неочевидно. Хотя мне больше нравится вариант со щитом.
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Старый

Цитата: Alex_II от 24.03.2021 13:11:06Хотя мне больше нравится вариант со щитом.
А получится на щите... :(
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

sychbird

Цитата: Дмитрий Инфан от 24.03.2021 05:01:33
Цитата: Veganin от 23.03.2021 19:22:34Буксир будет тормозиться частью закаченного в него топлива. По дельта V, конечно, уступает многоступенчатому ракетному поезду, но зато надежнее и нет мусора на поверхности Луны и в космическом пространстве.
Лучше тормозить от атмосферу Земли, для чего нужен аэродинамический экран.
Будут большие механические нагрузки на конструкцию буксира и следовательно придется делать его тяжелее.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Практик

Цитата: sychbird от 24.03.2021 18:19:50
Цитата: Дмитрий Инфан от 24.03.2021 05:01:33Лучше тормозить от атмосферу Земли, для чего нужен аэродинамический экран.
Будут большие механические нагрузки на конструкцию буксира и следовательно придется делать его тяжелее.
Плюс не менее 25% от сухой массы буксира масса щита...

Дмитрий Инфан

#4952
Цитата: sychbird от 24.03.2021 18:19:50Будут большие механические нагрузки на конструкцию буксира и следовательно придется делать его тяжелее.
Тормозить пустой корабль много легче, чем с не до конца выработанным топливом. Поэтому аэродинамический экран может быть небольшим, и торможение может осуществляться в два приёма (с отскоком). А главное - погасить нужно всего 3 км/с. По формуле Циолковского, масса топлива (если тормозить только двигателями) составит 2/3 от исходной массы перед торможением. Вряд ли щит будет весить столько же.

Практик

Цитата: Дмитрий Инфан от 24.03.2021 20:33:06
Цитата: sychbird от 24.03.2021 18:19:50Будут большие механические нагрузки на конструкцию буксира и следовательно придется делать его тяжелее.
Тормозить пустой корабль много легче, чем с не до конца выработанным топливом. Поэтому аэродинамический экран может быть небольшим, и торможение может осуществляться в два приёма (с отскоком). А главное - погасить нужно всего 3 км/с. По формуле Циолковского, масса топлива (если тормозить только двигателями) составит 2/3 от исходной массы перед торможением. Вряд ли щит будет весить столько же.
Px=G/(Cx*Sмид) [кгс/м2]... G-вес, Сx - коэф. лобового сопротивления
Ваша оценка Px "пустого" буксира? От этой цифры можно будет судить о размере и массе щита.

2/3 это 67%...25% щит плюс 10% усиление конструкции буксира уже 35% плюс геморрой, как конструктивно расположить щит, а потом долго и нудно проверять его добротность!
А ещё разброс параметров атмосферы, что приведёт к дополнительным затратам, теперь уже топлива для парирования ошибок.
Вообщем использовать атмосферу заманчиво, но есть вопросы  ;)

cross-track

Цитата: Практик от 24.03.2021 20:59:40Px=G/(Cx*Sмид) [кгс/м2]... G-вес, Сx - коэф. лобового сопротивления
А что такое Px в этой формуле?
Не все у нас еще хорошо, кое-что - просто замечательно!

Дмитрий Инфан

Цитата: Практик от 24.03.2021 20:59:40Ваша оценка Px "пустого" буксира?
Примерно как у спускаемого аппарата "Аполлона".

Димитър

Пара вопросов
1.Какая ПН должна быть у сверхтяжа, чтобы отправить нормальную експедицию на Луне в один пуск?
Китайцы говорят про 140-150 тон на НОО...
В таком случае для двухпуска нужно 70-75 тон. 

2.Что вы думаете про "полтора пуска" - орбитальный корабль с космонавтами запускается на небольшую, проверенную ракету, а все остальное - на сверхтяже, который может быть сертифицирован только на грузовые полёты. Так американцы думали летать по программе Созвездие.

sas

Цитата: Дмитрий Инфан от 24.03.2021 20:33:06А главное - погасить нужно всего 3 км/с.
Но ведь пресловутые 11 с гаком км/сек мы имеем или сразу после сброса разгонника, или перед втыканием в атмосферу, в провинции оно тащиться с черепашьей скоростью. И не получиться чуток тормознуть в районе "Бологое", а потом пыхнуть уже у земли для скругления орбиты?

Цитата: Димитър от 25.03.2021 08:11:41Пара вопросов
1.Какая ПН должна быть у сверхтяжа, чтобы отправить нормальную експедицию на Луне в один пуск?
Китайцы говорят про 140-150 тон на НОО...
В таком случае для двухпуска нужно 70-75 тон.

2.Что вы думаете про "полтора пуска" - орбитальный корабль с космонавтами запускается на небольшую, проверенную ракету, а все остальное - на сверхтяже, который может быть сертифицирован только на грузовые полёты. Так американцы думали летать по программе Созвездие.

Ну учитывая, что ИРЛ Saturn V выводил 140 тонн, то цифры логичные.

Но нужно уточнить, что вы имеете ввиду под "нормальной экспедицией"?

The Heart of the Moon

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 25.03.2021 15:37:35Но нужно уточнить, что вы имеете ввиду под "нормальной экспедицией"?


  Нормальный полноценный флаговтык!  ;)